
Немного найдется проблем истории холодной войны, по которым исследователи пришли к относительному консенсусу. Одна из них - роль и место ее африканских, азиатских, латиноамериканских участников. За последние 20 лет, констатируется в предисловии к коллективному труду «Холодная война в третьем мире», достигнуто согласие относительно «двух важнейших положений». Первое: «Холодная война была действительно глобальным соперничеством, в котором третий мир был ключевым театром действий». Второе: «Холодная война была историческим событием, в котором незападные участники играли важную и самостоятельную роль»1. Развенчан и ушел в прошлое европоцентризм, никто уже не оспаривает их статуса как субъектов, акторов. Полемика ведется вокруг степени субъектности развивающихся стран, признания их такими же самостоятельными игроками, как европейские страны и США.
Показательна в этом отношении рецензия Джеффри Олмана на книгу американского историка Лизы Намикас о конголезском кризисе. Олман утверждает, что работе присущ недостаток, которым отмечены многие последние исследования по истории холодной войны в Африке: «Конго часто представляют как арену советско-американской конфронтации, а не пространством, где существовало собственное прочтение событий, внутренних и внешних. Даже такие выдающиеся личности как Лумумба, Касавубу и Чомбе подчас оставляют впечатление второстепенных фигур, которые мечутся между советской, американской и ооновской политикой». Рецензент считает, что «действия и воззрения конголезцев далеко не всегда укладывались в схему холодной войны, предложенную Намикас. Скорее конголезцы по-своему интерпретировали риторику, исходившую из Вашингтона, Москвы, Нью-Йорка и Брюсселя и нередко интегрировали эту интерпретацию в местное видение кризиса и места Конго в Африке, переживавшей быструю деколонизацию». Необходимо, делает вывод Олман, «широкое переосмысление парадигмы исследования холодной войны» в плане отказа от противопоставления Севера и Юга2.
Мне критика показалась необоснованной. Намикас впервые удалось воссоздать действительно международную историю конголезского кризиса, представив ее как результат сложного взаимодействия пяти основных игроков: США-СССР- Бельгия-ООН-Конго. Это стало возможным благодаря документам из архивов США, Бельгии, России, ГДР. Конголезским участникам этой пятерки уделено меньше места, чем США и СССР, но исключительно из-за недоступности архивов Конго. Намикас показала, какое влияние конголезцы оказывали на ход кризиса и поведение других сил. Больше акцентировать местную составляющую кризиса - значит пойти по пути, который неизбежно приведет к афроцентризму.
Основоположником африканского подхода, набирающего силу в историографии холодной войны, стал президент Ганы Кваме Нкрума. Он заявил с трибуны ООН 7 марта 1961 г.: «Совет Безопасности в первую очередь и Генеральная Ассамблея в определенной степени позволили загипнотизировать себя проблемой холодной войны. До сих пор любое решение по Конго принималось в контексте холодной войны, об интересах конголезцев часто просто забывали. Конго рассматривалось как пространство политического вакуума, куда может двинуться та или иная великая держава. В поисках путей выхода из кризиса не уделяли должного внимания конголезскому фактору, не учитывали, какое влияние те или иные меры окажут на внутреннюю ситуацию в Конго»3.

Патрис Лумумба в Брюсселе, 1960

Конго в 1961 году

Жозеф Касавубу

Моис Чомбе

Антуан Гизенга
.jpg/800px-President_John_F._Kennedy_Meets_with_the_President_of_the_Republic_of_Ghana%2C_Osagyefo_Dr._Kwame_Nkrumah_(JFKWHP-AR6409-B).jpg)
Кваме Нкрума и Кеннеди, 1961 год
Какой была роль Нкрумы в конголезском кризисе? Если судить по его публичным заявлениям и работе «Вызов Конго», он вопреки империалистическим проискам твердо и последовательно проводил самостоятельную линию на африканизацию урегулирования кризиса, стремился избавить
Конго от «внешнего давления», вывести страну из зоны холодной войны4.
Найденные автором документы из российских и зарубежных архивов дают основания оспорить эту распространенную версию о роли ганского президента на конголезском поприще.
До сих пор не получили внятного объяснения действия ганских войск во время операции ООН в Конго.
У Ганы был самый крупный контингент в составе ооновских войск. Нкрума публично заявлял, что «Гана изначально пришла в Конго для оказания помощи законному правительству Лумумбы, которое его и пригласило с этой целью»5. Нкруму и конголезского премьера Патриса Лумумбу связывали дружеские отношения. Они познакомились в декабре 1958 г. на первой конференции народов Африки, проходившей в столице Ганы Аккре. Там собрались представители 27 африканских стран и колоний, чтобы обсудить проблемы избавления континента от иностранного господства. Нкрума стал идейным наставником Лумумбы, давал ему советы, которые становились руководством к действию. Нкрума считал, что борьба Конго за независимость не является внутренним делом конголезцев, рассматривал ее не только как эпизод «глобальной идеологической борьбы», но и как часть «общеафриканского движения за освобождение Африки от колониального угнетения», подчеркивал «неоценимую важность Конго для остальной Африки»6. В Лумумбе как премьер-министре независимого Конго он увидел союзника готового словом и делом поддержать его план создания Соединенных Штатов Африки, который вызывал неприятие у многих африканских лидеров. Лумумба почитал Нкруму за кумира, они были друзьями, в письмах называли друг друга «братом», 8 августа 1960 г. подписали договор о слиянии Ганы и Конго в единое государство7.
А когда 5 сентября 1960 г. произошел государственный переворот, и Лумумба был отстранен от власти с помощью сил ООН, ганские войска не то что не пришли на помощь союзнику своего президента, они не пустили Лумумбу на лепольдвильскую радиостанцию и разоружили его охрану, когда он хотел призвать конголезцев сопротивляться перевороту. Лумумба написал Нкруме: «Ганские войска даже хотели стрелять в меня и моих солдат. <...> Твои солдаты открыто встали на сторону врагов, которые ведут войну против нашей Республики». И пригрозил разрывом отношений с Ганой, если ее войска не покинут радиостанцию8.
Публичные объяснения, которые дал Нкрума по поводу этого инцидента, подходят под описание состояния когнитивного диссонанса. «Действия войск в этом эпизоде, - заявил он с трибуны XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 марта 1961 г., - полностью соответствовали ганской политике поддержки ООН, хотя в данном конкретном случае правительство Ганы рассматривало действия ООН как совершенно недопустимое вмешательство во внутренние дела Конго и злоупотребление полномочиями, которыми силы ООН наделил Совет Безопасности»9.
Ситуацию проясняют документы из британских архивов. Ключевая фигура здесь - британский генерал Генри Александер, которого Нкрума в январе 1960 г. назначил начальником штаба вооруженных сил Ганы. В мемуарах Александер довольно скупо и фрагментарно описывает свою миссию в Конго, называет себя «солдатом, которого впутали в конголезский кризис»10. Генерал поскромничал. Его роль была не только и не столько военной, сколько политической. В секретном докладе в Министерство обороны Великобритании и Форин Офис он так формулировал свою задачу: «добиться, чтобы президент Нкрума действовал в рамках ООН». Всякий раз, когда Нкрума заявлял о намерении проводить собственную линию или проявлял опасные, как считал Александер, инициативы, он «старался вернуть президента на путь истинный»11. И ему это всегда удавалось.
Копии депеш, которые Александер посылал Нкруме, шли в Лондон, и по ним можно судить, какие аргументы использовались. Генерал играл на тщеславии президента и пугал его коммунистической угрозой. «Линия Ганы в Конго, - писал Александер 17 августа 1960, - должна способствовать успеху Объединенных Наций даже ценой краткосрочных политических издержек. Если Объединенные Нации при поддержке Ганы преуспеют в Конго, лично Вы, господин президент, войдете в историю как государственный деятель. Если ООН достигнет своих целей в Конго без поддержки Ганы или потерпит неудачу, что откроет двери вмешательству России, Гана ничего не выиграет». И резюме о последствиях действий в обход ООН: «Ваша репутация пострадает, Ваша армия развалится, Ваша страна станет банкротом, и в долгосрочной перспективе Гана неминуемо станет коммунистической»12.
Это было ясным посланием от руководства Великобритании, чьим посредником в отношениях с Нкрумой фактически являлся Александер. После смещения Лумумбы Нкрума оказался в сложном положении. Хрущев в конфиденциальном послании призвал его переподчинить свои войска в составе ооновских сил сторонникам Лумумбы13. Руководители левых афро-азиатских стран, чьи контингенты были в Конго, колебались между их передачей в распоряжение преемника Лумумбы Гизенги и выводом из страны. Не принял решения и Нкрума.
Ганский президент подвергся жесткому прессингу. Администрация США из-за «недружественной» позиции Ганы по Конго заморозила тридцатимиллионный заем на строительство гидроэнергетического комплекса на р. Вольта14. 30 декабря 1960 г. премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан направил Нкруме секретное послание. Оно весьма походило на инструкцию и содержало недвусмысленные предупреждения. «Я уверен, - писал Макмиллан, - что, беседуя с коллегами в Марокко, вы будете твердо помнить о следующем. Любые попытки ослабить или подорвать присутствие Объединенных Наций в Конго или вмешаться извне, в обход Объединенных Наций, очень опасны. Последствия, боюсь, окажутся далеко идущими. Это может обострить холодную войну на территории Конго, и что еще хуже, разделить Африку на два враждебных лагеря. Кроме того, если любая страна попытается действовать в Конго, не подчиняясь ООН, она обязательно получит отпор. Возникнет угроза существованию этой организации, сложится очень опасная ситуация. У всех нас появятся тяжелейшие проблемы»15. Нкрума в своей книге приводит переписку с Макмилланом по Конго, но об этом письме не упоминает. Я не встречал на него ссылок у других исследователей.
Под беседой в Марокко британский премьер подразумевал конференцию 3-7 января 1961 г. в Касабланке. В ней участвовали главы следующих государств: Ганы (Кваме Нкрума), Гвинеи (Секу Туре), Мали (Модибо Кейта), Марокко (Мухаммед V, председатель), ОАР (Гамаль Абдель Насер)16.
Обсуждение положения в Конго было бурным. По информации, полученной от доверенных лиц генерала Александера, многие «склонялись к тому, чтобы вывести свои войска из подчинения командования ООН и оставить их в Конго для поддержки Гизенги/Лумумбы». Нкрума внял предостережениям Макмиллана и был категорически против действий в обход ООН. Он настаивал на необходимости сохранения войск африканских стран в Конго под командованием ООН до тех пор, пока они не перейдут в подчинение Африканского командования17. Идею создания командования он выдвинул раньше, но шансы на то, что оно станет реальностью, уверенно стремились к нулю. Игра в фантом Африканского командования была остроумным ходом Нкрумы для выхода из затруднительной ситуации, когда надо было занять прозападную позицию и сохранить репутацию самостоятельного игрока в конголезском кризисе, отстаивающего интересы африканцев.
В принятой резолюции по Конго выражались «намерение и решимость <...> вывести свои войска и другой военный персонал, находящиеся в подчинении Оперативного командования Объединенных Наций в Конго»18. Это было оптимальным решением в условиях, когда СССР не оказывал военной помощи сторонникам Лумумбы19.
Если бы несколько африканских стран вывели свои войска в Конго из подчинения командования ООН, то объективно возникла бы необходимость в учреждении другого наднационального командования, африканского. Поскольку этого не случилось, участники конференции решили отложить первую встречу начальников штабов армий стран, которые могли бы сформировать командование и согласились, что оно не будет функционировать в Конго ни в рамках ООН, ни как самостоятельная структура20.
По настоянию Нкрумы срок удаления войск был оставлен открытым, так чтоони могли находиться в Конго под командованием ООН до конца операции21.
Вернувшись в Аккру из Касабланки, Нкрума сказал встречавшему его в аэропорту Александеру: «Я дрался как лев»22. Александер доложил в Лондон, что Нкрума оказал на ход конференции «крайне необходимое сдерживающее влияние», и «это вызывает огромное удовлетворение»23.
Это не помешало Нкруме сотрудничать с Советским Союзом в создании «Единых вооруженных сил Африки». Именно этим занимался в Гане в качестве «военного консультанта от СССР» генерал-майор В. Г. Куликов, выдающийся советский военачальник. Прибыл он туда в январе 1961 г. «по просьбе» Нкрумы и «по решению министра обороны Малиновского и министра иностранных дел Громыко»24. Подробностей своей миссии Куликов не раскрыл, но Африканское командование так и не было созданокак реально действующий орган25.
Все участники конференции, кроме Нкрумы, вывели свои контингенты из Конго. Ганские войска остались. И, как засвидетельствовал в своих мемуарах Александер, «не было ни одного случая, когда они не подчинились бы приказам командования ООН, которые могли противоречить указаниям ганского посла или Аккры»26.
13 февраля мир узнал об убийстве режимом Чомбе по указанию бельгийских властей Лумумбы и двух его соратников Мориса Мполо и Жозеф Окито27. Это был вызов, на который Нкрума не мог не ответить. 14 февраля он выступил с радиообращением к ганскому народу. Прозвучала самая резкая со времени начала кризиса в адрес ООН. Убийство, считал Нкрума, произошло потому что «силы ООН, которые сам Патрис Лумумба как премьер-министр пригласил в Конго для поддержания закона и порядка, не только не выполнили эту задачу, но и не позволили законному правительству защищать себя». Причастными к преступлению ганский президент считал и «правителей Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Франции и других держав, которые являются военными союзниками Бельгии»: «Почему они столь громко выражали негодование, когда Советский Союз предоставил в распоряжение законного правительства Конго гражданские самолеты и гражданские грузовики? Почему они молчали, когда их союзник Бельгия поставляла военные самолеты и бронетехнику [катангским] мятежникам? Почему ни один из членов НАТО ни разу публично не осудил Бельгию за ежедневные вопиющие нарушения резолюции Совета Безопасности. О, у этого убийства много соучастников»28.
14 февраля Нкрума направил находившемуся в Гвинее Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневу приглашение приехать в Гану. Брежнев намеревался посетить Марокко и Гвинею, но внес коррективы в свое африканское турне, и 16 февраля прилетел в Аккру. Положение в Конго занимало центральное место в его беседах с Нкрумой. Ганский президент изложил свой очередной план африканизации урегулирования кризиса. Он заявил, что намерен предложить «создание в Конго африканского командования под видом “нового командования ООН" » и послать туда войска стран - участниц Касабланкской группы. Им следовало не просто заменить войска ООН, но и взять на себя управление страной, принять «всю ответственность за поддержание закона и порядка в Конго»29.
План Нкрумы имел шансы перейти из разряда политической маниловщины в разряд гипотетических сценариев только при одном условии - оказание Советским Союзом военной помощи самопровозглашенному правительству Гизенги в Стэнливиле. Чтобы сделать его более привлекательным для советского руководства, ганский президент связал «передачу проблемы Конго в руки африканских государств» с «необходимостью принятия быстрых мер для устранения [Генерального секретаря ООН Дага] Хаммаршельда от конголезских дел». Советский лидер Н. С. Хрущев в сентябре 1960 г. с трибуны ООН подверг резкой критике линию генсека в конголезском кризисе и призвал его уйти в отставку.В ход была пущена и наглядная агитация. Здание ЦК правящей Народной партии конвента в Аккре, куда Брежнев прибыл в сопровождении Нкрумы, было увешано плакатами, один из которых гласил: «Хаммаршельд - иуда». Брежнев ничего не обещал, но в предложениях «по вопросу о Конго» рекомендовал: «В благожелательном духе уточнить нашу позицию в отношении идеи создания африканского командования под видом “нового командования ООН” и о посылке в Конго войск Касабланкской группы»30.
Более конкретными были переговоры по вопросу о «немедленной помощи оружием» правительству Гизенги. Обсуждались маршруты и способы его доставки. Нкрума назвал два варианта. Через Судан или через Центрально-Африканскую Республику (ЦАР). Президент утверждал, что с правительством ЦАР есть соответствующая договоренность, а премьер-министр Судана Аббуд после убийства Лумумбы якобы «начинает постепенно менять свою позицию и может дать согласие на провоз оружия в Стэнливиль через территорию Судана»31. Наследный принц Марокко Хасан, будущий король Хасан II, предложил доставить советское оружие из Марокко в Стэнливиль «под видом снабжения марокканских военных частей, находящихся в Конго». Нкрума и Хасан обратились к правительству СССР с просьбой направить советские пароходы с оружием в Марокко и Гану для последующей «транспортировки под ответственность правительств этих стран в Стэнливиль и передачи правительству Гизенги», приемника Лумумбы. Просьба была услышана. Брежнев в отчете о поездке написал, что «напрашивается предложение» «поручить соответствующим ведомствам срочно изучить вопрос о возможности поставки советского легкого стрелкового оружия и боеприпасов» в Гану и Марокко для передачи правительству Гизенги32.
Нкрума вряд ли рассчитывал, что Хрущев пойдет на эскалацию кризиса, начав военные поставки правительству Гизенги. И начал налаживать подпорченные отношения с другим центром силы. Не прошло и недели после отъезда Брежнева из Аккры, как Нкрума 21 февраля попросил посла США в Гане Фрэнсиса Рассела о встрече с президентом Кеннеди, продемонстрировав готовность «выйти из орбиты советского влияния». Кеннеди счел целесообразным принять Нкруму во время его визита в Нью-Йорк для участия в XV сессии ГА ООН, которая возобновляла работу в марте33.
Политическое чутье не подвело ганского президента. 22 февраля Хрущев обратился с посланием к главам государств и правительств более тридцати развивающихся стран. Среди адресатов был и Нкрума. Советский лидер считал, что необходимо вывести из Конго все иностранные войска «с тем чтобы предоставить конголезскому народу возможность самому решать свои внутренние дела». Гарантом «мира, порядка и спокойствия» в Конго должно было стать «законное правительство страны, возглавляемое преемником Патриса Лумумбы Антуаном Гизенгой. Хрущев подтвердил готовность СССР «вместе с другими дружественными Республике Конго государствами» оказать помощь «конголезскому народу и его законному правительству»34. Об Африканском командовании в послании ничего не говорилось.
Вскоре решился вопрос и о поставках оружия правительству Гизенги. Его представитель в Каире Пьер Мулеле 7 марта 1961 г. прибыл в Москву «с конфиденциальным визитом» и в течение недели вел переговоры с советскими высокопоставленными должностными лицами. Просьба Мулеле организовать поставки советского оружия в Стэнливиль воздушным путем была отклонена35. Советская поддержка правительства Гизенги ограничилась финансовой помощью в размере 500 тыс. дол. Второй транш, половина суммы, до получателя не дошла. У ЦРУ был агент в ближайшем окружении Мулеле. Агент описал «чемоданы, в которых курьер должен был перевозить деньги, и как тот собирался добраться до Стэнливиля». Резидент ЦРУ в Леопольдвиле Лоуренс Девлин организовал операцию по перехвату этого курьера в аэропорту Хартума, где деньги были похищены36.
7 марта с трибуны ООН Нкрума изложил план создания в Конго «нового усиленного гражданского и военного командования ООН», которое должно «взять на себя полную ответственность за поддержание закона и порядка»37. Командование называлось именно так, поскольку оно должно было быть не чисто, а только частично африканским. Предложения Нкрумы противоречили призыву Хрущева свернуть операцию ООН в Конго, но вполне вписывались в план администрации США «усилить мандат ООН» в Конго, одобренный президентом Джоном Кеннеди 1 февраля 1961 г.38 Нкрума не потребовал «отстранения Хаммаршельда от конголезских дел», как он обещал Брежневу. Напротив, он подчеркнул первостепенную роль ООН в урегулировании конголезского кризиса и поддержал действия генсека39.
В конкретных условиях марта 1961 г. возрастание роли ООН обеспечивало Западу, и в первую очередь США, полную победу в битве за «сердце Африки». Пространные тирады Нкрумы о незаконности власти «банды мобутовских мятежников» и легитимности правительства Гизенги как преемника правительства Лумумбы40 создавали впечатление как минимум двойственности. Те, кто хотел испортить американскую игру и хоть как-то помочь Гизенге в противостоянии с Мобуту, вывели войска из Конго или собирались это сделать.
На следующий день состоялась беседа между Нкрумой и президентом Кеннеди. Ганский лидер стремился «максимально минимизировать разницу между своим видением ситуации в Конго и позицией Соединенных Штатов». Он «подчеркнул, что поддерживает ООН» и, по его ощущениям, «практически все афро-азиатские страны за Хаммаршельда». Нкрума поведал, что во время встречи с Громыко осенью 1960 г. он убеждал советского министра иностранных дел «прекратить кампанию за отставку» генсека и напомнил, что на Касабланкской конференции он в одиночку выступал против вывода войск ООН из Конго. Говоря о внутренней ситуации в Конго, президент Ганы «несколько неуважительно высказался о качествах Гизенги как политика и выразил сомнение в его способности быть лидером». Нкрума «настоятельно попросил» не считать его коммунистом. В Африке южнее Сахары, объяснил он, нет ни одной «организованной коммунистической партии». А Гана «проводит в жизнь собственную модель социализма, которая по сути является смешанной экономикой». Нкрума не хотел, чтобы «смена орбиты» выглядела как бартерная сделка, он даже «прервал» Раска, «поднявшего вопрос о проекте на Вольте»41.
По окончании официальной беседы президенты прошли в Розовый сад, где состоялся конфиденциальный разговор. Кеннеди сказал, что на него оказывают сильное давление, убеждая не подписывать финансовые обязательства США по вольтийскому проекту. Он заверил Нкруму, что хочет, чтобы проект состоялся, но посоветовал «сбавить тон антизападных заявлений и похвал в адрес восточного блока и коммунистического Китая. Американский президент показал Нкруме помещения Белого дома, которые занимала его семья, познакомил с женой и дочерью Каролиной. Возвращаясь на самолете из Нью-Йорка в Аккру, Нкрума сказал своему окружению, что его визит «открыл новую эру в дружбе между Африкой и Америкой»42.
Советское посольство в Аккре оценило выступление Нкрумы на ГА ООН как «пространное и путанное». «В самом деле, - говорилось в справке об американо-ганских отношениях, - в своей программе из 8 пунктов43, представленных Ассамблее Нкрумой, последний настаивает на необходимости решения конголезского вопроса только в рамках ООН (точно такая же позиция США). Ни в одном из пунктов не упоминается, что единственным законным правительством Конго является правительство Антуана Гизенги, хотя Нкрума сам лично присутствовал на конференции в Касабланке и подписал ее декларацию в этом отношении. Предложение Нкрумы провести новые всеобщие выборы под контролем ООН фактически означает, что Нкрума больше не признает правительство Гизенги единственной законной властью в Конго, а поддерживает известный американский план создания в Конго конфедерации. В своей речи Нкрума нигде не упомянул необходимость привлечения к международному суду основных виновников зверской расправы с Лумумбой — марионеток Касавубу, Чомбе и Мобуту, он также больше не поинтересовался вопросом о том, кто же до сих пор финансирует и направляет банды Мобуту в Конго, хотя раньше он не только прямо называл США, но и направлял специальные послания правительству США по этому вопросу. Вместо того чтобы, по меньшей мере, осудить предательскую роль Хаммаршельда в Конго, президент Нкрума считает и дальше возможным надеяться на “порядочность” Хаммаршельда и поддержать его действия в Конго». Авторы справки считали итоги визита ганского президента в Нью-Йорк прологом «постепенного изменения внешнеполитического курса Ганы в сторону тесного сближения с западными странами, и, в частности, с США»44.
Прогноз посольства оказался верным. Нкрума наладил испорченные в результате конголезского кризиса отношения с США, и в декабре 1961 г. Гана получила американские кредиты и заем на реализацию проекта сооружения промышленно-энергетического комплекса на р. Вольта. Ганский президент выгодно разменял свою позицию по Конго на твердую валюту от американцев на развитие ганской экономики.
Нкрума руководствовался в первую очередь прагматизмом, отстаиванием ганских национальных интересов, как он их понимал, а не декларируемыми ценностями - панафриканизмом или концепцией африканской личности. В конголезском кризисе Нкрума был игроком, но не настолько субъектным, чтобы определять его ход, как великие державы. Политика есть искусство возможного. Суть его стратегии состояла в лавировании между СССР и США. Способом ее реализация была политическая игра под названием африканизация урегулирования кризиса, где Африканскому командованию отводилась роль симулякра. Эта стратегия не претерпела принципиальных изменений до окончания кризиса в 1964 г. На примере Конго видно, что все чаще звучащие призывы переосмыслить парадигму изучения холодной войны в плане уравнивания роли в ней Севера и Юга не являются обоснованными.
Примечания
1. The Cold War in the Third World / Ed. by R.J. McMahon. Oxford, New York, 2013. P. 4.
2. Ahlman J. Lise Namikas, Battleground Africa: Cold War in the Congo, 1960-1965 (Stanford: Stanford University Press, 2013), XIV + 350 pp. // Cold War History. 2013. Vol. 13. Issue 3. P. 435-436.
3. A/PV.961.United Nations.General Assembly. Fifteen Session. Official Records. 961st Plenary Meeting. Tuesday, 7 March 1961. Para 31.
4. Nkrumah K. Challenge of the Congo.A Case Study of Foreign Pressures in an Independent State. L., 1967.
5. Ibid. P. 42.
6. Ibid. P. 14, 20.
7. Nkrumah K. Op. cit. P. 30-31; Adamafio T. By Nkrumah’s Side. The Labor and the Wounds. Accra, 1982.P. 95-96.
8. Nkrumah K. Op. cit.P. 39.
9. A/PV.961.United Nations.General Assembly. Fifteen Session. Official Records.961st Plenary Meeting. Tuesday, 7 March 1961. Para 31.
10. Alexander H. African Tightrope. My Two Years as Nkrnmah’s Chief of Staff. New York, 1966.P. 45, 42.
11. United Kingdom National Archives (UKNA). FO 371/146644. Report on Congo Dictated by General H. T. Alexander, DSO, OBE, to GSO II War Office (MO3), 13 September 1960. P. 2.
12. UKNA. FO 371/146644.Major-General Chief of Defense Staff H. T. Alexander - Osagyefo Dr. Kwame Nkrumah. Situation in Congo Particularly from the Military Standpoint, 17 August 1960.
13. Россия и Африка. Документы и материалы. XVIII в. - 1960 г. Т. II. 1918-1960. Под редакцией А.Б. Давидсона и С. В. Мазова. М., 1999. С. 247-248.
14. Muehlenbeck P. Betting on the Africans. John Kennedy’s Courting of African Nationalist Leaders. Oxford, 2012.P. 24.
15. UKNA. Prem 11/3188. Personal message from Prime Minister to President Nkrumah. December 30, 1960.
16. The Casablanca Conference // Middle East Record. 1961. Vol. 2. Ed. by Y. Oron. P. 49.
17. UKNA. Prem 11/3188. Commonwealth Relations Office. Casablanca Conference. January 9, 1961; The Casablanca Conference. P. 50.
18. Nkrumah K.Op. cit. P. 105.
19. Мазов С. В. Холодная война в «сердце Африки». СССР и конголезский кризис, 1960-1964. М., 2015. С. 79-82, 102-107.
20. UKNA. Prem 11/3188. Commonwealth Relations Office.Casablanca Conference. January 9, 1961.
21. Nkrumah K. Op. cit. P. 105-106.
22. Alexander H. Op. cit. P. 99.
23. UKNA. Prem 11/3188. Commonwealth Relations Office.Casablanca Conference. January 9, 1961.
24. Брежнев, Жуков, Рокоссовский. Из дневников маршала В. Г. Куликова. Литзапись Николая Добрюхи // Огонек. 2001. № 26. URL: ogoniok.com/archive/2001/4701/26-20-21/
25. The Casablanca Conference. P. 48-49, 55-56.
26. Alexander H. Op. cit. P. 99.
27. Мазов С. В. Указ.соч. С. 102-107.
28. Nkrumah K. Op. cit. P. 129, 132.
29. АВП РФ. Ф. 0601. Оп. 2. П. 4. Д. 9. Л. 8. Брежнев Л. И. О поездке Л.И. Брежнева в Гвинейскую Республику, Гану и Марокко, 24 февраля 1961 г.
30. Там же. Л. 4, 8, 9.
31. 16 февраля на заседании Совета Безопасности представитель Судана заявил: «Всякий транзит в Конго через территорию Судана - будь то по воздуху или по суше - будет разрешен только по просьбе Генерального секретаря Организации Объединенных Наций». (S/PV.937. Совет Безопасности. Официальные отчеты. 937-е заседание 16 февраля 1961 года. П. 158).
32. АВП РФ. Ф. 0601. Оп. 2. П. 4. Д. 9. Л. 9, 10.
33. Muehlenbeck P. Op. cit. P. 78.
34. СССР и страны Африки. Т. II. С. 211, 218-220.
35. Мазов С. В. Указ.соч. С. 133-140.
36. Devlin L. Chief of Station, Congo. A Memoir of 1960-67. N.Y., 2007. P. 140-141.
37. A/PV.961. Paras 18, 22.
38. Suggested New United States Policy on the Congo // FRUS, 1961-1963. Vol. XX. P. 42-45.
39. A/PV.961. Para 32.
40. Ibid. Paras 34-40.
41. FRUS, 1961-1963. Vol. XXI. P. 95-98.
42. Muehlenbeck P. Op. cit. P. 79-80.
43. Nkrumah K. Op. cit. P. 140-141.
44. АВП РФ. Ф. 0573. Оп. 5. П. 9. Д. 16. Л. 23-24. Первый секретарь посольства СССР в Гане В. Студенов, корреспондент ТАСС И. Янченко. К вопросу об американо-ганских отношениях (справка), 8 апреля 1961 г.