Дабагян Э. С. Табаре Васкес: реформатор, дважды президент Уругвая // Новая и новейшая история. - 2016. - № 2. - С. 121-142
С именем этого выдающегося общественного и политического деятеля связано кардинальное преобразование государственного устройства, трансформация сложившейся и относительно успешно функционировавшей двухпартийной модели в трехпартийную систему.
В отличие от прежних президентов Табаре Васкес не юрист или экономист, а медик, долго не прекращавший врачебную практику. Этот неутомимый боец избирался мэром столицы, четырежды выдвигался на высший пост. Его историческая заслуга в том, что, одержав бесспорную победу на общенациональных выборах 31 октября 2004 г., он направил движение страны по левоцентристскому пути. Этой дорогой она продолжает идти и поныне.
Жизни и деятельности неординарной личности посвящен ряд глубоких изысканий уругвайских авторов. Знакомство с данными работами серьезно помогло при подготовке настоящей статьи. Назовем лишь некоторые1.
Уругвай сравнительно небольшая по континентальным меркам страна с населением в 3,4 млн человек, площадью в 176,2 тыс. квадратных километров, зажатая, образно говоря, между двумя гигантами - Аргентиной и Бразилией, - обращена к Атлантическому океану. Она позже других в регионе, лишь в 1828 г., добилась независимости, освободившись от опеки мощного соседа. Получила официальное наименование Восточная Республика Уругвай.
Ее некогда называли латиноамериканской Швейцарией. И неспроста. Это переселенческое государство, где обитают преимущественно выходцы из Европы, располагает давними демократическими традициями, устойчивой партийной структурой, сравнительно высоким уровнем жизни граждан, развитой социальной системой. Длительный период на политической сцене доминировали две традиционные партии - Национальная (Бланко) и Колорадо, образовавшиеся в 30-е годы XIX в. Они правили буквально целыми династиями, сменяли друг друга у кормила власти и проводили примерно сходный общественно-политический и социально-экономический курс, обеспечивавший гражданам относительное благополучие.
Экономический кризис больно ударил по гражданам: люди потеряли накопленные сбережения и стали испытывать серьезные материальные трудности. Одновременно резко активизировались леворадикальные силы, ориентировавшиеся на кубинскую модель, в городах возникли партизанские ячейки, прибегавшие к насильственным способам действий. В сложившихся условиях легитимная власть пошла на экстраординарные меры. В 1973 г. происходит государственный переворот, вводится жесткая диктатура, отменяются конституционные гарантии. На референдуме 1980 г. большинство избирателей высказалось против предложенного проекта Основного закона. После этого началась постепенная либерализация режима, завершившаяся в 1985 г. восстановлением демократии в полном объеме.
Нынешнее политическое устройство государства отразилось в Конституции 1997 г. Она закрепила демократические завоевания. Гражданам гарантируются общепризнанные права и свободы личности, неприкосновенность частной собственности, все люди равны перед законом. В республике запрещена смертная казнь. Законодательные функции осуществляет парламент - Генеральная ассамблея, - состоящая из Палаты представителей (99 депутатов) и Сената (31 человек). На пятилетний срок избирается и президент, являющийся главой государства и правительства2.
Двухпартийная модель просуществовала свыше 150 лет. Но с появлением на общенациональной арене нового политического объединения, она мало-помалу стала размываться.
“ШИРОКИЙ ФРОНТ” ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ
Разношерстный блок левоцентристского толка зародился в 1971 г. с целью завоевания власти и построения альтернативного общества с учетом национальных особенностей. Его идейным вдохновителем и основателем являлся видный общественный деятель, пользовавшийся громадным авторитетом, генерал Либер Сереньи. Дебют новообразования на электоральной площадке состоялся в ноябре того же года на парламентских выборах. Тогда ему оказали доверие 18% избирателей3. Начало получилось неплохим.
Но военный переворот вынудил участников объединения пересмотреть стратегические задачи. Пришлось развернуть борьбу за возврат к демократии. Блок представлял собой причудливый конгломерат: от левых радикалов, приверженцев вооруженных форм и методов борьбы, до христианских демократов, категорически отвергавших насильственные способы действий.
Становым хребтом создаваемой структуры являлись коммунисты и социалисты, к которым относился Т. Васкес. В ходе развития она претерпела существенную эволюцию, что отразилось и в названии: поначалу ее именовали “Широким фронтом”, позднее “Прогрессивная встреча”, затем “Новое большинство”. Эти изменения носили не просто терминологический характер, но и явились отражением тактического свойства. Однако в политической практике и в обыденном сознании, как правило, использовалось первоначальное название.
Об основных этапах эволюции коалиции подробно рассказывается в работах политологов А. Гарсе и X. Яффе. Авторы подчеркивают исключительный вклад Т. Васкеса в этот чрезвычайно важный для объединения процесс. Он в числе группы единомышленников выдвинул и последовательно внедрял в сознание коллег по фронту настоятельную необходимость расширения коалиции, преследуя двоякую цель: во-первых, увеличение в электоральных сражениях числа сторонников, включая и диссидентов из традиционных партий; а во-вторых, сужение пространства для ультралевых взглядов и лозунгов4. Забегая вперед, заметим, подобная стратегия оказалась весьма эффективной и полностью себя оправдала.
Это уникальная в своем роде коалиция, не имеющая аналогов на латиноамериканском континенте. Ее широта в прямом и переносном смысле имеет как плюсы, так и минусы, предполагает трудности в достижении консенсуса при разработке стратегии и практической политики.
Внешние перемены отражали глубинные сдвиги. Блок в целом придерживался левоцентристской ориентации. Это означало приверженность серединной линии, не допускающей резких движений в ту или иную сторону. Данное течение консолидировалось в регионе на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Его идеологические и политические постулаты изложены в концептуальном документе “Консенсус Буэнос-Айреса” (1999 г.), принятом разнообразным спектром организаций и движений. В разработке документа наряду с другими видными деятелями многих стран континента принял непосредственное участие и Т. Васкес5.
Сущность проекта воплощена в формуле: “Неолиберальный лозунг - все в частные руки - оказался столь же неэффективным и обманчивым, как и социалистический - все в руки государства”. В отличие от левых радикалов, отвергая шоковую терапию, левоцентристы не впадали в другую крайность, не ратовали за построение социализма, показавшего свою несостоятельность, а стремились учесть плюсы и минусы обеих моделей. Программа предполагала отсутствие крутых виражей, способных дестабилизировать ситуацию, и следование серединной линии, сочетая преемственность с постепенными переменами6.
Следует подчеркнуть, что “Консенсус Буэнос-Айреса” - не катехизис и не цитатник, не свод застывших правил, не догма, наподобие резолюций Коминтерна, обязательных для неукоснительного исполнения. В нем отсутствовал налет сектантства, он никому не навязывался. Эти принципы стали своеобразным ориентиром, положенным в основу стратегии и тактики объединения. Специфика фронта заключается в том, что свыше десятка партий и движений, входящих в его состав, весьма автономны, сохраняют свою организационную структуру, руководящие органы и программные документы7.
Постепенно блок начал набирать обороты, добиваться успеха на электоральных площадках, превратившись со временем в грозную силу, бросившую вызов “тяжеловесам”.
В 1994 г. руководителем фронта становится Т. Васкес. В 1997 г. уходит в отставку с занимаемого поста из-за тактических разногласий с радикалами. Однако спустя год вновь возглавляет коалицию. На выборах 1999 г. блок добился блестящего результата. В нижней палате парламента завоевал 40,4% кресел, а в Сенате 40,0%, превратившись в самую влиятельную политическую силу8. Такая композиция высшей законодательной власти сохранилась в 2004 г., когда коалиция впервые пришла к управлению страной.
АЛЬКАЛЬД МОНТЕВИДЕО
Восхождение Т. Васкеса на вершину власти началось с поста мэра. В 1989 г. его избрали алькальдом столицы - Монтевидео, - где проживает около трети населения страны. Впервые во главе крупнейшего города оказался деятель левого толка. С этой задачей, как наглядно показали последующие события, он блестяще справился, укрепил свой авторитет, пост стал трамплином для дальнейшего продвижения наверх.
Поначалу на этот важнейший пост от “Широкого фронта” рассматривались другие кандидатуры. Но они по разным причинам отпали. Сам Т. Васкес долго уговаривал коллегу по фронту, университетского профессора М. Арану, архитектора по образованию, баллотироваться вторично в мэры, но тот решительно отказывался. После судьбоносной встречи с Л. Сереньи стал обсуждаться вопрос о выдвижении Т. Васкеса на выборах в столице, хотя тот не имел опыта политической деятельности. Он хорошо проявил себя казначеем блока во время одного из референдумов, о талантливом враче прекрасно отзывались коллеги, он обладал умением общаться с людьми, в его пользу убедительно говорили успехи футбольного клуба, которым он руководил. Вот как он сам позднее вспоминал об этом событии: “Я сомневался, посоветовался с семьей, друзьями. Они меня поддержали, и тогда я согласился”9.
Сложно управлять мегаполисом с разветвленной дорожной сетью и транспортными коммуникациями, торговой и коммунально-бытовой инфраструктурой, с промышленными предприятиями, загрязняющими атмосферу выбросами, со средними и высшими учебными заведениями.
Поставив целью осуществить перестройку социальной, экономической жизни столицы, Т. Васкес сумел существенно улучшить функционирование городских служб, придать новый облик паркам и зонам отдыха, упорядочить уличную торговлю. За этот период сократилась стоимость проезда в общественном транспорте, увеличилась зарплата сотрудников социальной сферы, сократилась продолжительность их рабочей недели.
Значительное внимание уделялось развитию прямой демократии, непосредственному общению с жителями, тесным контактам с организациями гражданского общества, активистами местного самоуправления. Все это способствовало росту популярности алькальда среди жителей страны10.
После пяти лет плодотворной работы на этом посту Т. Васкеса сменил М. Арана11. В мае 2000 г. его вторично избрали мэром столицы. Говоря об успехе фронта на выборах, Т. Васкес в интервью редактору информационного издания отметил неумолимую закономерность: каждый раз, участвуя в выборах, мы продвигаемся вперед, завоевывая новое политическое пространство: “Почти 10 лет назад коалиция выиграла, имея 35% голосов. Спустя пять лет победила с 45%. И сегодня получила 60%”. В свою очередь, поблагодарив избирателей, М. Арана обещал и дальше двигаться курсом на децентрализацию и активное вовлечение граждан в решение насущных вопросов12. Следует подчеркнуть, что в столице опробовались управленческие методы и технологии, впоследствии внедрявшиеся в общенациональном масштабе.
Важно отметить, что с 1989 г. левоцентристский блок прочно держит в руках бразды руководства крупнейшим мегаполисом. В мае 2015 г. на муниципальных выборах убедительную победу одержал представитель социалистов инженер Д. Мартинес.
НА ВЫСШЕМ ПОСТУ
Главой государства Т. Васкес становится лишь с третьей попытки. В этом отношении он походил на Луиса Инасио (Лула) да Силву, коллегу и единомышленника из Бразилии. Оба они упорно продвигались к заветной цели. Впервые наш герой выдвинулся на высший пост в 1994 г. и добился неплохого результата: он получил 30,6% голосов и занял третье место, незначительно отстав от кандидатов партий истеблишмента. В нижней палате парламента фронт получил девять мест13.
Спустя пять лет, в 1999 г., Васкес баллотируется вновь. В первом туре он вырвался вперед, обогнав конкурентов, набрав 38,5%. За ним следовал X. Батлье Ибаньес, выдвинутый партией Колорадо, он заручился поддержкой 31,3% избирателей. Далее расположился представитель Национальной партии Л.А. Лакалье, имевший 21,3%· Однако во втором раунде соперники, сумев мобилизовать все ресурсы, опередили Васкеса, тогда он набрал 44,1%14. Не отчаиваясь, он стал готовиться к следующему электоральному сражению, дав зарок, что это станет завершающей битвой за высший пост государства. В интервью авторитетной испанской газете в разгар очередного избирательного цикла он сказал: “Для меня эти выборы явятся последними, в которых я буду участвовать в качестве кандидата, и тем самым перестану выступать в публичном пространстве”15.
Наконец, 31 октября 2004 г. Т. Васкес с убедительным преимуществом одолел конкурентов и завоевал право занять президентскую должность. Никто не усомнился в его победе. Аналитики, опираясь на опросы общественного мнения, безошибочно предрекли успех лидера “Широкого фронта”. Он получил поддержку абсолютного большинства граждан, 50,69%, пришедших к урнам, и добился легитимной возможности заполучить кресло главы государства. Примечательно, что триумфатор имел намного больше голосов, чем его соперники вместе взятые. Кандидата Национальной партии X. Ларраньягу поддержали 34,06% избирателей, а представителя Партии Колорадо Г. Стирлинга - 10,32%16.
“Широкий фронт” завоевал 52 мандата в нижней палате, Национальная партия - 36, Колорадо - 10, Независимая партия - 1. В Сенате победители имели 17 мест, а Национальная партия и Колорадо соответственно - 11 и 317.
Это был звездный час коалиции и поистине знаковое событие в истории страны. Ведь партии, правившие на протяжении длительного времени, оказались вынужденными отойти на задний план, уступив ведущее место сравнительно молодому политическому объединению.
1 ноября 300 тыс. восторженных жителей столицы вышли на улицы и площади, приветствуя триумфатора с возгласами “Уругвай, Уругвай, Уругвай!”. Выступая на митинге, посвященном победе на выборах, Т. Васкес сказал: “Я хочу поблагодарить всех граждан, выразивших своим голосованием мне доверие. Пусть они знают, что мы их не обманем”18.
1 марта состоялась торжественная церемония вступления в должность. Участие в инаугурации президентов Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Парагвая и Чили придало событию особую значимость.
Аналитики подчеркивали, что у левых центристов чрезвычайно узкий коридор возможностей. Следовало, не нарушая существовавшего равновесия и сложившегося порядка вещей, одновременно наращивать социальную составляющую, всегда отличавшую страну. Этому принципу следовал и Т. Васкес. Весьма примечательно, что начало деятельности первого правительства “Широкого фронта” по времени совпало с приближавшимся в августе 20-летим восстановления демократического режима в стране.
В ходе инаугурационной речи глава государства прежде всего обнародовал Чрезвычайный план по улучшению социального положения населения. Аргументируя необходимость приятия такой программы, он отметил: “Есть люди, потерявшие слишком много. И они не могут продолжать ждать. Оставлять кого-то страдающим от социального невнимания, это еще хуже, чем бедность материальная. Это не акт милосердия, а долг общества. Бедные не объект милосердия, а субъекты права”. Продолжив выступление, он сказал о себе в третьем лице, задав вопрос: “Каковы приоритеты вашего президента, этого скромного слуги? Это основополагающие принципы: честность при реализации курса, скромность, фронтальная борьба с коррупцией и любой формой безответственного использования общественных средств, терпимость, уважение, готовность к диалогу и взаимопониманию. Повторяю, это важно для расширения базы политической и социальной поддержки”19.
Глава государства в сжатые сроки сформировал кабинет. В него вошло 12 человек. Портфель министра экономики, как и ожидалось, получил Д. Астори, ученик всемирно известного специалиста, уругвайца по рождению, Э. Иглесиаса, возглавлявшего тогда Межамериканский банк развития. Данное назначение успокоило финансово-промышленные круги, опасавшиеся, что под давлением слева президент откажется от своих намерений. Кресло руководителя внешнеполитического ведомства досталось видному деятелю социалистической партии Р. Гаргано. Он имел немалый опыт международной деятельности, в течение ряда лет занимал должность секретаря Латиноамериканской социалистической координации. Министром жилищного хозяйства и территориального обустройства стал М. Арана. Ведомство обороны, кстати, впервые в политической практике, оказалось в руках дамы Асусены Беррути. Она профессиональный адвокат, много лет защищала интересы политических заключенных. Министром социального развития стала Марина Арисменди, дочь бывшего лидера компартии. Третья дама в кабинете Мариа Муньос назначена министром здравоохранения20. Позднее в состав правительства в качестве министра внутренних дел вошла еще одна женщина. Выдвижение на важные посты представительниц “слабого” пола явилось отличительным знаком фирменного стиля Т. Васкеса.
Колоритной фигурой в администрации оказался 69-летний X. Мухика, назначенный министром сельского хозяйства, животноводства и рыболовства. В молодости он состоял в Национальной партии. В период военной диктатуры включился в подпольную партизанскую деятельность. 13 лет просидел в тюрьме. Выйдя из заключения, взял на вооружение парламентские методы. Избирался сенатором. Пользовался большой популярностью в сельской местности. Одни уважали его за прямоту и открытость, другие считали несерьезным. Поскольку он предпочитал появляться в парламенте не в костюме, а в неформальном одеянии, нередко даже в тапочках.
Правительство получило тяжелое наследие. Безработица достигала 13%, а долговая нагрузка - почти 90%. В этих условиях приоритетом власти стало смягчение последствий неблагоприятного периода 1999-2002 гг., минимизация рисков, преодоление бедности и ликвидация безработицы. Был разработан проект, предусматривавший сочетание демократических ценностей и устойчивого развития, компенсацию издержек сложившейся экономической модели без крайностей левого или правого радикализма.
Для координации данного направления в 2005 г. было создано Министерство социального развития. Оно выработало чрезвычайные меры, получившие название “Национальный план срочной социальной помощи”, рассчитанный на два года. На его реализацию выделялось 200 млн долл. Программу успешно выполнили: поддержку получили 320 тыс. человек, свыше 10% населения. Она включала разностороннее содействие беднейшим домохозяйствам, в том числе предоставление временной работы, финансовых субсидий, улучшение санитарных условий, медицинское обслуживание, профессиональную переподготовку. Специальное внимание уделялось молодежи из малообеспеченных семей. Отдельное направление составляла работа с завсегдатаями улицы - маргиналами, бродягами и подобными элементами. Для этих категорий населения создавались приюты с питанием, предоставлялись элементарные врачебные услуги, бесплатная одежда и по возможности временная занятость.
Особым моментом деятельности кабинета стала разработка программ, направленных на дальнейшее повышение качества жизни широких слоев граждан, совершенствование и развитие человеческого капитала. Во второй половине 2007 г. началась реализация реформ в области образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, имевших целью обеспечить переход к большему социальному равенству. В 2009 г. вносятся изменения в пенсионную систему, срок обязательного трудового стажа снижается с 35 до 30 лет, а возраст выхода на пенсию - с 70 до 65 лет21.
Важнейшим приоритетом правительства стал курс на поддержание политического согласия, традиций демократической культуры, преодоление последствий военного правления, в том числе в морально-политической сфере. С этой целью в 2005 г. создается Комитет по защите прав человека, работавший в тесном контакте с правозащитными структурами. Самой болезненной оставалась проблема преодоления исторического наследия диктаторского режима, в частности привлечения к ответственности виновных в массовых репрессиях. Несмотря на то, что на референдуме 1989 г. большинство граждан высказалось за амнистию всех участников трагических событий, значительная часть общества добивалась пересмотра итогов народного волеизъявления, наказания виновных и выяснения судьбы без вести пропавших. В этих условиях правительство заняло компромиссную позицию. Президент первоначально высказался против идеи пересмотра итогов референдума, однако уже в ноябре 2005 г. началось расследование массовых нарушений прав человека. В итоге удалось прояснить судьбу многих погибших.
19 июня 2007 г. в день рождения национального героя, борца за независимость и основателя государства Хосе Артигаса власть предложила отмечать эту историческую дату как День общественного единства и примирения. Данная идея получила одобрение у различных представителей общественности. В мае 2009 г. 55% граждан поддержали деятельность правительства, а популярность самого Васкеса выросла до 62%. Для сравнения, год назад эта цифра составляла 55%. Отвечая на критику оппонентов, относительно того, что он недооценивает начавшийся в 2008 г. кризис, не хочет учитывать сложившуюся реальность, президент заявлял: “Мы не игнорируем сегодняшнюю ситуацию, однако не стоит впадать в панику и сеять страх”. И добавил: мы не безоружны перед лицом возможных трудностей22.
Спустя пять лет обществу были предъявлены внушительные итоги социально-экономической деятельности кабинета. Не вдаваясь в детали, отметим самое главное. Внутренний валовой продукт вырос на 35,4%, объем экспорта - в два раза. Уровень безработицы снизился с 13 до 7%. На 30% увеличился размер заработной платы, существенно сократилась бедность23.
Таким образом, Т. Васкес в период первого правления в основном добился решения приоритетной задачи, сформулированной при вступлении в должность: построения социального государства, когда во главу угла ставятся жизненные интересы людей, конкретных индивидуумов. И особой заботой окружены слабо защищенные категории населения - инвалиды, многодетные семьи со скромным достатком, младенцы детсадовского возраста и школьники. Все, кто нуждается в квалифицированной медицинской помощи. Этой продуманной линии он строго придерживался и впоследствии.
Секрет успеха коренился в сочетании макроэкономической стабильности с достижением социальной справедливости и углублением демократии.
Как подчеркивала группа отечественных исследователей, стабильность и преемственность проводимой политики могли бы обеспечить возможное переизбрание президента на новый срок24. Но Основной закон этого не позволял. Несмотря на настойчивые уговоры ряда соратников, Васкес не стал его менять под себя. В этой связи один из видных деятелей оппозиции Л. А. Лакалье поставил ему в заслугу то, что тот не втянул общество “в авантюру по реформе конституции”, как это произошло в ряде других стран, показав себя “главой республиканского государства, который совершенствовал демократию”25.
Начинался очередной этап в развитии коалиции.
ВОПРЕКИ НАМЕРЕНИЯМ Т. ВАСКЕСА
Интрига всеобщих выборов 2009 г. заключалась в том, сохраниться ли у власти “Широкий фронт” или это было случайностью, и бразды правления вновь окажутся в руках одной из двух традиционных партий. Забегая вперед, скажем, что этого не произошло. Левоцентристский блок остался у руля на второй срок, но в иной конфигурации.
В битве за высший пост столкнулись три претендента. В рамках коалиции, как и положено, состоялись праймериз. В соответствии с регламентом фракции выставили своих кандидатов. Ассамблея “Уругвай” выдвинула Д. Астори, архитектора социально-экономических сдвигов. Его поддерживал президент. Движение народного участия предпочло X. Мухику, сенатора. В итоге он взял верх, предложив конкуренту баллотироваться в связке с ним на должность вице-президента, несмотря на имеющиеся разногласия. Тот согласился, и 10 июля пленум “Широкого фронта” утвердил эту формулу. Не лишне подчеркнуть, что разрыв между соперниками оказался существенным, превысил 17 пунктов26. Следует обратить внимание на характерную деталь электоральных процессов, в предварительных отборах имеют право участвовать любые граждане, независимо от партийной принадлежности.
Тот факт, что глава государства, завершавший мандат, не смог обеспечить выдвижения оптимальной для себя фигуры в качестве претендента на высший пост, показывает специфику политических процессов данной страны, свидетельствует об ограниченных возможностях даже для президента.
Электоральный марафон стартовал 25 октября. В первом туре вперед вырвался X. Мухика, набравший 48% голосов. Но этого оказалось недостаточным для победы. Следом шел Л. А. Лакалье, выдвиженец Национальной партии, добившийся поддержки 28% избирателей. Третью позицию занимал П. Бордаберри, представлявший Партию Колорадо, с 18%27.
Оппозиция рассчитывала повторить опыт десятилетней давности: соединить усилия и преградить дорогу фавориту. Нехитрый арифметический подсчет показывал, что подобное может произойти. Бордаберри сразу же призвал своих сторонников поддержать Лакалье. Возникло шаткое равновесие между противоборствующими лагерями, когда судьбу главы государства могли решить десятые доли процента. Но имелось значительное число колеблющихся граждан, способных переметнуться на ту или иную сторону.
В сложившихся условиях перед представителем коалиции стояла непростая задача скорректировать собственный имидж, принимая во внимание, что у многих потенциальных избирателей оставались сомнения относительно его личности, сохранения преемственности. Они колебались: а может стоит поддержать импозантного соперника? Все это отталкивало немалую часть электората, прежде всего из числа среднего класса. Об этом прямо говорили на улицах и писали комментаторы. Респектабельных граждан коробил простецкий сленг Мухики, манера прибегать к вульгарным выражениям. Они заявляли, что выдвижение умеренного Астори гарантировало бы успех. Но у альянса имелся и существенный резерв, деятельность президента поддерживали 60% граждан. Эта тяжелая артиллерия могла быть задействована в решающий момент.
Пока же электоральная кампания набирала обороты. Соперники искали дополнительные аргументы, чтобы перетянуть избирателей на свою сторону. Причем одни это делали примитивно, другие - более изысканно. Так, Мухика упирал на то, что в традиционных партиях есть люди, тесно связанные с диктаторским прошлым. Бордаберри подчеркивал, что отныне предстоит сражение не столько Мухики с Лакалье, сколько между “Широким фронтом” и оппозицией в целом. “Я призываю, - подчеркнул экс- кандидат, - поддержать не Национальную партию, а именно Лакалье”. В свою очередь необходимость этого обосновывалась сложившейся ситуацией, тем что у коалиции большинство кресел в парламенте. В этих условиях жизненно необходимо равновесие властей - исполнительной и законодательной. Для обеспечения этого требуется иной глава государства.
В промежутке между турами вновь, как и прежде, возник вопрос о модели развития. В этой связи Мухика в пространном интервью газете, издающейся в Рио-де-Жанейро, недвусмысленно заявил: “Хочу быть другом всех латиноамериканских президентов. Мы не станем копировать кого-либо. Но я говорил, что мне больше нравится, как функционирует бразильская модель. Она основана на методологии, ставящей во главу угла политические переговоры. Я не намерен поляризовать страну, и я сказал Уго Чавесу (имея в виду региональный блок, образованный Венесуэлой), что никакой социализм он не строит, а создает лишь бюрократию”. Развивая свою мысль, он заметил, что для Уругвая отношения с Бразилией являются приоритетными, поскольку она играет роль естественного лидера в регионе28.
Непрекращающиеся дожди и ливни не помешали избирателям в воскресенье 29 ноября выполнить свой гражданский долг. Свыше 52% жителей, принявших участие в голосовании, отдали предпочтение Мухике. Его соперник отстал на девять пунктов и признал поражение29. Т. Васкес приехал в штаб-квартиру альянса и лично поздравил победителя.
Дальнейшие события показали, что в целом, несмотря на имевшиеся опасения, новый глава государства за некоторым исключением продолжал курс предшественника.
ВТОРИЧНО У РУЛЯ ПРАВЛЕНИЯ
Когда приближалась пора следующего избирательного цикла, у руководителей ряда партий левоцентристской коалиции не возникло сомнений относительно претендента на должность главы государства. Таковым, естественно, рассматривался испытанный боец, бывший президент Т. Васкес, которого, напомним, в недавнем прошлом уговаривали не покидать занимаемого кресла. Теперь вновь решили остановиться на этом кандидате. После некоторых колебаний он дал согласие вновь баллотироваться на высший пост.
Однако, как положено в подлинно демократическом объединении, в ноябре 2013 г. на съезде организации возникла другая кандидатура в лице сенатора Констанцы Морейра. Эта группа, действовавшая весьма энергично, ратовала за обновление. Она аргументировала собственную позицию тем, что свыше 300 тыс. молодых избирателей в возрасте 18-23 лет впервые придут к урнам для голосования. Эти люди предпочли бы видеть иного персонажа, а не лидера, которому в 2015 г. исполнится 75 лет. По их убеждению, такие знаковые фигуры, как Васкес, Мухика и Астори, должны способствовать появлению новых лидеров, а не продолжать оставаться на прежних местах.
В отличие от соперницы Васкес вел себя сдержанно. Доводы его сторонников, включая Монику Хавиер, председателя “Широко фронта”, сводились к тому, что в ходе предыдущей кампании он показал блестящее умение общаться с людьми, прислушиваться к их нуждам и заботам. На съезде коалиции, проходившем 1 июня 2014 г., совокупность этих и прочих обстоятельств, а главное успешное президентство, предопределила вердикт в пользу ветерана30. Подавляющее большинство делегатов, принимая судьбоносное решение, исходили из принципа: “Старый конь борозды не испортит”.
В связке с Т. Васкесом выдвинулся Рауль Сендик, сын знаменитого в прошлом “городского партизана”. Привлечение в команду на одну из ключевых ролей деятеля с такой биографией служило наглядным подтверждением нестандартности подхода ветерана к подбору соратников.
Соперниками выступили Луис Лакайе Пу Ларраньяга, выдвиженец Национальной партии, сын экс-президента Луиса Лакайе, и Педро Бордаберри, кандидат от Партии Колорадо. Опросы общественного мнения в июле - октябре, казалось, давали преимущество молодому кандидату, благодаря свежести и нестандартности его предложений. Тем не менее результаты голосования опровергли эти прогнозы.
В первом раунде, проходившем 28 октября, ветеран легко обошел конкурентов. Они получили 31 и 13% соответственно, а в совокупности 44%. Это оказалось меньше, чем у Т. Васкеса. Он завоевал 47,8%, немного не дотянув до необходимой цифры31. В отличие от 2004 г. предстояло продолжить сражение, хотя уже тогда мало кто сомневался в окончательном успехе. Оставалось только грамотно провести следующий этап. По мнению местных обозревателей, Лакайе Пу совершил несколько непростительных ошибок, одну из них грубейшую, утверждая, что коалиция, сохраняя президентское кресло, непременно увеличит подоходные налоги с рядовых граждан, “облегчив” их карманы. На подобные слова мгновенно отреагировал Астори, бывший министр экономики и финансов, намеревавшийся вернуться в это кресло. Он категорически заявил: в случае сохранения власти “Широкого фронта”, никакого повышения налогов не будет32. Васкес со своей стороны уточнил, что речь может идти только о дополнительных поборах с крупных землевладельцев.
Ветеран вел кампанию исключительно благоразумно, не допускал оплошностей, избегал лобового столкновения. Стремился показать себя доброжелательным политиком, пытающимся навести мосты с оппозицией, обещал предоставить ей портфели в правительстве. Воздерживался от дебатов, понимал, что не извлечет из них дополнительной выгоды, а только подвергнется опасности лишиться определенной степени поддержки.
Уругвайский аналитик X. Бурдман, отмечая 30-летнюю разницу в возрасте кандидатов, указывал, что соперник пытался поставить во главу угла проблему поколений, но у него ничего не вышло. Как ни парадоксально, молодой политик не смог воспользоваться моментом, а Васкес сумел. Он, как и чилийка М. Бачелет, и бразилец Лула, принадлежал к президентам левоцентристской ориентации, находившимся долго на политической сцене. Время представителей новой волны, делал вывод эксперт, пока не настало33.
Во втором туре, состоявшемся в последнее воскресенье ноября, Васкес одержал убедительную победу, его поддержали 1 226 105 избирателей. Конкурент набрал 939 074 голоса. Разница составила около 300 тыс. голосов34. Избранный глава государства поблагодарил соперника, признавшего безоговорочно результаты. Он в тот же вечер тепло поздравил триумфатора и пожелал ему успехов в работе. Со своей стороны Васкес изъявил готовность встретиться с ним и обсудить перспективы развития страны и призвал оппозиционные партии к конструктивному диалогу.
Сразу же после выборов Васкес провел плодотворные беседы с руководителями политических партий. Помимо посланцев “Широкого фронта” присутствовали представители всех остальных парламентских партий. С каждым из них общались президент и вице-президент. Делясь на пресс-конференции впечатлениями, X. Кардосо, генеральный секретарь Партии Колорадо, отметил, что руководители государства ясно продемонстрировали готовность начать прокладывать дорогу к взаимопониманию, особенно при разработке важнейших законопроектов, вносимых на утверждение Генеральной ассамблеи. В свою очередь член руководства Национальной партии Л.А. Хербер ратовал за продолжение диалога. “Мы можем иметь разногласия, но не имеем права впадать в отчаяние. Следует сохранять высокий уровень коммуникабельности. Она должна охватывать широкий круг проблем, включая и внешнюю сферу, и экономику”. Речь идет не о получении должностей, а об участии в процессах, добавил он35.
Ключевой фигурой в администрации, как и предполагалось, стал опытный Д. Астори, занявший вновь прежний пост. Это гарантировало устойчивость и преемственность предстоящего курса.
Выступая в мае 2015 г. на заседании 98-го конгресса Сельскохозяйственной федерации Уругвая, проходившего в северном департаменте Артигас, президент в очередной раз заверил, что имеются ресурсы для оказания помощи труженикам села в условиях засухи, сказавшейся на производителях скота и молочной продукции в ряде районов. Чрезвычайное положение, объявленное в этих зонах еще в середине месяца, предполагало выделение кредитов производителям в отсутствие дождей, негативно отразившихся на состоянии пастбищ36.
В конце июля правительство Васкеса объявило о намерении в период с 2015 по 2019 г. вложить 12 млрд долл, в развитие инфраструктуры, дабы сохранить деловую активность, стимулировать конкурентоспособность и не допустить увеличения безработицы. Уругвай не смог избежать экономических колебаний, повлекших за собой спад у соседей. Хотя в первом семестре текущего года ВВП вырос на 4%, однако по сравнению с последним кварталом предыдущего он сократился на 0,5%. В конечном счете указанные меры направлены на улучшение качества жизни37.
Весьма примечательно, что август стал символическим месяцем в жизни страны. 5 августа 2015 г. исполнилось 30 лет с момента восстановления демократии. Выступая по поводу знаменательной даты, вице-президент Р. Сендик отметил историческую значимость данного события, высоко оценил мужество людей, отдавших свои жизни за свободу, и предложил торжественно отметить памятные дни серией различных мероприятий.
Несколько раньше, 20 мая, по инициативе общественных и правозащитных организаций в Монтевидео состоялся традиционный двадцатый Марш тишины с требованиями правды и справедливости в отношении случаев жертв насилия, совершенных в период диктаторского режима. Данная тема оказалась замороженной в 1985-2005 гг. в связи с принятием закона, освобождавшего от ответственности лиц, виновных в преступных деяниях. Придя к власти в 2005 г., правительство “Широкого фронта” приняло решение применить статью этого закона, позволявшую исполнительной власти расследовать некоторые случаи, такие как секвестр или убийство несовершеннолетних. За минувший период были отправлены за решетку свыше двух десятков полицейских и военных, включая президента де-факто Г. Альвареса, являвшегося также главнокомандующим армии.
Однако свыше десятка случаев застряли в гражданских судах по различным причинам, найдены и опознаны останки лишь 4 из 200 исчезнувших. Завершения расследований и наказания всех виновных - таково основное требование участников мирного шествия. Васкес после вступления в должность создал Комиссию правды и справедливости с целью продолжить работу по изучению и уточнению всех этих случаев. Президент признал, что некоторые военные утаивают информацию. Но не следует опускать руки, надо продолжать поиски38.
В четверг, 6 августа 2015 г., правительство столкнулось с тяжелым испытанием: крупнейший общенациональный профсоюз, тесно связанный с “Широким фронтом”, провел 24-часовую забастовку под лозунгом “Когда хорошо трудящимся, хорошо стране”. Основные требования собравшихся включали повышение заработной платы, улучшение условий труда, снижение инфляции, повышение качества жизни.
По мнению ряда авторитетных специалистов, в частности известного политолога Н. Сольвидио, лидеры трудящихся, организовавших столь масштабную акцию, слегка припозднились, поскольку большинство указанных требований содержались в проекте, изложенном главой государства в июле 2015 г. Эксперт усмотрел в намерениях инициаторов стачки явно популистские мотивы, которые вряд ли получат одобрение главы государства, привыкшего держать удар39.
Разумеется, президент не мог не отреагировать на столь масштабную акцию протеста, в которой приняли участие около 1 млн граждан, примерно треть взрослого населения страны. Он согласился с рядом требований забастовщиков, в частности с предложением выделить 6% ВВП на нужды образования, а также увеличить траты на здравоохранение. При этом заметил, что возобновилась деятельность так называемых советов по заработной плате, созданных в период первого его президентства. Они показали свою эффективность, поскольку обеспечивали конструктивный диалог между капиталом и наемным трудом.
В то же время президент напомнил о непростом экономическом положении, не позволяющем удовлетворить все требования забастовщиков. По его мнению, ряд излишне завышенных ожиданий попахивает популизмом. И он по этому пути идти не намерен.
Вместе с тем при корректировке расходной части бюджета на сумму в 470 млн долл, на первые два года, сделанное Астори в конце августа 2015 г., предусматривалось, в частности, увеличение ассигнований на 39% на нужды просвещения40. Это нельзя расценивать иначе, как косвенное признание правомерности одного из лозунгов бастовавших.
Все это свидетельствовало о приоритетах внутриполитической деятельности кабинета министров.
Примечательно, что согласно замерам общественного мнения, проведенными в июне 2015 г. солидными социологическими агентствами, 79% граждан положительно оценивают нынешний вектор действий главы государства. Однако 54% опрошенных критикуют деятельность правительства41.
Это служило свидетельством высокой оценки линии президента и одновременно огромной требовательности людей к власть имущим, рассматривая их как наемный персонал на службе общества.
Продолжая последовательно реализовывать генеральную стратегию национальной консолидации, Васкес по завершении зарубежной поездки во второй половине ноября 2015 г. выдвинул масштабную программу, получившую название “Социальный диалог”. Она предусматривает повышение уровня конструктивных партнерских отношений между властными структурами и гражданским обществом, базирующихся на взаимоуважении, во имя дальнейшего поступательного развития страны. Предполагается вовлечь в обсуждение весь спектр организаций: предпринимателей, профсоюзы, университеты, как государственные, так и частные, религиозные объединения, средства массовой информации. Предложено всем им в краткосрочной перспективе разработать конкретные предложения, которые лягут в основу итогового документа и впоследствии станут руководством к действию. В случае реализации проекта это явится важным шагом на пути расширения и углубления демократии.
НА МИРОВОЙ СЦЕНЕ
Ключевые направления внешнеполитического курса Т. Васкеса были сформулированы в документах “Ответственный транзит” и “Интегрированный Уругвай”, принятых в 2005 г. В качестве единственной справедливой системы международных отношений, как подчеркивала российский исследователь А. Е. Проценко, рассматривался многополярный мир при ведущей роли ООН. Базисными для этой политики служили этические и моральные ценности и принципы солидарности, неприсоединения, отстаивание прав человека, сохранение окружающей среды, неприятие любых форм терроризма и соблюдение общепризнанных норм права42.
Строго придерживаясь принципиальной линии, не предполагающей резких движении ни вправо, ни влево, президент при вступлении в должность обозначил основные параметры действий на данном участке. Приоритетом продолжали оставаться отношения с Латинской Америкой. При этом учитывалась специфика связей с теми или иными региональными игроками.
На данное обстоятельство, в частности, обращал внимание видный испанский политолог К. Маламуд. Он подчеркивал, что в отличие от 2005 или 2010 гг., когда значительная часть позитивных изменений осуществилась при самом непосредственном участии “Широкого фронта”, в изменившихся условиях экономическое преуспевание, вызванное высокими ценами на местные изделия, заметно снизилось. Как известно, страна преимущественно экспортирует животноводческую и другую сельскохозяйственную продукцию. Теперь надлежит предпринять гигантские усилия, дабы предложить эти товары вовне. Принадлежность к общему рынку Юга, уточнял автор, не решает проблемы, несмотря на доброжелательный настрой венесуэльского и аргентинского президентов Н. Мадуро и К. Фернандес, приверженцев протекционизма и антиглобализма. Это неподходящие партнеры для уругвайцев. Более естественным представляется ориентация на Бразилию43.
Разумеется, руководство Уругвая через посредство соотечественника Л. Альмагро, занявшего пост генерального секретаря престижной Организации американских государств (ОАГ), объединяющей страны Западного полушария, активно подключилось к решению венесуэльского вопроса. Оно стало энергично, используя разнообразные дипломатические инструменты, подталкивать власть и оппозицию к конструктивному диалогу без предварительных условий с целью мирного урегулирования острейшего конфликта, включая и освобождения политических заключенных. Многие оказались за решеткой после массовых акций протеста, развернувшихся весной 2014 г.
В свою очередь, правительство устами министра иностранных дел Р. Нин Новоа поддержало резолюцию, одобренную всеми фракциями парламента в июне 2015 г., выражавшую обеспокоенность ситуацией, сложившейся в Венесуэле. В документе, принятом единогласно нижней палатой Генеральной ассамблеи, подчеркивалось, что страна не останется равнодушной к проблеме, возникшей “в ряде братских государств”, и примет посильное участие в попытках разрядить существующую обстановку44.
В июле 2015 г. глава Колумбии X. Мануэль Сантос обратился к властям Уругвая с просьбой подключить своего представителя к переговорному процессу между властями и повстанческой группировкой FARC, ведущемуся в Гаване при посредничестве в том числе и Союза южноамериканских наций. Позитивно реагируя на это послание, руководитель дипломатического ведомства заявил, что “для них большая честь участвовать в этом исключительно важном процессе”, и предложил кандидатуру бывшего министра обороны X. Байарди. Этот деятель в недавнем прошлом имел позитивный опыт длительного диалога с повстанческой группировкой Тупамарос, завершившегося восстановлением демократии в 1985 г.45
Когда в августе 2015 г. разгорелся острый пограничный конфликт между Венесуэлой и Колумбией, Васкес предложил посреднические услуги своей страны для урегулирования возникших разногласий. Он направил послания президентам обеих стран и пригласил коллег прибыть в Монтевидео и сесть за стол переговоров при собственном участии. Позднее инициатива обрела иную конфигурацию. Встреча глав государств состоялась в сентябре в столице Эквадора. На ней в роли своеобразных гарантов присутствовали Т. Васкес и Р. Корреа, в тот момент председатели Союза южноамериканский наций и Содружества латиноамериканских и карибских государств. Стороны договорились сделать первые шаги по пути смягчения напряженности. Приняли решение вернуть отозванных послов, незамедлительно приступить к ведению переговоров в представительном составе в Каракасе46.
До прихода к власти “Широкого фронта” между Уругваем и Соединенными Штатами существовали тесные дружеские связи. В целом они сохранились неизменными. К этому новое правительство подталкивали прагматические интересы. В августе 2006 г. глава государства изъявил готовность и позднее заключил с США Соглашение о свободной торговле. К моменту визита Дж. Буша-младшего, состоявшегося 10 марта 2007 г., такой документ был подписан. В результате местные производители заметно расширили экспорт на американский рынок мясомолочной и иной сельскохозяйственной продукции, программного обеспечения. Эта линия объективно вписывалась в русло политики противодействия процессам закрытого регионализма, которой придерживается ряд левых режимов.
Важным шагом на региональной арене стало восстановление дипломатических отношений с Кубой, прерванных в 2002 г. из-за резких высказываний Ф. Кастро в адрес предыдущего президента. Разумеется, уругвайское политическое руководство горячо приветствовало возобновление в 2015 г. связей между США и Кубой, разорванных свыше полувека назад могущественным “северным соседом”.
В 2015 г. уругвайцы приняли решение о списании с Кубы долга в размере 31,5 млн долл, плюс 18,5 млн процентов, накопившихся с 1986 г. Этот жест был сделан нижней палатой парламента по инициативе “Широкого фронта” в знак признательности за создание в Монтевидео Центра офтальмологии, где кубинские специалисты осуществили 50 тыс. глазных операций, а также провели 130 тыс. консультаций. И все это делалось на безвозмездной основе47.
Значительно расширились связи с Венесуэлой. В ходе визита президента в марте 2006 г. были заключены 12 договоров о сотрудничестве в области науки и технологии, жилищного строительства, здравоохранения, туризма, энергетики и нефти, а также подписана совместная декларация. В документе отмечалось, что стороны берут на себя обязательства по восстановлению потенциала Меркосур и устранению трудностей на пути интеграции48.
Позднее, в июле 2015 г., на саммите интеграционной группировки, проходившем в Бразилии, Васкес известил венесуэльского коллегу о решении поставить в 2016 г. 285 тыс. т продовольствия. Оно включает 100 тыс. т риса, 24 тыс. т сухого молока, 80 тыс. т сои, 9 тыс. т птицы, 12 тыс. т сыра в компенсацию за поставки нефти и нефтепродуктов49.
Весьма сложные отношения складывались с ближайшей соседкой Аргентиной и партнером по общему рынку. Трения возникли по причине сооружения целлюлозно- бумажного комбината на уругвайском берегу пограничной реки, разделяющей обе страны. Аргентинцы в свою очередь утверждали, что строительство неизбежно ведет к загрязнению окружающей среды. Конфликт рассматривался в авторитетной международной судебной инстанции. Она не выявила явных нарушений. Тем не менее власти поручили финскому подрядчику выправить незначительные недочеты. Это было сделано. Конфликт то затухал, то вспыхивал с новой силой.
Исключительно доверительные отношения складывались у Т. Васкеса с чилийским президентом М. Бачелет. Они придерживаются сходных идеологических и политических постулатов, оба ветераны электоральных сражений, дважды с интервалом избирались главами государств. Это прекрасная основа для близости позиций и взаимопонимания, тесных контактов в торгово-экономической и культурной сферах.
Как истинный приверженец расширения внешнеэкономических связей и контактов, Т. Васкес, вступив вторично в должность, активно ратовал за подписание Договора о свободной торговле между Меркосур и Европейским Союзом. На сей раз это делалось в тандеме с бразильским президентом Дилмой Руссефф, преодолевая сопротивление партнеров по блоку, свыше 10 лет противящихся принятию этого важного решения. В свою очередь Т. Васкес, повторив прежнее требование по данному вопросу, подчеркнул, что позиция ряда участников интеграционной группировки, блокирующих ратификацию документа, не отвечает долгосрочным интересам страны.
Именно поэтому накануне визита в Уругвае позитивно восприняли высказывание бразильского министра А. Монтейро, сказавшего: тот факт, что Меркосур связан ‘‘неразрывными узами”, не исключает возможности отельным членам вести переговоры сепаратно по конкретным вопросам, двигаться с “различными скоростями”50.
Встреча двух лидеров состоялась во второй половине мая 2015 г. Предметно обсуждались и перспективы двусторонних отношений. Отмечалось, что в 2014 г. торговый оборот между ними достиг рекордной отметки 4,9 млрд долл. Стороны договорились интенсифицировать связи в области энергетики, инфраструктуры и промышленности51.
Об особой важности для Уругвая всемерного расширения внешних рынков за счет европейских стран в условиях трудностей, переживаемых Меркосур, говорят авторитетные эксперты и аналитики52.
Отнюдь неслучаен интерес уругвайского политического руководства к подписанному в начале октября 2015 г. соглашению о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) в составе 12 стран региона. По мнению министра иностранных дел Р. Нин Новоа, если указанные государства позволят нам вступить в этот альянс, мы будем благодарны. Выгоды новой интеграционной группировки видятся в том, что она охватывает 805 млн населения с мировым валовым внутренним продуктом в 40%. Идея подключения к ТТП поддерживается и оппозицией. Так, экс-президент Х. М. Сангинетти выразил сожаление, что страна зациклилась на Меркосур, в то время как кое-кто ориентируется в ином направлении53. В конце декабря 2015 г. руководство Меркосур обещало сделать максимально возможное для придания группировке необходимой динамики, консолидации связей с Европой и ТТП.
Продолжая реализовать стратегию на расширение сотрудничества за пределами латиноамериканского континента, Т. Васкес в конце сентября - начале ноября 2015 г. предпринял визиты в Европу и Азию. В Париже он находился пять дней, у него была обширная программа. Высокий гость встречался с французским коллегой Ф. Олландом, подписал семь масштабных соглашений, охватывающих различные сферы: промышленности, технологии, науки, образования и спорта. Он имел беседы с руководителями палат парламента, министром иностранных дел Л. Фабиусом, посетил штаб-квартиру ЮНЕСКО, где его приветствовала генеральный директор Ирина Бокова. Весьма плодотворным явился контакт и рабочий завтрак с предпринимателями, заинтересованными в интенсификации взаимных связей. Кроме того, состоялось выступление в Парижской академии наук. Особо следует отметить, что принимающая сторона высоко оценила вклад Уругвая в миротворческие операции, проводимые под эгидой ООН, и выразила готовность оказать необходимую помощь в экипировке контингента54.
Столь же насыщенным оказалось и пребывание в Стране восходящего солнца. Оно длилось четыре дня. Президент удостоился приема у императора Акахито, премьер-министра Синдзо Абе, с которым обсуждалось состояние и перспективы двусторонних отношений, был подписан ряд документов, преследовавших целью углубление и расширение политического, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.
Визит гостя начался с выступления в одном из университетов Токио. Выдающийся онколог, Васкес прочел лекцию перед студентами и преподавателями об огромном вреде, наносимом курением, с привлечением конкретных фактов и цифр. Подчеркнул, что употребление этого зелья наносит колоссальный вред здоровью населения планеты. Ежегодно от болезней, вызванных курением, погибает больше людей, чем во время Второй мировой войны. Призвал международную общественность объединить усилия для искоренения этого зла, подчеркнул необходимость совместной работы науки и политики.
Отвечая на вопрос о модели, которой придерживается правительство, глава государства четко заявил: “экономический рост, сочетающийся с социальной справедливостью”. Объясняя резоны вторичного приезда в Японию за период правления, он заметил: “я обожаю эту страну”55.
Избрание Уругвая непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2016-2017 гг. существенно расширяет горизонты международной политики во имя укрепления всеобщего мира.
РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
После победы Т. Васкеса на выборах в 2004 г. традиционные отношения между нашими странами, имеющие длительную историю, приобрели более интегральный и сбалансированный характер. В марте 2005 г. на инаугурации главы государства присутствовал председатель Центральной избирательной комиссии А. А. Вешняков. Стороны обсудили состояние и перспективы двустороннего сотрудничества. Позднее Монтевидео посетила делегация Государственной думы. В феврале 2006 г. в Россию прибыл с официальным визитом министр иностранных дел Р. Гаргано. В марте 2007 г. в столице Уругвая проходили политические консультации, в которых участвовал заместитель министра иностранных дел РФ С. И. Кисляк, а в сентябре 2008 г. состоялась поездка в нашу страну вице-президента Р. Нин Новоа.
Важным событием в развитии взаимных связей стал первый в истории визит в Уругвай министра иностранных дел С.В. Лаврова в сентябре 2007 г. По его итогам были подписаны: Совместное заявление глав дипломатических ведомств, Соглашение о сотрудничестве между Дипломатической академией МИД РФ и Институтом им. Артигаса МИД Уругвая, Меморандум о взаимоотношениях между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ и Национальным управлением по промышленной собственности Министерства промышленности, энергетики и горнодобывающей промышленности Восточной Республики Уругвай. Состоялся также обмен нотами о вступлении в силу межправительственного Соглашения от 2 июня 2002 г. о взаимодействии и сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Россия входит в десятку торговых партнеров Уругвая. В первой половине нынешнего столетия торговый баланс сводился к положительным сальдо в пользу нашей страны. В 2006-2008 гг. ситуация изменилась в результате резко возросших закупок мяса. В январе 2006 г. был подписан Протокол о признании рыночного статуса российской экономики и присоединении РФ к ВТО. Это обстоятельство позволило уругвайским поставщикам получить определенные преимущества на российском рынке.
Тенденция укрепления контактов с Россией в политической, экономической и культурной сферах продолжала набирать обороты и при втором президентстве Т. Васкеса. Следует особо подчеркнуть, что республика не прибегла к санкциям, введенным Западом в знак несогласия с курсом в отношении Украины и в связи с аннексией Крыма. Уругвай по-прежнему наращивает и диверсифицирует торговлю с РФ.
ГРАНИ ЛИЧНОСТИ
Табаре Рамон Васкес Росас родился в Монтевидео 17 января 1940 г. в семье невысокого достатка. Он четвертый ребенок из пяти сыновей. Когда мальчику исполнилось 11 лет, отца арестовали за участие в общенациональной забастовке в качестве профсоюзного лидера. Позднее выпустили по амнистии, объявленной властями.
Будучи стесненным в средствах, юноша совмещал учебу с работой: рассыльным в аптеке, плотником, извозчиком. Лишь в 1972 г. в возрасте 29 лет он завершает занятия в университете, получив специальность врача-онколога. Позднее включился в политическую деятельность, вступил в Социалистическую партию, основанную в 1896 г., а организационно оформленную в 1911 г. Много лет, не оставляя профессиональных занятий, сочетал их с преподавательской деятельностью. Он непрерывно повышал свою квалификацию, продолжал совершенствоваться во Франции, США, Японии, Израиле. Среди его трудов выделялась, по собственному признанию, статья в английском журнале “Брест” “Липосаркома легкого”, которой прежде не занимались в Латинской Америке56.
Т. Васкес, как точно подметила одна из его биографов, воплощает собой “американскую мечту”: человек, который сам себя сделал. Выходец из малообеспеченной среды, получивший среднее образование в обычной школе, ему удалось поступить в университет, сделать карьеру, продвигаясь по служебной и социальной лестнице, его избирали алькальдом столицы, а затем и президентом57.
Табаре сочетался браком с Марией Аухиладорой Дельгадо. У супругов трое родных детей - Альваро, Хавиер, Игнасио и один приемный ребенок Фабиан. У них полдюжины внуков. Глава государства атеист, но с уважением относится к чувствам верующих. Один из отпрысков стал священником, а супруга - ревностная католичка. Вероятно, именно этим можно объяснить решение президента делегировать жену и сына на похороны папы римского, Иоанна Павла II, скончавшегося 2 апреля 2005 г.
В период первого мандата он регулярно вел прием больных. Через несколько часов после вторичного избрания он посетил клинику и провел консультацию пациентов, тогда же сообщил, что уделит время составлению документа к международному онкологическому конгрессу, где собирался выступить с докладом. Затем поделился с журналистами планами прекратить врачебную практику, как только вновь вступит в должность58.
Однако, сохраняя верность клятве Гиппократа, он продолжает оставаться медиком. 26 октября 2015 г. Т. Васкес, направлявшийся во Франциию с государственным визитом, на борту лайнера компании “Эйр Франс”, летящего из Монтевидео в Париж, услышал по радиосвязи обращение к пассажирам, имеющим соответствующее образование, оказать необходимую помощь девушке, возвращавшейся домой после участия в соревнованиях по хоккею на траве, проходивших в Буэнос-Айресе. Не раздумывая ни минуты, президент тут же пришел на помощь пациентке и сделал ей необходимые процедуры, позволившие купировать аллергический приступ. По свидетельству наблюдателей, это был третий случай экстренного вмешательства главы государства в нестандартную ситуацию на борту самолета в полете. Два других эпизода имели место в период первого президентства, в 2005 и 2010 гг.
Все это помимо всего прочего служит наглядным свидетельством исключительной скромности главы государства, предпочитающего пользоваться коммерческими рейсами при зарубежных поездках, щепетильно относящегося к расходованию казенных средств.
Путь Васкеса на вершину власти отнюдь не был устлан розами. Он шел не по тореной дорожке, спотыкался, извлекал надлежащие уроки и продолжал движение вперед. Так, после относительной неудачи на предвыборном мероприятии 1989 г. ему пришла на ум идея, навеянная привычкой зрителей держаться за руки во время футбольных матчей. Он ввел в практику длительные прогулки, в ходе которых граждане шли плечом к плечу, общаясь и обсуждая насущные проблемы. Первое подобное шествие состоялось 28 октября. В нем помимо кандидата на пост алькальда участвовали его жена и сын. Поначалу собралось немного людей, но по мере приближения к месту проведения митинга толпа разрослась до внушительных размеров. Это оригинальное ноу-хау использовалось и впредь как важное средство политической агитации.
Хорошо знавшие Т. Васкеса сотрудники обращали внимание на такую черту стиля его работы. Находясь в должности мэра, а позднее в кресле главы государства, он неуклонно придерживался правила читать всю поступающую на его имя корреспонденцию и лично отвечать адресатам. Для этого зачастую приходилось засиживаться допоздна.
Президент предоставлял самостоятельность министрам, не вмешивался по мелочам в пределы их компетенции. В редких случаях, давая какие-либо конкретные поручения членам кабинета, делал это, как правило, в форме просьбы, а не приказа. Аналогичной методы он придерживался и на посту алькальда Монтевидео, неизменно находился в курсе деятельности того или иного чиновника высокого ранга, порой даже не встречаясь с ним лично.
О примечательном эпизоде поведал директор Национальной корпорации развития А. Гарсиа, сопровождавший Т. Васкеса во время поездки в Чили. Как-то в ходе визита он подошел к президенту, представился и попытался сказать пару фраз, касающихся работы ведомства. Но тот деликатно его прервал, сказав, что прекрасно осведомлен о функционировании корпорации и высоко ценит его вклад59. Подобных примеров великое множество. Все они характеризуют манеру поведения главы государства. Быть в курсе событий, но не зацикливаться на второстепенных деталях.
Подчиненные отмечали еще одну особенность президента. Он поражал окружающих удивительной способностью держать в памяти уйму дат и цифр, свободно оперировать ими при общении с сотрудниками и в публичных выступлениях.
Васкес - жизнерадостный мужчина, любитель рыбалки и охоты в горах Рио-Негро, куда он отправляется в поисках уединения для обдумывания важных политических решений. Он страстный футбольный болельщик, приверженец команды “Атлетико Прогрессо”. Этот клуб был основан в доме деда по отцовской линии в пригороде Монтевидео. Некогда его внук сам возглавлял знаменитый клуб.
Президент - горячий поклонник знаменитого аргентинского певца Карлоса Гарделя, погибшего в авиакатастрофе, рок-группы “Роллинг Стоунз”, обожает танго, народную фольклорную музыку. В праздничные дни сам с удовольствием играет на тамбурине60.
Как видим, Т. Васкес - яркая, неординарная личность. Ничто человеческое ему не чуждо. Подчеркнем особо, он никогда не рвался в большую политику, не выдвигался депутатом или сенатором парламента. Только совокупность обстоятельств и факторов обусловили его восхождение на вершину власти. Впервые заняв эту должность, провозгласил: “Хочу быть президентом всех уругвайцев”. И, судя по высоким рейтингам одобрения своей созидательной деятельности, стал таковым.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
До окончания второго мандата Т. Васкеса имеется еще немало времени. Его нынешний президентский срок закончится лишь в 2019 г. За оставшееся время наверняка произойдет немало непредсказуемых событий и внутри государства, и на международной арене. Но есть основания полагать, что текущее правление этого выдающегося деятеля, внесшего значительный вклад в историю, завершится так же успешно, как и предыдущее.
Первая победа Т. Васкеса носила знаковый характер, знаменовала старт XXI в. в стране. С тех пор она развивается по иной парадигме.
Важно подчеркнуть и другое. Левоцентристский проект, успешно осуществляемый в этой республике, без всякого сомнения, показал свою дееспособность, позволил Уругваю продвигаться и дальше вперед по пути плюралистической демократии и социального прогресса, органически вписываясь в содружество передовых наций, значимость которых не зависит от размеров территории и количества живущих на ней граждан.
За процессами, разворачивавшимися в этом государстве, понимая их значимость для континента, пристально следят зарубежные аналитики и специалисты. Они высоко оценивают успехи “Широкого фронта”. Так, например, всемирно известный перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе М. Варгас Льоса, выдвигавшийся кандидатом на пост президента, подчеркивал важность этого события. В отличие от лидеров Кубы и Венесуэлы, “все еще верящих в коммунизм и сталинизм”, руководители Бразилии и Уругвая придерживаются противоположной линии “либеральной, прогрессивной левой, приверженной капитализму и рыночной экономике”61.
В свою очередь А. Сербин, председатель Регионального координационного комитета экономических и социальных исследований, подчеркивал: “В одних государствах строго придерживаются единожды установленных правил игры. В других же случаях правила подлаживаются под намерения игроков”. По его мнению, Л. И. Лулу, М. Бачелет и Т. Васкеса от ряда латиноамериканских лидеров отличает то, что у них “преобладает вйдение государственных деятелей, а не каудильо, более привычное для остальной Латинской Америки”. Они используют личную харизму и популярность не для удержания власти, а для упрочения институтов в соответствующих странах62.
Эксперты, проводя сравнительный анализ конкретных ситуаций, поднимаются до уровня обобщений, прочерчивая линию водораздела между левыми радикалами и левыми центристами, носящего концептуальный характер. В то время как одни обращены в прошлое, слегка модифицируя, повторяют зады, другие - нацелены на будущее, двигаются непроторенными путями, ищут для своих граждан достойное место в глобализирующемся и взаимозависимом мире.
Отнюдь не случайно, согласно опросу, проведенному авторитетной фирмой “Ипсос паблик афере” среди 317 влиятельных работников средств массовой информации 18 стран Латинской Америки, в рейтинге политических руководителей континента высшую строку занял Т. Васкес. Вопросы, заданные журналистам, касались экономического курса, свободы печати и борьбы с коррупцией63.
Как единодушно подчеркивают все биографы президента, он строго придерживается принципа делать то, что обещал, не вводить в заблуждение людей. Прислушиваться к их мнению. При этом не отступает от принципиальной линии и не скатывается к популизму. В этом его сила и секрет успеха. Своеобразная гарантия достойного окончания второго президентства.
Несмотря на почтенный возраст, Табаре Васкес сохраняет молодецкую бодрость, завидную трудоспособность и неиссякаемую жизненную энергию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Liscano С. Conversaciones con Tabaré. Montevideo, 2003; Garda A., YafféJ. La era progresista. Montevideo, 2005; Tulboviitz ELanza E. Tabaré Vázquez misteriąs de un ligerazgo que cambiò la historia. Montevideo, 2014; Custodio Ruibal C. El metodo Tabaré. Vázquez y la construction del poder. Montevideo, 2014.
2. Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. М., 2000, с. 307-309.
3. Memoria, Mexico, 1998, № 108, p. 26.
4. Подробнее об этом см. Garcia A., Yaffe J. La era progresista. Montevideo, 2004; Brecha, 25.11.2005.
5. О документе см. Дабагян Э. С. Программа левых центристов. - Латинская Америка, 1999, № 12.
6. Подробнее об этом си. Дабагян Э. С. Политическая жизнь в Латинской Америке на рубеже веков. - Свободная мысль, 2006, № 5.
7. Свободная мысль, 2010, № 9, с. 104.
8. Год планеты. Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. М., 2005, с. 438. 9. Liscano C. Op. cit., р. 95.
10. Уругвай в контексте левого дрейфа: преемственность и перемены. М., 2010, с. 73-74.
11. Stolowicz В. Uruguay. El gobierno de izquierda en una capital. - Memoria, 1998, № 108, p. 25-31.
12. ALAI, Quito, 23.V.2000, p. 4.
13. Manual de los Partidos Politicos de America Latina. Madrid, 1997, p. 382.
14. Латинская Америка и Карибы, с. 312.
15. El Pais, Madrid, 11.VII.2004.
16. “Левый поворот ” в Латинской Америке. М., 2007, с. 204.
17. Уругвай в контексте левого дрейфа..., с. 17.
18. Год планеты, с. 438.
19. Custodio Ruibal C. Op. cit., p. 90.
20. “Левый поворот” в Латинской Америке, с. 176.
21. Уругвай в контексте левого дрейфа..., с. 22-24.
22. Там же, с. 29.
23. http://www.bbc.co.uk/mundo/america_latina/2009/10/091022_uruguay_eleciones_alati
24. Уругвай в контексте левого дрейфа..., с. 28.
25. http://www.bbc.co.uk/mundo/lg/america_latina/2009/10/091023_candidados_uruguay
26. El Nuevo Herald, Miami, 30.VI.2009.
27. El Universal, Caracas, 22.XI.2009.
28. El Universal, 28.XI.2009.
29. Nueva Sociedad, Buenos Aires, 2010, № 225, p. 27-28.
30. Custodio Ruibal C. Op. cit., p. 283-243.
31. www.infolatam.соm/2014/11/12/elecciones-en-uruguay-de-la-emocion-unos-comocios-sin-historia/
32. Ibidem.
33. Ibidem.
34. www.infolatam.com/2014/12/01/vazquez-gano-la-presidencia-de-uruguay-con-casi-300-000-votos-de-diferencia
35. www.infolatam.соm/2015/01/19/gobiemo-electo-uruguayo-y-proposicion-estrechan-la-mano-del-dialogo-permanente/
36. www.infolatam.соm/2015/05/31/vazques-viajara-a-alemania-y-francia-y-a-japon-en-2016/
37. www.infolatam.соm/2015/07/27/uruguay-dice-que-invertira-usl2-000-milliones-en-ifraestructura-entre-2015-y-2019/
38. El Universal, 19.V.2015.
39. www.infolatam.соm/2015/08/05/el-plan-de-inrersiones-de-tabare/
40. www.infolatam.соm/2015/08/24/Uruguay-define-aumento-presupuestario-de-470-mlliones-de-dolares-para-dos-anos/
41. www. infolatam.соm/ 2015/08/09/el-79-uruguayos-ve-bien-orientado-al-gobiemo-pero-54-critica-su-gestion/
42. Уругвай в контексте левого дрейфа..., с. 43-44.
43. www.infolatam.соm/2014/12/01/nuevo-triunfo-del-frente-amplio/
44. El Universal, 18.VI.2015.
45. www.infolatam.com/2015/07/14/para-uruguay-es-un-orgullo-participar-en-el-proceso-de-paz-colombiano
46. El Universal, 22.IX.2015.
47. Nuevo Herald, 11.IX.2015.
48. “Левый поворот” в Латинской Америке, с. 180.
49. www.infolatam.соm/2015/07/16/vazquez-viajara-a-cummbre-de-mercosur-a-brazil-donde-firmara-acuerdo-con-maduro/
50. www.infolatam.соm/2015/05/20/rousseff-y-vazquez-an-analizaran-la-falta-de-libertades-comerciales-en-mercosur/
51. www.infolatam.соm/2015/05/21/rousseff-y-vazquez-se-comprometen-con-la-integracion-de-brasil-y-uruguay/
52. www.infolatam.соm/2015/06/30/mercosur-y-los-paises-chicos-quq-pasa-con-uruguay/
53. www.infolatam.соm/2015/10/15/los-del-atlantico-tambien-quieren-ser-parte-del-dinamico-pacfico/
54. www.infolatam.соm/2015/10/28/uruguay-y-francia-estrechan-lazos-en-inicio-de-visita-de-vazquesz/
55. www.infolatam.соm/2015/11/04/tabare-vazquez-defiende-en-japon-gue-ciencia-e-politica-trabajen-juntos/
56. Custodio Ruibal C. Op. cit., p. 67.
57. Ibid., p. 19.
58. www.infolatam.com/2014/12/01/vazques-dejara-la-medicina-cuando-asume-la-presidencia/
59. Custodio Ribai C. Op. cit., p. 114-115.
60. Год планеты, с. 439.
61. El Universal, 30.V.2009.
62. http://www.bbc.co.uk/mundo/america_latina/2009/l2/091218_2221_análisis_reelección_jrg.shtml
63. EI Nacional, 17.VIII. 2015.
Нет комментариев для отображения
Пожалуйста, войдите для комментирования
Вы сможете оставить комментарий после входа
Войти сейчас