В 1555 г. Никола Дюран де Виллеганьон1 возглавил экспедицию, которая отправилась основать колонию в Бразилию. Ещё в 1553 г., вероятно, решив прославиться подвигами во славу Франции, что принесло бы ему королевские милости, Виллеганьон предложил адмиралу Колиньи свой план основания колонии в Новом Свете, так как адмирал имел влияние на короля. Виллеганьон, пока Колиньи решал, заручился поддержкой кардинала Лотарингского Лоррейна (Гиза). Получили свои гарантии и французские арматоры, которым было выгодно иметь укреплённую факторию в Бразилии для торговли бразой. Французы на протяжении всего XVI в. конкурировали с португальцами на Бразильском побережье, главным образом из-за дерева: бразы, благодаря которому эта страна, которую Педру Алвариш Кабрал в 1500 г. назвал Земля Святого Креста2, получила название Бразилия. Несмотря на то, что по Тордесильясскому договору 1494 г. территория Бразилии принадлежала Португалии3, король Франции Генрих II помог этому предприятию. Виллеганьон добился получения двух больших кораблей и 10 000 франков для организации экспедиции4.
Никола Дюран де Виллеганьон
"Антарктическая Франция"
Нападение Мен де Са в 1560 г.
Португальцы и их союзники-индейцы
Каннибалы-тупинамба. Рисунки из книги Ганса Штадена
Книга Жана де Лери
Гравюры из книги Жана де Лири
Андре Теве
Иллюстрации из книги Андре Теве
В бухте Гуанабара, что в переводе с языка аборигенов означает «Спрятанная», на одном из островов французы основали форт, названный «Колиньи» за помощь адмирала в организации и поддержки этого предприятия. Среди колонистов были как католики, так и протестанты, которых Виллеганьон привлекал в это предприятие содействием в свободе вероисповедания, и помощью в основании гугенотского поселения5. Так была основана колония «Антарктическая Франция» в ноябре 1555 г. Считается, что название колонии дал участник этой экспедиции Андре Теве. «Антарктической» эта колония была названа потому, что она находилась в южном полушарии.
С первых дней все усердно работали над созданием укреплений; «даже офицеры взяли кирку и стали работать»6. Но колонистов, несколько сот человек, ещё нужно было кормить. Виллеганьон решил эту проблему по-своему. Он договорился с индейцами, что они будут снабжать остров продуктами в обмен на европейские товары. А также воспользовался их гостеприимством и переложил основную тяжесть работ на индейцев. Индейцы стали реже поставлять продукты в форт. Люди голодали, и их уже не прельщал непрерывный труд. Начались недовольства. Виллеганьон установил жёсткий порядок и запретил тесно общаться с индейцами. Однажды вице-адмирал пытался подчинить своему влиянию нормандского толмача, который жил в бухте уже много лет, приказав ему жениться, как подобает христианину, на одной из своих наложниц. Причина у Виллеганьона была одна — установить строгий порядок, но действия возымели обратный эффект. Нормандец вместе с несколькими людьми из форта подготовили заговор против Виллеганьона, с целью убить его. Заговор раскрыли шотландские гвардейцы — наёмники Виллеганьона. Толмачу удалось скрыться, но 4 участников заговора были осуждены: одного повесили, другого утопили и двоих приговорили к пожизненным каторжным работам7. Виллеганьон, чувствуя шаткость своего положения, запросил помощи. Адмирал Колиньи передал просьбу о помощи Кальвину — однокашнику Виллеганьона. Кальвин, чтобы спасти начатое дело в Америке отобрал 14 эмиссаров, среди которых был Жан де Лери.
Жан де Лери родился в Ла Маржелль в Бургундии в 1534 г. О его детстве и семье мало, что известно, так же как и о его принятии кальвинизма. До экспедиции он был студентом теологии в Женеве8. На время экспедиции Лери нанялся сапожником9. И 19/20 ноября 1556 г. экспедиция, во главе с сеньором Дю Понтом на «трёх красивых кораблях: «Petite Roberge», «Grande Roberge» и «Rosee», которые были снабжены всем необходимым за счёт короля, отправилась выполнять свою миссию в «Антарктическую Францию»10. В состав экспедиции входило около 200 человек, среди них было два пастора Кальвина: Пьер Ришье и Гийом Шартье. Так начинает свой рассказ Жан де Лери об «Истории путешествия в Бразилию», которую он решил издать после настояния друзей и Амбуазского мира 1563 г., когда уже был пастырем, на основе своих дневников, которые он вёл в Бразилии «чернилами из бразы». Однако труд увидел свет только в 1578 г., после таинственных исчезновений манускриптов Лери. Считается, что 1-й манускрипт украли у одного из курьеров в Лионе11, судьба второго неизвестна. Труд Лери стал апологетом протестантов, которых Андре Теве в своей работе «Универсальная Космография»12 обвинял в неудачном начале французской колонизации в Бразилии. В свою очередь Теве защищал Виллеганьона, пытаясь снять с него вину за неудачи в «Антарктической Франции».
Несмотря на то, что цели у колонистов были благие: поддержать начатое Виллеганьоном дело в Америке, матросы-нормандцы из этой экспедиции не раз прибегали к откровенному разбою на море13. Когда эти escumeurs de mer — пираты, содрали паруса и оставили несчастных без пищи, Лери сочувствует жертвам14. Но Лери не без гордости пишет: «Chacun fuyoit ou caloit le voile devans nous»15. Лери был уверен, что с таким экипажем они одержат победу при любой встрече. Подобные действия французских моряков не были чем-то особенным в то время, когда пиратство представляло собой наиболее простое средство накопления капитала. Пионерами французской заморской экспансии были нормандцы16, к тому же период 1530 - 1559 гг. относят к господству в морях французских пиратов17. Таким образом, компаньоны Лери отправились в путь, когда французские пираты активно действовали в Атлантическом океане.
Однако Лери волновали не только действия французских моряков. Когда корабли достигли жаркого пояса, много внимания было уделено морским обитателям: летающим рыбам, тунцам, китам, акулам. Впрочем, о необычных для европейцев обитателей «моря мрака» в то время писали многие18. Религиозные предрассудки заставляли многих моряков с трепетом относиться к морским «чудовищам». Лери, иногда пытался эти предрассудки развеять, на примере морской черепахи, которая у Плиния в «Естественной истории» представлена неким монстром. Лери же с иронией отметил, что вся команда очень плотно перекусила этим «чудищем»19.
В конце февраля 1557 г. Лери впервые увидел Америку. Французов поразила флора Бразилии, как, очевидно поражала всех европейцев тропическая природа, представая перед ними как явь «золотого века»20. Вскоре на берегу показались индейцы маргайя: союзники португальцев и враги французов. С маргайя, тем не менее, им удалось наладить отношения и приобрести за безделушки продукты: мука из маниоки, мясо и фрукты. 6 мужчин и одна женщина, из индейцев, были приглашены на корабль. «Они были абсолютно голые, разукрашенные, почернённые. У мужчин на голове было выбрито как у монахов, но волосы длинные, губы проколоты и каждый носит зелёный камень21. У женщин нет проколотых губ, они носят длинные волосы, уши, однако проколоты, так, что можно просунуть палец; в ушах они носят белые кости», - замечает Лери22. Индейцы охотно помогали французам рубить деревья и таскать их на корабли23, приносили французам пищу. Индейцы не требовали денег, французы им платили рубашками, ножами, рыболовными крючками, зеркальцами и другими вещами.
4 марта в четверг они уже были у мыса Фриу, где у французов был форт, так как в этом районе было много пау-бразил. Здесь же жили индейцы тупинамбо (группа тамойо)24 — союзники французов. И 7 марта 1557 г. в воскресенье экспедиция достигла цели25, они прибыли в Гуанабару.
«Женевцы», как называли эмиссаров Кальвина, были хорошо приняты Виллеганьоном26. Сеньёр Дю Понт, возглавлявший экспедицию, официально объявил, что основная цель их присутствия здесь, установить в этой стране Реформированную церковь27. В среду 10 марта Виллеганьон произнёс «набожную речь», суть которой сводилась к декларированию ценностей Реформации, которым должны были служить колонисты28. На острове не было источника питьевой воды, однако, здесь были дождевые накопители. С первых же дней, прибывшие колонисты, начали таскать камни и землю, чтобы завершить строительство форта. Нескольким «женевцам», среди которых был и Лери, отвели небольшой домик, «который заканчивал покрывать травой индеец-раб Виллеганьона»29. За работу «женевцы» получали довольно скудное питание: в день две чарки корневой муки, из которой они варили бульон и, как аборигены, ели сухой остаток30. В целом работы было очень много и для «укрепления духа» каждый вечер после работы читали публичные молитвы по 1 часу и два раза в воскресенье31. 21 марта в воскресенье 1557 г. в форте впервые было совершено таинство Святого Причастия32. После Виллеганьон произнёс две речи в честь освящения форта33. Лейтмотивом выступления было: распространение влияние христианства через Реформированную церковь на этой земле, создания неприступного убежища для преследуемых гугенотов, и что он — Виллеганьон всегда будет следовать этой конфессии. Затем доктор Куанта и Виллеганьон отреклись от католичества (за которое вице-адмирал проливал кровь), что не помешало им в дальнейшем устроить диспут с «женевцами», касающийся евхаристии. Пасторы Кальвина Ришье и Шартье учили, что хлеб и вино не реально превращаются в тело и кровь Христа. «Иисус Христос на небе и мы с ним общаемся духовно»34. Виллеганьон и Куанта утверждали, что тело и кровь Христа содержаться в хлебе и вине реально во время причастия. «Женевцы» это считали сходным с каннибализмом местных людоедов. В спорах Виллеганьон часто ссылался на Писание, в котором говорилось, что бог создал человека по своему образу и подобию. «Иисус отломил хлеб и сказал, что это его тело»35. Королевский космограф А. Теве поддержит Виллеганьона, и скажет, что пасторы Кальвина мешали ему овладеть душами заблудших, из-за постоянных теологических споров. На что Лери ему ответит, что его не было уже в колонии (Теве уехал в январе 1556 г.), когда начались теологические споры36, тем самым, уличив Теве во лжи. Хотя, может быть, «Теве не то, что бы лгал, а давал вперемешку факты, полученные им от путешественников, моряков, колонистов или индейцев, и не подвергал эту информацию критике»37. Но, с другой стороны во время религиозной полемики, такие недочёты скорее умышленны.
И так, «драма сознания перешла в политическую трагедию»38. Религиозное противостояние обострялось тиранической формой правления Виллеганьона, стремившегося создать «Американскую Мальту»39.
Ключевым моментом в истории «Антарктической Франции» является возращение Виллеганьона в католицизм в июне 1557 г. Лери ссылается на слухи, что кардинал Лорренский, брат герцога Франсуа Гиза, дал указание Виллеганьону покинуть католичество, чтобы впоследствии обмануть церковь Женевы и Кальвина40. Есть другая точка зрения об участии иезуитов, которым французы мешали обращать индейцев Бразилии, настраивая их против португальцев. Так Виллеганьон уехал во Францию в 1559 г., чтобы защититься от обвинений в ереси, выдвинутых в его адрес португальскими иезуитами, как считает Ванье41. Обвинение было связано с его переходом в кальвинизм в марте 1557 г. Вероятно, что деятели католической партии писали Виллеганьону, резко порицая его за отступничество42. Уже в ноябре 1557 г. Виллеганьон писал герцогу Гизу: «Надеюсь, король нас не бросит, и пришлёт нам деньги и корабли, для того, чтобы вернуться во Францию»43. Взаимное неприятие католиков и гугенотов, вынудило последних осенью 1557 г. покинуть остров. Они прожили ещё два месяца до прибытия корабля на левом берегу бухты Гуанабара, от её входа, в пол-лье от форта, в местечке, которое французы называли Briqueterie (У Теве — Henriville). В это время у Лери была хорошая возможность познакомиться с индейцами ближе и описать их более подробно, а также саму территорию «Антарктической Франции». Бухта Гуанабара была 12 лье в длину, и 7 - 8 лье в ширину. В 4 - 5 лье от форта находится красивый и плодородный остров — Ilha do Governador. На этом острове жили тупинамбо — союзники французов. Лери уверял, что он посещал со своими компаньонами много индейских деревень, располагающихся на берегах двух рек впадающих в бухту.
Описания индейцев: их внешности, пищи которую они употребляют, флоры и фауны Бразилии44, у Лери очень подробны. Не даром Лери называют одним из первых этнографов Америки. Но в описаниях Лери повсюду встречаются религиозные нотки. Религия в XVI в. представляла для людей скорее некую систему мышления об абсолютных ценностях, поэтому современники, возможно, видели в ней основу для выступлений и борьбы за свои интересы. Лери писал, что счастливый народ, который проживает на этой земле, не знает автора и Творца мира45. В этом высказывании Лери проявляется тезис Кальвина о предопределённости всех судеб богом46. О народах Нового Света не было ничего сказано в Святом Писании. Если они не знали Творца, то скорее они были прокляты. Это была удобная позиция для французских колониалистов. Нет никаких сомнений, что присутствие французов в Бразилии было обусловлено интересом к бразе47. В отличие от Испании и Португалии во Франции XVI в. было много личных инициатив в заморской экспансии через порты Бретани и Нормандии. «Часть французского двора нагревала руки на этом, используя угрозу lettre de marque48 и, получая взятку, с одной стороны гарантировала невмешательство, а с другой «одобряла» индивидуальную экспансию. Поэтому индивидуальная экспансия оставалась преобладающей во Франции в XVI в., так как была многим выгодной»49. Что же касается религиозного аспекта, то «католики и протестанты не могли интересоваться без оснований заморскими проблемами. Или они к ним безразличны, или они включают их в свои религиозные страсти»50. У католиков связь между религией и колониализмом была более явной. Так глава миссии иезуитов в Бразилии (15491562) Мануэль Нобрега, чтобы оправдать создание редукций, говорил, что «животность индейцев это результат грехопадения, который есть у всех народов. Поэтому индейцы могут по праву обратиться в христианство, так как они то же происходят от прародителя Адама, но сначала необходимо создать внешние условия, чтобы облегчить переход, и создать редукции, которые размещали бы индейцев под опекой, подающих хороший пример отцов, которые их готовили бы жить в христианской вере. Социальное подчинение и миссионерская среда облегчит христианизацию взрослых, а через них знания будут переданы детям»51. Таким образом, появляется формула: подчинить, защитить и обратить. Внешне она более гуманна, чем отношение к аборигенам Америки протестантов, но по сути цели одни: получить выгоду от эксплуатации индейцев. У Лери наблюдается двоякое отношение к индейцам: с одной стороны они звери-каннибалы, с другой друзья, союзники, добрые люди. В результате такого отношения у Лери мы так и не встречаем определённого способа завоевания «души», как у иезуитов. Можно предположить, что евангелизация индейцев у Лери должна быть более долговременной, что могло сохранить физическую и культурную целостность индейцев52. Но в условиях жёсткой конкуренции с португальцами французы себе этого не могли позволить. Так, ещё до того, как осенью 1557 г. гугеноты покинули форт, индейцы из племени тупинамбо пришли в форт, и Лери купил у них за 3 франка двоих пленников: женщину с ребёнком двух лет. Но Виллеганьон заставил отдать ему свою покупку. Мальчика собирались отправить во Францию. А летом 1557 г. из 40 индейцев-рабов, которых французы купили у тупинамбо, 10 мальчиков были отправлены к Генриху II53. В свою очередь, Виллеганьон с собой во Францию в 1559 г. увёз 50 индейцев54. Такое отношение с индейцами, в очередной раз показывает двойное к ним отношение Лери, не говоря уже о вице-адмирале Виллеганьоне. Есть индейцы союзники, уважение к их культуре и обычаям, и индейцы враги, с ними можно поступать по-своему: разделить семью, превратить в раба.
Испанский гуманист Бартоломе де Лас Касас говорил, что индейцы «если бы у них было оружие, равное нашему, то,..., нам не удалось бы вторгнуться в их земли и владения,., и мы могли опустошать их земли и сжигать жилища, вовсе не потому, что у индейцев было мало разума, способностей или сноровки, а потому, что они были нагие, да к тому же безоружные и не имели оружия, которое могло бы сравниться с нашим»55. Этим Лас Касас признавал техническую отсталость народов Нового Света, поэтому при неизбежном столкновении56 в условиях жёсткой конкуренции, народы Нового Света оказались неспособными, большей частью, сохранить свою самобытность. Из этого следует, что сам факт появления французов в Гуанабаре, несмотря на благие цели: создать поселение для преследуемых гугенотов, говорит о том, что французы всё равно участвовали в столкновении культур. При условии, что европейцы тогда находились на более высокой стадии развития: у индейцев Бразилии наблюдались только первые признаки разложения первобытнообщинного строя, то «культурное поглощение» европейцами аборигена Америки оказалось неминуемым.
В европейской литературе XV - XVI вв. был популярен античный миф о «золотом веке», получивший широкую известность после издания трудов Овидия, Гесиода, Лукиана и Боэция. По представлениям этих авторов «золотой век» соответствовал первоначальному состоянию человеческого общества, когда люди сохраняли природные добродетели. Гуманисты считали, что «золотой век» существовал только в прошлом, к которому нет возврата, но в Новом Свете — они обнаружили этот век57. Европейцы пытались объяснить увиденное в Новом Свете «исходя из теории, выдвинутой теологами XV в., об изначальном единстве христианского мира, которое со временем было утрачено. «Золотой век», в котором, по словам гуманистов, пребывали индейцы, служил косвенным доказательством существования в прошлом единого и всеобщего христианского мира»58. У европейцев возникло много вопросов о природе обитателей Нового Света, о которых не упоминалось в Библии. «Уважительное» отношение, стремление не портить европейскими пороками индейцев, локализовать «золотой век» в Новом Свете «было связано, прежде всего, с желанием европейских гуманистов обратить внимание на отрицательные стороны жизни европейского общества»59. Из этого следует, что гуманистические идеи были чисто европейскими. По другую сторону океана первую роль играли экономические и политические интересы.
Описывая каннибализм индейцев Бразилии, Лери сравнивает его с каннибализмом в Европе, который был большим злом для Лери. Людоедству христиан европейцев, он был свидетелем в 1573 г. в Сансерре60. Также Лери пишет о событиях в Лионе, где жир протестанта был продан с молотка, в Оксерре, где люди ели поджаренное сердце гугенота61. Сам Лери отказывался, есть человеческое мясо62. Однако по его словам, некоторые толмачи, которые жили здесь 8 - 9 лет, убивали и ели пленников63. Иногда французы давали индейцам негров в обмен на бразу64. Таким образом, Лери делает вывод, что индейцы хоть и едят врагов из чувства мести, это знак их проклятия65, но французы утонули в крови своих соотечественников, к тому же для христианина месть чужда. Очевидно, что описание каннибализма бразильцев было направлено на осуждение зверств католиков в Европе.
Жан Кальвин писал: «если из жизни людей устранить религию, то они ни в чём не будут возвышаться над дикими животными»66. Ссылаясь на Цицерона, Лери соглашается с ним в том, что у каждого народа насколько диким или варварским он не был бы, есть своё некое божество. Об индейцах Бразилии Лери пишет: «.. .ils n’ont nulle connaissance du seul et vrai Dieu»67, зато у них есть множество других богов, как у идолопоклонников Перу, нет у них и постоянных мест, где бы они могли поклоняться своим богам публично68. Жан де Лери уважительно относиться к культам индейцев. Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Леви-Стросс ценили «Путешествие» Лери за его «добрый» взгляд на дикаря, и его стремление непредвзято рассказать о быте и нравах аборигенов Америки. Но Лери религиозно предвзят. Он приводит в своём повествовании рассказ со стариком-индейцем о боге. Индеец ему говорит, что по рассказам их предков, к ним однажды пришёл бородатый иностранец, который хотел, чтобы индейцы верили в того же бога, о котором говорил Лери. Но индейцы не хотели принимать его веру. Тогда чужеземец дал им в проклятие за то, что они не хотели принять истинного бога, меч. После чего они ему уступили, но начали убивать друг друга, бросили свои обычаи; над ними смеялись соседи, тогда они решили отречься от этого бога69. Лери ответил, что нужно было продолжать служить истинному богу, и с этим оружием они могли победить любого врага. В Апокалипсисе, пишет Лери, есть похожая история на ту, которую ему рассказал старик индеец: в знак проклятия тем, кто не поверит в истинный путь, будет дан меч, которым они будут друг друга убивать70.Таким образом, Лери объясняет проклятие народов Америки. Развитие этой мысли привело Лери ко второму тезису: «.Ils sont sortis de l’un des trois fils de Noe»71. Хотя доказать это, ссылаясь на Святое Писание было нельзя. Лери делает предположение, что американцы произошли от проклятого Хама.72 Исходя из вышесказанного, становится вполне очевидным истинное отношение Лери к аборигенам Америки, как к потомкам проклятого сына Ноя. Таким образом, в случае укрепления французской колонии в Гуанабаре, такая позиция могла проявиться в полной мере. Интерес нормандских моряков к берегам Бразилии был большой73. Лестранган задаёт вопрос, подготовили ли гугеноты путь англичанам74? Очевидно, что если и не подготовили, то стояли у истоков колонизации, подобной той, которая происходила в Северной Америке.
Большой материал, представленный Лери, даёт возможность широко взглянуть на причины создания работы. Вполне очевидно, что «Путешествие» Лери участвует в полемике не только с Теве и Виллеганьоном, но и в целом с католической партией, осуждая злодейства католиков на примерах дикой американской жизни. Отсутствие достойной аргументации у Теве в, «Особенностях Антарктической Франции» 1557 г., а также в «Универсальной Космографии» 1575 г. и в «Историях двух путешествий в Южные и Западные Индии», написанной в 1588г. против работ Лери, говорит о том, что Теве зашёл в тупик и проиграл полемику75. У Лери был широкий круг сторонников: Урбан Шоветон, Беллефорест, Мартим Фюме и другие. Теве не отвечает на вопросы, заданные ему бургундцем. Поэтому Лери, не без оснований, упрекает капуцина во лжи: в том, что черепахи служили повозками у Теве, что Теве видел огромные фантастические существа: гигантского каннибала, что были 4 пастора — возбудителя заговора в «Антарктической Франции»76 и др. «Опровергая выдумки Теве, Лери снискал себе славу правдивого историка»77. Он резюмировал полемику между Ришье и Виллеганьоном. Таким образом, можно сказать, что этнографические взгляды Лери тесно переплелись с религиозными. Цель Лери очевидна: доказать превосходство христианства, сравнивая с верованиями индейцев, одновременно показать ужасы Религиозной войны во Франции, и показать, что гугеноты в Бразилии занимались распространением Реформированной религии, а поэтому выполняли поручения Кальвина, препятствием для которых стал Виллеганьон.
4 января 1558 г. гугеноты погрузились на судно, нагруженное бразой, перцем, хлопком, обезьянами, попугаями и другими товарами. Гугенотов согласились вывести за 600 турских ливров78. Причину отъезда Лери видел в Виллеганьоне, так как тот препятствовал своим деспотическим управлением, тому ради чего прибыли сюда «женевцы»79. Вскоре после отплытия судно «Jacques» дало течь, которую с трудом удалось остановить. До берега было 9-10 лье. Так как во время аварии часть припасов была потеряна, из-за возможной нехватки продовольствия 6 человек решили вернуться: Пьер Бурдон, Жан дю Бордель, Матьё Верной, Андре Ла Фон, Жак ле Балё и сам Жан де Лери. Лери утверждает, что его отговорил возвращаться друг80. Виллеганьон решил устроить 5, вернувшимся с корабля, экзамен по догматам веры, возможно, что он их посчитал лазутчиками беглецов, которые вовсе не уехали81, а, может быть, просто за отступничество82. Но итог был трагичен: 3 - утопили, а 2 - заковали в кандалы для работ каменотёсами. Лери узнал об этом позже. Испытывая жуткий голод и лишения, «Jacques» только в конце мая 1558 г. вернулся во Францию83. Лери поехал в Женеву заканчивать обучение. 28 мая 1559г. он женился84. Вскоре он получил статус буржуа, а затем стал пастором-кальвинистом. Ему предстояло прожить в одну из самых кровавых эпох в истории Франции. В последние годы он жил в Швейцарии и умер в преклонном возрасте в 1613 г.85 Что касается 5 оставшихся в Бразилии, то, как пишет Лери, через 4 месяца вернулись во Францию некоторые достойной веры люди, рассказавшие о казни Пьера Бурдона, Жана дю Борделя и Матьё Вернойя по приказу Виллеганьона. Таким образом, по Лери, Виллеганьон был первым, кто пролил христианскую кровь в Новом Свете, поэтому его назвали — Каин Америки86.
«Антарктическая Франция» вскоре была атакована генерал-губернатором Бразилии Мен де Са в 1560 г., форт был разрушен, но португальцы из-за нехватки средств, не оставили в Гуанабаре никакого поселения. Оставшимся французам удалось восстановить форт87, но рассчитывать на Францию они уже не могли. Шла Религиозная война. Окончательно «Антарктическая Франция» была разрушена португальцами в 1567 г. На месте колонии был основан новый город Рио-де-Жанейро.
Таким образом, на основе описаний Лери «Антарктической Франции» можно выявить особенности отношения к колонизации Нового Света протестантов. Протестанты прикрываются внешне гуманным отношением к индейцам. Но, признавая право аборигенов на ресурсы своей территории, на сохранение своих культов, протестанты, руководствуясь тезисом о предопределении всех судеб богом, по которому аборигены признавались людьми, но лишёнными божественного искупления, закрепляли за собой право ставить неравные условия, которые приводили к постепенному заселению территории аборигенов, и вытеснению последних. В сущности, эта форма колонизации осуществлялась европейцами ради того, чтобы извлечь выгоду от эксплуатации открытых земель. Поэтому, анализируя «Путешествие» Лери мы можем выявить особенности автономных порядков протестантской формы колонизации, в формировании идеологии которой участвовал французский протестант — кальвинист Жан де Лери.
Примечания
1. Никола Дюран де Виллеганьон происходил из знатного французского рода, племянник великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарь этого ордена. Виллеганьон участвовал в военной экспедиции против Алжира, затем он попал в Рим, а оттуда поехал в Венгрию воевать против турок. Через несколько лет он - командир корабля, на котором была вывезена во Францию Мария Стюарт. Кроме того, Виллеганьон стал вице-адмиралом Бретани, но вскоре оставил свой пост из-за спора с губернатором Бреста о строительстве порта. См.: Слёзкин Л. Ю. «Антарктическая Франция» // Новая и новейшая история, 1970, №6, С.165.
2. Vaz de Caminha. Carta a El Rei dom Manuel. Rio-de-Janeiro,1981, p.12-14.
3. A documentary history of Brazil. Ed. Burns E.B. N.Y., 1967, p.15-17.
4. Jean Crespin. Histoire des martyrs persecutes et mis a mort pour la verite de l’Evangile. P.434.// Gaffarel, Paul. Histoire du Bresil Francais au 16-me siecle. Paris, 1878., P. 431-492.
5. Слёзкин Л. Ю. Земля Святого Креста. М.1970. С.119.
6. Gaffarel, Paul. Histoire du Bresil Francais au 16-me siecle. Paris, 1878. P. 188
7. Julien, Charles-Andre. Les Voyages de decouverte et les Premiers Etablissements (XV-XVI s.). Paris, 1948. P. 192-193.
8. Nakam, Geralde. Au lendement de la Saint-Barthelemy: guerre civile et famine. Paris, 1975., P.14.
9. Wagniers, Jean-Claude. Jean de Lery et son voyage au Bresil // Lery, Jean de. Histoire d’un voyage fait en la terre du Bresil. Lausanne, 1972. P. 293.
10. Lery, Jean de. Histoire d’un voyage faict en la terre du Bresil. Paris, 1994, P. 113.
11. Nakam. Op.cit.P.23.
12. Les Francais en Amerique pendant la deuxieme moitie du XVI s. Le Bresil et les Bresiliens par Andre Thevet. Paris, 1953.
13. Lery Jean de. Histoire d’un voyage fait en la terre du Bresil. Lausanne. 1972. P.35-45.
14. Lery.P. 1994. P. 125.
15. Каждый убегал или спускал парус перед нами.
16. Toussaint, Augusto. Histoire des corsaires. Paris, 1978, P. 11.
17. Маховский, Яцек. История морского пиратства. М.1972. С.95.
18. Это и Антонио Пигафетта «Плавание испанцев и Моллукские острова» (1525), Андре Теве и Ганс Штаден, Гонсало Фернандес Овьедо и другие.
19. Lery.1994.P134-135.
20. Cornelius, Jeanen. L’Amerique vue par les francais aux XVI et XVII s.//XV Congres internatinal des sciences historiques, II. Bucarest. 1980. P. 274.
21. См. также Vaz de Caminha. Carta a El Rei dom Manuel. Rio-de-Janeiro, 1981, P. 14-15.
22. Lery. 1972.P.59-60.
23. См. также у A. Thevet // Les francais en Amerique pendant la deuxieme moitie du XVI s. Le Bresil et les Bresiliens par Andre Thevet. Paris, 1953, P. 221.
24. Их противостояние португальцам продолжалась до 1575 г., затем они ушли в сертан.
25. Lery. 1972. P. 66.
26. Lery. 1972. P. 68.
27. Ibidem.
28. Ibid. P. 69.
29. Lery.1994. P. 164.
30. Lery Jean de. Le voyage au Bresil de Jean de Lery 1556-1558. Paris. 1927. P. 108.
31. Lery. 1972. P. 71.
32. Lery. 1994. P. 166.
33. Lery. 1972. P. 168-174.
34. Ibid. P. 77.
35. Lery. 1972. P. 81-82.
36. Lery. 1972. P. 82.
37. Julien. Op. Cit. P. 381.
38. Hanotaux G., Martineau A. Histoire des colonies francaises et de l’expantion de la France dans le monde. T. 1, Paris, 1929, P. 23.
39. Julien. Op. Cit. P. 191.
40. Lery. 1972. P. 83.
41. Wagniers. Op. Cit. P.300.
42. Помбу, Роша. История Бразилии. М.1962, С. 94.
43. La lettre de Villegagnon au duc de Guise envoyee du Bresil le 30 novembre 1557. // Lestringant, Frank. Le Huguenot et le Sauvage: L’Amerique et la controverse coloniale en France aux temps des Guerre de Religion (1555-1589). Paris,1990. P. 277-278.
44. Lery. 1994. P. 212, 214...224-243, etc.
45. Lery. 1972. P. 164.
46. Кальвин, Жан. Наставление в христианской вере. Т. 1, кн.1 и II. М. 1997. С. 191.
47. Tapajos V. Historia do Brasil. Rio-de-Janeiro, 1953. P. 77.; Mattos, Ilamar Rohloff de. Brasil, uma historia dinamica. Vol. 1, Sao Paolo, 1973. P. 75.
48. Lettre de marque - разрешение корсару на ведение военных действий.
49. Julien. Op. Cit. P. 437-438.
50. Ibid. P. 435.
51. Цит. по Lestringant, F. Les strategies coloniales de la France au Bresil au XVI s. et leur echec. // Etat et colonisation au Moyen Age et a la Renaissance. Lyon. 1989. P. 472.
52. Ibid. P. 475.
53. Lery. 1994. P. 353.
54. Hanotaux, G. Op. Cit. P. 23.
55. Б. Де Лас Касас. История Индий. Л. 1968. С.315.
56. Созина С. А. К проблеме объективной оценки завоевания и колонизации Америки. В кн.: Iberica Americais. Культуры Нового и Старого Света XVI- XVIII вв. в их взаимодействии. СПб, 1991, С. 12.
57. Б.де Лас Касас. Ук. Соч. С.109.
58. Мордвинцев В. Ф. Рождение легенды о «добром дикаре». В кн.: История социалистических учений. М.1981 С. 264.
59. Там же. С. 272.
60. Lery Jean de. Histoire memorable du siege de Sancerre (1573) // Nakam, G. Au lendement de la Saint-Barthelemy: guerre civile et famine. Paris, 1970, P. 291.
61. Lery... P. 1994. P. 580-585.
62. Lery. 1972. P. 182.
63. Lery. 1994. P. 370.
64. Julien. Op. Cit. P. 182.
65. См. также:. Lestringant, Frank. Le cannibale: grandeur et decadence. Paris, 1994. P. 228.
66. Кальвин, Жан. Ук. Соч. С. 42.
67. Они не имеют никакого знания об истинном боге.
68. Lery. 1994. P. 380.
69. Ibid. P. 413-413.
70. Lery. 1972. P. 203.
71. Они произошли от одного из троих сынов Ноя. Lery. 1994. P. 419.
72. Lery. 1994. P. 421.
73. Mollat, Michel. Le commerce de la Haute Normandie au XV s. et au debut du XVI s., Paris, 1952, P. 250-252.
74. Lestringant, Frank. Le Huguenot et le Sauvage: L’Amerique et la controverse coloniale en France aux temps des Guerre de Religion (1555-1589). Paris,1990.P.16.
75. Lestringant, Frank. Le Huguenot et le Sauvage: L’Amerique et la controverse coloniale en France aux temps des Guerre de Religion (1555-1589). Paris,1990. P. 89.
76. Пасторов было двое: Ришье и Шартье. А зачинщик заговора, по Лери, был нормандский толмач.
77. Ibid. P. 92.
78. Nakam. Op. Cit. P. 17. 1 турский ливр = 20 су.
79. Lery. 1972. P. 254.
80. Lery. 1994. P. 511.
81. Помбу, Роша. Ук. Соч. С. 95.
82. Lery. 1972. P. 19.
83. Lery. 1972. P. 280-281.
84. L. F. Le Huguenot. P. 66.
85. Nakam. Op. Cit. P. 40.
86. Lery. 1994. P. 548-549.
87. Слёзкин Л. Ю. «Антарктическая Франция». С. 171.