Sign in to follow this  
Followers 0

Колонизационная деятельность финикийцев и греков во 2 пол. XII - VI вв. до н.э.: особенности и основные этапы

   (0 reviews)

Неметон

Во II тыс. до н.э масштабную финикийскую колонизацию сдерживало господство на море критских и микенских торговцев, а затем ахейцев. В конце тысячелетия средиземноморский регион испытал сильное потрясение, вызванное упадком ведущих держав и миграционными процессами вследствие нашествий «народов моря», волны которых разрушили Сидон и Угарит, выдвинув на первое место Тир, принявший спасшихся переселенцев. В условиях усложнившейся демографической ситуации встала задача ликвидировать возникшее напряжение путем переселения избыточной массы людей за пределы города. Крушение микенской Греции предоставило такую возможность и правящие круги Тира решили воспользоваться ситуацией для создания опорных пунктов, необходимых для расширения торговли и высылки из метрополии недовольных, начав колонизационную деятельность, которая проходила ряд этапов:

I этап (2 пол. XII - 1 пол. XI вв. до н.э)

58599d8465147_.png.033a4df89ca3be0f33345

Колонизация в данный период осуществлялась двумя путями:

- к о-ву Родос, затем по Эгейскому морю вдоль западного побережья Малой Азии к богатому золотом о-ву Фасос.

- от Родоса по южной кромке Эгейского архипелага к Сицилии, оттуда к северному выступу Африки и вдоль побережья Африки в Южную Испанию.

Занимаясь морским разбоем и грабежом прибрежных селений, финикийцы параллельно закрепляются в важнейших точках, в частности, на о. Фасос и в Южной Испании, по дороге к которым они основывают промежуточные опорные пункты, одним из которых стала Утика в Северной Африке и Ликс на северо-западе побережье. Ввиду активного сопротивления иберийского населения Южной Испании, лишь с третьей попытки удалось основать на небольшом островке за Геркулесовыми столпами город Гадир (римск. Гадес)

Т.о, к особенностям данного этапа можно отнести:

- преимущественно торговый характер колонизации;

- основание опорных пунктов и якорных стоянок без постоянного населения;

- закладка храмов, предшествующих основанию городов (Гадес, Ликс, Фасос);

- основание городов с постоянным населением (Утика);

Образование первых ближневосточных империй потребовало новых источников сырья для их экономического развития, и финикийская колонизация выполняла роль подключения новообразованных государств к источникам сырья, которые находились вне зоны досягаемости их военной экспансии. В условиях захвата и разорения транзитных пунктов, часть малоазийских сухопутных путей смещается на море и проходит через киликийский Тарс, финикийские Тир и возродившийся Сидон. В Тире, главном на тот момент пункте торговли между Ближним Востоком и Западом, обострились социальные и политические противоречия, приведшие к нестабильности и чехарде на престоле города, что, в свою очередь, вызвало новую волну колонизации.

II этап (2 чет. IX в до н.э – VII в до н.э)

Становление крупных централизованных государств и передвижения в Эгейском море греков и фракийцев привели к вытеснению финикийцев с занятых островов в IX –VIIIвв. до н.э. Поэтому основной ареной финикийской колонизации стали острова Западного Средиземноморья и побережье Африки и Европы:

- Сардиния, привлекательная своим стратегическим положением, открывавшим путь к Средней Италии, Корсике, Галлии и Испании через Балеарские острова.

- Острова между Сицилией и Африкой (Мальта), где финикийцы обосновались в VIII в до н.э, которые служили важнейшим пунктом связи между метрополией и западными окраинами финикийского мира.

- Опорные пункты в Южной Испании, где восточнее Геркулесовых столпов в VIII-VII вв. до н.э был создан ряд поселений разного назначения (Малака и др.)

- Западная часть Сицилии (Мотия, Солунт), обеспечивавшая связь с ранее колонизированными районами Сардинии и Африки;

- Центральная часть побережья Северной Африки (Утика, Карфаген);

Изменился характер колонизации. что привело к развитию ремесла , земледелия и рыболовства в колониях, а также к изменению отношений с местным населением. Возникло обратное влияние на финикийцев,появились локальные ответвления финикийской культуры. Особенностью финикийской колонизации также явилось большое влияние метрополии на функционирование колоний. Известны карательные экспедиции в Утику после попытки уклониться от выплаты дани, наличие наместника царя тира на Кипре в Китии. Вместе с этим, суда царя Хирама ходили в Тартесс в Испании и осуществляли совместные экспедиции в страну Офир (порт Супара, Индия)   через Красное море и Индийский океан в Xв. до н.э совместно с флотом царя Израиля Соломона.

Расцвет колонизационной деятельности греков относится к VIII-VI вв. до н.э. и имеет ряд причин:

- относительно слабое развитие с/х техники, примитивные способы обработки земли и низкое плодородие почв;

- долговое рабство;

- политическая борьба в метрополии (милетская колонизация);

- наличие групп населения, занимающего приниженное положение на родине (основание спартанскими «парфениями» г. Тарент в Южной Италии);

- поражение в войне (переселение мессенцев после войны со Спартой, переселение жителей Фокеи из-за нежелания покориться Персии).

В Великой греческой колонизации принимали участие различные области и города Эллады: и более отсталые, преимущественно аграрные (Ахайя) и более развитые торгово-ремесленные (Милет, Фокея). Преобладание в колониальной экспансии либо аграрного, либо торгово-ремесленного аспекта, зависело от степени социально-экономического развития метрополии, ее географических условий, связей с окружением и от условий колонистов на новых местах. Причем иногда участки распределялись между колонистами до начала переселения (экспедиция коринфян в Сицилию и основание Сиракуз). Важное значение имел выбор места для поселения, основными критериями которого явлились:

- наличие доступа к морскому берегу, обеспечивающий связь с метрополией;

- удобное место для отражения внешней угрозы;

- пресная вода и территория, способная прокормить колонистов или способствовать производству товаров для обмена (виноградарство, оливководство);

- обязательное наличие огня из священного очага метрополии и служителей культа бога-покровителя как отражени е духовной связи с метрополией.

Новые поселения, как правило, становились самостоятельными (в отличие от колоний Тира), но поддерживали тесные духовные связи с метрополией и колониями, основанными «материнским» городом. Так, во II в. до н.э. жители г. Лампсака в Малой Азии обратились к гражданам Массалии (Марсель) в Галии с просьбой помочь на переговорах с Римом, т.к. оба города за 500 лет до этого были основаны жителями Фокеи). Многие колонии были основаны несколькими метрополиями, но, в таком случае, метрополией считался непосредственный инициатор выведения колонии.

На новом месте колонисты старались заручиться божественной поддержкой, особенно Аполлона, который считался покровителем колониальных экспедиций (как тирский Мелькарт) и вновь основанных городов. Свои прорицания бог давал в Дельфах и, постепенно, храм, обладавший широкими международными связями и получающий информацию со всей ойкумены, стал своеобразным регулирующим центром, направляя потоки колониальных экспедиций.

Великая греческая колонизация развивалась по трем основным направлениям:

1. Западное (побережье и острова Ионического моря к северо-западу от Греции, Италия, Сицилия, Корсика, Южная Галлия, Испания);

2. Северо-восточное (северное побережье Эгейского моря, Геллеспонт, Пропонтида, Боспор Фракийский, Черное море);

3. Юго-восточное (южный берег Малой Азии, восточное побережье Средиземного моря, Африка).

Пионерами колонизации выступили эвбейские города Халкида и Эретрия. Вслед за ними на путь колонизации вступили Коринф и Мегара. В VIII – нач. VII вв до н.э колонии выводили и более отсталые общины (Ахайя, Спарта). В 774 г. до н.э. на островке Питекусса у западного берега Италии появилось поселение халкидян и эретрийцев, что можно считать началом Великой греческой колонизации. В 724 г. до н.э эвбейцы обосновались на материке, основав Капую и Неаполь в Кампании, которая была одной из самых плодородных областей в Италии, но в колонизации эвбейцев преобладал торговый аспект. Через Питекуссу халкидяне вели активную торговлю с этрусками и западными финикийцами. Для контроля над морским путем между Грецией и Этрурией они основали колонии по обе стороны пролива, отделяющего Италию от Сицилии – Регий и Занклу. Эретрийцы вывели колонию на о. Керкира, занимавшего важное положение на пути из Греции в Италию и Сицилию. Активное участие приняли эвбейцы и в колонизации Сицилии, где мегарцы основали Мегару Гиблейскую, а родосцы и критяне – Гелу. При этом греки вступали в борьбу не только с местным населением – сикулами и сиканами, но и сицилийскими финикийцами, которые позже перешли под власть Карфагена.

Аграрные города и области Греции предпочитали создавать колонии на плодородных землях юга Италии, где в VIII-нач.VII вв. до н.э. ахайяне создали города Кротон и Сибарис, а спартанцы – Тарент. В итоге в Южной Италии появилось так много греческих городов, что эту часть Апеннинского полуострова стали называть Великой Грецией.  До нач.VII в до н.э. новые греческие города в этой части Апеннин создавались уже существующими колониями, т.е. происходила повторная колонизация. Когда в VII-VI вв. до н.э. в этом регионе появились фокейцы, то они предпочли двигаться дальше на запад двумя путями:

- вдоль побережья Италии, Южной Галлии и северо-восточной Испании. Здесь важнейшими колониями стали Массалия и Эмпорион;

- через Корсику и Балеарские острова к юго-восточной Испании. Здесь греки вступили в контакт с Тартессом, царь которого увидел в них союзников в борьбе с финикийцами. С его согласия, фокейцы основали за Геркулесовыми Столпами Гавань Менесфея – самую западную точку греческой колонизации.

58599d981534c_.PNG.df8f0150e28226af77abf

В кон. VIII - нач.VII вв. до н.э. греки проникли в пролив Геллеспонт и далее на север. Теперь первунствующая роль переходит к Мегарам и греческим городам Малой Азии (Самос, Хиос, Фокея, Милет, Колофон). В Причерноморье ведущая роль в основании колоний принадлежала Мегарам и Милету. Мегарцы действовали в основном в районе Боспора Фракийского, где возникла Гераклея Понтийская, жителей которой позднее основали Херсонес на юго-западном берегу Тавриды. Большинство остальных городов Причерноморья основали выходцы из Милета. Важнейшей милетской колонией южного побережья Черного моря стала Синопа, возглавившая в VI в. до н.э. союз городов этого региона – Понт, в который вошли Амис, Котиора, Трапезунд и, возможно, Фасис. Вдоль западного побережья Понта Эвксинского милетяне основали Аполлонию, Одесс, Истрию и вышли в Северное Причерноморье.

58599d90b5da3_.thumb.PNG.9bcc0da437e4661

В 643 г. до н.э милетские колонисты осели на о. Березань. Затем в устье Гипаниса (Южного Буга) в нач. VI в. до н.э. был основан город Ольвия, к западу от которого в устье Днестра возник г. Тира. В кон. VII вв. до н.э. греческие колонисты проникли в Боспор Киммерийский (Керченский пролив), где был основан Пантикапей, ставший крупнейшим городом Восточной Тавриды и Тамани. В VI в. до н.э. на крымском берегу появились Мирмекий, Нимфей, Феодосия, а на кавказском – Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгиппия. Ок. 480 г. до н.э эти города объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее. Боспориты проникли в Меотиду (Азовское море) и устье р. Танаис (Дон), где основали одноименное поселение, ставшее самой дальней северо-восточной колонией греков. К югу от боспорской границы на восточном берегу Понта появились Диоскурия (Сухуми), Фасис (Поти) и Питиунт (Пицунда).

Южное направление в эпоху Великой греческой колонизации большой роли не играло, т.к. восточное побережье Средиземного моря находилось под контролем финикийцев. В VIII - нач.VII вв. до н.э. борьба Ассирии и Египта не способствовала торговле и организации поселений на этих берегах. К западу от Египта греки столкнулись с интересами Карфагена, активно противодействовавшего любым попыткам колонизировать данный регион. Отдельные успехи были достигнуты только в Киренаике, где фокейцы в 631-630 гг. до н.э основали г. Кирену.

В Египте греки выступали как наемники и торговцы. Когда Египет освободился от ассирийской власти, фараон, нуждаясь в греческой поддержке, предоставил им возможность поселиться на территории страны. Основным поселением греков стал Навкратис, основанный в VII в. до н.э. как результат совместной деятельности большого количества метрополий (Родос, Хиос, Теос, Фокея, Клазомены, Галикарнасс, Милет, Самос и др.). При этом, степень его автономии определялась политикой Египта, т.е. самостоятельным городом он никогда не был. Подобное положение сложилось и у греческих факторий на побережье Сирии в районе Угарита – Сукаса и Аль-Мины, а на южном побережье Малой Азии колоний не возникло из-за враждебности горцев.

58599d9dd9763_.thumb.PNG.7747f1f9857c08b

Некоторые колонии сами становились, со временем, метрополиями и часто случалось так, что вторичная колонизация (субколонизация) носила иной характер, нежели «материнская». Так, фокейская колонизация на западе была преимущественно торгово- ремесленной, а массалиотская в большей степени аграрной. Напротив, ахайяская колонизация Италии носила аграрный характер, но Сибарис уже создавал опорные пункты для торговли с Этрурией.

Т.о. в течение 200 лет греки освоили значительную часть побережья Средиземного моря, все Причерноморье, большую часть Приазовья. Греческая ойкумена раскинулась от Гавани Менисфея за Геркулесовыми Столпами на западе до Танаиса в устье Дона на востоке, от Массалии на севере до Навкратиса на юге.

Отношения колонистов с местным населением складывались различно. Как полагают некоторые исследователи, дорийские переселенцы во время колонизации ставили местное население в зависимое положение, в то время, как ионийцы поддерживали равноправные отношения, по-крайней мере, изначально. Как и в случае с финикийской колонизацией, взаимовлияние между пришельцами и местным населением способствовало возникновению специфических культур, что видно на примере кельтов в Галлии и скифов в Северном Причерноморье (история царя Скила).

Великая греческая колонизация оказала огромное влияние на социально-экономическое, политическое и культурное развитие всего греческого мира:

- греческая торговля приобретает международный характер, что привело к развитию товарно-денежных отношений, росту ремесленно-торговых кругов архаического города и его роли в жизни общества;

- приток значительного числа рабов создал возможность отмены долгового рабства и обособлению греков от невольников, самоидентификации как «эллинов»;

- преодоление относительного перенаселения за счет ухода части наиболее обездоленного населения в колонии;

- знакомство с дальними странами явилось психологической основой возникновения эллинской науки и рационалистического взгляда на мир;

Т.о. можно сделать следующие выводы:

1. Финикийская колонизация имела своей целью нормализацию осложнившейся демографической ситуации после нашествия «народов моря» путем переселения избыточной массы людей за пределы Тира, создание промежуточных опорных пунктов, необходимых для расширения торговли и высылки из метрополии недовольных, подключение новообразованных восточных империй к источникам сырья, которые находились вне зоны досягаемости их военной экспансии.

2. Причинами Великой греческой колонизации явилось относительно слабое развитие с/х техники, примитивные способы обработки земли и низкое плодородие почв, долговое рабство, политическая борьба в метрополии, наличие групп населения, занимавшего приниженное положение на родине, переселение вследствие захвата исконных территорий.

3. Со временем характер колонизации и взаимовлияния колонистов и местного населения изменился, что привело к развитию ремесла, земледелия и рыболовства в колониях, а также появлению локальных ответвлений финикийской и греческой культур.

4. Особенностью финикийской колонизации, по-существу, явилось наличие одной метрополии – Тира, что обусловило большое влияние метрополии на функционирование колоний, в то время, как греческие поселения, как правило, становились самостоятельными, но поддерживали тесные духовные связи с метрополией и колониями, основанными «материнским» городом.

5. На новом месте колонисты старались заручиться божественной поддержкой, что предполагало закладку храмов, предшествующих основанию городов и обязательное наличие огня из священного очага метрополии и служителей культа бога-покровителя как отражение духовной связи с метрополией.

6. В отличие от финикийской колонизации, в Великой греческой колонизации принимали участие различные области и города Эллады: и более отсталые, преимущественно аграрные и более развитые торгово-ремесленные.

7. Некоторые колонии сами становились, со временем, метрополиями и часто случалось так, что вторичная колонизация (субколонизация) носила иной характер, нежели «материнская».

8. Уникальной особенностью греческой колонизации явилось существование колоний, созданных несколькими метрополиями одновременно (Навкратис).

58599d7d94237_.thumb.png.40ea32abfc57cb2


1 person likes this
Sign in to follow this  
Followers 0


User Feedback

There are no reviews to display.




  • Categories

  • Files

  • Темы на форуме

  • Similar Content

    • Загадка Фестского диска
      By Неметон
      В 1908 году при раскопках минойских дворцов в Фесте, итальянский археолог Л. Пернье, рядом с разломанной табличкой линейного письма А обнаружил терракотовый диск диаметром 158-165 мм и толщиной 16-21 мм. Текст был условно датирован 1700г до н.э по лежащей рядом табличке (т. е СМПIII). Обе стороны диска были покрыты оттиснутыми при помощи штемпелей изображениями. Происхождение диска вызывает неоднозначную оценку. Помимо критской версии происхождения, не исключалось, что он был изготовлен в Малой Азии. Некоторые ученые считают (Д. Маккензи), что сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите и имеет анатолийское происхождение. Иероглифы, использованные в надписи, носят отчетливый рисуночный характер и не имеют сколь-нибудь четких соответствий в других письменностях и очень мало напоминают знаки критского рисуночного письма. Большинство ученых полагает, что диск читался справа налево, т.е от краев к центру (в иероглифической письменности люди и животные повернуты как бы навстречу чтению). Весь текст состоит из 241 знака, причем разных знаков встречается 45.
       

       Относительно языка, на котором выполнена надпись на диске, существовало несколько предположений:
      –        греческий
      –        языки Анатолии: хеттский, карийский, ликийский
      –        древнееврейский или какой-либо другой семитский язык

      Одним из первых исследователей загадки Фестского диска был Д. Хемпль в статье 1911 года в ж. «Харперс Мансли Мэгезин». Он решил прочесть надпись по-гречески по правилам кипрского силлабария, использовав акрофонический метод, верно определив по числу употребляемых знаков, что письмо слоговое. Первые 19 строк стороны А он перевел следующим образом:
      «Вот Ксифо пророчица посвятила награбленное от грабителей пророчицы. Зевс, защити. В молчании отложи лучшие части еще не изжаренного животного. Афина -Минерва, будь милостива. Молчание! Жертвы умерли. Молчание!..» Согласно трактовке Хемпля, в этой части надписи говорилось об ограблении святилища пророчицы Ксифо на юго-западном побережье Малой Азии греком — пиратом с Крита, вынужденным впоследствии возместить стоимость награбленного имущества жертвенными животными, а дальше шли предупреждения о необходимости соблюдения молчания во время церемонии жертвоприношения.
      Имели место самые необычные попытки дешифровки диска. В 1931году в Оксфорде вышла книга С. Гордона «К минойскому через баскский», в которой автор допускал, что язык древних обитателей Крита, возможно, находится в близком родстве с баскским, как единственным не индоевропейским языком, сохранившимся в Европе. Однако, его вариант перевода текста диска вызвал неоднозначную оценку:
      «Бог, шагающий на крыльях по бездыханной тропе, звезда-каратель, пенистая пучина вод, псо-рыба, каратель на ползучем цветке; бог, каратель лошадиной шкуры, пес, взбирающийся по тропе, пес, лапой осушающий кувшины с водой, взбирающийся по круговой тропе, иссушающий винный мех..».
      Схожий метод дешифровки, когда предметам приписываются названия на выбранном «родственном» языке и затем, путем сокращения этих названий получают слоговые значения знаков и, таким образом, каждая группа знаков на диске превращается во фразы, использовала в том же 1931 году Ф. Стоуэлл в книге «Ключ к критским надписям», сделав попытку прочесть диск на древнегреческом языке. Начальные слоги дополнялись до полных слов, и фраза читалось, как казалось, по-гречески (например, «Восстань, спаситель! Слушай, богиня Реа!»).
      После II мировой войны, в 1948 году, немецкий языковед Э. Шертель при помощи математических методов дешифровки предположил, что надпись на диске — гимн царю Мано (Миносу) и Минотавру, выполненный на одном из индоевропейских языков, близком латинскому. Аналогичной точки зрения придерживался А. Эванс, который, основываясь на идерграфическом методе, в монографии “Scriptia Minoa” предположил, что текст диска является победным гимном. (Эту точку зрения разделяла и Т.В. Блаватская). Однако, это предположение оказалось плодом воображения.
      В 1959 и 1962 гг Б. Шварц и Г. Эфрон представили свои гипотезы содержания диска, основываясь на методе и предположении о том, что надпись выполнена на греческом языке. По версии Шварца надпись представляет собой список священных мест, своеобразный путеводитель по Криту:
      [Сторона А]: Святилище Марато и город Эрато суть истинные святилища. Могущественно Ка..но, святилище Зевса. А которое есть святилище Месате, это — для эпидемии. Святилище Филиста — для голода. Святилище Акакирийо есть «Святилище, которое есть святилище Халкатесе.., - Геры. Святилище, которое есть Маро, есть менее достопримечательное, тогда как святилище Халкатесе..- более достопримечательное.
      [Сторона В]: Эти суть также святилища: могущественная Эсерия, Ака, Эваки, Маирийота, Мароруве, ..томаройо и Се..а. И этот город Авениту превосходен, но Эваки осквернен. Храм, расположенный против Филии, есть Энитоно по имени. Имеется три храма: Эрато, Энитоно и Эсирия. И это именно Эрато — для обрядов с быками, и Энитоно — для умиротворения, и для свободы от забот — третья, веселая Эсирия».
      Эфрон полагал, что на диске записан древнейший образец греческой религиозной поэзии:
      [Сторона А]: Исполненное по обету приношение для Са.. и Диониса, исполненное по обету приношение для Тун и Са.., жертвоприношение Ви.. и жрецам, и жертвоприношение..[неким божествам], и жертвоприношение Са.. и Дионису, и жертвоприношение..[неким божествам], ..Агвии и ее сыну,  жертвоприношение и ..богине Тарсо, и..[некому атрибуту] божественной Тарсо, и ..[некому атрибуту] божественной Тарсо и самой богине.
      [Сторона Б]: Иаон бесстрашный из Сард вызвал чтимую богиню Тарсо, дочь Теарнея, на состязание. Божественный Теарней, сын Тарсо, дочери Теарная, приготовляя жертвенный при в Сардах на азиатский манер, убеждал человека из Азии: «Уступи богине, вырази почтение Гигиее, дочери Галия». Сын Тарсо просил красноречиво от имени богини. Иаон бесстрашный пришел к соглашению с Тарсо и Агвием».
      В дальнейшем, бесперспективность использования идеографического, сравнительно-иконографического и акрофонического методов для чтения диска убедительно показал Г. Нойман.
      С. Дэвис, рассматривая надпись на диске как анатолийскую (хетто-лувийскую) по происхождению, трактовал текст на обеих сторонах практически идентично:
      [Сторона А]: Оттиски печатей, оттиски, я отпечатал оттиски, мои оттиски печатей, отпечатки...я оттиснул...» и т.д и т.п.
      По мнению Вл. Георигиева, также сторонника анатолийского происхождения диска, после расшифровки архаических греческих текстов линейного Б, не может быть подвергнуто сомнению, что диск написан на индоевропейском языке. Сам он трактовал надпись как своеобразную хронику событий, произошедших в юго-западной части Малой Азии, в которой на стороне А самые важные личности — Тархумува и Яромува, вероятно, владетели двух разных областей. На стороне Б — Сарма и Сандатимува, вероятный автор текста.
      В 1948 году диск был прочитан на одном из семитских языков следующим образом:
      «Высшее — это божество, звезда могущественных тронов.
      Высшее — это изрекающий пророчество.
      Высшее — это нежность утешительных слов.
      Высшее — это белок яйца.»
       Французский исследователь М. Омэ, считавший, что вертикальные черты диска отделяют не отдельные слова, а целые фразы, обнаружил в тексте известие о гибели Атлантиды. С ним был согласен ведущий советский атлантолог Н.Ф Жиров.
      Особое значение при исследовании диска придается тому факту, что надпись сделана с помощью 45 различных деревянных и металлических штампов. По мнению Чэдуика, можно предположить, что подобный набор не мог использоваться для изготовления одной единственной надписи и, соответственно, можно предположить наличие других, аналогичных диску из Феста надписей.
      Г. Ипсен в статье 1929 года отмечал, что:
      1.      Фестский диск не имеет билингвы и слишком мал для проведения каких-либо статистических подсчетов.
      2.      Количество знаков диска (45) слишком велико для буквенного письма и слишком мало для иероглифического.
      3.      Письменность диска является слоговой.
       Э.Грумах в статье в ж. «Kadmos» обратил внимание на исправление, внесенные в текст диска в четырех местах, где старые знаки оказались стертыми и вместо них впечатаны другие. Первые три исправления сделаны на лицевой стороне диска, в нижней половине внешнего кольца (край диска); четвертое сделано на оборотной стороне, в третьей ячейке от центра. Суть исправления в следующем:
      1.      В одном случае поставлено два новых знака - «голова с перьями» и «щит».
      2.      В двух других — на месте какого-то старого знака поставлен «щит», что позволило образовать новую группу знаков «голова с перьями — щит», как в первом случае.
      3.      В последнем случае на место одного старого знака стоят два новых - «голова с перьями» и «женщина, смотрящая вправо».
       Причины подобных исправлений неизвестны, но, видимо, явились следствием какого-то события, сделавшего необходимым внесение корректив. (Истории известны случаи, когда перебивались имена царей или даже стирались. Например, хеттская надпись, из которой была удалена надпись с названием страны Аххиява).
      Э. Зиттиг в 1955 году вычитал на одной стороне указания о раздаче земельных наделов, а на другой стороне — наставления по поводу ритуальных действий, относящихся к поминальным обрядам и празднику сева.
       В 1934-35гг. при раскопках пещерного святилища в Аркалохори (Центральный Крит) С. Маринатосом была обнаружена бронзовая литая секира с выгравированной надписью, содержащей знаки, полностью идентичной знакам на Фестском диске. В 1970 году в ж. Кадмос был опубликован происходящий из Феста оттиск на глине единственного знака, тождественного знаку 21 письменности диска. Было установлено, что техника последовательного оттиска на мягкой сырой глине изображений с помощью специальных матриц применялась критскими мастерами уже в СМПII. Возникло предположение о местных, критских иконографических истоках письменности Фестского диска, развивавшихся одновременно с линейным А.

      Знак 02 «голова, украшенная перьями», который Э. Майер и А. Эванс сравнивали с изображением головного убора филистимлян, известного по рельефам времен Рамсеса II и которые моложе диска на несколько столетий, как было установлено Э. Грумахом, не имеют никакой иконографической связи со знаком 02. При раскопках одного из горных святилищ на востоке Крита были найдены глиняные головы подобной формы.

      Кроме того, на двух минойских печатях имеются изображения полулюдей-полуживотных, которых связывают с солярным культом, с такими же зубчатыми гребнями и клювообразными носами, как на знаке 02. Это позволило Грумаху сделать вывод о том, что знак 02 — смешанный образ человека и петуха, священного животного Крита, атрибута верховного божества.

       
      Знаки 02-06-24
      Знак 24 (пагодообразное здание) А. Эванс сопоставлял с реконструированным на основании фасадов гробниц экстерьером деревянных домов древних жителей Ликии. Э. Грумах считал, что знак проявляет большее сходство с критскими многоэтажными зданиями на оттисках печати из Закроса (Восточный Крит). О знаке 06 («женщина») А. Эванс отзывался как о резко контрастирующим с обликом минойских придворных дам. Э. Грумах отождествлял знак с изображением богини-бегемотихи Та-урт, почитание которой было заимствовано из Египта и засвидетельствовано на Крите до времени создания диска, причем богиня одета в характерную критскую женскую одежду.
      Т.о, практически всем знакам фестского диска могут быть подобраны критские прототипы. Само спиральное расположение знаков, подобное надписи, обнаруженной на круглом щитке золотого перстня в некрополе Кносса, состоящей из 19 знаков линейного письма А, напоминает об излюбленном орнаментальном мотиве в искусстве Крита.
      Вопрос о том, в каком направлении следует читать надпись на диске, также можно считать решенным. Уже один из первых исследователей диска А. Делла Сета указывал, что композиционное построение скрученной спиральной надписи явно ориентирует на принцип движения по часовой стрелке. Также выяснилось, что когда миниатюрные матрицы накладывались на поверхность сырой глины не совсем ровно, то их оттиски всегда получались более глубокими с левой стороны. Следовательно, критский печатник, штампуя надпись, действовал левой рукой, последовательно нанося знаки справа налево. Если считать, что чтение диска шло от центра к краям, то возможными кандидатами на знаки для чистых гласных будут 35, 01. 07, 12, 18. Однако знак 07 входит в большое число как начал, так и концовок различных слов (независимо от направления чтения). И поэтому из числа кандидатов должен быть исключен. По сходным причинам должен быть исключен знак 12. Т.о, при направлении чтения от центра к краю кандидатами на гласный будут знаки 01, 18, 35, а при направлении чтения от краев к центру — 22, 27, 29.

      По мнению Ипсена, «рисунок сам говорит о значении формата: голова, украшенная перьями, показывает, что следующее слово обозначает определенную личность. По своему положению и значению этот знак совпадает с соответствующим знаком в клинописи; на то, что рисунок и явно единственная идеограмма, указывает сопоставительный анализ иероглифических систем письма, где также изображения людей и частей человеческого тела чаще всего выступают в качестве детерминативов. Т.о, знак 02, содержащийся почти в трети слов и стоящий всегда на первом месте перед другими знаками, был единодушно опознан как детерминатив (Пернье, Ипсен, Нойман, Назаров и др), обозначающий имена собственное (в тексте их — 19, а с учетом повторений — 15), которые некоторые исследователи относят к перечню минойских правителей Крита (А. А. Молчанов).

      Из установленного в целом слогового характера письма Фестского диска естественным образом вытекает вывод о том, что обособленные группы знаков, заключенные в ячейки, представляют собой слова.  Вслед за именами правителей стоят слова, обозначающие область или город. Общий порядок перечисления критских городов реконструируется следующим образом:
      –        Кносс
      –        Амнис (согласно Страбону, при царе Миносе являлся гаванью Кносса)
      –        Тилисс
      –        неизвестные города Центрального и Восточного Крита
      –        Фест (Южный Крит)
      –        Аптара и Кидония (Западный Крит)
      –        Миноя

      Самое популярное имя в перечне правителей в тексте диска транскрибируется как Сатури или Сатир. Имя Сатира встречается, а мифолого-исторической традиции, отражающей древнейшее прощлое Пелопоннеса: царь Аргос победил некого Сатира, притеснявшего жителей Аркадии. Также ему приписывается победа над быком, опустошавшим Аркадию. Бык, судя по его изображениям в минойском искусстве играл очень важную роль в религиозных представлениях и, по-видимому, являлся для минойцев, как и для древних египтян, одновременно и воплощением бога, и двойником обожествленного царя (культ Аписа в Мемфисе). Для ахейских греков бык являлся олицетворение мощи Крита.

      Было выдвинуто предположение о наличии в личных именах общего корня со значением «жрец», «прорицатель», которые сочетаясь с именем правителя и топонимом (по типу А29 А31) представляют собой наименование сана.
      Весьма возможно, что второй правитель Феста (А29) с титулом «прорицатель» являлся хозяином «малого дворца» (т.н царской виллы в Агиа-Троаде), а первый (А26), по имени Сакави, имел постоянную резиденцию в большом дворце в городском акрополе, и тогда сохранившийся диск принадлежал лично ему.

      Т.о, по одной из версий, общая интерпретация содержания текста Фестского диска заключается в сообщении о приношении вотива божеству по случаю заключения или возобновления священного договора или совершения какого-либо другого сакрального акта.
      Сама форма диска заведомо ассоциирована с солярным символом. Известно, что еще во II в н.э в храме Геры в Олимпии сохранялся диск, возможно, аналогичный фестскому, на котором также по кругу был написан текст священного договора о перемирии на время проведения Олимпийских игр.
       
      Каменный жертвенник из дворца Маллия
      Метод штамповки надписи на диске связан с необходимостью его тиражирования для участников церемонии. Именно это обстоятельство позволило сохраниться одному экземпляру диска и не исключает обнаружение аналогичных ему в будущем при раскопках минойских дворцов или святилищ.
      Данная трактовка содержания диска согласуется с данными археологии относительно политического устройства Крита в кон. СМПIII, когда главенствующая роль принадлежала Кноссу, но централизованное государство еще не было создано. Этому свидетельствует почетное первое место в общем списке владык Крита. Интерпретация текста как сакрально-политического документа, составленного от имени кносского царя, предполагает изготовление этого экземпляра и подобных ему (как минимум, 12) именно в Кноссе.

    • Квинт Курций Руф. История Александра Македонского
      By Saygo
      Квинт Курций Руф. История Александра Македонского // Под общ. ред В. С. Соколова. - Москва: Издательство Московского университета, 1963.
      От редакции................................................. 8
      Предисловие................................................. 10
      Рукописи.................................................... 15
      Книги I и II (краткое изложение содержания)................. 18
      Книга III................................................... 20
      Книга IV.................................................... 64
      Книга V.....................................................144
      Книга VI....................................................194
      Книга VII...................................................244
      Книга VIII..................................................300
      Книга IX....................................................366
      Книга X.....................................................414
      Примечания..................................................449
      Именной указатель...........................................460
      ОГЛАВЛЕНИЕ..................................................479
    • Квинт Курций Руф. История Александра Македонского
      By Saygo
      Просмотреть файл Квинт Курций Руф. История Александра Македонского
      Квинт Курций Руф. История Александра Македонского // Под общ. ред В. С. Соколова. - Москва: Издательство Московского университета, 1963.
      От редакции................................................. 8
      Предисловие................................................. 10
      Рукописи.................................................... 15
      Книги I и II (краткое изложение содержания)................. 18
      Книга III................................................... 20
      Книга IV.................................................... 64
      Книга V.....................................................144
      Книга VI....................................................194
      Книга VII...................................................244
      Книга VIII..................................................300
      Книга IX....................................................366
      Книга X.....................................................414
      Примечания..................................................449
      Именной указатель...........................................460
      ОГЛАВЛЕНИЕ..................................................479
      Автор Saygo Добавлен 10.12.2015 Категория Античный мир
    • Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис
      By Saygo
      Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис. - Киев, 2012. - 199 с.
      Содержание
      Введение 5
      СОПЕРНИКИ 8
      НАЧАЛО 30
      ЛАБИРИНТЫ ДИПЛОМАТИИ 43
      СТОЛКНОВЕНИЕ 56
      АПОФЕОЗ 67
      ЭЛЛАДА 78
      ДАРДАНСКИЙ МИР 90
      ВОЙНА С МУРЕНОЙ 98
      ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ МИРА 106
      ПОНТИЙСКАЯ КАТАСТРОФА 124
      АРМЕНИЯ 135
      ВОЗВРАЩЕНИЕ 151
      КАВКАЗ 161
      СМЕРТЬ В ПАНТИКАПЕЕ 168
      В ПАМЯТИ ПОТОМСТВА 175
      Сокращения упоминаемых источников 187
      Приложение 190
      1. Основные эры, принятые во II – I вв. до н. э. 190
      2. Соответствие афинских и македонских месяцев 191
      юлианскому календарю в 87-86 гг. до н. э. 191
      3. Римские консулы 134 – 63 гг. до н. э. 191
      4. Правители важнейших государств – современники Митридата Эвпатора 193
      5. Генеалогия Митридата 195
      Список иллюстраций 196
      Содержание 199
    • Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис
      By Saygo
      Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис
      Просмотреть файл Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис. - Киев, 2012. - 199 с.
      Содержание
      Введение 5
      СОПЕРНИКИ 8
      НАЧАЛО 30
      ЛАБИРИНТЫ ДИПЛОМАТИИ 43
      СТОЛКНОВЕНИЕ 56
      АПОФЕОЗ 67
      ЭЛЛАДА 78
      ДАРДАНСКИЙ МИР 90
      ВОЙНА С МУРЕНОЙ 98
      ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ МИРА 106
      ПОНТИЙСКАЯ КАТАСТРОФА 124
      АРМЕНИЯ 135
      ВОЗВРАЩЕНИЕ 151
      КАВКАЗ 161
      СМЕРТЬ В ПАНТИКАПЕЕ 168
      В ПАМЯТИ ПОТОМСТВА 175
      Сокращения упоминаемых источников 187
      Приложение 190
      1. Основные эры, принятые во II – I вв. до н. э. 190
      2. Соответствие афинских и македонских месяцев 191
      юлианскому календарю в 87-86 гг. до н. э. 191
      3. Римские консулы 134 – 63 гг. до н. э. 191
      4. Правители важнейших государств – современники Митридата Эвпатора 193
      5. Генеалогия Митридата 195
      Список иллюстраций 196
      Содержание 199
      Автор Saygo Добавлен 28.06.2015 Категория Античный мир