Sign in to follow this  
Followers 0

Загадка Фестского диска

   (0 reviews)

Неметон

В 1908 году при раскопках минойских дворцов в Фесте, итальянский археолог Л. Пернье, рядом с разломанной табличкой линейного письма А обнаружил терракотовый диск диаметром 158-165 мм и толщиной 16-21 мм. Текст был условно датирован 1700г до н.э по лежащей рядом табличке (т. е СМПIII). Обе стороны диска были покрыты оттиснутыми при помощи штемпелей изображениями. Происхождение диска вызывает неоднозначную оценку. Помимо критской версии происхождения, не исключалось, что он был изготовлен в Малой Азии. Некоторые ученые считают (Д. Маккензи), что сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите и имеет анатолийское происхождение. Иероглифы, использованные в надписи, носят отчетливый рисуночный характер и не имеют сколь-нибудь четких соответствий в других письменностях и очень мало напоминают знаки критского рисуночного письма. Большинство ученых полагает, что диск читался справа налево, т.е от краев к центру (в иероглифической письменности люди и животные повернуты как бы навстречу чтению). Весь текст состоит из 241 знака, причем разных знаков встречается 45.

 

Dvorets_v_knosse.jpg.89b0c57005c65162036Festskiy_disk.jpg.354c8ddffae01d8417cf67

 Относительно языка, на котором выполнена надпись на диске, существовало несколько предположений:

        греческий

        языки Анатолии: хеттский, карийский, ликийский

        древнееврейский или какой-либо другой семитский язык

Znaki_diska.jpg.dcbfd948d88feb8c0d80bf8d

Одним из первых исследователей загадки Фестского диска был Д. Хемпль в статье 1911 года в ж. «Харперс Мансли Мэгезин». Он решил прочесть надпись по-гречески по правилам кипрского силлабария, использовав акрофонический метод, верно определив по числу употребляемых знаков, что письмо слоговое. Первые 19 строк стороны А он перевел следующим образом:

«Вот Ксифо пророчица посвятила награбленное от грабителей пророчицы. Зевс, защити. В молчании отложи лучшие части еще не изжаренного животного. Афина -Минерва, будь милостива. Молчание! Жертвы умерли. Молчание!..» Согласно трактовке Хемпля, в этой части надписи говорилось об ограблении святилища пророчицы Ксифо на юго-западном побережье Малой Азии греком — пиратом с Крита, вынужденным впоследствии возместить стоимость награбленного имущества жертвенными животными, а дальше шли предупреждения о необходимости соблюдения молчания во время церемонии жертвоприношения.

Имели место самые необычные попытки дешифровки диска. В 1931году в Оксфорде вышла книга С. Гордона «К минойскому через баскский», в которой автор допускал, что язык древних обитателей Крита, возможно, находится в близком родстве с баскским, как единственным не индоевропейским языком, сохранившимся в Европе. Однако, его вариант перевода текста диска вызвал неоднозначную оценку:

«Бог, шагающий на крыльях по бездыханной тропе, звезда-каратель, пенистая пучина вод, псо-рыба, каратель на ползучем цветке; бог, каратель лошадиной шкуры, пес, взбирающийся по тропе, пес, лапой осушающий кувшины с водой, взбирающийся по круговой тропе, иссушающий винный мех..».

Схожий метод дешифровки, когда предметам приписываются названия на выбранном «родственном» языке и затем, путем сокращения этих названий получают слоговые значения знаков и, таким образом, каждая группа знаков на диске превращается во фразы, использовала в том же 1931 году Ф. Стоуэлл в книге «Ключ к критским надписям», сделав попытку прочесть диск на древнегреческом языке. Начальные слоги дополнялись до полных слов, и фраза читалось, как казалось, по-гречески (например, «Восстань, спаситель! Слушай, богиня Реа!»).

После II мировой войны, в 1948 году, немецкий языковед Э. Шертель при помощи математических методов дешифровки предположил, что надпись на диске — гимн царю Мано (Миносу) и Минотавру, выполненный на одном из индоевропейских языков, близком латинскому. Аналогичной точки зрения придерживался А. Эванс, который, основываясь на идерграфическом методе, в монографии “Scriptia Minoa” предположил, что текст диска является победным гимном. (Эту точку зрения разделяла и Т.В. Блаватская). Однако, это предположение оказалось плодом воображения.

В 1959 и 1962 гг Б. Шварц и Г. Эфрон представили свои гипотезы содержания диска, основываясь на методе и предположении о том, что надпись выполнена на греческом языке. По версии Шварца надпись представляет собой список священных мест, своеобразный путеводитель по Криту:

[Сторона А]: Святилище Марато и город Эрато суть истинные святилища. Могущественно Ка..но, святилище Зевса. А которое есть святилище Месате, это — для эпидемии. Святилище Филиста — для голода. Святилище Акакирийо есть «Святилище, которое есть святилище Халкатесе.., - Геры. Святилище, которое есть Маро, есть менее достопримечательное, тогда как святилище Халкатесе..- более достопримечательное.

[Сторона В]: Эти суть также святилища: могущественная Эсерия, Ака, Эваки, Маирийота, Мароруве, ..томаройо и Се..а. И этот город Авениту превосходен, но Эваки осквернен. Храм, расположенный против Филии, есть Энитоно по имени. Имеется три храма: Эрато, Энитоно и Эсирия. И это именно Эрато — для обрядов с быками, и Энитоно — для умиротворения, и для свободы от забот — третья, веселая Эсирия».

Эфрон полагал, что на диске записан древнейший образец греческой религиозной поэзии:

[Сторона А]: Исполненное по обету приношение для Са.. и Диониса, исполненное по обету приношение для Тун и Са.., жертвоприношение Ви.. и жрецам, и жертвоприношение..[неким божествам], и жертвоприношение Са.. и Дионису, и жертвоприношение..[неким божествам], ..Агвии и ее сыну,  жертвоприношение и ..богине Тарсо, и..[некому атрибуту] божественной Тарсо, и ..[некому атрибуту] божественной Тарсо и самой богине.

[Сторона Б]: Иаон бесстрашный из Сард вызвал чтимую богиню Тарсо, дочь Теарнея, на состязание. Божественный Теарней, сын Тарсо, дочери Теарная, приготовляя жертвенный при в Сардах на азиатский манер, убеждал человека из Азии: «Уступи богине, вырази почтение Гигиее, дочери Галия». Сын Тарсо просил красноречиво от имени богини. Иаон бесстрашный пришел к соглашению с Тарсо и Агвием».

В дальнейшем, бесперспективность использования идеографического, сравнительно-иконографического и акрофонического методов для чтения диска убедительно показал Г. Нойман.

С. Дэвис, рассматривая надпись на диске как анатолийскую (хетто-лувийскую) по происхождению, трактовал текст на обеих сторонах практически идентично:

[Сторона А]: Оттиски печатей, оттиски, я отпечатал оттиски, мои оттиски печатей, отпечатки...я оттиснул...» и т.д и т.п.

По мнению Вл. Георигиева, также сторонника анатолийского происхождения диска, после расшифровки архаических греческих текстов линейного Б, не может быть подвергнуто сомнению, что диск написан на индоевропейском языке. Сам он трактовал надпись как своеобразную хронику событий, произошедших в юго-западной части Малой Азии, в которой на стороне А самые важные личности — Тархумува и Яромува, вероятно, владетели двух разных областей. На стороне Б — Сарма и Сандатимува, вероятный автор текста.

В 1948 году диск был прочитан на одном из семитских языков следующим образом:

«Высшее — это божество, звезда могущественных тронов.

Высшее — это изрекающий пророчество.

Высшее — это нежность утешительных слов.

Высшее — это белок яйца.»

 Французский исследователь М. Омэ, считавший, что вертикальные черты диска отделяют не отдельные слова, а целые фразы, обнаружил в тексте известие о гибели Атлантиды. С ним был согласен ведущий советский атлантолог Н.Ф Жиров.

Особое значение при исследовании диска придается тому факту, что надпись сделана с помощью 45 различных деревянных и металлических штампов. По мнению Чэдуика, можно предположить, что подобный набор не мог использоваться для изготовления одной единственной надписи и, соответственно, можно предположить наличие других, аналогичных диску из Феста надписей.

Г. Ипсен в статье 1929 года отмечал, что:

1.      Фестский диск не имеет билингвы и слишком мал для проведения каких-либо статистических подсчетов.

2.      Количество знаков диска (45) слишком велико для буквенного письма и слишком мало для иероглифического.

3.      Письменность диска является слоговой.

 Э.Грумах в статье в ж. «Kadmos» обратил внимание на исправление, внесенные в текст диска в четырех местах, где старые знаки оказались стертыми и вместо них впечатаны другие. Первые три исправления сделаны на лицевой стороне диска, в нижней половине внешнего кольца (край диска); четвертое сделано на оборотной стороне, в третьей ячейке от центра. Суть исправления в следующем:

1.      В одном случае поставлено два новых знака - «голова с перьями» и «щит».

2.      В двух других — на месте какого-то старого знака поставлен «щит», что позволило образовать новую группу знаков «голова с перьями — щит», как в первом случае.

3.      В последнем случае на место одного старого знака стоят два новых - «голова с перьями» и «женщина, смотрящая вправо».

 Причины подобных исправлений неизвестны, но, видимо, явились следствием какого-то события, сделавшего необходимым внесение корректив. (Истории известны случаи, когда перебивались имена царей или даже стирались. Например, хеттская надпись, из которой была удалена надпись с названием страны Аххиява).

Э. Зиттиг в 1955 году вычитал на одной стороне указания о раздаче земельных наделов, а на другой стороне — наставления по поводу ритуальных действий, относящихся к поминальным обрядам и празднику сева.

 В 1934-35гг. при раскопках пещерного святилища в Аркалохори (Центральный Крит) С. Маринатосом была обнаружена бронзовая литая секира с выгравированной надписью, содержащей знаки, полностью идентичной знакам на Фестском диске. В 1970 году в ж. Кадмос был опубликован происходящий из Феста оттиск на глине единственного знака, тождественного знаку 21 письменности диска. Было установлено, что техника последовательного оттиска на мягкой сырой глине изображений с помощью специальных матриц применялась критскими мастерами уже в СМПII. Возникло предположение о местных, критских иконографических истоках письменности Фестского диска, развивавшихся одновременно с линейным А.

Boginya_s_sekiroy.jpg.91bdf7ed8a2595c05bZnaki_na_sekire.thumb.jpg.5ecf39e6bfad04

Знак 02 «голова, украшенная перьями», который Э. Майер и А. Эванс сравнивали с изображением головного убора филистимлян, известного по рельефам времен Рамсеса II и которые моложе диска на несколько столетий, как было установлено Э. Грумахом, не имеют никакой иконографической связи со знаком 02. При раскопках одного из горных святилищ на востоке Крита были найдены глиняные головы подобной формы.

filistimlyane.jpg.3ad079ad2f1c912ed3b875

Кроме того, на двух минойских печатях имеются изображения полулюдей-полуживотных, которых связывают с солярным культом, с такими же зубчатыми гребнями и клювообразными носами, как на знаке 02. Это позволило Грумаху сделать вывод о том, что знак 02 — смешанный образ человека и петуха, священного животного Крита, атрибута верховного божества.

znak_02.png.f60ab55267f4701e2219d1c5ae5bznak_06.png.131924a05631bc9bd73e00d84b9cznak_24.png.de98a9102a4ba2d3c469768541a3

 

Знаки 02-06-24

Знак 24 (пагодообразное здание) А. Эванс сопоставлял с реконструированным на основании фасадов гробниц экстерьером деревянных домов древних жителей Ликии. Э. Грумах считал, что знак проявляет большее сходство с критскими многоэтажными зданиями на оттисках печати из Закроса (Восточный Крит). О знаке 06 («женщина») А. Эванс отзывался как о резко контрастирующим с обликом минойских придворных дам. Э. Грумах отождествлял знак с изображением богини-бегемотихи Та-урт, почитание которой было заимствовано из Египта и засвидетельствовано на Крите до времени создания диска, причем богиня одета в характерную критскую женскую одежду.

Т.о, практически всем знакам фестского диска могут быть подобраны критские прототипы. Само спиральное расположение знаков, подобное надписи, обнаруженной на круглом щитке золотого перстня в некрополе Кносса, состоящей из 19 знаков линейного письма А, напоминает об излюбленном орнаментальном мотиве в искусстве Крита.

Вопрос о том, в каком направлении следует читать надпись на диске, также можно считать решенным. Уже один из первых исследователей диска А. Делла Сета указывал, что композиционное построение скрученной спиральной надписи явно ориентирует на принцип движения по часовой стрелке. Также выяснилось, что когда миниатюрные матрицы накладывались на поверхность сырой глины не совсем ровно, то их оттиски всегда получались более глубокими с левой стороны. Следовательно, критский печатник, штампуя надпись, действовал левой рукой, последовательно нанося знаки справа налево. Если считать, что чтение диска шло от центра к краям, то возможными кандидатами на знаки для чистых гласных будут 35, 01. 07, 12, 18. Однако знак 07 входит в большое число как начал, так и концовок различных слов (независимо от направления чтения). И поэтому из числа кандидатов должен быть исключен. По сходным причинам должен быть исключен знак 12. Т.о, при направлении чтения от центра к краю кандидатами на гласный будут знаки 01, 18, 35, а при направлении чтения от краев к центру — 22, 27, 29.

znak_02_na_diske.thumb.png.f66b6c0aef513

По мнению Ипсена, «рисунок сам говорит о значении формата: голова, украшенная перьями, показывает, что следующее слово обозначает определенную личность. По своему положению и значению этот знак совпадает с соответствующим знаком в клинописи; на то, что рисунок и явно единственная идеограмма, указывает сопоставительный анализ иероглифических систем письма, где также изображения людей и частей человеческого тела чаще всего выступают в качестве детерминативов. Т.о, знак 02, содержащийся почти в трети слов и стоящий всегда на первом месте перед другими знаками, был единодушно опознан как детерминатив (Пернье, Ипсен, Нойман, Назаров и др), обозначающий имена собственное (в тексте их — 19, а с учетом повторений — 15), которые некоторые исследователи относят к перечню минойских правителей Крита (А. А. Молчанов).

krit_karta.thumb.jpg.726cc7f7e78d81580a2

Из установленного в целом слогового характера письма Фестского диска естественным образом вытекает вывод о том, что обособленные группы знаков, заключенные в ячейки, представляют собой слова.  Вслед за именами правителей стоят слова, обозначающие область или город. Общий порядок перечисления критских городов реконструируется следующим образом:

        Кносс

        Амнис (согласно Страбону, при царе Миносе являлся гаванью Кносса)

        Тилисс

        неизвестные города Центрального и Восточного Крита

        Фест (Южный Крит)

        Аптара и Кидония (Западный Крит)

        Миноя

minoyskiy_byik.thumb.jpg.98224ddae85c115

Самое популярное имя в перечне правителей в тексте диска транскрибируется как Сатури или Сатир. Имя Сатира встречается, а мифолого-исторической традиции, отражающей древнейшее прощлое Пелопоннеса: царь Аргос победил некого Сатира, притеснявшего жителей Аркадии. Также ему приписывается победа над быком, опустошавшим Аркадию. Бык, судя по его изображениям в минойском искусстве играл очень важную роль в религиозных представлениях и, по-видимому, являлся для минойцев, как и для древних египтян, одновременно и воплощением бога, и двойником обожествленного царя (культ Аписа в Мемфисе). Для ахейских греков бык являлся олицетворение мощи Крита.

nadpis_praviteli.png.4e066b5c27f11a5de60

Было выдвинуто предположение о наличии в личных именах общего корня со значением «жрец», «прорицатель», которые сочетаясь с именем правителя и топонимом (по типу А29 А31) представляют собой наименование сана.

Весьма возможно, что второй правитель Феста (А29) с титулом «прорицатель» являлся хозяином «малого дворца» (т.н царской виллы в Агиа-Троаде), а первый (А26), по имени Сакави, имел постоянную резиденцию в большом дворце в городском акрополе, и тогда сохранившийся диск принадлежал лично ему.

nadpis_a29.png.4c6243f848a20f131e8b88a80

Т.о, по одной из версий, общая интерпретация содержания текста Фестского диска заключается в сообщении о приношении вотива божеству по случаю заключения или возобновления священного договора или совершения какого-либо другого сакрального акта.

Сама форма диска заведомо ассоциирована с солярным символом. Известно, что еще во II в н.э в храме Геры в Олимпии сохранялся диск, возможно, аналогичный фестскому, на котором также по кругу был написан текст священного договора о перемирии на время проведения Олимпийских игр.

zhertvennik_malliya.jpg.2d2810d0786093da 

Каменный жертвенник из дворца Маллия

Метод штамповки надписи на диске связан с необходимостью его тиражирования для участников церемонии. Именно это обстоятельство позволило сохраниться одному экземпляру диска и не исключает обнаружение аналогичных ему в будущем при раскопках минойских дворцов или святилищ.

Данная трактовка содержания диска согласуется с данными археологии относительно политического устройства Крита в кон. СМПIII, когда главенствующая роль принадлежала Кноссу, но централизованное государство еще не было создано. Этому свидетельствует почетное первое место в общем списке владык Крита. Интерпретация текста как сакрально-политического документа, составленного от имени кносского царя, предполагает изготовление этого экземпляра и подобных ему (как минимум, 12) именно в Кноссе.

критская фреска.jpg


1 person likes this
Sign in to follow this  
Followers 0


User Feedback

There are no reviews to display.




  • Categories

  • Files

  • Темы на форуме

  • Similar Content

    • Минос: реальность мифа
      By Неметон
      Вопрос происхождения Миноса трактуется в греческой традиции однозначно. По свидетельству Диодора: «Они (Минос, Радамант и Сарпедон) …родились от Зевса и дочери Агенора, Европы, которая, как говорят, по определению богов была привезена на о. Крит на быке». У Геродота мы находим упоминание персидской версии о том, что «какие-то эллины (имя они не могут назвать) прибыли в Тир Финикийский и похитили царскую дочь Европу. Должно быть, это были критяне».

      Таким образом, в классической традиции начало династии Миносов было положено после того, как из финикийского Тира была похищена дочь царя Агенора и вывезена на Крит. Причем, как свидетельствует Геродот, это произошло в период царствования Астерия, праправнука Девкалиона: «Тектам, сын Дора, сына Эллина, сына Девкалиона, приплыв вместе с эолийцами и пеласгами на о. Крит, воцарился там. Взяв в жены дочь Крита, он родил Астерия. В его царствование, как говорят, Зевс похитил у финикийцев Европу и привез ее на быке. От него родились Минос, Радамант и Сарпедон. После этого на Европе женился царь Крита Астерий. Будучи бездетным, он усыновил детей Зевса и сделал их наследниками своего царства».

      Следует отметить, что по другим источникам, Тектам был женат на дочери Крефея, сына Эола (брат Дора, отца Тектама), т.е на двоюродной сестре – эолийке. Отсюда, видимо, упоминание Геродотом того, что Тектам приплыл на Крит с эолийцами. По Диодору, Тектам прибыл на Крит во главе дорийцев и ахейцев: «Третье племя, вторгшееся на остров, были, как говорят, дорийцы, прибывшие под предводительством Тектама, сына Дора. Говорят, что этот народ составился в значительной части из тех, кто жил в области Олимпа, и частью из ахейцев, живших в Лаконии...». Первые два племени, населявшие Крит, согласно Диодору, этеокритяне, т.е коренное население и пеласги, пришедшие на Крит до Тектама: «первыми жителями Крита были этеокриты, которых считают основным и коренным населением этого острова. После этого, спустя много поколений, прибыли на остров пеласги, народ, непрерывно воевавший и менявший место своего жительства; пеласги заселили часть острова».
      Елена, описывая Приаму ахейских вождей, осаждающих Трою, указала на Идоменея:
      Там, среди критских дружин, возвышается, богу подобный,
      Идоменей, и при нем предводители критян толпятся.
      Часто героя сего Менелай угощал дружелюбно
      В нашем доме, когда приходил он из славного Крита.
      Родословная Идоменея известна по свидетельству Диодора: «У Миноса, говорят, были сыновья Девкалион и Мелон, а у Девкалиона – Идоменей, и у Мелона – Мерион. Они во главе восьмидесяти кораблей участвовали в походе Агамемнона против Илиона, вернулись на родину, спокойно умерли и удостоились священного погребения и бессмертной славы».
      Данные сведения находят подтверждение у Гомера в Илиаде:
       Был воеводою Идоменей, знаменитый копейщик,
      И Мерион, Эниалию равный, губителю смертных;
      Осмьдесят черных судов принеслося под критской дружиной.
      Гомер также подчеркивает уважительное отношение к Идоменею Агамемнона,
      Их усмотревши, наполнился радостью царь Агамемнон
      И предводителя критян приветствовал ласковой речью:
      “Идоменей, тебя среди сонма героев ахейских
      Чествую выше я всех, как в боях и деяниях прочих,
      Так и на празднествах наших…
      И Атриду ответствовал критских мужей воевода:
      “Славный Атрид, неизменно твоим я остануся другом,
       Верным всегда, как и прежде тебе обещал я и клялся.
      Т.о. Согласно Гомеру, царь Крита предводительствовал внушительным флотом (80 судов), был частым гостем во дворце Менелая в Спарте, уважаем микенским царем Агамемноном и принес ему клятву верности.  Т.о, к 1220г до н.э, началу Троянской войны, Крит находился в подчиненном положении к Микенам.
      Геродот писал, что «Через три поколения после смерти Миноса разразилась Троянская война, когда критяне оказались верными союзниками и мстителями Менелая. Минос, согласно Диодору «достиг большой славы за свою храбрость и справедливость и расстался с жизнью во время своего похода в Сицилию против Кокала» (сицилийский царь Камика, его дочери убили Миноса). По легенде, в переложении Геродота, «Минос в поисках Дедала прибыл в Сиканию (Сикелия, Сицилия) …и в течение пяти лет осаждали город Камик, где в мое время жили акрагантинцы. Однако они не могли ни взять города, ни оставаться дольше в стране, страдая от голода, и в конце концов отплыли домой».
      Можно предположить, что осада Камика началась ок. 1300 г до н.э., и закончилась со смертью Миноса приблизительно в 1295г до н.э. Т.о, смерть Миноса – это рубежная дата, окончание Позднеминойского II периода (1450-1300гг до н.э) и начало Позднеминойского III периода (1300-1100гг до н.э). После его смерти начинается ахейское переселение, в результате которого новые династы-ахейцы «включились» в родословную Миносов. Неслучайно, нам мой взгляд, Диодор писал о том, что Минос имел сына Девкалиона, тезку легендарного Девкалиона, по Геродоту, прадедушки Тектама. Родословная ахейских и дорийских переселенцев таким образом, слилась в единое целое. Но, право на царствование нужно обосновать. Не этим ли вызвано похищение Европы? Но об этом ниже. Пока вернемся к Миносу. Геродот писал, что «эта женщина Европа происходит из Азии и никогда не приходила в ту землю, которая теперь у эллинов называется Европой. Она прибыла из Финикии только на Крит, а с Крита — в Ликию». Что стало причиной ее отъезда в Ликию Европы? И почему она нем вернулась в Тир, к отцу? Возможные ответы могут быть получены при рассмотрении путешествий ее братьев, отправленных Агенором на ее поиски. Но это предмет отдельного рассмотрения. Пока же очевидно, что Крит на какое-то время был ввергнут во внутридинастическую борьбу за власть между Миносом и Сарпедоном.
      Геродот писал, что «Ликийцы издревле происходят с Крита, на котором первоначально жили варвары. Там некогда поссорились между собой из-за царской власти сыновья Европы: Сарпедон и Минос. Минос…изгнал Сарпедона и его соумышленников. Изгнанники прибыли в Азию, в землю Милиады. Страна, которую населяют теперь ликийцы, была в древности Милиадой».
      Видимо, Сарпедон располагал достаточными военными силами, чтобы завоевать Милиаду. Довольно странно для изгнанника, потерпевшего поражение в борьбе за власть…Диодор вносит уточнение: «Сарпедон…переправился с военной силой в Азию и покорил там область Ликии». Т.е, Сарпедон со своей матерью Европой и достаточными силами для утверждения в Азии, переправился с Крита и, как свидетельствует Геродот, «пока царем изгнанников был Сарпедон, они сохраняли свое имя — термилов, принесенное с Крита, как еще и поныне соседи называют ликийцев. Когда же к Сарпедону в страну термилов прибыл из Афин Лик, сын Пандиона, также изгнанный своим братом Эгеем, то они с течением времени стали называться по его имени ликийцами. Обычаи их частью критские, частью карийские. Есть, впрочем, у них один особенный обычай, какого не найдешь больше нигде: они называют себя по матери, а не по отцу. Если кто-нибудь спросит ликийца о его происхождении, тот назовет имя своей матери и перечислит ее предков по материнской линии. И если женщина-гражданка сойдется с рабом, то дети ее признаются свободнорожденными. Напротив, если гражданин — будь он даже самый влиятельный среди них — возьмет в жены чужестранку или наложницу, то дети не имеют прав гражданства».
      Беглый афинянин является братом Эгея, отца Тесея, убийцы Минотавра, впоследствии женившегося на дочери Миноса Федре по инициативе сына Миноса Девкалиона. Сам Эгей был женат на Медее до своей смерти (т.е до отъезда Тесея на Крит), племяннице супруги Миноса Пасифаи, Какой вывод напрашивается?
      Диодор писал, что «Власть его (Сарпедона) в Ликии унаследовал его сын Евандр, который женился на дочери Беллерофонта Лаодамии и имел от нее сына Сарпедона, который участвовал вместе с Агамемноном в походе против Трои. (или, по свидетельству Гомера, умер от раны, нанесенной Тлиполемом Гераклидом, как союзник троянцев). В данном случае, свидетельство Гомера представляется более логичным. Сложно представить, чтобы внук Миноса Идоменей и внук Сарпедона были в одном лагере. Тем более, что Радамант, опасности для Миноса не представлял, но тоже был вынужден иммигрировать, т.к, по свидетельству Диодора, «Достигнув больших успехов в своем могуществе и деля царскую власть с братом Радамантом, он (Минос) стал завидовать ему из-за славы о его справедливости. Желая устранить его со своего пути, он послал его в отдаленнейшие области своей обширной державы. Проживая на островах, обращенных к Ионии и Карии, Радамант побудил Эритра основать в Азии город, получивший название от его имени, а Энопиона, сына Ариадны, дочери Миноса, поставил во главе острова Хиоса».
      Это можно рассматривать, как свидетельство колонизации критянами Киклад Хиоса, основании Эритреи. Причем, Энопион – сын Тесея и Ариадны, т.е можнот представить, что о. Наксос, где Тесей оставил Ариадну, также находился под властью Радаманта. Кроме того, в греческой традиции довольнот противоречивая информация о Карии, карийском населении Кикладского архипелага и специфике их отношений с Миносом. По свидетельству Геродота, «Карийцы… Первоначально они были подвластны Миносу, назывались лелегами и занимали острова; не платили они, однако, никогда дани…они поставляли экипаж для кораблей всякий раз, когда требовал того Минос".
      Т.е, до переселения на материк карийцы являлись автохтонами островов и назывались лелегами. Своим эпонимом они имели Лелега, согласно мифологии, родного брата Агенора, т.е двоюродного деда Миноса. Возможно, родственные племенные связи и позволяли им не платить дань и поставлять моряков для военно-морского флота Крита?
      Иного мнения придерживался Фукидид: «Минос раньше всех приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским (Эгейское), достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями… изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей», а также «очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами». Диодор также писал о колонизации Киклад: «критский Минос…вывел много колоний с острова Крит и заселил большинство Кикладских островов, поделив земли между их жителями –земледельцами».
      Итак, карийцы либо были изгнаны, либо подвластны Миносу до начала Троянской войны, случившейся, по словам Диодора, через три поколения после смерти Миноса. Тем более странно выглядит его заключение о том, что «После падения Трои усилились в своем могуществе карийцы и захватили власть на море; они покорили также и Кикладские острова. Некоторые из них они присвоили себе, изгнав оттуда проживавших там критян, другими они стали владеть на равных правах с заселявшими их первоначально критянами. Впоследствии, когда усилились эллины, большинство Кикладских островов попало под их власть, варварское племя карийцев было с этих островов изгнано». С точностью дот наоборот! Возможно, что столь противоречивое свидетельство вызвано тем, что в условиях общего ослабления Крита и ахейских государств, вызванных дорийским вторжением и, возможно, эпидемией и голодом, последовавшими за войной в Малой Азии, карийцы, используя слабость Крита вновь захватили острова для создания своих пиратских баз? Как свидетельствует Геродот,  «…Много времени спустя карийцев вытеснили с островов дорийцы и ионийцы …они перешли на материк».
      Так кто кого вытеснил с Киклад? Критяне карийцев до Троянской войны, или карийцы критян – после?
      Известно, что «Минос, как старший, царствовал на острове и основал на нем много городов; из них самые выдающиеся три города: Кносс на том берегу острова, который обращен к Азии, Фест на море, обращенный к югу, и Кидония, в части острова, направленной на запад, против Пелопоннеса. Минос установил также немало законов для критян, утверждая, что он заимствовал их у самого отца своего Зевса, приходящего для беседы с ним в одну пещеру (видимо ту, в которой Рея тайно родила Зевса, чтобы его не поглотил отец, Крон). Создал он и сильный морской флот, подчинил себе много островов и первым из эллинов основал морскую державу».
      «А после возвращения из-под Трои на острове начались голод и мор людей и скота, пока Крит вторично не опустел; теперь же на острове живет уже третье критское население вместе с остатками прежних жителей».
      После 1210г до н.э на Крите начинается голод и мор. Возможно, эпидемия имела малоазийское происхождение и была привнесена воинами, вернувшимися из-под Трои. Три поколения после Миноса – это период после смерти Идоменея, внука Миноса (по Диодору), когда «на опустевший Крит, как рассказывают пресии, переселились другие народности, главным образом эллины». На вопрос, кем были эти «эллины» он отвечает так: «когда после возвращения гераклидов, аргосцы и спартанцы стали выводить колонии, они основали их на некоторых других островах, а также захватили несколько городов на о. Крит и поселились в них».
      Речь идет о т.н. «возвращении Гераклидов», которые через 80 лет после падения Трои (т.е ок. 1130 г до н.э), вернулись с людьми, говорящими по-дорийски, сблизившись с ними во время изгнания в Северной Греции. Геродот писал, что Гераклиды осознавали, что не являлись дорийцами, хотя были царями Спарты. Если дорийцы в этническом и языковом смысле были близки ахейцам, что позволило их потомкам позднее создать общий народ — эллинов, то вопрос о том, кем были Гераклиды, недостаточно ясен. Из свидетельства «отца истории» видно, что Гераклиды после ухода из Аргоса и гибели Гилла, нашли пристанище в Аттике и совместно с афинянами нанесли поражение войскам Эврисфея, что позволили Атридам стать новыми династами Микен, несмотря на то, что Гераклиды также являлись Персеидами, с одной стороны, и родственниками Пелопидов, с другой. (Позднее, уже в Лаконии, Гераклиды породнились с династией Кадма, сына Агенора, через брак Аристодема и Аргии.) О фактической колонизации Киклад свидетельствует экспедиция Феры, который вместе с минийцами высадился на Санторине после эвакуации из Спарты вследствие захвата власти дорийцами. Т.о. финальная точка заселения Крита была поставлена после 1130г до н.э.
      Следует отметить ключевое, на мой взгляд, значение Аргоса в вопросе о похищении Европы. Геродот писал: «По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикияне. Последние прибыли от так называемого Красного моря к Нашему морю и поселились в стране, где и теперь еще живут. Финикияне тотчас же пустились в дальние морские путешествия. Перевозя египетские и ассирийские товары во многие страны, они, между прочим, прибыли и в Аргос. Аргос же в те времена был самым значительным городом в стране, которая теперь называется Элладой. Когда финикияне прибыли как раз в упомянутый Аргос, то выставили свой товар на продажу. На пятый или шестой день по их прибытии, когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Ее имя было Ио, дочь Инаха; так же называют ее и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем поспешно отплыли в Египет. Так-то, говорят персы, Ио попала в Египет».

      Т.о, в версии Геродота похищение Европы было ответом на похищение Ио из Аргоса, т.е произошло позже, но, случаен ли выбор похищенной? И почему была похищена именно дочь Агенора? Обратимся к мифологии, согласно которой в Египте Ио родила Эпафа, который, позднее, в браке с дочерью Нила Мемфидой произвел на свет Ливию, которая в браке с Посейдоном родила сыновей Бела, Агенора и Лелега (по некоторым данным). Т.о, Европа – праправнучка Ио, похищенной в Аргосе, согласно мифологии. Случайно ли совпадение генеалогии?
      Эллины же передают это иначе. Событие это послужило первой причиной вражды. Этим (похищением Европы) они только отплатили финикиянам за их проступок.
      Важным представляется также, что Крефей является основателем Иолка и отцом Эсона, чей внук Ясон отправился за золотым руном в Колхиду, что послужило, на взгляд персов, причиной последующих обид на эллинов. «На военном корабле они прибыли в Эю в Колхиде и к устью реки Фасиса. Завершив там все дела, ради которых прибыли, эллины затем похитили царскую дочь Медею. Царь колхов отправил тогда в Элладу посланца с требованием пени за похищенную и возвращения дочери. Эллины, однако, дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио, то и царю ничего не дадут».

      Геродот датирует начало Троянской войны периодом после третьего поколения со дня смерти Миноса. Поход Ясона в Колхиду состоялся за поколение до похода на Илион. Т.о, современником Атрея, царствовавшего в Микенах являлся отец Идоменея, Девкалион, о котором известно, что он выдал замуж за Тесея свою сестру Федру, тем самым покончив с афинско-критской враждой. Но какой это был Минос? Тот ли самый, который проложил начало династии Миносов нам Крите? Геродот пишет: «Минос принял власть и оставил после себя сына Ликаста. Последний, приняв власть, родил сына Миноса второго, которого некоторые считают сыном Зевса. Этот Минос первым из всех греков создал выдающийся морской флот и захватил власть над морем. Взяв в жены Пасифаю, дочь Гелиоса и Криты, он родил Девкалиона, Катрея, Андрогея и Ариадну…»
      Третья, финикийская, версия, приведенная Геродотом, заключается в том, что «они вовсе не увозили Ио насильно в Египет, так как она уже в Аргосе вступила в любовную связь с хозяином корабля. Когда же почувствовала себя беременной, то от стыда перед родителями добровольно уехала с финикиянами, чтобы скрыть свой позор».
      Понятно стремление финикийцев представить похищение, как добровольное бегство аргивянской принцессы, вступившей во внебрачную связь с чужеземцем, чтобы не платить выкуп за, по-сути, преступление. Здесь следует упомянуть, что похищение финикийцами женщин носило не единичный характер. Известен факт похищения двух фиванских жриц, упомянутый Геродотом по рассказам самих египтян:
      «О прорицалищах в Элладе и о ливийском оракуле рассказывают в Египте вот что. Жрецы Зевса в Фивах рассказывали мне, что две женщины, жрицы из Фив, были увезены финикиянами и одна из них, как узнали, была продана в Ливию, а другая – в Элладу. Эти-то женщины и положили основание первым оракулам у упомянутых народов». Так, по легенде, возникло святилище в Додоне. которое существовало в Эпире задолго до вторжения греческих племен и было, по всей видимости, святилищем пеласгов. Именно в Додону бежала Ио, преследуемая Герой за связь с Зевсом. По преданию, святилище возродил Девкалион после потопа...
      Подводя итоги, согласно мифологии, можно предположить следующее:
      1.      Первоначально, население Крита состояло из этеокритян и мигрировавших на остров пеласгов, второй волны завоевателей. Легендарная династия этеокритских царей-Миносов ликвидировала пиратство на Кикладских островах и обложив данью прибрежные территории материковой Греции, вынудили карийцев (известных как лелегов), частью мигрировать в Малую Азию, частью смешаться с колонистами-критянами и поступить на службу в своем флоте, т.е взяли пиратские общины под контроль. После извержения на Санторине начинается постепенный упадок минойского владычества, вылившийся во вторжение на остров ахейцев и установлении новой критской династии, ахейской, взявшей себе титулатуру Миносов и, впоследствии, соединившись в преданиях, через Тектама, вторгшегося с ахейцами, дорийцами и эолийцами на Крит. Его внук, Минос-второй, являлся сыном финикиянки Европы и основателем новой, ахейской династии Миносов, тем самым Миносом, отцом Минотавра, по преданию.
      2.      Эпизоды с похищением Европы критянами-ахейцами из Тира и Медеи из Колхиды имеют тесную связь, т.к жена Миноса Пасифая приходится теткой Медее. Возможно, это имеет значение также и потому, что в версии Геродота, похищение Европы было ответом на похищение Ио, дочери Инаха, царя и основателя Аргоса, финикийцами. Согласно мифологии, в Египте Ио родила Эпафа, который, позднее, в браке с дочерью Нила Мемфидой произвел на свет Ливию, родившей в браке с Посейдоном родила Бела, Агенора и Лелега (по некоторым данным). Т.о, Европа – праправнучка Ио, похищенной в Аргосе, согласно мифологии. Случайно ли совпадение генеалогии?
      3.      Известно, что главной целью экспедиции Ясона в Колхиду явилось золотое руно, которое требовал от него царь Иолка, узурпировавший власть после Эсона, как знака царской власти. Аналогичный сюжет, где руно фигурирует в этом же качестве, известен по событиям, развернувшимся в Микенах во время борьбы за власть между Пелопидами, в результате которой новыми династами Микен стали Атриды, организовавшие поход на Трою. Состав участников экспедиции Ясона, по-сути, представлявших лучших сынов различных частей Греции, позволяет воспринимать Колхидский поход, как предтечу Троянского похода объединенных сил ахейцев под руководством Агамемнона. Известно, что аргонавты побывали на Лемносе за поколение до Троянской войны, в период, когда в Микенах царствовал Атрей (1223-1216/1207 гг. до н. э.) и что Ясон вступил в связь с царицей Лемноса Гипсипилой, дочерью Фоанта, от которой родился сын Евней, бывший царем Лемноса во время Троянской войны и, согласно Гомеру, на десятый год осады Трои посылавший ахейцам корабли с вином. (Ясон вел происхождение от царя Орхомена Миния, был внуком его дочери Климены и сыном Алкимеды и царя Иолка Эсона, т.е, имел минийское происхождение по линии матери и эолийское по линии отца). Похищение колхидской принцессы Медеи Ясоном, также представляется неслучайным. Если рассмотреть мифологическую родословную, то выясняется, что отец Медеи Ээт является братом Пасифаи, супруги Миноса, матери Минотавра. Медея прибыла в Иолк с Ясоном, который приходился внуком Крефею, дочь которого была женой Тектама до вторжения нам Крит.
      4.      Противостояние на Крите, закончившееся установлением единоличной власти Миноса, закончилось вынужденной миграцией части коренного населения Крита в Ликию и созданием колонии в Милете. В Ликии утверждается династия Сарпедона, которая смешалась с беглыми афинскими переселенцами во главе с Ликом, потерпевшего поражение в борьбе за власть с Эгеем, отцом Тесея, в Афинах, и породила народ ликийцев, т.е ликийцы – это критяне и ионийцы (согласно мифологии). На материковой части Греции идет борьба за власть между местными династами. Символом власти являлось либо золотое руно, либо золотой барашек (возможно, некая чаша с его изображением). Его значимость показана на примере экспедиция Ясона в Колхиду во времена борьбы за власть в Микенах между Пелопидами (Атреем и Фиестом), а похищение Медеи совпадает с периодом утверждения власти Эгея в Афинах, подконтрольных Криту. С гибелью Эгея и гибелью Миноса на Сицилии Тесей и сын Миноса Девкалион заключают союз, скрепляя его династическим браком Тесея с Федрой, дочерью Миноса. Т.е. события, описанные в мифах, о походе аргонавтов (за поколение до троянского похода) и гибель Миноса за три поколения до него, позволяет отнести события, описанные в мифе о Тесее и Минотавре к периоду за два поколения до Троянской войны. С этих позиций, поход Ясона за золотым руном (борьба за власть в Иолке) совпал по времени с царствованием Атрея в Микенах и утверждением Эгея в Афинах, т.е периодом прибытия Лика в Милиаду.
      5.      К моменту утверждения в Микенах власти Агамемнона и подготовки Троянского похода, вызванным борьбой за торговые пути (или, возможно, местью за изгнание Пелопидов), Крит уже находился в тесных союзнических отношениях с материковой Грецией, что вылилось в участие критского царя Идоменея в едином ахейском походе против Трои во главе 80 кораблей. При этом, ликийский царь Сарпедон, внук Сарпедона, выступил на стороне троянцев (по Гомеру).
      6.      После Троянской войны на Крите разразились эпидемия и голод (возможно, эпидемию привезли из Малой Азии критские воины, вернувшиеся из-под Трои). И четвертая волна завоевателей в лице колонистов из Аргоса и Спарты, спасавшихся от вторгшихся дорийцев и т.н. возвращения Гераклидов, высадилась практически на опустевшем острове. Вероятно, что карийцы, почувствовав слабость Крита, восстановили свое былое могущество на островах и лишились его только после того, как в регионе значительно усилились эллинские переселенцы – дорийцы и ионийцы, после чего карийцы окончательно переселились на материк, в Малую Азию.
    • Сюжет на серебряном блюде
      By Mukaffa
      Кони то местные, слишком здоровые для тюрок.
    • "По велению бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: город Еребуни я построил..."
      By Неметон
      Из летописи царя Аргишти I (Хорхорская летопись):
       «...По велению бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: город Еребуни я построил для могущества страны Биайнли и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, и ничего там не было построено. Могучие дела я там совершил, 6600 воинов стран Хате и Цупани я там поселил...».

      Памятная стела Аргишти о закладке Еребуни
      Сооружая крепость, Аргишти окружил холм площадью 6 га мощной стеной. Основание фундамента в виде огромных каменных глыб было положено на монолитную базальтовую скалу. Над ними воздвигли 2-х метровый цоколь из хорошо отесанных каменных блоков и поставили 7-ми метровую стену из кирпича-сырца. Через каждые 8 м стену укрепляли 5-ти метровые контрфорсы, выдающиеся на метр, а на выступах скалы стена была усилена каменными башнями.

      Урартские воины на шлеме Сардури
      Главный вход в крепость находился на южном, наиболее пологом склоне холма. От подножия вверх шла широкая извилистая мощеная дорога, переходящая в пандус, а затем в 15-ти ступенчатую лестницу. Вход охранялся надвратными башнями.Справа от входа над каменным основанием стены возвышалась плита с надписью о названии города. Через ворота входили на выложенную мелкой галькой площадь, на которую были обращены фасады трех наиболее значимых зданий города: храма, дворца и хозяйственного помещения.

      Храм Халди в Еребуни
      Храм расположен с западной стороны площади. Перекрытия зала поддерживали деревянные колонны, стоящие на квадратных каменных плитах. Росписи на стенах прославляли подвиги царя, а потолок украшали золотые звезды на синем небосводе. Вдоль стен шла глинобитная скамья с порлукруглым выступом. С южной стороны скамьи был 3-х ступенчатый выступ длиной 3 м, служивший алтарем. Остатки густой копоти на стене и угля на алтаре свидетельствуют о приношении жертв богу войны Халди и его супруге Арубани. Для храма Халди в Эребуни были изготовлены найденные в Тейшебаини бронзовые щиты. В полу храма был устроен водоотвод, имеющий выход к западной стене. Сток для дождевой воды во дворе обложен базальтовыми плитами и перекрыт хорошо отесанными бревнами. С западной стороны храма находилось парадное помещение, пол которого был покрыт маленькими деревянными дощечками, а стены украшены росписью.С южной стороны к залу храма примыкала прямоугольная башня, предположительно имевшая форму и назначение зиккурата.

       С северной стороны на площадь выходил т. н дворцовый комплекс, который в совокупности культовыми сооружениями, жилыми и хозяйственными помещениями составлял «эгал», т.е дворец-крепость.Центром дворца был перистильный двор, окруженный поставленными на базальтовую основу 5 деревянными колоннами с продольной стороны и 4 - с поперечной. Под полом двора был проложен водосток. С левой стороны от входа — помещение стражи. Стены зала для приемов с плоским деревянным перекрытием покрывали яркие росписи и ковры, державшиеся на специальных гвоздях — зиггатти. В соседних помещениях хранилось вино в 11 глинянных сосудах емкостью по 600л каждый. Особое место в планировке дворца занимал колонный зал для приема гостей, стены которого были тщательно выбелены, а пол покрыт серо-голубой обмазкой.

      Перистильный двор в Еребуни
      С западной стороны ко дворцу примыкал храм Суси. Храм освещался верхним светом через отверстие в потолке, служившее одновременно вытяжкой дыма от жертвенника. Дверной проем обрамлен плитами с надписями: «Богу Иуарше этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил. Аргишти говорит: земля была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города».

      Храм и урартские жрецы из Алтын-Тепе
      (Бога Иварши нет ни в урартском, ни переднеазиатском пантеоне, но царь именно ему посвятил храм в своей цитадели. В одной из хеттских надписей из Хатусассы при перечислении жертвоприношений с культовыми формулами на лувийском языке упоминается божество Иммаршиа. Лувийцы во времена строительства Эребуни были одной из основных этнических групп Малой Азии, живших в Северной Сирии в областях, откуда Аргишти вывел упоминающихся в Хорохорской летописи 6600 пленных жителей Хати и Цупани. В лувийском тексте слово, адекватное имени бога Иммаршиа, стоит рядом с идеограммой бога Тешубы, эпитетом которого является «небесный», применяемый урартами к Халди. Возводя в цитадели храм лувийскому божеству неба, Аргишти отождествлял его с Халди, что должно было способствовать ассимиляции этого народа).
      Представление об устройстве зернохранилища дает обнаруженное на северном склоне холма помещение. Его пол, сложенный из небольших камней и выстланный слоем гравия 5 см, был покрыт рубленой соломой и расположен на высоте 30 см от скалистого основания, что придавало ему гигроскопичность и предохраняло от сырости. Стены кладовых для вина были сложены из кирпича-сырца. Во избежании сырости пол выкладывали галькой, утрамбовывали и обмазывали известью. Свет исходил от глинянных светильников. На возвышении обнаружен очаг, напоминающий «тандыр». Наиболее крупным хозяйственным помещением была карасная (карас — сосуд для хранения зерна и вина) кладовая, примыкающая к центральной площади с восточной стороны. Стены кладовой имели каменное основание высотой 3 м, поверх которого лежала кирпичная кладка. Перекрытия поддерживали деревянные колонны, стоявшие на базальтовых основаниях круглой формы с надписями: «Аргишти, сын Менуа, этот дом построил». В глинобитный пол зала было вмонтировано ок. 100 карасов.

      Кладовая для вина в Тейшебаини
      Начиная с 1968 года в Эребуни выявлена густая сеть домов, вплотную прилегающих друг к другу. Почти все они, согласно ближневосточной традиции, выходили на улицу глухими стенами, а фасады были обращены во внутренние замкнутые дворы, обрамленные со всех сторон различными помещениями. Дома имели каменные основания из 1-2 рядов камней, поверх которых стояли сырцовые стены, покрытые глинянной обмазкой и побеленные, полы были утрамбованы и тщательно обмазаны. Внутренние дворики вымощены мелкой галькой. Плоские, сделанные из жердей и тростника перекрытия опирались непосредственно на стены (иногда ставились дополнительные опорные деревянные столбы).
      Встречаются дома другого типа: в северной части города находился дом, к стене которого, выходящей во внутренний двор, примыкали расположенные на равном расстоянии друг от друга три туфовые круглые базы, на которых стояли деревянные столбы,поддерживающие навес.  В центре поселения было открыто интересное сооружение неизвестного назначения: оно квадратной формы со стороной основания 8 м, пол вымощен туфовыми плитами; между ними на расстоянии 2,25 м от северной стены врыты 4 базальтовые круглые базы диаметром 60 см. Каждый дом имел жилые и хозяйственные помещения.  Вполне возможно, что эти строения повторяли форму сооружений, в которых переселенцы покоренных Урарту стран проживали ранее.

      Двор жилого дома в Тейшебаини
      Кроме переселенцев, в городе проживали и коренные жители Араратской долины. Их жилища сооружались не насыпном грунте, а на материковой скале, предварительно выравненной. Здания возводились из необработанного камня и глины с примесью щебня, и дерева. Полы покрывались глиной и обмазывались известью. Плоские перекрытия состояли из жердей и циновок. Внутренние стены обмазывались глиной и известью.

      Предполагаемый внешний вид казармы урартов
       В целом, фортификационные сооружения урартов находят немало параллелей в аналогичных постройках хеттов (мощные контрфорсы, выступающие вперед башни). В захваченных крепостях уратры, подобно ассирийцам (Саргон II в Анаду) оставляли гарнизоны — Сардури в Дурубани, Менуа — в стране Мана. Основание городов, а также больших и малых крепостей было связано с выбором территории, пригодной для этого. В летописи Саргона II таким критерием являлась зрительная видимость сигнальных огней. Известно также сооружение отдельных башен.Из открытых раскопками военных городов Урарту наиболее прмечательными были Бастам, Зернаки-Тепе и Эребуни. Бастам был основан Русой I в VII в до н.э и в его застройке выделяются три участка — цитадель, жилые кварталы и постройки военного назначения: казармы (археологически постройки подобного типа неизвестны, но на высотах Топрак-Кале обнаружены рельефные изображения 3-х этажного здания на бронзовой пластине, возможно, казармы, аналогичное зданию в Бестаме), конюшни, места стоянок боевых колесниц, храм войскового гарнизона, двор, служивший плацем, с примыкающими к нему конюшнями (аналогичный комплекс обнаружен в Мегиддо). Зернаки-Тепе представлял из себя, по-сути, военный лагерь, с единым типом домов для всего города и четкой планировкой улиц. Город мог вмещать до 7 тысяч человек и имел в наличии конюшни и места для боевых колесниц. Известны также укрепленные военные лагеря. Крепость с эллипсовидным планом у Маранды, которую идентифицировали как военный лагерь урартов (В. Клейс) VIIIв до н.э, некоторые исследователи (К.Л. Оганесян) считали обычным ассирийским военным лагерем, сходным с лагерем Синаххериба с рельефа в Куюнджике, который использовался войсками Саргона II в 714 г до н.э. во время похода в Урарту на месте боя за Улху (ныне Маранд, Иран). Важно отметить, что ассирийский военный лагерь характерен для равнинных пространств, а урартский, примыкая к горной высоте, использовал топографические возможности (цепочки наблюдательных башен для зажжения сигнальных огней при приближении неприятеля).  Насколько непреступными были урартские крепости, можно судить по ассирийской летописи Тиглатпаласара III (745-727 гг до н.э):« ...Я запер Сардури Урартского в его городе Турушпе и учинил большое побоище перед его воротами». Взять крепость штурмом ассирийцы так и не смогли...

      Участок стены Еребуни





       
       
    • Фортификация древних хеттов
      By Неметон
      Раскопки в Зинджирли, Телль-Халафе, Каркемище и других крупных крепостях показывают, что хеттские фортификаторы и строители знали свое дело. Остатки их сооружений служат впечатляющим свидетельством мощи укреплений, которыми они окружали свои города. Стены Богазкея позднего периода Нового царства образуют неровный эллипс длиной более 3 миль. Они окружают участок, который поднимается от старого города на севере к высокому скалистому хребту на юге. Незадолго до падения Нового царства они были продолжены и охватили пологие холмы, ныне известные как Бююккайя. Сначала подготовили не ровную местность, на которой предстояло возвести стены: насыпали земляные дамбы, достигавшие у основания 80 ярдов. На этом фундаменте стояла главная городская стена, состоявшая из внешней и внутренней каменной кладки с разными перегородками, промежутки между которыми были заполнены щебнем. На гребне этого сооружения, на высоте примерно 30 футов, возвышалась еще одна стена из кирпича-сырца, очевидно, увенчанная бруствером.

      Хаттуса

      Такая конструкция характерна для хеттских оборонительных стен где-бы они не воздвигались. Наружная стена была особенно крепка и делалась из массивных камней неправильной формы, но предпочтительно близкой к прямоугольной или пятиугольной. Камни до 5 футов длины вытесывались так, что прилегали друг к другу без известкового раствора. Обе стены укреплены выступающими пятиугольными башнями, расположенными на расстоянии до 100 футов друг от друга. Трое главных проходных ворот имеют по бокам громадные каменные блоки, идущие от наружной до внутренних сторон всей системы. Обе стены стоят на высоком крепостном валу, облицованном с наружной стороны камнем. Доступ в каждые из входных ворот города был устроен следующим образом: вдоль внешней стены, вблизи входа, шел крутой пандус, резко сворачивающий наверху в проход 20-ти футовой ширины между громадными башнями по бокам. В этом проходе первые ворота находились на 14 футов отступя в глубину, а вторые были сооружены заподлицо с внутренней стеной укреплений. Центральные ворота охранялись высокими башнями, к которым примыкали с обеих сторон гребни главной стены. Между этими башнями, несколько позади, стояли ворота, украшенные снаружи бронзовыми рельефами, но уже вторые ворота украшались со стороны города.

      Зинджирли (ворота и общий вид крепости)
      Судя по результатам раскопок, центром хеттского города являлась цитадель, а не храм. Обычно она имела правильную, горизонтальную проекцию, внутри находилось множество жилых и складских помещений, архивы, стены были высокими, башни заканчивались наверху зубцами. Как показывают остатки циклопических стен и башен Хаттусаса, истинной монументальности архитектуре хеттов помешал достичь недостаток времени и неожиданный удар, нанесенный «народами моря».

      В руинах хеттских городов не было обнаружено обширных свободных пространств, которые можно было бы считать площадями. Пространство между выдвинутыми вперед башнями и главными воротами было огорожено боковыми укреплениями, в результате чего возникал защищенный со всех сторон двор. В крупных городах, имевших 2-3 пояса крепостных стен, подобные дворы образовывались между укреплениями и воротами разных линий обороны. На такой двор иноземные купцы привозили свои товары (за городские стены осторожные хетты пускали их крайне редко). Отсюда войско отправлялось в поход. Здесь же, очевидно, собирался панкус, подобно заседанию троянского совета, известному из «Илиады».

      Зинджирли (двор)

      Воины хеттов (Кархемиш)
      В самом южном районе города находились маленькие ворота (Ворота сфинксов) только для пешеходов. Здесь крепостная стена возвышалась всего на 35 футов, однако войти в эти ворота можно было только по двум лестницам, вырубленным в основании крепостной стены, на некотором отдалении по обе стороны ворот.
      Под этими воротами задолго до того, как появилась сама крепостная стена, был прорыт туннель длиной 90 ярдов, который вел к центру города. Подобный туннель являлся одной из характерных особенностей хеттской оборонительной архитектуры. По мнению Герни, он позволял делать внезапные вылазки и контратаковать противника. Однако, как считал Дж. Г. Маккуин, расположение туннеля в Богазкее под южной стеной, противоположной обычному направлению постоянных набегов касков, позволяет предположить, что это — оставленный на крайний случай путь к отступлению. Аналогичные примеры известны в более древних Аладже, Алишаре и Угарите.

      Подземный тоннель (Богазкёй)
      Городская стена, обнаруженная в Алишере, имела сходное строение, но вместо башен — бастионов была выбрана зигзагообразная или ступенчатая форма контура стены, позволявшая вести продольный обстрел лищь в одном направлении; такую планировку следует признать менее удовлетворительной. Многие элементы оборонительной архитектуры Богазкея использовались в фортификации других городов Центральной Анатолии (Алишар, Карахююп). В Аладже крепостные стены в плане скруглены, имеют башни и характерные хеттские укрепленные ворота. Хотя Аладжа и лежит южнее границы с касками, она типичный образец укрепленного пограничного города. Большое здание в центре города обычно описывают как дворец, но оно вполне могло служить казармой для местного гарнизона.
      О распространении хеттского влияния на Киликию во времена Древнего царства может свидетельствовать Мерсиан, где был применен аналогичный способ возведения крепостной стены с угловыми выступающими башнями. Как и в Алишере, здесь внутри и вдоль стен пролегала дорога, по которой в случае необходимости можно было быстро передвигаться защитникам крепости.
      В городе, подобном Богазкею, водоснабжение было трудной проблемой. В районе Сарыкале обнаружены вырубленные в скальном грунте цистерны поперечником 6 и глубиной 9 футов. Однако, этих запасов врядли хватило бы при длительной осаде города. Недалеко от стен крепости, в слое позднего фригийского периода, был раскопан еще один колодец. К нему вела винтовая каменная лестница из 36 ступеней, защищенных с боков стенками высотой ок. 6 футов. Сверху ее охранял пост дозорных, а у подножия стояла крепостная башня. Однако этим колодцем вряд ли пользовались во времена хеттов, т. к. он вырыт на месте ворот хеттской крепости.

      Львиные ворота (Хаттуса)

      Сфинкс из Богазкёй
      Хетты защищались от врагов не только за мощными крепостными стенами. В Богазкее Царские ворота, Львиные ворота, Ворота сфинксов были украшены портальными рельефами, призванными защитить от злых сил. Сфинксы на главных воротах Аладжи выполняли ту же функцию.

      Сфинксы (Аладжа)

      Демоны (Кархемиш)


    • Хазарский альманах т. 2
      By Чжан Гэда
      Хазарский Альманах. Киев-Харьков-Москва. 2004 г.
      Международный сборник статей по хазарской проблематике.