Сабитов Ж. М. Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

   (0 отзывов)

Saygo

Клановая структура Казахского ханства практически не становилась объектом пристального научного изучения. С одной стороны это вызвано тем. что клановую структуру Казахского ханства всегда рассматривали от­дельно, без попыток найти связи с Клановой структурой Золотой Орды (подробнее [15], [16]) или других государств-наследников Золотой Орды. С другой стороны существует огромный промежуток с начала образования Казахского ханства и до XVIII века, когда практически от­сутствуют данные о клановой структуре Казахского ханства.

%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8_%D0%96%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B8%D1%80%D0%B8.jpg
Кадырали Жалаири
lossy-page1-1280px-Karta_%C3%B6ver_Ryssland_-_Skoklosters_slott_-_97954.tif.jpg
Nova descrictio geographiса Tattariae magnae
1280px-Kazakh_khandigi.jpg
Казахское ханство

 

Клановая структура Казахского ханства хорошо из­вестна из источников примерно со времен правления Тауке-хана (1680—1715). Вопрос как она развивалась с мо­мента появления Казахского ханства и до времен Тауке в принципе очень слабо разработан. Поняв, как возникла Классическая жузовая система времен Тауке-хана у ка­захов, мы поймем, каким образом она трансформировалась из Классической клановой сруктуры Золотой Орды.

 

Вопрос о времени и обстоятельствах появления трех казахских жузов не раз становился объектом научного из­учения историков. Но до сих пор не существует единой точки зрения по данному вопросу. В данной статье, автор намерен предложить свой вариант ответа на вопрос о по­явлении трех жузов.

 

Как мы знаем, каждый казахский род имел в наличии свой уран. Зачастую ураном выступало имя предка или самого известного представителя этого рода. Кушкумбаев А. К. вы­сказывал точку зрения о том, что уран зачастую исполь­зовался в военных целях, служа иногда паролем, а иногда знаком для понимания диспозиции своего войска во время битв. Зачастую войско казахов состояло из отрядов разных родов, каждый из которых имел свое место при расположении войска (в правом или левом крыле) и имел свой уран [11? 229]. Скорее всего, места пои расположении войск у казахов были одинаковыми в течение долгого времени.

 

У нас есть одно прямое и пять косвенных свидетельств, а также две легенды, на основе которых мы постараемся ответить на вопрос о появлении жузов:

 

1. Маджма ал Гараиб. Данное сочинение было напи­сано приблизительно в 974 г. х. (1566—67). Вторая редакция труда вышла в 984 г. х. (1576—77). Автор сочи­нения служил при дворе Балхских правителей.

 

Согласно его данным (перевод Тулибаевой Ж. М.): «В исторических книгах Большой Жуз, Средний жуз, Младший жуз не упоминаются. А обычай казахов таков: обитаюших на верховьях называют Большим жузом, жи­вущих ниже — Средним жузом, а живуших на низовьях Младшим жузом» [12, 224—225].

 

Видимо, здесь имеются в виду низовья и верховья Сырдарьи. Косвенно это свидетельство подтверждается дан­ными Потанина Г. Н.: «все 300 человек соединившись, по­советовались.... назвав Улу жуз расположили по пеке Сыр, последнюю (сотню) прибывшую с Алчин-мурзой, назвав Киши жуз, расположили по низовьям той же реки, вторую сотню с Болат-ходжой, расположили в середине и назвали Орта жуз» [13. 123]. Здесь стоит отметить, что данный источник косвенно противоречит карте Страленберга. Со­гласно этой карте, уйсуны (входят в Старший Жуз) живут в Западном Казахстане, а не в верховьях Сырдарьи. На данных из этой карты мы подробнее остановимся ниже.

 

2. Кадырали Жалаири

 

Согласно Кадырали Жалаири, казахи делились на два крыла:

 

Маймене (он кол — правое крыло), в которое входили Катаганы, численностью 20 тысяч (два сана).

 

Майсара (сол кол — левое крыло). которое также на­зывалось Алаш мыны, численностью 30 тысяч (той сана). Внутри Алаш мыны самым большим был род жалаир с тамгой тарак [9, 172].

 

Как мы знаем, труд Кадырали Жалаири был окончен в самом начале 1600-х годов. Сам Кадырали Жалаири оказался в России около 1585 года, вместе с Ораз-Му­хаммедом. Отец Ораз-Мухаммеда (Ондан) погиб в войне с ойратами около 1585 года и Ораз-Мухаммед со своей семьей с этого времени потерял связь с родственниками (дяди Тауекель, Ишим, брат Кучук и др.) [14], 76—79].

 

С 1594-го года Тауекель и Ораз-Мухаммед смогли на­ладить переписку, обмениваясь новостями. То есть можно утверждать, что данная схема деления казахов отражает сложившуюся крыльевую систему времен правления Тауекеля, хотя сам Кадырали Жалаири утверждает, что данное деление было еще во времена Урус-хана. Вполне возможно такое деление на крылья берет свое начало со времен Керея и Джанибека.

 

Скорее всего, при Ишим-хане модель оставалась такой же, но с некоторыми модификациями: как известно, в это время в Казахском ханстве существуют несколько ханов: Турсун-Мухаммед, владелец Ташкента тесно связан с катаганами [10, 300]. Кроме того казахский фольклор (стихи Маргаска жырау) называет Турсун-хана «сыном Катагана» [1, 54]. Ишим же связан был с другими ордами. В Бахр ал Асрар он был назван с приставкой джалаир, ви­димо в эпоху Тауекеля джалаиры были его подданными [10, 295].

 

Также позже в 1620-х годах войско Ишима в набеге на ойратов состояло из алачинов (алшинов), части катаганов и других племен улуса [10, 301]. Как известно, после 1613—14 годов Ишим ушел к могулам и киргизам, уча­ствовал в могульских междоусобицах и был ханом части киргиз [10, 298].

 

В 1614 году Ишим назван с эпитетом алатувыев хан [4, 261]. Есть две версии интерпретации данного названия: ала ту (пестрое знамя) и Алатау (географическая мест­ность). Здесь можно согласиться с мнением, что вторая интерпретация наиболее обоснована [4, 262]. Это кос­венно подтверждается нахождением Ишим-хана среди могулов и киргизов.

 

В обшем, до 1627 года (времени репрессий против катаганов Турсун-Мухаммеда), политическая си­стема с этими двумя крыльями видимо не изменялась. В 1627 году Турсун-Мухаммед был убит Ишимом, его подданные катаганы были подвергнуты репрессиям и ча­стью ушли к другим народам. Среди казахов осколком ка­таганов остался род Шанышкылы.

 

Видимо с тех пор поменялась политическая структура родов. Если ранее катаганы занимали одно крыло, то сейчас их практически не осталось, и другое крыло (алаш мыны) стало единственным объединением казахов. Если рассматривать этимологию словосочетания Алаш мыны, можно выделить три версии, как данное словосо­четание можно перевести:

 

а. Тысяча Алаша (имя владельца тысячи — Алаш). Возможно, этот Алаш жил во времена детства Керея и Джанибека и был одним из главных эмиров войск, оставшихся верными дому Уруc-хана после убийства Барака и Булада (отцы Джанибека и Керея). Косвенно это подтверждается известием о том, что Абулхаир узбекский провел одну зиму 1429—1430 годов в гостях v Алаша, «калантара большого аймака». Другим вариантом отождест­вления является отождествление Алаша с Алашем, сыном Ямгурчи, из потомков Едиге, чья политическая деятель­ность охватывала период с 1489 по 1535 годы. В Послании 1522 года Крымский хан называет казацкого князя Алаша и его брата Агиша [17, 56]. Можно согласиться с Трепавловым В. В., что они были сыновьями Ямгурчи и подчиня­лись казахским ханам до 1522 года [17, 57]. Скорее всего, они служили с 1510-х годов казахскому хану Касыму. Таким образом, этот Алаш мог быть беклярибеком Касым-хана, и в честь него называлось отдельное крыло Ка­захского войска. Это косвенно подтверждает тот факт, что согласно источникам общим ураном казахов и ногайцев был Алаш [11, 229].

 

б. Тысяча «убийц» (алаш на монгольском языке озна­чает убивать, убийца).

 

в. Пестрая тысяча (ала — пестрый). свидетельству­ющая о пестром (разнородном) составе данной тысячи.

 

У Кадырали Жалаири джалаиры входили в состав Алаш мыны. Так как мы знаем, что джалаиры входили одновременно в Старший жуз, мы можем предположить, что они были подразделениями разного уровня. То есть Старший жуз (старшая сотня) входила в состав Алаш мыны (Алашская тысяча).

 

Безусловно, Алаш мыны сформировалась давно, когда ее состав примерно равен был тысяче: в эпоху Тауекеля их численность была равна 30 тысячам (3 сана). Вполне можно предположить, что эта «пестрая тысяча» появилась еще во времена Джанибека и Кирея, когда они после ги­бели родителей (Барака и Булада) отступили в Могулистан. Видимо тогда существовало два крыла в маленькой армии Джанибека и Керея: катаганы и сборная различных родов (алаш мыны). Тогда же, по нашему мнению сложи­лись и жузы (сотни), как подразделения Алаш мыны (ты­сячи). О том, что жузы изначально были воинскими сот­нями, говорят все казахские легенды о происхождении Казахов. Во главе этих сотен стояли представители родов Уйсун, Аргын и Алшин. Если прибавить к ним Катаганов, мы можем увидеть типичную Золотоордынскую клановую систему 4 карачи-беков.

 

Очень интересным является вопрос происхождения «Алты алаш». Тынышпаев М. не нашел толкования этого выражения и выдвинул версию, что Алты алаш - это союз шести объединений (3 казахских жуза, киргизы, каракалпаки, курама) времен Тауке-хана [18, 57]. По нашему мнению словосочетание алты алаш это искаженное сло­восочетание Алты сан алаш (60 тысяч алашей), распространенное название казахов («все казахи») [3, 183].

 

3. Первое упоминание о Большой Казачьей Орде. В русских источниках Большая Казачья Орда впервые фиксируется в 1616 году [4, 267], причем как отмечали ойратские посланники, она вместе с киргизами была в подчинении у ойратов. Также там отмечено, что Савран царевич подчиняется Бухарскому ханству [4, 267], как упоминалось годом ранее, бухарский хан Имамкули со­гнал с Саурана Аблахана (Аблай) и на его место назначил Турсуна (Турсун-Мухаммед), причем Аблахан побежал в «Казацкую Орду» [4. 264]. То есть здесь правитель Са­урана и вообще присырдарьинских городов противопоставляется правителям Казачьей Орды.

 

Это сообщение немного выпадает из контекста других сообщений. Известно, что около 1617 года ойраты напали на Казачью Орду [4, 277]. Известно, что в Ташкенте в это время правил Турсун-Мухаммед, ставленник бухарского хана Имамкули. Алатауский хан Ишим в 1616 году [4, 261], правители Топинского государства Ишим и Батыр. В одном месте помечено, что Топинское государство это «прямая Казачья Орда» [4, 269—270]. При этом Ишим и Батыр вели переговоры с Алтан-ханом о нападении на ойратов, которое окончилось победами Ишима и Алтан-хана 1619 года, что известно по сообщению 1620 года [4, 275-276].

 

Исин А. считает, что в 1616 году у казахов уже суще­ствовали три жуза. Старший жуз в подчинении у Tурсун-Мухаммеда, Средний жуз в подчинении v Ишим-хана, Младший жуз в подчинении у Батыр-хана [4, 529].

 

4. Разделение Казахского ханства на две части, с двумя ханскими резиденциями в Ташкенте и Туркестане. Еше Абулгази в 1625—27 годах, пребывая у казахов, называл Ишим-хана Туркестанским. а Турсун-Мухаммеда Ташкент­ским или катаганским. Русские источники называют Ишим-хана кочевым, а Турсун-Мухаммеда Ташкентским [4, 301].

 

То есть в начале XVII века Казахское ханство разделилось на две части. Изначально это было основано на крыльевом делении казахов. Катаганы, относящиеся к правому крылу, заняли Ташкент. Другие казахские роды из объединения Алаш мыны относились к левому крылу и владели Туркестаном.

 

Структура крыльев, видимо, поменялась после разгрома и бегства катаганов (правого крыла). Катаганы в конце XVI века, составляющие около 40% от всего ка­захского этноса, в одночасье лишились своих позиций в силу разгрома и бегства. На данный момент их потомки (Шанышкылы) не имеют большой численности, по сравнению с XVI веком. Но при этом разделение на два вла­дения в Туркестане и Ташкенте сохранилось, и через век в сообщении сарта Hур-Мухаммеда Алимова о казахских ханах написано:

 

«В Казацкой Орде было два хана: первый в Большой, второй в Средней и Меньшей Ордах» [7, 25].

 

5. Реформы Тауке. При Тауке уак, керей и таракты были объединены, также были объединены пле­мена, входящие в жетиру против притеснений алчинов [5, 302—303]. Есть также свидетельства, что уак и керей перешли из Старшего жуза в Средний [6, 169]. Кооме того Тынышпаев М. писал, что жетиру - это семь родов из Среднего жуза, присоединенные к Младшему жузу во времена Тауке [18. 25].

 

Таким образом, можно утверждать, что при Тауке-хане сложилась классическая жузовая система: до него в Младшем жузе было только одно племя Алшин (с двумя подразделениями Байулы и Алимулы). В Среднем жузе были племена Аргын (вместе с Таракты), Найман, Кыпчак, Кунграт (конырат). 7 родов из жетиру: Табын, Тама, Кердери, Кереит, Жагалбайлы, Рамадан, Телеу. В Старшем жузе племена: Уйсын (с подразделениями Дулат, Албан, Суан, Ысты, Ошакты, Сргелы, Сары-Уйсын, Шапрашты, Шакшам), Шанышкылы, Канлы, Жалаир, Уак, Керей.

 

6. Тынышпаев М. утверждает. что деление на жузы возникло во времена правления Хак-Назара, сына Касыма [18, 56]. Также он отмечает, что в начале XVII века существовал термин алаш, когда Жиембет из рода Тана (сын Биртогаша, сына Таны)рассердившись на Есим-хана пригрозил последнему «Алашыма уран салармын» (крикну клич своему алашу) [18, 54].

 

7. Легенда записанная Потаниным Г. Н. об образовании казахских жузов.Согласно ей основатели трех казахских жузов - это дети Котана: Уйсун, Булат, Алшин [2, 95—96]. Здесь стоит отметить, что вышеупомянутый Котан происходил из рода Аргын, он был отцом Акжола (Даир-ходжа) и дедушкой Кара-ходжи (эмир Тохтамыша). Уйсун и Алшин - это названия племен, которые скорее всего детьми Котана не являлись. А Булата можно отождествить с Болаткожой, сыном Мейрама, сына Кара-ходжи, сына Акжола (Даир-ходжи), сына Котана [8, 42-43].

 

8. Легенда записанная Машхур-Жусупом Купеевым. Согласно ей основателями казахских жузов были Уйсун, сын Майкы-бия, Болат, сын Котана и Алшин, сын Когама [2, 221-223].

 

Если исходить из легенд, основателями и предводителями трех жузов были люди из родов Уйсун, Аргын и Алшин. Скорее всего, основателям Казахского ханства Джанибеку и Керею в годы казачества и жизни в Morулистане подчинялось малое количество людей, из которых выделялось племя катаган, относившееся к правому крылу, и три отряда по 100 человек во главе с беками из родов Уйсун. Аргын и Алшин, входившие в Алаш мыны (тысячу Алаша) — левое крыло.

 

Таким образом, мы можем предположить, что четырьмя карачи-беками Джанибека и Керея были беки таких родов как Катаган (беклярибек), Уйсун, Аргын, Алшин. Причем в битвах Катаганы занимали правое крыло войска, в то время как остальные 3 карачи-бека занимали левое крыло войска. После смести Абулхаир-хана. к казахским ханам перешло огромное количество населения, которое было интегрировано в уже созданную крыльевую систему.

 

После краха двухкрыльевой системы (катаган-алаш мыны) в 1627 году, алаш мыны (кратко алаш) стало синонимом названия казах. Хотя здесь стоит отметить, что катаганы стали терять власть ранее: в период правления в Яркенде Абд ал-Керим-хана (умер в 1591 году), сына Абд ар-Рашид-хана (конец XVI в.), в Кашгарию ушли ка­захи племени катаган во главе с Султан Гази-султаном. В дальнейшем его потомки играли значительную роль в политических событиях в этой стране, а катаганы до их полной натурализации встречались в боях с казахами Ишим-хана. То есть уже в конце XVI века численность катаганов у казахов снизилась.

 

Скорее всего, уход Султан-Гази с катаганами следует ограничить временными рамками с периода казахско-ойратских столкновений (с 1585 года) и до смерти Абд ал-Керима (1591 год). Видимо поражение казахов от ойратов повлекло бегство некоторой части катаганов в Восточный Туркестан. Схема же Кадырали Жалаири описывает со­стояние двухкрыльевой структуры до 1585 года (смерти Ондана и бегства Ураз-Мухаммеда в Сибирь).

 

После этого три подразделения алаш мыны стали играть большую роль и увеличились в численности с 30 тысяч (времена Тауекеля) до 60 тысяч (времена до Тауке).

 

Во времена Жангира Младший жуз (который целиком состоял из рода алшин) возглавлял Жалантос алшин. Среднюю Орду возглавлял сам Жангир.

 

Во времена Тауке-хана (1680—1715) она приобрела современный вид. Можно предположить, что все племена, входившие в три жуза, были частью крыла Алаш мыны (отсюда название алаш как синоним этнонима казах) и как-то по численности соотносились с теми тремя санами, упоминаемыми Кадырали Жалаири.

 

Видимо изначально каждому жузу было по силам выста­вить один сан войска (10 тысяч), со временем численность каждого жуза увеличилась. При Жангире ему самому под­чинялось около 15 тысяч войска, в то время как Жалантосу (неформальному правителю Младшего жуза) около 20 тысяч. В то время как Ташкентское владение (бывшие владение катаганов) заняли некоторые казахские роды, которые образовали в будущем Старший жуз.

 

При всем при этом, в карте «Nova descrictio geographiса Tattariae magnae» (Новое описание географии великой Татарии), составленной пленным шведским офицером Филиппом-Иоганном Страленбергом в 1730 году [19] мы видим такие племена среди казахов как Алшин и Уйсун, которые живут возле реки Яик (Урал) уральских казаков и Большой Ногайской Орды (Nogai Maior и campus Mamai), чуть севернее каракалпаков и Аральского моря. Чуть юго-восточнее их живут такие казах­ские племена как Tribus Iuß, Tribus Tzelzckli. Если первое племя можно отождествить с юзами, то второе племя ранее уже отождествляли с родом Шекты. Другим вариантом может быть отождествление это племени с на­званием Шанышкылы. Южнее этих двух племен нахо­дились Кунграты (Коныраты), которые расположились южнее Каракумов, севернее Саурана и западнее Сузака. Восточнее Сузака жило племя Кердери. Южнее Саурана и реки Сырдарьи жило племя Найман. Юго-восточнее их жило племя Mingatagan, которое можно отождествить с союзом двух племен Минг и Катаган. Южнее их жило племя Аргун (Аргын). Юго-восточнее Аргунов по реке Сырдарья жило племя Катаган. При этом территооия Ка­захов включает в себя территооию Кыргызов, Фергану (Маргилан, Наманган). Плюс по карте можно судить о за­висимости каракалпаков (живут в Западном Казахстане).

 

Восточнее Отрара жило племя Zamakaу, которое ранее отождествляли с племенем Шомекей. По нашему мнению эта карта использовала данные первой поло­вины XVI века, так как катаганы еще находятся в составе Казахов (их разгром был осуществлен в 1628 году). Вос­точнее казахов находится степь Аблай-тайджи, который жил в XVII веке, активно участвовал в политике с 1630-х годов и умер в 1674 году. На Западе Большая Ногайская Орда, которая была независимой до переселения кал­мыков Хо-Урлюка (1628—1633 годы). Впоследствии, по нашему мнению, вышеуказанные племена Минг, Юз от­кочевали в Фергану. Хотя как мы знаем племя Минг под­чинялось казахам еше в 1716 году, согласно письму Каип-хана османскому императору. Племя Катаган ушло к другим народам из-за разгрома в 1628 году.

 

Как мы знаем, Тауке правил в Туркестане, и на основе этого его называли ханом Среднего и Младшего жузов. В то время как в Старшем жузе в то время упомянут правителем некий Иман, который жил и похоронен в На­мангане (Фергана). По нашему мнению, власть данного Имана не распространялась за пределы Ташкента и городов Ферганы. Это было связано с деятельностью Тауке-хана. Как мы знаем, он выдвинул трех персон для управления жузами: Толе-бий (уйсын-дулат-жаныс) Казыбек-бий (аргын-каракесек). Айтеке-бий (алшин-али-мулы-торткара). Их выдвижение было связано с тем, что Тауке хотел централизовать свою власть.

 

Выдвигая представителей «черной кости» в высшие эшелоны власти, он получал поддержку от тех родов, к которым относились вышеуказанные персоны. В итоге номи­нальным ханом ставшего жуза мог считаться чингизид, сидящий в Ташкенте (или в Фергане), в то время как Тауке реально через Толе-бия и его родственников контролировал племена, относящиеся к Старшему жузу. Таким образом, более «младший» по статусу хан в Туркестане (хан Среднего и Младшего жузов) оказался общеказахским ханом, контролировавшим все кочевое население Казахского хан­ства. Ташкентские ханы в его правление видимо вообще утратили свое влияние, сохранив его в городах, а кочевое население Старшего жуза контролировалось Тауке-ханом.

 

Кроме того, интересны те перемещения, которые провел Тауке-хан. Племена Уак и Керей он перевел в Средний жуз из Старшего жуза, стараясь снизить роль Старшего жуза в количественном отношении. Переводя Жетиру (7 родов) в Младший жуз, Тауке-хан создавал противовес алшинам Айтеке-бия. Таким образом, в процессе создания жузов можно выделить следующие этапы:

 

1. Существование двухкрыльевой организации у ка­захов: правое крыло — катаганы, левое крыло — алаш мыны. Она могла зародиться еще в середине ХV века (у Джанибека и Керея в годы их казакования в Могулистане) и просуществовала до 1627 года (разгрома катаганов). В состав алаш мыны входили три казахских жуза, которые проживали по берегам веки Сырдарьи. Впо­следствии, после разгрома катаганов Алаш стало сино­нимом этнонима казах, так как все казахские роды входили в алаш мыны.

 

2. Четырьмя карачи-беками Джанибека и Керея были представители родов Катаган, Уйсун, Аргын, Алшин. Си­стема карачи-беков у Джанибека и Керея была типично Золотоордынская.

 

3. С 1620-х годов Ишим-хан и Tурсун-Мухаммед-хан фактически разделили казахов: правым крылом (катаганы) и Ташкентом правил Тувсун-Мухаммед, левым квылом (алаш мыны) и Туркестаном правил Ишим-хан.

 

4. После разгрома катаганов осталось только левое крыло (алаш мыны), тогда название Алаш стало синонимом этнонима казах, так как все оставшиеся казахи от­носились к алаш мыны. Часть казахских родов (Уйсын, Канлы, Жалаир, Уак, Керей) переселилось ближе к Таш­кенту, заняв место катаганов. Рядом с ними продолжали жить потомки катаганов (Шанышкылы).

 

5. В эпоху Жанибек-хана (1628—1643), Жангир-хана (1643—1652) и Батыр-хана (1652—1680) в Младшем жузе было только одно племя Алшин (с двумя подразделениями Байулы и Алимулы). В Среднем жузе были племена Аргын (вместе с Таракты), Найман, Кыпчак. Кунграт (конырат), 7 родов из жетиру: Табын, Тама, Кердери, Кереит, Жагалбайлы, Рамадан, Телеу. В Старшем жузе племена: Уйсын (с подразделениями Дулат, Албан, Суан, Ысты, Ошакты, Сргелы, Сары-Уйсын, Шапрашты. Шакшам), Шанышкылы, Канлы, Жалаир, Уак. Керей. Жангир-хан в войнах с ойратами фигурирует в компании с Жалантосом, который был из племени алшин, а данное племя входило в Младший жуз, хотя сам Жалантос являлся вое­начальником бухарского хана Имамкули.

 

6. При хане Тауке Кереи и Уаки были переведены из Старшего жуза в Средний, а Табын, Тама, Кердери, Кереит, Жагалбайлы, Рамадан, Телеу из Среднего жуза в Младший. Тауке-хан использовал систему жузов для усиления своей личной власти. Приблизив Казыбек-бия и Толе-бия к себе, он получил поддержку от их родов (алшинов, уйсынов, аргынов). И тем самым ос­лабил власть Ташкентских ханов Старшего жуза, превратив их в номинальных правителей старшего жуза, ко­торым подчинялись только Ташкент и округа. Все кочевое население Казахстана подчинялось Тауке-хану.

 

Литература

 

1. Антология Казахской поэзии (в переводах Ауэзхана Кодара). Алматы. Таймас. 2007. 328 с.
2. Артыкбаев. Ж. О. Казахское шежире: источник и концепция истории Великой степи. Астана. 2012. 495 с.
3. Бейсембиев Т. К. Кокандская историография. Исследование по источниковедению Средней Азии XVIII— XIX веков. Алматы. 2009. 1263 с.
4. История Казахстана в русских источниках. Том 1. Алматы. Лайк-Пресс. 2005. 704 с.
5. История Казахстана в русских источниках. Том 3. Алматы. Лайк-Пресс. 2005. 484 с.
6. История Казахстана в русских источниках. Том 4. Алматы. Лайк-Пресс. 2007. 368 с.
7. История Казахстана в русских источниках. Том 6. Алматы. Лайк-Пресс. 2007. 516 с.
8. Казак ру-тайпаларынын тарихы. Аргын. Том 9. Книга 3. Алматы. 2007. 660 с.
9. Казакстан тарихы туралы тyркi деректемелерi XV—XIX гасырлар шыгармаларынан узiндiлер. Том 5. Алматы. Лайк-Пвесс. 2006. 440 с.
10. Кляшторный. С. Г. Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы. 1992. 373 с.
11. Кушкумбаев. А. К. О некоторых особенностях применения боевых уранов и кличей средневековых номадов Евразии и Дашт-и Кыпчака // Сборник материалов международной научной конференции «Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники», посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюркской письменности и культуры. Астана. 2013. С. 225—232.
12. Материалы по истории Казахстана и Центральной Азии. Выпуск 1. Астана. 2011. 276 с.
13. Потанин. Г. Н. Труды по этнографии и фольклору. Астана. 2007. 248 с.
14. Сабитов. Ж. М. К вопросу об обстоятельствах появления Ураз-Мухаммеда и Кадырали Жалаири в Сибири // Сибиоский сборник. Выпуск 2.— Тобольск: изд-во ТГСПА им. Л. И. Менделеева. 2012. С. 76—79.
15. Сабитов. Ж. М. Клановая система улуса Джучи: основные этапы развития // Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 4. Казань. 2012. С.118—120.
16. Сабитов. Ж. М. Политическая система Золотой Орды: генезис основных политических институтов // Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 5. Казань. 2012. С. 269—275.
17. Тревпавлов. В. В. Казахские ханы XVI века в литовской метрике // Отан тарихы. 2013. № 3 (63). Алматы. С. 54-61.
18. Тынышпаев. М. Материалы по истории киргиз-казакского народа. Ташкент. Восточное отделение Киргизского Государственного Издательства. 1925. 66 с.
19. Карта «Nova descrictio geographiса Tattariae magnae» (Новое описание географии великой Татарии), состав­ленная пленным шведским офицером Филиппом-Иоганном Страленбергом в 1730 году.




Отзыв пользователя


Нет комментариев для отображения



Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас