Sign in to follow this  
Followers 0

Бугрова М. С. Британские экспедиции в Китай и соседние районы (70-90-е гг. XIX в.)

   (0 reviews)

Saygo

В 70-90-х гг. XIX в. в международной политике на первый план выходят раздел Аф­рики, проблема Египта, ближневосточный вопрос. В этот период тактика Вели­кобритании в дальневосточном регионе меняется: на смену военным методам дав­ления приходят разведывательные экспедиции, число которых резко возрастает. В статье рассматриваются причины британских экспедиций, их характер и ре­зультаты. Основным источником исследования служат отчеты Королевского географического общества1 и Королевского азиатского общества2.

 

К 70-м гг. XIX в. Китаю были навязаны неравноправные договоры, в результате ко­торых для иностранной торговли был открыт ряд портов. Но иностранная торговля в нескольких портах не привела к “открытию” всей страны. Внутренние районы Китая оставались практически недоступны для иностранцев. Для проникновения туда необ­ходимо было иметь особые разрешения, получить которые было не так просто. К тому же британские торговцы столкнулись с тем, что население Китая предпочитало мест­ные товары британским. Экономисты того времени считали “самодостаточность Ки­тая самым грозным барьером, с которым Англия столкнулась за всю историю (своей. - М. Б.) промышленной и торговой экспансии” [sargent, 1907, р. 225]. В 1882 г. британ­ский консул в г. Чунцине Окснем писал, что “иностранная торговля в Китае пережива­ет стагнацию. Главная причина заключается в том, что огромная масса населения не покупает мануфактурную продукцию... наши товары из хлопка не устраивают китай­цев, так как слишком быстро изнашиваются. Местная одежда дешевле, крепче и на­дежнее” [The Economist., 1884, р. 12].

 

Увеличение числа направляемых в Китай британских экспедиций в 70-90-х гг. объ­яснялось целым рядом причин. Середина 70-х - середина 80-х гг. XIX в. - период эко­номической депрессии в Европе, которой не избежала и Великобритания. Rританские предприниматели были заинтересованы в новых рынках сбыта, и внутренний Китай представлялся одним из них.

800px-Historical_Map_of_Sikkim_in_northeastern_India.jpg
Карта Сиккима, 1876 год
Meeting_with_tibetans.jpg
Британцы и тибетцы
Tibetan_Soldier_at_Target_Practise.jpg
Тибетский стрелок
800px-Tibet-5855_(2590802338).jpg
Снизу тибетские крепости кажутся неприступными, с более высокого пика - одинокими и беззащитными
Peugeot_in_front_of_the_Gyantse_fortress_in_F._O%27Connor%27s%2C_1907.jpg
Возможно, первый автомобиль в Тибете. Не "Антилопа-Гну", а "Пежо".
1024px-%E5%B8%83%E8%BE%BE%E6%8B%89%E5%AE%AB.jpg
Дворец Потала в Лхасе
Thirteenth_Dalai_Lama_Thubten_Gyatso.jpg
Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьяцо, Далай-лама XIII
Bundesarchiv_Bild_135-S-14-22-21%2C_Tibetexpedition%2C_M%C3%B6nche_blasen_Tuben.jpg
"А у трубача дудка горяча"
Col_Younghusband_and_Amban.JPG
Английский полковник и цинский амбань
800px-Sir_Ugyen_Wangchuk_and_his_family%2C_1905.jpg
Семья Драконового короля Бутана
Thibaw_Min_1885_crop.jpg
Семья короля Бирмы Тибо Мина (он сам и обе его сестры и по совместительству жены), 1885 год
1024px-18th_Royal_Irish_at_Amoy.jpg
Взятие Сямыня (город на о. Тайвань) англичанами 27 августа 1841 года
1024px-Amoy%2C_from_Kulangseu.jpg
Сямынь (Амойский сеттльмент) на иллюстрации 1885 года

 

В 70-80-х гг. XIX в. у Англии появляются серьезные конкуренты на Дальнем Восто­ке в лице Франции, Германии и России, внимание которых к Китаю возросло. Они на­чинают исследование Китая, изучение внутренних торговых маршрутов, разведку рас­положения стратегически важных объектов. Англия не могла не обратить внимание на их действия и вынуждена была предпринимать меры для сохранения своего влияния в дальневосточном регионе. Журналист и редактор британского журнала “Фортнайтли ревью” Т. Х. С. Эскот обеспокоенно писал в 1884 г.: “Мы оказались в новой ситуации: международные отношения, ответственность, обязанности, возложенные на нас импе­рией, роль, которую мы должны и можем играть в мировой политике изменились по­сле смерти Пальмерстона, великие европейские державы вооружены так, что Англия не способна с ними конкурировать; контроль над европейской политикой находится в руках Германии” [Escott, 1884, р. 705-707]. В этих обстоятельствах необходимым ста­новилось составление точных карт, описание природных особенностей Цинской импе­рии, изучение местных языков, составление словарей и т.д. Все это требовало исследо­ваний на местах.

 

Британское правительство было заинтересовано не только в продвижении на ки­тайский рынок английских товаров, но главным образом в распространении англий­ского экономического и политического влияния на всю страну, для чего эту страну нужно было хорошо знать. Опыт “опиумных войн” показал недостаточную эффектив­ность только военных действий в условиях Китая. И разведывательные экспедиции во внутренний Китай и близлежащие районы могли оказать помощь в поисках новых ме­тодов усиления влияния на Цинскую империю.

 

Экспедиции были дорогостоящими вследствие природных условий, отсутствия до­рог, враждебного отношения местного населения и вероятности нападения разбойни­ков. В 1883 г. Цзэн Цзицзэ3 отмечал, что у англичан, путешествовавших во внутренних районах Китая, часто возникали сложности в связи с препятствиями, чинимыми пред­ставителями местной администрации [Tseng Chitse, 1883, р. 992].

 

Британские экспедиции в Китай можно разделить на две категории.

 

Во-первых, это экспедиции, которые должны были исследовать возможность рас­пространения влияния Англии на сопредельные с Китаем районы. Л. А. Уоделл, воз­главлявший британскую военную экспедицию в Лхасу в 1904 г., сформулировал офи­циальную точку зрения касательно отношений со странами на границах Британской Индии: “... (наша. - М. Б.) политика в течение длительного времени сводилась к тому, чтобы обеспечить возникновение вдоль наших границ в качестве буфера между нами и соседними странами ряда полунезависимых государств, пользующихся самоуправле­нием во внутренних делах, но обладающих достаточной свободой, чтобы, в случае вторжения, они оказались полезными (для Англии. - М. Б). Эти государства должны находиться под нашим сюзеренитетом (поскольку мы обеспечиваем их автономию) и быть открытыми для торговли” [Цит. по: Празаускас, 1980, с. 38].

 

Во-вторых, это экспедиции в глубь Китая. Их характер и маршруты зависели от то­го, кем они организовывались: правительством ли Великобритании, торговыми ли па­латами или отдельными предпринимателями, заинтересованными в налаживании тор­говых отношений с определенными районами Китая.

 

Большинство экспедиций формально носили характер научных. Но изучение фло­ры и фауны Поднебесной зачастую служило лишь ширмой, прикрывающей истинные цели и задачи миссий. В 70-90-е гг. XIX в. англичане предприняли более тридцати экс­педиций в Китай и сопредельные районы.

 

ЭКСПЕДИЦИИ ВО ВНУТРЕННИЕ РАЙОНЫ КИТАЯ И БИРМУ

 

В исследуемый период во внутренние районы Китая было предпринято несколько британских экспедиций.

 

В январе-августе 1871 г. Томсон совершил путешествие по р. Янцзы в Сычуань для исследования маршрута Ханькоу-Ичан. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы изучить возможность судоходства в верхнем течении р. Янцзы в узких ущельях выше Чунцина.

 

В 1873 г. британский консульский агент при бирманском дворе в Мандалае предло­жил организовать исследовательскую миссию из Мандалая через Бамо и далее до Момейна, в Дали в провинции Юньнань. Предложение было одобрено главным комисса­ром Британской Бирмы в связи с активизацией действий Франции в районе р. Меконг. Военно-топографическая экспедиция во главе с полковником Х. А. Броуном насчиты­вала около 200 хорошо вооруженных людей. Британскому посланнику в Пекине Т. Вэйду было поручено получить от китайского правительства паспорта и направить в помощь экспедиции опытного переводчика. Им стал А. Марджери, 29-летний бри­танский консульский служащий. Он должен был проследовать вверх по Янцзы и встре­тить миссию на китайско-бирманской границе. 17 января 1875 г. Марджери прибыл в бирманский пограничный город Бамо. В феврале 1875 г. экспедиция двинулась к бир­мано-китайской границе, но была остановлена вооруженными людьми. Марджери от­правился в сопровождении шести человек на переговоры. Результат переговоров был положительным. Однако на обратном пути 21 февраля 1875 г. он попал в засаду и в пе­рестрелке погиб.

 

Смерть Марджери стала поводом для выдвижения Англией требований к Китаю. Результатом стало заключение 13 сентября 1876 г. Чифуской конвенции, согласно ко­торой Китай соглашался выплатить серебром 2 млн лян (юаней), отправлял посоль­ство в Англию для принесения извинений, вырабатывал правила торговли на границе Бирмы и Юньнани. Английским представителям было разрешено наблюдать за тор­говлей в Дали и других городах Юньнани в течение пяти лет. Города Ичан, Уху, Вэнь­чжоу, Бэйхай становились открытыми портами; Англия могла направить консульско­го агента в Чунцин. Иностранным судам было разрешено заходить в шесть городов на Янцзы. Дополнительная глава конвенции касалась Тибета: англичане могли направ­лять миссии из Китая в Тибет и Индию.

 

В 80-х гг. XIX в. внимание Великобритании к юго-западному Китаю возросло в свя­зи с началом франко-китайской войны 1883-1885 гг. Это грозило Англии утратой вли­яния в южных провинциях (Юньнань и Сычуань) и контроля над торговыми путями из этих провинций в Бирму. В 1882 г. Королевское географическое общество опублико­вало работу советника британского посольства в Пекине Бабера “Путешествия и ис­следования западного Китая”, в которой описывалась его экспедиция в Сычуань и Юньнань. Бабер писал, что по освоении внутреннего рынка этих провинций перед бри­танскими торговцами открылись бы колоссальные возможности [Palgrave, 1883, р. 493-501]. Однако он отмечал препятствия, затрудняющие освоение этих районов: нежелание китайских чиновников в Сычуани сотрудничать в разработке угольных руд­ников; нехватка людских ресурсов в западной Сычуани, где были расположены бога­тые залежи металлов; сложность пути протяженностью 500 миль от Бамо до Чэнду, центра провинции Сычуань: там часто случались наводнения и оползни, а дорогу пере­секали стремительные горные реки.

 

Через год (в феврале 1883 г.) по инициативе британского правительства экспедиция во главе с британским агентом в Чунцине А. Хосе была направлена из южной части провинции Сычуань в Дали (провинция Юньнань). В отчете Хосе говорилось, что тер­ритория непригодна для развития сельского хозяйства, в летний период там свиреп­ствовала холера. Хосе также отмечал враждебность со стороны местного населения к иностранцам. Хосе так определил цель экспедиции: “Посетить новые рынки и понять, как эти рынки можно лучше всего освоить. Эта мысль движет каждым путешествен­ником в восточные и юго-восточные провинции Китая. Сычуань - самая важная из них” [Proceedings..., vol. VIII, 1886, p. 371]. Хосе размышлял: почему подписание Чи­фуской конвенции не привело к увеличению британской торговли с Китаем? Ответ на этот вопрос он видел в нежелании английских торговцев рисковать на китайской тер­ритории западнее г. Ичана. Раньше английские торговцы перевозили товары из Ичана в Чунцин на лодках, и маршрут занимал от одного до двух месяцев. Никто не гаранти­ровал, что за два месяца ничего не произойдет с товаром. Торговцы не желали отправ­ляться туда, где китайцы ранее даже не видели иностранцев, где пути были еще не из­веданы и полны опасности [Proceedings., vol. VIII, 1886, р. 371-384].

 

В декабре 1885 г. в Юньнань из Пекина была отправлена новая экспедиция во главе с Берне [Proceedings., vol. VIII, 1886, p. 216-217]. В 1892 г. совершил путешествие вверх по р. Янцзы в провинцию Сычуань А. И. Пратт [Proceedings., vol. XIII, 1891, р. 232-249].

 

С середины 80-х гг. XIX в. англичане начинают исследование восточного побере­жья Китая. Повышенный интерес к данному району был обусловлен тем, что Франция вела в это время военные действия в Китае, и французы оккупировали порт Фучжоу. По инициативе британского правительства были организованы несколько разведыва­тельных экспедиций во главе с британским консулом И.Х. Паркером. Первая экспеди­ция отправилась 29 января 1883 г. из Фучжоу через провинцию Фуцзянь в Вэньчжоу. Вторая экспедиция была направлена 11 ноября 1883 г. из Вэньчжоу в Чжэцзян. По дан­ным отчета, в районе имелось “все необходимое для развития иностранной торговли” [Journal., 1885, р. 17-52]. Враждебности со стороны местного населения замечено не было; большинство из расположенных там домов были зажиточны. Паркер отмечал, что ломбарды и ссудные лавки находились в руках выходцев из провинции Аньхуэй, торговля сахаром, финиками, фруктами - в руках фуцзяньцев, керамикой торговали цзянсийцы. Местное население практически не носило западную одежду. Провинция Чжэцзян была обеспечена всем, кроме угля, железа и опиума, из которых последние две статьи составляли почти половину ее импорта [Journal., vol. XIX, 1885, р. 34-38]. 11 января 1884 г. Паркер предпринял свое третье путешествие из Вэньчжоу в Фуцзянь. Касательно продажи опиума в провинции Фуцзянь он заметил, что последний продает­ся, но в очень незначительном количестве [Journal., vol. XIX, 1885, p. 58]. Паркер по­дробно описал поселки, отметив, что в дальнейшем это может стать полезной инфор­мацией для путешественников.

 

В 1887 г. по р. Хуанхэ до Чунцина совершил путешествие британский консул И. Л. Окснем [Proceedings., vol. X, 1888, р. 519].

 

Особое внимание в 80-х гг. XIX в. Англия уделяла району Верхней Бирмы и пути от­туда в юго-западный Китай. Бывший чиновник колониальной администрации Британ­ской Бирмы Калхоун и инженер Департамента по общественным работам в Индии Х. Халлетт в 1882 г. совершили путешествие из Кантона в Рангун. После своего воз­вращения Калхоун направил в торговые палаты Великобритании предложение иссле­довать этот район для решения вопроса о строительстве железной дороги, соединяю­щей Рангун с юго-западным Китаем через Шанские княжества. Его предложение встретило одобрение палат. По предварительным подсчетам, расходы на исследование составляли 7 тыс. ф.ст., из которых половину должны были внести торговые палаты, а оставшуюся половину - правительство [The Times, 9.02.1883, р. 8].

 

В конце 1884 г. Халлетт и Калхоун получили от торговых палат 3.5 тыс. ф.ст. на ис­следование возможности строительства железной дороги4. Партнеры собрали значи­тельную информацию, касавшуюся климата, населения, полезных ископаемых и т.д. Особое внимание они уделяли лицзиню5, от размеров которого, по их мнению, зависе­ло продвижение английских товаров в Китай. Именно сложность урегулирования во­проса о лицзине в значительной степени объясняет интерес английских торговцев к строительству железных дорог, благодаря которым удалось бы избежать уплаты по­шлин при транспортировке товаров во внутренние районы Китая. Калхоун телеграфи­ровал о ходе экспедиции в газету “Таймс”, которая публиковала его сообщения.

 

Нужно отметить, что развитие иностранной торговли сдерживалось отсутствием транспортной инфраструктуры в Китае6. Английские попытки приступить к строи­тельству железных дорог в Китае, Бирме и Шанских княжествах не были успешными. Деньги, вложенные английскими предпринимателями в исследование возможности железнодорожного строительства, были потеряны. Китайское правительство полага­ло, что строительство железных дорог если и будет осуществляться, то только руками самих китайцев [Kent, 1907, р. 1-8]. Британские торговые круги неоднократно обраща­лись к своему правительству с просьбами урегулировать на межгосударственном уров­не предоставление концессий на разработку китайских угольных и иных месторожде­ний, а также на строительство железных дорог. Первым шагом к решению этой про­блемы английские предприниматели видели пересмотр заключенных ранее договоров между Англией и Китаем.

 

Халлетт и Калхоун, вернувшись весной 1885 г. в Англию, стали искать поддержку их плана организации железнодорожной компании. На заседании Королевского гео­графического общества 16 ноября 1885 г. Халлетт сделал доклад о возможности про­ведения железной дороги между Бирмой и Китаем, отметив, как важно для Англии “открыть и развивать. торговлю с юго-западным Китаем” [Proceedings., vol. XIII, 1891, р. 1-20]. Общество приняло резолюцию, переданную правительству, в которой одобрялось строительство железной дороги и расходы на него оценивались в 1 млн ф. ст.

 

В мае-июне 1890 г. было предпринято путешествие британского вице-консула У. Д. Арчера из Ченгтонга в Лаосе в Чиангмай. Целью экспедиции было налаживание дружеских и коммерческих отношений с администрацией и торговыми кругами про­винции Юньнань, составление карты местности [Proceedings., vol. XI., 1889, р. 242].

 

Ряд экспедиций был предпринят в Маньчжурию. Исследователей в первую очередь интересовало, как встретят местные жители британских торговцев, насколько друже­ственны их отношения с соседней Россией и каково их отношение к иностранцам в це­лом. В сентябре 1885 г. было предпринято путешествие полковника Д. Янгхазбанда и Фулфорда в южную и восточную Маньчжурию. Выехав из северной Маньчжурии, ис­следователи отправились в ранее неизученные районы, пересекли реки Петунью и Сунгари. В своем отчете о проделанном путешествии Янгхазбанд описал эффектив­ную систему производства соды и соли маньчжурами7 [Proceedings., vol. IX, 1887, р. 235-247]. В 1887 г. в этот район была организована еще одна экспедиция под руко­водством Янгхазбанда [Proceedings., vol. X, 1888, р. 485-519].

 

Одновременно с ним в Маньчжурию отправилась экспедиция во главе с Х. И. Джейм­сом, служащим Бомбейской гражданской службы. В своем отчете Джеймс отметил, что по данным, которые ему удалось получить из отчетов британских консулов и от миссионеров, население Маньчжурии составляет 12-13 млн человек. Территория Маньчжурии значительно превышала территорию Австрийской империи и Велико­британии. Единственно благоприятными месяцами для торговли были август, сентябрь и октябрь, так как в остальное время практически каждый день идет снег. Маньчжурия богата минеральными удобрениями, железом, золотом, серебром, углем, хвойным ле­сом. Джеймс дал также небольшой экскурс истории Маньчжурии, акцентировав вни­мание на роли, которую сыграли маньчжуры в истории Китая [Proceedings., vol. IX, 1887, р. 531-568].

 

В июне 1887 г. из Маньчжурии в Кашгарию отправилась экспедиция во главе с ка­питаном Дюрантом, капитаном М. Смитом, Д. Робертсоном и Ф. И. Янгхазбандом. В это же время отправилась военная экспедиция во главе с полковником С. Rеллом, маршрут которой лежал через провинции Шаньси и Шэньси. Весь маршрут занял 113 дней. В пути две экспедиции объединились [Proceedings., vol. XII, 1890, р. 57-60].

ДРУГИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Английские торговцы выражали надежду, что Тибет и граничащие с ним страны (Непал, Сикким, Rутан) со временем станут рынком сбыта для британских тканей.

 

Сикким располагался между Непалом и Бутаном, на севере имел границу с Тибе­том. Англия была заинтересована в поддержании мира на границах Бутана, Непала, Сиккима и Тибета. В период внутренних неурядиц первой половины XIX в. Англия по­могла Сиккиму вернуть часть его территории. Это давало ей преимущество в данном районе над другими европейскими странами. Суперинтендантом Сиккима был назна­чен англичанин А. Кэмпбелл.

 

Одной из наиболее значимых экспедиций в Сикким была миссия К. Маколи8 в 1886 г. В 1885 г. он на основе конвенции 1876 г. получил от цзунли ямэня9 разрешение, орга­низовал вооруженный отряд из 300 человек и намеревался пересечь границу с Тибетом в Джемсионге, но встретил сопротивление со стороны тибетцев. Миссия К. Маколи была направлена в Сикким, к границе Тибета, с целью выяснения причин слухов, распространяемых тибетскими чиновниками, об упадке торговли через Дарджилинг, а также возможности открытия прямого сообщения с Тибетом. Кроме того, миссия должна была наладить отношения с местной администрацией Тибета и передать ей дружественное послание колониальной администрации Индии. Маколи был хорошо встречен и собрал информацию, касавшуюся торговли между Тибетом и Индией. По распоряжению британского МИД он посетил Пекин и получил от китайского прави­тельства разрешение на трехмесячное пребывание в Лхасе для налаживания связей с китайским резидентом и местным правительством в Тибете, а также для изучения во­проса о возможности свободной торговли индийских купцов в Тибете и их безопасного передвижения через Сикким и Дарджилинг.

 

В 1886 г. миссия была отправлена под охраной небольшого отряда для защиты по­дарков, которые она везла. По договору с Китаем, она пересекла юго-восточную гра­ницу аннексированной к тому времени Верхней Бирмы. Но власти Тибета неоднознач­но восприняли проникновение экспедиции на ее территорию и решили, что миссия должна прекратить свое продвижение. Чтобы показать свои намерения, они направили военный отряд для занятия вершины Лингту. Тибетцы завалили камнями проход в ущелье, блокировав дорогу. Они заявили о своем намерении прекратить любую тор­говлю на этом маршруте между Тибетом и Индией. Тибетцы удерживали проход в Лингту и отказывались вступать в переговоры с англичанами.

 

В марте-сентябре 1888 г. в район Лингту была направлена британская военная мис­сия во главе с генералом Грэмом. Цель ее заключалась в восстановлении статус-кво Англии в Сиккиме, защите его и Бутана от возможного вмешательства Тибета. В ав­густе генерал Грэм выступил в Сикким с отрядом из двух тысяч человек. 24 сентября он получил донесение, что тибетцы в четырех милях от английского лагеря и сооруди­ли там каменную крепость. Грэм был тяжело ранен, но тибетцы были разбиты, и остатки их войск скрылись на территории Бутана.

 

Согласно англо-китайской конвенции 1886 г., Китай признал суверенитет Англии над Бирмой, Англия же отказалась от назначения посланника в Тибет. В 1890 г. по тре­бованию Великобритании цинское правительство назначило своего представителя для урегулирования ситуации в Тибете. 17 марта 1890 г. в Калькутте была заключена кон­венция касательно Сиккима, установившая протекторат Великобритании над этим княжеством [The Gazetteer of Sikkim, 1894, р. 15-21]. Эти два соглашения помимо демар­кации границы между Тибетом и Сиккимом включали статью, по которой Англия име­ла право вести торговлю с Тибетом.

 

На заседании Королевского географического общества 18 января 1886 г. был зачи­тан доклад о состоявшемся в конце 1885 г. путешествии Д. Скотта в Тонкин. В докладе давалось подробное описание географических особенностей Тонкина, его речной си­стемы, населенных пунктов, климата и т.д. Внимание уделялось месту Тонкина в бри­танской торговле на Дальнем Востоке. Скотт отметил, что Тонкин не богат минерала­ми, золотом, серебром или оловом, на которые рассчитывали английские предприни­матели [Proceedings., vol. VIII, 1886, р. 217-245].

 

В 1890 г. было предпринято путешествие А. Р. Лгасиза из Тонкина в Кантон. В своем докладе в Королевском географическом обществе он подробно описал военные укреп­ления Тонкина. В 1891 г. через Шанские княжества в Тонкин отправилась экспедиция во главе с лордом Ламингтоном. Она посетила также Сиам и Чиангмай [Proceedings., vol. XIII, 1891, р. 701]. В 1888 г. в Лаос была предпринята экспедиция во главе с С.И.У. Стрингером [Proceedings., vol. X, 1888, р. 134].

 

В рассматриваемый период англичанами было предпринято несколько экспедиций на о. Тайвань (Формозу), носивших этнографический характер. На заседании Королев­ского географического общества в 1889 г. служащим Китайских морских таможен Г. Тэйлором был зачитан доклад об одной из них. Докладчик отметил недоброжела­тельность местного населения по отношению к путешественникам. Населявшие Тай­вань племена значительно отличались от континентальных китайцев, изгнавших або­ригенов с плодородных земель. Даже на южном и восточном побережье Формозы, где было сложно строить оросительные каналы, китайцы возделывали свои поля. Те або­ригены, которые сопротивлялись, были вытеснены в горы.

 

По описаниям Тэйлора, на западе Формозы земли были равнинны. Север же остро­ва был покрыт холмами, на которых располагались чайные плантации. На востоке Формозы восемь месяцев в году шли проливные дожди, и практически весь остров, за исключением обработанных участков, был покрыт густым лесом. Остров был богат углем, железом, серой, нефтью, медью, золотом, рубинами и янтарем. Тейлор полагал, что коренное население было малайского происхождения, о чем говорят его характер, язык и привычки. Племена эти не были объединены под властью одного правителя. Тейлор делит их на четыре группы. Первая - пайван, войны-охотники, наиболее воин­ственные по сравнению с остальными аборигенами. Вторая - чжибени, по внешним признакам - японского происхождения. У них более низкий статус на острове, чем у первой группы. Главным их занятием являлось земледелие. Китайцы рассматривали их как самых покорных жителей Тайваня. Третья группа - амэй, с точки зрения Тейлора, наиболее интересная. Аборигены других групп не считали амэй своими соплеменника­ми и даже рассматривали их как потомков некогда потерпевшей у острова кораблекру­шение команды испанского корабля, которой разрешили жить на острове. Четвертая группа аборигенов - пинпу - занимала среднее между китайцами и аборигенами поло­жение [Proceedings., vol. XI, 1889, р. 224-243].

 

Проникновение западных держав во внутренние районы Китай, толчком к которо­му послужил франко-китайский военный конфликт 1883-1885 гг., открывший двери в юго-западный Китай, стало вторым этапом “открытия” Китая после “опиумных” войн. В 1884 г. журналист газеты “Таймс” отмечал, что “спустя 16 лет мы находимся в ином положении, чем в период последней войны с Китаем. С 1868 года путешественники Ку­пер, Марджери, Рихтхофен, Гарнье, Дупиус, Гиль, Бабер, Сечени, Нэй Элиас начали исследование внутреннего Китая. Многое еще остается сделать. Однако внутренние районы Китая более не являются для нас неизвестными. Китай уже не является загад­кой, как в 1857 году” [The Times, 05.08.1884].

 

Столкнувшись с рядом проблем в Цинской империи, Англия осознала необходи­мость изучения Китая, его общества, формирования прозападно настроенной прослой­ки, создания механизмов, позволяющих воздействовать на политику и экономику Ки­тая. Для выполнения поставленных задач необходимо было направлять исследователь­ские экспедиции для изучения внутренних торговых маршрутов и расположения стратегически важных объектов в Китае.

 

В ходе экспедиций производилась разведка полезных ископаемых в китайских про­винциях, предпринимались попытки понять, возможно ли найти там потенциальных покупателей британских товаров и дешевую рабочую силу. Перед Великобританией стояла задача изучить, что представляют собой внутренние районы Китая, как строить свои отношения с местной китайской администрацией для распространения своего вли­яния в Китае и соседних с ним районах в то время, когда они будут окончательно от­крыты для всех европейских держав и Англии придется бороться за сохранение своих позиций в дальневосточном регионе.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Королевское географическое общество было основано в 1830 г. в Лондоне под названием Географи­ческий клуб Лондона на базе Ассоциации по исследованию внутренних районов Африки (1788 г.), Клуба путешественников Роли (1827 г.) и Палестинской Ассоциации. Свое название общество получило с 1857 г. В XIX в. оно занималось исследованиями в Rританской Гвиане, Австралии, Африке и Арктике. Однако на его заседаниях часто делались доклады об экспедициях на Дальний Восток [The New., 1975, p. 700].
2. Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии было создано в 1823 г.
3. Цзэн Цзицзэ (1839-1890 гг.) - старший сын Цзэн Гофаня (1811-1872), видного цинского чиновника, посланник Китая в Великобритании и Франции в 1878-1885 гг.
4. Манчестерская торговая палата передала сумму в 393 ф.ст., 600 ф.ст. дали торговые палаты Лондо­на и Глазго, 500 ф.ст. - торговая палата Рангуна, 100 ф.ст. - Сингапурская торговая палата, 300 ф.ст. - Гонконгская.
5. Лицзинь - внутренняя таможенная пошлина в Китае.
6. Еще в 1863 г. 27 иностранных компаний представили Ли Хунчжану петицию с просьбой начать стро­ительство железной дороги из Шанхая в Сучжоу протяженностью в 80 км, однако получили отказ.
7. По его описаниям, соду добывали из озер. Взятую из них воду кипятили в железных котлах, на дне которых собиралась сода, образуя слой в 9-10 дюймов толщиной.
8. Советник по финансовым вопросам колониальной администрации Rенгалии.
9. Аналог министерства иностранных дел в Цинском Китае. Создан в январе 1861 г. Состоял из пяти отделов, ведавших отношениями с Англией, Францией, Россией, США, также Пруссией, Rельгией, Дани­ей, Перу, Португалией, Италией, Швецией, Норвегией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Празаускас А. Сикким: 22-й штат Индии. М., 1980.
The Economist, Weekly Commercial Times, Banker’s Gazette and Railmen Monitor: a Political, Literary and Gen­eral Newspaper. 14.03.1884.
Escott T.H.S. England’s Foreign Policy // The Fortnightly Review. Vol. XXXV. June. 1884.
The Gazetteer of Sikkim. Calcutta, 1894.
Journal of the China Branch of the Royal Asiatic Society. Vol. XIX. Shanghai, 1885.
Kent P.H. Railway Enterprise in China. An Account of Its Origin and Development. L., 1907.
The New Volumes of the Encyclopedia Britannica Constituting in Combination with the Existing Volumes of the Ninth Edition. Vol. XXXVII. L., MCMII.
Palgrave W.G. Trade Routes to China and French Occupation of Tonquin // The Quarterly Review. Vol. 156. July- October. 1883.
Proceedings of the Royal Geographical Society and Monthly Record of Geography. L.
Sargent A.J. Anglo-Chinese Commerce and Diplomacy. Oxford, 1907.
The Times. L.
Tseng Chitse (Calles Chinese Minister to England and France). Extracts from the Diary of the Marguis Tseng // The Nineteenth Century Review. Vol. XIV. Dec. 1883.


Sign in to follow this  
Followers 0


User Feedback

There are no reviews to display.