До 1900 года, военное образование в цинском Китае было представлено подготовительными школами и особыми школами или военными академиями, воспитанники которых, по окончании научного курса, выходили сразу офицерами. Подготовительные военные школы были основаны в Манчжурии в городах Мукдене, Гирине и Цицикаре в 1894 г.
Подполковник Быковский, посетивший Цицикар в 1900 г., сообщил интересные сведения о приеме воспитанников в училище, о программе преподавания и продолжительности курса. Преподаванием в училище занимались тогда пять офицеров, большинство из них были манчжурами.
Двое преподавали китайскую литературу, а трое (видимо, манчжуры) читали военные науки: фортификацию, артиллерию, топографию, курс железнодорожного дела, курс минного дела.
После окончания подготовительной школы, ученики должны были прослужить в течение года в звании нижних военных чинов, затем получали чин унтер-офицера и зачислялись на вакансию по собственному желанию в одну из трех армий. Прослужив еще год в звании унтер-офицера, они получали звание адъюнктов, по пехоте или кавалерии.
Прослужив два года в этом звании, они получали первый офицерский чин, который давался им, таким образом, не особенно легко.
После 1900 года в Китае проявляются попытки японцев к организации военного образования среди китайцев силами японских инструкторов, для чего японские офицеры в отставке или в запасе предлагали свои услуги вице-королям различных южных провинций к учреждению военных школ в главных городах и обучению солдат на европейский манер. Кроме того, открываются уже несколько высших военных училищ, преподавателями в которых были приглашены европейские офицеры.
Каждая из высших школ имела до ста воспитанников, многие с ученой степенью, полученной ими при окончании курса гражданских наук. Курс в высших военных школах трехлетний. По окончании курса, воспитанники в зависимости от успехов получали диплом — одни на чин капитана, другие — на чин лейтенанта. Европейские офицеры, которые хотели узнать, насколько усвоено военное развитие и мышление китайскими офицерами, окончившими высшие школы, высказывают мнение, что первоначальное образование до поступления в школу, получаемое по китайской системе обучения, безусловно неблагоприятно и служит самым серьезным препятствием к усвоению офицерами широкого военного образования.
Китайский метод образования стремился развить память в ущерб всем остальным способностям, а особенно в ущерб личной инициативе и свободному мышлению.
Не меняющийся в Китае литературный метод ставил задачу как можно больше обогатить память учащегося множеством изречений китайских мыслителей и правил морали, не развивая в то же время критического суждения. Умственное развитие чиновника ставилось в зависимость от его искусства владеть кистью и умения применять к выражению своих суждений изящно подобранные изречения классиков.
В числе неблагоприятных условий упоминалось и то обстоятельство, что новые военные школы, стремясь дать европейское научное военное образование, оставляют совершенно без внимания духовную сторону, поднятие нравственного уровня, развитие в душе высшей чести воина.
Военное образование китайцы возводили в степень ремесла и понимали военное дело как ремесло. В высшей военной школе в Ву Чанге была введена строгая дисциплина, воспитывалось строгое уважение к офицеру, товарищеское отношение и уважение к службе и оружию. От солдат требовалось уважение к своим начальникам, уважение друг к другу, чистота и бережное отношение к оружию. Азартные игры и курение опиума жестко пресекались.
Иностранные офицеры признавали, что как регулярные войска, так даже и кантонские пираты, с которыми французы вступали в бой во время войны в Тонкине, обладают многими военными качествами и способностями, а серьезная военная организация и обучение могут сделать из них достойного противника. Если бы не трусливость.
Подполковник Быковский отмечал, что «трусливость китайского солдата происходит от собственного признания себя как существа низшего, от сознания, что он сам и вся китайская армия ниже по достоинству, нежели европейские войска, от недоверия к своему собственному профессиональному образованию, от недоверия к мужеству своих полководцев и, в конце концов, от недоверия к конечному счастливому исходу, — вот причины, которые предрасполагают армию к поражению».
«Китайский солдат, особенно пехотинец, неутомим, вынослив в труде, проявляет величайшую умеренность и замечательное проворство в ручной работе, совмещаемое с поразительной ловкостью.
Кроме того, в организации общественного строя своей жизни и, в частности, в организации строя своей семьи китаец воспитывает в себе дух повиновения, мягкости характера, уважения, — качества наиболее важные, чтобы образовать человека с военной дисциплиной.
Как стрелок, китаец оставляет еще желать многого: запах пороха приятно опьяняет его, волнение боя заставляет его легко терять голову и предаваться бесконечной и бесполезной стрельбе, что, впрочем, делают большинство солдат восточного происхождения, если они не приучены деятельной, методической и строгой подготовкой к дисциплине огня».
Бытовало мнение, что «китайскому солдату, в силу его слабо развитой нервной системы и в силу его значительной покорности и послушности, можно дать хорошее военное образование и сделать из него хорошего стрелка». Немецкие офицеры во время происходившего боя на границе Шен-Си были поражены тем спокойствием, с которым китайские солдаты выдерживали прицельный огонь, а китайские офицеры с невозмутимым хладнокровием в самом разгаре боя медленно ходили по линии огня, чтобы ободрять своих солдат и вселять в них доверие.
Китайский солдат, как показали Тяньцзин и Пекин (во время восстания боксеров-ихэтуаней), умел извлекать для себя выгоду из малейшего прикрытия: боксеры и солдаты сражались из-за баррикад, зубчатых стен, развалин домов, могил. Достаточно было небольшого прикрытия, чтобы за ним собрался целый отряд китайских солдат.
Некоторые эксперты делали вывод, что китайский солдат хорош только для пассивной обороны, но в последней китайской войне 1900 года были известны случаи, когда китайские солдаты переходили в отчаянное наступление. Таковы были 4-ое и 11-е июля 1900 г., когда китайцы шли в атаку у железнодорожной станции в Тяньцзине. Правда, это были, как выяснилось впоследствии, лучшие батальоны китайской армии.
Несостоятельным оказалось также убеждение европейцев, что китайцы боятся ночной темноты и отказываются, из боязни демонов и злых духов, бродящих по ночам, от всяких военных действий. Как китайские войска, так и боксеры предпринимали в Тяньцзине и Пекине среди непроглядной ночной тьмы и во время гроз отчаянные нападения на европейцев.
Заслуживает большого внимания у китайцев их поразительное искусство возведения окопов и земляных укреплений, что наблюдалось европейцами в Бей-Цане, Ян-Цуне, где войска генерала Ма быстро возвели на поле битвы ретраншементы пехоты и прикрывающие насыпи от выстрелов артиллерии.
Китайцы обладают также удивительным уменьем выбирать оборонительные позиции, устраивать вспомогательные защитные работы, рыть волчьи ямы, устраивать наводнения, отводя искусственно воду из каналов и рек, производить минные работы.
Вообще же, о китайском солдате должно сказать, что он будет защищать вверенную ему позицию до последнего и дорого отдаст свою жизнь, если только будет видеть хороший пример со стороны своего офицера.
Но недостатком китайских офицеров, как младших, так и начальствующих, являлось отсутствие знаний по стратегии и тактике.
Имея кое-какие теоретические познания в военном деле, они не имели никакого опыта, никакой практики в командовании и маневрировании большими силами, использовании соединенными армиями разных родов оружия, подкреплений и резервов.