Аменхотеп II: история одного похода

   (0 отзывов)

Неметон

В 1942 году в развалинах Мемфиса была найдена стела Аменхотепа II с описанием похода в Сирию. Анализ надписей может дать яркую характеристику внешней политики фараонов периода Нового царства в условиях противостояния с государством Митанни на территории Сирии и Палестины.

13496-004-9531A8A4.jpg.4814ed01503929ec8

«Год 7-й, месяц Лета 1, день 25-й, …Разбил его величество Нахарину, сокрушил лук его страну нехси… Отправился его величество в Речену при своем первом победоносном походе, для того, чтобы расширить свои границы, захватить добро тех, кто не был ему верен…Достиг его величество Шамаш-Эдома и разрушил он его в краткий миг…Его величество находился на своей боевой колеснице «Амон силен, Мут довольна» …Перечень добычи, захваченной его мечом: азиатов -35, быков – 22».

Прежде чем вторгнуться в Сирию (Речену), Аменхотеп совершил поход в страну «нехси», т.е. земли, лежавшие к югу от Египта и разбил войска Митаннийского царства, обозначаемого в источниках, как Нахарина. Обезопасив свои южные границы и на время ослабив одного из главных соперников в регионе, он начал масштабный поход в Сирию, на первых порах, не встречая особого сопротивления на подступах к реке Оронт, о чем свидетельствует малое количество добычи, захваченной в Шамаш-Эдоме. Интересно упоминание о собственном имени боевой колесницы фараона, что указывает на количество лошадей в упряжке. Перейдя Митанни вброд, Аменхотеп во главе своего войска первым ступил на вражеский берег:

amenhotep2_7.thumb.jpg.94c046c98f4b03a0d

«Переправился его величество через Оронт по воде рысью, подобно Решефу. Обернул он дышло свое, чтобы посмотреть на свой арьергард».

Сравнение Аменхотепа с Решефом, западносемитским богом войны, вошедшим в египетский пантеон в качестве «побеждающего врага», призвано показать решительность намерений фараона и его стремительность полководца. На противоположном берегу Оронта, оторвавшись от своего арьергарда.  он чуть не попал в плен к небольшому отряду сирийцев, наблюдавшим за передвижением египетских войск:

«Увидел он немногих азиатов, приближавшихся ползком с боевым оружием для нападения на войско царя. Его величество кружил над ними, подобно божественному соколу. Поникли они, и ослабели сердца их, когда один за другим падал на своего товарища, включая их командира, причем не было никого с его величеством, кроме него и его могучего меча. Истребил их его величество стрелами и удалился с радостным сердцем. Перечень добычи его величества в этот день: правителей - 2, знатных сирийцев - 6, а также их боевые колесницы, их лошади, все их боевое оружие.  Достиг его величество места южнее страны Нин. Ее правитель, все ее население были довольны его величеством, лица их выражали удивление его могуществом».

voin_novogo_tsarstva.png.4dca13f83e8d19c

Источник показывает, что египтяне не встречают значительного сопротивления на первом этапе похода. Немногочисленные войска местных правителей, даже будучи объединенными, не представляли серьезной угрозы армии Аменхотепа. Некоторые населенные пункты, стремясь избежать разорения, добровольно открывали ворота войскам фараона. Основная часть противника отходила к Угариту, богатому городу-порту на побережье Средиземного моря, около которого произошло первое серьезное сражение, завершившееся победой египтян:

«Достиг его величество Угарита и окружил всех своих противников. Он уничтожил их, точно они не существовали. Стала вся страна его собственностью».

После включения Угарита в сферу своего влияния, Аменхотеп изменил баланс сил в свою пользу. Влияние Угарита на ближневосточную торговлю было весьма весомым. После небольшого привала у г. Цалха восточнее Шамаш-Рама, было захвачено поселение Минджату, а правители Гизры и Инки добровольно покорились Аменхотепу. Затем египетское войско направилось к Кадешу, у стен которого случилось странное происшествие…

«Достиг его величество Кадеша. Вышел правитель его с миром навстречу его величеству. Заставил их жителей, а также всех их детей принести присягу. Его величество стрелял из лука по южной окраине этого города в две цели, сделанные из кованной меди».

Любопытно, по каким целям стрелял фараон у стен капитулировавшего города? Изложенное в источнике можно трактовать неоднозначно:

1.       Фараон стрелял из лука, т.е. «цели» находились на некотором расстоянии

2.       Происходящее потребовало его личного присутствия, что говорит об исключительности действа

3.       Стрельба велась по южной окраине, не конкретному месту, а части города вообще, т.е. цели, видимо, находились в воздухе!

4.       Цели металлические, из кованной меди, с которой их сравнил писец.

5.       Стрельба не причинила объектам ни малейшего вреда, т.к после этого эпизода, о них уже не упоминается.

Видимо, либо это был какой-то ритуал, связанный с символическим взятием города, сдавшегося на милость победителя, либо Аменхотеп у Кадеша стрелял из лука по двум металлическим объектам, находившихся в воздухе над южной окраиной города. Однозначно ответить на вопрос не могу…

Далее описан еще один эпизод, который лично у меня вызывает неоднозначную оценку. Думается, что он был введен специально, чтобы отметить доблесть фараона, в одиночку поставившего город на колени:

«Проследовал его величество на своей боевой упряжке в Хашабу. Был он один, никого с ним не было. Спустя короткое время прибыл он оттуда, причем привел он 16 знатных сирийцев, которые находились по бокам его боевой колесницы. 20 отрубленных рук висели на лбу его лошади, 60 быков гнал он перед собой. Был предложен мир его величеству этим городом».

Итак, мы видим, что фараон вернулся из Хашибы с заложниками и быками. Для заключения мира более достаточно, учитывая скромную добычу первых дней похода. Но, отдельно указывается, что на голове его лошади болталось 20 отрубленных рук. Из этого можно заключить, что:

1.       Боевая упряжка состояла из одной лошади, в отличие от двух, впряженных в боевую колесницу.

2.       Количество убитых фараоном людей во время «визита» в Хашибу составило от 10 до 20 человек, в зависимости от количества отрубленных рук одного убитого. Хотя в дальнейшем мы увидим, что среди военной добычи будет упоминаться нечетное количество рук, т.е. с известной степенью вероятности можно предположить, что у мертвого врага отрубалась одна рука и, таким образом, штурм Хашибы обошелся городу в 20 убитых.

3.       Если фараон выехал один в город и подвергся там нападению, даже уничтожив нападавших, сомнительно, что после такого демарша он принял бы мир от города.

4.       Вероятней всего, город был взят после скорого штурма с малым количеством жертв.

5.       Довольно странно, что после добровольной капитуляции таких городов, как Кадеш, который стал камнем преткновения в борьбе за Сирию ведущих держав региона при Тутмосе III, менее укрепленная Хашиба решилась на сопротивление. По всей вероятности, ситуация радикально изменилась и это вызвало решение Аменхотепа о возвращении в Мемфис. И не последнюю роль в этом сыграло задержание гонца из Митанни:

«Вот отправился его величество к югу через долину Шарона. Встретил он гонца правителя Нахарины с письмом на глиняной табличке, которая висела на его шее. Его величество захватил его в плен и вел у бока своей боевой колесницы. Выступил его величество из лагеря в Египет на боевой упряжке. Знатный сириец-военнопленный был на боевой упряжке один с ним».

Итак, мы видим, что письмо правителя Митанни написано на глиняной табличке, т.е. клинописью и адресовано тому, кто мог его прочитать. Учитывая, что ранее войска Митанни были разбиты Аменхотепом, можно предположить, что в табличке речь шла о создании антиегипетской коалиции. Причем, то, что ее вез знатный сириец, говорит о свершившемся факте создания такой коалиции в Вашшукканни, митаннийской столице. Куда направлялся сириец, представить несложно – Кадеш, который со времен отца Аменхотепа, Тутмоса III, возглавлял антиегипетские союзы. В частности, после смерти Хатшепсут в 1468 г. до н.э. Тутмос выступил в поход против коалиции «330 правителей» во главе с царем Кадеша, за которым стояло набирающее мощь Митанни. После 7-ми месячной осады пал Мегиддо, но Митанни осталось несломленной и в 1468-1448 гг. Тутмос III был вынужден совершить не менее 15 походов в Азию, дважды осаждал Кадеш, но взять не смог. Его сыну удалось это сделать без боя, по всей видимости, правитель Кадеша ждал вестей из Митанни о планируемой военной помощи. Поняв, что ему могут нанести удар в спину, Аменхотеп принимает решение о возвращении в Египет. Причем, как видим, отступал он довольно быстро, если пересадил знатного сирийца к себе на колесницу. Обращает на себя внимание, что статус сирийца меняется на военнопленного, т.е. Кадеш более не воспринимается, как дружественный город.

«Достиг его величество Мемфиса…Перечень его добычи: знатных сирийцев - 550, их жен – 240, хананейцев – 640, сыновей правителей - 232, дочерей правителей – 323, наложниц правителей всех чужеземных стран вместе с их украшениями из серебра и золота, которые они носили, всего - 2255. Лошадей - 820, боевых колесниц – 730 вместе со всем их боевым снаряжением».

egipet_novoe_tsarstvo.thumb.jpg.3e8b2121

Насколько видно из перечня военной добычи Аменхотепа после первого сирийского похода, в основном ее составили богатые и знатные заложники, лошади и боевые колесницы. Это может свидетельствовать как о поспешности отступления в Египет, так и об особенностях внешней политики египетских царей. которые наряду с непосредственным покорением земель практиковали захват в заложники представителей правящих династий для обеспечения их лояльности. После второго похода в Сирию спустя 2 года, его добыча была более весома. Но Аменхотепу II (1438-1412 гг. до н.э), несмотря на победные реляции, пришлось признать в 1429 г. до н.э. верховенство митаннийского царя Сауссадаттара над Сирией и Северной Финикией.

360268_900.jpg


1 пользователю понравилось это


Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.


  • Категории

  • Темы на форуме

  • Сообщения на форуме

    • Корабли и морское дело
      Описание от Гаспара де Круза (середина XVI века - писал он еще о минском флоте, но дела на море у Цинов намного дальше достижений периода Мин до второй половины XIX в. так и не продвинулись):
    • Тактика и вооружение самураев
      陸奧話記 陸奧話記 休士卒,整干戈 - все войско отдыхало, приводили в порядок вооружение 不追攻擊 - "не пытались наступать". Или "не предпринимали попыток наступления" 徒送數日 - еще столкнулись с затяжным дождем 徒送數日 - тут не знаю, иероглифы 徒送 многозначные. =( "Пехота/пешие потратила несколько дней"? "Напрасно потратили несколько дней"? 糧盡,軍中飢乏 - закончилось зерно, армия голодала и нуждалась 遮奪官軍之輜重 - часто грабили обозы государева войска.  往反之人物 - "нападая и возвращаясь"?  為追捕件奸類 - чтобы настигнуть злодеев 分兵士千餘人 - выделили хэйси более 1000 человек 遣栗原郡 - направили в уезд Курихара. 四十余里 - "более 40 ри". А с локацией откровенно заблудился. Во-первых до Накамура километров пять-десять. Во-вторых - это прямо на север от текущего положения правительственных сил в Комацу, самое гнездо мятежников. С учетом описываемых далее событий - ерунда получается. Как эмиси могли ударить по лагерю, просто пройдя мимо сильного отряда? 則遺兵士三千餘人 - отделили часть хэйси более 3000 человек 令苅稻禾等,將給軍糧 - приказали сжать посевной рис и прочие злаки, собрать и передать в армейские запасы. Или "сжатое зерно забрать"? 0_о 如此之間,經十八箇日.留營中者,六千五百餘人也. - так провели 18 дней 留營中者,六千五百餘人 - осталось в лагере более 6500 человек.   Того - после взятия Комацу войско остановилось. Дожди, по всей округе вспыхнула партизанщина. Запас продовольствия быстро вышел, армия голодала. Для защиты коммуникаций и сбора продовольствия сёгун отправил сильные отдельные отряды на значительное удаление от основных сил, численность главной армии просела примерно в два раза.
    • "Примитивная война".
      Джанси Кимонко (1905-1949), удэгеец из рода Кимонко с реки Сукпай (Уссурийский край) писал в своей книге "Там, где бежит Сукпай" (опубликована в 1950) о войнах между удэгэйскими родами в конце XIX в., описывая свое детство: Это события 1915 г. Джанси Кимонко было тогда 10 лет. Примечательно, что он описал очень много в такой скудной информации - причины войны, способы ведения, функции старшинки, оружие. Причины, по которой все Кимонко собрались вместе, было наводнение, затопившее ряд их стойбищ. Но стойбища были маленькие - то, где жил Джанси, состояло из нескольких юрт, где жили его дед, отец и дядя, а также их жены и дети. К тому же китайский купец Ли Цзоу недавно споил их и отобрал обманом пушнину и они не смогли купить чумизу для пропитания семей на зиму. Видимо, это была еще одна причина, по которой родственники Джанси предложили не вступать в активную борьбу с Кялундзюга.
    • Восстания мусульманских народов (1850-1878)
      С большим трудом нашел записки Верещагина о работе в Чугучаке на пленэре - они не были опубликованы среди прочих произведений художника, а лежали в архивах и покойный А.Н. Хохлов нашел их и опубликовал только в 2006 г. События рубежа 1870-х годов - ни о каких китайцах в Чугучаке никто не упоминает - после начала восстания остались только черепа: Точность описания взятия Чугучака и количества войск, пришедших на помощь Чугучаку - это все не очень соответствует действительности, но в те годы Верещагину было толком не у кого спросить. Спрашивал у местных мусульман (разных - дунган, уйгуров, казахов и т.п.) и все рассказывали что-то свое. Однако черепа под ногами, по которым было трудно не пройти - это непреложный факт. Поскольку мусульман хоронят в первые сутки с момента смерти, и победили повстанцы, не надо гадать, чьи были черепа в Чугучаке, описанные Верещагиным. Может, сейчас народ немного поймет, что война - это плохо и рисование "идеологически верных" картин "национально-освободительной войны" для ее оправдания - не есть гут?  
    • Кочевники: от шаньюя Модэ до Чингисхана
      К сожалению, для этих многих народов на таком большом временном удалении четких обоснований нет - в основном, это кого-то в XIX - начале ХХ веков сильно "озарило" и он подыскал пару-тройку цитат из разных (совершенно разных) исторических сочинений. Какие-то подтверждаются, какие-то сохраняются только в силу полной конвенциональности этого знания - иначе дырку нечем заткнуть даже на время. Случай с эфталитами и туцзюэ мы уже рассматривали подробно. С жужанями, ЕМНИП, все основано на сопоставлении китайских хроник применительно к сведениям, сообщаемым в работе Феофилакта Симокатты. Но там все так в общих чертах описано, что подгонять можно много кого и куда.  
  • Файлы

  • Похожие публикации

    • «Является и милостив Меренра»
      Автор: Неметон
      Иероглифическая надпись на плите, найденной в Абидосе в Верхнем Египте и хранящаяся в Каирском музее, известное как «Жизнеописание вельможи Уны». Относится к концу Древнего царства и охватывает период царствования фараона VI династии Меренры.

      «Я просил у величества моего господина, чтобы мне был доставлен известняковый гроб из Ра-ау (мемфисских каменоломен). Его величество распорядился, чтобы «казначей бога» переправился через Нил с партией рабочих капитана корабля, его помощника, чтобы доставить мне этот гроб из Ра-ау. Он (гроб) прибыл с ним в резиденцию на большом грузовом судне вместе со своей крышкой, гробничной плитой с нишей, руит (часть двери), двумя гемех (возможно, створками двери) и одной сатс (часть погребальной плиты). Никогда не было сделано подобного ни одному слуге, так как я пользовался расположением его величества, так как я был угоден его величеству, так как его величество полагался на меня».
      1.      Перед нами свидетельство особого расположения фараона чиновнику высокого ранга, которому за заслуги был пожалован гроб, изготовленный из известняка.
      2.      Локализовано место, где добывался известняк и изготавливался гроб – каменоломни Ра-ау близ Мемфиса.
      3.      Мы видим, что гроб прибыл к резиденции чиновника на грузовом корабле в готовом виде: с крышкой, плитой, частью двери, створками.
      4.      Интерес представляет чиновник, носящий титул "казначей бога". По всей видимости, в условиях обожествления фараона, эта должность заключалась в распоряжении ресурсами царской казны, ее сохранности и строгой отчетности. Т.к. гроб Уны строился за счет казанных средств, это потребовало личного присутствия чиновника для учета расходов, что говорит о развитой структуре государственного аппарата.

      «Его величество посылал меня в Ибхат доставить саркофаг «Ларь живущего» вместе с его крышкой и драгоценной и роскошной верхушкой для пирамиды: «Является и милостив Меренра», госпожи. Его величество посылал меня в Элефантину доставить гранитную плиту с нишей вместе с ее сатс и гранитные двери и руит, и доставить гранитные двери и сатс верхнего покоя пирамиды «Является и милостив Меренра», госпожи. Они плыли со мной вниз по Нилу к пирамиде «Является и милостив Меренра» на 6 грузовых и 3 перевозочных судах 8 месяцев и 3…в течении одной экспедиции. Никогда ни в какие времена не посещали Ибхат и Элефантину за одну экспедицию. И чтобы ни было приказано его величеством, я выполнил все согласно всему, что его величество повелел о том».

      1.      Уна по приказу фараона Меренры должен был осуществить экспедицию в каменоломни Нубии и Элефантине у нильских порогов.
      2.      Элефантина являлась удобным опорным пунктом для экспансии на юг. Связь Элефантины с южными областями поддерживалась не только по Нилу, труднопроходимые пороги которого в засушливое время делали его вовсе не судоходным, отсюда вел на юг и сухопутный путь "путь Элефантины", который существовал, вероятно, до VI династии.
      3.      Обращает на себя внимание, что в нубийском Ибхате изготавливался из гранита саркофаг для супруги фараона с навершием для пирамиды.
      4.      И саркофаг, и пирамида носили собственные наименования.
      5.      Мы видим, что саркофаг и элементы гробницы изготавливались в разных местах.
      6.      То, что Уна в течение одной экспедиции посетил столь удаленные друг от друга места говорит о довольно безопасном плавании по Нилу, о чем пишет сам Уна, отмечая, что никогда до него никто не делал этого. Мы не видим упоминания военных судов сопровождения, что говорит о стабильной внутриполитической ситуации в районе нильских порогов на границе с северной Нубией.

      «Его величество посылал меня в Хатнуб доставить большую жертвенную плиту из хатнубского алебастра. Я спустил для него эту плиту в течение всего лишь 17 дней. Я отправил ее вниз по Нилу на этом грузовом судне – я построил ему грузовое судно из акации в 60 локтей длиной и 30 локтей шириной, причем постройка заняла всего лишь 17 дней – в 3-м летнем месяце, несмотря на то, что вода не покрывала еще отмелей. Я причалил благополучно у пирамиды «Является и милостив Меренра». Его величество посылал меня прорыть 5 каналов в верхнем Египте и построить 3 грузовых и 4 перевозочных судна из акации Уауат. При этом правители Ирчет и Меджа поставляли для них дерево. Я выполнил все за один год. Они были спущены на воду и нагружены до отказа гранитом к пирамиде «Является и милостив Меренра».

      1.      Алебастровые каменоломни находились у Ахетатона, где была изготовлена жертвенная плита для храмового комплекса.
      2.      Учитывая, что у египтян локоть равнялся 45 см, длина судна, построенного из нубийской акации равнялась 27 метрам, а ширина 13,5 метра.

      3.      Плита была доставлена в Мемфис в период, предшествовавший разливу Нила.
      4.      В период правления Меренра нубийские области Уауат, Ирчет и Меджа являлись подконтрольными территориями и поставляли не только дерево для строительства судов, но и воинов для войска фараона (в документе упоминалось о приготовлении к войне с бедуинами: Его величество отражал азиатов-бедуинов. Его величество набрал войско из многих десятков тысяч во всем Верхнем Египте, от Элефантины на юге до Афродитопольской области на севере, в Нижнем Египте, в западной и восточной половине Дельты на всем их протяжении, в крепости(?), в крепостях, у нубийцев Ирчет, нубийцев Меджа, нубийцев Има, нубийцев Уауат, нубийцев Каау и в стране ливийцев.) Кроме того, на север Нубии в период VI династии оказывалось давление южнонубийскими племенами, пытались заручиться поддержкой египетских фараонов, заключая с ними союзы. Об этом свидетельствует надпись, обнаруженная в конце XIX в. А.-Х. Сейсом на восточном берегу Нила, немного выше первого порога, о встрече Меренры с вождями северных нубийских племен.

      5.      Построенные суда были нагружены гранитом для облицовки пирамиды.
      6.      Важное значение водного сообщения с Нубией мы видим из задания фараона Уне по устройству каналов в области первого порога. Годичный период, за который была выполнена данная работа свидетельствует о важности проекта и безопасности условий на внешних границах Древнего царства в период строительства, чему способствовала, в том числе, встреча Меренры с северонубийскими вождями.
      7.      Постройка судна для перевозки плиты начиналась с момента отправки рабочих для ее изготовления. На это указывает количество дней (17), которые истекли с момента спуска готовой плиты к Нилу и строительства судна. Т.е, мы видим, что механизм строительства и доставки груза в эпоху Древнего царства был тщательно отлажен.
      Т.о, можно говорить о том, что в период правления фараона VI династии Меренры периода Древнего царства:
      1. Строительство гробниц выдающихся чиновников происходило за государственный счет и подлежало строгому учету выделенных средств «казначеями бога», распорядителями царской казны. Подобный обычай получил развитие с эпохи VI династии.
      2. Гроб и основные части погребения (двери, плиты) изготавливались на месте добычи строительного камня и доставлялись к месту погребения в готовом виде.
      3. Основные места добычи камня имели широкую географию: известняк – близ Мемфиса, гранит – Нубия и Элефантина, алебастр – близ Ахететона.
      4. Гранит для облицовочных плит и готовые части погребального комплекса доставлялись на грузовых речных судах, построенных из нубийской акации, имевших длину 27 м и ширину 13,5 м.
      5. Возможно, пирамида Меренры предназначалась также для захоронения останков его жены, для которых предназначались верхние покои.

      6. Безопасность внешних границ Древнего царства в период правления Меренры подтверждается отсутствием военных судов сопровождения экспедиции Уны в плавании до Элефантины и беспрепятственная постройка сети каналов в годичный период, чему способствовала, в том числе, встреча Меренры с северонубийскими вождями у первого порога, известная историкам.
      7. В период правления Меренра нубийские области Уауат, Ирчет и Меджа являлись подконтрольными территориями и поставляли не только дерево для строительства судов, но и воинов для войска фараона.
    • «Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют»
      Автор: Неметон
      В музее Лейдена (Нидерланды) хранится папирус №344, найденный в некрополе Саккара, около Мемфиса, с текстом, известным как «Речение Ипувера». Судя по тексту и орфографии, его можно отнести к концу Нового царства (ок. 1300 г до н.э). Однако, язык текста указывает на гораздо более ранее время (2000-1700 гг. до н.э). Из этого обстоятельства было заключено, что писец, живший ок. 1300 г до н.э. скопировал значительно более древний текст. Академик В. В. Струве пришел к выводу, что Лейденский папирус описывает события крупного социального переворота в конце Среднего царства (ок. 1750 г. до н.э). Впоследствии его теория подтвердилась публикацией т.н. «черепков проклятий». В западной историографии этот памятник определялся как произведение мессианистической литературы или диалог-поучение, а иногда как чисто литературный текст, не имеющий какой-либо социальной ценности. Помимо красочных описаний бедствий, постигших Египет, в тексте можно найти немало любопытных свидетельств, ярко характеризующих жизнь и быт населения Древнего Египта периода Среднего царства...

      «Воистину: Хнум скорбит из-за бессилия своего…те, которые лежали в местах бальзамирования, они кинуты на высоты. Тайны бальзамировщиков раскрыты…вся Дельта больше не защищена. То, что дорого стране севера, находится на путях, открытых удару. Что нам делать, чтобы не было доступа всюду? Пусть скажут: держись вдали от места тайн! Ибо смотри: оно в руках, не знающих его. Как будто они знали бы его. Варвары стали искусны в работах Дельты».
      - в комментариях к тексту традиционно отмечалось, что «работы Дельты» - это исконные ремесла Египта, в которых варвары стали искусны, т.е. оттеснили самих египтян от этой деятельности в силу охватившей Египет социальной смуты. На мой взгляд, речь идет не о ремеслах вообще, а именно об искусстве бальзамирования. Ипувер явно указывает, что тайны этого искусства раскрыты, варвары захватили место тайн. А что может быть более таинственным, чем место, где готовили к посмертному существованию? Думается, что «место тайн» – это некий культовый центр в Мемфисе, где жрецы практиковали мумификацию тел, прежде тщательно охранявшееся от непосвященных. Искусность варваров в работах Дельты означала разглашение тайн бальзамирования, возможно, даже предание огласке секретных текстов из библиотеки «места тайн», в котором также находились и свитки, содержащие знания о магии и колдовстве, о чем Ипувер пишет далее:

      «Воистину: магические формулы стали общеизвестными. Заклинания «шем» и заклинания «сехем» сделались опасными, ибо они запоминаются теперь всеми людьми»
      - Перед нами свидетельство существования особых свитков, в которых были изложены ритуалы вызова и удержания сверхъестественных сил. Вероятно, эти тексты были разграблены в том же центре в Мемфисе, в котором жрецы также практиковали магию.
      Беспорядки приняли настолько масштабный характер, а государственная власть была настолько парализована, что даже мумия царя оказалась выброшена на улицу:
      «Смотрите: Царь захвачен бедными людьми…он лежит на простых носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым»
      - Очевидно, перед нами свидетельство разграбления пирамиды. Можно предположить, что указанные события случились сразу после смерти фараона. Попробуем восстановить хронологию событий, исходя их текста:
      «Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона: приступили люди к мятежу против царя, глаза Ра, умиротворяющего обе земли…Столица, она разрушена в один час»
      - Налицо убийство царя в результате мятежа или его организация после его преждевременной смерти. Организованный «немногими людьми», скорее всего сановниками, он развивался скоротечно, ввергнув столицу в хаос, а страну поставив на грань гражданской войны:
      «Столица встревожена недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивляться. Страна, она связана шайками грабителей»
      - В столице идет борьба за власть. С утратой жесткой централизации в стране бесчинствуют шайки грабителей, захватывая имущество богатых египтян:
      «…червь гложет знатных покойных; тот, который не мог сделать себе саркофага, он теперь стал владельцем гробницы…владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не смог себе сделать даже гроба, он стал владельцем заупокойного имения…Тот, который не мог построить себе хижину, он стал владельцем дома. Придворные изгнаны из домов царя…благородные женщины находятся на шеду – баржах. Вельможи пребывают в закромах. Тот, который не спал рядом со стеной, он стал собственником ложа. Владелец богатства проводит ночь, страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок напитков, теперь собственник кувшинов, кидающих наземь. Владелец роскошных одеяний в лохмотьях. Тот, который не имел тени опахал, стал теперь собственником тени…»
      - Ипувер рисует страшную картину социального катаклизма. Бальзамирование после захвата мемфисского «места тайн» не осуществляется. Тела знатных покойных, видимо убитых, не погребены или выброшены из саркофагов. Их гробницы захвачены. Вельможи изгнаны из своих домов и ютятся в подсобных помещениях, их жены вынуждены заниматься проституцией на баржах, выполнявших роль публичных домов. Конечно, не все соглашались на подобное:

      «Скажут они: Тяжко мне на барже с миррой, то пусть нагрузят их сосудами с …пусть узнают они носилки. Что касается слуг, то ведь они больны! А это хорошее лекарство для них, когда из-за них страдают благородные женщины, подобно рабыням. То, что поют в хоромах богине Мерт, это скорбь, повесть о муках над жерновом. Воистину: рабыни все стали владеть устами своими. Если говорят их госпожи, то это тяжело переносится рабынями»
      - за отказ обслуживать «клиентов» в лупанарии, бывшие благородные дамы могли быть отправлены на переноску сосудов или использовали в качестве носильщиц, подобно рабыням. Кроме того, они трудились на ручных мельницах на помоле зерна. За выражение недовольства их ожидало наказание их бывших рабынь, находившихся на положении хозяев. Придворная знать в лохмотьях, страдает от жажды. Бывшие бедняки стали собственниками рабов (тени опахал) и кувшинов с алкогольными напитками, кидающими наземь.
      Отдельного внимания заслуживают вопросы семьи и брака в период Среднего царства:
      «Смотрите: тот, который спал без жены из-за бедности, он находит теперь благородных женщин…человек знатный брал себе благородную женщину в качестве жены и его защищал отец ее. Теперь, не имеющий такого тестя и убивает его»
      - египтянин мог жениться, располагая определенным имуществом и с согласия отца невесты, под защитой которого он находился впоследствии. В период мятежа эти условия не соблюдались. Женщин чаще всего просто брали силой.
      Мятеж в столице перерос в масштабный передел собственности с разрушением торговых связей и фактической ликвидацией судебной, налоговой и административной системы:
      «Воистину: зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла…Закром разрушен. Страж его повержен на землю…прекрасная судебная палата. Расхищены ее акты, лишены хранилища ее тайн содержания... Расхищены податные декларации. Рабы стали владельцами рабов…чиновники убиты, взяты их документы…писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием…свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах…бедные люди достигли положения Эннеады, ибо то ведение дел дома Тридцати лишилось своей замкнутости…великая судебная палата стала местом выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы…дети вельмож выгнаны на улицу…»
      - В стране дефицит зерна, благовоний и масел, которые имели большое значение в культовой и обыденной жизни египтян. Ипувер сетует:
      «Тот, волосы которого выпадали потому, что он не имел своего масла, стал собственником целых кувшинов со сладким мирром. Тот, который не знал своего бога, жертвует ему воскурения другого»
      - По всей видимости, мирро использовалось для ухода за кожей головы и париком, что служило отличительной особенностью египтян. Те, кто не мог воскурить благовония своим богам в силу своего низкого социального статуса, теперь может использовать благовония, предназначенные для богов египетского пантеона, т.е. в восстании самое активное участие принимали беднота и чужеземцы-рабы.
      Царские амбары расхищены, его страж убит. После расхищения судебных архивов уничтожены материалы судебных решений. В податных декларациях указывалось и имущество хозяев, к которому также относились рабы. Уничтожение подобных деклараций фактически означало ликвидацию рабской зависимости. Уничтожение списков по учету урожая и разграбление царских зернохранилищ указывает на одну из возможных причин социального бунта – голод. Судебная система Среднего царства была основана на замкнутости судей, знатных сановников. В условиях волнений здания судов были разграблены, а дети чиновников, занимавшие места судебных клерков, изгнаны из дворцов.
      Т.о, перед нами картина настоящего социального бунта (воздержусь от оценки событий, как революции), постепенно перерастающего в гражданскую войну, охватившего Древний Египет в период Среднего царства, связанного с масштабным переделом собственности, ликвидацией централизованного управления, налоговой, судебной системы, насильственным изменением социальной структуры. В условиях борьбы за власть в правящей элите после смерти (или убийства) царя, в стране, отягощенной голодом и обострившимися социальными противоречиями, не нашлось силы, которая смогла бы остановить нараставшее недовольство. Дезинтеграция центральной власти в столице привела к хаосу на местах. Слабостью фараонов XIII династии (1775—1710 гг. до н. э.) воспользовалось объединение гиксосов, которым в конце XVIII в. до н. э. удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась.

      Открытым остается вопрос, в чье правление произошло восстание, описанное Ипувером. Известно, что в указанный промежуток времени правил фараон Хинджер (тронное имя Усеркара) (ок. 1752—1748 до н. э.), от правления которого сохранилось незначительное количество памятников, наиболее поздние из которых датируются 4-м годом царствования. В Саккара известна незаконченная пирамида Усеркара, строительство которой было не завершено в силу преждевременной смерти царя и пустовавшей по причине, описанной Ипувером. Хронологически ему наследовал Сехем-Ка-Ра Имир-меша (ок. 1748—1744 до н. э.) имя которого переводится как "полководец". Известны две его статуи из храма Птаха в Танисе, что доказывает статус Имир-меша как царя всего Египта. Известно, что Апопи, царь гиксосов, и фараон Рамсес II, приказали вырезать на этой статуе свои имена. Можно предположить, что Сехем-Ка-Ра Имир-меш, опираясь на войско и узурпировав власть, смог не только подавить восстание, описанное Ипувером, начавшееся после смерти Усеркара, но и на время вновь объединить Верхний и Нижний Египет и не допустить вторжения усиливающихся гиксосов, за что снискал уважение не только Апопи, но и Рамсеса II.
      Т.о, можно предположить, что события, описанные Ипувером, происходили в 1748 г до н.э. в период между смертью фараона Усеркара и захватом власти Сехем-Ка-Ра Имир-мешем.
    • Recueil des historiens des croisades
      Автор: hoplit
      Recueil des historiens des croisades.
      Assises de Jérusalem
      1. Assises de Jérusalem ou recueil des ouvrages de jurisprudence composés pendant le XIIIe siècle dans les royaumes de Jérusalem et de Chypre. Tome premier.
      2. Assises de Jérusalem ou recueil des ouvrages de jurisprudence composés pendant le XIIIe siècle dans les royaumes de Jérusalem et de Chypre. Tome II.
       
      Historiens occidentaux.
      1. Historiens occidentaux I-1
      2. Historiens occidentaux I-2
      3. Historiens occidentaux II
      4. Historiens occidentaux III
      5. Historiens occidentaux IV
      6. Historiens occidentaux V
       
      Historiens orientaux
      1. Historiens orientaux I
      2. Historiens orientaux II-1
      3. Historiens orientaux II-2
      4. Historiens orientaux III
      5. Historiens orientaux IV
      6. Historiens orientaux V
       
      Historiens grecs
      1. Historiens grecs I
      2. Historiens grecs II
       
      Documents arméniens
      1. Documents arméniens I
      2. Documents arméniens II
    • Armenian Historical Sources of the 5-15th Centuries.
      Автор: hoplit
      Armenian Historical Sources of the 5-15th Centuries
      Haythono. Liber historiarum partium Orientis.
    • Парунин А. В. "Чингиз-наме" как источник по истории Золотой Орды
      Автор: Saygo
      Парунин А. В. "Чингиз-наме" как источник по истории Золотой Орды // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. - Курган: Изд-во гос. ун-та, 2017. - С.3-9.