Загадки Кельнской Хартии

   (0 отзывов)

Неметон

 

В 1818 году, в архиве главной масонской ложи, в Гааге, была найдена старинная грамота с постановлениями Конвента Вольных Каменщиков, бывшего в Кельне 24 июня 1535 года. Как известно, сначала она хранилась в архиве Амстердамской ложи «хат Вредехаль» («hаt VrеdеhаІІ»), существовавшей с 1519 по 1601 гг. Однако, четверо оставшихся в живых членов ее добились, в 1647 году, ее восстановления, но уже не в Амстердаме, а в Гааге, под именем «Фридрих Вредехаль» («Fгеdеricks Vrеdеhаll»). Между вещами, перевезенными из старой ложи в новую, находилась небольшая шкатулка, окованная желтою медью, с тремя замками и тремя печатями, совершенно уцелевшими. В шкатулке нашли:

1. — акты учреждения ложи «хат Вредехаль» от 8-го Марта 1519 года, на английском языке, т. к. эта ложа была основана англичанами и подвластна Английскому Востоку;

2. — список всех братьев с 1519 по 1601 г.

3 — саму Кельнскую Хартию.

Она была написана по-латыни, отлично сохранилась и была подписана 19 лицами. Подписи были написаны курсивом или неизмененным, подлинным почерком подписавших Хартию. Все это явствует из протокола первого заседания ложи «Фридрих Вредехаль», состоявшегося 29 Января 1637 года. Этот протокол и вышеупомянутые три найденные акта сохранились в оригиналах в архиве ложи. В 1816 году гроссмейстером всех нидерландских лож был избран второй сын короля, принц Вильгельм-Фридрих-Карл. Заинтересовавшись Кельнской Хартией, он передал ее для изучения и проверки ученым специалистам; с нее были сняты факсимиле, ее перевели на немецкий язык, напечатали по-латыни и по-немецки и в 1818 г. разослали экземпляры по всем ложам Нидерландского королевства.

Пока оставим в сторону содержательную часть документа и посмотрим, кто же были эти 19 лиц, подписавшиеся под Хартией?

 

1.  Harmanus

2. Carlton

3. Joh. Bruce

4. Fr v. Upna

5. Cornelis Banning

6. L. de Colligny

7. Virieux

8. Joh. Schröder

9. Hoffmann

10. Jacob Präpositus

11. A. Nobel

12. Ignatius della Torre

13.    Doria

14. Jacob Uttinhove 

15. Falck

16. Nic. van Noot

17. Philippus Melanthon

18. Huysse

19. Wormer Abel

 

 

 

Начнем с первого в списке, некого Harmanus.

 

Вероятно, речь идет о Германе V фон Виде — архиепископе Кельнском в 1515—1546, князе-епископе Падерборна 1532—1547, главе Кёльнской митрополии. Архиепископство Кёльнское как самостоятельная политическая единица существовало с IV века (ок. 310 года) до 1801 года. До 794 года её правители были епископами. В 1063 году они стали курфюрстами Священной Римской империи, с 1180 года герцогами Вестфалии. Ситуация в Германии была очень нестабильной.

В июне 1535 был взят Мюнстер. Мюнстерская коммуна, установленная радикальными 

анабаптистами в Вестфалии в 1534—1535 годах во главе с Яном Матисом, а после его гибели (5 апреля 1534 года) Иоанном Лейденским, была основана на милленаристских идеях Мельхиора Хоффмана. В осаждённом городе Мюнстерская коммуна провела конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов и денежного обращения, а также уравнительное распределение предметов потребления. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной протестантской традиции Магистерской Реформации и даже католицизма у одних представителей, до весьма странных, порой радикально-сектантских проявлений у других. Представители радикальной части анабаптистов приняли участие в Крестьянской войне в 1524—1525, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—1535, и в конце концов были уничтожены. Другая часть занимала более умеренные позиции, придерживалась 

пацифизма (Гребель, Симонс, Марпек) или даже сотрудничала с местными властями (Губмайер).  Идеи умеренных анабаптистов оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в XVI веке. Возможно ли, что сам Мельхиор принимал участие в подписании Хартии, будучи подписантом №9 – Hoffmann?  Думается, это возможно. Познакомившись с Лютером и Меланхтоном в 1525 году, он ревностно стал пропагандировать Реформацию в Дерпте, Ревеле, Стокгольме, но позже примкнул к анабаптистам и повсюду стал распространять это учение. Его последователи, мельхиориты, некоторое время держались в Страсбурге и Южной Германии. Кстати, сам Меланхтон принимал участие во встрече и поставил подпись №17 - Philippus Melanchton!

Филипп Меланхтон (1497 - 1560) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический 

реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера, с которым знакомится на кафедре греческого языка в Виттенбергском университете. Эта дружба не прерывались до самой смерти Лютера, после смерти которого в 1546 году, Меланхтон встал во главе лютеранства.

 

Итак, помимо Кельнского архиепископа, герцога Вестфалии Германа V фон Виде, подписантами Хартии являются лидеры Реформации в Германии, в частности, движения анабаптистов – Филипп Меланхтон и, возможно, Мельхиор Хоффман.

 

 

Подписант №2 из Лондона – Carlton (Карлтон)

 

С 1533 года, с назначением Томаса Кранмера архиепископом Кентерберийским, процесс становления англиканской церкви принял необратимый характер, следствием чего явился "Акт о Супрематии» 1534 года, в котором король Англии был официально признан главой английской церкви. Этому предшествовали трагические события, вылившиеся в казнь лорда-канцлера Англии, католика, писателя и выдающегося государственного деятеля Англии Томаса Мора 6 июля 1535 года.

 В 1521 году Мартин Лютер в печати назвал Генриха VIII «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. Кроме того, Мор вступил в полемическую переписку с Лютером под своим собственным именем.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

1.                признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;

2.                отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

 

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл.

 

По всей видимости, Карлтон являлся представителем англиканской церкви, также оппозиционной Ватикану.

 

Представляет интерес личность подписанта №3 - Joh. Bruce. Мог ли он являться представителем древнего рода шотландских королей Брюсов? И кто это мог быть?

 

Известно, что в 30-40-е годы в Шотландии временно одержала вверх позиция знати, связанной своими интересами с Францией. Ориентация шотландской короны на Францию (женитьба Якова V на дочери французского короля (Магдалине) в 1537 г. и его повторный брак в 1538 году с Марией Гиз (де Гиз Лотарингская) побуждала Генриха VIII активизировать политику в отношении Шотландии. Опасаясь военного вторжения католических стран через Шотландию, английский король предпринял в начале 40-х годов дипломатические меры к подчинению шотландского государства. Могу предположить, что это был один из потомков (в 8-м поколении) внебрачного сына Эдуарда Брюса (внука Роберта Соискателя (1210-1295), короля Ирландии и брата короля Шотландии Роберта I Брюса) – Томаса, умершего в 1358/59 году. Вероятно, исходя из подписи, в собрании принял участие Джон Брюс (род. 1490- умер?).

 

Участие представителя древнего рода в кельнском собрании было не единичным. Подписант №6 - L. de Colligny (Де Колиньи).

Изучив возможность участия наиболее известных представителей рода в 1535 году в Кельнской встрече, я столкнулся с любопытной загадкой. Учитывая, что Гаспар I де Колиньи — сеньор де Шатильон-сюр-Луан, граф де Колиньи, маршал Франции, скончался в 1522 году, а его сыновьям Гаспару II де Колиньи (1519—1572), одному из вождей гугенотов во Франции во время Религиозных войн, Одету де Колиньи (1517—1571) — кардиналу, епископу Бовэ, участнику религиозных войн во Франции и Франциску де Колиньи д’Андело к моменту встречи было 16, 18 и 14 лет соответственно, сомнительно их участие в столь представительном собрании. Смущает и сама подпись - L. de Colligny. Единственный представитель рода, чьи инициалы подходят – Луиза де Колиньи, дочь Гаспара II де Колиньи и его супруги, Шарлотты де Лаваль, родившаяся в 1555 году. Ее участие в принципе невозможно. Так кто же это был? Пока, ответа у меня нет.


Представляет интерес и личность подписанта №10 - Jacob Präpositus, известный так же, как

Якобус Латомус (или Жак Массон) (ок. 1475 – 29 мая 1544) - фламандский теолог, видный деятель факультет теологии в университете города Левен.  

Он был теологическим советником инквизиции, взгляды были противоположны Мартину Лютеру и Протестантской Реформации, поддерживая божественное право папства и иерархию Римско-католической церкви. Известна его полемика с Уильямом Тиндейлом (1494-1536) английским учёным-гуманистом, протестантским реформатором и переводчиком Библии. Изучив сочинения Эразм Роттердамского, оказался под сильным их влиянием и утвердился в мысли, что люди должны иметь возможность читать Библию на родном языке. После того как английские церковные власти воспрепятствовали переводу Библии на английский, он начал работать в Германии на средства, полученные от лондонских купцов. К 1525 году завершил перевод Нового Завета, который, невзирая на все запреты, тут же оказался востребованным в Англии. После этого принялся за Ветхий Завет. Власти отвергли перевод Тиндейла, а епископ Лондонский скупил большое количество экземпляров и устроил их торжественное сожжение. В 1536 году Тиндейл был схвачен в Антверпене в Бельгии и сожжён на костре как еретик недалеко от Брюсселя 6 октября. К тому моменту уже было напечатано 50 тысяч экземпляров Нового Завета, вдохновивших последующих многочисленных переводчиков Библии.

 

Большой вопрос, что делал советник инквизиции и ярый сторонник папы на собрании протестантов…Любопытно, что Тиндейл был казнен в Антверпене на следующий год после казни Мора.

Подписант №12 - Ignatius della Torre

 

 

Делла Торре (или Торриани или де ла Турре на средневековой латыни) — итальянский синьориальный род, доминировавший в большей части Ломбардии и северной Италии в XII и XIV веках, а также правивший Миланом в 1197—1277 (с перерывами) и в 1302—1311 годах. Сторонники партии гвельфов, т.е. усиления влияния папы, предки которых принимали участие в первых крестовых походах: Мартино Великий, граф Вальсассины, воевал в Святой Земле и погиб под стенами Дамаска в 1148 году. Видимо, представители древнего рода не совсем канули в Лету…

 

Подписант №13 - Doria

 

Известно, что Дориа (итал. Doria) — влиятельный аристократический род, игравший важнейшую роль в Генуэзской республике с XII по XVI века — наряду с такими фамилиями, как Фиески, Спинола и Гримальди. Наиболее вероятными родоначальниками были землевладельцы из Лигурии или Прованса. В 1134 году Ансальдо Дориа был избран главой совета Генуи, участвовал в дипломатических и военных миссиях. Его сын Симоне был членом совета республики с 1175 по 1188 годы, а затем стал адмиралом и участвовал в крестовых походах. Оберто Дориа также в течение 15 лет как диктатор правил республикой совместно с Оберто Спинолой, представителем другого влиятельно генуэзского рода. Период их правления называют золотой эрой средневековой Генуи. Влияние семьи Дориа также распространялось на генуэзскую колонию 

Каффа (Феодосия) и Трапезундскую империю. Путешественник и картограф Доменико Дориа был послом Монгольской империи в Европе. После народного восстания в Генуе по примеру Венецианской республики стали править дожи, и с 1339 по 1528 годы представители семьи Дориа не занимали государственных постов, но продолжали играть значительную роль как флотоводцы в морских сражениях (в основном с Венецией). В XVI веке наиболее известный представитель семьи, прославленный адмирал Андреа Дориа (1466—1560), освободил Генуэзскую республику от французской оккупации, объединившись с императором Карлом V, королем Испании и императором Священной Римской империи с 1519 года, и фактически стал её правителем. Участие представителя столь знатного рода в подписании Хартии также показательно.

 


Подписант 14 - Jacob Uttinhove

 

Как известно, Якоб Утингове возглавлял голландских протестантских переселенцев В Лондоне.

 

Так какова цель столь представительного собрания? В вводной части говорится:

 

«К вящей славе Всемогущего Бога. Мы, уполномоченные мастера достопочтенного общества, посвященного Св. Иоанну, или братья свободного Ордена каменщиков, председатели лож или хижин (tabernaculorum), основанных в Лондоне, Эдинбурге, Вене, Амстердаме, Париже, Лионе, Франкфурте, Гамбурге, Антверпене, Ротердаме, Мадриде, Венеции, Генте, Кенигсберге, Брюсселе, Данциге, Магдебурге, Фабирайне (Бремене) и в Агрипинском городе (Кельне), собрались в капитуле города Кельна, в указанный ниже год, месяц и день, под председательством учрежденной в здешнем городе ложи нашего достопочтенного брата высокоученного, мудрого и осторожного мужа, которого путем единогласного выбора упросили руководить этим делом — настоящим предписанием, имеющим быть разосланным всем вышеназванным ложам, оповещаем как нынешних, так и будущих сотоварищей...»

 

Итак, ясно, что председательствовал на собрании глава кельнской ложи, «муж осторожный», т.е. тщательно скрывающий свои истинные взгляды Герман V фон Вид — архиепископ Кельнский в 1515—1546, герцог Вестфалии.

 

«Так как мы осведомились, что в настоящие бедственные времена (Эпоха Реформации), вследствие недоразумений и разладов между людьми, вышеназванному обществу, нашему и всем братьям, записанным в Орден «Вольных Каменщиков или Св. Иоанна, стали приписывать «и ставить в укор разные интриги, мнения и козни, частью «тайные, частью сделавшиеся известными, которые, однако, «совершенно чужды не только всем нам, но и самому «существу, цели и учению нашего союза…»

Из приведенного отрывка явствует и цель собрания – попытка разъяснения истинных мотивов деятельности Ордена, членов которого обвиняли в смутное время Реформации в тайной, дестабилизирующей деятельности. Кстати, становится понятным и участие в собрании Якова Препозитуса, который, видимо был приглашен именно для того, чтобы засвидетельствовать перед инквизицией намерения Ордена.

 

(Это вполне вписывается в известные данные о том, что Герман изначально был противником Реформации и еще на Аугсбургском сейме высказался 

против ученья Лютера, желая улучшения церкви, но не ее разделения. Он старался 

реформировать церковные порядки, для чего созвалместный собор, но постановления его не удовлетворили. Тогда он вошел в сношения скурфюрстом саксонским и с Меланхтоном, а потом призвал Меланхтона и Буцера в Кельн. Они выработали проект реформы, одобренный 

светскими чинами, а частью и духовенством; но когда стали вводить его, большинство

 духовенства апеллировало к Карлу V. Папа Павел III лишил Германа кафедры и посадил на его

 место графа Адольфа Шаумбургского. Шмалькальденская война решила спор в пользу 

последнего. В 1647 г. Герман сложил с себя свои звания и удалился в Видское 

графство, где и умер в 1552 г. Его преемник вновь подавил в Кельне реформационное движение).

 

 

Далее читаем:

«Общество, или Орден обрученных Св. Иоанну братьев «Вольных Каменщиков, не происходит ни от Храмовников (Тамплиеров), ни от какого бы то ни было духовного или светского Ордена и ни с одним из «них не находится в какой бы то ни было связи. Он гораздо древнее всех рыцарских орденов в Палестине и Греции, ибо существовал в Римской империи гораздо ранее крестовых походов и того времени, когда вышеназванные Ордена переселились в Палестину. Благодаря разным рукописям безусловно древнего происхождения, «нам доподлинно известно, что наше сообщество возникло «с того времени, когда впервые, благодаря различным сектам, народившимся в греческом учении о нравственности, немногие посвященные, постигшие истину и чистоту ее изложения, отошли от вероучения толпы». 

Таким образом, сами члены Ордена отмежевались от корней, уходящих к Ордену Тамплиеров или любому другому (что не удивительно, учитывая ту расправу какую учинили Франциск I и Климент V над орденом в 1307 году), настаивая на его существовании в Римской империи и отсутствии изначально (а, соответственно, и сейчас) разного рода политических целей – «благодаря различным сектам, народившимся в греческом учении о нравственности, немногие посвященные, постигшие истину и чистоту ее изложения, отошли от вероучения толпы».  Можно сказать, что к своим духовным учителям они причисляли античных стоиков, чей идеал мудреца как духовно свободного человека, безро­потно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои стра­сти и привыкшего к страданиям, был полностью воспри­нят христианством.

«Между учителями и мастерами Ордена, занимающимися математическими, астрономическими и другими науками, после рассеяния Ордена по всей вселенной, продолжался обмен мыслей по поводу учения и света. Для этого, они стали выбирать из своей среды одного мастера — достойнейшего между ними, который и был почитаем, как высший Мастер или Патриарх. 0 его существовании знали только избранные мастера. Они ею почитали как видимого и Невидимого Начальника и главу всего нашего Ордена. И ныне, после нашего Конвента, старший мастер, или Патриарх, хотя и мало кому известен, но все же существует. Предпослав это и сличив стариннейшие документы, написанные на пергаменте, и последующие за ними хартии самого Ордена, с позволения нашего Патриарха, с самыми священными документами, которые доверяются ему для нужд его председательства, а также доверяются честности его преемника, — мы, с соизволения нашего просвещенного Патриарха, решили и приказали…»

Очень любопытная информация, из которой становится ясно следующее:

1.               Должность Высшего Мастера Ордена была выборной и его личность была известна лишь избранным мастерам, которые и собрались в Кельне в количестве 19 человек, представляя филиалы Ордена в ведущих городах Европы. А их немало, что свидетельствует о масштабах его деятельности:

 

Кельн: Harmanus

Лондон: Carlton

Эдинбург: Joh. Bruce

Вена: Fr v. Upna

Амстердам: Cornelis Banning

Париж: L. de Colligny

Лион: Virieux

Гамбург: Joh. Schröder

Франкфурт: Hoffmann

Антверпен: Jacob Präpositus

Роттердам: A. Nobel

Мадрид: Ignatius della Torre

Венеция: Doria

Гент: Jacob Uttinhove

Kенингсберг: Falck

Брюссель: Nic. van Noot

Данциг: Philippus Melanthon

Мидделбург: Huysse

Бремен: Wormer Abel

 

2.               Мастер хранил древние документы, написанные на пергаменте, которые служили эталоном для сличения вновь принятых документов (хартий) с идущими из глубокой древности.

 

 

Далее читаем:

 

«Хотя для оказания благотворительности ближним мы не обращаем внимания ни на их религию, ни на их народность, но мы тем не менее до сих пор считаем необходимым и более осторожным принимать в наш орден лишь тех, которые в обществе профанов признают себя последователями христианской религии».

Пункт, видимо рассчитанный на Якоба Препозитуса, т.к. доподлинно известно, что позже столь жесткий религиозный ценз был отменен.

Утверждалось так же, что непременным долгом каждого масона, долгом закрепленным торжественною клятвою, является обязательство хранить верность всем законным мирским властям и пребывать, по отношению к ним, в полном повиновении...

 

Христианство и покорность – видимо, это ключевые слова, которые услышал инквизитор Якоб.

Единственное, что могло насторожить, так это то, что: «Мы каждый год празднуем день памяти Св. Иоанна, Предтечи Христа и покровителя нашего ордена». И далее: «Этот и другие подобные ему праздники, чествование которых совершается в собрании Братьев посредством знаков, слов или другими способами, совершенно отличается от обычаев церкви».

Оставим в сторону идеи о том, что голова Иоанна Крестителя служила объектом поклонения тамплиеров. Это замечание, которое вкупе с упоминанием обрядности, отличной от христианской, позволяет сделать вывод о некоем компромиссе между церковью и Орденом, который:

1.                с одной стороны, был призван привести Ватикан и Орден, поддерживавший Реформацию (вне всяких сомнений), к диалогу и попытке снижения накала движения в Германии, Англии, Франции;

2.                с другой – участие в Кельнской встрече представителя инквизиции Якоба Препозитуса и пункт о том, что «общество наше управляется единственным и всемирным главою, а различные великие братства (т. е. великие Востоки) составляющие его, управляются различными великими мастерами, смотря по положению и нуждам отдельных государств, то представляется необходимым поддерживать единство между ними, ибо рассеянные по лицу всей земли, они все-таки составляют лишь отдельные части одного и того же тела», может свидетельствовать, что Ватикан признал существование централизованной организации Ордена с четкой иерархией и сетью филиалов в обмен на введение гарантии религиозного ценза (недопущение язычников), верноподданичество и единое управление для недопущения различных проявлений религиозного неповиновения в разных странах: «представляется необходимым поддерживать единство между ними, ибо рассеянные по лицу всей земли, они все-таки составляют лишь отдельные части одного и того же тела».

 

И, последнее, наверное, самое важное, что мне хотелось бы предположить. Почему Хартия была подписана именно в Кельне в 1535 году в присутствии 19 мастеров и представителя инквизиции? Чем вызвана необходимость столь значимого собрания?

 

Представляется важным проанализировать последствия Аугсбургского сейма 1530 года, на котором вслед за предложением об общей государственной обороне против турок, каждому участнику съезда было предложено изложить свои взгляды и мнения по религиозному вопросу в письменной форме. Протестанты ответили на это исповеданием своего вероучения. «Исповедание» было составлено Меланхтоном на основе «швабских статей». В нем говорилось, что евангелическое учение нисколько не противоречит в своей основе общему церковному положению, что оно отвергает все старые ереси: манихейство, пелагианство, арианство; отстаивает положение, что спасение души возможно только через веру в Христа. От протестантов требовалось немедленное отречение от их заблуждений. Но последователи евангелического учения проявили твердость и вынудили императора Карла V сделать еще несколько примирительных попыток, правда безуспешных. Рейхстаг завершился тем, что император, признав неотложным исполнение Вормсского эдикта, отверг всякие его смягчения как в отношение лютеран, так и в отношение цвинглистов или анабаптистов, установил срок для возвращения этих «заблудших овец» к старому законоучению – до будущей весны, в противном случае всем подобным еретикам пригрозил жестокими карами.

1.               Смею предположить, что Кельнская Хартия, в какой-то степени, явилась попыткой примирения Ватикана и протестантов, чьи видные представители входили в Орден

2.               18 февраля 1535 в Гренобле скончался Корнелий Агриппа Неттесгеймский, натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения.

На мой взгляд, именно он являлся тем, о ком говорится: «с соизволения нашего просвещенного Патриарха, решили и приказали…»

Именно поэтому собрались мастера лож в Кельне под руководством Германа, выдвинувшего ряд компромиссных предложений после неудачи в Аугсбурге. К тому же, Кельн имел сакральное значение, как место рождения Агриппы. Видимо, помимо чисто политических задач, Орден решал другие, внутренние – выборы следующего патриарха, которые, по понятным причинам, не отражены в Хартии. Мастера лож исполняли последнюю волю Патриарха…

 

 




Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.


  • Категории

  • Темы на форуме

  • Сообщения на форуме

    • Трудности перевода
      "Высоко и коротко"/"под потолком" и т.д. Нет указания на "вниз". И там не только "подвесить", а хвост из значений на половину страницы. suspendo К примеру   Драколен - Dracolenus. Второе склонение, единственное число, именительный падеж. Dracolenum - второе склонение, единственное число, винительный падеж. "Драколена". artat - verb 3rd sg pres ind act. В пассивном залоге было бы artatur. То есть тут не "пораженный", а некто "поразил". suspensum - part sg perf pass masc acc. А вот тут как раз, получается, все-таки не глагол, а наречие. "Вздернутого". То есть  "Один из его друзей ударил [Драколена] вздернутого/свешенного с верха коня в бок и прикончил/покончил [с ним]". Так, как-то? 0_о??  
    • Трудности перевода
      Призывая имя Господне ... воздел копье, Драколен же, пораженный в шею, свесился с коня ... Suspend (корень латинский) - подвесить.
    • Трудности перевода
      Латинский текст. Насколько понимаю из строя текста, тут одно подлежащее - "Гунтрмн", и пять сказуемых. que - это "и". Гунтрамн cernerit/узрел, invocato/воззвал,  elevato/поднял, artat/ударил, suspensum/вздернул.  "Драколен" тут только дополнение. То есть не "Драколен сделал нечто", а "с Драколеном сделали нечто". И насколько понимаю, suspensum в латыни это именно "вздернуть" [вверх], а не "свесить" [вниз]. Лучше, конечно, спросить у специалистов, но из словарей, в которых посмотрел, выходит так.  
    • Трудности перевода
      Григорий не очевидец - это факт. Факт, о котором он мог слышать - о ранении в бок и горло. А вот как это было - он мог только воображать.
    • Трудности перевода
      Dracolenum artat in faucibus, suspensumque de equo sursumunus de amicis suis eum lancia latere verberatum finivit. Свесился именно Драколен. И явно он не сидел на коне без седла. Поэтому можно перевести буквально, а можно - чтобы было понятно. Приподнять с седла - даже из латинского текста не явствует. Там копье поднимает Гунтрам, призывая имя Господа и силу блаженного Мартина.
  • Файлы

  • Похожие публикации

    • Загадки Кельнской Хартии
      Автор: Неметон
      В 1818 году, в архиве главной масонской ложи, в Гааге, была найдена старинная грамота с постановлениями Конвента Вольных Каменщиков, бывшего в Кельне 24 июня 1535 года. Как известно, сначала она хранилась в архиве Амстердамской ложи «хат Вредехаль» («hаt VrеdеhаІІ»), существовавшей с 1519 по 1601 гг. Однако, четверо оставшихся в живых членов ее добились, в 1647 году, ее восстановления, но уже не в Амстердаме, а в Гааге, под именем «Фридрих Вредехаль» («Fгеdеricks Vrеdеhаll»). Между вещами, перевезенными из старой ложи в новую, находилась небольшая шкатулка, окованная желтою медью, с тремя замками и тремя печатями, совершенно уцелевшими. В шкатулке нашли:

      1. — акты учреждения ложи «хат Вредехаль» от 8-го Марта 1519 года, на английском языке, т. к. эта ложа была основана англичанами и подвластна Английскому Востоку;

      2. — список всех братьев с 1519 по 1601 г.

      3 — саму Кельнскую Хартию.

      Она была написана по-латыни, отлично сохранилась и была подписана 19 лицами. Подписи были написаны курсивом или неизмененным, подлинным почерком подписавших Хартию. Все это явствует из протокола первого заседания ложи «Фридрих Вредехаль», состоявшегося 29 Января 1637 года. Этот протокол и вышеупомянутые три найденные акта сохранились в оригиналах в архиве ложи. В 1816 году гроссмейстером всех нидерландских лож был избран второй сын короля, принц Вильгельм-Фридрих-Карл. Заинтересовавшись Кельнской Хартией, он передал ее для изучения и проверки ученым специалистам; с нее были сняты факсимиле, ее перевели на немецкий язык, напечатали по-латыни и по-немецки и в 1818 г. разослали экземпляры по всем ложам Нидерландского королевства.

      Пока оставим в сторону содержательную часть документа и посмотрим, кто же были эти 19 лиц, подписавшиеся под Хартией?


       
      1.  Harmanus

      2. Carlton

      3. Joh. Bruce

      4. Fr v. Upna

      5. Cornelis Banning

      6. L. de Colligny

      7. Virieux

      8. Joh. Schröder

      9. Hoffmann

      10. Jacob Präpositus

      11. A. Nobel

      12. Ignatius della Torre

      13.    Doria

      14. Jacob Uttinhove 

      15. Falck

      16. Nic. van Noot

      17. Philippus Melanthon

      18. Huysse

      19. Wormer Abel


       

       

       
      Начнем с первого в списке, некого Harmanus.


       
      Вероятно, речь идет о Германе V фон Виде — архиепископе Кельнском в 1515—1546, князе-епископе Падерборна 1532—1547, главе Кёльнской митрополии. Архиепископство Кёльнское как самостоятельная политическая единица существовало с IV века (ок. 310 года) до 1801 года. До 794 года её правители были епископами. В 1063 году они стали курфюрстами Священной Римской империи, с 1180 года герцогами Вестфалии. Ситуация в Германии была очень нестабильной.

      В июне 1535 был взят Мюнстер. Мюнстерская коммуна, установленная радикальными 

      анабаптистами в Вестфалии в 1534—1535 годах во главе с Яном Матисом, а после его гибели (5 апреля 1534 года) Иоанном Лейденским, была основана на милленаристских идеях Мельхиора Хоффмана. В осаждённом городе Мюнстерская коммуна провела конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов и денежного обращения, а также уравнительное распределение предметов потребления. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной протестантской традиции Магистерской Реформации и даже католицизма у одних представителей, до весьма странных, порой радикально-сектантских проявлений у других. Представители радикальной части анабаптистов приняли участие в Крестьянской войне в 1524—1525, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—1535, и в конце концов были уничтожены. Другая часть занимала более умеренные позиции, придерживалась 

      пацифизма (Гребель, Симонс, Марпек) или даже сотрудничала с местными властями (Губмайер).  Идеи умеренных анабаптистов оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в XVI веке. Возможно ли, что сам Мельхиор принимал участие в подписании Хартии, будучи подписантом №9 – Hoffmann?  Думается, это возможно. Познакомившись с Лютером и Меланхтоном в 1525 году, он ревностно стал пропагандировать Реформацию в Дерпте, Ревеле, Стокгольме, но позже примкнул к анабаптистам и повсюду стал распространять это учение. Его последователи, мельхиориты, некоторое время держались в Страсбурге и Южной Германии. Кстати, сам Меланхтон принимал участие во встрече и поставил подпись №17 - Philippus Melanchton!

      Филипп Меланхтон (1497 - 1560) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический 

      реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера, с которым знакомится на кафедре греческого языка в Виттенбергском университете. Эта дружба не прерывались до самой смерти Лютера, после смерти которого в 1546 году, Меланхтон встал во главе лютеранства.


       
      Итак, помимо Кельнского архиепископа, герцога Вестфалии Германа V фон Виде, подписантами Хартии являются лидеры Реформации в Германии, в частности, движения анабаптистов – Филипп Меланхтон и, возможно, Мельхиор Хоффман.


       

       
      Подписант №2 из Лондона – Carlton (Карлтон)


       
      С 1533 года, с назначением Томаса Кранмера архиепископом Кентерберийским, процесс становления англиканской церкви принял необратимый характер, следствием чего явился "Акт о Супрематии» 1534 года, в котором король Англии был официально признан главой английской церкви. Этому предшествовали трагические события, вылившиеся в казнь лорда-канцлера Англии, католика, писателя и выдающегося государственного деятеля Англии Томаса Мора 6 июля 1535 года.

       В 1521 году Мартин Лютер в печати назвал Генриха VIII «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. Кроме того, Мор вступил в полемическую переписку с Лютером под своим собственным именем.

      В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

      1.                признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;

      2.                отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.


       
      Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл.


       
      По всей видимости, Карлтон являлся представителем англиканской церкви, также оппозиционной Ватикану.


       
      Представляет интерес личность подписанта №3 - Joh. Bruce. Мог ли он являться представителем древнего рода шотландских королей Брюсов? И кто это мог быть?


       
      Известно, что в 30-40-е годы в Шотландии временно одержала вверх позиция знати, связанной своими интересами с Францией. Ориентация шотландской короны на Францию (женитьба Якова V на дочери французского короля (Магдалине) в 1537 г. и его повторный брак в 1538 году с Марией Гиз (де Гиз Лотарингская) побуждала Генриха VIII активизировать политику в отношении Шотландии. Опасаясь военного вторжения католических стран через Шотландию, английский король предпринял в начале 40-х годов дипломатические меры к подчинению шотландского государства. Могу предположить, что это был один из потомков (в 8-м поколении) внебрачного сына Эдуарда Брюса (внука Роберта Соискателя (1210-1295), короля Ирландии и брата короля Шотландии Роберта I Брюса) – Томаса, умершего в 1358/59 году. Вероятно, исходя из подписи, в собрании принял участие Джон Брюс (род. 1490- умер?).


       
      Участие представителя древнего рода в кельнском собрании было не единичным. Подписант №6 - L. de Colligny (Де Колиньи).

      Изучив возможность участия наиболее известных представителей рода в 1535 году в Кельнской встрече, я столкнулся с любопытной загадкой. Учитывая, что Гаспар I де Колиньи — сеньор де Шатильон-сюр-Луан, граф де Колиньи, маршал Франции, скончался в 1522 году, а его сыновьям Гаспару II де Колиньи (1519—1572), одному из вождей гугенотов во Франции во время Религиозных войн, Одету де Колиньи (1517—1571) — кардиналу, епископу Бовэ, участнику религиозных войн во Франции и Франциску де Колиньи д’Андело к моменту встречи было 16, 18 и 14 лет соответственно, сомнительно их участие в столь представительном собрании. Смущает и сама подпись - L. de Colligny. Единственный представитель рода, чьи инициалы подходят – Луиза де Колиньи, дочь Гаспара II де Колиньи и его супруги, Шарлотты де Лаваль, родившаяся в 1555 году. Ее участие в принципе невозможно. Так кто же это был? Пока, ответа у меня нет.


      Представляет интерес и личность подписанта №10 - Jacob Präpositus, известный так же, как

      Якобус Латомус (или Жак Массон) (ок. 1475 – 29 мая 1544) - фламандский теолог, видный деятель факультет теологии в университете города Левен.  

      Он был теологическим советником инквизиции, взгляды были противоположны Мартину Лютеру и Протестантской Реформации, поддерживая божественное право папства и иерархию Римско-католической церкви. Известна его полемика с Уильямом Тиндейлом (1494-1536) английским учёным-гуманистом, протестантским реформатором и переводчиком Библии. Изучив сочинения Эразм Роттердамского, оказался под сильным их влиянием и утвердился в мысли, что люди должны иметь возможность читать Библию на родном языке. После того как английские церковные власти воспрепятствовали переводу Библии на английский, он начал работать в Германии на средства, полученные от лондонских купцов. К 1525 году завершил перевод Нового Завета, который, невзирая на все запреты, тут же оказался востребованным в Англии. После этого принялся за Ветхий Завет. Власти отвергли перевод Тиндейла, а епископ Лондонский скупил большое количество экземпляров и устроил их торжественное сожжение. В 1536 году Тиндейл был схвачен в Антверпене в Бельгии и сожжён на костре как еретик недалеко от Брюсселя 6 октября. К тому моменту уже было напечатано 50 тысяч экземпляров Нового Завета, вдохновивших последующих многочисленных переводчиков Библии.


       
      Большой вопрос, что делал советник инквизиции и ярый сторонник папы на собрании протестантов…Любопытно, что Тиндейл был казнен в Антверпене на следующий год после казни Мора.



      Подписант №12 - Ignatius della Torre


       

       
      Делла Торре (или Торриани или де ла Турре на средневековой латыни) — итальянский синьориальный род, доминировавший в большей части Ломбардии и северной Италии в XII и XIV веках, а также правивший Миланом в 1197—1277 (с перерывами) и в 1302—1311 годах. Сторонники партии гвельфов, т.е. усиления влияния папы, предки которых принимали участие в первых крестовых походах: Мартино Великий, граф Вальсассины, воевал в Святой Земле и погиб под стенами Дамаска в 1148 году. Видимо, представители древнего рода не совсем канули в Лету…


       
      Подписант №13 - Doria


       
      Известно, что Дориа (итал. Doria) — влиятельный аристократический род, игравший важнейшую роль в Генуэзской республике с XII по XVI века — наряду с такими фамилиями, как Фиески, Спинола и Гримальди. Наиболее вероятными родоначальниками были землевладельцы из Лигурии или Прованса. В 1134 году Ансальдо Дориа был избран главой совета Генуи, участвовал в дипломатических и военных миссиях. Его сын Симоне был членом совета республики с 1175 по 1188 годы, а затем стал адмиралом и участвовал в крестовых походах. Оберто Дориа также в течение 15 лет как диктатор правил республикой совместно с Оберто Спинолой, представителем другого влиятельно генуэзского рода. Период их правления называют золотой эрой средневековой Генуи. Влияние семьи Дориа также распространялось на генуэзскую колонию 

      Каффа (Феодосия) и Трапезундскую империю. Путешественник и картограф Доменико Дориа был послом Монгольской империи в Европе. После народного восстания в Генуе по примеру Венецианской республики стали править дожи, и с 1339 по 1528 годы представители семьи Дориа не занимали государственных постов, но продолжали играть значительную роль как флотоводцы в морских сражениях (в основном с Венецией). В XVI веке наиболее известный представитель семьи, прославленный адмирал Андреа Дориа (1466—1560), освободил Генуэзскую республику от французской оккупации, объединившись с императором Карлом V, королем Испании и императором Священной Римской империи с 1519 года, и фактически стал её правителем. Участие представителя столь знатного рода в подписании Хартии также показательно.


       

      Подписант 14 - Jacob Uttinhove


       
      Как известно, Якоб Утингове возглавлял голландских протестантских переселенцев В Лондоне.


       
      Так какова цель столь представительного собрания? В вводной части говорится:


       
      «К вящей славе Всемогущего Бога. Мы, уполномоченные мастера достопочтенного общества, посвященного Св. Иоанну, или братья свободного Ордена каменщиков, председатели лож или хижин (tabernaculorum), основанных в Лондоне, Эдинбурге, Вене, Амстердаме, Париже, Лионе, Франкфурте, Гамбурге, Антверпене, Ротердаме, Мадриде, Венеции, Генте, Кенигсберге, Брюсселе, Данциге, Магдебурге, Фабирайне (Бремене) и в Агрипинском городе (Кельне), собрались в капитуле города Кельна, в указанный ниже год, месяц и день, под председательством учрежденной в здешнем городе ложи нашего достопочтенного брата высокоученного, мудрого и осторожного мужа, которого путем единогласного выбора упросили руководить этим делом — настоящим предписанием, имеющим быть разосланным всем вышеназванным ложам, оповещаем как нынешних, так и будущих сотоварищей...»


       
      Итак, ясно, что председательствовал на собрании глава кельнской ложи, «муж осторожный», т.е. тщательно скрывающий свои истинные взгляды Герман V фон Вид — архиепископ Кельнский в 1515—1546, герцог Вестфалии.


       
      «Так как мы осведомились, что в настоящие бедственные времена (Эпоха Реформации), вследствие недоразумений и разладов между людьми, вышеназванному обществу, нашему и всем братьям, записанным в Орден «Вольных Каменщиков или Св. Иоанна, стали приписывать «и ставить в укор разные интриги, мнения и козни, частью «тайные, частью сделавшиеся известными, которые, однако, «совершенно чужды не только всем нам, но и самому «существу, цели и учению нашего союза…»

      Из приведенного отрывка явствует и цель собрания – попытка разъяснения истинных мотивов деятельности Ордена, членов которого обвиняли в смутное время Реформации в тайной, дестабилизирующей деятельности. Кстати, становится понятным и участие в собрании Якова Препозитуса, который, видимо был приглашен именно для того, чтобы засвидетельствовать перед инквизицией намерения Ордена.


       
      (Это вполне вписывается в известные данные о том, что Герман изначально был противником Реформации и еще на Аугсбургском сейме высказался 

      против ученья Лютера, желая улучшения церкви, но не ее разделения. Он старался 

      реформировать церковные порядки, для чего созвалместный собор, но постановления его не удовлетворили. Тогда он вошел в сношения скурфюрстом саксонским и с Меланхтоном, а потом призвал Меланхтона и Буцера в Кельн. Они выработали проект реформы, одобренный 

      светскими чинами, а частью и духовенством; но когда стали вводить его, большинство

       духовенства апеллировало к Карлу V. Папа Павел III лишил Германа кафедры и посадил на его

       место графа Адольфа Шаумбургского. Шмалькальденская война решила спор в пользу 

      последнего. В 1647 г. Герман сложил с себя свои звания и удалился в Видское 

      графство, где и умер в 1552 г. Его преемник вновь подавил в Кельне реформационное движение).


       

       
      Далее читаем:

      «Общество, или Орден обрученных Св. Иоанну братьев «Вольных Каменщиков, не происходит ни от Храмовников (Тамплиеров), ни от какого бы то ни было духовного или светского Ордена и ни с одним из «них не находится в какой бы то ни было связи. Он гораздо древнее всех рыцарских орденов в Палестине и Греции, ибо существовал в Римской империи гораздо ранее крестовых походов и того времени, когда вышеназванные Ордена переселились в Палестину. Благодаря разным рукописям безусловно древнего происхождения, «нам доподлинно известно, что наше сообщество возникло «с того времени, когда впервые, благодаря различным сектам, народившимся в греческом учении о нравственности, немногие посвященные, постигшие истину и чистоту ее изложения, отошли от вероучения толпы». 

      Таким образом, сами члены Ордена отмежевались от корней, уходящих к Ордену Тамплиеров или любому другому (что не удивительно, учитывая ту расправу какую учинили Франциск I и Климент V над орденом в 1307 году), настаивая на его существовании в Римской империи и отсутствии изначально (а, соответственно, и сейчас) разного рода политических целей – «благодаря различным сектам, народившимся в греческом учении о нравственности, немногие посвященные, постигшие истину и чистоту ее изложения, отошли от вероучения толпы».  Можно сказать, что к своим духовным учителям они причисляли античных стоиков, чей идеал мудреца как духовно свободного человека, безро­потно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои стра­сти и привыкшего к страданиям, был полностью воспри­нят христианством.

      «Между учителями и мастерами Ордена, занимающимися математическими, астрономическими и другими науками, после рассеяния Ордена по всей вселенной, продолжался обмен мыслей по поводу учения и света. Для этого, они стали выбирать из своей среды одного мастера — достойнейшего между ними, который и был почитаем, как высший Мастер или Патриарх. 0 его существовании знали только избранные мастера. Они ею почитали как видимого и Невидимого Начальника и главу всего нашего Ордена. И ныне, после нашего Конвента, старший мастер, или Патриарх, хотя и мало кому известен, но все же существует. Предпослав это и сличив стариннейшие документы, написанные на пергаменте, и последующие за ними хартии самого Ордена, с позволения нашего Патриарха, с самыми священными документами, которые доверяются ему для нужд его председательства, а также доверяются честности его преемника, — мы, с соизволения нашего просвещенного Патриарха, решили и приказали…»

      Очень любопытная информация, из которой становится ясно следующее:

      1.               Должность Высшего Мастера Ордена была выборной и его личность была известна лишь избранным мастерам, которые и собрались в Кельне в количестве 19 человек, представляя филиалы Ордена в ведущих городах Европы. А их немало, что свидетельствует о масштабах его деятельности:


       
      Кельн: Harmanus

      Лондон: Carlton

      Эдинбург: Joh. Bruce

      Вена: Fr v. Upna

      Амстердам: Cornelis Banning

      Париж: L. de Colligny

      Лион: Virieux

      Гамбург: Joh. Schröder

      Франкфурт: Hoffmann

      Антверпен: Jacob Präpositus

      Роттердам: A. Nobel

      Мадрид: Ignatius della Torre

      Венеция: Doria

      Гент: Jacob Uttinhove

      Kенингсберг: Falck

      Брюссель: Nic. van Noot

      Данциг: Philippus Melanthon

      Мидделбург: Huysse

      Бремен: Wormer Abel


       
      2.               Мастер хранил древние документы, написанные на пергаменте, которые служили эталоном для сличения вновь принятых документов (хартий) с идущими из глубокой древности.


       

       
      Далее читаем:


       
      «Хотя для оказания благотворительности ближним мы не обращаем внимания ни на их религию, ни на их народность, но мы тем не менее до сих пор считаем необходимым и более осторожным принимать в наш орден лишь тех, которые в обществе профанов признают себя последователями христианской религии».

      Пункт, видимо рассчитанный на Якоба Препозитуса, т.к. доподлинно известно, что позже столь жесткий религиозный ценз был отменен.

      Утверждалось так же, что непременным долгом каждого масона, долгом закрепленным торжественною клятвою, является обязательство хранить верность всем законным мирским властям и пребывать, по отношению к ним, в полном повиновении...


       
      Христианство и покорность – видимо, это ключевые слова, которые услышал инквизитор Якоб.

      Единственное, что могло насторожить, так это то, что: «Мы каждый год празднуем день памяти Св. Иоанна, Предтечи Христа и покровителя нашего ордена». И далее: «Этот и другие подобные ему праздники, чествование которых совершается в собрании Братьев посредством знаков, слов или другими способами, совершенно отличается от обычаев церкви».

      Оставим в сторону идеи о том, что голова Иоанна Крестителя служила объектом поклонения тамплиеров. Это замечание, которое вкупе с упоминанием обрядности, отличной от христианской, позволяет сделать вывод о некоем компромиссе между церковью и Орденом, который:

      1.                с одной стороны, был призван привести Ватикан и Орден, поддерживавший Реформацию (вне всяких сомнений), к диалогу и попытке снижения накала движения в Германии, Англии, Франции;

      2.                с другой – участие в Кельнской встрече представителя инквизиции Якоба Препозитуса и пункт о том, что «общество наше управляется единственным и всемирным главою, а различные великие братства (т. е. великие Востоки) составляющие его, управляются различными великими мастерами, смотря по положению и нуждам отдельных государств, то представляется необходимым поддерживать единство между ними, ибо рассеянные по лицу всей земли, они все-таки составляют лишь отдельные части одного и того же тела», может свидетельствовать, что Ватикан признал существование централизованной организации Ордена с четкой иерархией и сетью филиалов в обмен на введение гарантии религиозного ценза (недопущение язычников), верноподданичество и единое управление для недопущения различных проявлений религиозного неповиновения в разных странах: «представляется необходимым поддерживать единство между ними, ибо рассеянные по лицу всей земли, они все-таки составляют лишь отдельные части одного и того же тела».


       
      И, последнее, наверное, самое важное, что мне хотелось бы предположить. Почему Хартия была подписана именно в Кельне в 1535 году в присутствии 19 мастеров и представителя инквизиции? Чем вызвана необходимость столь значимого собрания?


       
      Представляется важным проанализировать последствия Аугсбургского сейма 1530 года, на котором вслед за предложением об общей государственной обороне против турок, каждому участнику съезда было предложено изложить свои взгляды и мнения по религиозному вопросу в письменной форме. Протестанты ответили на это исповеданием своего вероучения. «Исповедание» было составлено Меланхтоном на основе «швабских статей». В нем говорилось, что евангелическое учение нисколько не противоречит в своей основе общему церковному положению, что оно отвергает все старые ереси: манихейство, пелагианство, арианство; отстаивает положение, что спасение души возможно только через веру в Христа. От протестантов требовалось немедленное отречение от их заблуждений. Но последователи евангелического учения проявили твердость и вынудили императора Карла V сделать еще несколько примирительных попыток, правда безуспешных. Рейхстаг завершился тем, что император, признав неотложным исполнение Вормсского эдикта, отверг всякие его смягчения как в отношение лютеран, так и в отношение цвинглистов или анабаптистов, установил срок для возвращения этих «заблудших овец» к старому законоучению – до будущей весны, в противном случае всем подобным еретикам пригрозил жестокими карами.


      1.               Смею предположить, что Кельнская Хартия, в какой-то степени, явилась попыткой примирения Ватикана и протестантов, чьи видные представители входили в Орден

      2.               18 февраля 1535 в Гренобле скончался Корнелий Агриппа Неттесгеймский, натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения.

      На мой взгляд, именно он являлся тем, о ком говорится: «с соизволения нашего просвещенного Патриарха, решили и приказали…»

      Именно поэтому собрались мастера лож в Кельне под руководством Германа, выдвинувшего ряд компромиссных предложений после неудачи в Аугсбурге. К тому же, Кельн имел сакральное значение, как место рождения Агриппы. Видимо, помимо чисто политических задач, Орден решал другие, внутренние – выборы следующего патриарха, которые, по понятным причинам, не отражены в Хартии. Мастера лож исполняли последнюю волю Патриарха…


       

       
      http://svitoc.ru/uploads/
      Просмотреть полную запись