Пилипчук Я. В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в.

   (0 отзывов)

Kryvonis

Одним из интересных вопросов истории кыпчаков является история кыпчакской диаспоры. Од­ним из до сих пор малоисследованных вопросов является история кыпчаков в Индии. Известно, что они некоторое время доминировали в Индии во времена существования Делийского султаната. Это государство возглавляла кыпчакская династия Шамсийа. Кыпчакской диаспоре в Индии посвящен отрывок работы А. Кадырбаева и часть книги К. Ашрафян (Кадырбаев 1997; Ашрафян 1960). Данные исследования на данный момент времени уже устарели. Для более полного освещения проблемы не­обходимо привлечь данные англоязычной историографии. В данной работе будет исследована исто­рия кыпчаков в Индии в период правления династий Шамсийа и потомков Гийас ад-Дина Балбана (Улуг-шаха Аджама), то есть представителей клана ольберлик в Делийском султанате. Необходимо проанализироватть этническую структуру служивого сословия в мусульманских государствах Индии и ответить на вопрос: почему стало возможным возвышение кыпчаков в Индии? Также нужно объяснить причины внутренних проблем Делийского султаната.

В Северной Индии в эпоху Развитого Средневековья мусульмане заняли доминирующее положе­ние. Это стало возможным благодаря завоеваниям газневидов и гуридов. Благодаря этому мамлюкские султаны получили базу для своих завоеваний. Перед тем как стать независимыми, Дели и Бенгалия были провинциями султаната гуридов. Эти султанаты были прообразом позднейших государств великих гази - османов и Великих моголов. Начальный период существования Делийского султаната получил название Тюркского (Мамлюкского) султаната. Рабы были частью социальной системы Делий­ского султаната. Из тюркских гулямов или bandaghan состояла основа военного сословия. Благодаря тому, что они были воинами, тюрки установили свою власть в Индии. Слово «тюрк» было синонимом элитных рабов (Anooshahr, 2009; Farooq Ahmed, 2009, p. 3-4; Kumar, 2006, p. 84-87; Farooq Ahmed, 2009, p. 3-4; Jackson 1999, p. 3-14, 19).

Войско состояло из тюрков, а часть бюрократии и интеллигенции составляли персы. Одним из таких интеллигентов и религиозных деятелей был Минхадж ад-Дин Осман ал-Джузджани. В со­став военной элиты кроме тюрков попадали пленные монголы-вафидийа, которые получили высо­кий статус при правлении Гийас ад-Дина Балбана. Языком общения среди элиты был тюркский. В этом отношении Дели был похож на султанат египетских мамлюков. Кстати, время правления в нем бахритов также было названо Тюркским султанатом. Для того чтобы научить и персов тюркскому языку, был создан тюрко-персидский словарь Бадр ад-Дина Ибрахима (Kumar, 2009; Наджип, 1982; Jackson, 2003, p. 3-14, 19).

Само явление рабства и присутствие челяди не было чем-то новым для кыпчаков. Сам термин «кул» обозначал зависимость и буквально значил «раб». Тюрки употребляли этот термин для под­властных народов и для себя, когда находились под властью Империи Тан. Рабы принимались в племя своего хозяина. Источником рабов были войны с кочевыми и оседлыми соседями. Рабы были чаба­нами, пасшими овец. Также рабы были ремесленниками, земледельцами и кузнецами. Относительно количества рабов в обществах кочевников, то оно превышало 10% (Golden, 2001, p. 28-37).

Начиная от Раннего Средневековья и заканчивая XIV веком, тюркские государства, которые были соседями мусульманского мира, вели торговлю рабами. Из этих рабов часто формировали корпусы мамлюков. Гулямы из хазар были на службе аббасидов. Гулямами могли стать только язычники, по­скольку шариат запрещал обращение в рабство мусульман. Ибн Хордадбех сообщал, что один раз в рабство попало 2 тыс. огузов, которых продали за 600 тыс. динаров. В рабство к Караханидам попа­дали пленные из тюркского племени чуграков. Тюркские рабы высоко ценились. Ибн Хассул написал для них хвалебную оду, в которой он расхваливал их как воинов. Джучиды до Узбека продавали в рабство многих кыпчаков (Golden, 2001, p. 37-40; Bosworth, 2011, p. 24; Асадов, 1993; Голден, 2005, c. 458-482).

Нужно отметить разнообразную терминологию, применяемую к людям зависимого положення. Архаические qul и küng обозначали рабов и рабынь. Термин abincu означал наложниц, термин bulun означал пленного или заключенного и был близок к древнерусскому «колодник», термин Сада (чага) обозначал женщину-рабыню и вошел в древнерусский и тюркские языки. Слово eget обозначало слугу, а термин igdiš qul обозначал домашнего раба, которому на Руси соответствовал термин «челядь». Слово «кошчи» вошло в древнерусский без перевода в форме «кощей». Существовало много и других терминов, которые употребляли тюрки-мусульмане. В кыпчакских языках использовались термины Qarabaš (черная голова), qїrnaq (девушка-рабыня), qošči (пленный, раб, простолюдин), tapїgčі (слуга), tügel/tünge (не родившая женщина-рабыня), tutgun (заключенный, пленный), yalnguq (женщина-рабыня). Для обозначе­ния тюркских рабов-военных использовались арабские термины «гулям» и «мамлюк». Корпусы гулямов существовали у Аббасидов, Буидов, Сельджукидов, Газневидов. После 1118 г. мамлюкские командующие начали брать власть в свои руки (Golden, 2001, p. 45-54; Boswoth, 2011, p. 25, 51, 58).

До того, как кыпчаков начали массово продавать в рабство в Индию и Египет, они уже прижились в мусульманском мире. Канглы и кыпчаки составляли основу армий хорезмшахов-ануштегинидов. Многие из них добились высокого положения (Boswoth, 2011, р. 30-31). Также они попадали в Азер­байджан. У кыпчаков существовало патриархальное рабство, и отец мог продать в рабство сына. Та­ким образом в рабство попал Шамс ад-Дин Ильдениз (Ильдегиз). Сначала он был простым воином в войске сельджукского султана, потом дослужился до важной должности, а в середине XII в. сам стал правителем-атабегом. От него произошла правящая династия в государстве атабеков Азербайджана (Гусейнов, 1980, с. 348-352).

Много кыпчаков попали в рабство вследствие поражений XIII в. Куттуз попал в рабство после пле­на у монголов. Он был продан в рабы-мамлюки в Дамаске (Буниятов, 1986, с. 195). На торговле рабами неплохо зарабатывали хорезмийские купцы. Тюркские рабы находились на острове в долине Нила, поэтому и получили название «бахриты» (Кайрат Саки; Макризи, 1966). После поражения от грузин количество рабов на невольничьих рынках Ширвана и Азербайджана стало таким большим, что цена на рабов упала (Ибн ал-Асир, 1940, Книга 12, Глава «О вторжении части кипчаков в Азербайджан и о том, что они сделали с курджами и что произошло с ними»). Кроме рабов в Дели продавали и коней из Дешт-и Кыпчак (Кадырбаев, 2004).

Около истоков мусульманского государства в Индии стоял Махмуд Газневи. Его войско состояло из 50 тыс. чел., которые были в большинстве из иранцев. Кроме того, к нему присоединялись гази, а ударной силой войска были тюрки. Это была гвардия гулямов, а также огузы, карлуки, ягма, халаджи, которые нанимались в войска и вознаграждали себя добычей, взятой в походе. Сам Махмуд Газневи происходил от тюркского гуляма Себук-Тегина из Верхнего Барсхана с берегов Иссык-Куля. Султан осуществлял походы на Синд, Кашмир, Раджахстан, Гуджарат, Канаудж, Каланджар. В первой половине XI в. он заложил основы мусульманского доминирования в Индии. Под его властью находился Пен­джаб. В 1173 г. инициатива перешла к афганской династии гуридов. Гийас ад-Дин Мухаммед Гури за­нял Газни. Этот султан купил многих тюркских рабов, которые стали опорой его власти. Среди них был Кутб ад-Дин Айбек.

Происхождение этого гуляма неясное. Известно лишь только, что он был тюрком. В 1186 г. Муизз ад-Дин Мухаммед Гури овладел Лахором. Еще в 1175-1176 гг. он занял Учч, а в 1178 г. завоевал Мультан. Муизз ад-Дин Мухаммед Гури воевал против раджпутских раджей и нанес им мно­го поражений (Ашрафян, 1960, с. 35-40; Кадырбаев, 2004; Erdogan, 1989, s. 7-28; Wink, 2011, p. 94-98; The History of India, 1871, p. 63-66).

После гибели Муизз ад-Дина Мухаммеда Гури в битве с индусами индийские мусульмане отделились от государства гуридов. Первым правителем нового султаната стал Кутб ад-Дин Айбек. Его войско состояло из тюрков, гурцев, хорасанцев и халаджей. Кутб ад-Дин Айбек до 1206 г. отметился завоеваниями в Индии. От 1191 до 1203 гг. он занял крепости Мирас, Тангир, Каланджар, города Дели, Кол, Аймер, Канаудж, Нахрвала, Бадаун, Уджайн, Махоба. Вместе с Махмудом Гури он в 1194 г. завоевал Бенарес. От мусульманских завоевателей пострадали раджи Мальвы, Гуджурата, Калпы. Дели даже не был столицей. Центром ислама в Индии назывался Лахор. Вторым за значением городом был Газни. Кутб ад-Дин Айбек был султаном Лахора. Ильтутмыш при Муизз ад-Дине Мухаммеде Гури владел Табархиндом, возглавлял гвардию и заведовал охотой. При султане Кутб ад-Дине он владел провинцией Баран, Бадауном и Дели. Хасан-и Низами был губернатором провинций Кухрам и Самана, Бенгалией владел Мухаммед б. Бахтиар из тюркского племени халаджей. Своей столицей последний сделал Лакханаути. Кыпчак Ильтутмыш происходил из кыпчакского клана ольберлик и, очевидно, попал в плен во время очередной войны хорезмийцев с кыпчаками. Он сначала попал в Бухару, а потом в Газни.

С 1206 по 1210 г. Кутб ад-Дин враждовал с правителем Кермана и Газни Тадж ад-Дином Йалдузом, который был военачальником Гуридов. В 1210 г. Кутб ад-Дин загадочно умер во время игры в поло. Возможна аналогия с государством египетских мамлюков, где так погибали некоторые султаны, ко­торых устраняли конкуренты (Ашрафян, 1960, с. 39-42; Jackson, 2003, p. 24-29; Wink, 1997, p. 150-152; Кадырбаев, 2004; Wink, 2011, p. 99; Tabakat-i Nasiri, Vol. 1, p. 512-528, 597-605; The history of India, 1871, p. 37, 102).

В Лахоре после смерти султана недолго правил командующий войсками Али-и Измаил. Но потом власть взял приемный сын Кутб ад-Дина Айбека Арам-шах. Но, не поправив и года, он был убит. Оче­видно, к этому приложили руку тюрские гулямы. После Кутб ад-Дина Айбека мусульманская Индия была разделена между разными маликами. По версии Вассафа, Кутб ад-Дин Айбек не оставил пре­емников и власть перешла к рабу Альтамышу. Против Ильтутмыша, который был маликом Бадауна и Дели, выступил эмир Лахора Берки. При таких условиях Ильтутмыш в 1211 г. титулировал себя даже не султаном, а маликом, и стал известен как Шамс ад-Дин Музафар Ильтутмыш, основатель кыпчакской династии Шамсийа. Зийа ад-Дин Барани знал, что династию султанов Дели основал султан Шамс ад-Дин, и назвал династию Шамси. Амир Хусрау ошибочно считал членов династии Шамсийа Гуридами.

В Синде и Пенджабе правил Насир ад-Дин Кубача. Под его властью находились Мультан и Учч. В Бенгалии Али-и Мардан провозгласил себя султаном Ала ад-Дином. За контроль над Лахором соревновались Насир ад-Дин Кубача и Тадж ад-Дин Йалдуз. Кубача был зятем Кутб ад-Дина Айбека и одним из самых вероятных его преемников. Его войско насчитывало 15 тыс. Под давлением хо­резмийцев Йалдуз бежал из Газни в Пенджаб. Из Пенджаба его вытеснил Кубача, который в янва­ре 1216 г. столкнулся с Ильтутмышем. В битве под Тараином Кубача потерпел поражение, однако оставался самым могущественным правителем в Индии, поскольку владел землями от Кашмира до дельты Инда. В 1217 г. под его власть перешел Лахор. Ильтутмыш и Кубача сражались за обладание Восточным Пенджабом с Табархиндом, Сарсати, Кухрамом (Jackson, 2003, p. 29-31, 39; Hamadani, 1992, p. 48-50; Wink, 1997, p. 152-153; Ашрафян, 1960, с. 42-43; Кадырбаев, 2004; Jackson, 2011, p. 100; Tabakat-i-Nasiri 1881, Vol. 1, p. 528-544, 606-608; The History of India 1871, p. 37, 98, 546-547).

Отдельно необходимо сказать об отношениях между хорезмийцами и мусульманскими эмирами Индии. 25 ноября 1221 г. произошла битва вблизи реки Инд. Несмотря на героическое сопротивление, войско хорезмийцев было побеждено монголами, а Джелал ад-Дин Манкбурни спасся бегством, пере­плыв реку. Под давлением монголов бежали и халаджи. Вместе с Джелал ад-Дином в Индию прибыло 4 тыс. его воинов. Позже к ним присоединилась часть хорезмийцев, которая откололась от Гийас ад- Дина, брата Джелал ад-Дина. Они победили напавших на них раджпутов провинции Шатра, и после этого Кубача начал искать союза с хорезмийцами.

Но союза между ними не вышло. Хорезмийцы напали на владения Кубачи. Он смог противопоста­вить им 10 тыс. воинов, а также обратился за помощью к Ильтутмышу. Но Ильтутмыш не особо спешил ему на помощь, и это дало возможность Джелал ад-Дину напасть на лагерь Кубачи вбизи Учча. Войска Джелал ад-Дина взяли Дайбул, им покорился Сивистан. В одном из рейдов они дошли до Нархвала в Гуджарате. Против хорезмийцев выступило 30 тыс. всадников Шамс ад-Дина Ильтутмыша. Против этих сил хорезмийцы не решились пойти. Хорезмийцы решили возвратиться в Иран и Ирак, а не идти на верную смерть Джелал ад-Дин оставил в Газне своего наместника Джахан-Пахлавана. Хорезмийцев из Индии выгнали только в 1229-1230 гг. Джахан-Пахлаван был разбит Ильтутмышем. После этого по­ражения он бежал в Иран. Хасан Карлук признал власть Ильтутмыша, но в 1235 г. изменил ему и пере­шел к монголам Хокутара. Джелал ад-Дин Манкбурни максимально ослабил Кубачу и этим, конечно же, сделал услугу Ильтутмышу. В 1226 г. отряд хорезмийцев из племени халаджей (в источниках еще известны как хилджи) под руководством Малик-хана Хилджи взял город Мансурах в Синде, оказав давление на Кубачу (Насави, 1996, Главы 38-41; Ашрафян, 1960, с. 43-44; Jackson, 2003, p. 33-34, 39; Hamadani, 1992, p. 50-55, 58-59; Wink, 1997, p. 153-154; Wink, 2011, p. 100-101; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 1, p. 534-544, 609).

Еще один удар по Кубаче нанесли монголы. В 1224 г. Дорбен Такшин, продолжая индийскую кампа­нию, после Кашмира атаковал Систан. Монголы опустошили провинции Мултан и Лахор, а также взя­ли крепость Нандану. Только природные условия Индии, тяжелые для монголов, помешали им добить Кубачу. Регион Нижнего Синда номинально подчинялся Хасану Карлуку и Джахан-Пахлавану, которые были эмирами Джалал ад-Дина Манкбурни. Когда-то могучий Кубача терял власть (Smith; Jackson, 2003, p. 34; Hamadani, 1992, p. 56-58; Jackson, 2011, p. 100-101; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 1, p. 534-540).

При условии постоянной вражды с мусульманскими эмирами Индии, вторжений монголов и хо­резмийцев страдали приграничные регионы, но Дели процветал, поскольку находился далеко от гра­ниц. В 1226-1227 гг. Ильтутмыш нанес поражение Насир ад-Дину Кубаче. Необходимо отметить, что в 1223 г. до Кубаче присоединилось много вождей племен из Хорасана, Гура и Газни. Но когда фортуна начала изменять Кубаче, часть его людей перешла к Ильтутмышу. В 1223 г. Гурид Насир ад-Дин Абу Бакр б. Сури стал одним из маликов Ильтутмыша. В Дели прибыло много беженцев из Хорасана, Ма- вераннахра, Гура и Газны. Их было около 30 тыс. Они усилили войска Шамс ад-Дина Ильтутмыша. Во время конфликта Кубачи с хорезмийцами два малика - Насир ад-Дин Мухаммед б. Хусейн б. Кармил и Тадж ад-Дин Йиналтегин перешел к хорезмийцам. В 1226-1227 гг. на сторону Ильтутмыша перешли эмиры Кубачи Кутб ад-Дин Хасан б. Али и Айн ал-Мульк Хусейн ал-Ашари.

Тюрки-халаджи основали в Бенгалии свой эмират. Сначала халаджи были вассалами Кутб ад-Дина Айбека. Когда султана не стало, малик ал-Гази Ихтийар ад-Дин б. Бахтийар возглавил Бенгалию. По­сле него властью завладели малик Изз ад-Дин Мухаммед б. Шеран и малик Ала ад-Дин Али б. Мардан. После них правил малик (султан) Хусам ад-Дин б. Хусейн. В Бенгалии Ильтутмыш воевал против Гийас ад-Дина Иваза Хилджи. В 1225 г. войска Ильтутмыша взяли Бихар. Гийас ад-Дин Иваз признал власть делийского султана и платил ему дань. Однако, как только войска Дели оставили Бенгалию, халаджи отказались от взятых на себя обязательств и восстали. В 1227 г. поход войск Дели возглавил сын Иль­тутмыша Насир ад-Дин Махмуд. В 1228 г. к Ильтутмышу присоединились войска Кезлик-хана. В 1227 г. Насир ад-Дин Махмуд занял Лакханаути и убил Гийас ад-Дина Иваза. Сын Ильтутмыша правил Бенга­лией до 1229 г. В 1229 г. против его власти восстал Ихтийар ад-Дин Давлат-шах, прежний полководец Делийского султаната. В 1230-1231 гг. Ильтутмыш снова атаковал Бенгалию и сместил восставшего полководца с трона. После этого Ильтутмыш остался единственным мусульманским правителем Ин­дии. Уже в 20-х гг. Ильтутмыш установил контакты с багдадским халифом. В 1229 г. Делийский султанат был признан багдадским халифом как легитимное государство. Интересно, что посольство, которое получило признание для султаната, возглавлял шейх Раджаб ал-Бурку-и, происходивший от крымских кыпчаков. Жизнь и свершения Шамс ад-Дина Ильтутмыша были описаны Джузджани, Вассафом, Зийа ад-Дином Барани и Ибн Баттутой. Интересно, что большинство хронистов не знали о его происхожде­нии, но говорили, что он был рабом (Jackson, 2003, p. 37, 39-41; Hamadani, 1992, p. 56; Wink, 1997, p. 153-156; Ашрафян, 1960, c. 43-44; Кадырбаев, 2004; Jackson, 2011, p. 101-102; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 1, p. 542-544, 548-595, 610-616; The History of India, 1871, p. 591).

Объединив около себя мусульман Индии, Ильтутмыш мог начать войну против индусов. В 20-х гг. Х111 в. Ильтутмыш осуществил рейды на города Рантанбор в 1226 г. и Мандор в 1227 г. В конце деся­тилетия делийский султан принудил покориться раджу племени хохар. Эти индусы были постоянной проблемой на западной границе и союзниками хорезмийцев. Выгнав хорезмийцев и покорив ин­дусов, делийцы на некоторое время обезопасили свои границы. В 1231-1232 гг. Ильтутмыш воевал против Гвалиора и взял этот город, а в 1234-1235 гг. ограбил Удджайн и Бхилсу. В то же время был взят Рантамбор. В 1234 г. Ильтутмыш подавил восстание карматов. Ильтутмыш установил жесткую дис­циплину и жестоко карал за произвол. Но попытка завоевать владения Джайтра Сингха в Меваре была неудачной. До конца правления Ильтутмыша султан Дели контролировал Синд, Учч, Мультан, Лахор, Сарсути, Кухрам, Самана, Сивалик, Бхатинда, Ханси, Дели, Бадаун, Ауд, Бенарес. Экспансия Дели при­вела к увеличению роли эмиров (маликов). После смерти Ильтутмыша они восставали и смещали его потомков - Разийу-хатун, Муиз ад-Дина Бахрам-шаха и Ала ад-Дина Масуд-шаха. Это было сложное время для Делийского султаната (Jackson, 2003, p. 40-41; Hamadani, 1992, p. 59-60; Wink, 1997, p. 156; Ашрафян, 1960, c. 44-45, 70; Jackson, 2011, p. 102; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 1, p. 619-623, 627-628).

После смерти Шамс ад-Дина Ильтутмыша от султаната отпал ряд мусульманских земель. Сайф ад- Дин Айбек (правитель Учча) провозгласил независимость. После смерти Рукн ад-Дина Фируз-шаха от Дели отпал Лахор, которым правил малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз. В 1235 г. Систан и Западный Аф­ганистан перешел под власть монголов. В регионе появился монгольский полководец Таир-Бахадур. Он занял Керман. Никудер и Аннан заняли Газни. Хасан Карлук перешел на их сторону и сдал им свои владения. Он правил Бамианом до 1238 г., пока его не атаковали монголы. После этого Хасан Карлук бежал в Делийский султанат и попросил у султанши Разийи позволения вернуться под власть дина­стии Шамсийа. Войска Хокутара опустошили Кашмир. Монголы приближались к границам Делийского султаната. Разийа-хатун занимала оборонительную позицию. Она на некоторое время вынудила пра­вителя Лахора снова признать власть Дели, установила союзнические отношение с племенем хохар и приняла на службу мятежных эмиров. Относительно продолжительности правления Рукн ад-Дина Фируз-шаха, который правил до Разийи-хатун, А. Хамадани придерживается датировки 1236-1238 гг. А. Винк считает, что он правил около полгода. Б. Учок придерживается точки зрения о непродолжительном времени правления этого султана (Hamadani, 1992, p.68-72; Wink, 1997, p.156-157; Учок, 1982; Кадырбаев, 2004).

Заметной персоной в Делийском султанате была Разийа-хатун. Ее имя происходило от титула Разийат ад-Дунйа ва-д-Дин (Любимица мира и религии). Ильтутмыш назначил ее преемницей после смерти Насир ад-Дина Махмуда в 1232 г. Султан вынудил шейхов и эмиров признать ее султаншей и даже приготовил специальный фирман. После смерти Ильтутмыша развернулась борьба за власть между Разийей и Шах-Туркан. Шах-Туркан была мамой Рукн ад-Дина Фируз-шаха. Вследствие усилий Шах-Туркан Рукн ад-Дин Фируз-шах стал султаном. Эта хатун начала репресии против других жен покойного Ильтутмыша. Она приказала убить Кутб ад-Дина. Тирания Шах-Туркан вызвала протест у эмиров. Они восстали, их возглавил другой сын Ильтутмыша Гийас ад-Дин Мухаммед-шах. Когда в Пенджаб вторгся тюркский эмир Сайф ад-Дин, в Дели началось восстание против Шах-Туркан. Разийа- хатун распространяла слухи о Шах-Туркан и ее сыне. Попытка Шах-Туркан подавить восстание была неудачной, а сама хатун укрывалась в дворце. Рукн ад-Дин Фируз-шах из Пенджаба спешил в Дели, но не успел вовремя. Мамлюки присягнули Разийе-хатун, Шах-Туркан была кинута в тюрьму, а Рукн ад-Дин Фируз-шах был убит по приказу Разийи. Роль Шах-Туркан в этих событиях была раскрыта ал- Джузджани, который был придворным при династии Шамсийа (Учок, 1982; Кадырбаев, 2004; Jackson, 2011, p. 102; Mernissi, 2006, p. 89, 94-96; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 1, p. 628-637, 639).

Разийа стала султаншей. Она приказала чеканить на монетах такие слова - ''Опора женщин, владычи­ца эпохи, султан Разийа, дочерь Шамс ад-Дмна Ильтутмиша”. Против Разийи выступили карматы Индии во главе с Нур ад-Дином Тюрком. Восставшие ворвались в Дели, но их остановили сторонники Разийи - эмир Насир ад-Дин Ал-Йитим Бахаи, эмир Шаир и имам Насири. На помощь легитной владычице пришли войска малика Ауда Нусрат ад-Дина. Но Нусрат ад-Дин был побежден и погиб в плену. Против Разийи выступили малик Ала ад-Дин Джани, малик Сайф ад-Дин Куджи, малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айяз и малик Изз ад-Дин Мухаммед Салари. Благодаря дипломатии Разийа перетянула на свою сторону Изз ад-Дина Кабир-хана Айяза и Изз ад-Дина Мухаммеда Салари. Сайф ад-Дин Куджи и его брат Фахр ад-Дин попали в плен, а потом были убиты. Ала ад-Дин Джани был убит в селе Накаван, а его голову доставили в Дели. Везирь Низам ад-Дин Джунайди спрятался в холмах Сир-Мур Бардари, но там же был убит. При правлении Разийи-хатун высокое положение занимал Минхадж ад-Дин Усман ал-Джузджани, который фактически и составил ее жизнеописание (Учок, 1982; Gabbay, 2011, p. 46-47; Prajakti, 2010, p. 19; Кадырбаев, 2004; Mernissi, 2006, p. 89; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 1, p. 639-641, 646-647).

После победы Разийа-хатун поблагодарила своих сторонников. Везирем стал Низам ал-Мульк ходжа Мухаззаб. Сайф ад-Дин Айбек-и-Бихак был назначен главнокомандующим и получил ти­тул Кутлуг-хана. Изз ад-Дин Кабир-хан Айяз получил Лахор. После смерти Сайф ад-Дина Айбека главнокомандующим стал Кутб ад-Дин Хусейн б. Али Гури. Малик Ихтийар ад-Дин Алтунийа получил должность виночерпия и получил провинцию Баран и крепость Табархинд. Ихтийар ад-Дин Айтегин был церемониймейстером, а фаворитом султанши стал Джамал ад-Дин Йакут ал-Хабаши (эфиоп), который подсаживал ее на коня. Разийа-хатун вела себя как мужчина, была авторитарной и носила мужскую одежду. По сведениям Джузджани и Ибн Баттуты, она коротко стригла свои во­лосы, сидела на коне, как мужчина, не носила чадру и была вооружена. Ибн Баттута сообщал, что Разийа имела абсолютную власть на протяжении четырех лет, что не совсем правильно. Возможно, она хотела править, как ее отец, но эмиры (малики) Индии не позволили ей так править. Автори­тарная власть встречала сопротивление у эмиров, которые были не прочь расширить свои воль­ности. Попытка установить твердую власть султана и эфиопский выскочка-фаворит раздражали тюркских эмиров-чихильгани. Разийа хотела противопоставить им другие группы населения (Учок, 1982; Gabbay, 2011, p. 47-48; Wink, 1997, p. 157; Кадырбаев, 2004; Mernissi, 2006, p. 96-97; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 1, p. 641-643; The History of India, 1871, p. 592).

В 1238 г. войска Дели вновь взяли Гвалиор. Но потом эмиры развернули эти войска против султан­ши. В 1239-1240 гг. эмир Лахора Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз, который был турком, поднял восстание. Но Разийа дипломатией и силой вынудила его пойти на мир. Бунтующему малику была обещана про­винция, которая до того принадлежала Ихтийар ад-Дину Каракуш-хану Айтегину. В 1240 г. султанша вернулась в столицу, но не прошло и двадцати дней со времени ее возвращения, как против нее восстал Ихтийар ад-Дин Алтунийа, который владел Табархиндом. Его бунт поддержали и другие ма­лики. В апреле 1240 г. Разийа во главе войска двинулась на Табархинд. Возле этого города был убит фаворит султанши, а сама она попала в тюрьму (Учок, 1982; Gabbay, 2011, p. 48-49; Wink, 1997, p. 157; Mernissi, 2006, p. 97; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol.1, p. 644-645, 724-726).

Малики провозгласили султаном Муизз ад-Дина Бахрам-шаха (одного из сыновей Ильтутмыша). Регентом стал Ихтийар ад-Дин Айтегин. Не прошло и месяца, как наместник Табархинда Ихтийар ад- Дин Алтунийа женился на Разийе-хатун и освободил ее из тюрьмы. Он возглавил войска султанши, которая не постыдилась использовать помощь индуистов против мусульман. К новой старой султанше присоединились Изз ад-Дин Мухаммед Салари и малик Каракуш. Навстречу войску Разийи вышли силы Бахрам-шаха во главе с эмиром Тегином. В первой же битве Разийа была побеждена, а во время второй взята в плен. 14 октября 1240 г. Разийа и Ихтийар ад-Дин Алтунийа были казнены. Гробница султанши стала местом паломничества для мусульман. Кроме того, она оставила после себя литератур­ное наследие. Она была поэтессой и писали стихи под псевдонимами Ширин Дихлави и Ширин Гури (Учок, 1982; Jackson, 2003, p. 57; Wink, 1997, p. 157; Prajakti, 2010, p. 19; Mernissi, 2006, p. 97; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 1, p. 647-648, 652, 748-749).

Ситуация после Разийи-хатун была достаточно сложной. При Муизз ад-Дине ва-д-Дине Бахрам- шахе в окружении султана были Ихтийар ад-Дин Айтегин, везирь Низам ал-Мульк, Бадр ад-Дин Сункар, Мухаззаб ад-Дин Мухаммед-и Ивази, которые фактически и правили государством. Казалось, после Разийи-хатун не осталось достойного правителя, который мог бы управлять страной. В 1240 г. малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз провозгласил себя независимым правителем и занял Мультан и Учч. Реак­ция соседей не заставила себя ждать. В 1241 г. монгол Таир-Бахадур выступил из Герата, другие нойо­ны шли из Газни, Тохаристана и Кашмира. Они вторглись в Синд и взяли в осаду Мультан. Но Кабир-хан смог выдержать их нападение. Тогда монгольское войско взяло в осаду Лахор, который принадлежал малику Каракашу. Монголы взяли город, а отряды из Дели не спешили на помощь маликам. Каракаш оборонялся в цитадели, но потом смог прорваться из окружения и бежал в Дели. Только тогда султан вместе с везиром Хваджа Мухаззаб ад-Дином и Гуридом Кутб ад-Дином Хусейном двинулись в поход. Но даже во время монгольской опасности в лагере войск Дели продолжались усобицы. Везирь со­ветовал расправиться с тюрками, которых считал неверными султану. Против Бахрам-шаха восстали индусы племени хохар. Но это не стало причиной неудачи. Эмир Ак-Сункар выступил против Таира-бахадура. В битве погиб и Ак-Сункар и его монгольский оппонент. После того, как делийцы останови­ли монголов, малик Каракаш наказал индусов племени хохар за измену. На сторону монголов снова переметнулся Хасан Карлук. Он двинулся на Мультан. В битве с ним погиб Кабир-хан Айаз, но сын по­гибшего - Тадж ад-Дин Абу Бакр возглавил оборону города. Хасан Карлук много раз штурмовал город, но каждый раз терпел поражения. Союз монголов с западными индусскими племенами ничего не дал (Hamadani, 1992, p. 72-76; Wink, 1997, p. 157-158; Ашрафян, 1960, c. 47; Кадырбаев, 2004; Jackson, 2011, p. 106; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 1, p. 649-660; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 2, p. 1126-1136).

При следующем султане Ала ад-Дине Масуд-шахе (сыне Рукн ад-Дина Фируз-шаха) ситуация продолжала оставаться сложной. Окружение султана составляли малик Кутб ад-Дин Хусейн б. Али Гури, Мухаззаб ад-Дин, Низам ал-Мульк, малик Ихтийар ад-Дин Каракуш. Провинции Мандаур и Аджмир принадлежали малику Изз ад-Дину Балбан-и Кушлу хану. Бадаун принадлежал малику Тадж ад-Дину Санджари-и Кук-луку. В Лакханаути правил Тугрил Туган-хан. Улуг хан Аджам (он же Гийас ад-Дин Балбан) правил Ханси. Малик Джелал ад-Дин правил провинцией Киннаудж. Тадж ад-Дин Абу Бакр не признавал власти Дели, а после его смерти Мультаном правил его евнух Мугис ад-Дин. Уччем завладел малик Сайф ад-Дин Хасан Карлук. На Лакханаути напали индусы. Войска делийского султана приш­ли на помощь бенгальским мусульманам. Во время этих событий впервые отметился Гийас ад-Дин Балбан. Мультаном овладел Сайф ад-Дин Хасан Карлук. В 1245 г. на Индию двинулись войска нойона Мангутаха. Когда Хасан Карлук услышал о этом, он эвакуировал жителей Мультана и бежал в города Дебал и Сивистан. Ситуацию спасло отчаяное сопротивление горожан Учча. Они продержались до подхода сил Гийас ад-Дина Балбана. Жара, болезни и сопротивление мусульман вынудили монголов отступить. Во время войны 1245-1246 гг. взошла звезда Гийас ад-Дина Балбана, одного из великих кыпчаков. Он вернул под контроль Дели Учч и Мультан (Hamadani, 1992, p. 76-80; Ащрафян, 1960, c. 47; Кадырбаев, 2004; Jackson 2011, p. 106; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 1, p. 660-669; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 2, p. 810-814).

Нам известно сравнительно много информации об эмирах Делийского султаната середины ХIII в. Зийа ад-Дин Барани сообщал, что военачальники стали ханами. Наиболее влиятельными были сорок эмиров. Они так и назывались чихильгани, то есть сорок эмиров и имели реальную власть. Из 25 мамлюков Ильтутмыша 9 были из Дешт-и Кыпчак, а 6 - из страны кара-китаев. Известно, что несколько мамлюков были румийцами, то есть греками (обращенными в ислам ромеями), был об­ращенный в ислам индиец, араб, несколько разных тюрков, среди которых были турки-сельджуки.

Большинство из них сделали карьеру при Шамс ад-Дине Ильтутмыше. До установления власти дина­стии халаджей кыпчаки и кара-китаи были главными среди мамлюков. Малики Сайф ад-Дин Айбек Йуган-тат, Изз ад-Дин Тугрил Туган-хан, Ихтийар ад-Дин Кара-Каш хан-и Айтегин, Сайф ад-Дин Бат Хан-и Айбек, Ихтийар ад-Дин Айтегин был каракитаями. Из кыпчаков происходили малики Камар ад-Дин Кыран-и Тамур хан-ас-султани, Тадж ад-Дин Санджар-и Кик-лук, Тадж ад-Дин Санджар-и Курет-хан, Малик Ихтийар ад-Дин Юзбак-и Тугрил-хан, Изз ад-Дин Балбан-и Кашлу хан ас-Султани Шамси, аз-Кулли Дад-бак малик Сайф ад-Дин Айбек Шамси Аджами, Нусрат ад-дин Шерхан Сункар-и Сагалсус, Сайф ад-Дин Айбек Кашлы-хан ас-султани, ал-Хакан ал-Муаззам ал-Аджам Баха ал-Хакк ва ад-Дин Улуг-хан-и Балбан ас-Султани. Последний и стал султаном Гийас ад-Дином Балбаном (Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 1, p. 719-760; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 2, p. 761-868; The History of India, 1871, p. 99-103, 110).

С 1241 по 1259 г. Лахор, Джаландар, Мультан, Нижний Синд ставали васалами монголов. Такая ситуация консолидировала тюрков и иранцев в Дели. Фактически при султане Насир ад-Дине из династии Шамсийа правил один из чихильгани - Гийас ад-Дин Балбан. Он после смерти Хулагу начал отвоевывать земли, которые завоевали монголы. Сын Гийас ад-Дина Балбана Сункар Шерхан занял Лахор, Джаландар, Мултан и Учч. Наместником Гийас ад-Дина стал его любимый сын Мухаммед Шах. Мухаммед Шах сражался с монголами в 1285 г. Гийас ад-Дину Балбану пришлось столкнуться с вну­тренними проблемами. Он воевал против восставших маликов Северо-Западной Индии и Ауда. Ему также пришлось воевать против индусов междуречья Ганга и Джамны, Катехра, Верхнего Пенджаба и Мевата. С конца 30-х гг. ХIII в. опасными врагами Дели были тюркские правители Бенгалии. Столица Бенгалии Лакханаути получило прозвище Булгакпур (бунтующий город). В 1278-1281 гг. малик Бен­галии Туграл-хан, который был кара-китаем, не признавал над собой власти султана Дели, несмотря на то, что сам он стал наместником региона по воле Гийас ад-Дина Балбана. Последний сместил Туграл-хана и назначил правителем своего сына Бугра-хана. Но после смерти Гийас ад-Дина Балбана Бугра-хан провозгласил себя шахом Бенгалии (Ашрафян, 1960, c. 47-50; Jackson, 2003, p. 58; Kumar, 1994, p. 48-51; Prajakti, 2010, p. 31; Jackson, 2011, p. 104; Tabakat-i Nasiri 1881, Vol. 1, p. 736-742; The History of India, 1871, p. 110-119).

Потомками Ильтутмыша были Разийа-хатун, Бахрам-шах, Ала ад-Дин Масуд-шах. Последним из этой династии был Насир ад-Дин. Во время его правления реальная власть в государстве принадлежа­ла эмирам-чихильгани, одним из которых и был Улуг-хан Аджам (он же Гийас ад-Дин Балбан). Известно, что ал-Джузджани называл его ханом ильбари и шахом йемеков. Его дедом был Абар (Эльтебер)-хан, который правил 10 тыс. семей. В рабство будущий султан попал, когда ольберликов победили мон­голы. Улуг-хана Аджама продали в рабство в Багдаде. Из Багдада он попал в Дели. Благодаря личным талантам этот мамлюк приобрел высокий статус. Под его командованием войска Делийского султана­та осуществили удачные кампании в 1247, 1248, 1249, 1251, 1252, 1253, 1254, 1256-1257, 1258, 1259, 1260 гг. Персона Улуг-хана Аджама была отмечена не только панегеристом Джузджани, но и врагами. Вассаф сообщал, что Улуг-Хан Аджам был тестем Насир ад-Дина. Было сказано, что он устранил всех своих конкурентов и отобрал власть у династии Алтамыша (Ильтутмиша). По сведениям Зийа ад-Дина Барани, который был историком Туглакидов, Гийас ад-Дин Балбан стал султаном в 1265-1266 гг. От­мечены его таланты как правителя и полководца. Он противопоставлялся безвольному Насир ад-Дину. Ибн Баттута считал, что Гийас ад-Дин сыграл роль в победе над Разийей-хатун. Он ошибался, посколь­ку не знал двух султанов перед султаном Насир ад-Дином. В то же время Ибн Баттута отмечал, что Гийас ад-Дин Балбан был одним из лучших султанов Кадырбаев, 1997, c. 64-78; Jackson, 2003, p. 56-57; Prajakti, 2010, p. 19, 49-50; Wink, 1997, p. 158-159; Кадырбаев, 2004; Tabakat-i Nasiri, Vol. 1, 1881, p. 669­718; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 2. P. 799-865; The History of India, 1871, p. 38, 97, 99-109, 592-595).

В 1246 г. монголы совершили очередной набег на Индию. На этот раз монголов возглавлял нойон Сали, который пользовался помощью правителя Герата из династии Куртов. Они атаковали провинцию Джуд и начали опустошать местности около Нандана. Гийас ад-Дин двинулся им навстречу и победил монголов и союзных им индусов. В 1249 г. он провозгласил себя султаном. Он назначал на важные должности своих родственников – Сайф ад-Дина Балбана Кашлу-хана, малика Тадж ад-Дина, Сункара Шерхана. Последний правил Мультаном, Кухрамом, Сунамом, Сиваликом, Сирхиндом и Лахором. Гийас ад-Дин Балбан фактически взяв под свой контроль приграничные провинции, которые до того проявляли сепаратизм. В 1249 г. отряд под командованием Сайф ад-Дина Кашлу-хана противостоял войскам Хасана Карлука, которые заняли Мультан. Брату Гийас ад-Дина удалось убить Хасана Карлука. Правда, он и сам погиб в битве. Брату Гийас ад-Дина удалось убить Хасана Карлука. Правда, он и сам погиб в битве. Мультан был возвращен под контроль Дели Сункаром Шерханом. В 1254 г. представитель династии Шамсийа Джелал ад-Дин обратился к монгольскому каану Мункэ по помощь. Тот отправил ему на помощь силы Сали-нойона и войско Насир ад-Дина Мухаммеда Карлука (сына Хасана Карлука). Пенджаб оказался под властью Джелал ад-Дина, который признал себя вассалом монголов. На протяжении 1254-1258 гг. ему противостоял Сункар Шерхан, который бази­ровался в Табархинде. Ситуация Гийас ад-Дина Балбана продолжала оставаться сложной. Изз ад-Дин Кашлу-хан в 1257 г. перешел на сторону монголов и провозгласил себя независимым правителем Синда и Мультана. На помощь ему пришел Шамс ад-Дин Гори Курт. Также в регионе снова появился старый враг - Сали-нойон. Но султан Дели имел козырь. Он имел тайную договоренность о союзе с Насир ад-Дином Мухаммедом Карлуком. Этот союз был скреплен династическим браком сына Гийас ад-Дина и дочери Насир ад-Дина Мухаммеда. Возглавив войска султаната Гийас ад-Дин отвоевал Мултан и вынудил бежать Кашлу-хана (Hamadani, 1992, p. 85-93; Jackson, 2011, p. 106-107; Tabakat-i Nasiri, 1881, Vol. 2, p. 791-799, 818-850; The History of India, 1871, p. 38, 110-111).

Малики Гийас ад-Дина Балбана требовали, чтобы он возобновил походы на индусов, султан же указывал, что монголы беспокоят султанат, и что если он оставит столицу, то не исключено, что они завоюют Дели, как когда-то завладели Багдадом. После смерти Сункара Шерхана султан назначил наместником одной из провинций Северо-Западной Индии своего старшего сына Мухаммед-хана. Мухаммед-хан в 1279 г. победил монголов, которые вторглись в Пенджаб. В 1285 или в 1286 г. монголы реваншировались, совершив поход в Пенджаб, и взяли Мультан. Это совершили монголы-караунасы. В битве с ними погиб Мухаммед-хан. В поэме Амира Хусрау сообщалось, что мусульмане победили монголов (Кадырбаев, 2004; Jackson, 2011, p. 107; The History of India, 1871, p. 121-122, 523-529).

После смерти Гийас ад-Дина в 1287 г. началась борьба за власть. Часть эмиров поддержала Кайхос- рова, которого назначил преемником Гийас ад-Дин Балбан. Он слушался эмиров-чихильгани, и в стра­не началась смута. Другая часть поддержала Кейкобада, который был сыном Богра-шаха. Фактически власть перешла к эмиру Низам ад-Дину, который убил многих эмиров Гийас ад-Дина. Во время этих репрессий погибло много вафидийа (мусульман-монголов), которые раньше служили Гийас ад-Дину Балбану. Усобицами в Дели воспользовался Насир ад-Дин Махмуд Богра-шах. Под давлением мамлю­ков Кейкобад отстранил от власти Низам ад-Дина. На государственные должности были снова назна­чены малики Гийас ад-Дина Балабана, но это не остановило кризиса. На престол эмиры-чихильгани возвели Шамс ад-Дина Кайумарса, который был сыном Кайкобада. Усобицами среди кыпчаков вос­пользовались халаджи. В 1290 г. они восстали, победили и провозгласили султаном своего ставленика Джелал ад-Дина. Джелал ад-Дину пришлось выдержать войну против прежних маликов Гийас ад-Дина Балбана - малика Ауда Чхаджу и дервиша Сиди-Моула. Зийа ад-Дин Барани приписал внуку Хулагу Абдуллаху управление войском в 150 тыс., которое атаковало Индию в 1292 г. Конечно, это очень преувеличенные данные. Монголы были побеждены, 4 тыс. из них попали в плен и приняли ислам. Город, где их поселили, назвали Мугалпуром (Ашрафян, 1960, с. 50-52; Jackson, 2003, p. 58; Kumar, 2009, p. 50; Wink, 1997, p. 161; Prajakti, 2010, p. 50; Jackson, 2011, p. 104, 108; The History of India, 1871, p. 38-40, 123-135, 147-148, 540-543).

Править кыпчакам оставалось недолго. Во время правления султана Джалал ад-Дина Фируз-шаха на первый план выдвинулся Ала ад-Дин Хилджи (то есть из тюрков-халладжей). Амир Хусрау считал Джелал ад-Дина принадлежавшим к династии Хилджи. Ибн Баттута считал, что Джалал ад-Дин Фируз-шах был одним из полководцев султана Муизз ад-Дина сына Насира ад-Дина и внука Гийас ад-Дина Балбана. Сведения этих источников часто бывали неточными, и в вопросе о происходжении Джелал ад-Дина Фируз-шаха необходимо ориентироваться на сведения Зийа ад-Дина Барани. Несмотря на то, что кыпчаки в 1290 г. привели к Рантамбору свое войско и опустошили Уджайн и Мальву, не-тюркские эмиры были уже на стороне халаджей. В 1296 г. к власти пришел Ала ад-Дин Хилджи. Он возглавил походы халаджей на Ауд, Бхалисан, Еликпур. Он уничтожал эмиров-чихильгани и победил монголов. Он даже перешел в контрнаступление против монголов. Увенчались успехом и его походы против индусов. Халаджи завоевали Гуджарат, Мальву, Читор, Сивану, Телингана, Маабара, Фатана. Однако полностью уничтожить чихильгани и тюркских оппонентов не удалось. В 1320 г. после нескольких султанов-халаджей к власти пришел тюрок Гийас ад-Дин Туглак-шах, основатель династии Туглакидов. Ибн Баттута однако считал его монголом-караунасом (Кадырбаев, 2004; Jackson, 2011, p. 108-109; History of India, 1871, p. 40-42, 69-71, 132-151, 235-265, 543-544, 547-551, 599-607, 614-618).

Делийский султанат, подобно султанату мамлюков в Египте, был государством, в котором властью владели тюркские рабы. Кыпчакам пришлось бороться за власть с другими тюрками. Наиболее силь­ной была вражда с халаджами, а также с карлуками в землях Синда и Пенджаба. Подобно мамлюкскому султанату Египта правящие круги разговаривали на тюркском, а государство возглавляли кыпчак- ские аристократы из клана ольберлик племени йемек. Наиболее сильными правителями были Шамс ад-Дин Ильтутмыш и Гийас ад-Дин Балбан (Улуг-хан Аджам). При них Делийский султанат давал отпор внешним врагам и консолидировал владения мусульман в Индии. В период 1236-1246 гг. власть сул­танов не была крепкой. Попытка Разийи-хатун ограничить власть эмиров-чихильгани окончилась ее свержением и смертью. Как и в мамлюкском султанате в Египте, в Делийском султанате была сильной власть тюркской аристократии, власть которой султаны старались ограничить, приближая к себе вы­ходцев из других этнических групп и своих родственников.

Литература

1. Асадов М.Ф. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. - Баку: Элм, 1993. - 204 с. vostlit.info/Texts/rus2/Ibn_Hassul/frametext.htm

2. Ашрафян К.З. Делийский султанат. - М.: Восточная литература, 1960. - 267 с.

3. Голден П. Тюрки-хазары - гулямы на службе у халифов / Евреи и славяне Т 16: Хазары. - Москва-Иерусалим: Гешарим-Мосты культуры, 2005. - C. 458-482.

4. Гусейнов Р.А. Огузы, кыпчаки и Азербайджан XI-XII вв. / Проблемы современной тюркологии. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1980. - C. 348-352.

5. Кадырбаев А.Ш. За пределами Великой степи. - Алматы: Демеу, 1997. - 198 с.

6. Кадырбаев А.Ш. Тюрки в истории Индии // ALaica. Сборник научных трудов, подготовленных к 70-му юбилею профессора, доктора исторических наук Л.Б. Алаева. - М., 2004. - C. 151-166.

7. Абу-ль-Аббас аль-Макризи. Книга поучений и назидания, [содержащихся] в описании кварталов и памят­ников [Каира] / Семенова В.В. Салах-ад-Дин и мамлюки в Египте/ - M., 1966. / vostlit.info/Texts/rus12/Makrizi/text1.phtml?id=869

8. Материалы по истории Азербайджана из ’’Тарих-ал-камиль” (’’полного свода истории’’) Ибн-ал-Асира. - Баку: АзФан, 1940. / vostlit.info/Texts/rus/Athir_2/text5.phtml?id=7970

vostlit.info/Texts/rus/Athir_2/text6.phtml?id=7971

10. Наджип Э.Н. Тюркский язык Делийского султаната XIV века / Советская тюркология. № 2. - Баку: Элм, 1982. С. 70-88.

11. turkology.tk/media/info/Nacip_Turkic_Language_of_Delhi_sultanate.pdf

12. Кайрат Саки. Юрта на пирамиде, или о Байбарсе со слов средневековых летописцев / kyrgyz.ru/?page=50

13. Учок Б. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. - М.: Наука, 1982. - 176 с. / rikonti-khalsivar.narod.ru/Bahrie0.htm

14. Anooshahr A. The Gazi Sultans and the Frontiers of Islam. A Comparative study of Late MedievaL and Early Modern History. - New-York: RouLedge, 2009. - 196 p.

15. Bosworth E. The steppe peopLes and Muslim WorLd / The New Cambridge History of Islam. Vol. 3: The Eastern Islamic WorLd ELeventh to Eightenth Centuries. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - P. 19-77.

16. Brijbhusan J. Sultan Raziya. Her Life and times: a reappraisal. - New Delhi: Manohar, 1990. X. - 165 p.

17. Farooq Ahmed F. The Delhi SuLtanate. The SLave Society or Society with Slaves / Pakistan JournaL of History and CuLture. VoL. XXX. № 1. IsLamabad: NationaL Institute of HistoricaL and CulturaL Research (Centre of ExceLence). - Quad-i Azam University, 2009. - P. 1-24.

18. nihcr.edu.pk/Latest_English_Journal/The_Dehli_Sultanate.pdf

19. Gabbay A. In ReaLity a Man: SuLtan ILtutmish, his daughter, Raziya, and Gender Ambiguity in Thirteenth Century India / The Journal of Persianate Studies. 4. - Leiden: E.J. Brill, 2011. - P. 45-63. alyssagabbay.com/wp-content/uploads/2011/09/In-Reality-a-Man.pdf

20. Golden P.B. The Terminology of Slavery and Servitude in Medieval Turkic / Studies on Central Asian History in Honor of Yuri Bregel. - Bloomington: Indiana University, Research Centre of Inner Asian Studies, 2001. - P. 27-56.

21. Hamadani A.H. The Frontier PoLicy of Delhi SuLtanate. - New-Delhi: Mehra Offset Press, 1992. XIV. - 248 p.

22. books.google.com.ua/books?id=p6Wyim9sn98C&printsec=frontcover&hl=uk&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=faLse

23. Jackson P. The Delhi Sultanate: A political and Military History. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. XI. -377 р. / books.google.com.ua/books?id=lt2tqOpVRKgC&printsec=frontcover&hl=uk&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

24. Jackson P. Muslim India: The Delhi Sultanate / The New Cambridge History of Islam. Vol. 3: The Eastern Islamic World Eleventh to Eightenth Centuries. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - P. 100-127.

25. Erdogan M. Gazneliler Devleti Tarihi. - Ankara: Turk Tarih Kurumu Yayinlari, 1989. 117 s.

26. Mernissi F. The Forgotten Queens of Islam. - Minneapolis: University of Minnesota Pres, 2006. - 240 p.

27. Prajakti K. Mongol Presence in Northern India under thre Delhi Sultanate// PhD. - Cambridge: University of Cambridge, Jesus College, 2010. - 78 p. / academia.edu/273905/Mongol_Presence_in_Northern_Hindustan_ under_the_Delhi_Sultanate_INDIA_THE_UNREOUITED_MONGOL_EMPIRE

28. Smith J.M. Mongol Armies and Indian Campaigns

29. mongolianculture.com/MONGOL-ARMIES.htm

30. Sriastava A.L. The Sultanate of Delhi 711-1526. - Agra: Shiva Lal Agrava and Company, Agra College, 1929. - XVI, 369 p.

31. archive.org/stream/sultanateofdelhi001929mbp#page/n5/mode/2up

32. Kumar S. When Slaves were Nobles: The Shamsi Bandagan in Early Delhi Sultanate / Studies in History. 10.1. 1994. - P. 23-52.

33. academia.edu/1266155/_When_Slaves_were_nobles_The_Shamsi_bandagan_in_the_early_Delhi_ Sultanate_

34. Kumar S. Service, Status, Slavery in the Delhi Sultanate of the thirteenth and early fourteenth centuries / Slavery and South Asian History. - Bloomington-Indianopolis: Indiana University Press, 2006. - P. 83-114. / academia.edu/1266239/_Service_Status_and_Military_Slavery_in_the_Delhi_Sultanate_of_the_thirteenth_and_ early_fourteenth_centuries_

35. Kumar S. The Ignored Elites: Turks, Mongols and a Persial Secretarial Class in Early Delhi Sultanate / Modern Asian Studies. 43. 1. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - P. 45-77. / academia.edu/1266257/_The_Ignored_Elites_Turks_Mongols_and_a_Persian_Secretarial_Class_in_the_early_Delhi_Sultanate_

36. Tabakat-i-Nasiri: A General History of the Muhammedan Dynasties of Asia, including Hindustan, from 194 [810 A.D.] to A.H. 658 [1260 A.D.] and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam by Maulana, Minhaj-ud-Din, Abu- ’Umar-i-’Usman Jawzani. - London: Gilbert and Rivington, 1881. Vol. 1. - 760 p.

37. Tabakat-i-Nasiri: A General History of the Muhammedan Dynasties of Asia, including Hindustan, from 194 [810 A.D.] to A.H. 658 [1260 A.D.] and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam by Maulana, Minhaj-ud-Din, Abu- ’Umar-i-’Usman Jawzani. - London: Gilbert and Rivington, 1881. Vol. 2. - 1296, XXVI, VI p.

38. The History of India as Told by its Own Historians. The Muhammadan Period. London: Trubner and co, 8 and 60, Paternoster Eow, 1871. X, 627 p.

39. archive.org/stream/cu31924073036737#page/n5/mode/2up

40. Wink A. Al-Hind: The Making of the Indo-Islamic World. Vol. II. The Slave Kings and the Islamic Conquest 11th -13th centuries. - Leiden: E.J. Brill, 1997. - 427 p. books.google.com.ua/books?id=75FlxDhZWpwC&printsec=frontcover&hl=uk&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

41. Wink A. The Early expansion of Islam in India / The New Cambridge History of Islam. Vol. 3: The Eastern Islamic World Eleventh to Eightenth Centuries. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - P. 78-99.




Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.


  • Категории

  • Темы на форуме

  • Сообщения на форуме

    • Трудности перевода
      Руджиери о русском войске. Итальянский текст. Польский перевод. Польский перевод скорее пересказ, чем точное переложение.  Про коней Руджиери пишет, что они "piccioli et non molto forti et disarmati"/"мелкие и не шибко сильные и небронированне/невооруженные". Как видим - в польском тексте честь про "disarmati" просто опущена. Далее, если правильно понимаю, оборот "Si come ancora sono li cavalieri" - "это также [справедливо/относится] к всадникам". Если правильно понял смысл и содержание - отсылка к "мало годны для войны", как в начале описания лошадей, также, возможно, к части про "disarmati".  benché molti usino coprirsi di cuoi assai forti - однако многие используют защиту/покровы из кожи весьма прочные. На польском ничего похожего нет, просто "воины плохо вооружены, многие одеты в кожи". d'archi, d'armi corte et d'alcune piccole haste - луки, короткое оружие и некоторое количество коротких гаст.  Hanno pochi archibugi et manco artigliarie, benche n `habbiano alcuni pezzi tolti al Rè di Polonia - имеют мало аркебуз и не имеют артиллерии, хотя имею несколько штук, захваченных у короля Польши.   Описание целиком "сказочное". При этом описание снаряжения коней прежде людей, а снаряжения людей через снаряжение их животных, вместе с описание прочных доспехов из кожи уже было - у Барбаро и Зено при описании войск Ак-Коюнлу. ИМХО, оттуда "уши" и торчат. Про "мало ружей" и "нет артиллерии" для конца 1560-х писать просто смешно. Особенно после Полоцкого взятия 1563 года. Описание целиком в рамках мифа о "варварах, которые не могут иметь совершенного оружия", типичного для Европы того периода. Как видим - такие анекдоты ходили не только в литературе, но и в "рабочих отчетах" того периода. Вообще отчет Руджиери хорош как раз своей датой. Описание польского войска можно легко сравнить с текстом Вижинера. Описание русского - с текстом Бельского и отчетом Коммендоне после Уллы, молдавского - с Грациани, Вранчичем и тем же Бельским. Они все примерно в одно время написаны.  И сразу становится видно, что описания не сходятся кардинально. У Руджиери главное оружие молдаван лук со стрелами. У Грациани и Бельского - копье и щит. У Бельского русское войско "имеет оружия достаток", Коммендоне описывает побитую у Уллы рать как "кованую" и буквально груды металлических доспехов в обозе. 
    • Тактика и вооружение самураев
      Ви хочете денег? Их надо много, а читать все - некогда. Результат "на лице". А для чего, если даже Волынца читают?  "Кому и кобыла невеста" (с) Я его перловку просто отмечаю, как факт засорения тем тайпинов, Бэйянской клики и т.п., которые заслуживают не его "талантов". А читать - после пары предложений начинает тошнить. Или свежепридуманные. Или мог пользоваться копией там, где музей пользовался оригиналом. Мы не знаем.
    • История военачальника Гао Сяньчжи, корейца по происхождению, служившего империи Тан
      Занятно, получается, что Ань Сышунь -- брат Ань Лушаня?! Чжан Гэда Пожалуйста, переведите окончание цз. 135 "Синь Тан шу" , там последние дни Гао Сяньчжи, но с прямой речью персонажей, сложно разобрать:    初,令誠數私於仙芝,仙芝不應,因言其逗撓狀以激帝,且云:「常清以賊搖眾,而仙芝棄陝地數百里,朘盜稟賜。」帝大怒,使令誠即軍中斬之。令誠已斬常清,陳屍於蘧祼。仙芝自外至,令誠以陌刀百人自從,曰:'大夫亦有命。」仙芝遽下,曰:「我退,罪也,死不敢辭。然以我為盜頡資糧,誣也。」謂令誠曰:「上天下地,三軍皆在,君豈不知?」又顧麾下曰:「我募若輩,本欲破賊取重賞,而賊勢方銳,故遷延至此,亦以固關也。我有罪,若輩可言;不爾,當呼枉。」軍中咸呼曰:「枉!」其聲殷地。仙芝視常清屍曰:「公,我所引拔,又代吾為節度,今與公同死,豈命歟!」遂就死。
    • Боевые слоны в истории древнего и средневекового Китая
      Однако, захватывал Дэн Цзылун боевых слонов, согласно Мин ши-лу:  "12 год Ваньли, месяц 3, день 12 (22 апреля 1584) Министерство Войны/Обороны/ снова представило на рассмотрение записку/доклад/ Лю Ши-цзэна: "Генг-ма разбойник Хань Цянь (альт: Хан Чу) много лет выказывал свою преданность Мин и набирал войска не взирая на ограничение. Тогда помощник регионального командующего Дэн Цзылун взял в плен 82 разбойника, обезглавил 396 и захватил свыше 300 зависимых/подчинённых, иждевенцев/ от разбойников и около 100 боевых слонов, лошадей и быков. Взятые в плен разбойники должны быть казнены и их головы выставлены как предупреждение". Это было утверждено." Чжан Гэда Спасибо! что подсказали. Вот здесь нашёл: http://epress.nus.edu.sg/msl/reign/wan-li/year-12-month-3-day-12  
    • Тактика и вооружение самураев
      Все-таки и англоязычных материалов несколько больше, чем упомянуто в книге. Тут можно привести пример А. Куршакова. Скорее всего так. Просто чтобы написать про Нобунагу в 1575-м году "мелкий дайме" - нужно просто не знать историю Сэнгоку. На указанный период он самый могущественный дайме Японии. Который кратно превосходил в ресурсах Кацуери. Не, даже вспоминать не хочу. У меня после вот этого  (с) А.Волынец никаких сил читать им написанное нет. Да и времени с желанием. При этом вполне приличные люди, когда указываешь на такое, отвечают, что это "мелкие огрехи и каких-то принципиальных различий с текстами Багрина/Нефедкина/Зуева у Волынца нет, хороший научпоп". Подписи по тем же доспехам Иэясу я брал из официальной презентации к музейной выставке. Откуда они у автора - не знаю. Но вполне допускаю, что он мог и более свежие данные приводить. К примеру, доспех с пулевыми отметинами подписан принадлежащим не самому Иэясу, а одному из его сыновей. 
  • Файлы

  • Похожие публикации

    • Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча
      Автор: foliant25
      Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча
      Просмотреть файл PDF, Сканированные страницы + оглавление

      "Хэйхо Кадэн Сё -- Переходящая в роду книга об искусстве меча", полный перевод которой составляет основу этой книги, содержит наблюдения трёх мастеров меча: Камиидзуми Хидэцуна (1508?-1588), Ягю Мунэёси (1529-1606) и Ягю Мунэнори (1571-1646), сына Мунэёси.
      В Приложении содержатся два трактата ("Фудоти Симмё Року -- Тайное писание о непоколебимой мудрости" и "Тайа ки -- Хроники меча Тайа") Такуан Сохо (1573-1645).
      Старояпонский текст оригинала переведён Хироаки Сато (Сато Хироаки) на английский (добавлены предисловие и примечания) и издан в 1985 году, и с этого английского Никитин А. Б. сделал русский перевод.
      Автор foliant25 Добавлен 27.04.2018 Категория Япония
    • Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча
      Автор: foliant25
      PDF, Сканированные страницы + оглавление

      "Хэйхо Кадэн Сё -- Переходящая в роду книга об искусстве меча", полный перевод которой составляет основу этой книги, содержит наблюдения трёх мастеров меча: Камиидзуми Хидэцуна (1508?-1588), Ягю Мунэёси (1529-1606) и Ягю Мунэнори (1571-1646), сына Мунэёси.
      В Приложении содержатся два трактата ("Фудоти Симмё Року -- Тайное писание о непоколебимой мудрости" и "Тайа ки -- Хроники меча Тайа") Такуан Сохо (1573-1645).
      Старояпонский текст оригинала переведён Хироаки Сато (Сато Хироаки) на английский (добавлены предисловие и примечания) и издан в 1985 году, и с этого английского Никитин А. Б. сделал русский перевод.
    • Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984
      Автор: foliant25
      Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984
      Просмотреть файл Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984, PDF Сканированные страницы + OCR + оглавление
      "Настоящий том продолжает публикацию научного перевода первой истории Китая, созданной выдающимся ученым древности Сыма Цянем. В том включено десять глав «Хронологических таблиц», дающих полную, синхронно составленную хронологию правлений всех царств и княжеств Китая в I тысячелетии до н. э."
      В отличии от гуляющего в Сети неполного варианта (без 798-799 стр.) это полный вариант III тома 
      Автор foliant25 Добавлен 30.04.2018 Категория Китай
    • Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984
      Автор: foliant25
      Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984, PDF Сканированные страницы + OCR + оглавление
      "Настоящий том продолжает публикацию научного перевода первой истории Китая, созданной выдающимся ученым древности Сыма Цянем. В том включено десять глав «Хронологических таблиц», дающих полную, синхронно составленную хронологию правлений всех царств и княжеств Китая в I тысячелетии до н. э."
      В отличии от гуляющего в Сети неполного варианта (без 798-799 стр.) это полный вариант III тома 
    • Тонки́нский инцидент
      Автор: Рекуай
      Тонки́нский инцидент — общее название двух эпизодов, произошедших в водах Тонкинского заливав августе августе 1964 года с участием военно-морских флотов США и Северного Вьетнама.
       
      Что известно об этом инциденте из американских источников?