Гасратян С. М. Отношения между Израилем и Иорданией в контексте арабо-израильского конфликта // Вопросы истории. - 2014. - № 6. - C. 105-115.
Отношения между Израилем и Иорданией всегда носили особый характер. По мнению израильских аналитиков, Иордания была единственным арабским государством, заинтересованным в существовании и укреплении Израиля.
Тем не менее отношения Израиля и Иордании не всегда были хорошими. В ходе арабо-израильской войны 1948 - 1949 гг. Трансиордания явилась одним из основных участников вооруженной борьбы против государства Израиль. Ей удалось захватить Западный берег р. Иордан (включая Восточную часть Иерусалима со Старым Городом), населенным преимущественно арабами.
3 апреля 1949 г. на о. Родос было подписано соглашение о перемирии между Израилем и Трансиорданией. В апреле 1950 г. королевство, переименованное в Иорданию, объявило оккупированные области своей территорией, а их жителей - своими подданными1.
Иордания в период с 1947 по 1967 г. успешно выполнила задачу присоединения палестинских территорий к своему небольшому государству и удерживала их на протяжении почти 20 лет, вплоть до арабо-израильской войны июня 1967 года2.
При выработке политики в ближневосточном конфликте руководство страны исходило из интересов Хашимитской династии в регионе, ее внешнеполитических планов переустройства Ближнего Востока. Фактор династических амбиций был особенно важен в период правления Абдаллы (1921 - 1951 гг.).
Со времен возникновения эмирата Трансиордания его главу не устраивало положение властителя одного из самых бедных, отсталых и небольших арабских государств, практически не имевшего самостоятельной политической истории. Считая себя потомком пророка Мухаммада, один из руководителей арабского восстания против Османской империи в Хиджазе во время первой мировой войны, Абдалла ставил цель объединить арабские территории в крупное государство под управлением Хашимитской династии3.
После второй мировой войны на Ближнем Востоке стала рушиться Мандатная система, и Трансиордания получила шанс хотя бы частично реализовать свои внешнеполитические задачи за счет присоединения Палестины4. Иорданские короли исходили из необходимости территориального компромисса и сотрудничества с Израилем для сохранения итогов первой арабо-израильской войны.
В свою очередь, сионисты также были заинтересованы в переговорах с иорданской стороной, так как это позволяло облегчить процесс образования еврейского государства в условиях военного противодействия арабских государств и палестинских арабов.
В 50 - 60-е гг. XX в. особый подход Израиля к Иордании подразумевал заинтересованность в сохранении там монархического строя, что с учетом ориентации Иордании на Запад было гарантией безопасности восточной границы израильского государства5.
Особенности подхода Иордании к ближневосточному конфликту порождали противоречия с арабскими странами, в первую очередь, с государствами, стремившимися к лидерству в регионе. Иорданское руководство, как правило, официально провозглашало свою солидарность с позицией арабских государств и палестинских организаций в ближневосточном конфликте, которые настаивали на исключительно арабском характере всей территории Палестины и ликвидации Израиля6.
Более полное сотрудничество между Израилем и Иорданией было восстановлено королем Хусейном в 1958 г. - сразу после революции в Ираке, в которой погибли его близкие родственники. Хусейн послал своего армянского советника по вопросам Разведки в Израиль. Сотрудничество с Израилем осуществлялось исключительно армянскими или черкесскими функционерами королевства. Охрана короля Хусейна состояла из черкесов, и считалось, что этот факт выгоден Израилю7.
Иордания до последнего момента надеялась, что арабский мир избежит крупномасштабной войны с Израилем, имея в виду пример Суэцкого кризиса 1956 года. Но ситуация накануне Шестидневной войны отличалась от Суэцкого кризиса. На этот раз конфликту предшествовало длительное нагнетание напряженности, а противостояние имело более четкие региональные (арабо-израильские) рамки. Монархическая Иордания уже не пользовалась поддержкой Ирака, где Хашимитская династия была свергнута в июле 1958 года.
Палестинцам удалось создать Организацию Освобождения Палестины (ООП) и ФАТХ, претендовавшие на то, чтобы стать самостоятельными игрока ми в ближневосточном конфликте. Палестинские подданные короля Хусейна были крайне политизированы и недовольны его недостаточно жестким курсом по отношению к Израилю и холодностью в отношениях с египетским президентом Г. А. Насером, стоявшим в авангарде антиизраильской борьбы. Это побудило Амман пойти на риск сближения с Египтом, чтобы сохранить стабильность в стране. Восприятие Израилем арабских военных приготовленный как свидетельство неминуемого нападения подтолкнуло к началу превентивной войны, в том числе и против Иордании как участника антиизраильского фронта. Поражение арабской коалиции в июне 1967 г. вызвало потерю Иорданией ее территориальных приобретений и положило начало новому этапу длительного ближневосточного конфликта8.
Кроме территориальных потерь, важным итогом Шестидневной войны стало выдвижение палестинцев и ООП в качестве самостоятельного участника арабо-израильского противостояния. Это не только привело к попытке палестинцев формировать курс Иордании в отношении Израиля, но и создавало атмосферу двоевластия. Король Хусейн в ходе военной операции против военизированных палестинских организаций в 1970 г. заставил их покинуть страну. В результате, деструктивное влияние конфликта на внутриполитическое положение Хашимитского королевства удалось ограничить: Хусейн смог сохранить свою власть и возможность продолжать укреплять молодую иорданскую государственность.
Иордания оказала большое влияние на формирование и эволюцию палестинской проблемы, создание тех разделительных линий, которые существуют в Палестине в настоящее время и учитываются в различных вариантах урегулирования палестино-израильского конфликта. Тем не менее, чтобы лучше понять позицию Иордании по палестинской проблеме и ее взаимоотношения с Израилем, следует отметить, что Организация Освобождения Палестины, опекаемая рядом арабских государств и частных "филантропов", оказалась многофракционным образованием, которое первоначально возглавлял Ахмед Шукейри9.
В 1969 г. основная деятельность ООП проходила в лагерях беженцев на территории Иордании. Здесь они были влиятельны, перемещались по стране как самостоятельная военная сила, имея свое вооружение, транспорт, собирая налоги с беженцев, занимаясь вербовкой молодежи, пропагандой.
В этой ситуации две фракции ООП - "Народный Фронт за освобождение Палестины" Жоржа Хабаша и "Народный демократический фронт за освобождение Палестины" Наифа Хаватме выдвинули лозунг: "Дорога на Тель-Авив лежит через Амман". Реальный смысл лозунга сводился к свержению династии Хашимитов, захвату власти в Иордании и превращению страны в собственность ООП10.
К лету 1970 г. обстановка в Иордании накалилась. Это побудило короля Хусейна издать запрет бойцам ООП появляться вооруженными на улицах столицы, но ответные массовые демонстрации вынудили его отменить указ. Чувствуя себя победителями, ООПовцы немедленно потребовали увольнения ряда министров11.
Таким образом, различные вооруженные группировки ООП, действовавшие самовольно и образовавшие своего рода "государство в государстве", начали представлять непосредственную опасность для королевской власти. Конец частым стычкам отрядов ООП с армией Иордании был положен в сентябре 1970 года. Речь идет о так называемом "черном сентябре", когда они были разгромлены и изгнаны из страны, а в июле 1971 г. ликвидированы базы ООП на территории Иордании12.
По заявлению Хуссейна, он принял участие в Шестидневной войне не затем, чтобы "получить свою долю пирога", - по его словам, он не верил в победу, - но единственно из-за обязательств по отношению к арабскому миру13.
В марте 1972 г. король Хусейн выступил с планом присоединения Западного берега р. Иордан к Израилю на федеративных началах. Но этот план был отвергнут как Израилем, так и арабскими странами14.
На внешнеполитический курс правительства Иордании долгие годы влияла позиция западных держав. С самого начала своего существования Иордания получала значительные субсидии от английского казначейства. После второй мировой войны в процесс оказания помощи стране активно вмешались США. Поскольку экономические возможности королевства были весьма ограниченными, правящие круги Иордании, вольно или невольно, следовали в фарватере внешнеполитического курса своих западных "покровителей".
В 1974 г. отказ Израиля рассмотреть предложение США о разъединении с Иорданией ослабил имидж Хусейна как лидера, который мог бы возвратить занятые арабские земли. Отказ Израиля также помог усилить пан-арабскую поддержку требования Организации Освобождения Палестины быть единственным представителем палестинцев Западного берега реки Иордан. Позже главы арабских государств, встретившиеся на высшем уровне в Рабате (Марокко), согласились признать право ООП создать независимое государство на Западном берегу реки Иордан, как только последний будет освобожден от Израиля15.
Несмотря на это, Хусейн продолжал надеяться, что Иордания возвратит себе Западный берег Иордана. Его надежды подпитывал отказ Израиля иметь дело с Организацией Освобождения Палестины. Иордания стремилась сохранить традиционные связи с Западным берегом, что фактически осуществлялось с молчаливого одобрения Израиля. Этому способствовала политика "открытых мостов", продолжение (до 1988 г) выплаты зарплат палестинским чиновникам, укрепление экономических связей, увеличение импорта с Западного берега, выплата грантов развития и ссуд палестинским фирмам на Западном берегу реки Иордан16.
После 1977 г., когда президент Египта Анвар Садат начал прямые переговоры с Израилем, которые привели к сепаратному "мирному соглашению", Хуссейн не пожелал следовать за ним без широкой арабской поддержки. Он отказался участвовать в Кэмп-Дэвидском процессе и скептически относился к планам президента Рейгана.
Шимон Перес, став премьер-министром Израиля, в сентябре 1984 г. предложил вести переговоры непосредственно с Иорданией без участия Организации Освобождения Палестины. Хусейн призывал к проведению мирной конференции, в которой участвовала бы объединенная делегация Иордании и ООП. Он рассматривал международный форум, который объединял бы США и СССР, основные арабские государства и Израиль, как защитный зонтик, под которым он мог бы вступить в переговоры с израильтянами17.
Перес, возглавлявший Лейбористскую партию, был готов рассмотреть израильский вывод войск, по крайней мере, из части Западного берега реки Иордан, и поддерживал идею Хусейна созыва мирной конференции, которая прозвучала в его речи в октябре 1985 г. перед ООН. Впоследствии он начал секретные встречи с Хусейном, чтобы обсудить процедуру созыва такой конференции и возможность присутствия на ней ООП18.
Хусейн не смог получить от Израиля надежной поддержки, потому что партнер по коалиции Переса, лидер блока "Ликуд" Ицхак Шамир выступал против созыва конференции и препятствовал тому, чтобы правительство достигло "согласия по этой проблеме".
После того как Шамир стал премьер-министром в конце 1986 г., Перес, как министр иностранных дел, продолжал свои дипломатические усилия по созыву международной конференции, но у него не было достаточной поддержки со стороны своего собственного правительства. Хусейн сделал беспрецедентный шаг во время израильских выборов 1988 г., объявив, что, если Лейбористская партия победит, то это будет лучше для мирного процесса19.
В 80-е гг. XX в. иорданское правительство в принципе соглашалось на переговоры с Израилем. В то же время в Аммане исходили из того, что любые сепаратные соглашения с Израилем по палестинской проблеме, достигнутые без ООП, не будут жизнеспособными, а само участие иорданского правительства в такой сделке неизбежно приведет к негативным для него последствиям на арабской политической арене20.
11 февраля 1985 г. было подписано соглашение между палестинским лидером и королем Иордании. В нем вновь подтверждалось, что Организация Освобождения Палестины является "единственным законным представителем палестинского народа"21.
Иорданский монарх выступал сторонником создания иордано-палестинской конфедерации при условии сохранения автономии для палестинцев. Арафат же считал, что "иорданский вариант" означает возможность создания сначала палестинского государства, а лишь затем, возможно, конфедерации с Иорданией. Для участия в мирной конференции по Ближнему Востоку было принято решение создать совместную иордано-палестинскую делегацию22.
Между тем Иордания и Египет под давлением США усилили натиск на Арафата, требуя от него официального признания резолюции N 242 Совета Безопасности ООН. Палестинский вождь всячески уходил от ответа. "Я бы с радостью признал эту резолюцию, но, поймите, в ней Палестина даже не упоминается..." - заявлял Арафат23.
11 февраля 1985 г. король Хусейн заключил соглашение с Арафатом, призванное дать новый импульс решению палестинской проблемы. Они согласились на план из пяти пунктов, который мог стать рамками для переговоров. Важным элементом плана было согласие сторон на самоопределение палестинцев в контексте конфедеративного арабского государства Иордании и Палестины. Впервые эта идея была официально высказана королем Хусейном в речи 15 мая 1972 года. Тогда он предложил союз Восточного и Западного берегов под именем Объединенного арабского королевства24. Королевство должно было состоять из двух автономных районов, обладающих идентичными институтами в рамках общего федеративного управления. Восточный Иерусалим и Амман стали бы соответственно столицами Палестины и Иордании, а столицей общего государства провозглашался Амман25.
ООП переживала тяжесть потерь во время войны в Ливане и была склонна к компромиссному подходу. В декабре 1983 г. Организация восстановила отношения с Египтом и, казалось, даже была близка к официальному принятию резолюций N 242 и 33826.
Однако иордано-палестинское сближение не получило ни общеарабской, ни международной поддержки. Вскоре исполком ООП высказался за реализацию права на самоопределение в полностью независимом государстве. Через год после соглашения король в очередной раз прервал связи с ООП. В июле 1986 г. он приказал закрыть офис Организации в Аммане27.
Таким образом иордано-палестинское соглашение, заключенное в 1985 г., просуществовало менее года. В феврале 1986 г. король Хусейн под надуманным предлогом несоблюдения палестинцами договорных обязательств его аннулировал. Начались новые гонения на палестинцев. 25 из 26 палестинских представительств в Иордании были закрыты, а видные деятели ООП, включая Абу Джихада, изгнаны из страны28.
Интифада, начавшаяся в 1987 г., привела к значительному изменению политической обстановки на Ближнем Востоке. Кроме того, что был налажен прерванный контакт с Дамаском, важные подвижки в отношении палестинцев произошли и в соседней Иордании. Иорданский монарх не пожелал более выступать в качестве "короля для всей Палестины". Арафат был на седьмом небе от счастья - он взял реванш за "черный сентябрь". Король Хусейн считал, что только на ООП лежит ответственность за освобождение Палестины.
На очередной сессии Лиги арабских государств (Алжир, июнь 1988 г.) за палестинской делегацией было закреплено право самой принимать участие в мирных переговорах по Ближнему Востоку. Иорданский представитель заявил, что его страна отныне не претендует "даже на клочок палестинской территории, каким бы малым он не был". Было также объявлено, что власти Аммана разрывают все административные и юридические связи с органами местного самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, что означало отказ Иордании от своего суверенитета над этой территорией29.
В то же время летом 1987 г. была организована встреча бывшего главы правительства Израиля Шамира с королем Иордании Хусейном. В одну из резиденций короля в Англии прибыли глава израильского правительства, начальник канцелярии премьер-министра И. Бен-Аарон, личный секретарь главы правительства. Э. Рубинштейн30. По мнению Шамира, встреча прошла в очень теплой обстановке. "Очень важная была встреча. Королю была понятна позиция Израиля. Он не позволил себе ни одного враждебного высказывания. В государственных делах он всегда вел себя честно и справедливо"31.
Шамир пытался объяснить, что "Ликуд" - вовсе не противник мира, как это принято было думать. Он сказал, что Израиль стоит за мир, который может быть достигнут при помощи двусторонних переговоров и при котором интересы Израиля не будут ущемлены32.
В те дни Шамир выступал против международной конференции. Уговорив Хусейна отказаться от этой идеи, он надеялся тем самым заставить американцев принять возможность двусторонних переговоров как альтернативу.
Хусейн считал, что мирное урегулирование должно было опираться на резолюцию ООН N 242 и проходить при поддержке международной конференции с участием пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности. Шамир объяснял Хусейну, почему он против такой конференции.
США также перестали настаивать на международной конференции, учитывая, что СССР в то время был настроен весьма отрицательно к Израилю и односторонне поддерживал ООП33. В 80-е гг. XX в. СССР открыто выступал в поддержку палестинцев и был весьма заинтересован в участии в мирной конференции, с тем чтобы получить доступ на Ближний Восток.
По мнению Шамира, участие СССР в создании палестинского государства шло вразрез с интересами Иордании, так же как и Израиля. Поэтому, по его мнению, лучшим путем к мирному урегулированию были прямые переговоры между Израилем и Иорданией без посредников. Хусейн же, со своей стороны, предпочитал советское участие американскому. Он считал, что Америка, Египет и другие страны постоянно выступали против Иордании, и что Иордания никогда не получала достаточной поддержки, ни экономической, ни военной34.
Хусейн был согласен на двусторонние отношения. Король критиковал Садата, который, по его словам, пошел на сепаратное соглашение с Израилем, обойдя остальной арабский мир. "Он вывел Египет из порочного круга войн, - сказал Хусейн, - а других оставил ни с чем"35.
Шамир высказался против участия ООП в переговорах из-за принципиального неприятия палестинцами мира с Израилем, как это было зафиксировано в Палестинской хартии. В отношении границ 1967 г. король Хусейн считал, что этот вопрос Израиль должен решать с палестинцами36. По мнению Шамира, обмен был продуктивным. Обе стороны запланировали встречи на будущее и установили каналы связи.
Эта встреча помогла Шамиру глубже изучить позицию Иордании. Хусейн, со своей стороны, понял что для Израиля приемлемы только прямые переговоры и что ему нечего ожидать от международной конференции.
В 1988 г. король Хусейн отказался от притязаний Иордании на Западный берег р. Иордан и Иерусалим с явной целью расчистить путь для Организации Освобождения Палестины, чтобы она могла беспрепятственно настаивать на обретении полной независимости палестинской нацией.
Иордания стремилась снять с себя ответственность за очень сложную ситуацию, которая сложилась на Ближнем Востоке в конце 80-х гг. XX века.
В 1989 г. Иордания все еще воздерживалась от установления дипломатических отношений с Израилем. Однако это не помешало двум странам сотрудничать по разнообразным направлениям, имеющим отношение к Западному берегу реки Иордан, территории, оккупированной Израилем, палестинское население которой сохраняло иорданское гражданство до 1988 года. Цель Хуссейна состояла в том, чтобы в конечном счете восстановить власть над Западным берегом реки Иордан, чего не удалось достичь к 1988 г., когда он оказался от своих требований в отношении этих территорий37.
Международная конференция в Мадриде в 1991 г. по ближневосточному урегулированию способствовала сближению позиций Израиля и Иордании и создала предпосылки для восстановления межгосударственных отношений.
В начале 90-х гг. XX в. из 3,5 млн. населения Иордании две трети являлись палестинцами. Лишь в 13 лагерях беженцев проживало около миллиона палестинцев. Приблизительно столько же осело в Иордании после переселения с Западного берега р. Иордан в течение XX века.
Тем не менее, далеко не все палестинцы принимали идею создания палестино-иорданского государства под эгидой Хашимитской династии. Сторонники исламской республики также возражали против этого плана. В то же время многие палестинцы и значительное большинство иорданцев стали считать короля Хусейна единственной фигурой, способной обеспечить стабильность на оккупированных территориях.
Следует подчеркнуть, что позиции Иордании и ООП совпадали по главным моментам: приверженность мирному урегулированию ближневосточного конфликта на основе резолюций СБ ООН N 242 и 338 на базе формулы "Мир - в обмен на землю", требование запрета строительства израильских поселений на оккупированных арабских землях.
Важно отметить также то, что Советский Союз перестал быть источником "угрозы" западным и особенно американским интересам в регионе. Этот факт лишил Израиль самого важного преимущества, а именно "быть стратегическим союзником США в конфронтации с Советским Союзом".
Около 15% иорданцев находились под влиянием идей исламских фундаменталистов и воинствующих националистов. Они считали, что король Хусейн идет на мир с Израилем в силу обострившихся внутренних политических и экономических проблем. По их мнению, мирная конференция "не принесет облегчения Иордании и палестинцам". По мнению исламистов необходимо было продолжать борьбу против Израиля до полного удовлетворения прав арабов.
Вместе со своими союзниками - радикально настроенными националистами и демократами - исламисты попытались организовать митинги протеста против участия Иордании в мирной конференции. В результате, в ноябре 1991 г. в Иордании разразился правительственный кризис. Его главная причина - неприятие влиятельным исламским блоком курса правительства на мирные переговоры с Израилем.
Тем не менее, Иордания продолжала занимать умеренную позицию в ближневосточном конфликте. Министр иностранных дел страны Камаль Абу Джабер осудил заявление премьер-министра Шамира о том, что Израиль не уступит и клочка оккупированной арабской территории.
В то же время Абу Джабер расценил резолюцию израильского кнессета о том, что Голанские высоты не могут быть предметом переговоров, как часть "израильских провокаций", которые противоречили американским гарантиям и обязательствам сопредседателей мирной конференции, а также резолюциям Совета Безопасности ООН N 242 и 338 и принципу "земля - в обмен на мир".
Одновременно Иордания расширяла контакты с арабскими странами с целью добиться продвижения в арабо-израильских переговорах. В ноябре 1991 г. Иордания провела консультации с Сирией и палестинцами с целью координации шагов на предстоявшем втором раунде переговоров с Израилем. Посредническая роль Иордании состояла в том, чтобы смягчить жесткую позицию Сирии на двусторонних и многосторонних переговорах с Израилем.
Король Хусейн опасался, что заключение конфедеративного союза с палестинцами обернется иммиграцией палестинских беженцев со всего арабского мира в Иорданию, что привело бы к непредсказуемым последствиям. По мнению Аммана, вопрос о конфедерации должен был быть поставлен после урегулирования всех аспектов арабо-израильского конфликта, возвращения территорий и решения проблемы палестинских беженцев.
После прихода к власти в июне 1992 г. умеренного правительства И. Рабина, выступавшего за компромиссное решение арабо-израильского конфликта по формуле "мир - в обмен на территории", возникли предпосылки для более успешного продвижения арабо-израильских переговоров. На повествке дня стоял вопрос об автономии палестинцев на оккупированных территориях. На иордано-израильских переговорах представители Аммана подняли вопрос о судьбе находившихся на территории Иордании палестинских беженцев, численность которых составляла 1,3 млн. человек.
Израильтяне считали, что вопрос о беженцах не является политическим и должен рассматриваться в ходе третьего этапа мирной региональной конференции в рамках многонациональных переговоров. По мнению иорданцев, напротив, этот вопрос должен был быть включен в повестку двусторонних переговоров, так как необходимо было решить, примут ли беженцы участие в выборах в органы автономного управления на оккупированных территориях или нет.
В конце ноября 1992 г. начался новый раунд переговоров между участниками арабо-израильского конфликта. Между Иорданией и Израилем были достигнуты договоренности о повестке дня дальнейших переговорах о мире.
В совместном заявлении иорданских оппозиционных партий - Демократической партии народного единства, Социал-демократической и народной демократической партий - говорилось, что соглашение Аммана и Тель-Авива о принципах двустороннего диалога "подрывает национальные основы Иордании и открывает путь к заключению сепаратного договора с Израилем". Партии считали, что подобные действия иорданского правительства снижали историческую роль Иордании в укреплении арабской солидарности и ослабляли ее поддержку восстания палестинцев.
Мусульманские фундаменталисты в Иордании резко критиковали наметившийся прогресс в отношениях Иордании и Израиля. Они провозглашали: "Нет - правительству, нет - миру". Этим самым иорданские исламские фундаменталисты проводили свою линию на вооруженную борьбу с Израилем до его "полного уничтожения", на "освобождение Палестины от берегов реки Иордан до Средиземноморского побережья".
Следует учитывать, что Иордания после Ирака и Кувейта больше всех других стран региона пострадала от кризиса в Персидском Заливе. Она понесла моральный урон, так как ее позиция поддержки Ирака негативно была истолкована арабскими нефтедобывающими странами и Западом. Иорданию поразил тяжелый экономический кризис, ставший прямым следствием событий в Заливе.
Характерно, что Шимон Перес в своей книге "Новый Ближний Восток" особо отмечал отношения между Израилем и Иорданией. Так, он писал: "С Иорданией у Израиля де-факто существовали добрососедские отношения, и непреодолимых разногласий между двумя делегациями не было".
В 1993 г. были подписаны Норвежские соглашения между Израилем и ООП38. Премьер-министр Израиля Рабин и министр иностранных дел Перес сообщили королю Хусейну, что после соглашений в Осло с ООП Иордания может "остаться вне игры".
Хусейн провел консультации с президентом Египта Хосни Мубараком и президентом Сирии Хафезом Асадом. Мубарак поддержал его, а Асад посоветовал только "поговорить" с Израилем, а не подписывать какие-либо соглашения. США в лице президента Билла Клинтона вынуждали Хусейна начать переговоры и подписать мирный договор с Израилем, обещая ему, что иорданские долги будут прощены39.
Совместные усилия увенчались успехом. 25 июля 1994 г. Рабин, Хусейн и Клинтон подписали "Вашингтонскую декларацию". В ней говорилось, что Израиль и Иордания объявляют о конце официального состояния вражды и начале переговоров с целью достижения "конца кровопролития и скорби", а также справедливого и прочного мира40.
26 октября 1994 г. Иордания и Израиль заключили исторический мирный договор, и президент Израиля Эзер Вейцман пожал руку королю Хусейну. Это произошло в присутствии президента Билла Клинтона, сопровождаемого госсекретарем США Уорреном Кристофером41.
Египет приветствовал соглашение, а Сирия полностью проигнорировала его. Группа ливанских боевиков "Хезболлы" в знак протеста за 20 минут до начала церемонии подписания договора обстреляла населенные пункты северной Галилеи минометными снарядами и ракетами. Израильские жители, которые были вынуждены эвакуироваться в бомбоубежища, взяли с собой радиоприемники и переносные телевизоры, чтобы не пропустить момент подписания второго в истории Израиля договора с арабским государством.
В этой связи следует отметить, что, по мнению израильтян, король Хусейн давно бы заключил мир с Израилем, если бы не считал, что это может вызвать новый "черный сентябрь".
Ратификация мирного договора между Израилем и Иорданией состоялась 10 ноября 1994 года. В Обращении короля Хусейна при ратификации договора во время его первого официального визита в Израиль, в частности говорилось:
"Премьер-министр Рабин, мои дорогие друзья.
Я благодарю Бога, Всевышнего за то, что он дал возможность увидеть заключительный этап нашего долгого и объективного пути.
...для меня является честью и удовольствием обменяться документами и разделить с Вами те чувства, которые прошли долгие испытания и определили пути, которые привели нас к достойному для всех нас решению, ... к миру"42.
"Мы надеемся и молимся, чтобы это важное событие было одним из многих с целью поиска приемлемого мира в этом районе и борьба за лучшее будущее является нашим правом"43.
"Это почетный мир". "Мир, который будет длительным..." "Я разделяю Ваши обязательства бороться за сохранение мира, как мы боролись в прошлом в поисках его. Я уверен, что будущее поколение достроит то, что мы основали"44.
В обращении премьер-министра Израиля Ицхака Рабина говорилось: "Ваше Величество Король Хусейн, Крон-Принц, премьер-министр Моджали, ваши коллеги, мои коллеги...
Наш мирный договор с Вашей страной, Ваше Величество, был ратифицирован, еще до того, как мы подписали его. Для этого существовал национальный консенсус из 105 членов кнессета от самых больших партий. Они поддержали его и это явилось выражением редких добрых отношений, восхищением вашим руководством как короля Иордании и это было нашей мечтой, нашей надеждой подписать с Вами мирный договор, для большинства населения Израиля это превратилось в реальность"45.
"...мы должны все сделать для того, чтобы реализовать его, сделать его жизнеспособным для установления новых взаимоотношений между нашими странами и нашими народами"46.
"У меня нет никакого сомнения, что это уникальный исторический день". "Это показывает нашу добрую волю, решимость и мужество, мир достижим. Я надеюсь, что он послужит примером другим странам, с которыми мы ведем переговоры - Сирия, Ливан". "Мы стремимся, чтобы Ближний Восток, в котором соседствуют арабские страны и палестинцы разрешили между собой свои проблемы и получили совершенно другой Ближний Восток - Ближний Восток, в котором все мы будем жить в мире, построим новую эру, новые взаимоотношения, сотрудничество во всех аспектах жизни стран и народов"47. Договор содержал следующие основные принципы.
1. В качестве утвержденной границы была установлена река Иордан и условлено, что, если ее русло изменится, Иорданская граница последует за новым руслом. Кроме того, Израиль передал Иордании 300 квадратных километров в том числе так называемый "остров мира", а также 2850 дунамов (2,85 кв.км) в пустыне Арава.
Кусок границы от Эйн-Геди до Бейт Шеана не был установлен, поскольку Иордания заявила, что Палестинская администрация должна быть партнером для установления этой границы.
2. Полная нормализация отношений, установление дипломатических отношений и открытие посольств, предоставление туристам виз, открытие воздушных сообщений, свобода доступа к морским портам и создание свободных торговых зон и промышленных парков в Араве.
3. Уважение суверенитета и территориальной целостности каждой из сторон, ненарушение границ без разрешения. Сотрудничество в борьбе с терроризмом и совместные усилия по борьбе с террором, в том числе защита от нападений и нарушения границ контрабандистами. Каждая страна обязана предотвращать любые враждебные действия против другой стороны и не сотрудничать с какой-либо террористической организацией.
4. Иерусалим: Иордании будет отдаваться предпочтение в качестве опекуна или хранителя мусульманских святых мест, когда пойдет речь о положении мусульманских святых мест в городе в рамках каких-либо будущих мирных соглашениях с палестинцами.
5. В рамках справедливого разделения воды реки Иордан и подземных водных ресурсов пустыни Арава, Израиль согласился предоставлять Иордании 50 млн. кубов воды в год (Иордания требовала 100 млн) и долю в реке Ярмук. Обе страны будут также развивать другие водные ресурсы и водохранилища и помогать друг другу в годы засухи.
6. Израиль и Иордания будут сотрудничать с тем, чтобы облегчить страдания беженцев, в том числе в четырехстороннем комитете (Израиль, Иордания, Египет и палестинцы), который будет пытаться работать в направлении решения проблемы48.
Месяц спустя после подписания в Аравии договора о мире две стороны объявили о своем решении установить дипломатические отношения на посольском уровне. Правительство государства Израиль и государство Хашимитского Королевства в Иордании установили 27 ноября 1994 г. дипломатические отношения на посольском уровне49.
После соглашения Израиль и Иордания открыли свои границы для туристов. Несколько пограничных переходов были установлены по всей границе, что облегчило туристические, торговые и рабочие поездки между двумя странами. Израильские туристы начали посещать Иорданию, многие из них ездили, например, посмотреть на "Села Ха-Адом" ("Красный Камень") в Петре - вырезанный из камня город времен Набатейского царства, который очаровал израильтян еще в течение 50-х и 60-х гг. XX в., когда они тайно проникали в Иорданию посмотреть на него50.
Таким образом, мирный договор в 1994 г. стал важным этапом во взаимоотношениях между двумя странами.
Примечания
1. Краткая еврейская энциклопедия, Т.З. Иерусалим. 1986, с. 772.
2. ДЕМЧЕНКО А.В. Политика Иордании в контексте ближневосточного конфликта: 1947- 1967 гг. Автореф. дис. к.и.н. М. 2007. - dissercat.com/content/politika-iordanii-kontekste-blizhenewslochnogo-k...
3. Там же.
4. ДЕМЧЕНКО А.В. Ук. соч.
5. Там же.
6. Там же.
7. The Foreign Policy of Israel, August 1994 - radioislam.org/islam/english/jeuishp/jordan-shahak.htm.
8. Там же.
9. Новости недели. Израиль. 9 августа 2001, с. 5.
10. Там же.
11. Там же.
12. Краткая еврейская энциклопедия, с. 773.
13. Вести - 2. 10 февраля 1994, с. 7.
14. Краткая еврейская энциклопедия, с. 774.
15. atheism.about.com/library/FAQS/islam/countries/bl_Jordan/Israel.htm.
16. Там же.
17. atheism.about.com/library/FAQS/islam/countries/bl_Jordan/Israel.htm.
18. Там же.
19. Там же.
20. Государство Израиль в 80-е годы. М. 1992, с. 195.
21. БОРОВОЙ Я. Человек с тысячью лиц. Ясир Арафат. М. 2009, с. 99.
22. Там же.
23. Там же, с. 99 - 100.
24. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ И.Д. История Государства Израиль. М. 2012, с. 231.
25. Там же.
26. Там же.
27. Там же.
28. БОРОВОЙ Я. Ук. соч., с. 100.
29. Там же.
30. Вести - 2. 10 февраля 1994, с. 7
31. Там же.
32. Там же.
33. Там же.
34. Там же.
35. Там же.
36. Там же.
37. atheism.about.com/library/FAQS/islam/countries/bl_Jordan/Israel.htm.
38. ПЕРЕС Ш. Новый Ближний Восток. М. 1994.
39. ru.wikipedia.org/wiki/
40. Там же.
41. Там же.
42. Israel's Foreign Relations, Selected Documents 1992 - 1994. Jerusalem. 1995, vol. Fomrteen, p. 885.
43. Ibidem.
44. Ibid., с 885 - 886.
45. Ibid., с 886.
46. Ibidem.
47. Ibidem.
48. ru.wikipedia.org/wiki/
49. Israel's Foreign Relations, Selected Documents, 1992 - 1994, p. 895 - 896.
50. ru.wikipedia.org/wiki/
Войдите, чтобы подписаться
Подписчики
0
Гасратян С. М. Отношения между Израилем и Иорданией в контексте арабо-израильского конфликта
От Saygo
Войдите, чтобы подписаться
Подписчики
0
Отзыв пользователя
Нет отзывов для отображения.