Познахирев В. В. Вице-адмирал З. П. Рожественский // Вопросы истории. - 1993. - № 10. - С. 161-164.
"Луч беспристрастной истории озарит многотрудный путь, самоотверженно пройденный честным флотоводцем, которому не дано было совершить только одного - чуда"1, - эти слова, произнесенные более 80 лет назад, могут подтвердить далеко не все историки, ибо речь шла о том самом адмирале Рожественском, который проиграл в 1905 г. морскую битву при Цусиме. Заметки о Рожественском в энциклопедиях не отличаются разнообразием и содержат ограниченные сведения, а достоверность их вызывает сомнения. Например, в качестве даты рождения адмирала энциклопедии приводят 30.X (11.XI) или 17 (29).III.1848 года. Но, согласно послужному списку, он родился именно 30 октября 1848 г.2 ; что касается 17 марта, то это не что иное, как день его ангела (именины).
Зиновий Петрович Рожественский происходил из семьи военного врача. Получив дома и в гимназии разностороннее образование, он в 1864 г. был зачислен в Морской корпус, где сразу обратил на себя внимание самостоятельностью поведения, замкнутостью и болезненным самолюбием. Кадет Рожественский увлекался тактикой, артиллерией, историей, следил за новинками в военно-морском деле. Первые годы его службы прошли на кораблях Балтийского флота, а затем он стал слушателем Михайловской артиллерийской академии в Санкт-Петербурге. Там он участвовал в выборе оптимальных типов корабельных орудий, сотрудничая с адмиралом А. А. Поповым. В 1873 г. лейтенант Рожественский завершил обучение "по первому разряду с присвоением знака отличия за окончание курса и награждением годовым окладом жалования по чину" и в дальнейшем работал в Комиссии морских артиллерийских опытов, исполнял обязанности флаг-офицера начальника эскадры броненосных судов Балтийского флота вице-адмирала Г. И. Бутакова. "Ужасно нервный человек, - отзывался он о Рожественском, - а бравый и очень хороший моряк"3 .
Рожественскому в его повседневной работе не был свойствен дух новаторства, хотя он не чуждался прогресса. В 1876 г. он получает разрешение посещать лекции в Петербургском институте инженеров путей сообщения, берется за переводы научных статей из иностранной периодики и увлекается только что начавшей проникать на флот электротехникой. Ему принадлежал один из проектов электрического освещения столичных театров.
Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. застала Рожественского в Николаеве, куда он был откомандирован для осмотра приморских укреплений и вооружения коммерческих судов. В июле 1877 г., находясь в составе экипажа парохода "Веста", он принял участие в бою с турецким броненосцем "Фетхи-Боленд". Пять часов "Веста" уходила от превосходившего ее противника, а Рожественский оставался не у дел, будучи прикрепленным к бездействовавшим носовым орудиям, и принял участие в бою лишь после того, как часть офицеров выбыла из строя. Первый же снаряд, выпущенный по его команде, повредил погонное орудие броненосца, после чего тот прекратил преследование. За это Рожественский был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
Рожественский же называл тот бой "постыдным бегством" и жаловался Бутакову, что Георгий "жжет его". В июле 1878 г. он изложил свои взгляды на ход этого боя в печати4. Статья вызвала дискуссию, повлекшую за собой судебное разбирательство и увольнение бывшего командира "Весты" капитана 2-го ранга Н. М. Баранова. Но пострадал и Рожественский: его долго не продвигали по службе и лишили ежегодных летних плаваний.
В июле 1883 г. ему неожиданно предложили принять должность командующего морскими силами Болгарии, делавшими первые шаги. У болгар отсутствовали даже основополагающие документы, необходимые для развития флота, не было оборудованной базы, не хватало жилых помещений для личного состава. Любивший административную деятельность Рожественский сразу же включился в новую работу. В 1884 г. под его руководством были разработаны первые в истории болгарского флота документы по боевой подготовке, реорганизован учебный процесс, упорядочено несение брандвахты. "Характерным в его командовании было наведение строгого порядка на флотилии"5 .
Сформулированные им задачи болгарской морской флотилии сводились к следующему: "Она на первое время должна представлять собою наличие средств для обороны водных границ страны; быть рассадником личного состава, приохоченного к морскому делу, образованного по разнообразным его отраслям и способного с течением времени провести в народе сознание силы взяться за дело частного судоходства", "возвратить страну на поприще всемирной торговли"6. Рожественский выработал "Положение" о судоремонтном предприятии в Русе, принял меры к устройству зимнего порта, составил проект установки дебаркадеров вдоль побережья Дуная и все время безуспешно требовал увеличения ассигнований на флот: "Пока... правительство, стремящееся к защите свободы и развитию благосостояния народа, оставляет меня во главе зарождающегося флота, - писал он, - я не устану ходатайствовать о нуждах этого флота, т. е. о нуждах народа"7 .
Не получив требуемых средств, Рожественский обратился к правительству России и добился безвозмездной передачи Болгарии двух миноносок, 10 паромов, 40 якорных мин, 100 пуд. пироксилина, других материалов, что позволило укрепить оборону болгарских портов. При участии Рожественского было положено начало болгарскому военно-морскому музею и морской библиотеке, создано техническое общество, образовано офицерское собрание.
Осенью 1885 г., в связи с обострением отношений между Болгарией и Россией, Рожественского отозвали на родину. В ноябре того же года капитан 2-го ранга Рожественский был назначен флагманским артиллеристом, а в 1887 г. он подал начальнику Главного морского штаба стратегическую записку насчет целесообразности создания в Ионическом море летучего аотряда миноносцев на случай войны со средиземноморской державой: "Я почитал бы себя счастливым, - писал он, - если бы мой личный труд был допущен при осуществлении этой идеи"8. Однако это предложение не нашло поддержки. Рожественского назначили старшим офицером броненосной батареи "Кремль", а в 1890 г. - командиром клипера "Наездник". То было время его службы на Балтийском флоте и сотрудничества с адмиралом С. О. Макаровым. "Милостивый государь Степан Осипович, - писал ему Рожественский. - Покорнейше Вас благодарю за полученный сегодня отчет о Кронштадтской лекции. Воспользовавшись Вашим руководством, я втягиваю офицеров в дело. Мною собраны сведения об изменении температуры на глубинах в Формозском проливе"9.
Осенью 1891 г., после возвращения из Владивостока в Кронштадт, капитан 1-го ранга Рожественский назначается военно-морским агентом в Великобританию. Посылая оттуда в Петербург чертежи английского крейсера первого класса, которые, по его мнению, "не представляют существенного интереса для наших техников", он выдвинул предложение: "В Главном морском штабе могла бы быть составлена памятная книжка об этом классе судов... и преподана инструкция командирам наших кораблей относительно наивыгоднейших условий атаки этих крейсеров и обороны против них. Если потребуется, то подобные же сведения будут мною доставлены относительно крейсеров 2 и 3 класса"10.
Получив указание подготовить контракт на приобретение в Англии миноносца, оборудованного устройством, снижающим вибрацию корпуса, Рожественский возразил против такого решения: "Ознакомление с прибором, уничтожающим сотрясение, не уяснит нам принципа и метода, пользуясь которым, мы сами могли бы строить миноносцы другого чертежа и снабжать их... приспособлением, уничтожающим сотрясение,.. было бы весьма полезно произвести ряд самостоятельных исследований... Думаю, что людям, сведущим в кораблестроении и механике, достаточно будет намеков, чтобы изобрести необходимые приборы, построить правильный метод... и спроектировать все необходимые для опытов приспособления"11.
К рапорту Рожественский приложил выполненные им чертежи устройства с полным его описанием.
Летом 1894 г. его назначили командиром крейсера первого ранга "Владимир Мономах" в составе Средиземноморской эскадры адмирала Макарова. Судя по его рапортам, он был достаточно высокого мнения о Рожественском: "С моего вступления в командование я обратил внимание на чрезмерно большой расход угля во время якорной стоянки, - доносил в Петербург Макаров. - По этой части на броненосце "Император Николай I" было сделано многое, и расход угля с 7 тонн доведен до 4 1/2 ... Я назначил комиссию под председательством... Рожественского, который энергично принялся за дело, и вообще я встретил по этой части большую готовность в... Рожественском, который сразу уменьшил расход до 2 1/2 тонн". В другом рапорте адмирал писал: "Вечером получил телеграмму начальника Главного морского штаба, в которой он спрашивал меня о готовности крейсера... "Владимир Мономах". Ответил, что крейсер готов, и, действительно, капитан 1 ранга Рожественский держит свой крейсер в таком виде, что он мог тотчас же быть отправлен по назначению"12.
Весной 1895 г. "Владимир Мономах" в составе эскадры прибыл на Дальний Восток для поддержания веса России во время мирных переговоров между Японией и Китаем. Там, как видно из дневника Макарова, Рожественский оказывал ему помощь при составлении тактического руководства для боя, а также вел переговоры о совместных действиях с командующим германской эскадрой. В декабре 1898 г. Рожественский был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим учебно-артиллерийским отрядом Балтийского моря. Высокие результаты артиллерийских стрельб принесли ему широкую известность. Соответственно возросли его честолюбие и самомнение. Будучи очень трудоспособным, самостоятельно мыслящим флотоводцем, он тем не менее никогда не пользовался любовью ни своих начальников, ни подчиненных. Одни видели в нем соперника, другие - деспота, чему способствовали его прорывавшиеся порою свирепость и неуравновешенность.
В январе 1900 г. ему было поручено возглавить операцию по снятию с камней о-ва Гогланд (Сур-Сари) броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин". В тяжелых погодных условиях Рожественский умело организовал работу, мобилизовав на спасение корабля ряд специалистов и использовав достижения техники. Редкая спасательная операция такого рода была выполнена успешно. С эпопеей "Апраксина" связан, в частности, эпизод, дополнительно характеризующий Рожественского как человека весьма своеобразного. Недовольный тем, что списки лиц, представленных им к поощрению, оказались пересмотренными, он написал в Главный штаб: "Так как я уже имел счастье получить высочайшую благодарность, объявленную как в приказе, так и лично мне,., то имею честь покорнейше просить, чтобы из 1500 рублей, назначенных мне в награду,.. 500 были прибавлены к вознаграждению капитана 2 ранга Бергштрессера (заместитель Рожественского по спасательным работам. - В. П.), а тысяча - выданы... командиру броненосца "Полтава"13.
Спустя четыре месяца Рожественский вернулся к обязанностям командира учебно-артиллерийского отряда и вскоре подал в Главный штаб докладную записку: "Численность обучающегося состава не достаточна для снабжения комендорами судов в военное время... На укомплектование же мобилизованного флота призванными из запаса не следовало бы рассчитывать,.. имея в виду, что призванные... в большинстве случаев окажутся непригодными для исполнения обязанностей... у новых орудий"14. Доказывая, что некомплект специалистов будет расти, он предлагал способы решения вопроса в рамках прежнего бюджета. Однако практических результатов его записка не имела.
Педагогические взгляды Рожественского, изложенные им перед комиссиями по реорганизации Школы младших специалистов и Морского училища, отражены в документах: "Действующие программы школ достаточны. Нужно только, чтобы экзамены... не были пустой формальностью, а сами школы серьезно относились как к выбору учеников, так и к образованию из них специалистов. Программы школ должны развиваться не насильственно, а самими школами, которые должны чувствовать непрерывный прогресс дела... Закона о программах быть не должно, а должен быть закон о качестве воспитателей"; "Можно предвидеть, что при сохранении для Морского училища ныне действующего закона о приеме только дворянских детей ряды училища не заполнятся способными людьми"15.
В марте 1903 г. Рожественский был назначен начальником Главного морского штаба. В этой должности он проявил себя сторонником строительства крупного броненосного флота в ущерб кораблям других классов и допустил ряд иных ошибок, неизменно поддерживая идею разгрома противника в генеральном морском сражении. В заслугу ему можно поставить обоснование замены главной базы Тихоокеанского флота с безотлагательным увеличением добычи угля в месторождениях Уссурийского края и наращиванием морских сил России на Дальнем Востоке.
В 1904 г. Зиновий Петрович получил чин вице-адмирала и с апреля переключился на подготовку второй Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальний Восток, в поддержку запертой японцами в Порт-Артуре первой Тихоокеанской эскадры. Посылка новой эскадры постепенно приобретала признаки авантюры. Даже предвидя разгром, адмирал не нашел в себе смелости открыто заявить об этом и после русско-японской войны признавался одному из своих знакомых: "Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: Берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Что Вы будете показывать на смотрах, когда окончится война? Но у меня не оказалось нужной искры"16.
В октябре 1904 г. вторая Тихоокеанская эскадра вышла из Балтийского моря. Она добиралась до Японского моря семь месяцев и в мае 1905 г. потерпела поражение у Цусимы. Рожественский не организовал с присущим ему умением ни боевой подготовки кораблей, ни разведки сил противника, не наметил четкого плана действий, пустив все на самотек. Правда, позднее следственная комиссия установила, что с самого начала не было никаких шансов на успех17. Подавляющее большинство военно-морских специалистов и в России, и за рубежом предвидели катастрофу еще до Цусимы, и лишь отдельные лица поддерживали Рожественского18. Естественно, после проигранной войны развернулась уничтожающая критика. Началась травля Рожественского. Россия искала конкретных виновников позора. В этом приняли участие и Морское ведомство, и пресса.
Рожественский не оправдывался. Он писал знакомому: "Я часто читаю тяжелые обвинения по своему адресу, и злобные строки представляются мне выражением горя общества о гибели флота, которым я командовал и который был и остается для меня дороже моей репутации, ценнее чести моей"19. Военно-морским судом он был оправдан, поскольку получил в бою тяжелое ранение, и в 1906 г. уволен в отставку. Далее он неприметно жил в Петербурге, где и умер 1 (14) января 1909 г. от паралича сердца.
Примечания
1. СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ А. Над свежею могилой Рожественского. - С. - Петербургские ведомости, 9.I.1909.
2. Центральный архив военно-морского флота в Санкт-Петербурге (ЦАВМФ), ф. 417, оп. 4, д. 4244, л. 15.
3. Там же, л. 16об.; ВИТМЕР А. Что видел, слышал, кого знал. - Морской сборник, 1914, N 6, с. 32.
4. ВИТМЕР А. Ук. соч., с. 31.
5. БОЕВ Р. Военният флот на България 1879 - 1900. София. 1969, с. 95, 50 - 51.
6. ЦАВМФ, ф. 1233, оп. 1, д. 5, л. 18 - 18об., 19об.
7. Там же, л. 25 - 25об.
8. Там же, ф. 417, оп. 1, д. 244, л. 9.
9. Там же, ф. 17, оп. 1, д. 320, л. 20 - 30.
10. Там же, ф. 417, оп. 1, д. 827, л. 114.
11. Там же, л. 15.
12. С. О. Макаров. Документы. Т. 2. М. 1960, с. 159, 165.
13. ЦАВМФ, ф. 1233, оп. 1, д. 11, л. 114об.
14. Там же, ф. 417, оп. 1, д. 2130, л. 1.
15. Там же, ф. 1233, оп. 1, д. 12, л. 1; д. 15, л. 5об.
16. Там же, д. 3, л. 1.
17. Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя, - Морской сборник, 1917, N 9, с. 44.
18. ЦАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 529, л. 2; д. 263, л. 15.
19. Там же, д. 381, л. 2 - 3.