Раскопки в Московском Кремле пока еще не дали значительных результатов. Правда, они показали археологам-скептикам, что московский двор XVII имел такие тайны, которые не доверялись приказным чиновникам и на которых мало даже намеков в дошедших до нас многочисленных документах этого времени. Но и только. Причина отсутствия важных результатов, кажется, заключается в медленности работы, а последняя находится в прямой зависимости от неожиданного препятствия, встретившегося при самом начале раскопок: те тайные палаты кремлевских башен, из которых могут быть ходы в кремлевский тайник, оказались наполненными землей. Откуда эта земля? Ею засыпаны были башенные палаты в 1707-1709 годах.
В то время, в ожидании нападения на Москву Карла XII и его шведов, производилось поспешное укрепление Кремля и Китай-города массой рабочих, число которых иногда доходило до 30 тыс. и которые работали даже зимой. Наши сведения о том, в чем именно состояли эти работы, довольно скудны; но мы не можем сомневаться, что они касались, между прочим, кремлевских башен. Одно из писем к Петру Великому царевича Алексея Петровича (он около полугода наблюдал за работами) дает кое-какие интересные указания. Царевич от 27-го октября 1707 года пишет:
«У Боровицких ворот роют до фундамента, где зачинают болворок. По Москве-реке, между Тайницких и Москворецких ворот, оставливают бревнами и насыпают землю и делают бруствер. А от Тайницких ворот до Водовзводной башни и от Москворецких ворот до Васильевского сада такожде будет оставлено бревнами. На кремлевских башнях бойницы пробиты и пушки ставать...» (Мурзакевич, письма царевича Алексея Петровича, № 36).
При этих работах попали в землю и разные кости, и осколки, и колонка, и копейка 1709 года, найденная в палатах под Троицкою и Боровицкою башнями. При этих же работах была засыпана ленивыми рабочими и случайно упавшая в яму пушка, которую откопали около Окружного суда…
Поиски в старых документах, ради известий о библиотеке московских государей XVI-XVII веков (мы остаемся при предположении, что в 1682 году в палатах кремлевского тайника находилась, между прочим, эта библиотека), дали более ценные результаты.
Скептики указывали на отсутствие всяких сведений о существовании царской библиотека с греческими и латинскими рукописями в XVII веке и предполагали, что та библиотека, которая была разобрана при великом князе Василии Ивановиче Максимом Греком и которую видели при Иване Грозном несколько немцев, погибла в один день из-за пожаров XVI века или в Смутное время. Нам посчастливилось найти известие об этой библиотеке из второй половины XVII века. Это – письмо известного Паисия Лигарида, ученого грека, проживавшего в Москве шестидесятые годы этого столетия и принимавшего значительное участие в деле патриарха Никона. Оно написано к царю Алексею Михайловичу в июне 1663 года, на латинском языке и издано в «Собрании государственных актов и договоров», том IV, №28. Вот важнейшая часть этого письма в русском переводе (не особо точном):
О священнейший и благочестивейший император!
Вертоград, заключенный от алкающих, и источник, запечатленный от жаждущих, по справедливости почитаются не существующими. Я говорю се к тому, что давно уже известно о собрании Вашим Величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг; почему нижайше и прошу дозволить мне свободный вход в Ваши книгохранилища, для разсмотрения греческих и латинских сочинений. Кроме верной пользы, сие не нанесет никакого предосуждения святой Божьей церкви, ни Августейшей Вашей империи, которую да покроет, возвысит и утвердит Всевышнее провидение. Аминь, буди, буди.
То, что Паисий здесь говорит о принадлежащих царю издавна греческих и латинских рукописях (codies), может относиться только к старой библиотеке московских государей; нет никакой возможности видеть в этих рукописях тех греческих книг, которые по поручению Никона, были приобретены в 1645-1655 годах Арсением Сухановым на Афоне и в других местах востока, так как последние считались принадлежащими патриарху и в 1663 году, вместе с другими книгами Никона, находились или в Воскресенском монастыре (большая часть), или, в принадлежавшем этому монастырю Иверском подворье (немногие).
К сожалению, мы не имеем сведений о царском ответе на письмо Паисия (оно должно быть в московском архиве министерства иностранных дел) и можно лишь догадываться, что Паисий под каким-нибудь благовидным предлогом получил отказ.
Одно из немецких известий о царской библиотеке, рассказ пастора Ваттермана (они видел эту библиотеку в 1565 или1566 году) сообщает, что в ней были книги не только греческие и латинские, но и еврейские. Н.П. Лихачев нашел в наказе Ивана Грозного послу к ногайским татарам Михаилу Сунбулову, 1565 года, такие слова:
«А нечто молвит Тинехмат князь: писал если к царю и великому князю о книге Азянбу –й-Махлукат, и государь тое ко мне книги не прислал. И Михаилу молвити: государь наш все книги в казнах своих искати велел и доискатися ее не могли.»
Из него видно, что ногайский князь обратился к царю с просьбой прислать ему сочинение Казвини Аджанбу –ль-махлукат, т.е. Чудеса природы, что царь велел искать арабскую рукопись в своей библиотеке и что ее не нашли. Ясно, что проситель знал, что Иван Грозный владеет арабскими рукописями, и сам царь не думал отрицать этого. Если мы заглянем в летописи, мы в ней найдем известие, что после смерти казанского царя Сафа-Гирея, казанские татары выдали воеводе Грозного его вдову и сына, и что при этом воевода захватил и отправил в Москву все ценности, всю казну казанских царей, и будем иметь право предположить, что при Иване Грозном к доставшимся ему по наследству греческим и латинским книгам были присоединены арабские, взятые в Казани. Приняв в соображение, что ногайские князья были свои люди в Казани, как родственники и свойственники казанских царей, и могли иметь сведения об их библиотеке, мы поймем просьбу Тинехмата. А допустив, что между арабскими рукописями были написаны куфическим письмом, которое можно принять за еврейское, мы признаем имеющим основание рассказ Веттермана о еврейских книгах.
Алексей Иванович Соболевский (26 декабря 1856 (7 января 1857), Москва — 24 мая 1929, Москва) — русский лингвист, палеограф, историк литературы, славист. Член Императорской Академии наук, член Императорского Православного Палестинского Общества.
Лихачев Николай Петрович (12.04.1862— 14[27]. 04.1936), действительный статский советник, выдающийся русский историк, академик, член-учредитель Русского Собрания (PC).
Митрополит Паисий (греч. Παΐσιος, в миру Пантелеимон Лигарид, греч. Παντολέων Λιγαρίδης; 1610, о. Хиос — 24 августа 1678, Киев) — епископ Иерусалимской Церкви; православный митрополит Газы. Активный участник церковно-политической борьбы в Русском государстве в 1660-х годах.
Веттерман, Иоганн — магистр, дерптский пастор. По поручению Ивана Грозного осуществлял разбор царской библиотеки – легендарной Либереи.