Соколов В. В. Ленд-лиз в годы Второй мировой войны // Новая и новейшая история. - 2010. - № 6. - C. 3-17.
Значение Победы во Второй мировой войне над фашизмом, 65-летие которой отмечено в этом году, имеет огромное общественно-политическое звучание. "Создание антигитлеровской коалиции, - писал министр иностранных дел России С. В. Лавров, - по праву считается крупнейшим дипломатическим прорывом своего времени"1.
Российские историки отношениям СССР с США и Великобританией в период Второй мировой войны уделяли пристальное внимание. Этому способствовала публикация архивных документов, предпринятая в свое время МИД СССР, включавшая, прежде всего, переписку И. В. Сталина с президентами США Ф. Рузвельтом и Г. Трумэном и британскими премьер-министрами У. Черчиллем и К. Эттли, материалы встреч на самом высоком уровне в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также сборники документов в четырех томах о советско-американских и советско-английских отношениях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, международным фондом "Демократия" в 2004 - 2006 гг. были изданы сборники документов "Советско-американские отношения. 1939 - 1945, 1945 - 1948, 1949 - 1952".
К сожалению, в наши дни, подчеркивает С. В. Лавров в упомянутой статье, "нередки попытки использовать тематику Второй мировой войны, вопросы о причинах этой глобальной катастрофы в своекорыстных целях". "В разговорах об истоках Второй мировой, - со стороны западных политиков и историков отмечает министр, - слишком много откровенной лжи и конъюнктуры... Элементы такого подхода, продиктованного соображениями идеологии и политической целесообразности, присутствовали и в Советском Союзе"2.
Поэтому при всей изученности истории отношений СССР с основными союзниками в период Великой Отечественной войны, в том числе и по вопросу о ленд-лизе, хотелось бы вновь остановиться на этой проблеме и объективно осветить некоторые малоизвестные ее аспекты3.
Действительно вопрос об англо-американских поставках военной техники, промышленного оборудования и продовольствия по ленд-лизу имел для нашей страны большое значение. Им занимались руководители советского государства, наркомата иностранных дел, наркомата внешней торговли, Правительственной закупочной комиссии.
Отметим прежде всего, что политика США в отношении СССР в период Второй мировой войны во многом определялась личной позицией американского президента Ф. Д. Рузвельта, установившего в 1933 г. дипломатические отношения с Советским Союзом и считавшего, что "два великих народа - Америка и Россия - должны поддерживать нормальные отношения"4.
Правительство США, учитывая изоляционистские настроения американской общественности, в 30-е годы не торопилось активно вмешиваться в международные конфликты, уже потрясавшие мир, строго придерживалось закона о нейтралитете 1935 г. и его последующих модификаций.
Беседуя в начале июня 1939 г. с советским полпредом в США К. А. Уманским, Рузвельт говорил: "Если имеются две страны, которые могут взирать на мелкие дипломатические интриги с философским спокойствием, то это - ваша страна и наша. В конце концов, Европа не так уже велика. У нас с вами другие масштабы"5. Однако прошел месяц и развитие событий в Европе вызвало у него беспокойство. В беседе с полпредом 30 июня он уже нашел положение в Европе крайне опасным: "сроки новой агрессии исчисляются неделями". "С закабалением прибалтов, - продолжал он, - едва ли примирится СССР, с закабалением Англии и Франции не могут примириться США"6.
В начавшейся в сентябре 1939 г. Второй мировой войне обе страны формально придерживались политики нейтралитета - СССР в силу заключенного с Германией в августе договора о ненападении, а США ввиду действовавших законов о нейтралитете.
Для руководителей в Москве и Вашингтоне был совершенно неожиданным молниеносный разгром Франции, одной из крупнейших держав Западной Европы, произошедший в мае - июне 1940 г. под ударами гитлеровского вермахта. Серьезная угроза нависла над Великобританией, а тем самым возникла опасность потери британского контроля над Атлантикой.
Перед США встала трудная задача - отойти от своей традиционной нейтралистской политики. К тому же в Вашингтоне существовало довольно крикливое прогерманское лобби (сенатор - республиканец Ванденберг, генерал Вуд, популярный летчик Ч. Линдберг). Потребовалось определенное мужество и настойчивость Рузвельта и лиц, его поддерживавших, чтобы постепенно сломать нейтралистские настроения в стране и взять курс на достижение единства демократических сил. Этому способствовали призывы премьер-министра Великобритании У. Черчилля, который, прийдя 10 мая 1940 г. к власти, слал Рузвельту одно письмо за другим с призывом о помощи. Так, 15 мая 1940 г. он писал о германской агрессии: "Малые страны просто сметаются одна за другой, как домики из спичек"7.
В своем письме британский премьер просил Рузвельта предоставить во временное пользование "40 или 50 старых эсминцев", а также "несколько сотен самолетов новейшего типа, которые вы сейчас выпускаете". К тому же Черчилль объяснил, что его страна не имеет сейчас долларов, чтобы оплатить все эти поставки8.
Рузвельт понимал, что помощь оказать нужно. В этом были заинтересованы сами Соединенные Штаты, которые не хотели, чтобы гитлеровская Германия захватила более сильные позиции в западном полушарии, где она в ряде стран уже имела определенное влияние. В Вашингтоне вспомнили о старом законе 1892 г., согласно которому Конгресс США имел право уполномочить военного министра передавать в аренду военное имущество, когда это делается "в интересах государства". Рузвельт этим воспользовался. Через три месяца, 2 сентября 1940 г., сделка о передаче эсминцев состоялась. Но надо отметить, что передача этих кораблей и других судов Великобритании произошла в обмен на временное предоставление ряда военно-морских баз для США на британских островах в Атлантике, прежде всего на Бермудах и в Вест-Индии9.
США в конце ноября 1939 г. внесли поправку в закон о нейтралитете, введя в него принцип "плати и вези". Согласно этому закону США имели право продавать оружие как немцам, так и союзникам10. Но на деле все же не допускалось снабжение немцев.
Выиграв в начале ноября 1940 г. в третий раз президентские выборы, президент Рузвельт публично объявил о делении американской военной продукции, поступавшей с заводов, поровну между американскими вооруженными силами, с одной стороны, и английскими и канадскими - с другой. Это решение, отмечал Черчилль, исключало столкновение интересов среди исполнителей и возможность трений, "несмотря на общую атмосферу доброжелательства". В соответствии с этим решением США удовлетворили просьбу Англии "еще на 12 тыс. самолетов, помимо тех 11 тыс., которые мы уже заказали, - отмечал Черчилль. Но как все это оплачивать?"11.
Сразу же после выборов, 8 декабря 1940 г., Черчилль написал Рузвельту длинное письмо, в котором обосновал необходимость для США взять на себя защиту западных районов Атлантики, указав одновременно, что "близится момент, когда мы больше не сможем платить наличными за суда и другие поставки"12. Президент обдумывал несколько дней создавшуюся ситуацию, а затем 17 декабря выступил на пресс-конференции с идеей о передаче Великобритании вооружения на принципе ленд-лиза (от английских слов "lend" - давать взаймы и "lease" - сдавать в аренду).
10 января 1941 г. Рузвельт внес в Конгресс США проект закона о ленд-лизе. 8 февраля палата представителей американского Конгресса 260 голосами "за" и 165 - "против" одобрила этот законопроект. Дебаты в сенате США проходили не менее жестко. Треть сенаторов высказалась против проекта закона13. Тем не менее, закон был принят и 11 марта 1941 г. его подписал Рузвельт. Формально закон действовал до 30 июня 1943 г., а затем дважды продлевался. В день подписания президент специальной директивой распространил действие закона на Англию и Грецию.
Закон о ленд-лизе предоставлял президенту США полномочия "передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против агрессии жизненно важна для Соединенных Штатов"14. По программе ленд-лиза предусматривалось два вида денежных ассигнований: прямое ассигнование президентом (эти ассигнования достигли 30,7 млрд. долл.) и ассигнования по сметам военного и военно-морского департаментов и военно-морской комиссии, которые составляли 36 млрд. долл.15 Уже 11 сентября 1941 г. Рузвельт, говоря об оплате ленд-лиза в отчете Конгрессу, заявил: "Мы оказываем эту помощь не как акт благотворительности, а как средство защиты Америки"16.
Вопросы ленд-лиза, волновавшие Черчилля, пока еще не интересовали Москву. Как известно, отношение в США к России непосредственно перед Второй мировой войной сильно ухудшилось после заключения советско-германского договора о ненападении и особенно в связи с советско-финским военным конфликтом, когда США объявили в январе 1940 г. в отношении СССР "моральное эмбарго". Однако в январе 1941 г. это эмбарго на торговлю с СССР было отменено, поскольку советско-финская война окончилась, а в Вашингтоне стало известно о гитлеровском плане "Барбаросса" - плане нападения на СССР. Следует отметить, что американские дипломаты дважды предпринимали шаги в Вашингтоне и Москве, чтобы осторожно предупредить о предстоявшем нападении гитлеровской Германии на СССР, однако не были услышаны руководством в Москве17. Осталось без ответа и послание Черчилля на имя И. В. Сталина по этому вопросу от 3 апреля 1941 г., направленное 19 апреля английским послом в Москве С. Криппсом в НКИД18.
Скоро и в Лондоне стало известно о предстоявшем нападении гитлеровской Германии на СССР, как говорится, из первых рук. В Англию в мае 1941 г. для переговоров прилетел один из нацистских главарей Р. Гесс, где и был задержан. О содержании состоявшихся переговоров с ним англичане до сих пор хранят молчание. Но, судя по всему, сделка не состоялась.
14 июня 1941 г. Черчилль сообщил Рузвельту, что "немцы вот-вот должны атаковать границы России на широком фронте". Он писал, что, если это случится, он намерен "оказать России всяческую поддержку и помощь, на которую мы способны"19. Независимо от мотивов действий английского правительства и лично Черчилля такая поддержка для советского правительства была очень ценной.
20 июня американский посол в Лондоне Дж. Вайнант проинформировал Черчилля, что президент Рузвельт просил передать: если немцы нападут на Россию, то он поддержит любое заявление Черчилля, приветствующее Россию в качестве союзника20. Выступая 22 июня 1941 г. по радио, Черчилль заявил: "Вторжение Гитлера в Россию - лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова... Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность грозящая нам и Соединенным Штатам"21. Рузвельт в выступлении 24 июня выразил готовность оказать Советскому Союзу "всю возможную помощь"22.
Самой логикой вещей СССР становился военным союзником демократических держав. По указанию президента был предпринят ряд шагов по нормализации торгово-экономических отношений между двумя странами: был снят запрет на использование советских вкладов в размере 40 млн. долл., замороженных в банках США, а также применена упомянутая поправка в закон о нейтралитете, которая позволяла экспорт американского оружия в СССР. Однако в американском обществе сохранялись сильные антисоветские предубеждения, вызванные многолетней соответствующей пропагандисткой обработкой населения через средства массовой информации. Значительная часть американских граждан не поддержала на первых порах идею оказания помощи СССР на одинаковых с Великобританией условиях. Опрос общественного мнения, проведенный 24 июня 1941 г., показал, что за оказание такой помощи высказались лишь 35% опрошенных, тогда как 54% были против, а 11% не выразили своего мнения23. С целью преодоления сопротивления противников помощи СССР Рузвельт в своих выступлениях неоднократно подчеркивал разницу между оказанием помощи народу России и помощи коммунизму.
Победоносное шествие гитлеровских войск по странам Европы заставляло задуматься американских деятелей, к чему это может привести. Так, газета "Нью-Йорк Таймс" 26 июня 1941 г. писала: "Не должно быть сомнения относительно того, что быстрая и полная победа Гитлера в России была бы величайшей катастрофой для Англии и Америки. Она дала бы ему возможность противостоять британской блокаде, обеспечить на годы нефть и продовольствие, создать в России вассальный режим, завладеть Индией и нефтеносными районами Ближнего Востока, заключить союз с Японией для захвата Китая и создания угрозы Соединенным Штатам со стороны обоих океанов"24.
Американским руководителям приходилось учитывать все эти факторы, поскольку такой прогноз скоро стал явью в связи с нападением в декабре 1941 г. Японии на США.
Отношения между СССР и США все же налаживались. Этому способствовала активная политика английского премьер-министра Черчилля, который был кровно заинтересован в том, чтобы удержать Россию в войне. Ведь с началом военных действий в России германские бомбежки Лондона и других английских городов практически прекратились. Английское правительство, сознавая грозящую опасность для Великобритании в случае поражения СССР, приняло советское предложение о заключении 12 июля 1941 г. соглашения о совместных действиях в войне против Германии, взяв на себя обязательства оказывать друг другу помощь и поддержку в войне и не заключать сепаратного мира25.
Уже 26 июля Черчилль сообщил Сталину, что британский военный кабинет "решил послать в возможно короткий срок в Россию двести истребителей "Томагавк", 140 из этих самолетов будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 - из числа заказанных нами в США"26.
В конце июля 1941 г. Рузвельт направил в Москву своего личного представителя Г. Гопкинса. Основной целью его миссии было выяснение военного положения СССР и настроя его руководителей. 30 и 31 июля состоялись две продолжительные беседы со И. В. Сталиным и беседа с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым. В ходе второй беседы со Сталиным была достигнута предварительная договоренность о проведении в Москве конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании о военных поставках Советскому Союзу27.
Пребывание Гопкинса в Москве укрепило в нем "уверенность в русском фронте". Он убедился, что немецкий "блицкриг" провалился и что время будет работать на союзников. При этом Гопкинс в беседе с Молотовым подчеркнул, что только теперь, во время войны, они осознали, что СССР и США являются соседями, "у которых никогда не было никаких недоразумений и конфликтов"28.
2 августа 1941 г. произошел обмен нотами об очередном ежегодном продлении торгового соглашения 1937 г. между СССР и США. Но на этот раз в американской ноте говорилось о решении правительства США оказать "экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии". Это решение, отмечалось в ноте, "продиктовано убеждением правительства США, что укрепление вооруженного сопротивления Советского Союза... соответствует интересам государственной обороны Соединенных Штатов"29.
Таким образом, рядовое событие, как ежегодное продление торгового соглашения, стало важным элементом в установлении партнерских отношений в общей борьбе двух стран против агрессивной политики гитлеровской Германии. В первые месяцы войны СССР расплачивался за военные поставки средствами, замороженными в американских банках на сумму в 40 млн. долл, и прямыми поставками золота30.
Во время встречи в Атлантике 13 августа 1941 г. Рузвельт и Черчилль направили Сталину послание, в котором говорилось: "Мы воспользовались случаем, который представился при обсуждении отчета г-на Гарри Гопкинса по его возвращении из Москвы, для того чтобы вместе обсудить вопрос о том, как наши две страны могут наилучшим образом помочь Вашей стране в том великолепном отпоре, который Вы оказываете нацистскому нападению". В послании предлагалось провести совещание высокопоставленных представителей трех стран в Москве, чтобы "снабдить Вас максимальным количеством тех материалов, в которых Вы больше всего нуждаетесь"31.
Такое совещание состоялось. Московская конференция представителей СССР, США и Великобритании 29 сентября - 1 октября 1941 г. пришла к единодушному решению о снабжении Советского Союза различной военной техникой, сырьевыми материалами и продовольствием, о чем был подписан секретный протокол32. В нем было записано, что США и Англия до конца июня 1942 г. будут поставлять в месяц по 400 самолетов, из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей, по 500 танков в месяц, 756 орудий из США и 500 орудий из Англии в течение 9 месяцев, 5000 грузовых автомобилей, а также кабель, телефонные аппараты, сталь, различные металлы, колючую проволоку, а также другие сырьевые товары и продовольствие33.
Этот документ советские руководители рассматривали как нечто обязательное без учета условий, в которых он был подписан. А задача Московской конференции состояла прежде всего в том, чтобы морально поддержать Советский Союз. США еще не были готовы осуществлять эти поставки.
Черчилль в беседе с советским послом в Лондоне И. М. Майским 5 сентября 1941 г. говорил, не скрывая, что "оружие из Америки поступает крайне медленно... По закону о займе-аренде пока не получено ничего. Значительных поставок оружия и прочего из Америки Черчилль ждет только во второй половине 1942 г."34 (подчеркнуто мной. - В. С.).
В послании Сталину от 24 сентября Черчилль писал: "до конца июня 1942 г. поставки идут почти полностью за счет британской продукции или продукции, которую США предоставляют нам в качестве наших собственных закупок или согласно закону о ленд-лизе"35.
Определенную роль в дальнейшем укреплении отношений между двумя странами сыграло англо-советское соглашение от 16 августа 1941 г. о взаимных поставках, кредите и клиринге. По этому соглашению Великобритания предоставила СССР для оплаты товаров кредит в 10 млн. ф.ст. из расчета 3% годовых, сроком на 5 лет. В ходе переговоров советская сторона согласилась оплатить 40% поставок наличными - либо в долларах, либо в золоте36.
Скоро, однако, выяснилось, что СССР не сможет своевременно выплачивать такие крупные суммы, а Великобритания соответственно требовать оплаты за товары, прежде всего самолеты и другую военную технику, которую сама получает из США бесплатно по ленд-лизу. Поэтому Англия с 6 сентября 1941 г. начала осуществлять военные поставки СССР по ленд-лизу37, т.е. на два месяца раньше США.
1 ноября 1941 г. Рузвельт сообщил Сталину о принятом Конгрессом США решении о распространении программы ленд-лиза на СССР. В рамках этой программы США предоставили СССР беспроцентный заем в размере 1 млрд. долл. на оплату вооружения, различного оборудования, продовольствия и сырьевых материалов. В ответном послании президенту США от 4 ноября Сталин расценил это решение "как исключительно серьезную поддержку Советского Союза в его громадной и трудной борьбе с нашим общим врагом, с кровавым гитлеризмом"38. Формально закон о ленд-лизе вступил для СССР в действие с 7 ноября.
В упомянутом послании Рузвельта высказывалось пожелание, чтобы Советский Союз со своей стороны поставлял некоторые виды сырья, которые могут потребоваться в США. Поясняя в беседе с заместителем наркома иностранных дел А. Я. Вышинским эту просьбу президента США, американский посол в Москве Л. Штейнгардт сказал, что, по его мнению, поставки сырья Советским Союзом будут носить "чисто политический характер и будут лишь козырем в руках Рузвельта при отражении атак критиков". Это окажет "большое влияние на американское общественное мнение"39. Но, конечно, поставки Советского Союза в США носили не символический характер, а имели важное стратегическое значение для американской экономики. Достаточно в этой связи упомянуть, что СССР в форме "обратного ленд-лиза" поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, большое количество платины, золота, леса на общую сумму в 2 139 000 долл.40
В нашей исторической литературе в недавнем прошлом нередко делался акцент на невыполнение США и Англией обязательств по поставкам вооружения согласно Московскому протоколу. Это утверждение было отчасти справедливое. Но при этом опускалось из виду, что эти недопоставки были позже восполнены, поскольку США еще не успели перевести свою экономику на военные рельсы, о чем записал в своем дневнике Майский, ссылаясь на американскую печать41.
Внезапное нападение Японии на США и Великобританию в декабре 1941 г. также вызвало кратковременную приостановку американских поставок СССР по ленд-лизу. Но самое главное, что после Московского протокола было еще три протокола о поставках СССР, которые успешно выполнялись и о которых нередко "забывали" наши историки.
А тогда, в записке на имя Сталина и Молотова от 9 января 1942 г., нарком внешней торговли А. И. Микоян действительно сетовал на то, что США обязались поставить 600 самолетов всех видов, а завезено в СССР - 95. Не был отработан механизм поставок. Так, например, 152 истребителя "Аэрокобра" были направлены в порты без пропеллеров, без вооружения и комплекта запчастей. То же касается танков. Планировалось поставить 25 тыс. грузовиков, а передано в СССР 1565 штук.
Приведя ряд примеров, когда задержка поставок происходила по внешним причинам, например, пароход загорелся или сел на мель или даже вернулся "из-за саботажа команды", не желавшей идти в Архангельск, нарком приходил к выводу: "Срывают наши поставки Военное и Морское министерства, конечно, не без ведома правительства"42. К тому же, отмечал позже посол СССР в США А. А. Громыко, ряд чиновников госаппарата США, занимавших ответственные посты, "тогда не верил в возможность оказания серьезного сопротивления со стороны СССР германской агрессии"43.
Московское сражение в декабре 1941 г., отбросившее гитлеровцев от столицы, в корне изменило ситуацию. Война к этому времени стала мировой, а США одним из ее главных участников. 28 декабря 1941 г. Рузвельт издал распоряжение о возобновлении американских поставок в СССР по ленд-лизу, приостановленных в связи с нападением Японии на США и Великобританию. А в феврале 1942 г. президент США выделил второй миллиард долларов на военно-экономическую помощь СССР44.
Была создана советская Правительственная закупочная комиссия в США, которая в соответствии с запросами и указаниями Москвы осуществляла конкретную работу по проталкиванию наших заказов в министерствах и фирмах. Тогда же была установлена прямая радиотелефонная связь между Москвой и Вашингтоном, которая очень скоро оказалась востребованной.
29 мая 1942 г. в Вашингтон по приглашению Рузвельта прибыл Молотов. Обсуждался вопрос об открытии второго фронта в Европе. Президент и некоторые из его генералов были склонны предпринять такой шаг осенью 1942 г., но Черчилль сумел их переубедить в пользу активизации военных действий англо-американских войск в Северной Африке. Для наркома это не было чем-то новым, поскольку до визита в Вашингтон он побывал в Лондоне, где после трудных переговоров с Черчиллем 26 мая им был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе45. Его не удивило, что США равно как и Англия ограничились сообщением в коммюнике о "возможности" открытия в 1942 г. второго фронта в Европе, что, надо сказать, дало в будущем для Москвы определенный пропагандистский эффект.
Более важным результатом переговоров было заключение 11 июня 1942 г. советско-американского соглашения "О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора", в котором признавалось, что "оборона СССР против агрессии жизненно важна для обороны США"46.
Тем самым под поставки по ленд-лизу была подведена определенная правовая база. Ранее вопросы ленд-лиза решались односторонними актами США. Конечно, во время войны особенно не думали, что правительству СССР придется возвращать после войны согласно статье V соглашения некоторые материалы, например, военные корабли, которые сохранились и нужны для обороны США47. Именно этот вопрос вызовет разногласия между двумя странами после войны, который будет долго осложнять непростые политические отношения.
А тогда, вслед за США, 27 июня 1942 г. в Москве между СССР и Великобританией Микоян и английский посол А. Керр подписали аналогичное соглашение о поставках по ленд-лизу. Соглашение имело обратную силу и вступало в действие с 22 июня 1941 г.48
Одновременно советская сторона поставила перед Рузвельтом вопрос о целесообразности такого порядка транспортировки вооружения из США, какой практикуют британские военные власти, когда "они сами отбирают пароходы, а также организуют погрузку в порту и конвоирование пароходов до порта назначения"49. Рузвельт согласился рассмотреть это предложение. 30 октября 1942 г. в США при президенте был создан "Советский протокольный комитет" во главе с Г. Гопкинсом, который стал курировать вопросы оказания помощи СССР по ленд-лизу50. Дело с американскими поставками скоро наладилось, что отмечал в своем письме наркому А. А. Громыко51.
Но военно-морские силы гитлеровской Германии с весны 1942 г. обрушили главный свой удар по англо-американским конвоям, сопровождавшим транспортные суда, шедших самым коротким путем - северными морями, на Мурманск, Архангельск, Северодвинск и перевозившими самолеты, танки, орудия и многое другое для Советской Армии. Цель гитлеровцев состояла в том, что парализовать снабжение СССР и ослабить сопротивление советских войск, дав возможность немцам прорваться к Сталинграду и Кавказу с его нефтью, хлебом и стратегическим положением. Надо сказать, что немцам много удалось. Были потоплены английские крейсеры "Эдинбург" и "Тринидад", 7 транспортов конвоя PQ-16 и 23 транспорта PQ-17. Английское правительство высказалось за приостановку посылки новых конвоев северным путем, что вызвало недовольство в Москве.
Здесь следует отдать должное политическому чутью и дальновидности Черчилля, который, желая сохранить Восточный фронт от всяких случайностей, предложил еще летом 1941 г. ввести советские и британские войска в Иран, чтобы обезвредить германскую агентуру в этой стране, стремившейся укрепить позиции гитлеровской Германии на богатом нефтью Ближнем Востоке. Но тем самым был одновременно создан второй менее опасный путь снабжения СССР военными и другими материалами через южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Черчилль 30 августа 1941 г. писал Сталину: "Мы устраиваем крупный базисный склад в Басре и надеемся построить там хорошо оборудованный тепловодный порт для приема грузов из Америки, которые таким путем наверняка достигнут районов Каспийского моря и Волги"52.
1 сентября 1941 г. Черчилль в письме Рузвельту отмечал: "Благодаря хорошим результатам, так легко достигнутым в Персии, мы оказались в соприкосновении с русскими". Он просил Рузвельта предоставить на время 12 пароходов и 20 грузовых судов, укомплектованных американскими экипажами для использования их на Среднем Востоке. В ответном письме от 6 сентября Рузвельт согласился предоставить такие суда53. Более того он предложил использовать американских специалистов по переустройству дорог и портов в Иране и Ираке.
8 сентября 1941 г. в Тегеране было подписано соглашение, положившее начало англо-советско-иранскому сотрудничеству в годы войны. Южный маршрут в полном объеме начал действовать с мая 1942 г. Для этого специально построили трансиранскую железную дорогу и автомобильную трассу до Азербайджана. Из Индии было доставлено 500 20-тонных вагонов и 50 паровозов. Объем железнодорожных перевозок для Советского Союза возрос с 200 т ежедневно осенью 1941 г. до 700 т к середине 1942 г.54 Тем самым путь через Иран по объему доставленных грузов Советскому Союзу занял второе место в общем грузопотоке. В этом была большая заслуга Черчилля, с которым у советских руководителей едва не возник конфликт из-за временного сокращения поставок по северному маршруту.
Направляясь со своим первым визитом в Москву, Черчилль 16 августа 1942 г. писал Рузвельту: "Любое утешительное или ободряющее послание, которое Вы сочли бы возможным направить Сталину, было бы полезным"55. В телеграмме от 19 августа президент информировал Сталина, что в августе из США будет отправлено в Советский Союз свыше 1 000 танков и других стратегических материалов, включая самолеты. США хорошо понимают, отмечал президент, что "Советский Союз несет основную тяжесть борьбы и самые большие потери", что "мы весьма восхищены великолепным сопротивлением, которое продемонстрировала Ваша страна"56.
В программе помощи СССР приняла участие и Канада, о чем редко упоминается в нашей литературе. По соглашению от 8 сентября 1942 г. Канада предоставила СССР кредит в сумме 10 млн. канадских долл., который был использован в связи с поставками в СССР пшеницы и муки57.
Поставки военной и экономической помощи Советскому Союзу со стороны союзников определялись ежегодными протоколами, подписанными СССР, США, Великобританией. О первом Московском протоколе, действовавшем с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г., уже говорилось. В период его действия в СССР было направлено 282 корабля с грузом 1 420 000 т, из которых СССР достигли 209 кораблей с грузом в 984 тыс. т (51 корабль был потоплен, а 22 судна вернулись в Англию и были вынуждены разгрузиться там).
Второй протокол был подписан 4 октября 1942 г. в Вашингтоне и срок его действия устанавливался с 1 июля 1942 г. по 30 июня 1943 г. За этот период США и Великобритания направили в СССР около 8 млн. т груза военного назначения, часть из которых погибла в водах северных морей, в том числе вместе с судами, входившими в число каравана "PQ-17".
Третий протокол был оформлен в Лондоне 19 октября 1943 г. и его действие устанавливалось с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г. В нем впервые участвовала Канада, которая в мае 1943 г. приняла закон о ленд-лизе, выделив на помощь СССР 1 млрд. долл. За время действия Третьего протокола в СССР было доставлено более 7 млн. т военных грузов, а также грузов, недопоставленных по Второму протоколу.
Четвертый протокол был подписан 17 апреля 1945 г. в Оттаве и его действие устанавливалось с 1 июня 1944 г. по 30 июня 1945 г. Несколько позже к 4 протоколу было сделано дополнение, касающееся поставок военного снаряжения и продовольствия в связи с вступлением СССР в войну с Японией58.
При осуществлении поставок в СССР по ленд-лизу использовалось несколько маршрутов. Это, прежде всего, самый известный северный путь из Исландии и Великобритании на Архангельск, Мурманск, Северодвинск и др., который был самым коротким, но и самым опасным. Достаточно сказать, что из 1530 транспортных судов, входивших в состав 78 конвоев, было потоплено 85 судов, из которых 42 корабля, шедших с грузом в СССР, а 36 судов, шедших из СССР. Но вместе с тем и союзники при участии советских кораблей и самолетов потопили на Севере 27 немецких подводных лодок, 2 линкора, 3 эсминца59.
В то же время следует отметить, что для приема поступавших грузов потребовалось срочно углубить каналы портов этих городов, построить новые пирсы и служебные помещения, а также обеспечить портальными и другими кранами. И здесь требовались поставки из-за рубежа. По этому пути союзники отправили почти 4 млн. т грузов, т.е. 22,7% от общего количества поставок по ленд-лизу.
Второй маршрут, как уже упоминалось, проходил через южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Использовались также порты Ирака. В Иране были построены сборочные авиазаводы, железнодорожные и автомобильные дороги. Советские летчики совершали облеты собранных самолетов, а порой своим ходом летели прямо на фронт. По этому пути было доставлено свыше 4,2 млн. т грузов, т.е. 23,8% всех товаров, поставленных по ленд-лизу.
Третий, Тихоокеанский, маршрут оказался менее известным, но наиболее эффективным. Поскольку СССР не воевал с Японией, то суда, предоставленные США по ленд-лизу, шли из американских портов под советским флагом с советскими командами и перевезли почти половину всех грузов, предоставленных по ленд-лизу, а именно 47,1 %.
Здесь, как и на Севере, пришлось перестроить несколько портов на Камчатке и в других приморских городах Дальнего Востока, оборудовать их портальными кранами, подъемниками, построить подъездные пути, снабдить паровозами, вагонами, тележками. Нередко происходила задержка из-за льдов с отправкой грузов на Большую землю, т.е. во Владивосток и другие приморские города.
Несколько судов с грузами, "Кола", "Ильмень", "Трансбалт", были потоплены "неизвестными подлодками".
Был еще один путь поставок по ленд-лизу. В феврале 1942 г. Рузвельт предложил осуществлять перегонку американских самолетов своим ходом из Аляски в Сибирь. Американские летчики доставляли самолеты до аэродромов Чукотки, а советские - от Чукотки до Красноярска. Эта была трудная трасса, но по ней, тем не менее, было доставлено 7925 самолетов, т.е. более половины машин, поставленных США в СССР.
Поставки товаров, предоставляемых СССР по ленд-лизу, шли еще Арктическим путем. Колонны судов, в том числе предоставленных по ленд-лизу, в сопровождении ледоколов осуществляли переброску различного оборудования и продовольствия в портовые города Северного морского пути, осуществляя одновременно снабжение всем необходимым жителей советского Крайнего Севера. Руководил этими операциями известный полярник, дважды Герой Советского Союза, начальник Главсевморпути И. Д. Папанин.
Через Арктику, а также весной 1945 г. через Черное море было доставлено в СССР 1,1 млн. т товаров, что составило примерно 6,3% всех ленд-лизовских грузов60. Номенклатура поставок свидетельствовала о том, что все эти товары были необходимы не только для войны, но и для восстановления народного хозяйства. Так, в докладной записке Сталину от 20 февраля 1945 г. Микоян сообщил о прибытии в Одессу американских судов, доставивших 1860 грузовиков, 40 судовых двигателей, 23 крана, 776 т ж.д. рельсов, 734 т газопроводных и 256 т нефтяных труб, 11100 автопокрышек с камерами, а также 51,2 тыс. пар обуви и 13 242 т продовольствия и др.61
Выше говорилось о путях доставки военной и экономической помощи СССР по ленд-лизу, имея в виду, главным образом США. Но хотелось бы напомнить, что именно Великобритания начала первой осуществлять свои поставки по ленд-лизу в самые трудные, первые месяцы Великой Отечественной войны. Чтобы не возвращаться к этому вопросу, хотелось бы напомнить, что Великобритания поставила СССР по ленд-лизу 7 400 самолетов, 4 292 танка, 5 тыс. противотанковых орудий, 4000 радиостанций, 12 тральщиков и многое другое, включая продовольствие и медикаменты62.
Канада, член Британского Содружества наций, тоже присоединилась в 1943 г. к программе ленд-лиза, поставив СССР 1188 танков, а также автомобили, промышленное оборудование, продовольствие, прежде всего пшеницу63.
Цель закона о ленд-лизе, говорилось в журнале "Форин полней рипорт" от 15 апреля 1944 г., состояла в том, чтобы "обеспечить безопасность США путем усиления сопротивления других наций против агрессии стран оси", иначе США "в отношении человеческих жизней понесли бы больше жертв". "США тратили на ленд-лиз 14% своих военных расходов. Эта доля способствовала обороне США и приближению окончательного поражения врага не менее эффективно, чем 86% нашей военной продукции, которые использовались нашими собственными вооруженными силами".
"Действительно расходы нельзя измерить, нельзя сравнить и нельзя оплатить деньгами, они оплачиваются кровью и тяжелым трудом".
"В России ленд-лизовское продовольствие, самолеты, грузовики и джипы сыграли определенную роль в наступательных действиях Красной Армии". "Общие издержки на войну нельзя измерить деньгами. Люди, которые пали под Сталинградом... - вся эта дань войне не может быть исчислена в деньгах"64.
И хотя действительно "издержки на войну нельзя измерить деньгами", все же назовем стоимость всех поставок в СССР по ленд-лизу, которая составляет 11 млрд. 200 млн. 344 тыс. долл., в том числе из США - 9,8 млрд. долл.
В прошлом в советских публикациях, исходя из идеологических соображений, значительно приуменьшалась эта помощь, подчеркивалось, что она составляла только 4% валового продукта народного хозяйства СССР. Конечно, если сравнивать по весу тонн угля, руды, лесных бревен и прочего, то эта цифра возможна.
Но стоит отметить следующее. Например, советская авиационная промышленность выпустила за годы войны 122 тыс. самолетов всех типов. По ленд-лизу же СССР получил из Англии и США 22 195 самолетов, то есть 18%, а по отдельным видам самолетов этот процент был еще выше: фронтовых бомбардировщиков - 20%, истребителей - 16 - 23%, машин морской авиации - 29%.
Особенно велико было значение поставок автотранспорта. США доставили 427 тыс. автомашин всех видов. Упомянем в этой связи, что наши знаменитые "катюши" с 1943 г. устанавливались на американских "студебеккерах". К 1945 г. 70% всех автотранспортных средств, находившихся в Советской Армии, было американского происхождения. Наша армия всегда испытывала большой дефицит в средствах связи. Поэтому радиостанции, телефонные аппараты и 2 млн. км телефонного кабеля сыграли важную роль в улучшении управления войсками.
В военные годы в СССР было построено всего 92 паровоза и более 1 000 грузовых вагонов, а союзники поставили СССР 1981 паровоз и 11 156 железнодорожных вагонов различного назначения65.
Произошло также значительное пополнение советского Тихоокеанского флота и Дальневосточного морского пароходства. Достаточно сказать, что СССР получил за годы войны 560 кораблей и судов66.
Поставки по ленд-лизу и военно-техническое сотрудничество СССР с союзными державами позволяли СССР выйти из научно-технической изоляции, овладеть новой техникой. В этом отношении характерна записка наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова на имя Сталина от 28 декабря 1943 г., в которой говорилось о радиолокационной технике, с помощью которой англичане потопили германский линкор "Шарнгорст". Нарком поставил вопрос об ускорении производства радиолокационной техники, закупив в Англии соответствующую аппаратуру. Одновременно он предложил поставить и перед США вопрос о том, чтобы закупаемые там корабли оборудовались соответствующими радиолокационными приборами67.
Советское руководство во время войны высоко оценивало значение лендлиза в советско-американских отношениях. Неслучайно, Сталин, произнося тост в честь Рузвельта на Конференции руководителей трех держав в Ялте в феврале 1945 г., подчеркнул роль президента "как главного творца инструмента, который привел к созданию антигитлеровской коалиции"68.
Сам Рузвельт считал, что установившееся партнерство великих держав следует сохранить и после войны. Выступая с докладом Конгрессу о ленд-лизе 24 ноября 1944 г., он заявил: "Ленд-лиз и обратный ленд-лиз являются системой комбинированного военного снабжения. Они должны были бы окончиться вместе с войной, но партнерство Объединенных Наций должно оставаться и становиться все крепче"69.
К сожалению, 12 апреля 1945 г. Рузвельта не стало. Его преемник, бывший вице-президент США Г. Трумэн, совершил резкий поворот в политике США. Это был тот самый Трумэн, который, еще будучи сенатором, заявил 26 июня 1941 г. в связи с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз, что следует помогать тому, кто будет терпеть поражение и "пусть они убивают друг друга как можно больше"70.
Во время войны возглавляемый им сенатский комитет был озабочен тем, чтобы обеспечить доступ США к минеральным богатствам британских колоний и на приобретение "права получения марганца из России после войны"71. Поэтому прошло немногим более месяца после смерти Рузвельта как в посольстве СССР в США 12 мая 1945 г. была получена нота, в которой говорилось о прекращении программы по ленд-лизу.
Одновременно было дано распоряжение о прекращении погрузки кораблей, направляющихся в СССР, и даже о возвращении пароходов, находящихся вблизи советских берегов, например в Черном море72. Правда, последнее "указание" не подтвердилось. Эта бесцеремонность американского руководства вызвала естественно негативную реакцию в Москве.
В связи с этим американским демаршем советское правительство дало поручение поверенному в делах СССР в США Н. В. Новикову сообщить 16 мая в госдепартамент, что "прекращение поставок явилось для советского правительства полной неожиданностью. Однако если правительство США не видит другого выхода, то советское правительство готово принять к сведению указанное решение правительства США"73. Но скоро Трумэн признал "неудачность" и "несвоевременность" своего распоряжения, поскольку он "забыл" о секретных договоренностях глав трех великих держав на конференции в Ялте о вступлении СССР в войну с Японией. Об этом ему напомнил посол США в Москве А. Гарриман74. Чтобы сгладить отрицательную реакцию Кремля, Трумэн решил направить в Москву личного друга и соратника Рузвельта Г. Гопкинса, хорошо знакомого советским руководителям.
26 и 28 мая 1945 г. Сталин имел беседы с Гопкинсом, на которых присутствовал посол США Гарриман. Гопкинс отметил, что настроение американской общественности в течение последних недель ухудшилось настолько, что "оно оказывает серьезное влияние на отношения между нашими странами"75. Сталин назвал решение об отмене ленд-лиза "неудачным и даже жестким" и добавил, что если оно предполагалось с намерением оказать давление на Россию с целью смягчить ее позицию по странам Восточной Европы, то "это было серьезной ошибкой"76.
Поставки в СССР по ленд-лизу были продолжены только с западного побережья США до окончания войны с Японией. Сейчас трудно установить, действительно ли случайно, по ошибке, американская подлодка потопила 17 июня 1945 г. советское судно "Трансбалт" между островом Сахалин и японским островом Хоккайдо с ленд-лизовским грузом в 10 тыс. т (рельсы, кузова к грузовикам и продовольствие) стоимостью в 1 471 129 долл. Но об этом неприятном инциденте Микоян докладывал 18 июня Сталину77.
Москва еще раз попыталась завязать разговор о ленд-лизе с американской администрацией на высоком уровне. 11 июля 1945 г. Сталин направил Трумэну послание в день 3-й годовщины советско-американского соглашения по ленд-лизу, в котором говорилось: "Это соглашение, на основе которого Соединенные Штаты Америки на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии"78.
Ответа на это послание от президента США не последовало. Теперь мы знаем, что это не было случайным. Черчилль со своей стороны дал указание своим генералам разработать план военной операции против СССР под кодовым названием "Немыслимое".
Все это делалось с ведома США. Однако британский народ поступил по-другому, прокатив Черчилля и его партию на выборах. Президент США Трумэн в свою очередь предпринял шаги по нанесению первого атомного удара по - Японии за три дня до вступления в войну против Японии Советского Союза. Эти ядерные взрывы, произведенные США против мирных японских городов, возвестили миру не только об окончании Второй мировой войны, но и о начале так называемой "холодной войны", в которой атомному шантажу уделялось особое место.
Официальной датой прекращения действия программы по ленд-лизу для СССР считается 20 сентября 1945 г. Тогда же вопросы, касающиеся ленд-лиза, были официально переданы на рассмотрение госдепартамента США. Но еще до этого СССР поставил перед США вопрос о продаже в кредит товаров, предназначавшихся ранее для поставок по ленд-лизу, но не отправленных в СССР. 15 октября 1945 г. СССР и США подписали такое соглашение79, которое предусматривало выплату долга по ленд-лизу и возвращение США предоставленных военных и других судов. Но поскольку советская сторона не смогла предоставить результаты инвентаризации всего американского имущества, находящегося в СССР, США прекратили с января 1947 г. поставки СССР по соглашению от 15 октября 1945 г.80
Тем не менее, переговоры с перерывами продолжались. В декабре 1947 г. советская сторона согласилась возвратить США 7 танкеров и одно сухогрузное судно до общего урегулирования вопроса о ленд-лизе81.
В переговорах с США советские представители исходили из прецедента, созданного англо-американским соглашением об урегулировании расчетов по ленд-лизу, закрепленном в отчете сенатской комиссии США от 22 марта 1946 г. Поэтому США, хотя и неохотно, но сокращали свои претензии к СССР с 2,6 млрд. долл. в 1947 г. до 1,3 млрд. долл. в 1948 г. и до 1 млрд. долл. в 1949 г.82
27 сентября 1949 г. было опубликовано советско-американское соглашение о сроках и порядке возвращения 3 ледоколов и 27 фрегатов военно-морского флота США83.
В июне 1954 г. СССР передал США в Стамбуле 38 небольших военно-морских судов, находившихся в составе Черноморского флота. А в июле - августе 1955 г. в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 25 июня в Киле (ФРГ) были переданы США еще 62 судна, входивших в состав Балтийского флота (главным образом торпедные катера и десантные суда, отслужившие свой срок)84.
Следует отметить, что советская сторона в переговорах с США еще в 1947 - 1948, 1951 - 1952 гг., а также в начале 1960 г., как констатировал А. А. Громыко, отстаивала ту точку зрения, что в отношении Советского Союза, внесшего наибольший вклад в дело победы над врагом во время Второй мировой войны, не может и не должно приниматься дискриминационных мер, которые ставили бы его в худшее положение по сравнению с другими государствами, также получавшими ленд-лизовские поставки.
Только в период разрядки международной напряженности, характеризовавшейся подписанием в мае 1972 г. в Москве важных соглашений между СССР и США в ходе визита президента Р. Никсона, а именно договора об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, стало возможным подписание 29 мая 1972 г. документа - "Основы взаимоотношений между СССР и США". В этом документе отмечалось, что "в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования". В документе зафиксировано, что СССР и США рассматривают торгово-экономические связи как важный элемент упрочения двусторонних отношении85.
Исходя из этой общей позиции, СССР и США подписали 18 октября 1972 г. в Вашингтоне торговое соглашение, в котором предусматривалось предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования86. Одновременно между СССР и США были подписаны соглашения об урегулировании расчетов по ленд-лизу и соглашение о взаимном предоставлении кредитов. По соглашению о ленд-лизе СССР принял обязательство до 2001 г. выплатить 722 млн. долл., включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на 48 млн. долл.87 Однако в 1974 г. Конгресс США принял поправку Джексона-Вэника, которая лишала СССР, а теперь Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле с США. В знак протеста СССР прекратил начавшиеся выплаты по соглашению о ленд-лизе.
В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов СССР и США была достигнута договоренность о погашении оставшейся задолженности СССР по ленд-лизу в размере 674 млн. долл.88
В 2003 г. задолженность России по ленд-лизу как правопреемницы СССР была включена в общий список долгов Парижскому клубу, где в результате взаимных зачетов и выплат была ликвидирована в 2006 г.89
Таким образом, в вопросе о задолженности России по ленд-лизу поставлена точка. Но, к сожалению, поправка Джексона-Вэника, внесенная почти 40 лет назад, продолжает действовать и мешает нормальному развитию российско-американских торговых отношений, несмотря на то, что ее действие в отношении России ежегодно отменяется специальным распоряжением президента США90.
В заключение подчеркнем, что любая сложная проблема, даже существовавшая более полувека проблема ленд-лиза, может быть решена в отношениях между двумя странами при наличии доброй воли и стремления к взаимному сотрудничеству.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лавров С. В. 65-летие Великой Победы. - Дипломатический ежегодник. М., 2009.
2. Там же.
3. По проблеме ленд-лиза см.: Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1984; Северные конвои. 1941 - 1945. В документах Архивного фонда Российской Федерации. М. 1993; Орлов А. С., Кожанов В. П. Ленд-лиз: взгляд через полвека. - Новая и новейшая история, 1994, N 3; Супрун М. Ленд-лиз и северные конвои. 1941 - 1945. М., 1997; Паперну А. Ленд-лиз. Тихий океан. М., 1998; Сиполс В. Я. Великая Победа и дипломатия. М., 1999.
4. См.: Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт. Человек и политик. М., 1981.
5. Документы внешней политики (далее - ДВП). 1939 год, т. 22, кн. 1. М., 1992, с. 430.
6. Там же, с. 524.
7. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., 1995, с. 114.
8. Там же, с. 115.
9. История дипломатии, т. IV. М., 1975, с. 130 - 131.
10. Черчилль У. Вторая мировая война, т. 2, ч. 2. М., 2010, с. 570.
11. Там же, с. 569 - 570.
12. Там же, с. 580.
13. Северные конвои. 1941 - 1945, с. 3.
14. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945, т. 1 - 2. М., 1984, т. 1,с. 9.
15. Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ), ф. 413, оп. 12, д. 11215, л. 3.
16. Там же, д. 8795, л. 105.
17. ДВП, т. 23, кн. 2, ч. 2. М., 1988, с. 574.
18. Черчилль У. Указ. соч., т. 3, ч. 2. М., 2010, с. 176 - 177.
19. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля, с. 103.
20. Война и общество. 1941 - 1945, кн. 1, М., 2004, с. 427.
21. Черчилль У. Мускулы мира. М., 2002, с. 270.
22. Советско-американские отношения, т. 1, с. 10.
23. Энциклопедия Российско-американских отношений. XVIII-XX века. М., 2001, с. 302.
24. Сиполс В. Я. Указ. соч., с. 19.
25. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945, т. 1. М., 1983, с. 82.
26. Черчилль У. Вторая мировая война, т. 3, ч. 2, с. 200.
27. ДВП, т. 24. М., 2000, с. 198 - 200, 205 - 208, 582 - 583.
28. Там же, с. 207.
29. Советско-американские отношения, т. 1, с. 95.
30. 9 октября 1941 г. Москва сообщила в посольство СССР в США, что советская сторона согласна ввезти 30 т золота в США для оплаты за американское вооружение. - Советско-американские отношения. 1939 - 1945. Документы. М., 2004, с. 164.
31. Советско-американские отношения во время Второй мировой войны, т. 1, с. 101 - 102.
32. Там же, с. 121 - 126.
33. Советско-английские отношения..., т. 1, с. 140 - 146.
34. Там же, с. 115.
35. Там же, с. 126.
36. Там же, с. 13,92 - 98.
37. Северные конвои, с. 4.
38. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании, т. 2. М., 1976, с. 9 - 10.
39. Советско-американские отношения. 1939 - 1945, с. 163.
40. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 11215, л. 3.
41. Майский И. М. Дневник дипломата. Лондон. 1934 - 1943, кн. 2, ч. 2. М., 2009, с. 31.
42. Советско-американские отношения 1939 - 1945, с. 102 - 105.
43. Там же, с. 541.
44. Земсков И. Н. Дипломатическая история второго фронта. М., 1982, с. 80.
45. Советско-английские отношения..., т. 1, с. 237 - 240.
46. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 1, с. 198 - 202.
47. Там же, с. 200 - 201.
48. РГАЭ, ф. 413, он. 12, д. 5804, л. 23 - 26.
49. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 1, с. 154 - 155.
50. Энциклопедия Российско-американский отношений, с. 302.
51. Советско-американские отношения. 1929 - 1945, с. 542.
52. Советско-английские отношения..., т. 1, с. 110 - 111.
53. Черчилль У. Вторая мировая война, т. 3, ч. 2, с. 251 - 252.
54. Зорин Л. И. Особое задание. М., 1987, с. 34.
55. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля, с. 277.
56. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 1, с. 230 - 231.
57. РГАЭ, ф. 413, он. 12, д. 7267, л. 30.
58. Энциклопедия Российско-американских отношений, с. 302 - 303.
59. Орлов А. С., Кожанов В. П. Указ. соч., с. 180.
60. Там же, с. 181.
61. РГАЭ ф. 413, оп. 12, д. 9515, л. 10; д. 9516, л. 5.
62. Северные конвои, с. 4.
63. Там же, с. 5.
64. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 8795, л. 102.
65. Орлов А. С., Кожанов В. П. Указ. соч., с. 186.
66. Там же, с. 196.
67. Вестник Архива Президента Российской Федерации. Война. 1941 - 1945. М., 2010, с. 329 - 331.
68. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны, с. 54.
69. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 10128, л. 223.
70. Громыко А. А. Внешняя экспансия капитала. История и современность. М., 1982, с. 199.
71. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 8219, л. 21.
72. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 2, с. 388 - 389.
73. Там же, с. 392.
74. Энциклопедия Российско-американских отношений, с. 303.
75. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 2, с. 399.
76. Энциклопедия Российско-американских отношений, с. 304.
77. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 9531, л. 9 - 10.
78. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 2, с. 437.
79. РГАЭ, ф. 413, д. 9834.
80. Советско-американские отношения. Документы. 1945 - 1948. М., 2004, с. 431.
81. Там же, с. 519.
82. Советско-американские отношения. Документы. 1949 - 1952. М., 2006, с. 105 - 107. 30 июня 1951 г. СССР уже произвел пятый платеж в погашение долга по ленд-лизу в сумме 2,8 млн. долл.
83. Там же, с. 117 - 119.
84. Государственный архив Российской Федерации, ф. 3446, оп. 106, п. 18. 13 февраля 1956 г. вышло постановление советского правительства об уничтожении в силу их полной изношенности 56 военно-морских судов, полученных по ленд-лизу, в присутствии американских военных наблюдателей, а в отношении еще 171 корабля были переданы акты об их уничтожении.
85. Дипломатический словарь, т. III. М., 1986, с. 70.
86. Там же, с. 71.
87. Бутенина Н. Ленд-лиз в истории межгосударственных отношений. - Лизин Ревю, 2000, N 1 - 2.
88. Там же.
89. Васильева В., Гончарова Ю. Пора сказать Америке спасибо. - Эхо планеты, 2009, N 32.
90. Время новостей, 7.V.2010.
Нет комментариев для отображения
Пожалуйста, войдите для комментирования
Вы сможете оставить комментарий после входа
Войти сейчас