
Ярослав Всеволодович, незаслуженно находящийся в тени одного из своих сыновей, Александра Невского, оказал гораздо более значительное влияние на судьбу Руси, чем его прославленный церковью, историографами, писателями и кинорежиссерами сын. Он проявил себя как выдающийся дипломат, политик и полководец. Современники и ближайшие потомки, оценивая деятельность князя Ярослава, руководствовались не мифологией исторической памяти, а воспоминаниями очевидцев1. Новгородский летописец так, например, писал в связи со смертью старшего сына Александра Ярославича, князя Андрея Александровича: "В лето 6812 (1304) преставился великий князь Андрей Александрович, внук великого Ярослава"2. То есть всего через 40 лет после смерти Александра Ярославича летописец не считал его имя достойным упоминания, даже несмотря на то, что для новгородского летописца, Ярослав Всеволодович - скорее персонаж отрицательный, чем положительный3. Английский медиевист Дж. Феннел не без основания утверждает, что Ярослава в новгородских и смоленских источниках изображали "негодяем из негодяев"4. Хотя о тех же самых особенностях личности Ярослава можно сказать несколько иначе: это был князь, настойчиво и упорно добивавшийся своих целей, но неразборчивый в средствах. Он нарушал взятые обязательства, как только представлялась удобная возможность. Единственным правом, которое он уважал, было право сильного. Но в этом смысле Ярослав не очень отличался от своих современников.
.jpeg)
Ярослав Всеволодович с храмом. Фреска церкви Спаса на Нередице. Около 1246 года
.jpg)
Великий князь Ярослав после разорения татарами Руси возобновляет города. Художник Б. А. Чориков

Шлем Ярослава Всеволодовича, потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году
Взвешивая положительные и отрицательные стороны князя, Н. И. Серебрянский так оценивал личность Ярослава: "Ни героического, ни чего-либо поэтического, что привлекает к себе умы и сердца современников и служит причиною позднейшей идеализации, поэтических вымыслов, в личности Ярослава Всеволодовича совсем не было.
Это был заурядный, но по тому времени "мудрый" человек, полезный политический деятель"5. "Летописи вообще скупы на похвалу этому князю", - замечал исследователь летописных известий о северно-русских князьях А. В. Экземплярский6. В частности, это замечание справедливо и для владимирского летописца. Но, если от Новгородской летописи трудно ожидать похвалу в адрес Ярослава, то красноречивое умолчание Лаврентьевской летописи вызывает вопросы. Особенно это заметно в описании смерти Ярослава: "Вопреки своему обычаю, к этой официальной заметке о кончине князя летописец не прибавил от себя ничего; как будто речь идет не о великом князе Владимирском, а о каком-нибудь захудалом удельном князьке, смерть которого прошла незаметно для всех, исключая официального летописца!"7
Надо признать, что современники, а тем более потомки, как это всегда бывает, явно недооценили масштаб личности и деяния первого в монгольский период Великого князя, его вклад в историю Руси. В чем же он заключался? По мнению Серебрянского, Ярослав "первый понял, что единственное спасение для Руси заключается в безусловной покорности перед страшным завоевателем, первый показал пример этой покорности: пошел в Орду", по выражению Густынской летописи, "подчиняясь Батыю", просить его милости. Преемники Ярослава убедились в правильности его действий, а князья московские кроме того увидели выгоду такой политики "низости-смирено-мудрия"8.
Несмотря на указанные особенности исторических источников, многочисленные летописные свидетельства о деятельности Ярослава (которых гораздо больше, чем, скажем, посвященных его прославленному сыну Александру) позволяют воссоздать облик яркого представителя своего времени, жестокого, мстительного, расчетливого и корыстолюбивого. Именно при нем и, скорее всего, во многом благодаря ему, Владимирская Русь попала под власть Орды. Ярослав не привел свою дружину на Калку, где сражались два его бывших зятя, чем косвенно способствовал поражению русско-половецкого войска. Он не откликнулся на призыв своего брата Юрия и не отправил ему на помощь новгородские и переславские полки, чтобы биться с татарами на р. Сить. Именно Ярослав был главным инициатором одной из самых кровавых междоусобиц на Руси, приведшей к Липецкой битве. Он организовал блокаду Новгородской земли, которая вызвала в ней страшный голод. Политика Ярослава по отношению к эстам привела к тому, что они приняли католичество и перешли под власть Ливонской конфедерации. Ну и, наконец, именно к Ярославу обращается автор популярного на Руси литературного памфлета "Моление Даниила Заточника".
Конечно, человек с такой неоднозначной биографией не мог выступать в качестве отца святого, от которого вела свой род династия Московских князей. Поэтому уже в первой редакции Жития Александра Невского Ярослав величается, вопреки исторической правде, "отцом милостолюбивым и человеколюбивым, а более всего кротким"9.
Четвертый сын Всеволода Большое Гнездо родился в 1191 году. Первый опыт восхождения во власть был для Ярослава недолгим и закончился неудачно. В возрасте десяти лет (1201 г.) Ярослава посадили князем в Южном Переяславле (нынешний Переяслав-Хмельницкий под Киевом). По утверждению В. Н. Татищева, занял этот пост Ярослав случайно - его старшие братья Константин и Юрий от этого места по разным причинам отказались10.
В 1203 г. Ярослав участвовал в походе против половцев под началом великого князя Киевского Рюрика Ростиславича и его зятя Романа Мстиславича Галицкого. В 1205 г. Ярослав женился на дочери Юрия Кончаковича (сына героя "Слова о Полку Игореве" хана Кончака), породнившись с наследником самого могущественного и влиятельного половецкого хана.
В 1206 г. Ярослава пригласили (с согласия великого князя Киевского) на княжеский пост в Галич вместо умершего Романа Мстиславича. Ярослав принял приглашение, но когда он прибыл в город, оказалось, что престол уже занял опередивший его князь северско-путивльский Владимир Игоревич.
В том же году черниговский князь Всеволод Святославович Чермный захватил Киев и, угрожая в случае отказа применить военную силу, потребовал от Ярослава покинуть Переяславль. Ярослав, испугавшись, уехал из города, а его место занял сын Всеволода Михаил. Хотя в том же году Киев возвратил себе Рюрик и изгнал Михаила из Переяславля, Ярослав остался при отце, для которого изгнание сына с княжеского престола, по словам Татищева, стало "великим оскорблением"11. Детская обида, связанная с этими событиями, сохранилась на всю жизнь, проявляясь в стремлении к киевскому престолу и обиде на черниговских князей и особенно Михаила.
Свою княжескую карьеру Ярослав продолжил, помогая отцу в войне Владимиро-Суздальской земли против Рязанского княжества. После победы над рязанцами (1209 г.) Всеволод оставил Ярослава в Старой Рязани в качестве наместника. Но не имеющему большого опыта Ярославу не удалось совладать с рязанцами. Город восстал. В том же году Ярослав послал отцу жалобу на рязанцев12. Татищев писал, что он сообщал о том, что его хотят схватить и выдать черниговским князьям. Непонятно, почему рязанцы не осуществили своих замыслов, а когда Всеволод вторгся в рязанские пределы со своей дружиной, вышли ему навстречу с поклоном, не видя за собой вины перед великим князем. Всеволод им не поверил, казнил многих рязанских бояр, других взял под стражу, захватив их имения, после чего велел войску разграбить город и сжечь, а жителей вывести в свои владения13. Возможно, именно после этого погрома столица Рязанского княжества больше никогда уже не возродилась, а новой столицей княжества стал Переяславль-Рязанский.
В 1992 г. во время раскопок на Старорязанском городище был найден клад - полностью сохранившийся золотой праздничный женский головной убор и множество золотых украшений. Почему эти сокровища были спрятаны? Какая трагедия помешала хозяйке вернуться за своими сокровищами? Этого мы уже никогда не узнаем. Но, скорее всего, произошло это так: покидая город по приказу Всеволода, одна из самых знатных горожанок спрятала свои украшения. Если клад не дождался своей хозяйки, значит, переодевание в простую одежду не спасло ни ее саму, ни ее родственников от расправы.
А если ей повезло, и она осталась жива? На пепелище родного города безымянная княгиня или боярыня смогла вернуться только через четыре года - после того, как в 1212 г. новый великий князь владимирский Юрий даровал прощение оставшимся в живых жителям Рязани. Но найти место, где был спрятан клад, было уже невозможно: там, где стоял цветущий город с тремя каменными храмами, было поросшее густым бурьяном пепелище, окруженное земляными валами.
В Рязани юный Ярослав получил от отца хороший урок того, как надо обращаться с теми, кто противится его воле. И, как свидетельствует его биография, этот урок он усвоил на всю оставшуюся жизнь.
Следующее появление Ярослава на исторической сцене связано с Новгородом. В 1212 г. умер великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо, тридцать три года правивший северо-восточной Русью. Согласно сложившейся системе, престол наследовался старшим братом, затем его сыновьями. Затем власть переходила ко второму по старшинству брату. При таком раскладе третий сын Всеволода - Ярослав - не имел никаких шансов стать Великим князем. В то время как его старшие братья Константин и Юрий поделили лучшие уделы - Владимир и Ростов - Ярослав должен был довольствоваться небогатым Переславлем-Залесским.
В отличие от древних богатых боярских городов Суздальской Земли - Ростова, Суздаля, Ярославля и Владимира - Переславль был городом молодым и не приносил больших доходов. О скромных финансовых возможностях Переславля свидетельствует тот факт, что в то время в городе был всего один каменный храм, да и тот довольно скромных размеров - одноглавый. Таким образом, Ярослава ждала незавидная перспектива: до самой смерти прозябать в Переславле (если, конечно, старшие братья не прогонят).
В начавшемся между старшими братьями конфликте по поводу отцовского наследства Ярослав принял сторону получившего Владимир, в обход старшинства Константина, Юрия, заключив с последним союз ("целовал крест") в 1213 году. Выбор Ярослава был весьма прагматичен - был он за тех, кто побеждает.
В 1214 г. Ярослав женился на дочери Мстислава Удалого княжне Ростиславе. О том, что случилось с дочкой половецкого хана - первой женой Ярослава - источники не сообщают. О детях от этого брака тоже ничего не известно.
Женитьба на дочке новгородского любимца Мстислава круто изменила судьбу Ярослава. В том же году княживший в городе с 1208 г. Мстислав оставил Новгород и уехал в Галич, сказав вече на прощание: "суть мы орудия в Руси, а вы вольны в князях". Вместо покинувшего Новгород Мстислава новгородское вече приняло решение позвать на княжение Ярослава Всеволодовича. Новгородцы долго совещались, прежде чем принять такое решение14. Возможно, они остановили свой выбор на Ярославе потому, что он был женат на дочери их любимца Мстислава Удалого. Владимирский летописец излагает несколько иную версию событий. Он пишет, что новгородцы выгнали Мстислава, а вместо него "привели себе на стол" Ярослава 15.
Это первое пребывание Ярослава в Новгороде было недолгим. Уже через пару месяцев стало ясно, что Господин Великий Новгород жестоко ошибся с выбором князя. Видимо, не желая повторения рязанского фиаско, Ярослав слишком активно занялся укреплением своей личной власти. Первым делом он попытался уничтожить оппозицию в лице сторонников своего тестя. Жестокость Ярослава и попирание им исконных новгородских свобод вызвали в городе массовое недовольство. Услышав, что возвратившийся из Галицкой земли Мстислав собирает в Смоленске войско, Ярослав бежал в Торжок16.
С. М. Соловьёв реконструирует эти события так: "Ярослав, приехавши в Новгород, схватил двоих бояр и, сковавши, заточил в свой ближний город Тверь; оклеветан был и тысяцкий Якун Намнежич; князь Ярослав созвал вече, народ бросился с него ко двору Якуна, дом его разграбили, жену схватили: сам Якун с посадником пришел к князю, и тот велел схватить сына его Христофора. Но волнение, возбужденное враждою сторон, этим не кончилось: жители Прусской улицы убили боярина Овстрата с сыном и бросили тела их в ров. Такое своеволие не понравилось Ярославу, он не захотел оставаться долее в Новгороде, выехал в Торжок, сел здесь княжить, а в Новгород послал наместника, последовавши в этом случае примеру деда, дядей и отца, которые покинули старый город Ростов и утвердили свое пребывание в новых"17.
Достоверно можно утверждать одно: новгородцы не стали терпеть произвола и изгнали Ярослава. Для третьего сына Всеволода III это был тяжелейший удар, означавший конец так толком и не начавшейся карьеры. Княжение в богатейшем городе Руси того времени было для Ярослава единственным шансом обойти своих старших братьев Константина и Юрия и, конечно, возможностью свести старые счеты с черниговскими князьями.
Бегство (или позорное изгнание) из Новгорода поставило Ярослава перед выбором: или до конца дней прозябать в Переславле, или любыми средствами подчинить Новгородскую землю своей власти. "Человеколюбивый и кроткий" Ярослав, разумеется, выбрал второе. Не располагая ресурсами для того, чтобы занять Новгород силой, Ярослав задумал уморить новгородцев голодом. "Скоро представился ему благоприятный случай стеснить Новгород и привести его окончательно в свою волю: мороз побил осенью весь хлеб в Новгородской волости; Ярослав не велел пропускать в Новгород ни водного воза с хлебом из Низовой земли"18. Кроме того, в своих владениях Ярослав захватил новгородских купцов и их товары, удерживая в плену 2 тыс. новгородцев, понимая, что заложники - эффективный инструмент, с помощью которого можно сделать своих противников более сговорчивыми19.
Новгород всегда зависел от подвоза продовольствия с "низовой земли" (Владимиро-Суздальского княжества). Этим и решил воспользоваться Ярослав, поставив новгородцев перед выбором: он или голодная смерть. На мысль вызвать в Новгороде голод Ярослава натолкнула сама природа. После неурожая осени 1214 г., для того, чтобы в Новгородской земле начался голод, Ярославу достаточно было дать указание остановить подвоз зерна в Новгород. Надо отдать должное его изобретательности, не отмеченной среди достоинств Ярослава Всеволодовича автором "Жития", - до него никто из русских князей не додумался оказать давление на волеизъявление жителей Господина Великого Новгорода путем доведения их до голодной смерти.
Запретив подвоз продовольствия в Новгород, Ярослав добился того, что в городе начался жестокий голод. Вот как его описывает Н. М. Карамзин: "Бедные ели сосновую кору, липовый лист и мох, отдавали детей всякому кто хотел их взять, - томились, умирали. Трупы лежали на улицах, оставленные на съедение псам, и люди толпами бежали в соседние земли, чтобы избавиться от ужасной смерти"20.
Голод в Новгороде распространился и на финно-угорский народ вожан, обитавший в окрестностях города. Большинство вожан умерло, другие, спасаясь от голодной смерти, бежали за Нарву, где нашли убежище у своих соплеменников эстов.
Эстонские племена в это время как раз стояли перед судьбоносным выбором, чью сторону принять: немцев или русских. Трагедия вожан произвела на них неизгладимое впечатление. Возможно, именно поэтому в 1214 г. эстонцы, принявшие православие, перешли в католичество, а спустя несколько лет все племена эстов признали католичество и власть Риги, а их земли вошли в состав Ливонии, а не Новгорода. Четверть века спустя, узнав о том, что Ярослав стал великим князем Владимирским, вожане попросили ливонцев взять их под свою защиту. Бунт силами дружин под началом Александра Ярославича был подавлен, а "переветники" повешены. Крепость Копорье, построенная вожанами с помощью ливонцев, срыта.
Говоря о голоде 1214 г., организованном Ярославом Всеволодовичем в Новгороде, нельзя не упомянуть о событиях, которые произошли семнадцать лет спустя. В 1231 г. в Новгороде случился страшный пожар. Убегая от огня, новгородцы искали спасение в Волхове, где многие из них утонули. Размер трагедии ужаснул современников, для которых городские пожары были, в общем-то, заурядным событием. Очевидцам казалось, что город уже никогда не восстановится. Летописец писал: "Новгород уже кончился". Этот пожар уничтожил не только строения и имущество, но и запасы продовольствия. На город вновь обрушился голод. Узнав о бедственном положении Новгорода, немецкие купцы доставили в город хлеб, "думая больше о человеколюбии, нежели о корысти, остановили голод; скоро исчезли ужасные следы его, и народ изъявил живейшую благодарность за такую услугу"21.
Ни угроза голодной смерти, ни сотни заложников не сломили новгородцев и не заставили их склонить головы перед Ярославом. Вместо того, чтобы идти к нему на поклон, они послали в Галич за своим Мстиславом Удалым, который согласился вернуться в Новгород. А Ярослав, так и не добившись от новгородцев любви и покорности, начал против них войну, призвав на помощь брата Юрия. В свою очередь, Мстислава поддержал затаивший на младших братьев обиду по поводу раздела отцовского наследства Константин Всеволодович. Лояльный к Ярославу придворный владимирский летописец дипломатично приписывает начавшуюся усобицу не действиям Ярослава, пытавшегося вернуть власть в Новгороде, а "козням исконного врага рода человеческого, а особенно христиан, - дьяволу"22.
В отличие от Ярослава, опытный полководец Мстислав войны не желал и предложил своему зятю решить дело миром. Единственным условием Мстислава было освобождение захваченного Ярославом новгородского пограничного Торжка и захваченных им пленников. Но Ярослав высокомерно отклонил мирные предложения тестя. Он ответил, что пришел к новгородцам с честью, а они его обидели, и поэтому он не может им не отомстить. Тогда Мстислав предложил новгородцам начать войну, и те "с охотою и великою ревностию исполнили"23.
На что рассчитывал не имевший военного опыта Ярослав, ввязываясь в войну против Мстислава - лучшего полководца Руси того времени, которого прозвали за победы Удалым? Видимо, Ярослав полагал, что вместе с дружинами великого князя Владимирского Юрия он легко одолеет смоленские полки Ростиславичей и ослабевших от голода новгородцев. Так началась междоусобица, которая своим масштабом поразила даже видавших виды современников: "горе старшно и чудо дивно, братье, пошел сын на отца, брат на брата, раб на господина, господин на раба"24.
В 1216 г. противники сошлись на р. Липица в окрестностях Юрьева-Польского. Мстислав в последний раз попытался уладить конфликт миром. "Благоразумный Мстислав еще надеялся отвратить кровопролитие. Послы Новогородские говорили Георгию (Юрию), что они не признают его врагом своим, будучи готовы заключить мир и с Ярославом, если он добровольно отпустит к ним всех их сограждан и возвратит Торжок с Волоком Ламским. Но Георгий ответствовал, что враги его брата суть его собственные; а Ярослав, надменный и мстительный, не хотел слушать никаких предложений"25. Ярослав расценил попытку мирных переговоров, предпринятую его тестем, как признак слабости и заносчиво ответил послам, что новгородцы уподобились рыбе, которая не заметила, как оказалась на суше и испугалась: "мира не хочем, мужи у мене; а далече шли, и вышли аки рыбы на сухо"26. Карамзин описывает, как перед битвой суздальские бояре, льстя самолюбию своих князей похвалялись, что "никогда еще враги не выходили целы из сильной земли Суздальской; что жители ее могли бы с успехом противоборствовать соединенному войску всех Россиян, и седлами закидают Новогородцев". "Одобрив сию безрассудную надменность", Юрий и Ярослав отдали своим полкам неслыханный по тем временам приказ: под страхом смерти не брать пленных - убивать даже тех, на ком будет шитая золотом одежда27.
Перед началом битвы Юрий и Ярослав, уверенные в победе, договорились о разделе Руси между собой. Несмотря на тенденциозный характер летописных сообщений, нет оснований сомневаться в достоверности данного эпизода, поскольку летописец указывает, что копию договора, подписанную и принятую князьями, "взяли смоляне по победе в стане Ярослава и передали своим князьям". По этому соглашению Юрий получил бы Владимир и Ростов, Ярослав - Новгород, Святослав - Смоленск, а Галицкую землю Мстислава поделили бы Юрий и Ярослав28.
В Липецкой битве войска Юрия и Ярослава понесли сокрушительное поражение. По смоленским оценкам, они потеряли 9233 человека убитыми и 60 пленными, а потери Константина и Ростиславичей составили 6 человек29. Лаврентьевская летопись и НПЛ не указывают число погибших в битве. Татищев приводит цифру убитых воинов Юрия и его брата 17 250. Ростовцев, смолян и новгородцев - 255030.
Ярославу - главному виновнику этой войны - совсем не хотелось испытать на себе участь, которая ожидала бы его противника, в случае если бы он сам одержал победу. Бросив на произвол судьбы свое войско, Ярослав в панике бежал с поля боя. И бежал так быстро, что загнал четырех коней и лишь на пятом добрался до спасительных стен родного Переславля. В город он приехал в "одной первой сорочке", бросив по дороге оружие, дорогие доспехи и верхнею одежду. Брошенные Ярославом доспехи - шлем и кольчугу - нашла шестьсот лет спустя (в 1808 г.) в кустах недалеко от Юрьева-Польского крестьянка, собиравшая орехи. В действительности жизни Ярослава ничего не угрожало: новгородцы, по словам летописца, "по обычаю дедов" пошли в бой пешие и босиком, а, поэтому, при всем желании не смогли бы угнаться за удиравшим в одной рубахе верхом на коне Ярославом.
Прискакав в Переславль, Ярослав приказал расправиться с заложниками. Сто пятьдесят схваченных по его приказу новгородцев заперли в тесной избе, где они в страшных муках скончались. Смолян, которых было схвачено только пятнадцать человек, держали в другом месте, и им удалось выжить.
Когда войска победителей подошли к Переславлю, Ярослав послал гонцов к Константину, умоляя не выдавать его тестю. Затем и сам приехал к брату "ударил ему челом и сказал: Господин! Я в твоей воле: не выдавай меня тестю моему Мстиславу, а сам накорми меня хлебом"31. Осыпав богатыми дарами и подарками князей-победителей и их воевод, Ярослав вымолил себе прощение. Он вернул оставшихся в живых купцов и вынужден был возвратить Мстиславу его дочь - свою жену32. После этого ему милостиво позволили остаться княжить в Переславле. Позднее Ярослав не раз просил Мстислава вернуть ему жену, но все было напрасно.
Татищев сообщает, что Ярослав просил Мстислава и всех князей не брать у него княгиню. Но Мстислав настаивал: "Не достойно тебе княжескую дочь женою иметь, потому что ты, забыв ей в Церкви данное при браке обещание, имел ее не как жену, но как рабу. И когда ты мне и ей своей данной клятвы не сохранил, того и она от своей клятвы свободна"33.
После этого Ярослав вступил в третий брак. По мнению Н. И. Баумгартена, его супругой стала рязанская княжна Феодосия34. В отличие от двух предыдущих браков этот оказался успешным, по крайней мере, дети стали появляться с завидной регулярностью: семь сыновей и четыре дочери. В 1218 г. у него родился первенец - сын Федор, а спустя два года, второй сын - Александр, тот самый, что три столетия спустя, при Иване Грозном, получил прозвище Невский35.
В том же 1218 г. умер Великий князь Константин и Ярослав на шаг приблизился к заветному великокняжеском престолу, став вторым по старшинству после своего брата Юрия князем Владимиро-Суздальской Руси.
В 1222 г. Ярослав вновь появился в Новгороде. Этому предшествовали следующие события: в 1221 г. новгородцы прогнали сына князя Юрия Всеволода: "не хотим тебя иди к отцу в Русь". На следующий год новгородцы обратно послали за Всеволодом к Юрию во Владимир. "На ту же зиму князь Всеволод бежал ночью тайно из Новгорода со всем своим двором. Новгородцы были очень этим опечалены. Тогда послали они бояр к Юрию: если не угодно держать Новгород сыном, выдай нам брата и дал он им брата своего Ярослава"36.
В 1223 г. (по Хронике Ливонии Генриха Латвийского в 1222 г.), когда русские князья вышли биться на Калку, Ярослав во главе двадцатитысячного войска выступил в Ливонию. "Жители встречали его с радостью, выдавали ему всех немцев, заключенных ими в оковы, и приняли россиян как друзей в Юрьеве, Оденпе и других местах"37. Ярослав хотел вести войско на Ригу, но эсты убедили его повернуть к Ревелю - против датчан.
Хроника Генриха сообщает о том, что эсты подговорили Ярослава сначала уничтожить более слабых датчан, а затем покончить с немцами. В это время ливонцы отбили у восставших эстонцев ряд замков, в том числе и Феллин, где уже был размещен новгородский гарнизон. На пятнадцатый день осады, страдавшие от голода, жажды и болезней эсты решили сдаться. Они вышли из замка, вновь приняли крещение и обещали "никогда впредь отступнически не нарушать таинства веры, а за сделанное дать удовлетворение". Сдавшихся на милость победителей эстов рыцари пощадили. "Что касается русских, бывших в замке, пришедших на помощь вероотступникам, то их после взятия замка всех повесили перед замком на страх другим русским"38. Виноваты ли эсты в гибели новгородцев или нет - сказать трудно. Но проходивший мимо города Ярослав, узнав о судьбе русского гарнизона, пришел в бешенство. Свой гнев он сорвал на местных жителях, истребив всех, кто уцелел от руки немцев и начавшегося в окрестностях мора. Лишь немногим из них удалось спастись в лесах.
"Огорченный Ярослав клялся жестоким образом отмстить за такое злодейство, но вместо Рыцарей, наказал одних невинных жителей Феллинской области: лил их кровь, жег домы; довершил бедствие сих несчастных, которые искали убежища в диких лесах, стеная от Немцев, Россиян и болезней"39. "Удовлетворив своему гневу", Ярослав продолжил поход на датчан. Но воевать с ними оказалось не так просто, как карать эстов. Четыре недели объединенное войско Ярослава и эстов безрезультатно осаждало датский замок (по русским источникам, это был Ревель), "но не мог ни одолеть их, ни взять их замок, потому что в замке было много балистариев, убивавших немало русских и эстов"40. И это, несмотря на то, что в ходе восстания эсты захватили много немецких метательных машин и вместе с русскими использовали их во время осады - "пытались взять замок тевтонским способом, но не хватило сил".
Добившись успеха, как обычно, только в разграблении окрестностей, русские войска ушли - "в конце концов, король суздальский в смущении возвратился со всем своим войском в Русь"41.
НПЛ описывает эту войну по обыкновению кратко: "Пришел князь Ярослав от брата, и идя со всею областью к Колыване, и повоевав всю землю Чюдьскую, а полона приведя без числа, но город не взяли, злата много взяли, и вернулись все здоровы". Сразу же после этого Ярослав с детьми и княгинею вернулся в Переславль. Новгородцы его просили остаться, говоря "не ходи княже" но, по словам летописца, он ушел по своей воле42. О причинах, заставивших Ярослава покинуть Новгород, ничего не известно. А новгородцы вновь послали к Юрию за сыном Всеволодом. Но и он недолго пробыл в городе и тоже бежал. После этого Юрий окончательно самоустранился от новгородских дел. С этого времени началась борьба за Новгород между Ярославом и Михаилом Черниговским, которых поддерживали разные группировки новгородских бояр.
Начиная с 1224 г. и до 1230 г., когда новгородцы окончательно отказались от услуг Михаила Черниговского, княжеский пост в городе занимали то Михаил или его сын, то Ярослав или один из его сыновей Федор или Александр. Все это время шла борьба между боярскими группировками, регулярно переходящая в народные волнения, или, говоря словами летописца, распри. Феннел объясняет победу Ярослава в борьбе за Новгород, "во-первых, его изобретательностью и военным искусством, а во-вторых, - что, может быть, не менее важно, - тем, что его вотчина в Переславле была расположена близко к Новгороду и его самая западная застава Тверь находилась как раз через границу от Торжка, тогда как столица Михаила Чернигов была почти так же удалена от Новгорода, как Киев"43.
В 1225 г. Ярослав принял участие в отражении набега семитысячного отряда литовцев на Торжок. Литовцы были настигнуты возле Руси, где были разбиты, понеся большие потери. Узнав об этой победе, новгородцы послали за Ярославом, но с условием, что он заплатит свои долги. Ярослав, в свою очередь, обвинил новгородцев в том, что они прежде ему учинили обиду и что не послали ему в помощь войска на Литву. Договорились на том, что новгородцы принимали Ярослава, дав клятву его не изгонять и досады не чинить (1226 г.).
В 1227 г. Ярослав ходил на ладьях в Ладожское озеро на емь, "повоевал всю их землю и полон привел без числа"44.
В 1228 г. он участвовал в походе великого князя Юрия на мордву. В это время емь воевала с новгородскими областями по Ладожскому озеру. Ярослав с новгородцами выступил к Ладоге, но к их приходу нападавшие сожгли свои ладьи, перебили пленных и ушли лесами. Новгородцы, узнав об этом, собрали вече, на котором приговорили к смерти посадника Судимира, возложив на него вину за то, что не скоро шел. Ярослав заступился за посадника, сохранив ему жизнь45.
В том же году Ярослав с дружиной пошел на Псков. Псковичи, затворившись в городе, отказались пускать Ярослава. "Желая иметь Псков в своей зависимости, он поехал туда с Новогородскими чиновниками; но Псковитяне не хотели принять его, думая, что сей князь везет к ним оковы и рабство". Униженный Ярослав вернулся в Новгород, собрал вече и произнес следующую речь: "небо свидетель, что я не хотел сделать ни малейшего зла Псковитянам, и вез для них не оковы, а дары, овощи и паволока. Оскорбленная честь моя требует мести". Одновременно Новгород наполнился переславскими полками. Ярослав успокаивал новгородцев, говоря что "хочет идти против Немецких Рыцарей; но граждане не верили ему и боялись его тайных замыслов"46. "Князь-то нас зовет на Ригу, а сам хочет идти на Псков"47.
Тем временем псковичи, узнав о том, что Ярослав с переславскими полками собирается в поход на Ригу, заключили с ливонцами мирный договор и оставили им сорок заложников с условием, чтобы они оказали им помощь в случаи войны с новгородцами48.
Ярослав послал к псковичам посла с требованием присоединиться к его походу и выдать тех, кто "наговаривал вам на меня"49. "Весьма мне дивно, что вы с неверными мир и союз учинили, а меня, князя вашего, принять не хотели. Ныне пойдете со мною на войну, а я обнадеживаю вас, что вам никоего зла не мыслил и не хочу, токмо отдайте мне тех, меня вам оклеветал". Псковичи ответили Ярославу так: "Кланяемся тебе, князю Ярослав, и братии нашей новгородцам и вам на ваши слова ответствуем: на войну с вами не идем и братии нашей, которые правду говорят, не отдадим. Что мы с рижанами мир и союз учинили, в том нам нет порока ибо все мы, верные и невер-ниые от единого Адама дети, и нам нет с ними никакой разности"50.
Свое нежелание воевать с Ливонией псковичи аргументировали тем, что все прошлые войны ничего кроме бед им не принесли: "Князь Ярослав! Клянемся тебе и друзьям Новогородцам; а братьев своих не выдадим, и в поход нейдем, ибо Немцы нам союзники. Вы осаждали Колывань (Ревель), Кесь (Венден), и Медвежью Голову, но брали везде не города, а деньги; раздражив неприятелей, сами ушли домой, а мы за вас терпели: наши сограждане положили свои головы на берегах Чудского озера; другие были отведены в плен. Теперь восстаете против нас: но мы готовы ополчиться с Святою Богородицею. Идите, лейте кровь нашу; берите в плен жен и детей: вы не лучше поганых"51.
Новгородцы без псковичей тоже отказались идти с Ярославом на Ригу. Выслушав на вече послание псковичей, новгородцы заявили: "Мы без своей братьи, без псковичей, нейдем на Ригу, а тебе, князь, клянемся"; "много уговаривал их Ярослав, но все понапрасну"52. Новгородцы потребовали, чтобы он переславскую дружину отправил домой, а псковичей, которые брали от Ярослава дары и вести пересылали, выгнали, сказав им: "Вы нам не братья, пойдите к вашему князю"53.
Поход не состоялся. Ярослав был вынужден отпустить свои полки назад в Переславль. В том же году князь покинул Новгород, оставив за себя своих сыновей Федора и Александра с боярином Федором Даниловичем и тиуном Якимом. В это время в Новгороде был очередной неурожай. Встревоженные тем, что житницы стоят пустые, новгородцы сместили Владыку Аресения, которого обвинили в том, что он купил эту должность у Ярослава. Новгород взбунтовался ("был мятеж в городе велик")54. Разграбив несколько домов сторонников Ярослава новгородцы хотели повесить одного из них, но тот убежал, ускакав к Ярославу. Вече избрало нового тысяцкого и послало к Ярославу требование прийти в город и отменить ущемляющие новгородские вольности подати. "Или - говорили ему Послы Веча - наши связи с тобою навеки разрываются"55. Ярослав ответа не дал, а его наместники, прихватив княжеских отпрысков, как уже не раз бывало, тайком ночью бежали из Новгорода. Новгородцы расценили их бегство как подтверждение того, что люди Ярослава "зло задумали на святую Софию"56. "Одни виновные могут быть робкими беглецами: не жалеем о них. Мы не сделали зла ни детям, ни отцу, казнив своих братьев. Небо отомстит вероломным; а мы найдем себе Князя. Бог по нас: кого устрашимся?"57 Выбор Новгорода пал на князя Михаила Черниговского.
В 1229 г. Ярослав "усомнился [в намерениях] брата своего Юрия слушая некие лести", привлек на свою сторону трех сыновей покойного Константина, "замыслил противиться" Юрию. Причины конфликта неизвестны, но, судя по всему, это была попытка переворота, направленного на смещение Юрия с владимирского престола в пользу Ярослава. Татищев полагает, что причиной было то, что Ярославу представили его очередное изгнание из Новгорода как происки Юрия. Так или иначе, замыслы Ярослава не привели к очередной усобице среди Всеволодовичей. "Благоразумный" (по словам летописца) Юрий призвал злоумышленников на совет в Суздаль. "Ярослав весьма не хотел ехать, но, увидев, что Константиновичи ростовские без отрицания поехали, и сам приехал"58. Результатом встречи стало то, что Ярослав и его племянники "целовали крест", признавая великого князя владимирского "отцом себе и господином", после чего, отпраздновав совместно рождество Богородицы, "веселы и одарены с мужьями своими разъехались" по своим уделам59.
Уже в следующем году неуемный Ярослав спровоцировал новый конфликт, затеев поход против Михаила Черниговского. Его амбиции грозили нарушить хрупкое равновесие сил между потомками Всеволода, Ольговичами и Ростиславичами и ввергнуть Русь в новую междоусобицу. Для обуздания Ярослава пришлось прибегнуть к посредничеству высших иерархов Церкви. Киевский князь Владимир прислал к митрополиту всея Руси Кирилла с миротворческой миссией. По словам летописца, Ярослав "послушался" старшего брата, "отца своего" митрополита и заключил мир с Михаилом. "И была радость великая"60. У Татищева несколько иная версия этих событий. Он полагает, что инициатором конфликта был не Ярослав, а Михаил, которого новгородцы подстрекали отбить у Ярослава Волок Дамский. "Князь Михаил Всеволодович прислал из Новограда к Ярославу Всеволодовичу, чтоб он отдал Волок Дамский, которой он взял от области Новгородской силою. Ярослав ответствовал ему, чтоб он сидел в Новограде и доволен тем был, что имеет, а он Волока не отдаст. И если хотят мир иметь, то он на том с ними учинит, что владеть каждому тем, кто чем владеет"61.
Новгородцы, узнав об этом примирении, называли Михаила изменником и "путь показали", а сами отправили послов в Переславль просить к себе Ярослава. Так в 1230 г. он в четвертый раз сел в Новгороде. В городе он пробыл недолго, оставив там своих сыновей, и ушел в Переяславль-Залесский.
В 1234 г. Ярослав отразил набег литовцев на Руссу и в том же году с новгородцами и псковичами напал на Дерптское епископство. Казалось бы очевидно, что Ливония и Новгородско-Псковская земля - естественные союзники против общего врага, беспокоящего их своими грабительскими набегами, - литовцев.
"Сей народ беспрестанными набегами более и более ужасал сосе-дов: занимался единственно земледелием и войною; презирал мирные искусства гражданские, но жадно искал плодов их в странах образованных и хотел приобретать оные не меною, не торговлею, а своею кровию. Общая польза государственная предписывала нашим Князьям истребить гнездо разбойников и покорить их землю: вместо чего они только гонялись за Литовцами, которые чрез несколько времени одержали совершенную победу над сильною ратию Ливонских Рыцарей; сам Великий Магистр, старец Вольквин, положил голову в битве, вместе со многими витязями Немецкими и Псковитянами, бывшими в их войске"62.
Но Ярослава не беспокоили вопросы безопасности Новгорода и Пскова. Его интересовала богатая добыча, которую можно было взять у "немцев". Формальным поводом была месть за помощь, оказанную ливонцами псковскому князю Ярославу Владимировичу в захвате Изборска. Ярослав, не рискуя на этот раз осаждать укрепленные замки, решил выманить противника из-за стен, где его, благодаря численному превосходству, можно было бы легко разбить. Встав возле Дерпта, новгородцы начали грабить и опустошать окрестности на глазах защитников города. Ливонцы предприняли вылазку, но до схватки дело так и не дошло. Удача в этот раз была на стороне новгородцев - под дерптским отрядом проломился лед, и большинство вышедших из-за городских стен утонули в реке. "Потом князь Ярослав, послал войска в загоны, всюду области их пленил, жег и разорял. Немцы, видя такую над собою беду беспомощную, прислали знатных людей просить о мире. И Ярослав, рассудя, учинил с ними перемирье на три лета и, взяв дары многие, возвратился"63. Летописец сообщает об этом так: "И поклонились немцы князю, Ярослав же взял с ними мир по всей правде своей; и возвратились новгородцы здравы все, а низовцев несколько погибло"64.
В 1235 г. началась междоусобица в Южной Руси. В следующие пять лет Киев переходил из рук в руки не менее семи раз. Ярослав, конечно, приял в ней участие и даже однажды осуществил свою мечту о великокняжеском престоле, став в 1236 г. с помощью новгородских бояр киевским князем. Правда, всего на несколько месяцев. Причины, по которым Ярослав не смог удержать за собой Киев, не известны. Но, можно констатировать, что к этому времени он был единственный из князей Суздальской земли, чьи интересы выходили за рамки ее границ и распространялись на важнейшие центры Древней Руси - Новгород и Киев. Другое дело, что невозможно судить были ли эти притязания обусловлены пониманием актуальных геополитических интересов и стремлением к объединению русских земель, что было особенно важно в канун татаро-монгольского вторжения, или были вызваны непомерными амбициями, жадностью и властолюбием Ярослава.
В конце 1237 г. татары вторглись в пределы Руси. Следующей их целью после Рязани стал Владимир. Юрий решил не оборонять город, а собрать все силы Суздальской земли на реке Сить. Несмотря на призыв брата, Ярослав к Юрию не присоединился. Возможно, просто потому, что не успел. Но, зная Ярослава, можно предположить, что он и не собирался воевать против татар, предоставив почетное право пасть в сражении с врагом своему старшему брату. Обстоятельства гибели Юрия и причастность или непричастность к ней его брата - тоже вопрос открытый, поскольку летописные свидетельства почему-то умалчивают о подробностях разыгравшейся на реке Сить драмы.
Так или иначе, но Ярослав, в отличие от большинства своих родственников, от татар не пострадал потому, что не участвовал в обороне русской земли, не откликнувшись на призыв Юрия. Зато как только татары, уничтожив всех, кто пытался оказать им сопротивление, ушли восвояси, Ярослав тотчас же занял освободившийся после гибели Юрия и всех его сыновей Великокняжеский стол во Владимире.
Естественно, что в Орде, которой Ярослав своим бездействием помог разгромить Владимиро-Суздальское княжество, не могли не отметить его лояльность и не возражали против того, что он будет главенствовать над русскими князьями. За свои заслуги перед Ордой Ярослав получил не только Владимирский, но и Киевский престол. Это подтверждает летописное свидетельство о том, что Ярослав назначил в Киев в 1245 г. своего наместника - Дмитра Ейковича.
Сокольский выдвигает гипотезу о том, что Ярослав установил контакты с Батыем еще до его нашествия на Северо-Восточную Русь65. Доверительные отношения Ярослава с Ордой позволяют предположить, что Батый сговорился с переславским князем, и тот предал своего брата Юрия, за что получил от монголов великокняжеский престол. Юрий ждал на р. Сити помощь большим войском из Переславля и Новгорода, которую ему обещал Ярослав, но ждал напрасно - обещанное войско так и не появилось. При загадочных обстоятельствах Юрий погиб, но не в бою, а от рук одного из своих дружинников. После гибели старшего брата, Ярослав поспешил в его разоренную столицу, чтобы занять трон, странным образом нисколько не опасаясь Батыя. Действительно, с того момента, как он сел во Владимире, монголы ушли назад в половецкие степи, не тронув Новгород.
Так, в сорок восемь лет, благодаря татарскому нашествию осуществилась заветная мечта Ярослава Всеволодовича. Теперь власть в Суздальской Руси будет принадлежать ему и его сыновьям, о жизни которых до этого момент практически ничего неизвестно. Старший из них, Федор, умер в 1233 г. в возрасте 14 лет. Александр, родившийся около 1220 г., провел большую часть своего детства и юности в Переславле, подолгу жил в Новгороде со своим отцом и старшим братом. Другие сыновья Ярослава - Андрей, Константин, Ярослав, Даниил и Михаил - впервые упоминаются в 1239 г. в сообщении о том, что они пережили татарское нашествие.
Летописец лаконично подводит итоги этого трагического для истории Руси года: "Того ж лета было мирно"66. В связи с этим Феннел риторически вопрошает: "Если вспомнить обо всех ранее упомянутых опустошениях, нанесенных татарами в Северо-Восточной Руси, то не слишком ли быстро, как пытается уверить нас местный летописец, жизнь вернулась в прежнюю колею?"67
После татарского нашествия Ярослав прожил на Суздальской земле еще восемь лет. За этот период только в 1239 г. он проявил какие-то признаки прежней воинственности, столь характерной для его прошлой деятельности. В этом году он напал на Каменец возле границы Киевского княжества. Цель похода на столь удаленный от Суздальского Владимира город - сведение старых счетов с Михаилом Черниговским, который в это время был князем киевским. Михаил вывез в удаленный Кременец свою жену, чтобы обезопасить семью от возможного нападения татар. Ярослав захватил город. Жену Михаила и несколько его бояр отправил во Владимир68. По мнению Феннела, "это был акт личной мести, лишенный политической целесообразности, и он ничего не дал Ярославу: он не захватит в плен своего старого врага, и даже если бы это ему удалось, то мало бы что изменилось: дни Михаила как политика в Южной Руси были к тому времени сочтены"69.
Военные успехи Ярослава на этом не закончились Ближе к концу 1239 г. он (возможно, по пути из Каменца) дрался с литовцами, вторгшимися на земли Смоленска. Об этом сражении сообщается только то, что Ярослав разгромил литовцев и князя их пленил, но летописец к этому добавляет, что он "смолян урядив" и "князя Всеволода [Мстиславича] посади на столе"70. Это вмешательство во внутренние дела Смоленска могло ознаменовать, что Ростиславичи признали над собой власть великого князя владимирского.
Однако это было фактически последнее из выступлений Ярослава, упомянутых в летописях, и последний случай, когда князь Суздальской земли влиял на смоленские дела. Кроме поездок в Орду в 1243 и 1245 гг., летописи больше о нем не упоминают. Трудно сказать, каковы были результаты первой поездки Ярослава, помимо подтверждения его старейшинства среди русских князей. Возможно, он получил в свое ведение не только районы Суздальской земли, но также и Киев. По Карамзину "Батый принял Ярослава с уважением и назвал Главою всех Князей Российских, отдав ему Киев... Так государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров. Поступок Ярослава служил примером для Удельных Князей Суздальских... [которые] били челом надменному Батыю, чтобы мирно господствовать в областях своих"71.
О событиях, связанных с его второй поездкой в Золотую Орду в 1245 г., сообщается только в двух источниках (в Лаврентьевской летописи и у Иоанна де Плано Карпини). Он либо умер на обратном пути (версия русской летописи), либо был отравлен в Каракоруме 30 сентября 1246 г. вдовой великого хана Угедея (версия Иоанна де Плано Карпини)72.
Карамзин считает версию отравления несостоятельной: "Ярослав простился навеки с любезным отечеством, сквозь степи и пустыни достигнув до Ханского стана, он в числе многих иных данников смирялся пред троном Октаева наследника (Гуюком)... и, получив милостивое дозволение ехать обратно, кончил жизнь на пути... Верные Бояре привезли его тело в столицу Владимирскую. Говорили, что он был отравлен... Но Моголы, сильные мечом, не имели нужды действовать ядом, орудием злодеев слабых. Мог ли Князь Владимирской области казаться страшным Монарху (Гуюку), повелевавшему народами от Амура до устья Дунайского?"73
Бояре привезли тело князя во Владимир, где в Успенском соборе он и был похоронен.
Примечания
1. Функция исторической памяти - создание идеального образа прошлого таким, каким оно должно было бы быть, чтобы оправдать легитимность существующего институционального порядка и пробудить чувство гордости за принадлежность к данной "мы-группе", ощущающей свое единство. Особенность исторической памяти заключается в том, что для нее не имеет значения, истинные или ложные представления лежат в основе идеального образа. Коммуникативная память основана на личном опыте и не отличается формализацией. Это, преимущественно устная традиция, возникающая в ходе повседневного спонтанного социального взаимодействия.
2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л. 1950, л. 154.
3. Карамзин прямо указывает на то, что "Ярослав не пользовался любовью народною". КАРАМЗИН Н. М. История государства российского. Т. 2 - 3. М. 1991, с. 491.
4. ФЕННЕЛ ДЖ. Кризис средневековой Руси 1200 - 1304. М. 1989, с. 88.
5. СЕРЕБРЯНСКИЙ Н. И. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты). Чтения Общества истории и древностей российских. М. 1915, с. 77.
6. ЭКЗЕМПЛЯРСКИЙ А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. Т. 1. СПб. 1889, с. 18.
7. СЕРЕБРЯНСКИЙ Н. И. Ук. соч., с. 77.
8. Там же, с. 76.
9. Лаврентьевская летопись. URL.: expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.plip, л. 168.
10. ТАТИЩЕВ В. Н. Собрание сочинений. Т. III. М. 1994, с. 167.
11. Там же, с. 176.
12. Лаврентьевская летопись повествует о том, что рязанцы схватили княжеских людей, некоторые погибли в темницах (л. 147об).
13. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 182.
14. НПЛ, л. 81.
15. Лаврентьевская летопись, л. 150.
16. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 25. М. -Л. 1949, с. 110 - 111.
17. СОЛОВЬЁВ С. М. Сочинения. Кн. I. М. 1988, с. 589.
18. Там же.
19. НПЛ, л. 83.
20. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 438.
21. Там же, с. 499.
22. Лаврентьевская летопись, л. 150.
23. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 192 - 193.
24. НПЛ, л. 85 - 86.
25. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 440.
26. НПЛ, л. 85об.
27. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 441.
28. ПСРЛ. Т. 5. Л. 1925, с. 196; т. 4, с. 190.
29. Там же, т. 5, с. 198 - 199; т. 4, с. 193 - 194.
30. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 198.
31. СОЛОВЬЁВ С. М. Ук. соч., с. 596.
32. НПЛ, л. 87.
33. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 199.
34. БАУМГАРТЕН Н. А. К родословию великих князей Владимирских, Мать Александра Невского. В кн.: Летопись Историко-родословного общества в Москве. М. 1908, вып. 4 (16), с. 21 - 23.
35. Впервые Александра Ярославича называют "Невский" в "Слове похвальном благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чудотворцу, в нем же и о чудесах его споведается", написанном по указанию митрополита Макария после собора 1547 года. В 1550 г. данная редакция вошла в состав Великих Миней Четьих. С этого времени Александр Ярославович официально именуется как Невский.
36. НПЛ, л. 94об. -95.
37. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 459.
38. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.-Л, 1938.
39. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 459 - 460.
40. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии.
41. Там же.
42. НПЛ, л. 95об.
43. ФЕННЕЛ ДЖ. Кризис средневековой Руси 1200 - 1304. М. 1989, с. 112 - 113.
44. НПЛ, л. 103.
45. НПЛ, л. 103об. -104.
46. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 491.
47. СОЛОВЬЁВ С. М. Ук. соч., с. 622.
48. НПЛ, л. 105.
49. Там же, л. 105об.
50. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 222 - 223.
51. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 492.
52. СОЛОВЬЁВ С. М. Ук. соч., с. 622.
53. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 223.
54. НПЛ, л. 107.
55. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 493.
56. НПЛ, л. 108.
57. КАРАМЗИН. Ук. соч., с. 493.
58. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 224.
59. Лаврентьевская летопись, л. 156.
60. Там же, л. 157об.
61. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 225.
62. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., с. 501.
63. ТАТИЩЕВ В. Н. Ук. соч., с. 229.
64. НПЛ, л. 118об.
65. СОКОЛЬСКИЙ М. М. Неверная память. Герои и антигерои России. М. 1990, с. 126 - 193.
66. Лаврентьевская летопись, л. 163об.
67. ФЕННЕЛ ДЖ. Ук. соч., с. 121.
68. Лаврентьевская летопись, л. 164об.
69. ФЕННЕЛ ДЖ. Ук. соч., с. 139.
70. Лаврентьевская летопись, л. 164об.
71. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., т. 4, с. 175 - 176. По сообщению Лаврентьевской летописи, Батый принял Ярослава и бояр его с великой честью и отпустил, говоря: "Ярослав! будь ты старший над всеми князями в Русской земле". "Ярослав же возвратился в свою землю, с великою честью" (л. 165).
72. "В то же время умер Ярослав, бывший великим князем... Он только что был приглашен к матери Императора, которая...дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер, спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело". ПЛАНО КАРПИНИ. История Монголов. СПб. 1911, с. 57.
73. КАРАМЗИН Н. М. Ук. соч., т. 4, с. 176.