Постников В. В. Рубежи истории АТР: Тихий океан в европейской политике и мировоззрении эпохи Нового времени

   (0 отзывов)

Saygo

Постников В. В. Рубежи истории АТР: Тихий океан в европейской политике и мировоззрении эпохи Нового времени // Известия Восточного института. - 2014. - № 1. - С. 57-71.

На протяжении долгого исторического времени тихоокеанский бассейн воспринимался как далёкая периферия мировой цивилизации. Но уже в истории XIX в., и особенно XX в., этот регион не раз признавали приоритетным. Возникают вопросы, когда и по какой причине появились идеи о значительной политической и культурной роли тихоокеанского региона, каковы истоки и динамика этого процесса? Выявление основных рубежей, этапов, причин, и культурно-политических основ развития региона представляет несомненный интерес для современного гуманитарного знания. Большое значение это имеет и для исследователей Дальнего Востока России. Известно, что Россия была частью этого процесса, поэтому история АТР имеет значение для нас как общий фон развития России на Тихом океане. Она показывает рубежи, которые определяли историю России на Дальнем Востоке, и объясняет многие события прошлого региона и его современной жизни.

История АТР - тема не новая, её выделили и начали исследовать уже более столетия назад [7]. Сейчас история АТР известна нам, как правило, по разнообразным фундаментальным и специальным исследованиям по истории международных отношений [8, 11, 2]. Тем не менее, политическая сфера - далеко не единственный и полный критерий, раскрывающий тему. Мы предполагаем, что историю региона не в меньшей степени и, возможно, с большей полнотой может раскрыть исследование культурных следов этого процесса. Например, открытия тихоокеанских пространств были не только политическим действием, но и частью истории науки и культуры, были связаны с формированием мировоззрения эпохи Нового времени. Поэтому исследование истории АТР на стыке истории международных отношений, истории науки, общественно-политической мысли, историографии, изучения различных произведений культурной сферы, связанных с историей АТР, представляет немалый интерес. Цель данной статьи - показать хронологическую динамику формирования АТР на примере культурно-политических процессов и явлений.

Открытие Тихого океана в XVI - XVIII вв.

Известно, что пионерами освоения Тихого океана стали португальские и испанские мореплаватели. В 1511 г. португальцы захватили Малакку, их корабли стали появляться у берегов Китая. В 1513 г. испанский конкистадор Н. Бальбоа пересёк Панамский перешеек и вышел на берег Тихого океана, который он назвал Южным морем, и объявил владением Испании. В 1516 г. португалец Р. Перестрелло совершил первый визит в Кантон, ставший впоследствии воротами в Китай для европейцев. В том же году была задумана экспедиция Ф. Магеллана, состоявшаяся в 1519 - 1522 гг. Таким образом, Тихоокеанский регион начал осваиваться европейцами в 1510-х гг. В XVI в. испанцы основывают свои тихоокеанские колонии: Перу, Чили, Филиппины и др. В 1531 г. основан Акапулько - главный тихоокеанский порт испанской Америки. В 1542 г. португальцы открывают Японию, в 1557 г. укрепляются в Макао (Южный Китай). Как правило, эти события рассматривают в рамках истории освоения отдельных регионов - Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Но вместе эти факты показывают процесс начала освоения Тихого океана в XVI в. В 1521 году Магеллан впервые в мире пересёк Тихий океан, а в 1565 году испанцы открыли сообщение Филиппины-Акапулько.

Со второй половины XVI в. тихоокеанское направление начинают разрабатывать англичане. Их экспедиции с 1550-х гг. были направлены на поиски северного морского пути в Индию. В 1580 г. англичанин Ф. Дрейк совершил второе в истории кругосветное плавание и пересёк Тихий океан. Развитие морских сил Британии в то время было связано с борьбой с Испанией.

Какое положение занимал Тихий океан в картине мира европейцев к началу XVII в., показывает Атлас голландского картографа Г. Меркатора, составленный в 1595 - 1606 гг. Текстовая часть Атласа представляет описание Земли последовательно от крайнего запада - Исландии и затем описывает страны Европы, Африки, Азии, Америки. Описание стран Востока, юго-восточной Азии и островов Тихого океана переходит в описание Американских земель в следующей последовательности: Персия - Тартария - Китай - Индия - острова Юго-Восточной Азии - Япония - Цейлон - Новая Испания - Виргиния, Флорида и другие «индейские» области Нового Света, вплоть до Магелланова пролива. В Атласе говорится о торговом сообщении через Тихий океан между Манилой и Мексикой. Описания неевропейских территорий - Африки, Азии и Америки - занимает около 1/10 объёма текста. Это показывает малое по тем временам значение тихоокеанского региона, которое определяли максимальная удалённость от Европы и близость с Америкой. Атлас Меркатора был известен не только в Европе, но и в России, где после перевода в 1637 г. он распространился в рукописных списках в XVII-XVIII вв. [14].

В XVII в. интерес к Тихому океану увеличился. Во многом это связано с осознанием того, что богатейшая страна Востока - не Индия, а Китай. Так описывает Китай Меркатор (русский перевод XVII в.): «Царство Хинское вельми славное, сильное... В том государстве ни единого места пустого где бы не родилося всякого земного плода. много злата, сребра и меди и железа и иные всякие руды... и всего в том государстве свыше меры родится, ремесленных промышленных людей множество.» [14, с. 136]. Европейцы настойчиво искали пути проникновения в эту страну как морским, так и сухопутным, евразийским путём.

Лидерами освоения Тихого океана в XVII в. стали голландцы. В 1603 г. голландцы основывают свою первую факторию на Яве, в 1619 г. захватывают и разрушают Джакарту и основывают на её месте свой колониальный центр Батавию. Они вытесняют из региона португальцев и соперничают с Испанией. В 1615 г. голландский флот разрушает Акапулько. В первой половине XVII в. голландцы овладели торговлей с Китаем и Японией, обосновались на Тайване, стремились закрепиться в Индии. Масштабы новой колониальной державы показывают голландские географические исследования. В 1640-х гг. А. Тасман открывает Австралию, получившую название Новая Голландия, а на севере мореплаватель Де Фриз достигает Сахалина (1643). В то же время усиливается роль англичан в регионе.

В середине - второй половине XVII в. северную часть тихоокеанского побережья начали осваивать русские первопроходцы (И. Москвитин, С. Дежнёв, М. Стадухин, В. Атласов). Русские посольства в Китай XVII в. вызывали большой интерес у европейцев. Особое внимание их привлекло открытие Амура. «Сказание о великой реке Амуре», составленное в ходе посольства Н. Спафария около 1678 г., вызвало интерес в России и Европе, в Голландии оно было издано трижды (1692, 1705, 1785) [13, с. 271-272]. В нём сообщалось о возможности выхода через Амур в Тихий океан и к странам Восточной Азии. Русские «чертежи» северо-восточной Азии, составлен­ные во второй половине XVII в. (П. Годунов, 1667 г., С. Ремезов, 1701 г.), хотя и весьма условные, были первыми в мире результатами практических исследований северо-восточной Азии и северо-­западной части тихоокеанского побережья.

Открытия XVII в. в основном определили географические знания XVIII в. Уточнения к ним были добавлены в первой половине XVIII в. российскими исследователями северной части Тихого океана, где были открыты Камчатка и Курильские острова, северо-западное побережье Америки. Географические знания о побережье восточной и северо-восточной Азии были дополнены Атласом французского картографа Д'Анвиля (1737 г.), составленным на основе «Атласа Китайской империи» начала XVIII в. На протяжении большей части XVIII в. Тихий океан оставался самой далёкой и малоизученной периферией европейского мира. Во многом это было связано с закрытостью Китая и Японии и с кризисом старых колониальных империй. Для изменения ситуации должна была значительно измениться культурно-политическая обстановка в Европе.

Изучение тихоокеанского региона во второй половине XVIII - начале XIX вв.

Со второй половины XVIII в. крупнейшие державы начинают целенаправленно исследовать и осваивать Тихий океан.

Эти изменения связаны с Семилетней войной 1756 - 1763 гг. Она приобрела невиданные прежде географические масштабы, которым могли бы «позавидовать» мировые войны ХХ века, и имела большое историческое значение. Военные действия происходили не только в Европе, но и в Америке (Канада, Куба) и Южной Азии (Индия, Филиппины). Современные западные историки в связи с этой войной выделяют начало нового периода всемирной истории, получившего название «Мир империй» (1750 - 1914) [5, с. 270-271]. В эту эпоху тихоокеанские пространства приобретают политическое значение.

Лидерами освоения Тихого океана в XVIII в. стали англичане. После завоевания Индии в 1757 - 1761 гг. Британская империя расширялась. В 1762 г. англичанами была взята Манила, вскоре возвращённая испанцам. В 1767 - 1768 гг. Тихий океан исследовала кругосветная экспедиция англичанина С. Уоллиса, открывшая о. Таити. Крупнейшим исследователем тихоокеанских пространств в то время стал Дж. Кук. В 1768 - 1779 гг. он совершил три экспедиции с целью научных исследований и поиска новых торговых рынков. В ходе этих экспедиций были заново открыты вслед за испанцами многие острова (Гавайи, Новая Зеландия, др.), впервые открыты о. Новая Каледония, пролив между новозеландскими островами, и восточное побережье Австралии, которая была объявлена владением Британии. Экспедиции Кука стали не только научно-исследовательской, но и политической ревизией новых колониальных пространств. Описания этих экспедиций были изданы в 1774 и 1784 гг.

В 1768-69 гг. Тихий океан исследовала кругосветная экспедиция француза Л. А. Бугенвиля, организованная с целью компенсировать колониальные потери последних лет в Америке новыми открытиями, а также для поиска пряностей (1766 - 1769). Экспедиция посетила острова Океании, в т. ч. Таити, прошла мимо Новой Гвинеи до Молуккских островов, посетила Батавию, собрала значительное количество сведений в области географии, навигации, торговли, и военного дела. Описание этого путешествия, изданное в 1771 г., стало событием, которое обсуждалось и сделало Бугенвиля известным в Европе. Знаменитый Д. Дидро написал «Дополнение к путешествию Бугенвиля», которое получило распространение в рукописях и было опубликовано в 1796 г. Дидро привлёк описанный путешественником образ таитянина-дикаря - человека, не испорченного цивилизацией, представляющего идеал положительного начала в человеке, востребованный культурой Просвещения. Бугенвиль оставил о своём пребывании на Таити самые лучшие отзывы: «До свидания, счастливый народ. Я всегда буду с радостью вспоминать каждое мгновение, проведённое среди вас, и, пока я жив, я буду прославлять счастли­вый остров Киферу, эту подлинную Утопию». [3, с. 64]. Как видно, путешествие Бугенвиля и его книга имели социально-политический резонанс в Европе.

Крупные экспедиции, исследовавшие Тихий океан, продолжались в конце XVIII в. (Ж. Ф. Лаперуз (1785 - 1788), Дж. Ванкувер (1791 - 1795), У. Броутон (1796 - 1797)). В 1793 г. в Китай прибыла британская дипломатическая миссия Д. Маккартни с предложением о торговле, которой было отказано. Тем не менее, эти события определили начало новой эпохи в истории Тихого океана, когда он начал приобретать политическое значение. Инициативу в этом взяла Британия, за ней следовали Франция и Россия.

Русские мореплаватели осваивали север Тихого океана в течение всего XVIII в., но основные достижения в этом направлении ими были сделаны в конце XVIII в. Западное побережье Америки, открытое русскими в 1732 г., начало колонизироваться после экспедиции Г. И. Шелехова в 1784 г. Здесь были основаны русские поселения: на Кадьяке (1784), Георгиевская крепость, крепость Константина и Елены. В 1796 г. на о. Ситка была основана столица Русской Америки Новоархангельск, в 1799 г. создана Российско-американская компания. Освоение нового региона отразилось в литературе. «Странствование российского купца Григория Шелехова в 1783 г. из Охотска по Восточному океану к Американским берегам...» выдержало два издания (СПб., 1791, 1812) и было переведено на немецкий язык. В 1802 г. было издано «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. с 1785 по 1793 год», описывающее ход секретной Северо-восточной экспедиции, в ходе которой были определены основные картографические очертания северо-западной Америки.

Начало XIX в. в русской культуре отмечено усилением интереса к тихоокеанскому региону. Первая русская кругосветная экспедиция, подобная английским и французским, была проведена в 1803 - 1806 гг. под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Она стала важным событием российской политики и культуры. Впервые в истории русские корабли пересекли океан от Огненной земли до Камчатки. Целью экспедиции было налаживание связей с тихоокеанскими владениями России, научные исследования, изучение политических и экономических возможностей империи на Тихом океане. В своём описании экспедиции Крузенштерн говорит о стратегическом значении Сахалина, о возможностях торговли России с Китаем через Кантон наравне с европейцами [9, с. 76-79, 172, 374]. В это время в России было издано немало описаний исследований Тихого океана, как зарубежных, так и отечественных (Ж. Ф. Лаперуз (1800), Дж. Кук (1804), И. Ф. Крузенштерн (1809 - 1812), Ю. Ф. Лисянский (1812), Г. И. Давыдов (1810, 1812), В. М. Головнин (1819), Дж. Ванкувер (1826 - 1838)). Интерес общественности привлекали Сахалин и отношения с Японией. В 1810-х гг. на эту тему было издано несколько книг (В. М. Головнин, 1815, 1819). В первой половине XIX в. в целях налаживания хозяйственных связей и охраны дальневосточной окраины России и Русской Америки было совершено около 40 кругосветных плаваний, сопровождавшихся важными географическими исследованиями и открытиями в Тихом океане.

В результате упомянутых нами исследований к началу XIX в. сложилось в основном правильное представление об общем облике Земли. Материки кроме Антарктики получили на картах свою характерную конфигурацию (но их внутренние части были известны недостаточно). Важную роль в исследовании Тихого и Мирового океана сыграли и русские мореплаватели. Особенное значение имело первая русская антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819 - 1821). Ими были открыты Антарктика, о-в Петра I, земля Александра I. Этим путешествием было завершено открытие материков и установлены основные соотношения площади суши и моря на земном шаре. Дальнейшей целью морской политики держав становилось политическое закрепление на стратегически важных пунктах.

Таким образом, во второй половине XVIII - начале XIX вв. экспедиции на Тихом океане проводились с целью географической и политической разведки. В основе этого было соперничество империй, для которых Тихий океан стал приобретать стратегическое значение. В 1819 г. англичане организовали на о. Сингапур по соглашению с местным султаном особую торговую зону, которая с 1820-х гг. стала важным транзитным пунктом международной торговли.

Некоторую роль в увеличении культурного значения Тихого океана сыграл кризис европоцентризма, проявившийся в культуре романтизма (начало XIX в.). Творческих личностей в Европе стали привлекать образы «иных» миров, и это внесло свой вклад в ментальное приближение к Тихому океану. Романтики искали «другую» жизнь, предчувствовали наступление новой исторической эпохи. Это было отражением экономической и общекультурной ситуации, когда Европа стала вырастать из себя, ей нужно было кардинальное обновление.

Тихий океан в международной жизни середины - второй половины XIX в.

В середине XIX в. происходят решительные изменения в отношении к Тихому океану. Прежде периферийный регион превращается в арену международного взаимодействия. Интерес к Тихоокеанскому бассейну был вызван развитием техники и капитализма в Европе и Америке. Промышленный прогресс середины XIX в. привёл к мировоззренческой революции, у которой было несколько аспектов.

Научно-технический. С развитием науки передовые умы Европы стали считать, что традиции - это условность, и главную роль в жизни общества играют научное познание и технический прогресс. Началась эпоха борьбы со стереотипами и традиционными взглядами. Яркий пример этого - появление эволюционной теории Ч. Дарвина, изложенной в книге «Происхождение видов и естественный отбор» (1859). Отметим, что эта теория появилась благодаря участию Дарвина в кругосветном путешествии в 1830-х гг., в ходе которого наблюдаемая исследователем оригинальная фауна Галапагосских островов дала учёному материал для оформления его теории. Исследования Тихого океана стали способствовать развитию передовой научной мысли.

Социально-политический. Развитие науки и техники способствовало дальнейшей рационализации общественной мысли. Развивались материалистические идеи о природе общества, распространя­лись идеи рационального, справедливого общественного устройства.

Усиливались ожидания преобразований, революционные настроения, идеи исторических перемен и социального обновления.

Культурно-географический. Стали развиваться представления о том, что Европа - только часть мирового сообщества, и в ней также сильны традиции, которые нужно преодолеть. Стало очевидно, что цивилизация выходит за рамки Европы, утверждается в Америке, и может развиваться в других регионах. Можно сказать, стал развиваться глобализм.

Главную роль в формировании тихоокеанского региона в середине XIX в. играла Великобритания. Англия как технически наиболее развитая страна того времени стремилась реализовать свои экономические интересы в Китае - самой населённой стране того времени, представлявшей огромный рынок. Чтобы разрушить торговые барьеры, установленные цинским правительством, англичане инициировали военные действия. Их поддержали французские силы. Опиумные войны середины XIX в. (1840 - 1842, 1856 - 1858, 1860) стали историческим событием, сделавшим АТР частью мировой системы. Нанкинский договор 1842 г. открыл Китай для международной торговли и привлёк туда другие иностранные державы - США, Голландию. В 1841 г. на побережье Южного Китая недалеко от Кантона был основан Гонконг - опорный центр Британии на Тихом океане. Колония быстро росла, и уже в 1850-х гг. представляла значительный вес в регионе. В 1843 г. была основана международная колония в Шанхае. В 1867 г. колонией Британии стал Сингапур, ставший важным стратегическим пунктом в регионе.

Наглядный пример развития и роста тихоокеанского региона той эпохи представляет освоение Австралии. Первое английское поселение в Австралии - Сидней было основано в 1788 г. В начале XIX в. численность населения континента была незначительной: в 1810 г. - около 12 тыс. чел., 1830 - 70 тыс., что связано с каторжным характером первоначальной колонизации. Переломным моментом в истории Австралии стали 1850-е гг. Открытие золотых приисков в колонии Виктория и последовавшая за этим «золотая лихорадка» 1851 - 1861 гг. привели к быстрому развитию Австралии, началась массовая свободная иммиграция (за это десятилетие население увеличилось с 405 тыс. чел. до 1,2 млн., к 1900 г. приблизилось к 3,8 млн.). Социально-экономические успехи способствовали развитию политического самосознания. В 1901 г. был образован Австралийский союз как доминион в составе Британской империи, наблюдалось формирование австралийской нации. Австралийские историки развивали концепцию особого исторического пути развития страны, которую представляли как «страна простого человека», «широкой демократии». В начале XX в. появились тенденции к самостоятельной политике. Австралийские силы приняли участие в Первой мировой войне. В 1919 - 1920 гг. на Парижской конференции Австралийский союз впервые выступил как самостоятельный субъект международной политики.

В 1839 - 1840 гг. началась организованная колонизация Новой Зеландии, которая стала колонией Британии. Тогда же был основан Веллингтон, ставший столицей колонии в 1865 г. В 1843 г. начались войны с маори, продолжавшиеся до 1870-х гг. В 1847 - 1860 гг. число европейских колонистов увеличилось в 2 раза и достигло 65 тыс. ч., а к 1868 г. превысило 225 тыс. чел., чему способствовало открытие золотых приисков и «золотая лихорадка». Большую роль в экономике играло овцеводство. В 1907 г. Новая Зеландия получила статус доминиона и её население достигло 1 млн. чел.

Одну из важнейших ролей в оформлении региона сыграла Америка. США в первой половине XIX в. показали значительные успехи в политическом и экономическом развитии. В 1840-х гг. они вышли на тихоокеанское побережье и стали стремительно его осваивать. В 1846 г. был присоединён Орегон, в 1847 г. в результате войны с Мексикой - Калифорния. Более того, США строили планы освоения стран Дальнего Востока и северо-восточной Азии. В 1844 г. они наравне с европейскими державами заключили торговый договор с Китаем. В 1848 г. советник Верховного суда США А. Пальмер составил Записку, в которой сообщал «о некоторых странах Востока, сравнительно с другими, мало известных, но которые с каждым днём делаются для нас важнее, как в политическом, так и торговом отношениях, и которые могут быть поприщем новой торговой деятельности наших сограждан». Так он призывал к освоению территорий Северо-Восточной Азии и говорил, что «Судоходство по большой Маньчжурской реке Амуру и по её притокам мне кажется весьма важным» [12, с.2]. Записка была озвучена 10 января 1848 г. и в том же году опубликована в изданиях Американского конгресса. В России эта Записка была опубликована только в 1906 г. как одно из убедительных свидетельств стратегического значения дальневосточного региона [12]. Таким образом, уже в середине XIX в. США видели весь тихоокеанский бассейн как сферу своих интересов. Пои­ски путей приложения своих сил были вознаграждены, но в более близком месте. В 1848 г. В Калифорнии было обнаружено золото, и началась легендарная «золотая лихорадка», положившая основу освоения американского «дикого запада» и обеспечившая Калифорнии бурное развитие. Центром тихоокеанской Америки стал Сан-Франциско, основанный испанцами в 1776 г. С января 1848 г. до декабря 1849 г. население Сан-Франциско увеличилось с 1 тыс. до 25 тыс. чел. Очень быстро город стал одним из главных центров всего тихоокеанского региона. В 1906 г. его население достигло 410 тыс. чел.

В процесс включились и другие страны. С 1830-х гг. переживало рост молодое чилийское государство. Время правления президента М. Монтта (1851 - 1861) стало временем успешного развития страны. В 1851 г. правительство объявило земли на юге Чили территорией для колонистов с возможностью получать большие земельные наделы. Этим правом воспользовались немецкие иммигранты, решившие покинуть родину после кризиса 1848 г. В 1853-1854 гг. были основаны немецкие колонии на юге Чили в районе озера Льянкиуэ - Пуэрто-Монт и Пуэрто-Варас, существующие до сих пор. В них колонисты придерживались своих хозяйственных и бытовых традиций, строили добротные дороги, капитальные дома, кирхи. К концу XIX в. в этих колониях жили около 300 немецких семей. Немецкая колонизация в Чили - интересная страница истории тихоокеанского региона [6, с. 215-216]. Во второй половине XIX века эмиграция из Европы в страны Нового света в поисках лучшей жизни стала распространённым явлением. Основным её направлением были Северная Америка и активно развивающийся тихоокеанский регион. К примеру, в истории Дальнего Востока России известен план колони­зации Приморья переселенцами из Чехии (1860), который остался нереализованным.

В общественно-политической мысли Европы середины XIX в. развивались идеи об упадке европейской цивилизации и зарождении новой. В среде мыслителей развивались поиски «другого» и ожидания «нового» мира. Уже в 1850 г. К. Маркс и Ф. Энгельс заявили, что Тихий океан в будущем станет играть важнейшую роль в международной жизни, и начало этого времени отметило открытие Калифорнии в 1848 г. Русский публицист А. И. Герцен в 1850-х гг. развивал концепцию о том, что увядающая Европа передаёт эстафету лидера мировой цивилизации своим наследникам - США и России, которые, объединённые Тихим океаном, станут колыбелью новой цивилизации будущего. Поэтому Тихий океан он называл «Средиземным морем будущего» [15]. Как видно, революционные настроения в духе «Мы наш, мы новый мир построим.» («Интернационал», 1871 г.) в то время имели не только социальное, но и региональное звучание.

В то время развитие получают не только территории с мягким климатом, но и более северные, например, Британская Колумбия (Тихоокеанская Канада). Эти территории были открыты в конце XVIII в., в первой половине XIX в. происходит их медленное освоение на основе пушного и рыбного промысла. В 1827 г. был основан форт Лэнгли - основа будущего Ванкувера. Долгое время эти районы были неорганизованными областями британской Северной Америки под фактическим управлением Компании Гудзонова залива. В 1849 г. была образована колония на о. Ванкувер с Викторией в качестве столицы. Материковая часть, прилегающая к о. Ванкувер, была объявлена колонией Британии в 1858 г. в связи с обнаружением в долине р. Фрейзер золотых месторождений и начавшейся «золотой лихорадкой». В 1866 г. эти колонии были объединены под названием Британская Колумбия. В 1871 г. колония вошла в состав Канады. Развитию этих земель способствовали принятие земельного закона в 1872 г., наделявшего всех желающих достаточным количеством земли, и строительство канадской трансконтинентальной железной дороги (1881 - 1885). С 1867 по 1900 гг. население канадского северо-запада увеличилось с 60 тыс. до 438 тыс. чел. Основу экономики региона составляли горнодобывающая промышленность, лесное, сельское хозяйство, рыболовство. В конце XIX - начале XX вв. Канада делает большие успехи в развитии. Аляска, присоединённая к США в 1867 г., стала осваиваться в 1890-х гг. в связи с очередной «золотой лихорадкой».

На этом фоне закономерным, как часть общего исторического процесса, выглядит присоединение к России территорий, прилегаю­щих к Тихому океану (Приамурье, Приморье, Сахалин), и территориальное разграничение с Китаем и Японией. Этот процесс начался в 1850-х гг., его основные события - Айгунский (1858), Пекинский (1860) и С.-Петербургский (1875) договоры.

Как в среде европейских обывателей второй половины XIX в. происходило восприятие тихоокеанского региона и его перспектив, наглядно показывает опыт финских переселенцев в Приморье. Этому вопросу посвящены исследования Л. В. Александровской. В 1860-хгг. в Финляндии проявился социально-экономический кризис: «В недрах Финляндии давно уже зарождался общественный протест против неустроенности жизни. В воздухе витал новый идеал некоего справедливого общества, способного накормить и обуть народ, дать ему элементарные радости общения людей, объединённых устремлениями. По существу это были утопические воззрения, отрицавшие достижения цивилизации, довольно разнообразные по содержанию: социалистические, религиозные и националистические. Их поддерживал общий лозунг «Назад к природе», расчёт на естественную связь человека с матерью-землёй. Как правило, исповедовавшие коммунистические идеалы не придавали сколько-нибудь большего значения образованию детей и развлечениям. Все члены общества, невзирая на их социальный статус или профессию, уравнивались в правах и обязанностях» [цит. по: 1, с. 110]. В 1868 г. в финском портовом городе Або началась подготовка группы эмигрантов из 55 чел., в основном ремесленников и земледельцев, под руководством Г. Фуругельма - управляющего удельными землями в Приморской области. Из Або экипаж на шхуне «Находка» отправился через Суэцкий канал, и 30 апреля 1869 г. благополучно прибыл к берегам Приморья (в район Находки). Одновременно с ними летом 1868 г. в Гельсингфорсе возникло общество эмигрантов, около 40 чел., разного пола, возраста и социального положения. Они заинтересовались приглашением российского правительства переселиться на земли Сибирского удельного ведомства в Приморской области. Мотивы Гельсингфорского общества известны нам по письменному переложению на имя императора от 13 июля 1868 г.: «вследствие свирепствовавшего в Финляндии голода некоторые из жителей составили общество для эмиграции в земли удельного ведомства Приморской области, где, за недостатком населения, силы их могут быть употреблены с большою пользою» [цит. по: 1, с. 111]. На ссуду русского правительства был куплен бриг. Общество возглавил Ф. Гек, опытный моряк, много лет прослуживший на Тихом океане и имевший о нём положительные впечатления. 26 ноября 1868 г. экипаж из 53 человек покинул Финляндию. Пережив несколько штормов, опасные экспедиции за провиантом, пройдя южные моря, известные пиратством, экспедиция 5 сентября 1869 г. пришла в бухту Находка. [1, с. 110-124]. В 1879 г. В Южно-Уссурийском крае проживало 32 семьи финских колонистов (47 мужчин и 49 женщин) [1, с. 72].

Приведённые факты об истории АТР являются главным фоном истории Владивостока. Основанный как далёкий военно-морской пост, он не привлекал существенного интереса россиян и развивался в основном за счёт морского ведомства и предпринимательской активности частных лиц, среди которых многие были иностранцами. Это были американцы, немцы, китайцы и другие. Уже в 1880 г. русский писатель В. В. Крестовский констатировал во многом иностранный облик Владивостока, который имел больше связей со своими соседями, чем с центром страны. По сути, Владивосток стал не только крепостью Российской империи на Дальнем Востоке, но и европейской, международной колонией на Тихом океане, правда, не имея таких масштабов, как Сан-Франциско или Шанхай. Этим объясняются распространённые в литературе начала ХХ в. характеристики Владивостока как города «европейской» культуры.

Одним из важнейших явлений формирующегося региона стал выход на международную арену Японии. В 1854 - 1858 гг. состоялось «открытие» Японии серией неравноправных договоров с США, Британией, Голландией и др. Государственный переворот Мэйдзи в 1868 г. изменил внутреннюю политику страны, направил её на путь модернизации и европеизации. В 1870 - 1880-х гг. страна бурно развивается и уже в результате японо-китайской войны 1894 - 1895 гг. заявляет о себе как региональная держава. После русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Япония вошла в число держав мирового значения. В результате Япония стала одной из основных регионообразующих стран АТР и важной частью новой мировой системы.

Знаковым явлением в развитии региона стало его транспортное освоение. В 1869 г. было завершено строительство трансконтинентальной железной дороги в США (строилась в основном в 1860-хгг.). Это поддержало открытие Суэцкого канала в 1869 г. (строился с 1859 г.). В 1879 г. началось строительство Панамского канала (закончилось в 1913 г.). В Канаде в 1881 - 1885 гг. строится Тихоокеанская железная дорога, в России в то время разрабатываются планы строительства Транссиба, в Европе обдумываются идеи строительства трансазиатской дороги. В 1891 г. начала строиться Транссибирская железнодорожная магистраль. Открытие железнодорожного сообщения от Парижа до Владивостока в 1903 г. стало событием мирового значения.

Важное значение имело и развитие телеграфа. В 1840-х гг. это новшество распространилось в США и по всему миру с 1860-х гг., в том числе на Тихом океане и на Дальнем Востоке. Владивосток был соединён телеграфом с Нагасаки и Шанхаем в 1871 г.

В 1880-х гг. значение тихоокеанского региона продолжало расти, с этого времени он стал важной ареной международной политики. В это время усиливается борьба держав за Корею, Вьетнам, острова Океании. Исторические сдвиги 1880-х гг. привлекают внимание учёных, создаётся теория развития цивилизаций, объясняющая этот процесс. Это была работа русского учёного-эмигранта Л. И. Мечникова (1838 - 1888) «Цивилизация и великие исторические реки», опубликованная на французском языке в 1889 г. (в России издана в 1898 г. [10]). В ней Мечников говорит об определяющем значении водных бассейнов в развитии человеческих сообществ, об особой исторической роли Тихого океана. В представлении Мечникова Тихий океан не замещает Атлантику, а соединяет пространства мирового океана, и этот процесс отмечает начало формирования «всемирной эпохи», которая только начинается со второй половины XIX в.: «быстрый экономический прогресс Калифорнии и Австралии, открытие портов Китая и Японии для международного обмена, большое развитие китайской эмиграции, распространение русского влияния на Маньчжурию и Корею окончательно присоединили Тихий океан к области мировой цивилизации» [16, с. 61-63]. В наши дни этот процесс принято называть «формированием мировой экономической и политической системы». В то же время распространяются идеи о первостепенной роли морской политики, которые выделяли значение самого крупного океанического бассейна [15].

1890-е гг. отмечены ещё большим ростом значения тихоокеанского региона. Японо-китайская война 1894 - 1895 гг. привлекла внимание политиков всего мира к Дальнему Востоку. В 1897 - 1898 гг. колониальные державы основывают свои военно-морские базы на побережье Китая (Циндао, Порт-Артур, Вэйхайвэй, Гуаньчжоувань), а затем вводят войска в Китай для подавления «боксёрского» восстания (1900). В этой операции участвовали восемь крупнейших держав мира. С другой стороны, в 1898 г. произошла испано-американская война, открывшая эпоху войн за передел колоний. Самой крупной из них стала русско-японская война 1904 - 1905 гг. Так впервые в мировой истории Тихий океан оказался в центре международной политики. Заявление Рузвельта в связи с аннексией Филиппин в 1898 г. стало одним из символов наступающей исторической эпохи: «Атлантическая эра... вскоре исчерпает собственные ресурсы»; «уже на восходе Тихоокеанская эра, уготовленная судьбой стать самой великой» [2]. В 1898 г. к США были присоединены Гавайи, и Штаты стали тихоокеанской державой.

Таким образом, к началу XX в. тихоокеанский регион стал частью мировой цивилизации, международной политической и экономической системы. Примерно за полвека, с середины XIX в., на Тихом океане возникли новые страны со своими связями, был сформирован новый регион, который стал играть важную международную роль. Однако нельзя преувеличивать значение Тихого океана для того времени. К началу XX в. Тихий океан стал не «Средиземным морем», а связующим звеном, объединившим мир. АТР стал конечной точкой колонизационного движения многих стран и ареной, где наиболее наглядно проявилось международное взаимодействие.

Заключение.

История АТР - тема очень актуальная, но сложная и недостаточно разработанная. Представленная работа - это один из взглядов на вопрос о периодизации и общих принципах описания истории АТР, эксперимент, нацеленный на совершенствование изучения региональной истории. Чтобы уплотнить текст, который во многом является фактологическим изложением, мы старались приводить исторические факты, находящиеся в тени общего внимания.

Например, упоминаем об открытии Тихого океана Н. Бальбоа в сентябре 1513 г. В 2013 г. мы пережили символическое событие - 500-летие АТР, но оно прошло незаметным для Дальнего Востока России. Эта дата обсуждалась и отмечалась в других странах, в основном, в Америке, но не имела широкого резонанса в АТР. При составлении очерка мы использовали факты, которые могли бы дополнить уже известную информацию, и при этом стремились показать общую логику развития региона. Многое осталось за рамками текста: формирование Малайзии и французская колонизация Вьетнама, модернизация Таиланда и политика Германии на Тихом океане во второй половине XIX в. и др. Но всё это легко встроить в представленную нами схему.

Рассмотренные в работе разнообразные события и факты позволяют проанализировать хронологию исторического развития региона. Общеизвестные определения этапов истории региона (вторая половина XVIII, середина XIX, рубеж XIX - XX вв.) мы предлагаем уточнить и выделяем главные рубежи истории АТР:

- 1510-е гг. - открытие Тихого океана и начало его исследований, которые продолжались все последующие столетия;

- 1760-е гг. - начало целенаправленного, систематического исследования и освоения Тихого океана европейскими державами;

- 1840-е гг. - включение Тихого океана в развивающуюся мировую политическую и экономическую систему, и начало формирования АТР как особого региона международного взаимодействия. Главной причиной, приведшей к увеличению международного значения АТР, стало развитие техники и экономики в Европе и Америке. Распространение парового транспорта в середине XIX в. дало возможность Великобритании развивать флот, укрепиться на Тихом океане и победить прежде могущественную империю Цин. Открытие Суэцкого канала и трансконтинентальной железной дороги в США в 1869 г. значительно приблизило Тихий океан к цивилизации;

- 1880-е гг. - превращение Тихого океана в один из важнейших регионов мировой политики. В восьмидесятые он стал, по определению публицистики того времени, «центром тяжести международной политики» [4, с.3]. С тех пор этот статус АТР усиливался, развивались представления о приоритетном значении региона.

История АТР важна и для понимания развития России на Дальнем Востоке. История показывает, что Россия стала участвовать в освоении АТР в качестве догоняющего участника. Если корабли европейских держав уже в XVI в. стремились в регион осознанно, с целью получения торговой прибыли, то русские вышли в него в XVII в. случайно, не имея представлений о его стратегической ценности. И только позднее, с XVIII вв., Россия стала думать об участии в жизни региона. Но в этом вопросе она основывалась на европейском опыте, и можно сказать, смотрела на Тихий океан, глядя на Запад. Это относится и к решающим моментам региональной истории XIX в. Поэтому, чтобы понимать и изучать присутствие России в АТР, нужно видеть общую картину освоения региона европейцами и основные рубежи его истории.

В работе указывается большое количество дат и цифр, которые взяты из справочной литературы, общеизвестной и общедоступной. Поэтому ссылки на большинство из них не приводятся. Основными источниками фактического материала для нас послужила Советская историческая энциклопедия 1961-1976 гг. и справочные материалы из Интернета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Л. В. Опыт первого морского переселения в Южно-Уссурийский край в 60-х годах XIX века. Одиссея Фридольфа Гека. Владивосток: ОИАК, 2003. 227 с.
2. Арин О. А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня. 1998. №1. Цит. по: Арин О. А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатская библиотека [Электронный ресурс] URL: asia-times.ru/countries/apr/mif_about_atr.htm (дата обращения: 11.05.2014 г.).
3. Блон Ж. Великий час океанов: Тихий / Пер. с франц. Л. А. Деревянкиной. М.: Мысль, 1980. 208 с.
4. Владивосток. 1885. № 19.
5. Всемирная история (Филипп Паркер) / пер. с англ. А. В. Банкрашкова, А. Е. Кулакова. М.: Астрель, 2011. 512 с.
6. Джемс П. Латинская Америка. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1949. 763 с.
7. История человечества. Всемирная история. Под общ. ред. Г. Гельмольта. Изд. 3-е. В 9 тт. Т. 1. СПб.: Типогр. Товарищества «Просвещение», 1904.
8. Крофтс А., Бьюкенен П. История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия / Пер. с англ. А. И. Куприна. М.: Центрполиграф, 2013. 571 с.
9. Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг Света в 1803, 4, 5, и 1806 годах. Ч. 2. СПб.: Морская типография, 1810. 471 с.
10. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. СПб.: Издание редакции журнала «Жизнь», 1898.
11. Нарочницкий А. Л. Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн. I. С конца XVI в. до 1917 г. М.: Мысль, 1973. 324 с.
12. Пальмер А. Х. Записка О Сибири, Маньчжурии и об островах Северной части Тихого океана. СПб.: Типография Соловьева, 1906. 81 с.
13. Полевой Б. П. Новое о происхождении «Сказания о великой реке Амуре» // Рукописное наследие древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л.: Наука, 1972. С. 271-279.
14. Постников В. В. Книжный памятник историко-географических знаний в России XVII в. // Ойкумена. Научно-теоретический журнал. 2012. № 1. С. 133-137.
15. Постников В. В. Тихий океан как «Средиземное море будущего»: история идеи (середина XIX - начало XX вв.) // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 4. С. 105-114.
16. Россия и Европа: хрестоматия по русской геополитике / сост. Л. Н. Шишелина. М.: Наука, 2007. 614 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Аleksandrovskaya L. V. Opyt pervogo morskogo pereseleniya v YUzhno-Ussurijskij krai v 60-kh godakh XIX veka. Odisseya Fridol'fa Geka. Vladivostok: OIAK, 2003. 227 s.
2. Аrin O. А. Mif ob Аziatsko-Tikhookeanskom regione // Аziya i Аfrika segodnya. 1998. №1. TSit. po: Апп O. А. Mif ob Аziatsko-Tikhookeanskom regione // Аziatskaya biblioteka [EHlektronnyj resurs] URL: asia-times.ru/countries/apr/mif_about_atr.htm (data obrashheniya: 11.05.2014 g.).
3. Blon ZH. Velikij chas okeanov: Tikhij / Per. s frants. L. A. Derevyankinoj. M.: Mysl', 1980. 208 s.
4. Vladivostok. 1885. № 19.
5. Vsemirnaya istoriya (Filipp Parker) / per. s angl. А. V. Bankrashkova, А. Е. Kulakova. M.: Аstrel', 2011. 512 s.
6. Dzhems P. Latinskaya Amerika. М.: Izd-vo Inostrannoj literatury, 1949. 763 s.
7. Istoriya chelovechestva. Vsemirnaya istoriya. Pod obshh. red. G. Gel'mol'ta. Izd. 3-e. V 9 tt. T. 1. SPb.: Tipogr. Tovarishhestva «Prosveshhenie», 1904.
8. Krofts А., B'yukenen P. Istoriya Dal'nego Vostoka. Vostochnaya i YUgo-Vostochnaya Аziya / Per. s angl. А. 1. Kuprina. М.: TSentrpoligraf, 2013. 571 s.
9. Kruzenshtern I. F. Puteshestvie vokrug Sveta v 1803, 4, 5, i 1806 godakh. CH. 2. SPb.: Morskaya tipografiya, 1810. 471 s.
10. Mechnikov L. I. TSivilizatsiya i velikie istoricheskie reki. Geograficheskaya teoriya razvitiya sovremennykh obshhestv. SPb.: Izdanie redaktsii zhurnala «ZHizn'», 1898.
11. Narochnitskij А. L. Mezhdunarodnye otnosheniya na Dal'nem Vostoke. Kn. I. S kontsa XVI v. do 1917 g. М.: Mysl', 1973. 324 s.
12. Pal'mer А. Н. Zapiska O Sibiri, Man'chzhurii i ob ostrovakh Severnoj chasti Tikhogo okeana. SPb.: Tipografiya Solov'eva, 1906. 81 s.
13. Polevoj B. P. Novoe o proiskhozhdenii «Skazaniya o velikoj reke Аmure» // Rukopisnoe nasledie drevnej Rusi. Po materialam Pushkinskogo doma. L.: Nauka, 1972. S. 271-279.
14. Postnikov V. V. Knizhnyj pamyatnik istoriko-geograficheskikh znanij v Rossii XVII v. // Ojkumena. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2012. № 1. S. 133-137.
15. Postnikov V. V. Tikhij okean kak «Sredizemnoe more budushhego»: istoriya idei (seredina XIX - nachalo XX vv.) // Problemy Dal'nego Vostoka. 2010. № 4. S. 105-114.
16. Rossiya i Evropa: khrestomatiya po russkoj geopolitike / sost. L. N. SHishelina. M.: Nauka, 2007. 614 s.




Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.