Еще вчера праздник по случаю получения правителем Матарама1 сусухунаном2 Ньякракусумой титула султана3 был в разгаре. Возносились благодарственные молитвы Всевышнему Аллаху, устраивались обильные угощения, народу бесплатно раздавался рис и лакомства. Возле дворца - кратона4 - шумела веселая ярмарка, проходили петушиные бои и состязания по боевым единоборствам. Были также проведены турнир среди лучших конников страны и гонки на быках. Во дворце не умолкала музыка. Сам правитель соизволил принять участие в разрезании традиционного рисового пирога тумпенга5.
Нападение на Батавию
Гробница Агунга
Но сегодня тихо. Новоявленный султан весь день провел на своей половине дворца, не показываясь придворным. А к вечеру вдруг решил посмотреть представление своего любимого театра ваянг кулиг6.
Приглушенно звучит оркестр гонгов и металлофонов гамелан7. Кукловод-даланг8, сидящий за экраном, который освещает лампа, ловко манипулирует ярко раскрашенными плоскими кожаными куклами, поочередно втыкая их острым концом в лежащий перед ним свежий ствол банана. На экране беснуются тени: разворачиваются героические страницы прошлого, герои борются за свое счастье и любовь. Ваянг - это и искусство, и магия. Ведь тени кукол - это духи предков, к которым можно обратиться в трудный момент жизни, посоветоваться или поделиться своей радостью. В них черпали свои силы поколения яванских правителей, они же вдохновляют и его, Ньякракусуму.
Вот он горделиво сидит с высшими сановниками перед экраном. Он, первым из матарамских правителей получивший сначала титул сусухунана, а теперь и султана, причем из рук представителей духовенства из самой Мекки. Он всегда будет первым, станет Агунгом (Великим) и обязательно выполнит завет предков снова объединить Яву и вернуть ей то величие, которого она достигала во времена Маджапахита9 в XIV веке.
Вот уже 25 лет он сидит на престоле, значительно приумножив территории Матарама. Не посрамил он своих праотцов, особенно деда Сенапати10, первым из матарамских правителей начавшим собирание земель, выказав и дипломатический, и полководческий талант.
Не успев занять трон в 1613 г., он ошеломил своих противников князей Сурабаи и Мадуры, совершив стремительный бросок на крайний восток Явы и нанеся им сокрушительное поражение в битве на реке Брантас. Победы следовали одна за другой. Он усмирил взбунтовавшегося паджангского князя, разграбив Паджанг и угнав его жителей в рабство, поставил под свою власть Ласем (1616), Пасуруан (1617), Тубан (1619) - главный порт Явы11 и даже Банджармасин12 на Калимантане (1622), жестоко унизив правительницу этого государства, принудив ее поселиться в Матараме вблизи его кратона. После упорной и кровопролитной борьбы подчинились его воле Мадура и Чиребон (40 тыс. мадурцев были переселены на Яву13), а в 1625 г., несмотря на помощь голландского флота, сдался и процветающий порт Сурабая. Матарамские воины перенаправили воды реки Сурабая в реку Поронг, лишив жителей города воды, и забросали русло трупами животных, отравив оставшиеся ручейки14. Тогда-то он и принял первый громкий титул сусухунана.
Конечно, он тогда немного слукавил. Неподвластными ему на Яве оставались еще Баламбанган15 на востоке и Бантен16 на западе. Но Баламбангану помогали воинственные балийцы, а путь на запад преграждали труднопроходимые горы и, конечно, голландцы, которые в 1619 г. создали хорошо укрепленный форт в древнем поселении Сунда Келапа17 (Джакарта), назвав его Батавией.
Он первым из матарамских правителей принял в 1622 г. голландское посольство и даровал голландской Ост-Индской компании право беспошлинной торговли в его владениях, надеясь договориться о совместных действиях против Бантена. Но голландцы, хотя и стремились иметь хорошие отношения с султаном Агунгом, сами тем временем помогали его врагам в Сурабае, укрепляя отношения с бантенским князем. Агунг решил проучить их и захватил голландскую торговую факторию в порту Джепара, позволив англичанам открыть на ее месте свою, и даже неоднократно (в 1620, 1621, 1628, 1629 гг.) пытался взять Батавию.
Но форт оказался крепким орешком. Не помогли ни прямые атаки, ни осада города, ни хитрость, когда под видом торговцев рисом на корабль были помещены переодетые яванские воины. Сказывались преимущество голландского флота и отсутствие у матарамцев артиллерии. Правда, победа казалась близкой в 1629 г., когда он собрал под своими знаменами и отправил туда 20-тысячное войско на 60 кораблях18, но возникли сложности со снабжением - суда с продовольствием были потоплены голландцами на подходе к Батавии, и войско, появившись на подступах к форту, было обречено на поражение из-за голода и болезней. Через пять недель значительно поредевшее, оно вынуждено было отступить.
Однако престиж Матарама и самого Агунга от этого не пострадал: в глазах своих вассалов и многих правителей других княжеств, особенно на внешних островах, он был героем, настоящим патриотом, бескомпромиссным борцом с европейскими пришельцами19.
Многие рассчитывали на его помощь, и не только моральную, в борьбе против общего врага. Проявления покорности сыпались со всех сторон. Даже правители Палембанга20 и Джамби21 на Суматре стали присылать к нему послов и богатые подарки.
Он же учел уроки батавских кампаний: приобрел пушки у португальцев в Малакке22 и, собрав судостроителей со всей Явы (традиции прошлого, когда индонезийские мореплаватели доплывали до черного континента на западе, еще не были забыты), в короткий срок создал огромный так называемый москитный флот из небольших, но скоростных и маневренных военных кораблей, который в 1630- 1634 гг. совершенно дезорганизовал азиатскую торговлю Ост-Индской компании и даже нападал на ее одиночные большие корабли23.
И хотя ему так и не удалось взять Батавию, но цели своей он добился: голландцы, терпя огромные убытки на море, пошли в 1634 г. на неслыханное для них унижение: признали Батавию вассалом Матарама и направили его правителю богатые дары. Теперь он мог заявить: "Я начал эту войну лишь для того, чтобы преподать им урок и устрашить на будущее". Голландцы, в свою очередь, могли получать от Матарама необходимые им рис, скот и древесину по низким ценам.
В этот вечер султан общался не только с духами предков, делясь с ними своими думами посредством мистерического действа - представления ваянга. После окончания спектакля он, удалив своих телохранителей (это были две прекрасные девушки, ловко владевшие приемами боевых единоборств и холодным оружием), в одиночестве отправился в потаенную часть дворца, где находилась пятиэтажная башня "опора вселенной".
Сюда он приходил очень редко, только в случае крайней необходимости, связанной с неблагоприятными предзнаменованиями и стихийными бедствиями, или когда очень нуждался в совете. Здесь, по установившейся в древности традиции, он "соединялся" с богиней Лоро Кидул, королевой Южного океана24, и таким образом как бы восстанавливал космический порядок, нарушенный катаклизмами или тревожными мыслями.
Конечно, это вряд ли было совместимо с поведением правоверного мусульманина, но таков был обычай его предков, являвшийся частью верований "кебатинан", густо замешанных на яванском мистицизме25.
И вот он стоит на самой вершине башни и обращается к Лоро Кидул, чтобы укрепить свою волю и заручиться ее поддержкой прежде, чем продолжить свою завоевательную политику. Он открывает ей свое сердце, делится радостями и невзгодами, рассказывает, как нелегко бремя правителя, на которого возложена миссия нового объединителя Явы.
Здесь он может позволить себе быть откровенным. Он понимает, что не все его вассалы надежны, поэтому он поселил некоторых из них возле своего кратона, а к другим направил своих наместников. Он знает, как страдает народ под бременем налогов и поборов, как истощают его государство разорительные войны. Он, наверно, сожалеет, что иногда приходится быть жестоким - в чем, например, виноваты те пятьсот воинов, которых он в гневе приказал казнить, узнав об отходе войск от Батавии. Но он должен быть жестким, чтобы исполнить свою миссию законного претендента на власть над всей Явой, стать воплощением единства, хранителем порядка и гармонии в государстве26.
Ведь, несмотря ни на что, Матарам - по-прежнему рисовая житница Явы. Террасные заливные рисовые поля - савахи - не скудеют, с них собирают по нескольку урожаев в год27. Развивается ремесло. Оружейники - эмпу - изготавливают крисы28, которые славятся далеко за пределами Явы. Его мастерицы ткут шикарные ткани. Особенно это касается батика, который высоко ценится даже в далеком Китае.
Между основными населенными пунктами проложены хорошие дороги. Границы плотно охраняются. Пограничные заставы следят, чтобы никто не покидал страну без разрешения властей, и заодно контролируют экспорт: взимают пошлины и следят, чтобы не вывозили из страны лошадей, коров, буйволов и женщин. И все это благодаря тому, что правит он твердой рукой.
Кроме того, он сам жертвует многим, неуклонно соблюдая кодекс "царственного поведения", основу которого составляют спокойствие, твердость, уравновешенность, обуздание страстей и эгоистических желаний.
Легкий ветерок усилился, тревожно зашумела листва деревьев в дворцовом парке, тело пронзила сладостная истома. Он знал, что богиня услышала его, что она рядом. А это значит, что она не покинет его в трудную минуту, придет на помощь в борьбе с врагами, заставит повиноваться его желаниям духов, фей и джинов. Значит, все задуманное им правильно.
А задумал он новый поход на восток, чтобы покорить мятежный Баламбанган, а заодно проучить помогавших ему балийцев.
Когда Агунг спускался с башни, во дворце все уже спали. Но прежде, чем направиться в опочивальню, он заглянул в зал, где хранились реликвии матарамских правителей, включая кинжалы - крисы. Он взял один из них, слегка выдернул из ножен, поцеловал и улыбнулся: подготовка к походу будет объявлена уже завтра.
Экспедиция в Баламбанган состоялась в следующем (1639) году и увенчалась полным успехом для Агунга. Его войска стремительно захватили столицу, вынудив жителей бежать в горы, а затем, переправившись через узкий пролив, высадились на о. Бали. Но, встретив яростное и упорное сопротивление балийцев, они скоро отступили, успев, однако, опустошить и разграбить остров до крайности.
Это был последний военный поход Агунга. В 1645 г. он умер, так и не завершив своего дела29. В последние годы жизни его отношения с Батавией вновь обострились: голландцы, захватив в 1641 г. у португальцев Малакку, активизировали свою колониальную политику и на Яве30. Попытки Агунга найти союзника в лице Оттоманской империи или английской Ост-Индской компании были неудачными31. Недолговечным оказался и антиголландский союз со старым соперником Бантеном.
Незадолго до смерти султан Агунг распорядился о написании династийной хроники "Бабад Танах Джави" ("История Явы"), в которой описывается происхождение матарамской династии и история самого Агунга32.
В ней утверждается, что в 1644 г. он вновь встретился с Рату Кидул, которая предрекла ему кончину через два года. Поэтому уже в 1645 г. он начал строительство своей усыпальницы на холме в Имогири, в пяти километрах от столицы 33.
Если верить хронисту, кончина султана стала большой трагедией для государства и даже сама природа не осталась к этому равнодушной: "Дворец огласился рыданиями, подобными грому. Клокотал вулкан Мерапи, и его рев сливался с шумом ливня и завываниями бури"34.
Умер великий правитель Матарама, пытавшийся собрать яванские земли, бескомпромиссный борец с голландскими колонизаторами. Как национального героя чтят его в современной Индонезии, слагая в его честь гимны и песни.
Примечания
1. В Истории Индонезии было два Матарама - Матарам ранний (известный также под названием Меданг), который существовал в VIII-XI вв. в центральной и восточной частях Явы и который делил сферу влияния с государством Шривиджая, и Матарам поздний - государство XVI - середины XVIII в. на о. Ява, достигший расцвета при султане Агунге. В дальнейшем в результате столкновений с Ост-Индской компанией, восстания Сурапати и яванских войн за престолонаследие в 1704 - 1755 гг. был разделен на два государства - Суракарту и Джокьякарту, признавших сюзеренитет голландцев. ARDIAN KRESNA. Sejarah Panjang Mataram. Menengok Berdirinya Kesultanan Yogyakarta. Yogyakarta. 2011.
2. Сусухунан (яв. высокочтимый, всевластный покровитель) - титул правителей Матарама (позднего) и Суракарты. Правитель Матарама Агунг принял титул в 1624 г. и продолжал пользоваться им после принятия из Мекки титула султана (1640). Титул носили правители династии Амангкуратов и Пакубувоно.
3. Агунг послал посольство в Мекку в 1639 году. В следующем году оно вернулось с грамотой, провозглашавшей его султаном под именем Абдуллах Мухаммад Маулана Матарани. Однако в истории он более известен как султан Агунг. RICKLEFS М. С. Sejarah Indonesia Moderen. 1200 - 2004. Jakarta. 2008, p. 111.
4. Кратон (яв. от ratu - царь, властелин) - резиденция монарха, князя, традиционный дворцовый комплекс яванских правителей. Считалось, что ансамбль кратона воспроизводит небесные покои бога Батары Индры. В раннем средневековье свои кратоны имели князья-рака и короли-махараджи, например, в эпоху Матарама раннего и Кедири. Согласно религиозно-космологической концепции, олицетворяет центр государства и окружен столичной областью - нагара - районом владений монаршей семьи и местопребывания верховной администрации.
5. Тумпенг - традиционный яванский пирог из белого и желтого риса в виде усеченного конуса. Готовится по особо торжественным дням. Символизирует благополучие как отдельного яванца, так и всей общины в целом. Его образ используется индонезийскими зодчими для придания современным сооружениям национального колорита. Одним из блестящих образцов такой архитектуры является музей подарков президенту "Пурна Бхакти Пертиви", представляющий собой комплекс из пяти конусообразных павильонов.
6. Ваянг купит - традиционный кукольно-теневой театр Явы, Бали и Мадуры. Известен на Яве с начала X века. Куклы плоские, вырезанные из особо препарированной кожи буйвола, примечательны тонкой ажурной резьбой и многоцветной росписью. Популярнейшая форма театра, который сопровождал жизнь яванца и влиял на нее от рождения до смерти. Под влиянием ислама представления на Яве претерпели значительные изменения: куклы приобрели крайне стилизованную форму. В комплектах до 600 фигур. Основные элементы сценического оборудования - экран из белого полотна (келир) и заэкранные светильники. Представления смотрят с обеих сторон экрана: одни видят кукол, другие - темные силуэты, проступающие сквозь белую ткань. Подробнее о ваянге см.: СОЛОМОНИК И. Н. Традиционный театр кукол Востока. М. 1983.
7. Гамелан (яв. от gamal - ударять, стучать) - традиционный яванский оркестр, состоящий, главным образом, из ударных инструментов. В традиционном яванском обществе гамеланное музицирование - символ гармонической связи человеческих деяний с космическим и социальным порядком. Комплект гонгов представляет собой своеобразную "семью", связь между членами которой определяется "кровным родством", то есть сплавом, из которого они изготовлены, и "родителем" - мастером. Появившись в III в., гамелан первоначально выполнял церемониальные функции при дворах правителей Явы. Полифонический, "неземной" звук оркестра с давних пор поражал европейцев, включая сэра Фрэнсиса Дрейка, посетившего Яву в 1580 году. В начале XX в. гамелан привлек внимание европейских и американских исследователей (К. Дебюсси, Дж. Кейдж, Э. Варез, А. Жоливе). Русский поэт К. Д. Бальмонт (1867 - 1942), посетивший в 1912 г. во время кругосветного путешествия Целебес (Сулавеси), Яву и Суматру, так выразил свои впечатления от этого оркестра в стихотворении "Гамеланг": "Гамеланг - как смерть сама - тягучий, гамеланг - колодец снов, без дна". Подробнее о гамелане см.: ВАСИЛЬЧЕНКО Е. В. Музыкальные культуры мира. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. М. 2001.
8. Даланг - кукловод. Манипулирует куклами, произносит диалоги, поясняет ход событий, руководит музыкантами. Кукловод, режиссер и актер в одном лице. Принадлежал к наиболее образованной и уважаемой части общества, был хранителем традиционной культуры, нередко выполнял функции священнослужителя.
9. Маджапахит (санскр., древнеяв. - горький плод дерева маджа) - государство в конце XIII - начале XIV в. на островах Малайского архипелага и части Малаккского полуострова. Центр находился на Восточной Яве в низовьях р. Брантас, ныне местечко Травулан. Расцвет приходится на XIV в. - период правления королевы Трибхуваны, махараджи Хаям Вурука и первого министра Гаджа Мады). Экономический базис власти правящего класса составляли поливное рисоводство и эксплуатация сельских общин, получение дани и внешняя торговля. Характерна синкретическая религиозная идеология на основе местной яванской, буддийской и индуистской традиций. Другие названия Маджапахита - Вилватикта, Тикта Мадура, Тикта. Шрипхала. Подробнее см.: ШАУБ А К. "Нагаракертагама" как источник по истории раннего Маджапахита (1293 - 1365). М. 1992; PIGEAUD THEODORE GAUTHIER ТН. Java in the 14th Century: Javanese texts in transcription. M. 1960.
10. Сенапати (тж. Сутувиджая) - основатель и правитель (1584 - 1601) государства Матарам (поздний). В ходе успешных войн против коалиции восточнояванских государств, возглавляемых Сурабаей, захватил ряд территорий, распространив влияние Матарама на значительную часть Центральной и Восточной Явы.
11. TATE D.J.M. The Making of Modern South-East Asia. Vol. 1. Oxford, p. 71.
12. Банджармасин - государство (позднее - султанат) на Юго-Востоке Калимантана в XII-XIX веках. Основан в XII в. выходцем из Индии Ампу Джатмикой. С XIV в. находился в зависимости от империи Маджапахит. В начале XVI в. стал вассалом Демака. В XVII в. был под властью Матарама. Позднее голландская Ост-Индская компания организовала несколько экспедиций в Банджапмасин и навязала ему ряд неравноправных договоров, а в 1787 г. возвела на престол своего ставленника. В середине XIX в. развернулось мощное антиголландское восстание (Банджармасинская война). В 1860 г. голландцы объявили о ликвидации власти султана и передаче управления княжеством голландской администрации.
13. ARDIAN KRESNA Op. cit., р. 42.
14. Ibidem. Позднее, однако, Агунг "помирился" с Сурабаей посредством династических браков. В 1633 г. он выдал свою сестру за сурабайского принца Пекика, а своего сына (впоследствии правившего в Матараме под тронным именем Аманг-курат I) женил на дочери Пекика. RICKLEFS M.C. Op. cit., p. 109.
15. Бапамбанган - наиболее значительное государство на Яве после распада Маджа-пахита в XVI веке. До середины XVII в. сохраняло верность индуизму. Наивысший расцвет приходится на последнюю четверть XVI в. при правлении князя Санта Гуна. В 1639 г. княжество было захвачено султаном Матарама Агунгом, а население насильственно обращено в ислам. По договору 1743 г. передано во владение голландской Ост-Индской компании.
16. Бантен - государство в XVI-XIX вв. на Западной Яве. До начала XVI в. его территория принадлежала государству Панджаджаран. В 1525 г. Сунан Гугунгд-жати - один из девяти вали (первых распространителей ислама) - изгнал правителя-индуиста и основал мусульманскую династию. Выгодное географическое положение способствовало развитию торговли перцем, пряностями и другими товарами с Индией, Ираном, Европой. При султане Агенте (1651 - 1680) стал значительным центром мусульманской культуры. Вел длительную борьбу с голландской Ост-Индской компанией, но в 1752 г. вынужден был признать ее сюзеренитет. Крупные антиголландские восстания вспыхивали в Бантене в середине XVIII и начале XIX века. После оккупации Явы (1811) англичанами султанат в 1832 г. был ликвидирован.
17. Сунда Келапа - средневековый портовый город на месте современной Джакарты. В 1619 г. голландский колониальный деятель Ян Питерсзон Кун (1587 - 1629) захватил его у султаната Бантена и построил на его месте форт Батавия.
18. ARDIAN KRESNA. Op. cit., p. 43.
19. В династийной хронике, написанной позднее, отмечается, что он, обладая магической силой, мог бы, если бы захотел, захватить Батавию и без пушек. По версии хроники, он послал для захвата Батавии двух командующих: преданного ему Пурбаю и Мандуреджу, который был "предателем в сердце". Пурбая получил задание действовать так, чтобы нападение не превратилось в полномасштабную войну, а Мандуредже был дан приказ "прогнать голландцев с Явы", используя силу. Пурбая достиг Батавии с помощью магии (летел по воздуху) и с помощью магии же разрушил стены форта. Мандуреджа не знал об этом и продолжал наступление. Он потерпел поражение и сам погиб в бою, поскольку действовал против реального желания своего правителя-господина, и голландцы, убив его, тем самым невольно стали палачами потенциального предателя, по существу оказав услугу Агунгу. VLEKKE BERNARD H.M. Nusantara. A History of Indonesia. 1965, p. 147.
20. Палембанг - государство-султанат в XIV-XIX вв. в Индонезии, расположенный в основном на Ю. -В. о. Суматра. В XV-XVII вв. включал значительные территории малайцев и их этнических групп на Суматре - от нижней части р. Муси до р. Батанг, а также острова Банка и Белитун. Как отдельное княжество стал известен после распада государства Шривиджая и экспансии на Суматру государства Маджапахит (вторая половина XIV в.). В 1622 г. голландцы основали здесь факторию, но полное подчинение султаната произошло лишь в 1821 году.
21. Джамби - султанат в центральной части о. Суматра с одноименной столицей. Основал в 1440 г. вассал султаната Палембанг. Население большей частью состояло из малайцев. В 1899 г. фактически аннексирован Голландией.
22. Малакка (Малаккский султанат) - государство XV - начала XVI в. на территории современной Малайзии и Индонезии. Столица - город-порт Малакка. Возвышение связано с развитием международной морской торговли в зоне Малаккского пролива, удачными завоевательными войнами и принятием ислама. Основу экономического процветания составляли доходы от торговли (гл. обр. пряностями, благовониями и предметами роскоши) и пошлины. Был крупнейшим в Юго-Восточной Азии центром распространения ислама, мусульманской учености и классической малайской культуры. В 1511 г. захвачен военно-морской экспедицией А. д'Альбукерки и включен в состав португальских колониальных владений.
23. БАНДИЛЕНКО Г. Г., ГНЕВУШЕВА Е. И., ДЕОПИК Д. В., ЦЫГАНОВ. В. А. История Индонезии. Ч. 1. М. 1992, с. 187.
24. Лоро Кидул - богиня (королева) Южного (Индийского) океана в яванской мифологии. Часто выступает в союзе с духом горы Мерапи, что отражает древние представления о единстве мироздания (комплекс "море-гора"). Роль горного духа или божества могли выполнять и яванские правители, которым она покровительствовала. Рыбаки до сих пор устраивают празднества в ее честь, на которых богине приносят жертвоприношения. Ее именем названа наиболее коварная бухта на юго-западном побережье Явы - Бухта Королевы, где сильные подводные течения и зыбучие пески являются виновниками многочисленных жертв. Яванцы верят, что это морская богиня увлекает их за собой в пучину.
25. Кебатинан (от ар. батин - внутренний, скрытый) - яванский мистицизм, учение, распространенное среди яванцев Индонезии. Основная цель учения - метафизический поиск гармонии в самом себе, с природой, Вселенной, Богом. В центре - концепция "воды жизни" и представление о космической энергии "секти". Важное значение придается идее предначертанности судьбы. Заметное место занимает культ горы и поклонение богине Южного (Индийского) океана Лоро Кидул, пятичленная классификация элементов мироздания (пять дней недели, пять стран света и др.), различного рода гадания. Кебатинан оказывает существенное влияние на жизнь яванцев до настоящего времени. На Яве существуют сотни школ и религиозных групп кебатинан, действующих под эгидой созданного в 1970 г. "объединенного секретариата". Малайзийский историк Абдул Рахман Абдуллах отмечает: "Агунг, будучи правоверным мусульманином (он ругулярно отправлял пятничные молитвы, советовался с улемами, в том числе с главным мусульманским судьей Фахруддином), тем не менее, не порывал с яванской традицией и даже написал книгу "Серат Састра Гендинг" (трактат о совершенной жизни), отличающуюся религиозным синкретизмом: в ней индо-буддийский пантеизм окрашен мистическим учением ислама". ABDUL RAHMAN ABDULLAH. Sejarah dan Tamadun Asia Tenggara Sebelum dan Sesudah Pengaruh Islam. Kuala Lumpur. 2000, p. 269.
26. Голландский ученый Бернард X.M. Влекке отмечает параллели в политике султана Агунга с политикой Ивана Грозного. VLEKKE BERNARD Н. М. The Story of the Dutch East Indies. Cambridge-Massachusets-Harvard. 1945, p. 93.
27. "Матарам в основе своей был аграрным государством, и рис был главным его оружием. Прекращение поставок риса в прибрежные порты и в Батавию осложнило бы их существование", - отмечает Влекке. См.: VLEKKE BERNARD Н. М. Op. cit., p. 130. "Сила Матарама в контроле над рекой Соло и дорогой на Сема-ранг, а также в производстве риса, сахара и тиковой древесины", - добавляет Тейлор. См.: TAYLOR JEAN GELMAN. Indonesia: Peoples and Histories. New Haven-London. 2003, p. 156.
28. Крис - приобретшее свои классические формы на Яве холодное оружие ряда народов Западной Нусантары. Кинжал с расширяющимся у рукоятки обоюдоострым лезвием длиной от 30 см, часто волнообразной формы. Длинный крис - как правило прямое колющее и рубящее оружие длиной около 50 см.; короткий крис (малый или второй) - прямой или пламевидный кинжал, который носят (а иногда и применяют в бою) одновременно с длинным. Рукоятка и ножны из кости, дерева, драгоценных металлов, рога. Сам крис и его форма ассоциируются с огнем и лингой (мужское начало), а ножны, верхняя часть которых имеет форму лодки, - с водой (женское начало). Изготовляется мастерами-оружейниками эмпу путем многократной ковки полос железа различных сортов. В классическом случае используется метеоритное железо "с неба" и руда "из недр земли" (символ космического единства). Их соединение в ходе длительной обработки и последующее протравливание кислотами создают совершенный крис с характерным "узором" (памором). Выступает носителем сакральной энергии (секти), которая обеспечивает его обладателю успех в любом начинании и уберегает от бедствий. Крисы с длительной биографией называются "пусака". Является символом социального статуса, власти, авторитета, передается в семье из поколения в поколение, хранится как реликвия. Непременный атрибут национального мужского парадного костюма, в том числе свадебного. При ношении должен быть засунут за пояс со стороны спины так, чтобы его ножны были обращены влево (женская сторона), а рукоятка вправо (мужская сторона).
29. По странной случайности, в том же году умер и генерал-губернатор Нидерландской Индии Ван Димен (1593 - 1645) - давний оппонент Агунга.
30. Как отмечает Б. Шрике, "Захват голландцами Малакки означал начало конца Матарама". См.: SCHRIKE В. Indonesian. Sociological Studies. Vol. 1. Amsterdam. 1955, p. 266. Захват Малакки усиливал голландский контроль над морскими путями в регионе и лишал Матарам пушек, которые он получал от португальцев в Малакке.
31. VLEKKE BERNARD Н. М. Op. cit, р. 149.
32. Эта династийная хроника, в основном сложившаяся в 1640-е гг. при султане Агунге, была расширена и переработана в первые десятилетия XVIII в. поэтами Ади Лангу II и Чариком Баджрой, изменялась и дополнялась вплоть до XIX века. Одна из поэтических редакций "Бабад танах Джави", завершенная в самом начале XIX в., приписывается известному яванскому писателю Ясадипуре Старшему (1729 - 1803). История Явы, начинающаяся с сотворения человека, доведена до XVIII в. и подается как мировая история. Поэтическая форма, стиль хроники, насыщенный выразительными описаниями, психологические характеристики исторических персонажей делают ее не только важным историческим источником, но и выдающимся памятником яванской литературы. Babad Tanah Jawi. Mulai dari Nabi Adam Sampai Tahun 1647. Yogyakarta. 2008.
33. RICKLEFS M.C. Sejarah Indonesia Moderen. 1200 - 2004. Jakarta. 2008, p. 112.
34. Babad Tanah Jawi, p. 153.