Зоан Май Линь. Внешняя политика Вьетнама на рубеже XX и XXI вв. (на примере отношений СРВ с США)

   (0 отзывов)

Saygo

Зоан Май Линь. Внешняя политика Вьетнама на рубеже XX и XXI вв. (на примере отношений СРВ с США) // Восток (Oriens). - 2011. - № 2. - С. 62-70.

На рубеже тысячелетий внешняя политика Вьетнама претерпела существенные изменения, вызванные развитием экономических и политических процессов в мире и, в частности, в Юго-Восточной Азии. Новые подходы стали ответом на возрастающее укрепление Китая и его жесткую позицию относительно принадлежности островов в Южно-Китайском море, с одной стороны, и снижающуюся роль России - с другой. Эти тенденции обусловили необходимость поиска нового союзника, способного влиять на баланс глобальных сил вокруг Вьетнама.

Во второй половине 1990-х гг. политическое руководство и научные круги Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) определили необходимость выработки новых ориентиров во внешней политике, учитывавшей динамично менявшийся мир. Консенсусный подход к этой проблематике выразил влиятельный и авторитетный ученый, профессор Института экономики Академии социальных наук Вьетнама Чан Дзинь Тхиен. В своем выступлении в декабре 2005 г. на семинаре, посвященном развитию отношений между странами АСЕАН и Китаем, он сказал: «За последние несколько десятилетий мир стал свидетелем крупных подвижек на “глобальной шахматной доске”. Они явственно выразились в подъеме мощи и влияния одних регионов и крупных держав на фоне отхода на второй план других, занимавших ранее передовые позиции. И хотя эти тенденции еще не закрепились окончательно, общая картина уже прояснилась. Так, пока не просматривается четких признаков возвращения Российской Федерации на уровень сверхдержавы. Ей не удается преодолеть состояние “политической и социальной нестабильности”. Огромная по территории страна с колоссальными природными ресурсами по-прежнему испытывает “головоломные проблемы” в результате падения рождаемости населения, нехватки квалифицированной рабочей силы, неудач на внешнеполитической арене из-за “оранжевых революций” в странах Восточной Европы». Таким образом, констатировал Чан Дзинь Тхиен, можно предполагать, что Россия сохранит относительно низкий статус в международных делах в среднесрочной перспективе [China’s Developments..., 2006, p. 123].

Относительно Европейского Союза ученый высказал такую точку зрения: при расширении числа участников рост его коллективной мощи в видимой перспективе вызывает сомнение. Последние годы продемонстрировали, что европейцы скорее разъединены, чем объединены, а механизмы ЕС негибки и слабы, что наглядно доказала история с провалом европейской Конституции.

Характеризуя Японию, Чан Дзинь Тхиен отметил, что она в последние десятилетия пребывает в состоянии стагнации. Оставаясь региональной сверхдержавой, Япония последовательно уступает первенство Китаю и вряд ли наверстает утраченные позиции. Это важное обстоятельство должны четко понимать государства - члены Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), зависящие в значительной степени от японских технологий и инвестиций.

Таким образом, в то время как три перечисленных “центра силы” скользят вниз по наклонной плоскости, три других - США, Китай и Индия, наоборот, поднимаются вверх.

Соединенные Штаты в обозримом будущем продолжат возглавлять список мировых держав, останутся флагманом глобального экономического развития и сохранят главенство в вопросах международной политики. Американская мощь будет сказываться во всех сферах: валютно-финансовой, военной, в мировой торговле, движении технологий и капиталов.

Китай и Индия мощно наращивают имеющийся в их распоряжении потенциал, и данная тенденция укрепится благодаря обладанию солидным ресурсом для дальнейшего всеобъемлющего прогресса. Эти гигантские экономики будут оказывать растущее влияние на “глобальную погоду” и правила игры в международных отношениях. Китай все более перетягивает к себе реальный сектор мировой экономики, подтягиваясь к США. По тому же пути идет и Индия. Опираясь на растущий внутренний рынок и высокие темпы хозяйственного роста, Китай и Индия расширяют и углубляют экономические связи с Северной Америкой, Японией, Западной Европой и Восточной Азией. Обладая солидной производственной базой и развитой финансовой системой, они оказывают растущее влияние на формирование новой структуры международного разделения труда, превращаются в важнейший фактор, воздействующий на глобальные товарные потоки как сырья и продовольствия, так и высокотехнологичных готовых изделий.

Переходя к анализу роли и места стран АСЕАН, Чан Дзинь Тхиен отметил, что, несмотря на довольно быстрый выход из валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг., перспективы дальнейшего экономического развития асеановской “десятки” и ее подключения к процессам глобализации не так определенны. По его мнению, в посткризисный период она не сумела предпринять необходимых усилий для внутренней интеграции и разработки общей позиции, обращенной во внешний мир. “Китайская тень нависла над зоной АСЕАН в плане урегулирования субрегиональных конфликтов и налаживания экономического сотрудничества” [China’s Development..., 2005, p. 125].

В целом во вьетнамской столице полагали, что расширение вовлеченности влиятельных мировых игроков в дела Юго-Восточной Азии было продуктивным в плане поддержания баланса сил и расширения выбора для стран региона, включая Вьетнам. Вместе с тем в Ханое признавали, что развитие обстановки по такому сценарию может породить усиление конкуренции между ведущими нерегиональными державами и превратить зону АСЕАН в новое “поле битвы” за верховенство. При всем том складывающаяся на текущий момент геополитическая ситуация несет в себе больше плюсов, чем минусов.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СРВ И США

Руководствуясь прагматичным подходом, определяемым национальными интересами, Вьетнам обозначил всестороннее развитие отношений с США в качестве приоритетного направления своей внешней политики и дипломатии. В середине июля 2010 г. Ханой отметил 15-летие нормализации политических отношений с Вашингтоном. За короткий промежуток времени стороны проделали солидную работу по созданию прочных оснований для двустороннего диалога и сотрудничества. В немалой степени этому способствовали взаимные визиты и переговоры высших руководителей СРВ и США. Первым с официальным визитом Ханой посетил Билл Клинтон в ноябре 2000 г., а ровно через шесть лет - Джордж Буш. В июне 2007 г. Вашингтон посетил президент СРВ Нгуен Минь Чиет, а годом позже там побывал с визитом премьер-министр Нгуен Тан Зунг.

Важнейшим этапом на пути включения Вьетнама в мирохозяйственные связи явилось подписание в июле 2000 г. торгового соглашения с США, ознаменовавшего собой завершение процесса нормализации двусторонних отношений. Соглашение охватывало широкий круг вопросов, в том числе торговлю товарами и услугами, права интеллектуальной собственности, меры по стимулированию бизнеса, порядок разрешения конфликтов и арбитраж.

По оценкам вьетнамских специалистов, соглашение, а также одобрение Конгрессом США в начале 2007 г. закона о “постоянных нормальных торговых отношениях” предоставили СРВ целый ряд существенных преимуществ. Во-первых, они способствовали значительному расширению экспортного рынка. За 2001-2008 гг. объем двусторонней торговли увеличился в десять раз: с 1.5 млрд - до 15 млрд дол., главным образом за счет наращивания вывоза за океан вьетнамских товаров. Во-вторых, обретение статуса полноправного делового партнера способствовало укреплению доверия американских и других зарубежных инвесторов к Вьетнаму. Лишь в 2008 г. американские частные компании вложили во вьетнамскую экономику 2.8 млрд дол. В-третьих, появились дополнительные возможности для передачи Вьетнаму современных технологий, примером чему служит открытие предприятия американской высокотехнологичной корпорации Intel. Ранее вьетнамская экономика значительно отставала в этой области, будучи, по сути, объектом “слива” отработанных технологий. В-четвертых, новая страница в двусторонних торгово-экономических отношениях стимулировала повышение уровня подготовки местных квалифицированных специалистов, владеющих теперь современными методами менеджмента на основе информационно-коммуникационных технологий. В-пятых, торговое соглашение было согласовано и подписано в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), что создало благоприятные условия для последующего вступления СРВ в эту международную организацию [Маслов, Урляпов, 2009, с. 49-50].

В 2007 г. Вьетнам подписал с США Рамочное торгово-инвестиционное соглашение (TIFA)1, открывшее путь к заключению двустороннего договора о свободной торговле. В соответствии с американским законодательством наличие членства в ВТО и подписи под TIFA являются обязательными условиями полной либерализации торгово-экономических отношений США с конкретным иностранным государством.

В середине 2008 г., во время визита Нгуен Тан Зунга в Вашингтон, были инициированы переговоры по двустороннему инвестиционному соглашению. Тогдашний президент США Дж. Буш подтвердил, что его администрация внимательно отнесется к обращению Вьетнама о предоставлении ему льготного статуса в рамках американской генеральной системы преференций (GSP), а также к признанию рыночного характера его экономики.

Обращение о предоставлении статуса GSP оставалось предметом перговоров вице-премьера правительства СРВ Хоанг Чунг Хая с государственным секретарем США К. Райс в ноябре 2008 г. Вьетнамская сторона при этом дала понять, что в преодолении разразившегося глобального кризиса, заметно отразившегося на вьетнамской экономике, руководство СРВ рассчитывало на преимущества, вытекавшие из партнерских отношений с США [Мурашева, 2009, с. 317].

Нельзя не отметить, что кризис вызвал серьезное падение вьетнамского экспорта, за счет которого формировалось до 40% ВВП страны. Причем на США приходилось около 20-23% в структуре экспорта. Хотя благодаря предпринятым превентивным ме­рам правительству удалось избежать серьезных последствий, кризис сказался на сни­жении притока внутренних и зарубежных инвестиций, сокращении личного потребления определенной части вьетнамских граждан.

Особую роль во взаимосвязях СРВ и США играла значительная по численности и заметная по своему месту в американской экономике колония зарубежных вьетнамцев (вьет киеу)2, в разные периоды и по различным причинам обосновавшихся за океаном. По переписи 2006 г., в США проживало свыше 1.6 млн американских вьетнамцев. Вьет киеу - вторая по численности группа выходцев из Юго-Восточной Азии после филиппинцев. Ее вклад в экономику США составлял не менее 20 млрд дол. [Business Association..., 14.04.2010].

Не секрет, что первоначально в Ханое относились к эмигрантам весьма сдержанно, особенно к тем, кто оказался на американской земле после освобождения Южного Вьетнама весной 1975 г. Ныне ситуация изменилась коренным образом. Для американских вьет киеу были открыты широкие возможности для денежных переводов родственникам, капиталовложений, приобретения земли и другой недвижимости. К 2008 г. “вьетнамский” бизнес в США инвестировал около 200 млн дол. в экономику СРВ.

Посетив США в середине 2007 г., президент Нгуен Минь Чиет встретился в Лос-Анджелесе с представителями многочисленной вьетнамской общины в Калифорнии. На встрече он заявил, что в ходе переговоров с президентом Бушем подробно обсуждались вопросы положения вьетнамцев в США, и американский лидер высоко оценил их вклад в экономику страны. Президент СРВ призвал местных вьет киеу актив­но включаться в процесс строительства мощного вьетнамского государства. Он также объявил об отмене визового режима для зарубежных вьетнамцев [President Triet..., 25.06.2007] .

В апреле 2010 г. представитель премьер-министра СРВ, курирующий связи с вьет киеу, принял участие в открытии американского филиала всемирной Деловой ассоциации зарубежных вьетнамцев3. Предполагалось, что он станет головной организацией американских вьетнамцев, вносящих заметный вклад в хозяйственное развитие СРВ [Business Association., 14.04.2010].

Партийно-государственное руководство СРВ учитывало, что в основе подходов американских администраций к торгово-экономическим отношениям лежали не только коммерческие, но и политические мотивы. Создавались условия для компаний США, естественным образом стремившихся обосноваться на потенциально емком рынке, а при необходимости - использовать Вьетнам в качестве альтернативной базы реализации стратегии “Китай плюс один”. Речь идет о переносе в перспективе производственных мощностей из Китая с его растущей стоимостью рабочей силы и энергоресурсов. При этом Вашингтон явно стремился одновременно форсировать рыночные реформы в экономике и либерализацию политической системы Вьетнама [Anh Tran. ..., 19.09.2008] .

УПРОЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБОРОННОЙ СФЕРАХ

Начиная с 2005 г. были предприняты реальные шаги по налаживанию сотрудничества в военно-политической сфере в рамках возглавляемой Пентагоном программы International Military Education Training. Она предусматривала обмен слушателями военных учебных заведений для углубленной языковой подготовки, участие военнослужащих Вьетнамской народной армии (ВНА) в совместных миротворческих операциях, оказании гуманитарной помощи при природных катастрофах, проведении спасательных операций, обеспечении безопасности морских и сухопутных границ. В середине 2008 г. премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг заявил о готовности Вьетнама принять участие в многосторонней программе, предусмотренной глобальной инициативой США по осуществлению миротворческих операций.

С 2003 г. начались посещения вьетнамских портов военными кораблями Тихоокеанского флота ВМС США. К 2007 г. пять американских военных кораблей нанесли визиты во Вьетнам, в том числе в рамках многостороннего проекта Cooperation Afloat Readiness and Training (CARAT). В 2007 г. в Дананге побывало вспомогательное судно 7-го флота США Peleliu для проведения ряда медицинских и инженерных операций. В июне следующего года во вьетнамском порте Нгачанг с продолжительной миссией находился американский плавучий госпиталь Mercy, персонал которого оказал медицинскую помощь свыше 11 тыс. вьетнамских граждан. В апреле 2009 г. высокопоставленные представители министерства обороны СРВ посетили борт американского атомного крейсера John C. Stennis, находившегося в международных водах у побережья Южного Вьетнама [US-Vietnam Relations, October 2009].

В августе 2010 г. среди мероприятий, посвященных 15-й годовщине нормализации двусторонних отношений, в Ханое прошло первое заседание в рамках прямого диалога между военными ведомствами СРВ и США на уровне заместителей министров обороны. В ходе обмена мнениями обсуждались вопросы укрепления сотрудничества в военно-гражданской сфере: поиска военнослужащих США, без вести пропавших в годы Индокитайской войны, обмена слушателями военных учебных заведений двух стран. По словам заместителя министра обороны СРВ генерала Нгуен Чи Виня, в ходе диа­лога стороны подробно не касались проблемы Восточного (Южно-Китайского) моря. Однако они согласились, что этот, а также другие вопросы региональной безопасности следует решать “в соответствии с нормами международного права, в конструктивном, дружественном и миролюбивом духе” [Vietnam-US..., 17.08.2010].

Значительный прогресс в налаживании военного сотрудничества не означал, что СРВ намеревалась перейти к односторонней ориентации на США. Ханой рассматривал налаживание связей с Вашингтоном в широком контексте многовекторной военной дипломатии. Еще в конце 1990-х гг. прошлого века стартовала программа сотрудничества с Австралией, где прошли подготовку свыше 150 офицеров ВНА. Вьетнам также предпринял шаги к установлению сотрудничества в военной области с Францией, бывшей колониальной метрополией [Thayer, 23.08.2010].

Вьетнам активно поддержал инициативу по созданию механизма АСЕАН + 8 в сфере военно-политического и оборонного сотрудничества, включающего “десятку” членов Ассоциации и восемь внерегиональных партнеров4. По заявлению министра обороны СРВ Фунг Куанг Тханга, создание подобного механизма стало бы ответом на имеющиеся традиционные и нетрадиционные угрозы и вызовы. В то же время не следовало рассматривать его шагом к сколачиванию некого военного альянса, направленного против гипотетического противника [Vn Suggests., 11.05.2010].

Наряду с поступательным в целом развитием двусторонних отношений обнаружились и довольно сложные проблемы. Они группировались в сфере реализации прав человека, защиты религиозных свобод и демократических процессов. Игнорируя различия в политических системах, вашингтонские администрации постоянно стремились навязать собственные политико-идеологические ценности, не свойственные вьетнамскому обществу. Эту линию США упорно проводили непосредственно с момента установления официальных отношений в середине 1995 г. Тогдашний президент США Билл Клинтон заявил, что “нормализация отношений и расширение контактов между американцами и вьетнамцами будут способствовать торжеству дела свободы во Вьетнаме таким же образом, как в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе” [Ta Minh Tuan, April, 2010].

Указанный принцип продолжал доминировать в подходе Вашингтона к СРВ, вы­зывая у ее политиков негативную реакцию. Систематически принимавшиеся Палатой представителей Конгресса США резолюции о положении с правами человека во Вьетнаме, критика, высказывавшаяся в ежегодных докладах Государственного департамента США, - все это лишь порождало в Ханое сомнения относительно долговременных намерений американских партнеров, вызывало серьезные опасения по поводу курса США на “мирную эволюцию” общественно-политической системы СРВ.

Тяжелым грузом на вьетнамско-американских отношениях продолжали лежать последствия Индокитайской войны, одной из самых кровопролитных в истории XX в. Во Вьетнаме осознавали, что пережитое все еще оставалось психологической проблемой, расколовшей когда-то американское общество. В свое время в Конгрессе США весьма часто раздавались голоса влиятельных групп, не сумевших до конца перебороть “ментальность поля боя”, резко выступавших против нормализации отношений с Вьетнамом.

Что касается вьетнамского общества, потребовалась, очевидно, жизнь целого поколения, чтобы частично залечить раны, нанесенные войной, и должно пройти целое столетие, дабы полностью устранить ее тяжелейшие последствия. В стране по-прежнему оставались сотни тысяч разъединенных семей и около 300 тыс. пропавших без вести. Многие вьетнамские граждане (не менее 1 млн человек) продолжали страдать от последствий воздействия дефолиантов и химического оружия, применявшихся армией США. Около 50 тыс. детей, родившихся после окончания войны, страдают врожденными патологическими дефектами. Оставшиеся в земле после окончания войны миллионы противопехотных мин и других боеприпасов вызвали смерть или тяжелые увечья свыше 100 тыс. вьетнамцев.

Анализируя перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений, Ханой не исключал возможность снижения значения Вьетнама в перечне приоритетов азиатской политики США. Некоторые вьетнамские специалисты-международники высказывали мнение, что по понятным причинам Китай, Япония, сложная обстановка на Корейском полуострове по-прежнему будут занимать доминирующее место во внешнеполитической повестке дня Вашингтона в тихоокеанской Азии. В Юго-Восточной Азии для США приоритетное место со временем, по-видимому, займет Индонезия - крупнейшее государство региона. Они полагали, что для США Вьетнам будет представлять интерес в плане реагирования на растущую роль Китая в международных делах и “мирное наступление” Пекина в Юго-Восточной Азии. С учетом этих факторов они предвидели, что Вашингтон будет внимательно наблюдать за выполнением Вьетнамом роли председателя АСЕАН в 2010 г.

На этом посту вьетнамская дипломатия готова была активизировать диалог с США о подписании протокола к Соглашению о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии5. На саммите по проблемам ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле 2010 г. Нгуен Тан Зунг заявил, что Вьетнам поддерживает согласованные действия мирового сообщества по разоружению и нераспространению ядерного оружия.

Хотя в Юго-Восточной Азии и не существует прямой угрозы применения оружия массового поражения, регион привлекает пристальное внимание Вашингтона по целому ряду причин военно-политического характера. Во-первых, через воды стран АСЕАН пролегают важные международные артерии, по которым теоретически возможно осу­ществлять нелегальную транспортировку ядерных материалов, оборудования и технологий. Во-вторых, существует гипотетическая угроза того, что они могут оказаться в руках международных террористических групп или организаций. В-третьих, ряд стран - членов АСЕАН, включая Вьетнам, приступил к разработке программ развития национальной ядерной энергетики. Ханой и его асеановские партнеры стремились убедить США в полной прозрачности этих программ, их соответствии нормам МАГАТЭ6 [Vietnam Sings..., 30.03.2010].

Вьетнамская сторона рассчитывала на продолжение двустороннего диалога с США, начатого двумя раундами встреч в Ханое (2008 г.) и Вашингтоне (2009 г.), по политическим и военно-стратегическим вопросам, требовавшим дальнейшего сближения позиций с целью позитивного прорыва. К их числу относились, например, взаимная оценка военно-стратегической ситуации в западной части Тихого океана, перспективы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, проблема прав человека. Ханой полагал, что существенное сближение позиций может произойти, если нынешняя администрация Белого дома будет действовать без излишней оглядки на оппозицию и лоббистов в высших законодательных органах США.

Высказывая суждение о значении роли Соединенных Штатов, Та Минь Туан, заместитель директора Центра внешней политики и региональных исследований Дипломатической академии Вьетнама, отмечал, что, принимая во внимание масштабы военно-политических и экономических позиций США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), СРВ приветствовала бы сохранение американского присутствия в водах Юго-Восточной Азии. На его взгляд, конкуренция между Китаем, Японией и Индией (с возможным подключением Южной Кореи и Индонезии) за региональное лидерство способна вызвать раскол и размежевание между странами этой части Азии. В этих условиях США могли бы играть роль конструктивного противовеса, препятствующего развитию такой тенденции. Кроме того, целый ряд проблем, с которыми сталкивались Вьетнам и другие государства АТР, невозможно решить без взаимодействия с США [Ta Minh Tuan, April 2010].

ВЬЕТНАМ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА ОБАМЫ

На текущий момент не оправдываются опасения, что Соединенные Штаты потеряли или теряют интерес к делам Юго-Восточной Азии. Напротив, администрация 44-го президента США предприняла в регионе ряд новых инициатив, отличающихся последовательностью в реализации от риторики и зигзагов внешнеполитического курса прежней вашингтонской “команды”, возглавлявшейся Джорджем Бушем-младшим.

В ходе заседания Асеановского регионального форума по проблемам безопасности (АРФ), состоявшегося в июле 2010 г. в Ханое, государственный секретарь США Хиллари Клинтон сделала заявление о том, что задача урегулирования проблем Восточного (Южно-Китайского) моря является делом особой важности с точки зрения национальной стратегии Вашингтона. Заявление главы американского дипломатического ведомства вызвало острую негативную реакцию со стороны Китая, обвинившего США во вмешательстве во внутренние дела региона. Считая акваторию этого моря зоной своих особых интересов, сопоставимой с Тайванем, Тибетом и Синьцзянем, Пекин незамедлительно провел в Южно-Китайском море маневры ВМФ [McCoy, 28.09.2010].

В ответ США организовали менее масштабные, но весьма символичные учения с привлечением высокопоставленных вьетнамских военных представителей на борту американского авианосца George Washington в особой экономической зоне СРВ вблизи островов Хоанг Са7, незаконно оккупируемых КНР. Хотя учения имели командно-штабной характер и не предусматривали непосредственных боевых тренировок, они послужили ясным знаком, что США не будут сворачивать свое военное присутствие в Южно-Китайском море и имеют здесь конкретного партнера, готового к сотрудничеству. Новым свидетельством этого стал проведенный в конце сентября 2010 г. второй саммит АСЕАН-США. Проходившая в Нью-Йорке под председательством президентов СРВ и США - Нгуен Минь Чиета и Барака Обамы встреча завершилась подписанием важного совместного заявления. В одном из его пунктов участники подтвердили необходимость обеспечения регионального мира и стабильности, безопасности мореплавания и беспрепятственности торговли в соответствии с принципами международного права, отраженными в Конвенции ООН по морскому праву8, свою решимость решать споры мирными средствами [Joint Statement..., 24.09.2010].

Комментируя итоги нью-йоркского саммита, президент Филиппин Бенигно Акино, отвечавший за его организацию, заявил, что встреча стала “свидетельством обязательства Америки выступать активным партнером АСЕАН”. Остановившись на проблеме Южно-Китайского моря, филиппинский лидер подчеркнул, что “США являются самым надежным нашим партнером в деле обеспечения региональной безопасности”. Явно намекнув на амбиции Китая, он отметил, что растущие территориальные притязания в акватории этого моря вызывают серьезную озабоченность. Акино, напомнив приверженность стран асеановской “десятки” Декларации о кодексе поведения сторон в Южно-Китайском море от 1992 г., выдвинул идею разработки дополнительного документа, в котором заинтересованные государства юридически подтвердили бы готовность решать спорные проблемы дипломатическими средствами. По его словам, эта инициатива совпадает с точкой зрения государственного секретаря США Хиллари Клинтон, озвученной в середине 2010 г. в Ханое [Bower, 27.09.2010].

В конце первого десятилетия нынешнего века отношения между СРВ и США вышли на уровень зрелого партнерства. Об этом свидетельствовал уже тот факт, что встречи лидеров обоих государств обрели регулярный конструктивный характер. В полной мере заработал механизм консультаций между дипломатическими ведомствами двух стран. Ханой и Вашингтон установили взаимовыгодные торгово-экономические связи с перспективой выйти на заключение соглашения о полной либерализации взаимного товарооборота, движения инвестиций и услуг. При содействии правительства США и американских частных организаций за океаном проходят обучение вьетнамские студенты, стажеры и аспиранты (около 10 тыс. человек). Налаживается сотрудничество между военными ведомствами двух стран.

Вместе с тем в двусторонних отношениях сохраняются определенные трудности в области соблюдения прав человека, защиты религиозных свобод. В подходе к данным проблемам руководство СРВ исходит из реального факта существования фундаментальных различий в политических системах Вьетнама и Соединенных Штатов, выступает за уважение американскими партнерами исторического опыта, традиций и культуры вьетнамского народа.

Ханой удовлетворен пониманием, проявленным администрацией Б. Обамы в связи с ростом озабоченности Вьетнама и других стран АСЕАН в отношении развития обстановки в районе Южно-Китайского моря. Открыто вмешавшись в урегулирование этой проблемы, США тем самым помогли АСЕАН выйти на более прочные позиции в непростом диалоге с КНР.

Кроме того нью-йоркский саммит показал, что США и тем более члены АСЕАН не намеревались прибегать к воинственной риторике в адрес Пекина. С учетом позиции Китая на саммите было решено не принимать специального заявления по этому вопросу. В противном случае такой шаг можно было бы расценить как переход к открытой борьбе за региональное верховенство в этой важной части Азии, как известный возврат к эпохе “холодной войны” в регионе. СРВ и большинство ее партнеров по АСЕАН приветствуют расширение американской вовлеченности в дела Юго-Восточной Азии, но не ради изоляции Китая. Для них предпочтительнее создание “треугольника” стратегического полилога в составе США, КНР и АСЕАН для выработки взаимоприемлемого modus vivendi.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В период с 2002 по 2007 г. США подписали предварительные Рамочные соглашения о торговле и инвестициях (TIFA) со всеми странами АСЕАН (за исключением Лаоса и Мьянмы).
2. Viet kieu.
3. Business Association of Overseas Vietnamese.
4. Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корею, Россию, США и Японию.
5. SEANWFZ.
6. В марте 2010 г. СРВ и США подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. Посол США в Ханое Майкл Мичалак охарактеризовал его как важный момент в развитии двусторонних отношений, как крупный шаг в деле достижения целей, поставленных процессом нераспространения.
7. Парасельские острова.
8. UNCLOS.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маслов Г. М., Урляпов В. Ф. Вьетнам в системе современных международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М., 2009.
Мурашева Г. Ф. Вьетнам в условиях глобального финансово-экономического кризиса (некоторые аспекты внутренней и внешней политики 2008-2009 гг.) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XIII. Юго-Восточная Азия 2008-2009 гг. М., 2009.
Anh Tran. Vietnam Weaves between US and China*. atimes.com/atimes/Southeast_Asia/JI19Ae01.html
Bower, Ernie. 2nd US ASEAN Leaders’ Meeting: Elevating the Partnership to a Strategic Level. cogitasia.com/2nd-us-asean-leaders’-meeting-elevating-the-partnership-to-a-strategic-level/.
Business Association of Overseas Vietnamese (BAOOV) Has Set up its Branch in the USA. en.vietnamembassy-usa.org/news/story.
China’s Development and Prospect of ASEAN-China Relations. Hanoi, 2006.
Joint Statement of the 2nd US-ASEAN Leaders Meeting. New York. cogitasia.com/2010/09/24/white- house-joint-statrment-of-2nd-us-asean-leaders.
McCoy, Clinton. US Stirs South China Sea Waters. atimes.com/atimes/Southeast_Asia/LI28Ae01.html
President Triet, Bush Hail “New Era” in VN-US Ties. vietnamnews.vn/politics-laws/165953/presidents-triet-bush-hail-new-era-in-vn-us-ties.html. Ta Minh Tuan. The Future of Vietnam-US Relations. brookings.edu/research/opinions/2010/04/us-vietnam-relations-ta. Thayer, Carl. Vietnam’s Defensive Diplomacy. cogitasia.com/u-s-vietnam-from-comprehensive-to-strategic-partners/.
US-Vietnam Relations. vietnam.usembassy.gov/relations.html.
Vietnam-US Hold Defense Policy Dialogue. mofa.gov.vn/en.
Vietnam Sings Energy Agreement with US. voanews.com/content/us-deal-spotlights-vietnams-ambitious-nuclear-plans/1775876.html.
VN Suggests ASEAN + 8 Defense Cooperation Mechanism. en.baomoi.com/Info/VN-suggests-ASEAN8-defence-cooperation-mechanism/2/18985.epi.

* Битые устаревшие ссылки на электронные материалы заменены ссылками на пока существующие перепечатки тех же материалов в интернете - Saygo.

Изменено пользователем Saygo



Отзыв пользователя


Нет комментариев для отображения



Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Категории

  • Файлы

  • Записи в блогах

  • Похожие публикации

    • Гулыга А.В. Роль США в подготовке вторжения на советский Дальний Восток в начале 1918 г. // Исторические записки. Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Т. 33. Отв. ред. Б. Д. Греков. - 1950. С. 33-46.
      Автор: Военкомуезд
      А.В. ГУЛЫГА
      РОЛЬ США В ПОДГОТОВКЕ ВТОРЖЕНИЯ НА СОВЕТСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В НАЧАЛЕ 1918 г.

      Крушение капиталистического строя в России привело в смятение весь капиталистический мир, в частности, империалистов США. Захват пролетариатом власти на одной шестой части земного шара создавал непосредственную угрозу всей системе наемного рабства. Начиная борьбу против первого в мире социалистического государства, империалисты США ставили своей целью восстановление в России власти помещиков и капиталистов, расчленение России и превращение ее в свою колонию. В последние годы царского режима, и особенно в период Временного правительства, американские монополии осуществляли широкое экономическое и политическое проникновенне в Россию. Магнаты Уоллстрита уже видели себя в недалеком будущем полновластными владыками русских богатств. Однако непреодолимым препятствием на их пути к закабалению России встала Великая Октябрьская социалистическая революция. Социалистический переворот спас нашу родину от участи колониальной или зависимой страны.

      Правительство США начало борьбу против Советской России сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции. «Нам абсолютно не на что надеяться в том случае, если большевики будут оставаться у власти», [1] — писал в начале декабря 1917 г. государственный секретарь США Лансинг президенту Вильсону, предлагая активизировать антисоветские действия Соединенных Штатов.

      Правительство США знало, однако, что в своих антисоветских действиях оно не может надеяться на поддержку американского народа, который приветствовал рождение Советского государства. На многочисленных рабочих митингах в разных городах Соединенных Штатов принимались резолюции, выражавшие солидарность с русскими рабочими и крестьянами. [2] Правительство США вело борьбу против Советской республики, используя коварные, провокационные методы, прикрывая /33/

      1. Papers relating to the foreign relations of the United States. The Lansing papers, v. II, Washington, 1940, p. 344. (В дальнейшем цит.: The Lansing papers).
      2. Вот одна из таких резолюций, принятая на рабочем митинге в г. Ситтле и доставленная в Советскую Россию американскими моряками: «Приветствуем восторженно русский пролетариат, который первый одержал победу над капиталом, первый осуществил диктатуру пролетариата, первый ввел и осуществил контроль пролетариата в промышленности. Надеемся твердо, что русский пролетариат осуществит социализацию всего производства, что он закрепит и расширит свои победы над капиталом. Уверяем русских борцов за свободу, что мы им горячо сочувствуем, готовы им помочь и просим верить нам, что недалеко время, когда мы сумеем на деле доказать нашу пролетарскую солидарность» («Известия Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов», 25 января (7 февраля) 1918 г.).

      свое вмешательство во внутренние дела России лицемерными фразами, а иногда даже дезориентирующими действиями. Одним из наиболее ярких примеров провокационной тактики американской дипломатии в борьбе против Советской России является развязывание правительством Соединенных Штатов японского вторжения на советский Дальний Восток в начале 1918 г.

      Вся история интервенции США в Советскую Россию на протяжении многих лет умышленно искажалась буржуазными американскими историками. Фальсифицируя смысл документов, они пытались доказать, что американское правительство в течение первых месяцев 1918 г. якобы «возражало» против иностранного вторжения на Дальний Восток и впоследствии дало на нею свое согласие лишь «под давлением» Англии, Франции и Японии. [3] На помощь этим историкам пришел государственный департамент, опубликовавший в 1931—1932 гг. три тома дипломатической переписки за 1918 г. по поводу России. [4] В этой публикации отсутствовали все наиболее разоблачающие документы, которые могли бы в полной мере показать антисоветскую политику Соединенных Штатов. Тем же стремлением фальсифицировать историю, преуменьшить роль США в организации антисоветской интервенции руководствовался и составитель «Архива полковника Хауза» Чарлз Сеймур. Документы в этом «архиве» подтасованы таким образом, что у читателя создается впечатление, будто Вильсон в начале 1918 г. действительно выступал против японской интервенции.

      Только в 1940 г. государственный департамент опубликовал (и то лишь частично) секретные документы, проливающие свет на истинные действия американскою правительства по развязыванию иностранного вторжения на Дальний Восток. Эти материалы увидели свет во втором томе так называемых «документов Лансинга».

      Важная задача советских историков — разоблачение двуличной дипломатии США, выявление ее организующей роли в развязывании иностранной интервенции на Дальнем Востоке, к сожалению, до сих пор не получила достаточного разрешения в исторических исследованиях, посвященных этой интервенции.

      *     *     *

      В своем обращении к народу 2 сентября 1945 г. товарищ Сталин говорил: «В 1918 году, после установления советского строя в нашей стране, Япония, воспользовавшись враждебным тогда отношением к Советской стране Англии, Франции, Соединённых Штатов Америки и опираясь на них, — вновь напала на нашу страну, оккупировала Дальний Восток и четыре года терзала наш народ, грабила Советский Дальний Восток». [5] Это указание товарища Сталина о том, что Япония совершила нападение на Советскую Россию в 1918 г., опираясь на Англию, Францию и США, и служит путеводной нитью для историка, изучающего интервенцию на Дальнем Востоке. /34/

      5. Т. Millard. Democracy and the eastern question, N. Y., 1919; F. Schuman. American policy towards Russia since 1917, N. Y., 1928; W. Griawold. The far Eastern policy of the United States, N. Y., 1938.
      4. Papers relating to the foreign relations of the United States, 1918, Russia, v.v. I—III, Washington. 1931—1932. (В дальнейшем цит.: FR.)
      5. И. B. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, М., 1949, стр. 205.

      Ленин еще в январе 1918 г. считался с возможностью совместного японо-американского выступления против нашей страны. «Говорят, — указывал он, — что, заключая мир, мы этим самым развязываем руки японцам и американцам, которые тотчас завладевают Владивостоком. Но, пока они дойдут только до Иркутска, мы сумеем укрепить нашу социалистическую республику». [6] Готовясь к выступлению на VII съезде партии, 8 марта 1918 г. Ленин писал: «Новая ситуация: Япония наступать хочет: «ситуация» архи-сложная... отступать здесь с д[огово]ром, там без дог[ово]ра». [7]

      В дальнейшем, объясняя задержку японского выступления, Ленин, как на одну из причин, указывал на противоречия между США и Японией. Однако Ленин всегда подчеркивал возможность сделки между империалистами этих стран для совместной борьбы против Советской России: «Американская буржуазия может стакнуться с японской...» [8] В докладе Ленина о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского Совета 14 мая 1918 г. содержится глубокий анализ американо-японских империалистических противоречий. Этот анализ заканчивается предупреждением, что возможность сговора между американской и японской буржуазией представляет реальную угрозу для страны Советов. «Вся дипломатическая и экономическая история Дальнего Востока делает совершенно несомненным, что на почве капитализма предотвратить назревающий острый конфликт между Японией и Америкой невозможно. Это противоречие, временно прикрытое теперь союзом Японии и Америки против Германии, задерживает наступление японского империализма против России. Поход, начатый против Советской Республики (десант во Владивостоке, поддержка банд Семенова), задерживается, ибо грозит превратить скрытый конфликт между Японией и Америкой в открытую войну. Конечно, вполне возможно, и мы не должны забывать того, что группировки между империалистскими державами, как бы прочны они ни казались, могут быть в несколько дней опрокинуты, если того требуют интересы священной частной собственности, священные права на концессии и т. п. И, может быть, достаточно малейшей искры, чтобы взорвать существующую группировку держав, и тогда указанные противоречия не могут уже служить мам защитой». [9]

      Такой искрой явилось возобновление военных действий на восточном фронте и германское наступление против Советской республики в конце февраля 1918 г.

      Как известно, правительство США возлагало большие надежды на возможность обострения отношений между Советской Россией и кайзеровской Германией. В конце 1917 г. и в первые месяцы 1918 г. все усилия государственных деятелей США (от интриг посла в России Френсиса до широковещательных выступлений президента Вильсона) были направлены к тому, чтобы обещаниями американской помощи предотвратить выход Советской России из империалистической войны. /35/

      6. В. И. Ленин. Соч., т. XXII, стр. 201.
      7. Ленинский сборник, т. XI, стр. 65.
      8. В. И. Ленин. Соч., т. XXX, стр. 385.
      9. В. И. Ленин. Соч., т. XXIII, стр. 5. История новейшего времени содержит поучительные примеры того, что антагонизм между империалистическими державами не является помехой для развертывания антисоветской агрессин. Так было в годы гражданской войны, так было и в дни Мюнхена.

      Послание Вильсона к конгрессу 8 января 1918 г. и пресловутые «четырнадцать пунктов» имели в качестве одной из своих задач «выражением сочувствия и обещанием более существенной помощи» вовлечь Советскую республику в войну против Германии. [10] Хауз называл «пункты» Вильсона «великолепным оружием пропаганды». [11] Такого же мнения были и руководящие работники государственного департамента, положившие немало усилий на массовое распространение в России «четырнадцати пунктов» всеми пропагандистскими средствами.

      Ленин разгадал и разоблачил планы сокрушения Советской власти при помощи немецких штыков. В статье «О революционной фразе» он писал: «Взгляните на факты относительно поведения англо-французской буржуазии. Она всячески втягивает нас теперь в войну с Германией, обещает нам миллионы благ, сапоги, картошку, снаряды, паровозы (в кредит... это не «кабала», не бойтесь! это «только» кредит!). Она хочет, чтобы мы теперь воевали с Германией.

      Понятно, почему она должна хотеть этого: потому, что, во-первых, мы оттянули бы часть германских сил. Потому, во-вторых, что Советская власть могла бы крахнуть легче всего от несвоевременной военной схватки с германским империализмом». [12]

      В приведенной цитате речь идет об англичанах и французах. Однако с полным правом ленинскую характеристику империалистической политики в отношении выхода Советской России из войны можно отнести и к Соединенным Штатам. Правомерность этого становится еще более очевидной, если сравнить «Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира», написанные Лениным 7 января 1918 г., с подготовительными набросками к этим тезисам. Параграф 10 тезисов опровергает довод против подписания мира, заключающийся в том, что, подписывая мир, большевики якобы становятся агентами германского империализма: «...этот довод явно неверен, ибо революционная война в данный момент сделала бы нас, объективно, агентами англо-французского империализма...» [13] В подготовительных заметках этот тбзис сформулирован: «объект[ивно] = агент Вильсона...» [14] И Вильсон являлся олицетворением американского империализма. .

      Попытка американских империалистов столкнуть Советскую Россию с кайзеровской Германией потерпела крах. Однако были дни, когда государственным деятелям Соединенных Штатов казалось, что их планы близки к осуществлению.

      10 февраля 1918 г. брестские переговоры были прерваны. Троцкий, предательски нарушив данные ему директивы, не подписал мирного договора с Германией. Одновременно он сообщил немцам, что Советская республика продолжает демобилизацию армии. Это открывало немецким войскам дорогу на Петроград. 18 февраля германское командование начало наступление по всему фронту.

      В эти тревожные для русского народа дни враги Советской России разработали коварный план удушения социалистического государства. Маршал Фош в интервью с представителем газеты «Нью-Йорк Таймс» /36/

      10. Архив полковника Хауза, т. III, стр. 232.
      11. Там же, т. IV, стр. 118.
      12. В. И. Ленин. Соч., т. XXII, стр. 268.
      13. Там же, стр. 195.
      14. Ленинский сборник, т. XI, стр. 37.

      сформулировал его следующим образом: Германия захватывает Россию, Америка и Япония должны немедленно выступить и встретить немцев в Сибири. [15]

      Этот план был предан гласности французским маршалом. Однако авторы его и главные исполнители находились в Соединенных Штатах. Перспектива сокрушения Советской власти комбинированным ударом с запада и востока была столь заманчивой, что Вильсон начал развязывать японскую интервенцию, торжественно заверяя в то же время о «дружеских чувствах» к русскому народу.

      В 1921 г. Лансинг составил записку, излагающую историю американско-японских переговоров об интервенции. Он писал для себя, поэтому не облекал мысли в витиеватые и двусмысленные дипломатические формулы: многое в этой записке названо своими именами. Относительно позиции США в конце февраля 1918 г. там сказано: «То, что Япония пошлет войска во Владивосток и Харбин, казалось одобренным (accepted) фактом». [16] В Вашингтоне в эти дни немецкого наступления на Петроград считали, что власти большевиков приходит конец. Поэтому решено было устранить возможные недоразумения и информировать союзные державы о согласии США на японское вооруженное выступление против Советской России.

      18 февраля, в тот день, когда германские полчища ринулись на Петроград, в Верховном совете Антанты был поднят вопрос о посылке иностранных войск на Дальний Восток. Инициатива постановки этого вопроса принадлежала американскому представителю генералу Блиссу. Было решено предоставить Японии свободу действий против Советской России. Союзники согласились, — говорилось в этом принятом документе — так называемой совместной ноте №16, — в том, что «1) оккупация Сибирской железной дороги от Владивостока до Харбина, включая оба конечных пункта, дает военные выгоды, которые перевешивают возможный политический ущерб, 2) рекомендованная оккупация должна осуществляться японскими силами после получении соответствующих гарантий под контролем союзной миссии». [17]

      Действия Блисса, подписавшего этот документ в качестве официального представителя Соединенных Штатов, получили полное одобрение американского правительства.

      В Вашингтоне стало известно, что Япония закончила последние приготовления и ее войска готовы к вторжению на Дальний Восток. [18] Государственные деятели США начинают форсировать события. 27 февраля Лансинг беседовал в Вашингтоне с французским послом. Последний сообщил, что японское правительство намеревается, начав интервенцию, расширить военные операции вплоть до Уральского хребта. Лансинг ответил, что правительство США не примет участия в интервенции, однако против японской экспедиции возражать не будет.

      В тот же день Лансинг письмом доложил об этом Вильсону. Обращая особое внимание на обещание японцев наступать до Урала, он писал: «поскольку это затрагивает наше правительство, то мне кажется, что все, что от нас потребуется, это создание практической уверенности в том, что с нашей стороны не последует протеста против этого шага Японии». [19] /37/

      15. «Information», 1 марта 1918 г.
      16. The Lansing papers, v. II, p. 394.
      17. Там же, стр. 272.
      18. FR, v. II, p. 56.
      19. The Lansing papers, v. II, p. 355.

      Для того, чтобы создать эту «практическую уверенность», Вильсон решил отправить в Японию меморандум об отношении США к интервенции. В меморандуме черным по белому было написано, что правительство Соединенных Штатов дает свое согласие на высадку японских войск на Дальнем Востоке. На языке Вильсона это звучало следующим образом: «правительство США не считает разумным объединиться с правительством Антанты в просьбе к японскому правительству выступить в Сибири. Оно не имеет возражений против того, чтобы просьба эта была принесена, и оно готово уверить японское правительство, что оно вполне доверяет ему в том отношении, что, вводя вооруженные силы в Сибирь, Япония действует в качестве союзника России, не имея никакой иной цели, кроме спасения Сибири от вторжения армий Германии и от германских интриг, и с полным желанием предоставить разрешение всех вопросов, которые могут воздействовать на неизменные судьбы Сибири, мирной конференции». [20] Последняя оговорка, а именно тот факт, что дальнейшее решение судьбы Сибири Вильсон намеревался предоставить международной конференции, свидетельствовала о том, что США собирались использовать Японию на Дальнем Востоке лишь в качестве жандарма, который должен будет уйти, исполнив свое дело. Япония, как известно, рассматривала свою роль в Азии несколько иначе.

      Совместные действия против Советской республики отнюдь не устраняли японо-американского соперничества. Наоборот, борьба за новые «сферы влияния» (именно так рисовалась американцам будущая Россия) должна была усилить это соперничество. Перспектива захвата Сибири сильной японской армией вызывала у военных руководителей США невольный вопрос: каким образом удастся впоследствии выдворить эту армию из областей, на которые претендовали американские капиталисты. «Я часто думаю, — писал генерал Блисс начальнику американского генерального штаба Марчу, — что эта война, вместо того чтобы быть последней, явится причиной еще одной. Японская интервенция открывает путь, по которому придет новая война». [21] Это писалось как раз в те дни, когда США начали провоцировать Японию на военное выступление против Советской России. Вопрос о японской интервенции ставил, таким образом, перед американскими политиками проблему будущей войны с Японией. Интересы «священной частной собственности», ненависть к Советскому государству объединили на время усилия двух империалистических хищников. Более осторожный толкал на опасную авантюру своего ослепленного жадностью собрата, не забывая, однако, о неизбежности их будущего столкновения, а быть может, даже в расчете на это столкновение.

      Составитель «Архива Хауза» постарался создать впечатление, будто февральский меморандум был написан Вильсоном «под непрерывным давлением со стороны французов и англичан» и являлся в биографии президента чем-то вроде досадного недоразумения, проявлением слабости и т. п. Изучение «документов Лансинга» дает возможность сделать иное заключение: это был один из немногих случаев, когда Вильсон в стремлении форсировать события выразился более или менее откровенно.

      1 марта 1918 г. заместитель Лансинга Полк пригласил в государственный департамент послов Англии и Франции и ознакомил их с /38/

      20. The Lansing papers, v. II, p. 355 См. также «Архив полковника Хауза» т. III, стр. 294.
      21. С. March. Nation at war, N. Y., 1932, p. 115.

      текстом меморандума. Английскому послу было даже разрешено снять копию. Это означала, в силу существовавшего тогда англо-японского союза, что текст меморандума станет немедленно известен в Токио. Так, без официального дипломатического акта вручения ноты, правительство СЛИЛ допело до сведения японского правительства свою точку зрения. Теперь с отправкой меморандума можно было не спешить, тем более что из России поступали сведения о возможности подписания мира с немцами.

      5 марта Вильсон вызвал к себе Полка (Лансинг был в это время в отпуске) и вручил ему для немедленной отправки в Токио измененный вариант меморандума. Полк прочитал его и изумился: вместо согласия на японскую интервенцию в ноте содержались возражения против нее. Однако, поговорив с президентом, Полк успокоился. Свое впечатление, вынесенное из разговора с Вильсоном, Полк изложил в письме к Лансингу. «Это — изменение нашей позиции,— писал Полк,— однако, я не думаю, что это существенно повлияет на ситуацию. Я слегка возражал ему (Вильсону. — А. Г.), но он сказал, что продумал это и чувствует, что второе заявление абсолютно необходимо... Я не думаю, что японцы будут вполне довольны, однако это (т. е. нота.— Л. Г.) не является протестом. Таким образом, они могут воспринять ее просто как совет выступить и делать все, что им угодно». [22]

      Таким же образом оценил впоследствии этот документ и Лансинг. В его записке 1921 г. по этому поводу говорится: «Президент решил, что бессмысленно выступать против японской интервенции, и сообщил союзным правительствам, что Соединенные Штаты не возражают против их просьбы, обращенной к Японии, выступить в Сибири, но Соединенные Штаты, в силу определенных обстоятельств, не могут присоединиться к этой просьбе. Это было 1 марта. Четыре дня спустя Токио было оповещено о точке зрения правительства Соединенных Штатов, согласно которой Япония должна была заявить, что если она начнет интервенцию в Сибирь, она сделает это только как союзник России». [23]

      Для характеристики второго варианта меморандума Лансинг отнюдь не употребляет слово «протест», ибо по сути дела вильсоновский документ ни в какой мере не являлся протестом. Лансинг в своей записке не только не говорит об изменении позиции правительства США, но даже не противопоставляет второго варианта меморандума первому, а рассматривает их как последовательные этапы выражения одобрения действиям японского правительства по подготовке вторжения.

      Относительно мотивов, определивших замену нот, не приходится гадать. Не столько вмешательство Хауза (как это можно понять из чтения его «архива») повлияло на Вильсона, сколько телеграмма о подписании Брестского мира, полученная в Вашингтоне вечером 4 марта. Заключение мира между Германией и Советской Россией смешало все карты Вильсона. Немцы остановились; останавливать японцев Вильсон не собирался, однако для него было очень важно скрыть свою роль в развязывании японской интервенции, поскольку предстояло опять разыгрывать из себя «друга» русского народа и снова добиваться вовлечения России в войну с Германией. [24] Японцы знали от англичан /39/

      22. The Lansing papers, v. II, p. 356. (Подчеркнуто мной. — Л. Г.).
      23. Там же, стр. 394.

      истинную позицию США. Поэтому, полагал Вильсон, они не сделают неверных выводов, даже получив ноту, содержащую утверждения, противоположные тому, что им было известно. В случае же проникновения сведений в печать позиция Соединенных Штатов будет выглядеть как «вполне демократическая». Вильсон решился на дипломатический подлог. «При чтении, — писал Полк Лансингу, — вы, вероятно, увидите, что повлияло на него, а именно соображения относительно того, как будет выглядеть позиция нашего правительства в глазах демократических народов мира». [25]

      Как и следовало ожидать, японцы поняли Вильсона. Зная текст первою варианта меморандума, они могли безошибочно читать между строк второго. Министр иностранных дел Японии Мотоко, ознакомившись с нотой США, заявил не без иронии американскому послу Моррису, что он «высоко оценивает искренность и дружеский дух меморандума». [26] Японский поверенный в делах, посетивший Полка, выразил ему «полное удовлетворение тем путем, который избрал государственный департамент». [27] Наконец, 19 марта Моррису был вручен официальный ответ японского правительства на меморандум США. По казуистике и лицемерию ответ не уступал вильсоновским документам. Министерство иностранных дел Японии выражало полное удовлетворение по поводу американского заявления и снова ехидно благодарило за «абсолютную искренность, с которой американское правительство изложило свои взгляды». С невинным видом японцы заявляли, что идея интервенции родилась не у них, а была предложена им правительствами стран Антанты. Что касается существа вопроса, то, с одной стороны, японское правительство намеревалось, в случае обострения положения /40/

      24. Не прошло и недели, как Вильсон обратился с «приветственной» телеграммой к IV съезду Советов с намерением воспрепятствовать ратификации Брестского мира. Это было 11 марта 1918 г. В тот же день государственный департамент направил Френсису для ознакомления Советского правительства (неофициальным путем, через Робинса) копию меморандума, врученного 5 марта японскому правительству, а также представителям Англии, Франции и Италии. Интересно, что на копии, посланной в Россию, в качестве даты написания документа было поставлено «3 марта 1918 г.». В американской правительственной публикации (FR, v. II, р. 67) утверждается, что это было сделано «ошибочно». Зная методы государственного департамента, можно утверждать, что эта «ошибка» была сделана умышленно, с провокационной целью. Для такого предположения имеются достаточные основания. Государственный департамент направил копию меморандума в Россию для того, чтобы ввести в заблуждение советское правительство, показать США «противником» японской интервенции. Замена даты 5 марта на 3 марта могла сделать документ более «убедительным»: 1 марта в Вашингтоне еще не знали о подписании Брестского мира, следовательно меморандум, составленный в этот день, не мог являться следствием выхода Советской России из империалистической войны, а отражал «демократическую позицию» Соединенных Штатов.
      Несмотря на все ухищрения Вильсона, планы американских империалистов не осуществились — Брестский мир был ратифицирован. Советская Россия вышла из империалистической войны.
      23. Махинации Вильсона ввели в заблуждение современное ему общественное мнение Америки. В свое время ни текст двух вариантов меморандума, ни даже сам факт его вручения не были преданы гласности. В газетах о позиции США в отношении японской интервенции появлялись противоречивые сообщения. Только через два года журналист Линкольн Колькорд опубликовал текст «секретного» американского меморандума, отправленного 5 марта 1918 г. в Японию (журнал «Nation» от 21 февраля 1920 г.). Вопрос казался выясненным окончательно. Лишь много лет спустя было опубликовано «второе дно» меморандума — его первый вариант.
      26. FR, v II, р. 78.
      27. Там же, стр. 69.

      на Дальнем Востоке, выступить в целях «самозащиты», а с другой стороны, в японской ноте содержалось обещание, что ни один шаг не будет предпринт без согласия США.

      Лансингу тон ответа, вероятно, показался недостаточно решительнным. Он решил подтолкнуть японцев на более активные действия против Советской России. Через несколько часов после получения японской ноты он уже телеграфировал в Токио Моррису: «Воспользуйтесь, пожалуйста, первой подходящей возможностью и скажите к о н ф и д е н ц и а л ь н о министру иностранных дел, что наше правительство надеется самым серьезным образом на понимание японским правительством того обстоятельства, что н а ш а позиция в от н о ш е н и и п о с ы л к и Японией экспедиционных сил в Сибирь н и к о и м образом не основывается на подозрении п о п о в о д у мотивов, которые заставят японское правительство совершить эту акцию, когда она окажется уместной. Наоборот, у нас есть внутренняя вера в лойяльность Японии по отношению к общему делу и в ее искреннее стремление бескорыстно принимать участие в настоящей войне.

      Позиция нашего правительства определяется следующими фактами: 1) информация, поступившая к нам из различных источников, дает нам возможность сделать вывод, что эта акция вызовет отрицательную моральную реакцию русского народа и несомненно послужил на пользу Германии; 2) сведения, которыми мы располагаем, недостаточны, чтобы показать, что военный успех такой акции будет достаточно велик, чтобы покрыть моральный ущерб, который она повлечет за собой». [29]

      В этом документе в обычной для американской дипломатии казуистической форме выражена следующая мысль: США не будут возлежать против интервенции, если они получат заверение японцев в том, что последние нанесут Советской России тщательно подготовленный удар, достаточно сильный, чтобы сокрушить власть большевиков. Государственный департамент активно развязывал японскую интервенцию. Лансинг спешил предупредить Токио, что США не только поддерживают план японского вторжения на Дальний Восток, но даже настаивают на том, чтобы оно носило характер смертельного удара для Советской республики. Это была установка на ведение войны чужими руками, на втягивание в военный конфликт своего соперника. Возможно, что здесь имел место также расчет и на будущее — в случае провала антисоветской интервенции добиться по крайней мере ослабления и компрометации Японии; однако пока что государственный Департамент и японская военщина выступали в трогательном единении.

      Лансинг даже старательно подбирал предлог для оправдывания антисоветского выступления Японии. Давать согласие на вооруженное вторжение, не прикрыв его никакой лицемерной фразой, было не в правилах США. Ощущалась острая необходимость в какой-либо фальшивке, призванной отвлечь внимание от агрессивных замыслов Японии и США. Тогда в недрах государственного департамента родился миф о германской угрозе Дальнему Востоку. Лансингу этот миф казался весьма подходящим. «Экспедиция против немцев, — писал он Вильсону, — /41/

      28. Там же, стр. 81.
      29. Там же, стр. 82. (Подчеркнуто иной. — А. Г.)

      совсем иная вещь, чем оккупация сибирской железной дороги с целью поддержания порядка, нарушенного борьбой русских партий. Первое выглядит как законная операция против общего врага» [80].

      Руководители государственного департамента толкали своих представителей в России и Китае на путь лжи и дезинформации, настойчиво требуя от них фабрикации фальшивок о «германской опасности».

      Еще 13 февраля Лансинг предлагает американскому посланнику в Китае Рейншу доложить о деятельности немецких и австрийских военнопленных. [31] Ответ Рейнша, однако, был весьма неопределенным и не удовлетворил государственный департамент. [32] Вашингтон снова предложил посольству в Пекине «проверить или дополнить слухи о вооруженных немецких пленных». [33] Из Пекина опять поступил неопределенный ответ о том, что «военнопленные вооружены и организованы». [34] Тогда заместитель Лансинга Полк, не полагаясь уже на фантазию своих дипломатов, направляет в Пекин следующий вопросник: «Сколько пленных выпущено на свободу? Сколько пленных имеют оружие? Где они получили оружие? Каково соотношение между немцами и австрийцами? Кто руководит ими? Пришлите нам также и другие сведения, как только их добудете, и продолжайте, пожалуйста, присылать аналогичную информацию». [35] Но и на этот раз информация из Пекина оказалась бледной и невыразительной. [36]

      Гораздо большие способности в искусстве клеветы проявил американский консул Мак-Говен. В cвоей телеграмме из Иркутска 4 марта он нарисовал живописную картину немецкого проникновения в Сибирь»: «12-го проследовал в восточном направлении поезд с военнопленными и двенадцатью пулеметами; две тысячи останавливались здесь... Надежный осведомитель сообщает, что прибыли германские генералы, другие офицеры... (пропуск), свыше тридцати саперов, генеральный штаб ожидает из Петрограда указаний о разрушении мостов, тоннелей и об осуществлении плана обороны. Немецкие, турецкие, австрийские офицеры заполняют станцию и улицы, причем признаки их воинского звания видны из-под русских шинелей. Каждый военнопленный, независимо от того, находится ли он на свободе или в лагере; имеет винтовку» [37].

      Из дипломатических донесений подобные фальшивки переходили в американскую печать, которая уже давно вела злобную интервенционистскую кампанию.

      Тем временем во Владивостоке происходили события, не менее ярко свидетельствовавшие об истинном отношении США к подготовке японского десанта. /42/

      30. The Lansing papers, v. II; p. 358.
      31. FR, v. II, p. 45.
      32. Там же, стр. 52.
      33. Там же, стр. 63.
      34. Там же, стр. 64.
      36. Там же, стр. 66.
      36. Там же, стр. 69.
      37. Russiafn-American Relations, p. 164. Американские представители в России находились, как известно, в тесной связи с эсерами. 12 марта из Иркутска член Сибирской областной думы эсер Неупокоев отправил «правительству автономной Сибири» письмо, одно место, в котором удивительно напоминает телеграмму Мак-Говена: «Сегодня прибыло 2.000 человек австрийцев, турок, славян, одетых в русскую форму, вооружены винтовками и пулеметами и проследовали дальше на восток». («Красный архив», 1928, т. 4 (29), стр. 95.) Вполне возможно, что именно эсер Неупокоев был «надежным осведомителем» Мак-Говена.

      12 января во Владивостокском порту стал на якорь японский крейсер «Ивами». Во Владивостокский порт раньше заходили военные суда Антанты (в том числе и американский крейсер «Бруклин»). [38] В данном случае, вторжение «Ивами» являлось явной и прямой подготовкой к агрессивным действиям.

      Пытаясь сгладить впечатление от этого незаконного акта, японский консул выступил с заявлением, что его правительство послало военный корабль «исключительно с целью защиты своих подданных».

      Владивостокский Совет заявил решительный протест против вторжения японского военного корабля в русский порт. Относительно того, что крейсер «Ивами» якобы послан для защиты японских подданных, Совет заявил следующее: «Защита всех жителей, проживающих на территории Российской республики, является прямой обязанностью российских властей, и мы должны засвидетельствовать, что за 10 месяцев революции порядок в городе Владивостоке не был нарушен». [39]

      Адвокатами японской агрессии выступили американский и английский консулы. 16 января они направили в земскую управу письмо, в котором по поводу протеста местных властей заявлялось: «Утверждение, содержащееся в заявлении относительно того, что общественный порядок во Владивостоке до сих пор не был нарушен, мы признаем правильным. Но, с другой стороны, мы считаем, что как в отношении чувства неуверенности у стран, имеющих здесь значительные материальные интересы, так и в отношении того направления, в кагором могут развиваться события в этом районе, политическая ситуация в настоящий момент дает право правительствам союзных стран, включая Японию, принять предохранительные меры, которые они сочтут необходимыми для защиты своих интересов, если последним будет грозить явная опасность». [40]

      Таким образом, американский и английский консулы встали на защиту захватнических действий японской военщины. За месяц до того, как Вильсон составил свой первый меморандум об отношении к интервенции, американский представитель во Владивостоке принял активное участие в подготовке японской провокации.

      Задача консулов заключалась теперь в том, чтобы создать картину «нарушения общественного порядка» во Владивостоке, «слабости местных властей» и «необходимости интервенции». Для этого по всякому поводу, даже самому незначительному, иностранные консулы обращались в земскую управу с протестами. Они придирались даже к мелким уголовным правонарушениям, столь обычным в большом портовом городе, изображая их в виде событий величайшей важности, требующих иностранного вмешательства.

      В начале февраля во Владивостоке состоялось совещание представителей иностранной буржуазии совместно с консулами. На совещании обсуждался вопрос о борьбе с «анархией». Затем последовали протесты консульского корпуса против ликвидации буржуазного самоуправления в городе, против рабочего контроля за деятельностью порта и таможни, /43/

      38. «Бруклин» появился во Владивостокском порту 24 ноября 1917 г.— накануне выборов в Учредительное собрание. Американские пушки, направленные на город, должны были предрешить исход выборов в пользу буржуазных партий. Однако этот агрессивный демарш не дал желаемых результатов: по количеству поданных голосов большевики оказались сильнейшей политической партией во Владивостоке.
      39. «Известия Владивостокского совета рабочих и солдатских депутатов», 4 (17) января 1918 г.
      40. Japanese agression in the Russian Far East Extracts from the Congressional Record. March 2, 1922. In the Senate of the United States, Washington, 1922, p. 7.

      против действий Красной гвардии и т. д. Американский консул открыто выступал против мероприятий советских властей и грозил применением вооруженной силы. [41] К этому времени во Владивостокском порту находилось уже четыре иностранных военных корабля: американский, английский и два японских.

      Трудящиеся массы Владивостока с возмущением следили за провокационными действиями иностранных консулов и были полны решимости с оружием в руках защищать Советскую власть. На заседании Владивостокского совета было решенo заявить о готовности оказать вооруженное сопротивление иностранной агрессии. Дальневосточный краевой комитет Советов отверг протесты консулов как совершенно необоснованные, знаменующие явное вмешательство во внутренние дела края.

      В марте во Владивостоке стало известно о контрреволюционных интригах белогвардейской организации, именовавшей себя «Временным правительством автономной Сибири». Эта шпионская группа, возглавленная веерами Дербером, Уструговым и др., добивалась превращения Дальнего Востока и Сибири в колонию Соединенных Штатов и готовила себя к роли марионеточного правительства этой американской вотчины.

      Правительство США впоследствии утверждало, будто оно узнало о существовании «сибирского правительства» лишь в конце апреля 1918 г. [49] На самом деле, уже в марте американский адмирал Найт находился в тесном контакте с представителями этой подпольной контрреволюционной организации. [41]

      29 марта Владивостокская городская дума опубликовала провокационное воззвание. В этом воззвании, полном клеветнических нападок на Совет депутатов, дума заявляла о своем бессилии поддерживать порядок в городе. [41] Это был документ, специально рассчитанный на создание повода для высадки иностранного десанта. Атмосфера в городе накалилась: «Владивосток буквально на вулкане», — сообщал за границу одни из агентов «сибирского правительства». [45]

      Японские войска высадились во Владивостоке 5 апреля 1918 г. В этот же день был высажен английский десант. Одновременно с высадкой иностранных войск начал в Манчжурии свое новое наступление на Читу бандит Семенов. Все свидетельствовало о предварительном сговоре, о согласованности действий всех контрреволюционных сил на Дальнем Востоке.

      Поводом для выступления японцев послужило, как известно, убийство японских подданных во Владивостоке. Несмотря на то, что это была явная провокация, руководители американской внешней политики ухватились за нее, чтобы «оправдать» действия японцев и уменьшить «отрицательную моральную реакцию» в России. Лживая японская версия была усилена в Вашингтоне и немедленно передана в Вологду послу Френсису.

      Американский консул во Владивостоке передал по телеграфу в государственный департамент: «Пять вооруженных русских вошли в японскую контору в центре города, потребовали денег. Получив отказ, стреляли в трех японцев, одного убили и других серьез-/44/

      41. FR, v. II, р. 71.
      42. Russian-American Relations, p. 197.
      43. «Красный архив», 1928, т. 4 (29), стр. 97.
      44. «Известия» от 7 апреля 1918 г.
      45. «Красный архив», 1928, т. 4 (29). стр. 111.

      но ранили». [46] Лансинг внес в это сообщение свои коррективы, после чего оно выглядело следующим образом: «Пять русских солдат вошли в японскую контору во Владивостоке и потребовали денег. Ввиду отказа убили трех японцев». [47] В редакции Лансинга ответственность за инцидент ложилась на русскую армию. При всей своей незначительности эта деталь очень характерна: она показывает отношение Лансинга к японскому десанту и разоблачает провокационные методы государственного департамента.

      Правительство США не сочло нужным заявить даже формальный протест против японского выступления. Вильсон, выступая на следующий день в Балтиморе, в речи, посвященной внешнеполитическим вопросам, ни единым словом не обмолвился о десанте во Владивостоке. [48]

      Добившись выступления Японии, США пытались продолжать игру в «иную позицию». Военный «корабль США «Бруклин», стоявший во Владивостокском порту, не спустил на берег ни одного вооруженного американского солдата даже после высадки английского отряда. В русской печати американское посольство поспешило опубликовать заявление о том, что Соединенные Штаты непричастны к высадке японского десанта. [49]

      Американские дипломаты прилагали все усилия, чтобы изобразить японское вторжение в советский город как незначительный эпизод, которому не следует придавать серьезного значения. Именно так пытался представить дело американский консул представителям Владивостокского Совета. [50] Посол Френсис устроил специальную пресс-конференцию, на которой старался убедить журналистов в том, что советское правительство и советская пресса придают слишком большое значение этой высадке моряков, которая в действительности лишена всякого политического значения и является простой полицейской предосторожностью. [51]

      Однако американским дипломатам не удалось ввести в заблуждение Советскую власть. 7 апреля В. И. Ленин и И. В. Сталин отправили во Владивосток телеграмму с анализом обстановки и практическими указаниями городскому совету. «Не делайте себе иллюзий: японцы наверное будут наступать, — говорилось в телеграмме. — Это неизбежно. Им помогут вероятно все без изъятия союзники». [52] Последующие события оправдали прогноз Ленина и Сталина.

      Советская печать правильно оценила роль Соединенных Штатов в развязывании японского выступления. В статье под заголовком: «Наконец разоблачились» «Известия» вскрывали причастность США к японскому вторжению. [53] В обзоре печати, посвященном событиям на Дальнем Востоке, «Известия» приводили откровенное высказывание представителя американского дипломатического корпуса. «Нас, американцев, — заявил он, — сибирские общественные круги обвиняют в том, что мы будто бы связываем руки /45/

      46. FR, v. II, p. 99. (Подчеркнуто мною. — А. Г.)
      47. Там же, стр. 100. (Подчеркнуто мною. — А. Г.)
      48. Russian-American Relations, p. 190.
      49. «Известия» от 11 апреля 1918 г.
      50. «Известия» от 12 апреля 1918 г.
      51. «Известия» от 13 апреля 1918 г.
      52. «Документы по истории гражданской войны в СССР», т. 1940, стр. 186.
      53. «Известия» от 10 апреля 1918 г.

      большевизма. Дело обстоит, конечно, не так». [54]

      Во Владивостоке при обыске у одного из членов «сибирского правительства» были найдены документы, разоблачавшие контрреволюционный заговор на Дальнем Востоке. В этом заговоре были замешаны иностранные консулы и американский адмирал Найт. [55]

      Советское правительство направило эти компрометирующие документы правительству Соединенных Штатов и предложило немедленно отозвать американского консула во Владивостоке, назначить расследование о причастности американских дипломатических представителей к контрреволюционному заговору, а также выяснить отношение правительства США к советскому правительству и ко всем попыткам официальных американских представителей вмешиваться во внутреннюю жизнь России. [56] В этой ноте нашла выражение твердая решимость советского правительства пресечь все попытки вмешательства во внутреннюю жизнь страны, а также последовательное стремление к мирному урегулированию отношений с иностранными державами. В последнем, однако, американское правительство не было заинтересовано. Соединенные Штаты развязывали военный конфликт. /46/

      54 «Известия» от 27 апреля 1913 г. (Подчеркнуто мной.— А. Г.)
      55. «Известия» от 25 апреля 1918 г.
      56. Russiain-American Relations, p. 197.

      Исторические записки. Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Т. 33. Отв. ред. Б. Д. Греков. - 1950. С. 33-46.
    • Психология допроса военнопленных
      Автор: Сергий
      Не буду давать никаких своих оценок.
      Сохраню для истории.
      Вот такая книга была издана в 2013 году Украинской военно-медицинской академией.
      Автор - этнический русский, уроженец Томска, "негражданин" Латвии (есть в Латвии такой документ в зеленой обложке - "паспорт негражданина") - Сыропятов Олег Геннадьевич
      доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт высшей категории.
      1997 (сентябрь) по июнь 2016 года - профессор кафедры военной терапии (по курсам психиатрии и психотерапии) Военно-медицинского института Украинской военно-медицинской академии.
      О. Г. Сыропятов
      Психология допроса военнопленных
      2013
      книга доступна в сети (ссылку не прикрепляю)
      цитата:
      "Согласно определению пыток, существование цели является существенным для юридической квалификации. Другими словами, если нет конкретной цели, то такие действия трудно квалифицировать как пытки".

    • Поход во Вьетнам (1788-1789)
      Автор: Чжан Гэда
      Начал ревизию отечественной и иностранной историографии по вторжению цинских войск во Вьетнам в конце 1788 г. и их изгнанию в начале 1789 г.
      Удручающая картина с советской и российской стороны:
      1) И. Огнетов - 2 статьи настолько низкого научного уровня, что их серьезно рассматривать не приходится. На сайте они есть, каждый может ознакомиться.
      2) Г. Ф. Мурашева "Вьетнамо-китайские отношения XVII - XIX вв.", М.: "Наука", 1973 г. - целая глава, посвященная такому незаурядному событию + 3 статьи, которые предшествовали этой книге, где в разной степени затрагивается тема.
      3) Е. Д. Степанов - обзорная статья, уровень примерно как у Огнетова в целом, и очень мало по вторжению.
      Современных работ не вижу. И, возможно, не увижу - кто будет делать?
      Зарубежные работы представлены массой обзорных или слабо специализированных работ на французском языке. Причем старых. Особо сильно никаких работ тоже не заметно. Иногда в качестве "лирического отступления" это включается в работы абстрактного содержания типа "Формирование нового Китая 1750-1850" и т.п.
      Работа Мурашевой отличается от всего, что есть на русском, в выгодную сторону, но тоже есть минусы - оглядка на статьи Огнетова, попытка найти некие "моральные основы" в политике (их отрицание для Китая и утверждение для Вьетнама), неумение анализировать сведения с двух сторон (отдается предпочтение вьетнамским источникам даже в отношении того, что касается Китая).
      Но все же плюс!
      Остальное - на разработку.
    • Порох во Вьетнаме.
      Автор: hoplit
      - Sun Laichen. Chinese Military Technology and Dai Viet c. 1390–1497. 2003.
      - Sun Laichen. Military Technology Transfers from Ming China and the Emergence of Northern Mainland Southeast Asia (c. 1390-1527). 2003.
      - Sun Laichen. Chinese-style Firearms in Dai Viet (Vietnam). The Archaeological Evidence. 2008.
      - Sun Laichen. Chinese-style gunpowder weapons in Southeast Asia. Focusing on archeological evidence. 2011
      - George Dutton. Flaming Tiger, Burning Dragon: Elements of Early Modern Vietnamese Military Technology. 2003.
      -  Frédéric Mantienne. The Transfer of Western Military Technology to Vietnam in the Late Eighteenth and Early Nineteenth Centuries: The Case of the NguyễN. 2003.
      - John K. Whitmore. The two great campaigns of the Hong-duc era (1470–97) in Dai Viet. 2004.
      - Victor Lieberman. Some Comparative Thoughts on Premodern Southeast Asian Warfare. 2003.
       
       
      -  Michael W Charney. Southeast Asian Warfare, 1300-1900. 2004.
      - Warring Societies of Pre-Colonial Southeast Asia: Local Cultures of Conflict within a Regional Context. 2017
    • Развитие промышленности в США
      Автор: Чжан Гэда
      Тема общая - и про обычную и про военную промышленность. США - это промышленность. Мощная. Создавшая эту страну в том виде, в котором мы ее знаем.
      Вот интереснейшая статья - про то, как два промышленника, Джон Хэнкок Холл и Симеон Норт, создали систему производства стандартизованных изделий.
      Еще пара не применяли, но уже умели достигать скорости вращения шкива ременной передачи более 3000 об/мин., разработали автоподачу и автоостановку режущего инструмента, систему измерений и добились высокой степени унификации производства - в 1826 г. при приемке разобрали 100 винтовок Холла и собрали в произвольном порядке. В результате все собралось без сучка-задоринки!
      Скорости вращения были такие высокие, что для станков потребовалось разрабатывать специальные виброгасящие чугунные опоры - в общем, когда комиссия из Управления Артиллерии приехала принимать партию винтовок, они бегали от радости и писали пачками восторженные отзывы.
      Во вложении - винтовка Холла. После винтовки Фергюсона (1776) - первое казнозарядное оружие, довольно широко распространенное в войсках и применявшееся в боях против индейцев, войне против Мексики (1846-1848) и даже в Гражданской войне в США (1861-1865):