Матузова В. И. Тевтонский орден и Швеция

   (0 отзывов)

Saygo

В классической монографии М. Тумлера, всесторонне освещающей историю Тевтонского ордена, лишь один небольшой абзац повествует о владениях Ордена в Швеции1: "По ту сторону Балтийского моря с помощью того самого герцога Карла2, который сражался в 1260 г. при Дурбе (Durben)3 и погиб, Орден получил земельные владения. Он завещал ливонским рыцарям (и 15 марта 1262 г. это было ратифицировано папой римским) аллоды Мюебин (Муеbin), Туллегарде (Tullegarde) и Абге (Abge), Лоненсунт (Lonensunt), Берсхамер (Bershamer) и Свольстетте (Swolstette), Лостенн (Lostenn), Укелюйн (Uckeluyn) и другие4. В 1310 г. Орден получил владение в Симонсе (Simonsoe) с островом Мёркён (Mörkön) в области Сёдерманланде. В 1312, 1435, 1446 гг. упоминаются комтуры в Орсте (Aristin). Владения в Швеции были проданы в 1467 г."5

Facial_Chronicle_-_b.06%2C_p.028_-_Battle_of_Neva.png
Невская битва в Лицевом летописном своде

 

Изучение истории Тевтонского ордена Швеции началось в исторической науке лишь в последние десятилетия. Существуют исследования, посвященные походам Ордена на Готланд, но нет специальных работ, которые обратили бы внимание на историю орденского комтурства, в Орсте, - объясняется это, возможно, тем, как пишет Б. Эймер (автор единственной пока, но не вполне удачной монографии по этой теме), что его история не отличалась яркими событиями.

 

Бытует мнение, что начало шведских владений Тевтонского ордена было положено династией Фолькунгов6, пожаловавших земельные владения ливонской ветви Тевтонского ордена. Время утверждения Ордена в Швеции следует отнести к середине XIII в. - времени правления короля Эрика Эрикссона и ярла Биргера7. Право Ордена меченосцев в Ливонии (в 1237 г. объединенного с Тевтонским орденом) на владения на Готланде было ратифицировано папой Иннокентием III еще в 1213 г. (magistro et fratribus militie Christi in Livonia constitutis)8.

 

Идея крестовых походов прочно укоренилась среди Фолькунгов. В 1219 г. датский король Вальдемар II разгромил эстов и основал крепость Ревель, после чего шведский король Юхан, сын Сверкера, во время своей коронации в Линчёпинге также решил организовать подобный поход, что и было осуществлено в 1220 г.9 Высадившись в Ротале (близ Хаапсалу), шведские войска провели несколько жестоких сражений, в которых пали ярл Карл Глухой и его родственник епископ Карл Линчепингский. Оба были близкими родственниками Ульфа Фасе.

 

Страсть к крестовым походам окрепла среди шведской знати после посещений восточноприбалтийского региона папским легатом Вильгельмом Моденским (1225-1226, 1246, 1256 г.). Сначала он приезжал, чтобы решить некоторые церковные вопросы в Висбю и Риге, затем - чтобы учредить епископства в Пруссии и, наконец, чтобы придать больше силы каноническому праву в Швеции10.

 

В 40-е годы XIII в. в шведских землях развернулась деятельность доминиканского ордена11. Между Тевтонским орденом и доминиканцами существовал тесный контакт. В 1243 г. папа Иннокентий IV повелел доминиканцам проповедовать крестовый поход на Пруссию и Ливонию. Семьи и владения крестоносцев, отправлявшихся на восток, доверялись опеке доминиканцев. Этот период ознаменован натиском шведов на земли тавастов, карел, вплоть до устья Невы. В 1256 г. состоялся первый объединенный поход Тевтонского ордена и шведов против Новгорода12. Будучи продолжением шведской феодальной экспансии, направленной на захват русских владений на побережье Финского залива и установление там шведского господства, этот поход потерпел неудачу, натолкнувшись на упорное сопротивление местного населения (еми) и получив сокрушительный удар от русских войск под водительством Александра Невского.

 

Известно, что Карл Ульфссон решил в июле 1260 г. во главе небольшого отряда совместно с датчанами принять участие в сражении Ордена с жемайтами при озере Дурбе. В этой битве крестоносцы были наголову разбиты. На поле сражения остались магистр Ливонского ордена Бурхард фон Хорнхаузен и бывший маршал Пруссии Генрих Ботель, а с ними - более 150 рыцарей Ордена13. Среди павших был и Карл Ульфссон, позднее воспетый автором "Хроники Эрика"14. Возможно, еще до похода он подготовил завещание. Отец Карла, Ульф Фасе, умер еще в 1248 г. Сразу же после его смерти начались распри между родственниками из-за наследства, покончить с которыми удалось ярлу Биргеру в 1251 г., причем наследство, судя по всему, было передано Карлу Ульфссону. О завещании последнего сохранилось лишь упоминание в одной из булл папы Урбана IV (от 15 марта 1262 г.); реконструкция документа невозможна, но существует предположение, что Тевтонский орден не был единственным в числе поименованных там наследников. Описание этого папского документа дается в исследовании Б. Эймер15. Речь в нем идет о каком-то, не локализованном конкретно владении на восточном побережье Швеции к северо-западу от Готланда.

 

Владение Орста (Arsta) находилось в приходе Эстерханинге (Osterhaninge) близ Стокгольма. Одним из немногих шведов, имевших прямое отношение к этому комтурству, был рыцарь Юхан Элофссон, представитель знатного рода из Эстерйётланда (Östergötland) (в одной из грамот 1285 г. он упомянут как frater de Ordine milicium Christi de Livonia)16. Он, как и его сестры Христина и Ингрид (святая Ингрид Шэинингская), снискал славу человека, всецело преданного богу. Юхан умер в 1295 г.17 Другой рыцарь, Карл Эстридсон, по причине преклонного возраста не способный исполнить данный им обет совершить крестовый поход в Ливонию, завещал комтурству 100 марок18.

 

Тот факт, что с комтурством в Орсте не связано никаких шумных событий, объясняют не только дипломатическим тактом комтуров, но и их неплохой осведомленностью об обычаях страны и знанием шведского языка. Все комтуры, первый из которых упоминается в 1312 г. (бурграф Генрих фон Штромберг), а последний - в 1446 г., были немцами.

 

В декабре 1320 г. шведским опекунским правлением Тевтонскому ордену в Швеции были пожалованы привилегии, согласно которым комтурство в Орсте получало полную независимость, а члены Ордена объявлялись неприкосновенными19. Не исключено, что Орден мог заселять свои шведские владения собственными колонистами. Эти привилегии позволили Генриху фон Штромбергу добиться упрочения положения комтурства. В его правление оно приобрело тот облик, который и сохраняло вплоть до продажи владения в 1467 г.

 

Из комтуров Орсты известны также Лаврентий Трог (упоминается последний раз в 1382 г.), Рейнеке фон дем Вольде (с 1389 г.), бывший сторонником политики прусских городов, и Иоганн фон Фольтцен (с 1398 г.). Во время Кальмарской унии (заключена в 1397 г.) Орден так упрочился в Швеции, что даже в самые трудные годы, особенно когда в 1403-1404 гг. Северный союз находился в состоянии войны с Орденом, нашлись покровители, обеспечившие Ордену дальнейшее существование в Швеции (среди них - датская королева Маргарита, в 80-е годы XIV в. объединившая под своей властью Данию, Норвегию и Швецию, а в 1397 г. явившаяся инициатором Кальмарской унии).

 

Между комтурством в Орсте и Ливонией существовали живые контакты. Через определенные промежутки времени магистр Ливонского ордена вызывал комтура для доклада. Со своей стороны ливонский магистр посылал сообщение великому магистру в том случае, если комтур Орсты не отправлялся в Мариенбург лично. Эти донесения служили администрации Ордена ориентиром для ведения северной политики.

 

О предыстории комтурства Орста ничего не известно. Из папской буллы 1262 г. можно сделать вывод, что Ордену удалось завладеть изрядной долей земель близ старого торгового места Труса (Trosa). По Хельсинборгскому мирному договору 1310 г. к орденским владениям в Швеции отошли некоторые острова - в документе они не названы, но ими могли быть Голе (Gålö), Орнё (Ornö) и Утё (Utö). Возможно, в 1351-1352 гг. Орден получил во владение Вэстерлёсу (Västerlösa) и Эйебру (Öjebro)20.

 

С комтурством в Орсте были связаны многие представители щведской знати21. Среди них - Карл Кнутссон (Бунде), трижды избиравшийся королем (середина XV в.). Его низложение повлекло за собой падение комтурства22. Как свидетельствует акт о продаже, Орден, хотя и стремился получить подтверждение своего права на различные пожалования в Швеции со стороны папы римского и со стороны императора (как это было в Пруссии), все же не смог, подобно иоаннитам (госпитальерам), укрепиться в шведских городах23. Орденское комтурство в Швеции вело мирный сельский образ жизни.

 

* * *
Многие представители шведской знати разделяли идеалы Тевтонского ордена. Так, автор "Хроники Эрика" (первая четверть XIV в.) стоит на позициях рыцарского сословия, верит в идеал рыцаря-крестоносца, а Тевтонский орден для него "воины божьи"24. Потому и крестовые походы в Финляндию он сравнивает со священной войной, которую ведут рыцари Тевтонского ордена. К военным действиям Тевтонского ордена в Прибалтике шведы присоединились в XIII в. и продолжали участвовать в них в XIV в.

 

Между 1281 и 1295 гг. в шведских грамотах25 как рыцарь Тевтонского ордена выступает уже упомянутый Юхан Элофссон, представитель знатного рода из Эстерйётланда, причем подчеркивается его отношение к Фолькунгам. О времени его вступления в Орден, равно как об участии его в походах в Пруссию или Ливонию, ничего не известно.

 

Не исключено, что в XIV в., накануне крестовых походов короля Магнуса Эрикссона на восток, Орден смог развернуть свою деятельность более широко, чтобы привлечь к себе новых сторонников в Швеции. Возможно, об этом свидетельствует появление в шведских текстах слова reysaen в значении "крестовый поход", несомненно, заимствованного из немецкого языка26.

 

Единственным источником, подтверждающим, по данным немецкого историка В. Паравичини27, участие шведов в прусских походах, является книга гербов "Белленвиль" (Bellenville). Она была составлена в Рейнской земле и Нидерландах во второй половине XIV в. Владельцем ее в конце XVI в. был Антуан де Боленкур, герольд герцогства Артуа, в то время входившего в состав Нидерландов, и хозяин Белленвиля, - откуда книга и ведет свое название. После 1660 г. памятник перешел к королю Франции и в настоящее время находится в Париже (Bibi. Nat. Paris, Mc. fr. 5320)28.

 

В материалах "Белленвиля", относящихся к зимним походам 1357- 1358 гг. и к периоду 1350-1374 гг., можно увидеть гербы рыцаря Кнута Карлссона (Спарре) из Торфы (Knut Karlsson Sparre v. Tofta), сына маршала Швеции, и Кеттиля Йонссона из Малсты (Kattil Jonsson v. Malsta). Оба имени встречаются также в составленной примерно в то же время и в том же регионе книге гербов герольда Гельре (Gelre). Наряду с ними в ней дано изображение еще восьми гербов шведской знати, среди которых: Карл Ульфссон из Ульфасы (Karl Ulfsson v. Ulfasa), Бо Йонссон Грип (Во Jonsson Grip), Бенгт Бог (Bengt Bogh, 1383-1392), Эрик Карлссон Эрнфот (Erik Karlsson Ömfot, 1364-1389), Магнус Хоканссон Леюнлилья (Magnus Håkansson Lejonlilija, 1365-1399), Нильс Гэдда (Nils Gädda, 1370-1400), Стен Бенгтссон Бьелке (Sten Bengtson Bielke, 1365-1408) и Хеннинг из Королевской марки (Henning v. Königsmark, 1377-1388). В. Паравичини полагает, что Гельре, неоднократно бывавший в Пруссии, дает полный список шведских рыцарей, тогда как "Белленвиль" приводит лишь его фрагмент. Ученый высказывает мнение, что шведскую знать водили в Пруссию графы намюрские, зятья короля Магнуса Эрикссона (1319-1363)29.

 

Как и для других европейских государств в XIV в., сотрудничество с Тевтонским орденом было престижно для Швеции. И, возможно, это было особенно важно в тот период, когда Швеция сама вела активную завоевательную политику в Финляндии и в Новгородских владениях. Известно, что в 20-е годы XV в. в Тевтонский орден с согласия великого магистра было принято много шведов как светских членов (так называемые фамилиары) Ордена30.

 

Не претендуя на исчерпывающее раскрытие поставленной темы, автор статьи лишь хотел бы привлечь внимание к тому, что существует еще изрядный пласт истории Тевтонского ордена, требующий детального изучения. Двухсотлетнее пребывание на территории Швеции, представляющее собой интересный эпизод истории Тевтонского ордена, расширяет картину его внешнеполитической деятельности и международных связей на севере Европы в период, достаточно сложный для скандинавских стран. История отношений Ордена и Швеции позволяет получить новые штрихи к картине формирования и существования рыцарского сословия в Швеции, интересы и идеалы которого были родственны интересам и идеалам рыцарства других европейских стран.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Turnier М. Der Deutsche Orden. Wien, 1954. S. 161.
2. Карл Ульфссон. сын крупного земельного магната ярла Ульфа Фасе.
3. Озеро Дурбе в Курляндии, где 13 июля 1260 г. войско литовского князя Миндовга разгромило объединенные силы Тевтонского и Ливонского орденов и ревельских и датских крестоносцев.
4. Из приведенных М.Тумлером названий Туллегарде идентифицируется с замком Туллгарн (Седерманланд), а Свольстетте - с хутором Свалста близ Нючепинга. Лоненсунт связывают с усадьбой Лёвсунд (Седерманланд). Берсхамер (Бергсхамер) и Лостенн (Лёстум, Лостад или Лоста близ Ульфхэллсфьердена) упомянуты в завещании наследника Карла Ульфссона Магнуса Юханссона (Ангела) (Eimer В. Gotland unter dem Deutschen Orden und Komturei Schweden zu Arsta. Innsbruck, 1966. S. 57).
5. Актом о продаже 1467 г. Орденские владения были возвращены Швеции.
6. Шведская королевская династия Фолькунгов находилась у власти в 1250-1363 гг.
7. Nyberg Т Spuren der Spiritualität der Ritterorden in Skandinavien // Die Spiritualität der Ritterorden in Mittelalter / Hrsg. Z.H. Nowak. Torun, 1993. S. 200.
8. Diplomatarium Suecanum, I. Stokholm, 1829. N 153; Eimer В Op. cit. S. 54.
9. Андерссон И. История Швеции. М., 1951. С. 58.
10. Подробно деятельность Вильгельма Моденского в Прибалтийском регионе нашла отображение в работе: Donner G.A. Kardinal Wilhelm von Sabina Bischof von Modena 1222-1234: Päpstlicher Legat in der Nordischen Landern. Helsingfors. 1929.
11. Доминиканский орден, "нищенствующий" монашеский орден в католической церкви, был утвержден папой Гонорием III в 1216 г. С XIII в. доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность в ряде европейских и азиатских стран.
12. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 308-309; Шаскольский И. П. Борьба руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 206-226.
13. Peter de Dushurg. Chronicon teпае Prussiae / Ed. M. Тоерреп // Scriptores rerum Prussicarum. Leipzig, 1861. Bd. I. P. 97.
14. Хроника Эрика / Под ред. А. Ю. Желтухина, А. А. Сванидзе. Выборг. 1994. С. 17-19.
15. Liv-, Est- und Curländisches Urkundenbuch. Riga, 1873. Bd. VI. N 274; Eimer B. Op. cit. S. 56.
16. Diplomatarium Suecanum, 1. N 801.
17. Eimer B. Op. cit. D. 62-67.
18. Diplomatarium Suecanum. II. Stokholm, 1837. N 910.
19. Sveriges traktater med främmande magter jemte andra dit hörande handlingar / Ed. O.S. Rydberg. Stockholm, 1883. Bd. 2. N 196. S. 414-415.
20. Eimer B. Op. cit. S. 116.
21. Ibid., S. 106.
22. Liv-, Est- und Curländisches Urkundenbuch. Riga, 1910. Bd. XII. N 482 (оригинал хранится в библиотеке Уппсальского университета).
23. Nyberg T. Die nordischen Johanniter bei der Verteidigung des Glaubens: Versuch einer Forschungsbilanz // Das Kriegswesen der Ritterorden im Mittelalter / Hrsg. Z.H. Nowak. Toruh, 1991. S. 171-185.
24. Хроника Эрика. С. 17. Впрочем, по мнению датского историка Т. Нюберга, можно говорить о двух типах рыцарского идеала в Швеции, один из которых был близок Тевтонскому ордену, выступавшему в то время с мечом против язычников в Пруссии, а другой воплощался в религиозной деятельности иоаннитов (Nyberg Т. Spuren... S. 201).
25. Diplomatarium Suecanum, I. N 801, 805.
26. Eimer В. Op. cit. S. 78.
27. Paravicini B. Die Preussenreisen des europäischen Adels. Sigmaringen, 1989. T. 1. S. 113-114.
28. Изд.: Jéquier L. L'armorial Bellenville (Cahiers d'Heraldique 5). P., 1983. Эти сведения приведены в работе: Görski К., Pakulski J. Udzial Polakéw w kxzyzachkich rejzach na Litwe w latach siedemdziesiqtych i osiemdziesiatych XIV stulecia // Zeszyty Historyszne. Torun. 1987. T. LI1, z. 3. S. 44—45.
29. Paravicini W. Op. cit. S. 114.
30. Eimer B. Op cit. S. 95.




Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.


  • Категории

  • Файлы

  • Записи в блогах

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Плавания полинезийцев
      Автор: Чжан Гэда
      Кстати, о пресловутых "секретах древних мореходах" - есть ли в неполитизированных трудах, где не воспеваются "утраченные знания древних", сведения, что было общение не только между близлежащими, но и отдаленными архипелагами и островами?
      А то есть тенденция прославить полинезийцев, как супермореходов, все знавших и все умевших.
      Например, есть ли сведения, что жители Рапа-нуи хоть раз с него куда-то выбирались?
    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.