В классической монографии М. Тумлера, всесторонне освещающей историю Тевтонского ордена, лишь один небольшой абзац повествует о владениях Ордена в Швеции1: "По ту сторону Балтийского моря с помощью того самого герцога Карла2, который сражался в 1260 г. при Дурбе (Durben)3 и погиб, Орден получил земельные владения. Он завещал ливонским рыцарям (и 15 марта 1262 г. это было ратифицировано папой римским) аллоды Мюебин (Муеbin), Туллегарде (Tullegarde) и Абге (Abge), Лоненсунт (Lonensunt), Берсхамер (Bershamer) и Свольстетте (Swolstette), Лостенн (Lostenn), Укелюйн (Uckeluyn) и другие4. В 1310 г. Орден получил владение в Симонсе (Simonsoe) с островом Мёркён (Mörkön) в области Сёдерманланде. В 1312, 1435, 1446 гг. упоминаются комтуры в Орсте (Aristin). Владения в Швеции были проданы в 1467 г."5
Невская битва в Лицевом летописном своде
Изучение истории Тевтонского ордена Швеции началось в исторической науке лишь в последние десятилетия. Существуют исследования, посвященные походам Ордена на Готланд, но нет специальных работ, которые обратили бы внимание на историю орденского комтурства, в Орсте, - объясняется это, возможно, тем, как пишет Б. Эймер (автор единственной пока, но не вполне удачной монографии по этой теме), что его история не отличалась яркими событиями.
Бытует мнение, что начало шведских владений Тевтонского ордена было положено династией Фолькунгов6, пожаловавших земельные владения ливонской ветви Тевтонского ордена. Время утверждения Ордена в Швеции следует отнести к середине XIII в. - времени правления короля Эрика Эрикссона и ярла Биргера7. Право Ордена меченосцев в Ливонии (в 1237 г. объединенного с Тевтонским орденом) на владения на Готланде было ратифицировано папой Иннокентием III еще в 1213 г. (magistro et fratribus militie Christi in Livonia constitutis)8.
Идея крестовых походов прочно укоренилась среди Фолькунгов. В 1219 г. датский король Вальдемар II разгромил эстов и основал крепость Ревель, после чего шведский король Юхан, сын Сверкера, во время своей коронации в Линчёпинге также решил организовать подобный поход, что и было осуществлено в 1220 г.9 Высадившись в Ротале (близ Хаапсалу), шведские войска провели несколько жестоких сражений, в которых пали ярл Карл Глухой и его родственник епископ Карл Линчепингский. Оба были близкими родственниками Ульфа Фасе.
Страсть к крестовым походам окрепла среди шведской знати после посещений восточноприбалтийского региона папским легатом Вильгельмом Моденским (1225-1226, 1246, 1256 г.). Сначала он приезжал, чтобы решить некоторые церковные вопросы в Висбю и Риге, затем - чтобы учредить епископства в Пруссии и, наконец, чтобы придать больше силы каноническому праву в Швеции10.
В 40-е годы XIII в. в шведских землях развернулась деятельность доминиканского ордена11. Между Тевтонским орденом и доминиканцами существовал тесный контакт. В 1243 г. папа Иннокентий IV повелел доминиканцам проповедовать крестовый поход на Пруссию и Ливонию. Семьи и владения крестоносцев, отправлявшихся на восток, доверялись опеке доминиканцев. Этот период ознаменован натиском шведов на земли тавастов, карел, вплоть до устья Невы. В 1256 г. состоялся первый объединенный поход Тевтонского ордена и шведов против Новгорода12. Будучи продолжением шведской феодальной экспансии, направленной на захват русских владений на побережье Финского залива и установление там шведского господства, этот поход потерпел неудачу, натолкнувшись на упорное сопротивление местного населения (еми) и получив сокрушительный удар от русских войск под водительством Александра Невского.
Известно, что Карл Ульфссон решил в июле 1260 г. во главе небольшого отряда совместно с датчанами принять участие в сражении Ордена с жемайтами при озере Дурбе. В этой битве крестоносцы были наголову разбиты. На поле сражения остались магистр Ливонского ордена Бурхард фон Хорнхаузен и бывший маршал Пруссии Генрих Ботель, а с ними - более 150 рыцарей Ордена13. Среди павших был и Карл Ульфссон, позднее воспетый автором "Хроники Эрика"14. Возможно, еще до похода он подготовил завещание. Отец Карла, Ульф Фасе, умер еще в 1248 г. Сразу же после его смерти начались распри между родственниками из-за наследства, покончить с которыми удалось ярлу Биргеру в 1251 г., причем наследство, судя по всему, было передано Карлу Ульфссону. О завещании последнего сохранилось лишь упоминание в одной из булл папы Урбана IV (от 15 марта 1262 г.); реконструкция документа невозможна, но существует предположение, что Тевтонский орден не был единственным в числе поименованных там наследников. Описание этого папского документа дается в исследовании Б. Эймер15. Речь в нем идет о каком-то, не локализованном конкретно владении на восточном побережье Швеции к северо-западу от Готланда.
Владение Орста (Arsta) находилось в приходе Эстерханинге (Osterhaninge) близ Стокгольма. Одним из немногих шведов, имевших прямое отношение к этому комтурству, был рыцарь Юхан Элофссон, представитель знатного рода из Эстерйётланда (Östergötland) (в одной из грамот 1285 г. он упомянут как frater de Ordine milicium Christi de Livonia)16. Он, как и его сестры Христина и Ингрид (святая Ингрид Шэинингская), снискал славу человека, всецело преданного богу. Юхан умер в 1295 г.17 Другой рыцарь, Карл Эстридсон, по причине преклонного возраста не способный исполнить данный им обет совершить крестовый поход в Ливонию, завещал комтурству 100 марок18.
Тот факт, что с комтурством в Орсте не связано никаких шумных событий, объясняют не только дипломатическим тактом комтуров, но и их неплохой осведомленностью об обычаях страны и знанием шведского языка. Все комтуры, первый из которых упоминается в 1312 г. (бурграф Генрих фон Штромберг), а последний - в 1446 г., были немцами.
В декабре 1320 г. шведским опекунским правлением Тевтонскому ордену в Швеции были пожалованы привилегии, согласно которым комтурство в Орсте получало полную независимость, а члены Ордена объявлялись неприкосновенными19. Не исключено, что Орден мог заселять свои шведские владения собственными колонистами. Эти привилегии позволили Генриху фон Штромбергу добиться упрочения положения комтурства. В его правление оно приобрело тот облик, который и сохраняло вплоть до продажи владения в 1467 г.
Из комтуров Орсты известны также Лаврентий Трог (упоминается последний раз в 1382 г.), Рейнеке фон дем Вольде (с 1389 г.), бывший сторонником политики прусских городов, и Иоганн фон Фольтцен (с 1398 г.). Во время Кальмарской унии (заключена в 1397 г.) Орден так упрочился в Швеции, что даже в самые трудные годы, особенно когда в 1403-1404 гг. Северный союз находился в состоянии войны с Орденом, нашлись покровители, обеспечившие Ордену дальнейшее существование в Швеции (среди них - датская королева Маргарита, в 80-е годы XIV в. объединившая под своей властью Данию, Норвегию и Швецию, а в 1397 г. явившаяся инициатором Кальмарской унии).
Между комтурством в Орсте и Ливонией существовали живые контакты. Через определенные промежутки времени магистр Ливонского ордена вызывал комтура для доклада. Со своей стороны ливонский магистр посылал сообщение великому магистру в том случае, если комтур Орсты не отправлялся в Мариенбург лично. Эти донесения служили администрации Ордена ориентиром для ведения северной политики.
О предыстории комтурства Орста ничего не известно. Из папской буллы 1262 г. можно сделать вывод, что Ордену удалось завладеть изрядной долей земель близ старого торгового места Труса (Trosa). По Хельсинборгскому мирному договору 1310 г. к орденским владениям в Швеции отошли некоторые острова - в документе они не названы, но ими могли быть Голе (Gålö), Орнё (Ornö) и Утё (Utö). Возможно, в 1351-1352 гг. Орден получил во владение Вэстерлёсу (Västerlösa) и Эйебру (Öjebro)20.
С комтурством в Орсте были связаны многие представители щведской знати21. Среди них - Карл Кнутссон (Бунде), трижды избиравшийся королем (середина XV в.). Его низложение повлекло за собой падение комтурства22. Как свидетельствует акт о продаже, Орден, хотя и стремился получить подтверждение своего права на различные пожалования в Швеции со стороны папы римского и со стороны императора (как это было в Пруссии), все же не смог, подобно иоаннитам (госпитальерам), укрепиться в шведских городах23. Орденское комтурство в Швеции вело мирный сельский образ жизни.
* * *
Многие представители шведской знати разделяли идеалы Тевтонского ордена. Так, автор "Хроники Эрика" (первая четверть XIV в.) стоит на позициях рыцарского сословия, верит в идеал рыцаря-крестоносца, а Тевтонский орден для него "воины божьи"24. Потому и крестовые походы в Финляндию он сравнивает со священной войной, которую ведут рыцари Тевтонского ордена. К военным действиям Тевтонского ордена в Прибалтике шведы присоединились в XIII в. и продолжали участвовать в них в XIV в.
Между 1281 и 1295 гг. в шведских грамотах25 как рыцарь Тевтонского ордена выступает уже упомянутый Юхан Элофссон, представитель знатного рода из Эстерйётланда, причем подчеркивается его отношение к Фолькунгам. О времени его вступления в Орден, равно как об участии его в походах в Пруссию или Ливонию, ничего не известно.
Не исключено, что в XIV в., накануне крестовых походов короля Магнуса Эрикссона на восток, Орден смог развернуть свою деятельность более широко, чтобы привлечь к себе новых сторонников в Швеции. Возможно, об этом свидетельствует появление в шведских текстах слова reysaen в значении "крестовый поход", несомненно, заимствованного из немецкого языка26.
Единственным источником, подтверждающим, по данным немецкого историка В. Паравичини27, участие шведов в прусских походах, является книга гербов "Белленвиль" (Bellenville). Она была составлена в Рейнской земле и Нидерландах во второй половине XIV в. Владельцем ее в конце XVI в. был Антуан де Боленкур, герольд герцогства Артуа, в то время входившего в состав Нидерландов, и хозяин Белленвиля, - откуда книга и ведет свое название. После 1660 г. памятник перешел к королю Франции и в настоящее время находится в Париже (Bibi. Nat. Paris, Mc. fr. 5320)28.
В материалах "Белленвиля", относящихся к зимним походам 1357- 1358 гг. и к периоду 1350-1374 гг., можно увидеть гербы рыцаря Кнута Карлссона (Спарре) из Торфы (Knut Karlsson Sparre v. Tofta), сына маршала Швеции, и Кеттиля Йонссона из Малсты (Kattil Jonsson v. Malsta). Оба имени встречаются также в составленной примерно в то же время и в том же регионе книге гербов герольда Гельре (Gelre). Наряду с ними в ней дано изображение еще восьми гербов шведской знати, среди которых: Карл Ульфссон из Ульфасы (Karl Ulfsson v. Ulfasa), Бо Йонссон Грип (Во Jonsson Grip), Бенгт Бог (Bengt Bogh, 1383-1392), Эрик Карлссон Эрнфот (Erik Karlsson Ömfot, 1364-1389), Магнус Хоканссон Леюнлилья (Magnus Håkansson Lejonlilija, 1365-1399), Нильс Гэдда (Nils Gädda, 1370-1400), Стен Бенгтссон Бьелке (Sten Bengtson Bielke, 1365-1408) и Хеннинг из Королевской марки (Henning v. Königsmark, 1377-1388). В. Паравичини полагает, что Гельре, неоднократно бывавший в Пруссии, дает полный список шведских рыцарей, тогда как "Белленвиль" приводит лишь его фрагмент. Ученый высказывает мнение, что шведскую знать водили в Пруссию графы намюрские, зятья короля Магнуса Эрикссона (1319-1363)29.
Как и для других европейских государств в XIV в., сотрудничество с Тевтонским орденом было престижно для Швеции. И, возможно, это было особенно важно в тот период, когда Швеция сама вела активную завоевательную политику в Финляндии и в Новгородских владениях. Известно, что в 20-е годы XV в. в Тевтонский орден с согласия великого магистра было принято много шведов как светских членов (так называемые фамилиары) Ордена30.
Не претендуя на исчерпывающее раскрытие поставленной темы, автор статьи лишь хотел бы привлечь внимание к тому, что существует еще изрядный пласт истории Тевтонского ордена, требующий детального изучения. Двухсотлетнее пребывание на территории Швеции, представляющее собой интересный эпизод истории Тевтонского ордена, расширяет картину его внешнеполитической деятельности и международных связей на севере Европы в период, достаточно сложный для скандинавских стран. История отношений Ордена и Швеции позволяет получить новые штрихи к картине формирования и существования рыцарского сословия в Швеции, интересы и идеалы которого были родственны интересам и идеалам рыцарства других европейских стран.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Turnier М. Der Deutsche Orden. Wien, 1954. S. 161.
2. Карл Ульфссон. сын крупного земельного магната ярла Ульфа Фасе.
3. Озеро Дурбе в Курляндии, где 13 июля 1260 г. войско литовского князя Миндовга разгромило объединенные силы Тевтонского и Ливонского орденов и ревельских и датских крестоносцев.
4. Из приведенных М.Тумлером названий Туллегарде идентифицируется с замком Туллгарн (Седерманланд), а Свольстетте - с хутором Свалста близ Нючепинга. Лоненсунт связывают с усадьбой Лёвсунд (Седерманланд). Берсхамер (Бергсхамер) и Лостенн (Лёстум, Лостад или Лоста близ Ульфхэллсфьердена) упомянуты в завещании наследника Карла Ульфссона Магнуса Юханссона (Ангела) (Eimer В. Gotland unter dem Deutschen Orden und Komturei Schweden zu Arsta. Innsbruck, 1966. S. 57).
5. Актом о продаже 1467 г. Орденские владения были возвращены Швеции.
6. Шведская королевская династия Фолькунгов находилась у власти в 1250-1363 гг.
7. Nyberg Т Spuren der Spiritualität der Ritterorden in Skandinavien // Die Spiritualität der Ritterorden in Mittelalter / Hrsg. Z.H. Nowak. Torun, 1993. S. 200.
8. Diplomatarium Suecanum, I. Stokholm, 1829. N 153; Eimer В Op. cit. S. 54.
9. Андерссон И. История Швеции. М., 1951. С. 58.
10. Подробно деятельность Вильгельма Моденского в Прибалтийском регионе нашла отображение в работе: Donner G.A. Kardinal Wilhelm von Sabina Bischof von Modena 1222-1234: Päpstlicher Legat in der Nordischen Landern. Helsingfors. 1929.
11. Доминиканский орден, "нищенствующий" монашеский орден в католической церкви, был утвержден папой Гонорием III в 1216 г. С XIII в. доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность в ряде европейских и азиатских стран.
12. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 308-309; Шаскольский И. П. Борьба руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 206-226.
13. Peter de Dushurg. Chronicon teпае Prussiae / Ed. M. Тоерреп // Scriptores rerum Prussicarum. Leipzig, 1861. Bd. I. P. 97.
14. Хроника Эрика / Под ред. А. Ю. Желтухина, А. А. Сванидзе. Выборг. 1994. С. 17-19.
15. Liv-, Est- und Curländisches Urkundenbuch. Riga, 1873. Bd. VI. N 274; Eimer B. Op. cit. S. 56.
16. Diplomatarium Suecanum, 1. N 801.
17. Eimer B. Op. cit. D. 62-67.
18. Diplomatarium Suecanum. II. Stokholm, 1837. N 910.
19. Sveriges traktater med främmande magter jemte andra dit hörande handlingar / Ed. O.S. Rydberg. Stockholm, 1883. Bd. 2. N 196. S. 414-415.
20. Eimer B. Op. cit. S. 116.
21. Ibid., S. 106.
22. Liv-, Est- und Curländisches Urkundenbuch. Riga, 1910. Bd. XII. N 482 (оригинал хранится в библиотеке Уппсальского университета).
23. Nyberg T. Die nordischen Johanniter bei der Verteidigung des Glaubens: Versuch einer Forschungsbilanz // Das Kriegswesen der Ritterorden im Mittelalter / Hrsg. Z.H. Nowak. Toruh, 1991. S. 171-185.
24. Хроника Эрика. С. 17. Впрочем, по мнению датского историка Т. Нюберга, можно говорить о двух типах рыцарского идеала в Швеции, один из которых был близок Тевтонскому ордену, выступавшему в то время с мечом против язычников в Пруссии, а другой воплощался в религиозной деятельности иоаннитов (Nyberg Т. Spuren... S. 201).
25. Diplomatarium Suecanum, I. N 801, 805.
26. Eimer В. Op. cit. S. 78.
27. Paravicini B. Die Preussenreisen des europäischen Adels. Sigmaringen, 1989. T. 1. S. 113-114.
28. Изд.: Jéquier L. L'armorial Bellenville (Cahiers d'Heraldique 5). P., 1983. Эти сведения приведены в работе: Görski К., Pakulski J. Udzial Polakéw w kxzyzachkich rejzach na Litwe w latach siedemdziesiqtych i osiemdziesiatych XIV stulecia // Zeszyty Historyszne. Torun. 1987. T. LI1, z. 3. S. 44—45.
29. Paravicini W. Op. cit. S. 114.
30. Eimer B. Op cit. S. 95.