Сергей Махов

  • записи
    204
  • комментариев
    9
  • просмотров
    718

Авторы блога:

  • Saygo 204

Об этом блоге

Записи в этом блоге

Saygo

Интересное признание

Посты, не относящиеся к истории, волевым решением удалены.


В конце июля 1856 г., вскоре после заключения мира, сэр Чарльз Непир посетил с разрешения русского правительства Петербург и Кронштадт. Его принимали очень любезно, возили по всем кронштадтским укреплениям, показывали флот и т. д., и он писал потом, что окончательно удостоверился в несокрушимой силе этих укреплений и невозможности взять Кронштадт. Между ним и генерал-адмиралом русского флота великим князем Константином Николаевичем произошел тогда же разговор, который Непир дословно изложил в письме к лорду Пальмерстону, писанном поздней осенью того же 1856 г. (29 октября). Полнейшая точность этого разговора удостоверена самим Константином по специальной просьбе Непира, в письме Константина к Непиру от 13(25) ноября 1856 г. В этом разговоре интересны два пассажа. Константин вполне признавал почти абсолютную для Непира невозможность с успехом напасть на укрепления Кронштадта, но только допускал одно исключение: он не понимал, почему Непир не напал на северную сторону Кронштадта. "Но когда я, - пишет Непир, - сказал ему, что у меня не было средств сделать это, что у меня не было ни канонерских лодок, ни судов с мортирами и с конгревовыми ракетами, - то он перестал удивляться".
Второй пассаж этого очень интересного с исторической точки зрения разговора двух противников относится к не менее важному вопросу. "Я спросил его высочество, - пишет Непир, - позволит ли он мне говорить с ним напрямик. Он согласился. Тогда я сказал ему, что если бы он встретился со мной у Киля со всем своим флотом, то у нас была такая плохая и плохо дисциплинированная команда (we were so ill-manned and ill-disciplined), что я не знаю, каковы были бы последствия."


Via

Saygo

П...ц....

Привет министру образования!

Зашёл тут в канцтовары фломастер прикупить... Да взгляд за обложку тетрадки зацепился...

6х6=??? 7х3=????? Вы уверены?

74434_900.jpg

http://samara-ru.livejournal.com/11370877.html

Теперь становится понятно, откуда берутся Алексеи Гагарины, 400 лет непрерывных преступлений США (при том, что сами США только 231 год существуют), и т.д.

Via

Saygo

205 лет назад

Солдаты!
Начинается вторая Польская война. Первая окончена была под Фридландом и в Тильзите. В Тильзите Россия клялась нам в вечной дружбе и в войне с Англией. Теперь она нарушила свои обещания. Она не желает давать никаких объяснений в странных своих поступках, покуда французские орлы не возвратятся за Рейн и предав тем наших союзников на ее произвол.
Россия увлечена неизбежным роком! Судьбы ее должны свершиться! Или думает она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она поставляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. И так идем вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая Польская война будет славна для французской армии, как и первая. А мир, который мы заключим, будет надежен и положит конец пятидесятилетнему влиянию России на дела Европы.

В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 года.

( из книги Ахшарумова Д. "Описание войны 1812 года." Санкт-Петербург. 1819 год.)

22 июня французский посол в Петербурге Жак-Александр Лористон вручил управляющему министерством иностранных дел князю Александру Николаевичу Салтыкову ноту об объявлении войны.

Формальным поводом послужила просьба русского посла во Франции князя Александра Куракина о выдачи ему паспорта для отъезда в Россию, что по мнению французской стороны означало разрыв отношений и "Его императорское и королевское величество с этого времени считает себя в состоянии войны с Россией".


Via

Saygo

Вступив в управление Восточной Сибирью, Н.Н. Муравьев старался заменить старых чиновников, погрязших во взяточничестве, молодыми людьми, окончившими лучшие учебные заведения. Одни из них ехали в Сибирь с желанием принести пользу народу и государству, другие - с намерениями быстро получить чины и сделать карьеру при благосклонном отношении нового генерал-губернатора.
Вот как описывает эту другую «золотую молодежь» декабрист В.Ф. Раевский: «В Иркутске, в 12-летнее управление Муравьева Восточной Сибирью, получило огромное развитие особенное сословие чиновников, известное в туземном обществе под названием навозных; состоит оно из детей сановитых папенек, аристократической молодежи, большей частию из училища правоведения или Александровского лицея, которая десятками налетает ежегодно в Иркутск за чинами и орденами; Муравьев питает к этим аристократическим юношам особенную слабость, нянчится с ними, как с детьми, тешит их, щедро расточая им каждый год чины и кресты; слабость Муравьева была бы извинительна, если бы не имела тех вредных последствий, что вместе с чинами вручаются этим людям и самые деловые и серьезные места на управление краем, и вот на эти-то места садятся наши баричи, обладающие в большинстве случаев только чисто внешними достоинствами, но без всяких способностей и опытности, и притом ставящие свою служебную деятельность на задний план, а на первом месте - попойки, кутежи и карточную игру. Понятно, как у таких администраторов должны идти дела, и вот это-то и породило первый ропот в публике и неприязнь к навозным» [3]. Это окружение графа легло пятном на его репутацию, особенно после одной скандальной дуэли, вернее запланированного убийства чиновника М.С. Неклюдова, возмутившего весь Иркутск. Многие из «золотой молодежи» не оправдали ожиданий самого Н.Н. Муравьева, и он в сердцах как-то сказал: «От переселения вас, господа, на остров Сахалин, Иркутск ничего не потерял бы!»
Отношения Н.Н. Муравьева с подчиненными были непростыми. Не поощряя чрезмерную самостоятельность, он более всего ценил исполнительность, честность, преданность. Он нередко, не обращая внимания на чин и должность, доверял важные и ответственные дела тем, кого знал лично. Н.Н. Муравьев явно покровительствовал особому слою чиновников и офицеров, которые были выходцами из народных низов. Они отличались способностями, опытом, приобретенными на практике, знаниями. Обязанные своей карьерой лично генерал-губернатору, они были преданы и служили ему не за страх, а за совесть, не проявляя в то же время особых амбиций.

Via

Saygo

Опять Чубайсы XIX века

Несмотря на серьезные недостатки в практической деятельности Главного общества, оно получало поддержку правительства. Его акционерами были члены императорской фамилии, а в Совете управления заседали будущий министр финансов А. А. Абаза , сенаторы А. Л. Левшин , С. В. Данзас , управляющий Государственным банком А. Л. Штиглиц , граф П. А. Шувалов и другие высокопоставленные лица. В печати появлялись многочисленные выступления с критикой руководителей общества. В 1860 г. правительство отдало цензуре распоряжение не пропускать статьи, содержащие критические замечания в адрес компании. К середине 1858 г., еще, по существу, ничего не построив, Главное общество израсходовало 75 млн. руб. Чтобы продолжать строительство, оно выпустило дополнительно на 35 млн. руб. облигаций. Ссылаясь на трудности строительства железных дорог в России, Главное общество в 1860 г. предъявило правительству требование: среднюю поверстную стоимость увеличить для Петербурго-Варшавской дороги до 90 тыс. руб., а для Московско-Феодосийской и Орловско-Либавской до 80 тыс. руб., уступить ему главную железную дорогу страны - Николаевскую. В противном случае оно готово было отказаться от строительства Московско-Феодосийской и Орловско-Либавской дорог, т. е. от большей части запланированной сети .
Повышение поверстных ставок значительно увеличило бы сумму капитала, с которого гарантировался пятипроцентный доход. Сторонники Главного общества высказывались за удовлетворение указанных требований. Они заявляли, что "в случае решения этого вопроса отрицательно Россия на долгое время, и может быть на десятки лет, будет лишена этих важнейших путей сообщения".
В ответ на подобные заявления П. П. Мельников , бывший в то время членом реорганизованного железнодорожного комитета , указывал, что если Главное общество будет лишено права сооружать упомянутые две линии, то это будет не бедой, а самым счастливым исходом для страны .
Под давлением общественности требования компании были отклонены. Согласно новому Положению, высочайше утвержденному 3 ноября 1861 г.,
Главное общество обязывалось завершить строительство только Петербурго-Варшавской и Нижегородской линий . От сооружения двух других оно освобождалось. В соответствии с Положением Парижский комитет общества прекратил существование, а Совет управления был реорганизован. От дел общества отстранили многих иностранных специалистов. Правительству пришлось выдать Главному обществу 28 млн. руб. для завершения оставшихся в его ведении линий. Оно продолжало существовать в основном благодаря государственным ссудам. Эта реорганизация не нанесла ущерба иностранным учредителям: к указанному времени они полностью завершили свои финансовые комбинации по перепродаже акций и, получив громадную прибыль, отказались от всякого участия в строительстве русских железных дорог.
Правительству пришлось еще долгие годы искусственно поддерживать Главное общество, выдавать ему крупные денежные суммы. К 1863 г. долг компании составил 135 млн. руб., из них 92 млн. руб.- правительству. Против общества были начаты многочисленные судебные процессы. Подрядчикам и поставщикам оно задолжало свыше 1 млн. руб. Курс его акций понизился на 10%. Дороги Петербург-Варшава и Москва-Нижний Новгород общей протяженностью немногим больше 1700 км начали действовать только во второй половине 1862 г. Они имели двухпутное земляное полотно и однопутное верхнее строение. Стоимость строительства Петербурго- Варшавской линии достигла 100 тыс. руб. на километр, Нижегородской - почти 90 тыс. руб., что оказалось значительно выше договорной. При этом Главное общество израсходовало только на содержание администрации 32 млн. руб. Такой суммы хватило бы на то, чтобы соорудить 537-километровую Московско-Курскую дорогу, включая и расходы на содержание руководящего аппарата.

Via

Saygo

Собственно ответ на вопрос, почему союзники не стали брать Севастополь с моря. И тут опять не обойтись без рассмотрения разницы во взглядах, в понимании того, что и как.
Сначала о том, что думали русские: " «По чертежам огневых линий, с береговых батарей Севастополя могло быть сосредоточено, на движущийся по фарватеру корабль во все время его движения, на трехверстном расстоянии, от 80 до 230 или, средним числом, около 150 орудий. Но, принимая дальность выстрелов, действительно возможную на самом деле, и только те орудия, которые могли стрелять по движущейся цели, число их уменьшалось от 40 до 180 или, в среднем выводе, до 110 орудий. Однако и это число орудий могло действовать только в том случае, если бы Севастополь был атакован только одним кораблем, что, конечно, никогда не могло бы случиться. Если же атака была ведена таким образом, как показал вице-адмирал Корнилов своим примерным маневром, т.е. несколькими парами кораблей, в 200 саженях расстояния одна от другой, то против каждого корабля могло бы действовать лишь от 8 до 44 или, средним числом, 26 орудий. При атаке же внешних батарей большим числом судов, как это случилось 5 октября 1854 года, на каждый из кораблей могло быть направлено только от 3 до 5 орудий, против 40—60 орудий корабельного вооружения на один борт»".
И Далее: "Для выяснения действенности огня береговых батарей пароход «Бессарабия», взяв на длинный буксир (около 300 саж. — около 640 м) старый тендер, вел его с моря малым ходом по створной линии на севастопольский рейд. По тендеру стреляли орудия батареи № 10 и Константиновской. Однако опыт ничего не дал, так как почти сразу был перебит буксирный канат, и его не повторяли. И, наконец, в августе 1854 года предпринималась попытка еще раз проверить действенность огня батарей. Участник обороны Севастополя Гунаропуло описал это событие так: «....для этой цели начальство пожертвовало одним старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нем поставили паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами батарей поперек фарватера, и о ужас! как все были поражены, когда судно, проплыв известное расстояние только с незначительными повреждениями, село на мель на противоположной стороне, а в фортах от учащенных выстрелов, наоборот, появились значительные трещины; тогда уже было решено заградить фарватер»".
А теперь порассуждаем - что предложили батареям? Накрыть малоразмерную движущуюся цель. Но ведь союзники при их гипотетической атаке Севастополя с моря не полезут в горло бухты одиночными малыми кораблями! И стрельба по малоразмерной цели превращается в стрельбу по куче-мале, куда можно стрелять хоть с закрытыми глазами - все равно куда-то попадешь!
То есть ошибка русских в этом взгляде на развитие событий - чисто математическая.
Но была и еще одна - строго по Сунь-Цзы - логическая. Наши военные даже не постарались вникнуть в логику противника. И вот теперь перейдем к тому малому бою, который имел огромные последствия в головах союзников.
Началось все в 1848 году, когда Шлезвиг на волне революций решил отложиться от Дании. Дания с этим не согласилась, и решила провести АТО, чтобы принудить гадких сепаров продолжать быть датчанами. Я не буду подробно рассказывать ход войны, остановлюсь лишь на одном сражении - это битва в Эскернфьорде.
В рамках датского наступления, которое планировалось на май 1849 года датскому флоту был поставлен приказ сковать северные подразделения мятежников, провести обстрелы и диверсии.Для обстрела укрепления в Эскернфьорде были посланы линейный 84-пушечный корабль "Christian VIII" (30х30-фунт. пушек и 54х18-фунтовых) и 48-пушечный фрегат "Gefion", кроме того - имелось пара пароходов, которые использовались в качестве буксиров.
На тот момент сепаратисты создали в Эскернфьорде две батареи: южная имели 4х18-фунтовых орудия, северная - 2х84-фунтовых бомбических пушки, 2х24-фунтовых и 2 х18-фунтовых обычных пушки. Командовал импровизированным фортом капитан Юнгманн, в штате батарей находилось 91 солдат и 5 офицеров. Когда датские корабли были замечены при входе во фьорд - на подмогу крепости были присланы батальон готторпских егерей и батарея полевых 8-фунтовых орудий, которые установили прям на пляже.
Утром, 5 апреля 1849 года погода прояснилась, "Christian VIII" и "Gefion" снялись с якоря и пошли внутрь бухты своим ходом, пароходы остались на входе. Встали они так, чтобы работать на оба борта, и одновременно вести обстрел и северной, и южной батареи, благо - обладая 132 орудиями против 10-ти крепостных и 4-х полевых, считалось, что можно не заморачиваться опасениями от проблем со стрельбой на два борта.
Бой начался в 8 утра, Северную батарею, состоящую их обычных пушек, подавили довольно быстро, но вот с Южной возникли проблемы - несколько попаданий 84-фунтовых бомбических пушек оказались фактически фатальными. Сначала два ядра в корму получил "Gefion", который потерял руль, набрал воды и спешно начал тушить пожар. Капитан Майер срочно поднял флаг бедствия, чтобы пришли датские пароходы, и вывели фрегат из зоны огня. Удалось подойти пароходу "Гейзер", который закинул трос на терпящий бедствие фрегат, но залп шлезвигцев просто перебил его.
"Гейзер" еще раз закинул трос - опять неудачно. В этот момент словил ядро и пароход, правда - обычное, что его и спасло. "Гейзер" смог оттащить фрегат.
На "Christian VIII" же события приняли ужасный оборот - две 84-фунтовки в нескольких залпах дали в линкор три попадания, "Christian VIII" горел, несколько обычных ядер попало под ватерлинию, капитан линкора поднял сигнал бедствия, подошли пароходы "Гекла" и "Баллер", которые попытались буксировать корабль к выходу, но не смогли - сами получив сильнейшие повреждения, они еле успели отойти к выходу из фьорда.
В 12.30 датчане решили выиграть время и послали к сепаратистам парламентера, предлагая остановить взаимную стрельбу. Шлезвигцы с легким сердцем пошли на это, ибо хотели пообедать, и заодно подвести к пушкам боеприпасы.
В 16.00 бой возобновился, "Gefion", получив еще одно попадание из 84-фунтовки, выбросил белый флаг, на "Christian VIII" перебило якорные канаты и развернуло кормой к Южной батарее, и вскоре корабль просто начал гореть от частных попаданий бомбических пушек. В 18.30 датский линейный корабль поднял белый флаг.
К этому времени пожар на "Christian VIII" столь разросся, что команда начала спешно покидать корабль. Примерно в 20.00 раздался взрыв и 84-пушечный линейный корабль просто растворился в воздухе.
А теперь разберемся, что произошло.
Датские корабли обладая 132 орудиями, сделали по врагу 6000 выстрелов. Итог - у сепаратистов было 4 убитых и 18 раненных, 1 орудие было сбито с лафета, не пострадали даже полевые пушки.
Две батареи (4 и 6 орудий) сделали по противнику 450 выстрелов. Итог - 2 корабля фактически уничтожены, датчане потеряли 134 человека убитыми, 38 раненными и 936 пленными.
Сражение в Эскернфьорде стало шоком прежде всего для англичан - получалось, что подавление береговых батарей с моря фактически невозможно! Еще раз - у шлезвигцев было 10, хорошо, ладно - пусть 14 пушек против двух крупных кораблей. Итог - корабли уничтожены. Предложений, как купировать это, было много, но до Крымской войны так и не решили, какой набор мер может спасти при подобном раскладе.
А сколько кораблей надо, чтобы подавить 610 орудий Севастополя?
При бомбардировке в октябре 1854 года союзники боялись сближаться с батареями ближе 1000 ярдов. И все равно, как итог - "Агамемнон" получил 240 попаданий, "Виль де Пари" получил 100 попаданий в паруса и такелаж, 50 - в корпус, 3 - подводные, одна бомба чуть не угодила в крюйт-камеру, взрыв другой снес ют корабля. "Альбион" и "Аретуза" после бомбардировки отправили в Стамбул на ремонт, они с трудом держались на воде. Пожары были на "Лондоне" и "Куин", на "Наполеоне" с трудом заделали опасную подводную пробоину, бомба, попавшая в "Шарлемань", пробила все палубы и взорвалась в машинном отделении, на Роднее было повреждено рулевое управление, и он сел на мель. Потери составили свыше 500 человек.
А каковы же потери севастопольских батарей? 138 человек убитыми и раненными, и около десятка орудий легко повреждены.
Думаю, теперь вопрос - почему орда не стала брать Севастополь с моря - отпадает?
Кстати, теперь вы можете понять, почему англичане ТАК радовались взятию Бомарзунда с моря.
Eckernfoerde_01.jpg

Via

Saygo

Иван Тургенев во время Крымской войны

30 октября 1854 года читаем: "Признаюсь, я охотно пожертвовал бы своей правой рукой, лишь бы ни один из вторгшихся к нам врагов<...> не остался безнаказанным, и если я о чем-нибудь сейчас сожалею, то лишь о том, что я не избрал для себя военного поприща, - быть может, - мне удалось бы пролить свою кровь, защищая родину..."

"Множество литературных планов роится в моей голове... но время теперь не литературное. Сейчас по всей империи формируется народное ополчение офицеры будут в апреле выбираться по моей губернии. Если я окажусь в их числе - что ж! - я мужественно сменю перо на ружье и постараюсь выполнить свой долг настолько энергично, насколько это будет в моих силах. Наша страна вступает в период серьезного кризиса - нужды в наших руках испытывать ей не придется".

Via

Saygo

Лучший проигранный бой

9 июля 1806 года англичане наконец-таки смогли подловить и захватить 32-пушечный капер «Беллона», чему безмерно обрадовался Пэллью. Поймали корабль Перро у Цейлона, где его нашел шлюп «Рэттлснейк», и навел на корсара 74-пушечный корабль «Пауэрфул», причем зажали его между берегом и «Пауэрфулом» - ситуация на первый взгляд безвыходная! Перро, увидев, что английский линейный корабль попал в штилевую полосу, поставил паруса, и на полном ходу проскользнул мимо англичанина, напоследок еще и нахально дав залп неприятелю в нос. Далее Перро постарался оторваться, очень грамотно строя свою защиту – не выпадая из носовых углов, когда «Пауэрфул» мог вести огонь только двумя-тремя пушками, «Беллона» изредка поворачивался бортом и давал залп, от которого линкор сильно страдал, после чего ложился на обратный курс и ставил все паруса. Француз надеялся, что сможет сбить либо грот-мачту, либо бушприт, что замедлит ход противника, и даст возможность каперу скрыться.
Такая необычная погоня длилась почти два часа, к 18.45 «Пауэрфул» почти нагнал-таки француза, и вскоре мог произвести полноценный бортовой залп, соответственно – после такого поворота событий жизнь корабля Перро была бы яркой, но недолгой. Поэтому он принял решение сдаться. За все время боя англичане потеряли 6 человек убитыми и 11 раненными, французы – 2 человека убитыми и 6 раненными. Линейный корабль, противу всех законов физики, был довольно сильно поврежден, что произвело на англичан очень большое впечатление.
Британский историк Уильям Джеймс отмечает действия Перро, как «великолепные», а Уильям Лиард Клоуз написал, что этот бой «продемонстрировал плачевное состояние британской артиллерии в Роял Неви по сравнению с французским флотом».
Более всего вести о захвате французского капера был рад Эдвард Пэллью: «Я с большим удовольствием узнал о взятии «Беллоны», особенно размышляя о предыдущей удачливости этого корабля, который нанес нам большой ущерб как в Индийском океане, так и в Атлантике». Радость Пэллью объяснялась просто - генерал-губернатор Бенгалии и члены Совета Директоров ОИК в Мадрасе просто уже съели адмиралу мозг чайной ложечкой, требуя защитить суда Компании от французских каперов.

14574382846_728c5c3492_b.jpg
«Беллона» отличился особо 14 августа 1803 года когда взял после полуторачасового боя ост-индиец «Лорд Нельсон» с товаром и слитками серебра на сумму в 420 тысяч фунтов. Правда довести ост-индийца до французских портов не успели - 14 сентября приз был перехвачен британской эскадрой того же самого Эдварда Пэллью и возвратился в Англию.

Via

Saygo

Меланхолично

В качестве акта мазохизма попытался послушать Старикова, пока ел. Услышав фразу: "Надо сказать прямо: сейчас пятая колонна это все люди, которые критикуют власть" сильно матерился и чуть не разбил телефон.

Via

Saygo

Порядок по-американски

Чтобы утвердить власть над вновь приобретенными территориями, США решили поставить на Аляске сеть военных постов. В 1868 году в Кадьяк прибыла рота (114 человек) сержанта Фредерика Бишоффа, который помимо охраны правопорядка имел задачи геологических изысканий области. Бишофф описывает Кадьяк как "очень грязную деревню в 57 домов, где проживают 3 русских, 1 американец и 390 креолов".
Первый указ, изданный Бишоффом, которого солдаты прозвали в шутку "комендантом деревни": очистить грязь на улицах и перед своими домами, и держать свиней в своих дворах, не выпуская их на улицы. Русские (ну или воспитанные русскими индейцы) издревле привыкли класть большой болт на указания начальства, и наутро, обнаружив двух гуляющих по Кадьяку свиней, Бишофф просто приказал их конфисковать и пустить на ужин солдатам. Эта мера возымела действие и улицы Кадьяка с тех пор избавились от покрывающего их свинячьего говна.
Раз в неделю в Кадьяк приходили пароходы из Сан-Франциско, которые доставляли почту, а так же свежие фрукты и овощи, что не раз спасало местное население и гарнизон от цинги.

Via

Saygo

ОИК, добавочка

Да не покажется никому странным, но привычку к курению опиума у китайцев (по крайней мере в прибрежных провинциях) привили... голландцы, и здесь не обойтись без такой фигуры, такой глыбы голландского экспансионизма как Ян Питерсзоон Кун. Во всей этой истории мне было интересно, а зачем? Зачам продавать новый вид товара с неизвестным спросом в далекой стране?
И ответ тут получается... с одной стороны специфический и неожиданный, а с другой - самый что ни на есть экономический.
Собственно, в одной из серий я уже писал, что плавание в Европу и обратно вместе с закупками длилось примерно два года, и предсказать спрос на рынке того или иного заморского товара на два года вперед не мог никто. В 1600-х годах рынок табака лихорадило, и иногда он пользовался диким спросом, а иногда просто лежал на складах невостребованный.
И вот Кун решил китайцам продавать табак. Однако этот товар в Китай "не зашел", несколько пробных микроскопических продаж не привели к устойчивому спросу на него, и голландцы нового рынка не получили. Оказалось, что в Китае производят свой табак, и бразильский и американский им до лампочки.
Тот на помощь пришли индийские торговцы, которые предложили смешивать табак... с опийным маком. В этом случае индийцы имели свою маржу, голландцы имели свою маржу, и Китай получал новый товар, при этом голландцы могли сбывать табак из Нового Света не только в Европе, но и в Азии.
Несколько пробных партий были распроданы вчистую, при этом естественно голландцы вешали лапшу на уши, что "это новый сорт табака, который растет только в высокогорьях Анд, и благодаря местному уникальному климату и эксклюзивной обработке получается непохожим ни на какой другой". И спрос на смесь начал расти.
Изначально табак пропитывался опийным сиропом и сушился, это была легкая смесь типа марихуаны или клубного энергетика, которая просто бодрила. Но вот проблема. К XVIII веку спрос на табак в Европе резко возрос. А поставлять курево хотелось и в Европу, и в Азию. И примерно в 1720-е годы голландцы решили продавать в Китай... просто высушенные и перетертые маковые коробочки.То есть китайцам теперь предложили просто курить опиум без табачной добавки.
Оказалось, что курить сушеный опиум (как его стали называть на арго - "сенна") прикольнее, на полчаса человек улетает в нирвану, приход гораздо круче, но при этом прилив сил после курения сохраняется, так же как и обезболивающий эффект.
Курить сырой опиум понравилось уже китайской элите - под нее шустрые голландцы и индийцы разработали целый культ: продавая вместе с опиумом нефритовые трубки для курения, табакерки из слоновой кости или черепашьего панциря, серебряные подставки для огнива, и т.д. Типа, хочешь хайповать - делай это красиво!
Британцы до поры до времени смотрели на эту китайскую привычку с отвращением, один из представителей ОИК высказался, что "курение опиума - это просто тупое сжигание денег".
Но к 1770-м британцы пересмотрели свою позицию, и сделали третий шаг - они стали продавать опиум ввиде «ханки», опия-сырца — высушенного сока коробочек мака, фасованного мелкими лепешками, которые при желании можно было натолочь в трубку. Наркотик поставлялся в стандартных ящиках из мангового дерева, вмещавших 40 шаров высушенного до нужной кондиции продукта общим весом около 54 кг. В таком виде опиум мог храниться годами и десятилетиями.
Тогда же возник новый ритуал курения опиума, ибо китайцы, наверное, все обставляют ритуалами. Была создана специальная опиумная трубка, шарик «ханки» клался на специальную лампу, где нагревался практически до температуры кипения, а курильщик через трубку вдыхал опиумные пары. Но плохо очищенный опиум, который добавляли в табак или курили в виде "сенны", для этого не годился. При разогреве он просто сгорал, теряя большую часть дурманящих веществ.
В результате англичанами была разработана технология очистки опиума. Содержание морфинов в нем было доведено до 9–10%, что в 50 (!) раз больше, чем в смеси табака и опиума в начале XVIII века.
И тут уже ни о каком приливе сил речи не шло, человек, покуривший такой опиум, улетал в мир грез надолго, а иногда и навсегда.

800px-e4b8ade59c8be4babae69c8de9a39fe9b4
Судя по веселью, эти еще курят "сенну", а не "ханку."

Via

Saygo

А загадаю-ка я загадку..))))

По Аляске, раз о ней говорим)))

"Кэш! Кэш! Наличка! Наличка за никому не нужную территорию! Самый выгодный развод на бабки старых колоний Севера и Юга! Любые обедневшие монархи, сваливающие из бизнеса по колонизации, найдут отличного покупателя, обращаться к Уильяму Х. Сьюарду, Вашингтон, округ Колумбия".

Шуточное объявление в Нью-Йорк Геральд Трибьюн, 12 апреля 1867 года.

Тем не менее, газеты США нашли смысл в покупке Аляски у России. И даже сказали спасибо русскому царю. Внимание вопрос: что за смысл и за что "спасибо"? Еще раз, речь идет о 1867 годе, о золоте, нефти и т.д. пока ничего неизвестно.

Via

Saygo

"Екатерина, ты была не права" (с)

Слов из песни не выкинешь, хотя речь у нас пойдет о временах на 100 лет позже, то бишь - о 1867 году, когда мы продали Аляску.
Дело в том, что по стародавней (французской) традиции, РАК принадлежала Морскому Ведомству, соответственно Русской Америкой правили капитаны Российского флота, они же вели экономическую и экспансионистскую политику, занимались вопросами логистики и снабжения.
Что мы можем прочитать в Вики? Мол, после Крымской мы боялись что у нас Аляску захватят злобные британцы, и лучше уж продать, чем отдать. Я честно, не знаю, кто это выдумал, но могу сказать только одно - то, что Аляска принадлежала нам устраивало и США, и Англию.
Почему? Британия боялась, что если США завладеет Аляской - то ее колонии (позже образовавшие округ Британская Колумбия) просто окажутся зажаты с двух сторон американскими владениями, и в результате будут захвачены.
Американцы опасались, что в случае захвата Англией Русской Америки Британия очень усилится на тихоокеанском побережье Северной Америки, и в результате под ударом уже окажется американское побережье на ТО.
Русские это вполне сознавали, но продать Аляску хотели еще в 1840-х годов. Тот же Муравьев-Амурский писал: «Постепенное истощение нынешних средств неминуемо повлечет за собою разстройство дел Компании и тогда Правительство или должно принять на себя управление Колониями, и лишась ныне получаемых оным от торговли Компании выгод, обременить себя значительными на содержание их расходом, или наконец отказаться от Колоний и предоставить их в пользу других наций, жаждущих подобнаго приобретения для усиления владычества своего на морях».
И это была чистая правда - те, кто читал тихоокеанский цикл о Крымской войне, понимают, что Русская Америка и Камчатка были не связаны с Большой Землей, находились на самообеспечении, и тихо загибались. Но вот после Крымской ситуация изменилась - у нас теперь был Амур, и Камчатка с Аляской получили связь с Восточной Сибирью. Однако если теперь Муравьев был против по крайней мере немедленной продажи Аляски, то морской министр великий князь Константин Николаевич - только "за". Его мотивы были просты: как глава морского ведомства он формально отвечал за безопасность заокеанских владений империи. Однако российский военный флот на Тихом океане был слаб и не имел надежных баз снабжения. Защитить Русскую Америку в случае войны с Великобританией, Францией или США он был не в состоянии. Ответственность же за военное отторжение колоний пала бы на главу морского ведомства, т.е. на Константина Николаевича, а тот, с его болезненным самолюбием, этого явно не желал. Вовсе не случайно в своих официальных посланиях он столь настойчиво подчеркивал беззащитность русских колоний в Америке перед лицом гипотетической внешней угрозы. Полностью решала эту проблему лишь передача заморских территорий потенциальным союзникам – американцам, которых Петербург рассматривал в то время как важнейших противников британского и французского экспансионизма.
Взамен Константин Николаевич хотел закупить в США для военного флота артиллерийские орудия, винтовые пароходы, а также провиант для снабжения Камчатки, короче - обменять территории в обмен на технологии и современное оружие.
Парадокс заключался в том, что как раз в это время значительную часть высших постов в Российско-Американской компании занимали люди из ведомства Константина Николаевича – морские офицеры. С 18 18 г. и до продажи Аляски они бессменно руководили российскими колониями в Новом Свете, а когда в начале 1860-х гг. решался вопрос о предоставлении РАК очередных привилегий на 20-летний срок, трое из пяти директоров Главного правления компании являлись адмиралами (вице-адмирал М.Д. Тебеньков, контр-адмиралы В.С. Завойко и А.К. Этолин). В это же время подконтрольное Константину Николаевичу морское ведомство владело крупным пакетом акций РАК, пополняя ее дивидендами свою пенсионную кассу. Можно добавить также, что воспитатель великого князя выдающийся русский мореплаватель Ф.П. Литке, дважды (в 18 18 и 1827 гг.) побывавший в Русской Америке, относился к ней вполне положительно. Сама РАК также была лояльна к Константину и даже назвала его именем свои суда в 1840 – 1860-х гг. (бриг «Вел. кн. Константин», пароход с аналогичным названием).
То есть морской министр хотел сбагрить часть своего министерства иностранцам - думаю, господин Чубайс имел хороших предшественников.
Пока что все упиралось в двух людей - это Муравьев-Амурский, который к 1860-му изменил свое мнение, и канцлер Горчаков, который просто хотел понять, что такое Русская Америка и с чем ее едят. Перелом наступил в 1862 году. В этот год заканчивался договор между государством и РАК, и Компания подготовила отчет о своей 60-летней деятельности и разработала новый устав, в котором предлагала лишь небольшие косметические изменения по сравнению с прежним. Она настаивала на сохранении в неизменном виде своих монопольных привилегий на добычу и торговлю мехами, а также эксплуатацию туземного населения Аляски на новый 20-летний срок. Этот отчет и проект устава были направлены руководством компании в различные министерства и ведомства, в том числе и в морское.
И Великого Князя начало бомбить, причем бомбить сильно. Я не могу понять той упоротости, когда собственно один из собственников фирмы добивается разорения этой фирмы. Обвинения были фантастические: вел. князь возражал против продления монопольных привилегий и совмещения в ее руках коммерческой деятельности и административного управления, подчеркивая тяжелое положение туземного населения колоний. Константин Николаевич указывал, что такое положение недопустимо в свете отмены крепостного права в самой России. Он особо отметил тот вред, который нанесла, по его мнению, монополия РАК русскому торговому мореплаванию на Тихом океане (каким образом, блин???).
Однако против продажи опять выступили МИД (Горчаков), МинФин (Княжевич) и губернатор Восточной Сибири (Муравьев). Константин не сдался, и начал.... что?... бинго!... травлю в подведомственной ему прессе! Как раз с этого времени на страницах курируемого ими «Морского сборника» началась систематическая публикация материалов, которые выставляли компанию и колонии в довольно негативном виде. Это возымело серьезные экономические последствия: подрыв доверия инвесторов к РАК самым отрицательным образом сказался на курсе акций компании, которые упали в цене значительно ниже номинала.
Со своей стороны руководство РАК также развернуло ответную пропагандистскую компанию, опубликовав серию печатных материалов, в которых доказывалась необходимость сохранения ее привилегий. Дополнительную существенную поддержку компания получила со стороны правительственных ревизоров, возвратившихся осенью 1861 г. из колоний в Санкт-Петербург. Несмотря на ряд серьезных критических замечаний в адрес РАК, оба ревизора пришли к однозначному выводу о целесообразности продления монопольных привилегий компании на новый срок (несколько урезав их объем). По данным ревизоров, положение зависимого туземного населения Русской Америки было далеко не так плохо, как это изображали вел. кн. Константин и его сторонники. А ведь именно этот вопрос был едва ли не главным пунктом в обвинениях компании.
И в том же 1862 году министром финансов стал Рейтерн, выходец из Морского Ведомства, который.... что сделал? Правильно! Первым делом лишил РАК практически всех дополнительных льгот (дававших до 200 тыс. руб. серебром в год) и субсидий (еще 250 тыс.) от правительства, что сразу поставило компанию в достаточно тяжелое финансовое положение. И на следующий год начал говорить, что компания убыточна. Как это по ройзмановско-чубайсовски! И далее - не менее красиво! - вскоре после утверждения Рейтерна на посту министра финансов подчиненное Константину морское министерство избавляется от акций компании. Каково, а?)))
Собственно благодаря деятельности вел. князя и Рейтерна, РАК начала терпеть убытки, и именно это стало одной из главных причин ее продажи. Однако, более всего продажей Аляски оказались недовольны..... англичане! Парламент провел семь (!!!!) заседаний в 1867-1868 годах, посвященных Русской Америке. Тезисы были вкратце таковы:
1) "Россиянка гадит" (с). Почему русские не продали Аляску нам? И почему вообще с нами не посоветовались, продавая эти территории?
2) Что делать с Британской Колумбией, и чьего вторжения ждать - русских или американцев?
3) У американцев появились порты севернее нас по побережью, и южнее, Ванкувер практически в осаде, что делать?
4) В Британской Колумбии у нас сейчас золотая лихорадка, работают в основном понаехавшие американцы, сможем ли мы противостоять аннексии Британской Колумбии?

После долгих дебатов было решено реформировать колонии Северной Америки, в 1867-м появился доминион Канада, в 1868-м - Канадская Конфедерация. Британская Колумбия планировала вступить в Содружество без проблем, поскольку колонии обещали аннулировать ее долги, и вложить деньги в инфраструктуру и развитие земель. Однако перед референдумом появилась партия Конфедералистов, которая требовала поставить на рассмотрение вопрос присоединения колонии и к США, причем эту инициативу поддержал и губернатор колонии - Фредерик Сеймур. И вот тут английский парламент, когда до него дошли эти слухи, начал сильно класть кирпичами. Сеймур как-то внезапно умер в 1869-м, новый губернатор Месгрейв партию Конфедералистов разогнал, референдум запретил, и согласно губернаторскому акту, подписанному задним числом (1867 годом) Британская Колумбия вошла в Канадское содружество. Сразу же после решения вопроса о Британской Колумбии началось строительство трансатлантической канадской железной дороги Монреаль - Ванкувер.

alaska-n-arh.jpg

Via

Saygo

В 1850 году Невельской на судне «Охотск» организовал первый русский пост в устье Амура – Петровское. Но главное было не в этом – стало понятно, что Амур судоходен на всем своем протяжениии, в чем до экспедиции Невельского были большие сомнения. Это открытие имело далеко идущие последствия. Дело в том, что Камчатка, Чукотка, Русская Америка и побережье Охотского моря были до этого фактически оторваны от центральной России, имея с ней только неудобное сухопутное сообщение. Поэтому эти регионы жили либо на самообеспечении, либо снабжались из Америки или Китая. Собственно та же знаменитая колония Форт-Росс в Калифорнии была основана Российско-Американской компанией, чтобы решить проблему снабжения Аляски хлебом. Из-за того, что колония не смогла достичь нужного результата, да еще стала убыточной, ее и продали американцу Джону Саттеру.

Теперь же появился нормальный водный путь, по которому из достаточно давно освоенного русскими Забайкалья можно было доставлять провиант, припасы, военное снаряжение и людей как в Приамурье, так и на Камчатку или Аляску. Это открытие сполна оценил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев. Собственно «амурские сплавы», о которых упоминалось в предыдущих частях, – это и есть попытка контролировать все течение Амура вплоть до устья.

141482_original.jpg

Via

Saygo

ОИК, финал

А есть ли связь между британской Ост-Индской компанией и современностью? Как ни странно — да. Обычно историки — плохие прорицатели, тем не менее, судя по тенденциям, наш мир семимильными шагами бежит к институтам Нового времени. Судите сами: с начала 1970-х годов начали создаваться частные военные компании, в терминах Нового времени — это наемники, кондотьеры. В 2001 году, после атаки башен-близнецов, в США началась бурная дискуссия по возможности возрождения каперского права и на суше, и на море: первоначально предполагалось выдавать каперские свидетельства частным лицам и компаниям, которые бы охотились за Усамой Бен Ладеном и последователями.
Наконец, что одновременно и смешно, и симптоматично, в 2005 году индийско-английский бизнесмен из Мумбаи, бывшего Бомбея (sic!), Санджив Мехта зарегистрировал новую «Ост-Индскую компанию» с капиталом в 15 миллионов фунтов стерлингов. Более того, выкупил и герб британской ОИК, открыв магазины в Лондоне, Мумбаи, Сингапуре и еще ряде городов. Как цветасто объяснил сам господин Мехта, «я увидел золото в конце радуги». Новая ОИК торгует товарами в сегменте роскоши (дорогая мебель, изделия из золота, бриллианты), а кроме того — чаем, шоколадом, специями, горчицей и т. п. Штаб-квартира новой ОИК находится в Лондоне, на Кондуит-стрит.
Осталось только объединить торговую компанию господина Мехта с какой-нибудь ЧВК — и можно заново менять историю.

141148_original.jpg

Via

Saygo

Шведская Смута

Герцог Карл Седерманландский изначально обладал недюжинным стремлением к лидерству. Но, “несправедливость” судьбы в том, что он родился позднее своих братьев, лишь подталкивала его к решительным действиям — достижению главной своей цели — короны.
Он инициировал собрание риксдага в Сёдеркопинге, и блеснув ораторским искусством, провозгласил свое регентство в духе Кальмарской унии. То есть, когда король, а правили-то в основном датские монархи, был сам по себе, а шведы жили сами по себе. Любое королевское распоряжение должно было теперь исполняться лишь после того, как его утвердит регент, т.е. герцог Карл и Государственный Совет. Если же кто-то рискнет нарушить этот порядок, то будет немедленно признан мятежником. Решения риксдага окончательно разрывали отношения Швеции и ее короля Сигизмунда. Естественно, что герцога Карла поддержала вся шведская знать.
Но, оставалась еще Финляндия, где фактически единолично правил наместник Флеминг, по прозвищу “Грязный нос”, и который получил от Сигизмунда такие широкие полномочия, которые делали его независимым от Стокгольма.
Из Стокгольма в Финляндию прибыл советник герцога Карла — Карл Горн, которому было поручено добиться признания финляндскими дворянами решений риксдага. Переговоры начались в Турку. Однако, доносил Горн в Стокгольм, сперва многие из дворян хотели было согласиться с постановлением верховной власти, “но как только им поступало указание от лорда Клауса, они тут же меняли свое решение”. Большинство из них подписало документ, согласно которому Финляндия обещала неукоснительно исполнять постановления парламента лишь в случае утверждения их королем Сигизмундом. Это означало разрыв отношений между правящими верхушками Швеции и Финляндии. Тоже самое происходило и со взглядами простых людей — шведы считали герцога Карла борцом за единство нации, а финны — узурпатором.
Конечно, Флеминг и его окружение не планировали полного отделения Финляндии от Швеции, но они проводили политику, краеугольным камнем которой становился союз с Польшей. Этой позиции придерживалось в основном дворянство, за исключением некоторой оппозиции, включая и влиятельный семейный клан Горнов. Финское крестьянство меньше всего беспокоили вопросы теологических разногласий между католиком Сигизмундом и лютеранином Карлом, после Тявзинского мира, они уже не могли согласиться с необходимостью дальнейшего содержания значительной армии и смотрели на сурового Флеминга, как на деспота, который собирает с них непомерные налоги и силой заставляет держать на постое войска.
Когда обозленные крестьяне Южной Остроботнии убедились в бесполезности просить Флеминга хотя бы ненамного уменьшить гнет солдатских постоев, они обратились к герцогу Карлу, а он посоветовал им тут же восстановить справедливость самим. “Вас так много, что вы способны сами выкинуть этих солдат, даже не смотря на то, что вооружены вы лишь кольями да дубинами” — ответил им герцог Карл.
Совет герцога ни в коем случае не означал его выражения сочувствия страданиям земледельцев. Напротив, после его вмешательства гнет только увеличился, но разве думал герцог о том, какое ждет наказание мятежников после их выступления. Нет, герцогу нужно было лишь ослабить позиции правителя Финляндии — Флеминга. При этом, Карл действовал настолько осторожно и искусно, что до сих пор многие историки величают его “крестьянским принцем”. Мятеж возник в тех районах, где практически не проживали дворяне, и где не было крупных землевладений знати. Отправной точкой восстания стали непомерно возросшие налоги.
Крестьяне не имели огнестрельного оружия, но они вооружились луками со стрелами, копьями и, как им посоветовал Карл, дубинками, сплошь утыканными шипами. Потому восстание и получило свое название “Война дубин” (1596-1597).
Волнения начались в Южной Остроботнии, наиболее связанной со Швецией, но быстро распространились и на другие территории, пока не охватили большую часть страны. Во главе восставших встал Яаакко Илкка, зажиточный крестьянин, который был достаточно богат, что мог поставлять в армию полностью экипированного всадника. В начале он даже попал в руки в Флемингу, но ему удалось бежать из Абовского замка. Восставшим удалось собрать большую армию и начались грабежи дворянских усадеб. К слову, крестьяне не тронули поместье Карин Мансдоттер — вдовы короля Эрика XIV Безумного. Все-таки он был популярен. Мятеж вынудил часть сторонников герцога из числа дворян и духовенства перейти в лагерь Флеминга. Обученные и хорошо вооруженные отряды наместника Финляндии легко расправлялись с восставшими. В сражении близ Нокия крестьяне Южной Остроботнии были разгромлены полностью и казнены в огромном количестве.
Также поступали с окруженными и сдавшимися в плен крестьянами в Саволаксе, и в других района Финляндии, несмотря на данные перед этим обещания сохранить жизнь. Как только спокойствие было восстановлено внезапно скончался Клаус Флеминг. Была ли его смерть естественной или нет — неизвестно, но основного противника герцога Карла на территории королевства не стало.
Сигизмунд из Варшавы назначает вместо покойного бывшего коменданта Нарвы Арвида Стэларма. Кстати, по рекомендациям вдовы наместника и его ближайшего окружения. Возможно, выбор был не очень удачным — после “железного” и непримиримого Флеминга наместником стал человек, гораздо более мягкий и способный на компромиссы.
А вот герцог Карл был готов идти до конца и выполнить все угрозы, содержащиеся в решениях последнего заседания риксдага, вплоть до вооруженного вторжения в Финляндию и приведения ее в покорность себе, как регенту.
Госсовет, состоящий из знатнейших людей королевства, до этого момента действовал заодно с Карлом. Но, его планы по высадке войск в Финляндии натолкнулись на противодействие Совета.
“Не хотят, и не надо!” — решил Карл и просто собрал еще один парламент, на этот раз в городе Арборг, и провел через него нужное себе решение. Таким образом, старый состав Госсовета, а он по шведским законам управлял государством в промежуток между сеймами парламента, оказался не у дел. Отношения между герцогом Карлом и высшей знатью Швеции были окончательно испорчены. Тем временем, герцог высадился в Финляндии и с помощью предательства овладел Абовским замком и посадил под арест всех офицеров гарнизона. Чувствуя ненадежность своих позиций в метрополии, Карл возвращается обратно, оставив вместо себя… Клауса Хенрикссона Флеминга — одного из родственников покойного наместника, который встал на его сторону. Особо не веря герцогу, Флеминг и другие, примкнувшие было к нему, решили вернуться обратно и присоединились к войскам нового наместника провинции. В это время стало известно, что Сигизмунд решился силой восстановить свои права на престоле Швеции и высадился с войсками в Кальмаре. Финляндский наместник решил поддержать законного короля и также отплыл в метрополию. Но финляндцы высадились слишком поздно — 25 сентября 1598 года в битве при Стенгебро герцог Карл разгромил Сигизмунда и вынудил покинуть Швецию уже навсегда. Таким образом, уния Польши и Швеции была разорвана де факто. Финляндскому войску пришлось возвращаться обратно, хотя Сигизмунд пытался отозвать их флот к себе. Но покинуть родину они не решились.
Когда осенью следующего года герцог Карл высадился в Финляндии, первым делом он быстро разгромил войска Стэларма близ Мартилы и окружил его самого у Абовского замка. Чтобы поскорее покончить с остатками сопротивления, Карл непринужденно и легко пообещал, что виновность каждого сдавшегося добровольно в плен будет рассматривать парламент. Стэларм поверил предложенным условиям капитуляции и приказал сложить оружие. Карл тут же нарушил данное собой слово и приказал убить тех, кто, по его мнению заслуживал смерти. Он зверски расправился с двумя сыновьями покойного наместника Флеминга, один из которых был еще вовсе юным мальчиком. Герцог не оставил в покое и прах самого маршала, приказав раскопать его могилу и вышвырнуть его прах вон.


Из книги Шкварова "Россия-Швеция: история военных конфликтов".

oTbJHUZLORQ.jpg
картина финнского художника Альберта Эдельфельта "Герцог Карл глумится над трупом наместника Клауса Флеминга в церкви Похья" (1878). Не знаю, что там на картине такого, в некоторых финских исследованиях пишется просто - герцог Карл помочился на лицо трупу.

Via

Saygo

Знаю, что меня после этого вопроса опять куда-нибудь запишут меж тем интерес чисто академический. Президент сказал, что нужно повышать производительность труда, потому что это создает новые рабочие места. Возможно я застрял в 18 веке, но я всегда считал, что зависимость ровно обратная - чем более производительно работает человек - тем выше безработица и тем выше конкуренция на место. В первом приближении - 1 человек выполняет работу 10-ти, следовательно отбирает работу у 9-ти человек. Объясните мне в чем я неправ?

Via

Saygo

Тупо хватаешься за голову, но с другой стороны понимаешь - прошло 160 лет, а проблемы - с поправкой на эпоху - все те же. Очковтирательство, неумение выстроить обычный план работ, великий страх перед начальством до диареи, отписки, отсылки, и т.п.

23 мая 1844 г. Комитет передал в Кораблестроительный департамент очередной разработанный им план, согласно которому предполагалось впредь содержать 30 кораблей, для чего каждые два года строить и тимберовать по 3 корабля. Через 24 года в составе Балтийского флота должно было насчитываться 18 не тимберованных, 9 тимберованных и 3 запасных корабля. Такое соотношение намечалось сохранять и в дальнейшем.
Надо сказать, что и этот, весьма стройный план казался высшему начальству не оптимальным. Сам Николай I, надо полагать, по соображениям экономии, изъявлял желание, чтобы срок службы кораблей до тимберовки был доведен до 15 лет, в том числе и соответствующим поощрением их командиров. Более того, император считал необходимым установить 25-летний общий срок службы, включая двухлетнюю тимберовку. Высочайше утвержденными положениями Адмиралтейств-совета от 26 января и 19 апреля 1844 г. вводилась выплата прибавочного жалования как командирам, «за сбережение и продолжительную, определенную сроком, без значительных исправлений службу вверенных им судов», так и корабельным инженерам, эти суда построившим.
Однако монаршая воля в данном случае не учитывала как законов физики и химии, затруднявших длительное сохранение деревянных корпусов в пресной воде Невского устья, особенно при значительном понижении температуры в зимнее время, так и интересов служащих морского ведомства . Легко представить себе последствия введения положений Адмиралтейств-совета: предусматривавшееся ими освидетельствование судов, выслуживших установленные сроки, особыми комиссиями, на которые возлагалось ходатайство перед Советом о награждении командиров и инженеров, во многих случаях проводилось необъективно, акты комиссий не отражали подлинного состояния кораблей.
Кораблестроительный и учётный комитет вынужден был констатировать: из 30 имеющихся кораблей на кампанию 1845 г. остаются боеготовыми не более 15, причём три из них всего на один этот год, остальные же требуют немедленной тимберовки или больших починок, для которых в Кронштадтском порте нет ни места, ни средств.
Комитет указывал, что такое «состояние флота произошло весьма естественно: если с 1827 года строили несколько лет в два года по 8-ми кораблей, то через 10 лет (к 1837 году) следовало бы и тимбировать и вновь строить также в два года по 8-ми кораблей, первые из них не могли тимбироваться потому, что для сего предмета в Кронштадтском порте только три дока, а последние требовали необыкновенно великих, усиленных средств, употреблённых только после истребления значительной части флота бывшим в 1824 году наводнением» .
Всё это означало, что высочайшая воля о поддержании боевого состава линейных сил Балтийского флота на уровне 27 единиц неисполнима, по крайней мере, в обозримом будущем. Тем не менее, чтобы не навлечь на себя императорский гнев, Комитет пустился в рассуждения о том, что рубка и доставка леса в Петербург продолжается год, просушка его под крышами - три года, постройка корабля 2–3 года и морская служба 18 лет, всего 25 лет, как и желал государь император. Другими словами, поставленные Николаем I задачи отчасти уже решены, осталось только наладить систематическое судостроение, и через 20 лет флот будет располагать 30 линейными кораблями, а начиная с 24-го года в его состав будут постоянно входить 18 нетимберованных, 9 тимберованных, т. е . всего 27 боеготовых кораблей, и 3 запасных.


С выделенного болдом орал в голос - из серии: "если на необитаемом острове на кабана навесить сиськи и побрить жопу - то в среднем вопрос с бабами можно считать решенным".

Ну и напоследок, как рассуждать о серьезных вещах, сделать общее заключение, но тут же от него отмазаться: «Определить же положительно каждому кораблю термин службы до тимбировки и после оной нельзя, по причине той, что некоторые из военных кораблей по краткому и небурному летнему их плаванию не подвергались слабости в подводных частях и оказываются более способными. Что же касается до содержания Флота всегда в боевой готовности, то, по мнению моему, полагаю срок службы определить вновь построенным в С.- Петербурге кораблям до тимбировки около 12 лет, и после оной до 10 лет. В оба сии срока служения кораблей, последние 4 года не должно считать благонадёжными в дальних морях ... Архангельские же корабли, как строемые не по сеппингсовой методе и из лесов более лиственничных с сосною, то по истечении сказанного срока не заслуживают быть выгодными тимбировать, а поддерживая их по возможности, оставлять на служение несколько и далее, потом обращать к порту, под магазины или в разбор».

867978765786876767777.jpg

Via

Saygo

Когда выводы комиссии доложили императору, он приказал наказать участников хищений самым суровым образом, включая тех, кого уже нет в живых. Поэтому приговор оказался весьма суровым:

"1). Подсудимого надворного советника Рыбкина... подвергнуть наказанию гражданскою смертью, лишив чинов, ордена св. Анны 2 степени, всех прав состояния, с отобранием грамот и аттестатов и ссылкою в Сибирь на поселение. 2). Подсудимых коллежского советника Тараканова и титулярного советника Путвинского, лишив чинов, орденов и дворянского достоинства, написать в рядовые без выслуги, с определением на службу по распоряжению инспекторского департамента. 3). Тайный советник Политковский за похищение из инвалидного капитала более миллиона руб. сер., растрату этой суммы, если бы был жив, подлежал бы наказанию гражданскою смертию, т. е. лишению чинов, орденов, знака отличия беспорочной службы и всех прав состояния, и ссылке в каторжную работу в крепостях. 4). Служившие в канцелярии комитета "18 августа 1814 года": начальником счетного отделения — статский советник Васильев и старшим бухгалтером — коллежский советник Горбунов, в 1849 году умершие, за содействие Политковскому к сокрытию похищения комитетских сумм подлежали бы, если бы не умерли, лишению по суду чинов, орденов и дворянского достоинства и определения на службу рядовыми... 6). Все имущество, которое окажется бесспорно принадлежащим Политковскому или жене его, равно данное в приданое дочери его, также описанное у подсудимых Рыбкина, Тараканова и Путвинского, равномерно имущество жен их, если они законным порядком не докажут, что оно принадлежало им до замужества, а не во время оного приобретено, обратить на пополнение растраченных сумм... 8). Описанное у вдов статского советника Васильева и коллежского советника Горбунова движимое и недвижимое имущество, которое досталось им по наследству после означенных мужей, продать с аукционного торга и вырученные деньги обратить в капитал комитета "18 августа 1814 года"".

Сразу вспомнилось эпическое: "Ты послал нам 100 рублей на постройку кораблей. 93 рубли мы проели, пропили... "

Via

Saygo

Ну и о самом интересном, ибо сейчас начнутся танцы с цифрами.
На 14 ноября 1853 года БФ имел в наличии:
26 линейных кораблей (из них 2 тимберовались), 12 фрегатов (1 тимберовался ), 9 пароходофрегатов, около 100 судов низших рангов, включая 13 малых пароходов. НО....
Во-первых, это количество не учитывает Балтийский армейский флот, о котором почему-то все забывают, п для шхер армейский флот очень полезен - это 1 плавучая батарея, 2 «голландских канонирских бота», 51 канонерская лодка (9 трёхпушечных и 42 двухпушечных), 10 иолов, 1 бомбардирская лодка, 1 гребная шхуна и 1 дозорная лодка, всего 77 единиц разного типа мелких кораблей.
Во-вторых, Каллистов, не указывая источников, пишет о 25 кораблях и 7 фрегатах, которыми Балтийский флот располагал к началу Крымской войны, Шершов — о 26 боеготовых, 8 строящихся и ремонтирующихся кораблях (включая 1 перестраиваемый в винтовой), 14 боеготовых, 6 строящихся и ремонтирующихся фрегатах (включая 3 винтовых), сколько реально - непонятно. Еще большие непонятки по реальной боеспособности кораблей, ибо летом 1853-го удалось вооружить к плаванию лишь две дивизии Балтийского флота (2-ю и 3-ю), то есть только 18 ЛК из 26. Из них признанных полностью боеспособными было признано.... набрали воздуха в грудь?... ВОСЕМЬ (8!!!) единиц. Воистину, эту страну погубит коррупция. Как там говорил Александр I? "Они украли бы мои военные линейные суда, если бы знали, куда их спрятать, и они бы похитили у меня зубы во время моего сна, если бы они могли вытащить их у меня изо рта, не разбудив меня при этом".
От активных действий решено было отказаться сразу, главный помощник императора в разработке военных планов, Паскевич, при поддержке военного министра князя Долгорукова, отдал предпочтение строго
оборонительным действиям. В результате 1 октября 1853 г. император отказался от активных действий на Балтийском море и назначил 3-ю дивизию на зимовку в Свеаборг, вместо сравнительно рано освобождавшегося ото льда Ревеля, что обрекало флот на бездействие.
Как мы видели из табличек по союзникам - они имели 9 ЛК (если не учитывать 60-пушечники) или 12 ЛК (если их учитывать), плюс - французы - 7 ЛК (еще два ЛК транспортные, вооружены эн флюйт), итого по максимуму - 20 ЛК. БФ номинально имел на 6 кораблей больше. При этом с начала апреля по май английская эскадра вообще одна была на Балтике, крейсируя между Бронхольмом и Стокгольмом, то есть преимущество наше (номинально) было еще более зримым.

9345044.png

Via

Saygo

Admiral Sir Charles NAPIER’S fleet :-

Ships of the line.

DUKE OF WELLINGTON, screw, [131], 1,000 men, flag, of the commander-in-chief, Sir Charles NAPIER. K.C.B, with Commodore SEYMOUR as Capt of the fleet and Capt GORDON as flag Capt.

NEPTUNE, sailing, [120], 970 men, flagship of the 2nd in command, Rear Admiral CORRY, and Capt HUTTON, flag Capt.

ROYAL GEORGE, screw, [120], 900 men, Capt CODRINGTON. C.B.

ST JEAN D’ACRE, screw, [101], 900 men, Capt Hon H. KEPPEL.

PRINCESS ROYAL, screw, [91], 800 men, Capt Lord C. PAGET.

PRINCE REGENT, sailing, [90], 820 men, Capt H. SMITH. C.B.

MONARCH, sailing, [84], 750 men, Capt ERSKINE

CRESSY, screw, [80], 750 men, Capt WARREN.

BOSCAWEN, sailing, [70], 636 men, Capt GLANVILLE

EDINBURGH, screw, [60], 600 men, flagship of the 3rd in command Rear Admiral CHADS. C.B. with Capt HEWLETT as flag Capt.

BLENHEIM, screw, [60], 600 men, Capt Hon F. PELHAM.

HOGUE, screw, [60], 600 men, Capt W. RAMSAY.

AJAX, screw, [58], 600 men, Capt WARDEN.

Steam Frigates

IMPERIEUSE, screw, [52], 530 men, 360hp, Capt WATSON. C.B.

EURYALUS, screw, [51], 530 men, 400hp, Capt G. RAMSAY

ARROGANT, screw, [47], 450 men, 360hp, Capt YELVERTON.

AMPHION, screw, [34], 330 men, 300hp, Capt KEY

LEOPARD, [18] 300 men, 560hp, Capt GIFFORD.

ODIN, paddle, [16], 270 men, 560hp, Capt F. SCOTT.

MAGICIENNE, paddle, [16], 220 men, 400hp, Capt T. FISHER.

VALOROUS, paddle, [16], 220 men, 400hp, Capt BUCKLE.

BULLDOG, paddle, [6], 160 men, 500hp, Capt W. K. HALL.

GORGON, paddle, [6], 160 men, 320hp, Com A. CUNNING.

Formed a splendid fleet of 23 ships, 13 Line-of-Battle ships, of which 4 are 3 deckers, and of the 13, 9 have screw machinery of 4,180hp.

The smaller vessels are all steamers. The paddle steamers are most powerful vessels.

Total force of division, 23 ships, 1326 guns, 13,326 men, 8,340hp.

Почему 60- и 70-пушечники записали в ЛК - не совсем понял, по меркам 1850-х это фрегаты 1-го ранга.

Via

Saygo

Буду краток)))
Придирчивый читатель спросит - хорошо, на Балтику мелкие корабли не послали, а куда же их дели?
Как говорит Задорнов - наберите в грудь воздуха. Набрали?
10 мелких кораблей и пароходов патрулировали восточное побережье Шотландии, 27 кораблей - побережье Англии, 7 кораблей загнали в Ирландское море для защиты от десанта и каперов, еще 23 корабля было сведено в патрули а Северном море.
Я даже не знаю, как это назвать. Видать реально в английских газетах и мозгах Россия была великой морской державой.

Via

Saygo

140534_original.jpg
Самара, 11-12 июня 2017 года, фестиваль ВолгаФест. Из серии "как облажаться по самарски".

Из официальной хроники:" Как только закончился концерт группы «Ума Турман» на сцену вышел губернатор. Меркушкин напомнил про роль нашей области для России в целом. Тут и тема космоса и предстоящего ЧМ."

Via

  • Записи в блогах

  • Комментарии блогов

    • Отчет о конференции по русскому военному искусству в Йошкар-Оле
      1) и где слушать? 2) а что для развития военно-морского искусства дала Крымская война? Ну если без пафоса и отстаивания исключительности своего доклада и позиции?
    • Об армии Австрии на 1854 год.
      У меня не кликабельно. Читать не могу. Сказать по сути - тоже.
    • А опять вопрос
      Насколько я понял подразделения баттл-ромал произвели на Патрик Иваныча впечатление сходное с сатанинским договором капрала с дьяволом . А с лейтенантом не по совести вышло . Мародёрили то вместе а как вешать , так цыгана .Из-за каких то польских лошадок : На пять замков
      Запирай вороного -
      Выкраду вместе с замками ! Ващето в Швеции уже была система рекрутов (indelning) . Я склонен полагать что много цыган служило не оттого что они к этому стремились , а потому что именно их и гребли в первую очередь . Как неналогоплательщиков , как лиц неопределенного места жительства и доходов .А точных указаний на цыган именно как на наемников  я у Иваныча пока не нашел .
    • А опять вопрос
      Вообще, именно для 1456 г. значительным количество цыган в Европе быть не могло - они массово двинулись туда после падения Константинополя (1453). К тому же первые годы на новых "жилплощадях" были такими, что особо в армию подаваться им было не с руки. Наемничество цыган - это как раз совпадает с началом т.н. "антицыганских законов", когда цыгана казнили просто за то, что он - цыган. Тогда можно было спастись только службой в чьей-то армии. А так - насчет полков не знаю, но 100% - вспомогательный персонал, частично - боевой. Ведь никого не удивляет, что в Молдове цыгане были рабами и крепостными, работая ничуть не хуже местного населения. Что они были кузнецами, причем довольно неплохими.  P.S. известный во всем мире гусарский танец вербункош в России известен с XVIII в. под характерным названием "цыганочка". Ни на что не намекает?
    • А вот еще вопрос к историкам
      Желательно было построить там броненосец... Или эскадру броненосцев... И ждать, когда же углубят "Меотское болото", чтобы по нему могли ходить броненосцы...