Скит боголепный

  • записей
    345
  • комментариев
    0
  • просмотров
    2 967

Авторы блога:

Об этом блоге

Записи в этом блоге

Saygo

Магдебургское право

      Читаю тут такую фразу: "Когда при Иване IV Ужасном (историки Екатерины предпочли европейское прозвище московского государя Terrible перевести как Грозный) захватил власть в бывшей Орде и республике Великий Новгород, то он следом за Иваном III стал методически бороться и с русской демократией: вече в Новгороде и Пскове были распущены. Членов вече Новгорода Иван Ужасный казнил. Уничтожались и все свободные права горожан...". И, значитца, этой варварской ордынской Руси противопоставляется типа свободная Беларусь (aka Великое княжество Литовское, "цэЕвропа"), в коей 3/4 четверти (sic - !) населения жило по магдебургскому праву.Правда, цари боролись с магдебургским правом в Беларуси, всячески изничтожая его - ну, как, к примеру, сделал это Tyrann, взявши вольный град Полотеск в феврале 1563 г. (кстати, на днях как раз годовщина этого события исполнилась). А сделал это царь Иван, прозванный за свою жестокость Васильевичем, особо варварским, жестоким и изощренно-извращенным, только ему единственному доступным способом - каким, спросите вы, а вот каким:



      "А управа давати литовским людем, шляхтам и буръмистром, и земским людем и земляном, бояром и воеводам, розпрося про здешние всякие обиходы, как у них обычьи ведутца, да с их обычея сперва и судити и управы им в городе давати (все, магдебургскому праву в вольном граде Полотеске однозначно пришел конец - Thor). А зделати бояром и воеводам судебня за городом в остроге за Полотою, где царь и великий князь указал". При этом Tyrann тиранически предписывал своим наместникам, что бы те выбрали для этого дела "головы добрые из дворян, кому мочно верити, да приказати им судити в судебне во всяких делех и управа им чинити безволокитно, и к целованью их привести, чтоб они судили их прямо, а посулов и поминков не имати (вот ведь зверь-то - чтоп поминков и посулов не брали. Ну ведь истинный азиятец жи есть, ордынец! - Thor)...".
      Но и этого злодейства ему оказалось мало, чтобы утеснить одаренных магдебургским правом в 1498 г. полочан - приказал этот варвар "записывати у них (у выборных дворян, которым запрещено было поминки имать - Thor) дьяком земским, выбрав из земских людей из полочан человека два", да вдобавок ко всему "в суде быти с ними бурмистром Петру Фидяеву да Тише Онтушкову (гм, как так-то - известно жи, что варвар ордынский всех полочан в рабство обратил и в полон угнал. Клоны, что ли? Или зомби? Thor)...".
      Но самое ужасное еще впереди - Terrible посягнул на святое, на независимость суда от исполнительной власти, в наказе своем постановив: "Самим бояром беречи и надзирати над головами, кого в судьи выберет, и над бурмистры, чтоб земским людем и черным от судей, кого выберет, и от бурмистров однолично обиды и насилства никоторыми обычьи не было".
      И чтобы не только полочане ощутили на себе все его варварское, ордынское тиранство, но и гости славного города на Двине, над коим опустился мордорский мрак, Наитемнейший повелел: "А которые гости учнут из ыных земель приезжати и торговати с тутошними людми, и бояром и воеводам, розпрося про здешней обычей, и тамга имати с тех гостей, как было у них преж сего. И бани велети устроити на царя и великого князя откупные, как было и преж сего, и всякие пошлины велети устраиваити, как преж сего у них было". Вишенка на торте, однако, шаблон порван на кусочки на тряпочки! И как теперь со всем этим жЫдЪ?

Вот он, владыка Мордора во всей его красе! Ну азиятец жи есть! И взгляд-то у него какой недобрый, азиятский и злобный!

Тиран


То ли дело этот цэевропеец - сразу видно цивилизованного человека, элитария, глубоко проникшегося идеями европейского Просвещения и культуры, не чета всяким там ордынцам с Московии:

Grigorij Michajlowicz Gamalija



Via

Saygo

Загадочное факирство

      В хранящемся в австрийской Национальной библиотеке т.н. "Codex Vindobonensis 8626", рисунки в котором были созданы в конце 80-х гг. XVI в. неким художником (Хенриком Хендровски?), коий пребывал в свите Бартоломео ди Пеццано, имперского посла в Турции, есть такой вот загадочный рисунок, на котором изображены загадочные самоистязанцы:

8fYZyG-Smuk


      Вопрос - кто это и что они с собою делают? С остальными персонажами турецкой художественной галереи таких вопросов не возникает, а вот насчет этих...

Via

Saygo

Виновник торжества...

      Узнаете этого мощного старика?
 
52755543df01e


      А это не кто-нибудь, а сам Дядя-динозавр, великий и ужасный Роберт Беккер, крестный отец "Парка Юрского периода" (и один из героев 2-й части сериала), несущий главную ответственность за изменение нашего взгляда на динозавров (привычное такое название, под которым скрываются порой весьма отличные друг от друга твари).
      Почему я сегодня вспомнил о нем - потому, что появился, наконец, русский перевод его статьи Ренессанс динозавров, опубликованной в лохматом 1975 г. и с которой, собственно, можно сказать, и начался подлинный переворот в изучении динозавров и окружавшего их мира (у Беккера были предшественники, но без его усилий этот переворот, похоже, так бы и остался уделом узкой группы специалистов, если бы вообще состоялся).

Via

Saygo

Уныния пост

      По старой памяти (было время, когда я очень сильно увлекался историей флота - правда, с тех пор больше четверти века прошло, но все же не отпускает до конца былая страсть, не отпускает) все-таки разорился и приобрел работу А.А. Лебедева "К походу и бою готовы?".
 
3004


      Речь в ней идет главным образом про уровень боевой и политической подготовки императорского флота парусных времен - вопрос весьма интересный и в общем-то практически неизученный. В нашей историографии все время делается упор на описание ТТХ ("железячники" и "заклепочники"), на боевые действия ("милитаристы"), внешнюю сторону ("лампасники" и прочие "кутасники"), а вот именно на вот эту едва ли не важнейшую сторону развития военного дела - практически нет (это при том, что прописная истина говорит - "Воюют не железки, но люди").
      Естественно, что, поднатужившись (сегодня иные приоритеты), я ее заказал, получил, прочитал (тяжело далось чтение, ой как тяжело!) и... В общем, бравый солдат Швейк любил напевать песенку:
 
Перстенек, что ты дала,
Мне носить неловко.
Что за черт! Почему?
Буду я тем перстеньком
Заряжать винтовку.
И платок, что ты дала,
Мне носить неловко.
Что за черт! Почему?
Стану чистить я в полку
Тем платком винтовку


      Вот и книжка эта сродни тому перстеньку или платку - носить неловко, а если и использовать, то только как собрание фактуры. Почему? Книга мне напомнила работы небезызвестного в узких кругах любителей военной истории А.А. Смирнова - и общей концепцией, и характером подачи материала, и языком и еще много чем. Вот прямо таки ощущение, что это клон или, на худой случай, брат-близнец. Есть еще один близкий по духу писатель (ныне покойный) - И.Л. Бунич (лейтмотив всех его писаний на военно-морскую тему что-то вроде "Русские дураки. Русские самые большие в мире дураки!"), но покойный хотя бы обладал стилем и писал ярко и увлекательно (в этом ему не откажешь).
      Особенно напрягают в книге два момента - первый связан с попытка делать исторические обобщения космического масштаба (ну зачем? Ну знаешь же военно-морскую тематику, ориентируешься в своих проблемах, и хорошо ориентируешься, хотя и с перехлестами, но зачем сюда-то лезть, зачем совать еще одну ложку дегтя в бочку меда?), второй - из общего настроя текста никак не вытекает ответ на вопрос: "Если все было так плохо, то как вообще умудрялись русские моряки хоть что-то делать и хоть в чем-то преуспевать?" Ну ведь "самотопы" и есть, если следовать логике автора, что несколько противоречит фактам.
      В общем, я разочарован...

Via

Saygo

А нас за шо?

Итак, Москва в спорах о том, что кому принадлежит, четко и недвусмысленно апеллировала к старине, раз за разом повторяя, что она требует свое, не чужое (вот так прямо и бояре на переговорах с литвинами и говорили - государь, мол, свое взял, не чужое) - то, что принадлежало Рюриковичам, то наше, и Киев, и Смоленск, и Севера, и Полоцк, не говоря уже про всякие там Новгороды с Тверями и Рязанями. А на что напирали литвины?
      А вот тут и начинается самое интересное - по ходу дела создается впечатление, что они понимали, что влезли не в свои сани, и вынуждены были постоянно переобуваться, придумывая все новые и новые аргументы в пользу того, почему именно Смоленск там или Севера с Киевом - их волости. Ну вот, допустим, в 1549 г. послы азявили на переговорах, что де "королю городов государю (Ивану то есть - Thor) не поступаватца", потому как "те городы стояли пусты и король их строил и людей в них сажал". Гм, Полоцк и Витебск со Смоленском и Брянском были пусты и Гедиминовичи их заново отстроили и заселили? Они рассчитывали, что в Москве такой номер прокатит - в Москве, где дьяки и подьячие собаку съели, роясь в старых рукописях в поисках аргументов, подтверждающих претензии их государя?
      Другой аргумент еще более примечателен - в том же 1549 г. на переговорах в Вильно московским посла было заявлено насчет Киева и прочих городов, что де все ссылки московитов на "старины" бессмысленны, ибо все то "суть речи давъние", а вот что до Киева и прочих городов, то "тот столец Киев есть и будет, дали Бог в моцы, в руках и держаньи его Королевъское милости". Т.е., дал Бог силушки - так и будет Киев и прочие городы в литовских руках. Но тогда, как я уже писал как-то, возникает закономерный вопрос - раз дело обстоит таким образом, то какие претензии могут быть к Москве, взявшей Смоленск силой? Сам факт того, что город теперь в московских руках разве не свидетельствует нагляднее всего, что на этот раз Господь "дал в моцы" московскому государю, и какой теперь смысл апеллировать к "старине", к старым договорам времен Василия II и Казимира или Ивана III и Александра, раз Господь продемонстрировал таким самым что ни на есть наглядным образом смену приоритетов и пристрастий? А то ведь нехорошо выходит - как только "Бог в моцы " не дал литвинам, так они сразу и заговорили о "старине", при этом тщательно избегая признавать каким-либо образом законность московских претензий, основанных на все той же "старине".
      И да. насчет "старины" - тут тоже все не так однозначно. Переманивая на свою сторону тех же пограничных князей в конце XV в., Иван III обещал им сохранение их старинных владетельных прав и привилегий, которых они постепенно лишались (в силу разных причин), будучи на "литовской" стороне. И полагать Ивана макиавеллистом до Макиавелли, я так полагаю, было бы преждевременно - он действительно думал категориями "старины" и апеллировал к ней, но при одном условии - если правила будут соблюдаться обеими сторонами. А если одна из сторон нарушает заключенный договор (как это было в Новгороде или в Смоленске) - то почему Иван (или Василий, или другой Иван) должен соблюдать этот договор?

 
grodno1-660x452

 

Via

Saygo
      Чудный рисунок:
 
mk1


      Эпично так, и пафосно. И подписать его можно так:
      "Танки – это нелепая фантазия и шарлатанство. Вскоре здоровая душа доброго немца успокаивается, и он легко борется с глупой машиной…".
      Легко ли? Есть и другой рисунок:
 
0_10810d_22709210_orig


      Впрочем, иногда у них получалось - известная фотография сгоревшего английского пулеметного танка Mk IV "Blarney Castle" и его экипажа (битва под Камбре, ноябрь 1917 г.):


 
21s
 
45269_original
 
original (1)


      Или "француз" Schneider CA1:
 
_20160329_1126863572


Via

Saygo

Почти по Софоклу...

      Любопытная выходит картина, когда перечитываешь материалы посольских книг за 2-ю половину 50-х - и начало 60-х гг. XVI в. - тех посольских книг, в которых говорится об отношениях между Москвой и Вильно. После завершения Стародубской войны отношения между двумя государствами нельзя назвать идеальными - "малая" война и взаимные "зацепки", "кривды" и "шкоды" на пограничье (зона "фронтира"?) продолжала если и не бушевать, то, во всяком случае, уж совершенно точно не прекращалась. "Партнеры" фиксировали" "обиды", составляли длиннейшие "обидные списки", которые выкатывались на очередном раунде переговоров, договаривались о встрече "комиссаров", которые разрешили бы эти "обиды" и пр., но воз оставался на все том же месте. "Малая" война и взаимные наезды пограничных warlord'ов превратились в дурную реальность (из той серии, что и худой мир, который лучше доброй ссоры). Не решался главный вопрос, почему перемирие, регулярно продлявшееся после завершения Стародубской войны, не переросло в "вечный мир" - взаимные территориальные претензии. Москва не соглашалась на "вечный мир" потому, что король "держал" неправильным (прямо таки скажем, воровским) путем государевы "отчины" - Киев, Полоцк, Витебск и прочие города и волости, а Вильно столь же категорически требовала возврата Северы и Смоленска, прежде чем "вечный мир" мог быть заключен (а на этот Москва пойтить не могла ни при каких обстоятельствах). Эта проблема казалась неразрешимой, но стороны, собравшись в очередной раз и выяснив, что позиция "партнера" осталась неизменной, продлевали перемирие на очередные 2-4-6 лет (надо полагать, что опыт Стародубской войны показал - Литва не может одолеть Москву, а Москва в том состоянии, в каком она находилась в период боярского правления - не может продолжить экспансию в духе Василия III).
      С конца 40-х гг. к длинному списку проблем в русско-литовски отношениях добавился еще одни пунктик (впрочем, не пунктик, а пунктище) - насчет признания царского титула Ивана Грозного. Сигизмунд II и паны-рада категорически были против такого - как-так, московский и решил поименовать себя царем? В честь чего? За что? В общем, проблема (точнее, проблемы) не решались, а лишь откладывались, заметались под коврик, отправлялись в долгий ящик - а становилось ли от этого кому-либо лучше? Русским пленным, которые томились в литовских застенках со времен 1-й Смоленской войны 1512-1522 гг., уж точно лучше не было - Сигизмунд довольно подло вел себя в этом случае, настаивая на обмене пленников на тот же Смоленск. Но так или иначе, endlosung все откладывался и откладывался - в Москве в 1549 г. решили, что , поскольку война с Казанью и Крымом идет, то пока отложим вопрос об "отчинах" ("Москва помнит!") до лучших времен, а Вильно точно также помнила о своих "восточных кресах" и о том, что Смоленск - город литовской славы, и не собиралась (и до самого конца XVII вв. будет страдать фантомными болями по поводу Смоленска) отступать.
      В конце 50-х гг. Москва сделала широкий жест - предложила примкнуть Вильно к антикрымской коалиции, пообещав, что если такой договор случится, то она готова на веки вечные отказаться от претензий на "отчины" (а ведь ранее Иван на совещании с боярами так прямо и сказал - как же я подпишу вечный мир и принесу крестоцеловальную клятву, ведь государево слово свято, нарушать его нельзя, а, значит, "искать" "отчин" больше не смогу. Наивный!). Судя по всему, расчет был на "русскую" "партию" при виленском дворе, которая выступала за нормализацию отношений с Москвой и совместные действия против татар, изрядно досаждавших и русских, и литвинам (последним даже больше, ибо они были ближе к Крыму, а литовская пограничная оборона была организована и отлажена похуже, чем московская).
      Увы, это широкое предложение не нашло понимания у литовской стороны. И вот лично у меня складывается такое четкое впечатление, в этом (равно как и в другом шансе избежать большой войны - мирно поделить ливонское наследство - было такое предложение накануне начала Полоцкой войны с литовской стороны, видимо, выдвинутое в частном порядке все той же "русской" партией"), что, с одной стороны, тут сыграла свою роль позиция польской магнатерии, готовой воевать с московитами за Смоленск (и прочие земли - ту же Северу или "Ифлянскую землю") до последнего литвина и последнего гроша из литовской казны (в которой и так царила торричеллиева пустота и мыши с голодухи вешались), а с другой стороны - личная неприязнь Сигизмунда к Ивану, основанная на зависти, что ли (за что ему все эти успехи, удачи и прочее? Ведь я же лучше этого бастарда - и умнее, и красивее, и все такое! А вот поди ж ты - Господь ему, эту схизматику, дарует победы и одоления, и царский титул, а я, а мне?). И Сигизмунд "зарубил" все возможные инициативы и пути примирения, пошел на эскалацию конфликта, рассчитывая незнамо на что (то ли был уверен, что литовские, а паче того, польский жолнер - etwas colossal, то ли полагал, что мои воеводы всяко лучше московских бородачей, то ли полагался на помощь и поддержку хана, лепшего кореша, которому регулярно отстегивал поминки, по факту превратившиеся в дань, то ли на помощь мирового сообщества - "Европа с нами!"). Чем-то ситуация напоминает отношения между Наполеоном и Благословенным, кстати ("Наполеон или я, я или он, но вместе мы не можем царствовать...").
      P.S. Почему Москва пошла на обострение в конце 50-х гг.? Думается, что тут свою роль сыграла уверенность Ивана и бояр в своих силах после казанского и астраханского одолений. И, в общем-то, они если и ошиблись, то не слишком сильно. А вот Сигизмунд этот фактор не учел - он думал, что Москва осталась прежней, слабой и бессильной из-за боярских распрей. Это к вопросу - стоит ли в серьезных делах полагаться на мнение эмигрантов, в особенности колбасных?

      Красавец мужчина, не правда ли? Парадный портрет Сигизмунда кисти Л. Кранаха Младшего, ок. 1553 г.

 
890px-Cranach_the_Younger_Sigismund_II_Augustus

 

Via

Saygo
      Две Жанны - одна (та, которая слева) с "классического" портрета Джона Эверетта Милле (1865 г.) в "максимилиановских" доспехах начала XVI в., другая (та, что справа) - в доспехах середины XV в. (правда, в обсуждении на Мордокниге, откуда было заимствована картина, отмечено, что надо бы было брать тогда уж доспехи еще более ранние - на 1-ю четверть XV в,):
 
27629116_1800558126686274_5286777347946858787_o

 

Via

Saygo

Исторический реванш

      Прошло всего лишь каких-то 65 миллионов лет, и динозавры взяли таки верх в малом размерном классе над млекопитами:
 
27797923_1638976412836010_7456369959767751014_o


      Но пускай они не слишком радуются, пока на белом свете есть ТАКИЕ КОТЫ!
 
OEqR6zy

   

Via

Saygo

"Мы живем на дне"

      Прочитав этот заголовок, Вы, уважаемый читатель, вероятно. подумали - "ну вот, и Thor докатился до гнусной палитеги"! А вот и нет - для этого есть тьма искусников, я не из их числа (кстати, скоро весна, и число сетевых аналитегов начнет прирастать в геометрической прогрессии).
      Здесь же речь пойдет о другом - оказывается, есть у нас такой журнал, "Кот Шредингера". Пару раз встречал его в киосках газетных и журнальных, но, как всегда, на работу бегом, когда там остановиться, полистать и все такое. В общем, остался он в стороне. А тут вдруг натыкаюсь в Сети на любопытнейшую статью из осеннего номера журнала за прошлый год.

 
kot_shred_oblozhka_09-10_17_200


      А в статье этой речь идет о древних морях - Уральский океан, Московское белокаменное море, Тагильская островная дуга... Какие водоёмы существовали на территории современной России. И дальше речь идет о древних океанах и морях на территории нашего Отечества и немножко об их обитателях, к примеру, вот об этом "таракане" (на самом деле, конечно, это не "таракан", а кое-кто другой):
 
my_zhivem_na_dne_20_680


    

Via

Saygo

Жена профоса

      Увидев этот демотиватор (в Мордокниге)
 
27750578_2068580386693526_4334640451779861380_n


      вспомнил про фрау Марту:
      "Жена профоса, как Макс определил женщину в платье кампфрау, производила более приятное впечатление. Почти новое платье из тонкой шерсти, на котором чередовались горизонтальные красные и белые полосы, было туго стянуто шнуровкой на животе и подчеркивало крутые бедра и тонкую талию. Портной предусмотрел шнуровку и выше живота, но не предусмотрел, что платье будет надевать женщина с такими формами, поэтому на груди края разреза не сходились. Зато красная полоса, проходившая от нижнего края немаленького прямоугольного декольте до талии, которая, как известно, у платьев первой четверти шестнадцатого века все ещё завышенная, была украшена рядом вертикальных разрезов, через которые под некоторыми ракурсами открывался замечательный вид на высокую грудь, скрытую под полупрозрачной шёлковой нижней рубашкой.
      Если бы фрау была на полфута ниже, то Макс подумал бы, что она полная и не в его вкусе, но длинные ноги в дополнение к тонкой талии делали её высокой и стройной. С заметной задержкой подняв глаза от разрезов на платье, Максимилиан встретился взглядом с женщиной и отметил, что, судя по глазам, она заметно старше его, но такую милую улыбку он не видел ни у одной молоденькой девушки. На фоне весьма скромного платья несколько неуместно выглядел вышитый золотом кошелечек на поясе, а ещё более странно - толстая золотая цепь на шее и несколько увесистых золотых перстней на пальцах. Цепь наводила на мысль о морском флоте, и Макс чуть не рассмеялся, обнаружив, что лежавшая на высокой груди кампфрау золотая штуковина, прикрепленная к этой цепи, формой и размерами очень напоминала якорь...".

Via

Saygo
      Да-да-да, отличная штуковина этот рейтарский "слонобой":
 
1080685_900

      "Пистоль с колесцовым замком, Саксония, 1590 год. Габаритный размер пистоля: 155 × 66 × 572 мм. Вес 2068 грамм. Калибр около 14 мм. Длина ствола 340 мм. Вес ствола 744 грамма. Но самое забавное, это шар из гранита в качестве противовеса/ударной части на рукоятке оружия ".
      Зачем гранитный камешек на рукояти - а вот зачем:
 
1024px-Meulener-choque_de_caballeria-prado (1)


      И фрагментик:
 
Meulener-choque_de_caballeria-prado (1)

      Достаточно популярный прием, не раз встречающийся в тогдашней живописи. Вот еще один пример такого применения этого чудного девайса:
 
cavalry-2


      Удобно ведь - выпалил из пистоля по супостату, а если он усидел в седле - ну так его по голове можно огреть двухкилограммовой штуковиной, чтоб уж совсем наверняка его уделать.

Via

Saygo
      На днях получил очередной том "Очерков феодальной России", ав ней напечатана сотная 1560 г. на Узольскую волость Балахнинского уезда, что на Нижегородчине. Просматриваем эту сотную - и что же, какую наблюдаем картину? А ту же самую, что и на Новгородчине.       "Стандартной", если так можно выразиться, у нас снова является деревня-малодворка. Например, деревня Гуменная "на речке на Ильинке, а в ней три выти: Илейка Максимов сын Солнашков, Спиря Михалев, пашни в поле середние земли дватцеть шесть десятин с четвертью, а в дву полех по тому ж". Или Или деревня Порохово Лосенков, "а в ней полторы выти: Илья да Ондрей, да Михалко, да Иванко Семеновы дети Лосева, пашни в поле добрые земли десять десятин с полудесятиною, а в дву полех по тому ж, лесу пашенного две десятины" (эт деревенька, судя по хозяевам, выросла на месте хутора Семена Лосева, который, собственно, и основал деревню - сперва как заимку, ну и т.д. Thor). Или Или деревня Дворище Белое Болото, "а в ней полвыти: Васюк Плешков, Максимко Леванов, пашни в поле добрые земли три десятины с полудесятиною, а в дву полех по тому ж, лесу пашенного и непашенного дватцеть пять десятин".
      Отнюдь не редкость и однодворки-хутора, как, например, деревня Хвостово Налескино на Бурьдукове Раменье, "а в ней четверьть выти: Тимоха Коробов, пашьни в поле добрые земли две десятины без четьверьти, а в дву полех по тому ж, лесу пашенного и непашенного на полверьсты".
      В общем, картина, согласно писцам, вырисовывается такая: "И всего в Узолской волости деревень и починков сто семьдесять девять и с погостом, а дворов в них триста тритцеть три, а людей в них четыреста одиннатьцеть человек, да две пустоши, пашни в поле добрые земли пятьсот шестнатцеть десятин с полудесятиною, а середние земли двести десять десятин, а худые земли двести восемьдесят три десятины с полудесятиною...". Т.е., в среднем на деревню приходится 1,86 двора и 2,29 мужика (без учета женщин и детей), и пашни хорошей земли по 2,88 десятины на двор, средней земли - по 1,17 десятины, худой - 1,58 десятины (десятина - несколько больше одного гектара, если что). Можно прикинуть, зная, сколько зерна требовалось на посев, и каков был приход, исходя из средней урожайности - со всеми вытекающими отсюда последствиями (семейный "бюджет" и прочее), ну и, само собой, прикинуть возможности снабжения большой рати хозспособом в местности, где разбросаны такие вот малодворки (и последствия для этих малодворок наезда добрых молодцев с саблями да саадаками).
      P.S. Кстати, тут же всплывает и вопрос о крестьянской "общине". Где она тут есть?

 
709400_original.jpg

 

Via

Saygo

Дела купецкие

      Интересная складывается картина, когда начинаешь рыться в поисках сведений о том, как развивалась торговлишка в восточной части Балтики. В XV в., и чем ближе к концу столетия, тем в большей степени, характер торговли изменяется, в тенденции, что наметились в XV в., в XVI в. получают дальнейшее развитие. Изменяется сам характер торговли - монополии Ганзы на ввоз-вывоз не то чтобы приходит конец, но у нее появляются конкуренты, с которыми она бьется не чтобы не на жизнь, а насмерть, но борется - и чем дальше, тем с меньшим успехом. Главный конкурент ганзейцев - конечно же, торгаши и шкиперы Нидерландов, в особенности это заметно в 2-й четверти XVI в. (когда за спиной голландцев встал император Карл V).
      Меняется торговая "сетка" - ганзейцы горой стоят за сохранение системы "стапелей", т.е. конкретных, четко определенных пунктов, где может осуществляться торговлишка, а это не устраивает конкурентов, которые тихой сапой, явочным порядком, рушат систему "стапелей" - в т.ч. и контрабандой, в особенности в приграничной зоне (неважно, какой - да хоть и русско-ливонской).
      В торговлю включаются "новые люди" - круг поставщиков товаров и покупателей расширяется, причем к "работе" подключаются те, кто раньше и не помышлял о торговле, но теперь, привлеченный возможностью быстрой наживы, решил рискнуть (про сетования митрополита Даниила я уже как-то писал), и на руку таким рисковым парням играет постепенное складывание системы кредита (против чего опять же выступают ганзейцы). Любопытно, но существует такое весьма обоснованное мнение, что в это время ливонские купцы (в особенности рижские и ревельские вместе с дерптскими) взяли на себя роль "генеральных" посредников в торговле Ганзы (а через нее Запада) с Русской землей и с Великим княжеством Литовским, и отдавать эту чрезвычайно выгодную позицию они не были намерены ни при каких обстоятельствах.
      Но самое главное- изменяется структура и соотношение товаров, поступающих на рынок. Традиционные воск и меха, древесина постепенно отходят на второй план, а на первый выходят иные. Вот, к примеру, какие цифры приводят для Ревеля - в торговых операциях тамошнего купчины толстопузого И. Сельхорста в 1506—1521 гг. воск составлял 17-23%, а меха 14-19% стоимости товаров, которые он переправлял в Любек. Спустя десяток лет, в 1531—1534 гг., воск составил в партиях товаров, которые отправлял Сельхорст и его приказчики в Любек, всего лишь 8%, еще меньше - пушнина, а на первое место однозначно выдвигаются лен и пенька (до 45 % стоимости товаров).
      Схожая картина наблюдается и в Риге (кстати, это двинский водный путь, не самый удобный из-за особенностей гидрографического режима на Западной Двине, но, тем не менее,связывающий Великое княжество Литовское с внешним миром). Долгое время воск играл главную роль в рижском экспорте - до 60 %, затем, с конца XV в., его удельный вес начал снижаться и в 30-х гг. XVI в., наряду с мехом, воск вошел в число явных аутсайдеров. А вот этого не скажешь о золе - в конце XV в. голландцы вывозили из Риги золы, дегтя, смолы и прочих продуктов лесопереработки до 90 % стоимости всех грузов. Затем доля "лесных товаров" снижается, и на первое место выходит хлеб (до 20-25 % стоимости груза, провозимого через Зунд), а в особенности - лен и пенька. Эти постепенно становятся рекордсменами и бестселлерами на рынке. В конце XVI в. из Риги вывозилось товаров, состоявших на 56-64% — лен, ленька и их семена, на 15-19% — зерно, на 9-12% — животноводческие продукты, на 6% — «лесные товары» и на 6-7% — воск.
      Вообще, лен, пенька, кожи, зола, деготь и зерно - вот главные товары экспорта из Ливонии (и через Ливонию) с конца XV в. Для Нарвы 2-й половины XVI в., судя по всему, лен, пенька и кожи - также главный продукт вывоза (а еще - сало).
      Еще один любопытный факт - взятие Иваном Грозным Полоцка никак не сказалось на развитии рижской торговли. Напротив, число судов, покинувших Ригу и прошедших через Зунд (а, значит, судов было больше - ведь не все же они шли через Зунд, многие сворачивали раньше - в Данциг, в померанские города, в тот же Любек) в 1562—1565 гг. составило 476 штук, в 1566—1569 гг. — уже 625, в 1571—1575 гг. наметилось снижение — 403, а в 1576—1580 гг. снова рост до 618 судов. Чтобы это значило?

 
Брюгге

 

Via

Saygo

Другой мир...

      Если вы думаете, что это про вампиров и кошмарных оборотней - то вы глубоко заблуждаетесь. Речь о наших предках, мелких "крысенышах" в ночном меловом подлеске, где они неплохо устроились, пока тиранно- и прочие завры выясняли отношения там, "наверху". И, похоже, что этих "крысенышей" было превеликое множество (как бы не на порядок или порядки больше, чем динозавров) - вот только знают о них очень немногие, поскольку уж очень они, "крысеныши", проигрывают на фоне гигантов, да и сохранность их крохотных скелетиков, мягко говоря, не очень - так, отдельные зубки, отдельные косточки и пр. Ну вот, к примеру, как вот эти:
 
004
 
003


      А вот эти косточки принадлежат двум недавно найденным в Монголии древним млекопитающим-прокенналестам (Prokennalestes). А поподробнее о них можно прочитать здесь:
      Ховур — уникальный источник сведений о раннемеловых млекопитающих Азии. Именно здесь палеонтологи нашли различных мультитуберкулят, триконодонтов, симметродонтов, древнейших плацентарных и других млекопитающих. Самые распространенные зверьки среди находок в Ховуре — прокенналесты. Это были небольшие, размером с землеройку животные. Здесь их обнаружили целых два вида: прокенналеста Трофимова и малого прокенналеста, который, как следует из названия, был меньше сородича

      А это наши герои-"крысеныши":
 
ховеулест


      И не стоит обольщаться их малым размером и как будто мимимишечностью - наши "крысеныши" (те, которые не были вегетарианцами) были весьма свирепыми хищниками. А как иначе то? Теплокровность дает массу преимуществ, но она же создает и массу проблем, а потому нужно есть, есть и еще раз есть - постоянно и регулярно, и помногу.

Via

Saygo
на Warspot'e вышла 1-я часть ливонской эпопеи, написанной вашим покорным слугой: Ливонский узел: наследство одряхлевшего ордена
      Как-никак, но в конце января (тут есть разночтения, когда именно, какого числа) 1558 г. царь Иоанн, прозванный за свою жестокость Васильевичем, могучим манием руки на немцев двинул свои полки. Это событие нельзя было не отметить - вот и отметили.

 
prussian_homage-df096c35108b7fe254b72ec3cb58ca44


      И Матейко со своей "Прусской присягой" тут совсем неслучайно, ибо коленопреклоненный новоиспеченный прусский герцог Альбрехт к этой истории имеет самое что ни на есть непосредственное отношение.
      P.S. Как обычно - прочитав, не забудьте лайк поставить, ибо доброе слово и кошке приятно!

Via

Saygo

Немножко логистики.

      Серия фотографий, которые дают некоторое такое представление относительно объемов задач, которые приходилось решать службам снабжения в Первую Мировую войну. Полевая хлебопекарня австралийцев, Западный фронт, осень 1918 г.:
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11



      Впечатляет, нет? А вот вопрос сторонникам тьмочисленной армии Дмитрея Московского - как решал Дмитрей проблему снабжения своего воинства (предположим, в 100 тыс. едоков, ну вот кк, к примеру, 4-5 дивизий австралийцев на Западном фронте в 18-м) на местности, где обычным явлением были деревни типа вот этой: Деревня Климохово: во дворе Третьячко Федоров, во дворе Захарко Терентьев, во дворе Семенко Нифонтов. Сеют в поле ржи 6 коробей, сена косят 60 копен. Пол-3 обжи". У Дмитрея не было, кстати, ни полевой узкоколейки-декавильки, ни полевого хлебозавода, а жрать его вои хотели каждый день, и желательно по 2 фунта хлеба и по фунту мяса - мужики здоровые, нагрузки будь здоров, а святым духом только монаси могут существовать, и то недолго.
      P.S. То, что речь о северо-западной деревне - не в зачет - в 1386 г. Дмитрей ходил на Новгород с не меньшим по составу войском, чем на Куликово поле, да и на юго-востоке деревни были такими же в ту пору.

Via

Saygo

Святые старцы

знали толк в оружии - и до чего же мне нравятся приходные и расходные книги монастыреские, чего в них только не найдешь! Вот, к примеру, опять же пара строк из Кирилло-Белозерской приходно-расходной книги. Братия не пожалела денег и раскошелилась в декабре 1613 г. на покупку у "Бораборские земли у немчина у Петра Чермного" (Бораборская земля - Брабант, что ли?) 40 самопалов, да у "гостя Аглинские земли у немчина у Ивана Ульянова про монастырьской обиход для осадного времени" 54 пуда и 5 гривенок (фунтов) пороху пищального и свинцу 28 пуд 156 гривенок (соотношение пороха к свинцу почти 2 к 1 выходит). Да в апреле 1614 г. "куплено у немчина Петра Петрова сына" 40 самопалов немецких, и дано было тому немчину из монастырской казны за эти самопалы 59 рублей 13 алтын и 4 деньги. В июле того же года братия прикупила пороху самопального 4 пуда 2 чети и 6 гривенок за 15 рублей и 32 алтына, да свинцу 7 пудов 1 четь и 7 гривенок, ценой 5 рублей 6 алтын и 4 деньги и вдобавок ко всему - еще и 12 пищалей немецких за 26 рублей 25 алтын и 2 деньги. А еще тогда же для монастырского обихода прикупили 41 замок самопальный за 4 рубля 8 алтын и 2 деньги.
      Самопалы - надо полагать, что все же речь шла не о ружьях с колесцовыми замками (уж очень сложны они были и деликатны), но с кремневыми, а вот пищаль - обычное фитильное ружье, примерно вот такое:

 
Мушкет_1610 г.

Via

Saygo

Про огнестрел

      Думаю, что всем (ну или почти всем) хорошо знакома вот эта фраза из рассказа московского посла Георга Перкамоты писцам миланского герцога Сфорцы про то, что вот "немцы совсем недавно ввезли к ним (московитам- Thor) самострел и мушкет, сыновья дворян освоили их так, что арбалеты, самострелы и мушкеты (stambuchine, balestre et schiopetti) введены там и широко применяются...".
      Оставим за бортом перевод, потому как тут явно переводчик накосячил - если schiopetti можно перевести как (условно) "аркебузы", а balestre как "арбалет", то со stambuchine есть проблемы - гугление показывает, что это есть specie di balestre, т.е. разновидность арбалета (любопытно было бы уточнить, что именно имеется в виду - то, что в английском именуется arbalest?), посмотрим лучше на пресловутые schiopetti. В знаменитой Zeugbuch Kaiser Maximilians I они выглядят примерно так:

 
Безымянный

      Разница между сообщением Перкамоты и появлением на свет "Арсенальной книги" - 16 лет(1486 и 1502 гг. соответственно). А вот и реальный экземпляр из Эрмитажа:
 
1081166_original

      Датируется ок. 1500 г. Общая длина 782 мм, калибр около 10,9 мм. Ствол литой из бронзы.
      А вот теперь любопытная подробность насчет каналов поступления оных карамультуков на Русь Святую. В мае 1498 г. магистраты Данцига вручили своим делегатам, отправлявшимся на очередной ганзетаг в Любек, инструкцию, согласно которой данцигским купцам по просьбе ливонского магистра из-за агрессивной политики Московита не должно было быть разрешено торговать с московитами muszquiteren до тех пор, пока отношения между Ганзой и Московией не изменятся к лучшему. Правда, судя по всему, все эти запреты приводили лишь к росту цен на оружие, которое поставлялось контрабандой - слишком уж выгодна была такая торговля. И, выходит, что один из основных (если не основной) канал поступления огнестрела в Россиию на первых порах - по балтийскому торговому пути, через Ганзу (и, вероятно, Данию) при посредстве ливонских городов.

Via

Saygo

Недомерок,

или позор честного семейства. Тяжелое детство- курить начал раньше, чем ходить, плохо ел, нехватка витамина D, много болел - и в итоге вышло Бог знает что, неподобие какое-то слабосильное и рахитичное, китайская копия-поделка оригинала. Одним словом - Pinocchio rex (что в переводе на язык родных осин и березок означает - "Тираннозавр-буратино")..
      В общем, что пишут о китайской находке, хищном Qianzhousaurus sinensis, палеонтологи:
      Самой выдающейся чертой строения динозавра оказалась длинные и узкие челюсти. "Это настоящий доберман-пинчер, длинномордый и остроносый, в отличие от Tyrannosaurus rex и Tarbosaurus, больше напоминавших питбуля, – заявил не принимавший участия в исследовании доктор Том Хольц из университета штата Мэриленд. – Перед нами еще одна вариация на тему тираннозавра".
      Ганьчжоузавр мог померяться ростом с любым своим родственником, достигая длины в 8-9 метров, 90 см из которых приходилось на череп. Но, в отличии от классических тирексов, он был намного грациознее и весил всего 750 килограммов.
      "Qianzhousaurus ломает шаблоны того, что мы обычно ожидаем увидеть в тираннозаврах, – рассказал соавтор Люя Стивен Брюссат из британского университета Эдинбурга. – Более длинноногий и поджарый, чем T. rex, он, вероятно, был хищником второго уровня, полагавшимся больше на скорость, чем на грубую силу". Добычей ганьчжоузавру, по всей вероятности, служили животные меньших размеров, чем настоящим тарбозаврам. Вероятно, именно этой разницей в рационе и объясняется то обстоятельство, что два эти тираннозаврида 66 млн лет назад жили буквально бок о бок....

      Вариации на тему Qianzhousaurus sinensis:

      Раз

 
Qianzhousaurus sinensis_20140521


      Два
 
qianzhousaurus_sinensis_by_kana_hebi-dai5vak


      Три
 
dims

Via

Saygo

Хе-хе,

а вот вам еще немножко славянского фэнтези:
 
184


      Угадайте с трех раз, что сие означает? Напоминает на борьбу Мордора с Белым городом, наступление орков, конец этого Мира и все такое прочее - тональность и цветовая гамма последних времен, истинно говорю Вам!
      P.S. Аффтара так и не нашел - поиск выдает кучу страничек со всякими Яроблудами, Косовратами и прочим псевдорусоязычеством...

Via

Saygo

Ливонская годовщина

      На днях исполняется годовщина начала Ливонской войны (но не той, о которой Вы подумали), и по этой причине ув. vikond65 написал большой большой пост на эту тему. И выдержан этот пост в сугубо традиционном духе - как писали о Ливонской войне со времен Очакова иль покоренья Крыма (того самого, первого).
      Само собой, я с таким подходом категорически не согласен, и чтобы не отвечать там (если честно, я давно уже убедился в бесполезности всяческих интернетных дискуссий и обсуждений), выскажу свои некоторые соображения здесь (имею право - и как хозяин журнала, и как несколько специалист в теме).
      Начнем с того, что термин Ливонская война" в традиционных временных рамках - изобретение историографии Нового времени. В "той" литературе (хрониках и летописях) такого термина нет, но есть целая цепочка взаимосвязанных конфликтов? из которых в произвольном порядке вырвали несколько и объединили под одним, неправильным по сути, названием.
      Сама по себе эта цепочка была обусловлена изменением расстановки сил и на политической, и на экономической сцене Восточной и Северо-Восточной Европы. "Актеры" сыгравшие средневековый "акт" исторической драмы, начинают сходить со сцены, а на смену им выступают новые, которым предстоит играть дальше. Ливонская "конфедерация" была одним из таких уходящих "актеров" - достаточно богатым, расположенным в удобное месте, но вместе с тем слабым (слабеющим), причем, как оказалось, слабость его прогрессировала на глазах и, как в той присказке, Ливония оказалась еще более "бумажным тигром", чем Тевтонский Орден в начале XVI в.
      Естественно, что на ее наследство появилось много желающих, и стремление поучаствовать в разделе имущества "больного человека Европы" и привело к конечном итоге к серии войн, которые, на мой взгляд, стоило бы объединить под общим названием "Война (или войны) за Ливонское наследство". Если брать в единственном числе, то тогда это конфликты, четко укладывающиеся в промежуток между 1555 и 1595 гг. Если во множественном - тогда нужно будет продлить эту "драму" аж до 1795 г. Но мы будем вести речь о "войне" в единственном числе, а эта война за Ливонское наследство включала в себя/состояла из следующих военных конфликтов:
      1) русско-шведская война 155-1557 гг. Густав Васа предпринял ее, рассчитывая на поддержку Ордена, который как будто демонстрировал благожелательное отношение к планам шведского короля (а он мечтал, в частности, стать монополистом на русском рынке, замкнув товаропотокимежду Россией и Европой на свой Выборг и рубить капусту, сидючи на этом месте).
      2) т.н. "война коадъюторов", внутриливонский конфликт, в который вмешалась Польша, навязавшая Ливонской "конфедерации" Позвольские соглашения, нарушавшие ряд договоренностей между Москвой и ливонцами и показавшая слабость военных сил "конфедерации". Отметим, что Корона давно вынашивала планы подчинения себе Ливонии, еще со времен «Великой войны» 1409—1411 гг., и деятельным помощником ее в этом деле был бывший магистр тевтонов, а ныне прусский герцого Альбрехт (зачем ему это нужно было - интересный вопрос, на который есть ряд спорных ответов).
      3) "А что, так можно было?" - подумал Иван Грозный, узнав о Позвольских соглашениях (а то, что ему было о них известно, я не сомневаюсь - московских "доброхотов" в самом высоком чине при дворе Сигизмунда II хватало с избытком). И когда ливонские послы явились к нему с ничего не стоящими бумажками, но не с "данью за дэсят лэт", он послал своих "коллекторов" показать злостному неплательщику, чтo с ним будет, если тот и дальше будет упорствовать. Вот и есть настоящая, чистая, без примеси Ливонская война 1558-1561 гг., в ходе которой Ливонская "конфедерация" перестала существовать и начался ее дележ между заинтересованными сторонами - Москвой, Краковым, Копенгагеном и Стокгольмом.
      4) Полоцкая война 1561-1570 гг. Действия Москвы в Ливонии стали поводом для очередного русско-литовского конфликта. Поводом, подчеркну, но не причиной - не было бы его, нашелся бы другой - противоречия между Москвой и Вильной были стары и остры, и то, что после Стародубской войны почти четверть века между Русским государством и Великим княжеством Литовским не было войны - так это "недоработка" с обеих сторон. Полоцкая же война, главным событием которой была осада и взятие Полоцка - часть 200-летней русско-польско-литовской войны за доминирование в Восточной Европе, начавшейся в 1484 г. и завершившейся только в 1686 г. Ливонский "фронт" в этой войне - не главный "фронт", более чем второстепенный. Да, кстати, отметим, что, по моему мнению, "Полоцкая война развивалась в строгом соответствии со сценарием 1-й Смоленской войны 1512-1522 гг. - сильный удар в начале войны, громкая оглушительная победа русских, а потом вялотекущая, позиционная война с переменным успехом, в которой стороны стремились улучшить свое положение на переговорах о заключении не мира, но перемирия - о мире и речи быть не могло, пока в руках московитов находился Смоленск и Северщина, а в руках литовцев - "Ярославово наследие".
      5) по времени с Полоцкой войной совпала 1-я Северная война Дании в союзе с Любеком против Швеции 1563-1570 гг., которая образовала, если так можно выразиться, "морскую" составляющую войны за Ливонское наследство.
      6) русско-шведская война 1573-1583 г., неудачная в итоге для России, закончившаяся утратой Нарвы и ряда приграничных волостей.
      7) Баториева война - еще одна, которая уже по счету русско-польско-литовская война, 1578-1582 г. Москва потеряла Полоцк, свои ливонские владения и ряд небольших волостей на западной границе.
      8) русско-шведская война 1589/90-1595 гг. Эта война замышлялась еще Иваном Грозным, но он не успел взять реванш над шведами, и его добился его сын Федор и "лорд-протектор" Русского государства Борис Годунов (правда, неполностью, ибо Нарву шведы все же удержали за собой).
      И не стоит при этом забывать, что эта войны России пришлось вести, имея серьезную проблему в лице Крымского ханства (с которым с 1552 по 1577 г. шла полномасштабная война, да и после напряженность в отноешниях Москвы и Бахчисарая оставалась немаленькой, вынуждая Москву все время отвлекаться на крымскую "украину") и никак не замирявшуюся "подрайскую" Казанскую "землицу" (где последнее из длинной череды мятежей крупное восстание туземцев пришлось как раз на время Баториевой войны и потребовало серьезных усилий по его подавлению). И это не считая чумы, неоднократных голодовок и голода, а также хозяйственного кризиса (охватившего всю Восточную Европу и первые признаки которого наметились в России еще на рубеже 40-х - 50-х гг. XVI в.).

 
500

      Вот такая вот выходит картинка с высоты полета орла, а не из мышиной норки или даже с высоты кургана.

Via

  • Записи в блогах

  • Комментарии блогов

    • Маски и интерьер
      Вообще, наверное, полезно иметь очень общее представление о большинстве африканских племенных религий (ну, пусть будет такое определение, коли лучшего нет под рукой): 1) есть некий Бог-Творец, который сотворил все - землю, людей, животных, растения, рыб, птиц, воды, горы, пустыни, духов опять же ... 2) Бог-Творец слишком сильно удален от своих творений и они оставлены им на земле самостоятельно решать свои проблемы - люди с людьми и другими объектами материального и нематериального мира. Сделал я вас - теперь плодитесь и уживайтесь! 3) в связи с этим обращаться к Богу-Творцу можно, но эффект, если и будет, то не скоро, да и неизвестно какой. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром, который делится на 2 части - подконтрольную человеку и неподконтрольную человеку. Во вторую входят дикие животные, лес, морские глубины, земные недра, и духи опять же.  4) чтобы улаживать дела с духами лучше всего иметь в мире духов "своих" - а это духи предков. Чем сильнее дух предка, тем он более качественно обеспечивает защиту интересов своих потомков. Поэтому надо, в первую очередь, чтить предков. А то они и обидеться могут и наслать в отместку какого-нибудь другого духа (например, болезни), чтобы потомки вели себя лучше. Морально-этические взгляды на жизнь воспитываются в специальных инициационных лагерях, где молодежь проходит подготовку, узнавая, какие духи за что отвечают и как с ними себя вести. Потом эта система поддерживается тайными обществами, а для пропаганды тех или иных норм существуют ритуальные танцы-маскарады, где маска является способом перевоплощения танцора. 5) иной раз находятся такие, кто при помощи духов пытается превысить свою власть в отведенном ему участке мира. Такой человек начинает или сам колдовать, или обращается к колдуну-профессионалу. И тут надо вовремя распознать беду, призвать на помощь духов предков, чтобы они повлияли на враждебных духов "там" и сообщили, кто является нарушителем тут. Для этого есть специальные ритуалы, в которых используются маски - с одной стороны, в них, при помощи особо структурированного звукового и колебательного поля (музыка, пение, движения в танце, постукивания) призываются защитные духи, которые живут в маске до окончания церемонии, с другой стороны - эти же маски помогают отпугнуть духов, помогающих колдуну. Когда колдуна обезвредят на астральном уровне духи предков и схватят телесно в этом мире, следует расправа, которая обычно производится при помощи особого растительного яда - от него колдуны дохнут окончательно и бесповоротно. А участники инквизиции не страдают от мщения других духов, т.к. были защищены масками. В общем и целом, с разными вариантами и дополнениями, это свойственно для большинства бантуязычных народов, а также некоторых других языковых групп Черной Африки. Но, поскольку культура масок очень широко распространена именно у бантуязычных народов, то, наверное, для осознания сущности участия маски в ритуале надо обратить внимание именно на их практики. 
    • Маски и интерьер
      Продолжим с обществами, масками и ритуалами. Еще вариант - маски "белой ведьмы", как они известны в народе. Это маска народа пуну из Габона. Традиционно общество пуну делится на разные кланы и роды, проживающие в разных деревнях. Помогать осознанию единства пуну как народа помогает общество мукудж. Помимо регулирования отношений внутри поселения, члены общества мукудж ведут судебные дела и выявляют злых колдунов, обеспечивая процветание общины. Маски для ритуалов окуи бывают мужскими и женскими, черными и белыми. У народов Африки белый цвет ассоциируется с миром духов, а также с чистотой и светом. Черный цвет ассоциируется с землей, силой, ночью. Таким образом, цвет маски не имеет значения в разделении масок на мужские и женские. Внешний вид масок мукудж соответствует идеалам женской красоты, принятым в Габоне. Прическа масок копировала прическу женщин пуну. Белые маски мукудж носили во время церемоний, проводившихся днем. Эти маски использовалась, в частности, в похоронных церемониях, когда мужчина-танцор на ходулях, с плетью, копьем или пучком ветвей в руках (помогавших удерживать баланс и служивших для выражения ритуальных действий) и в маске исполнял ритуальный танец. Они изображали дух женщины (доброй «белой ведьмы», представляющей женского первопредка пуну), который вернулся из мира мертвых для того, чтобы встретить и проводить в мир мертвых душу вновь усопшего члена общины. Однако этот тип маски не является погребальной, поскольку ее не надевали на усопшего, а лишь использовали в защитных траурных церемониях. Кроме того, маски использовались в разнообразных обрядах инициации, а также торжественными церемониями – например, достижении ребенком возраста в 1 месяц, свадьбе и т.п. Считалось, что при данных событиях желательно присутствие женского первопредка, благословляющего потомков. Так, добрая «белая ведьма» в ходе ритуала джайе благословляет детей, взяв их из рук матери, и, как отмечают исследователи, даже грудные дети при этом практически никогда не плачут. В ходе танца хор и танцоры окуи окружают мать с ребенком на руках и, указывая на них ветвями и копьями, благословляют ребенка, а потом кропят его заранее приготовленной водой. Страшно, аж жуть!?
    • Маски и интерьер
      Например, возьмем народность идома, живущую у слияния рек Бенуе и Нигер. Они земледельцы, верят в Бога-Творца, но считают, что общение с духами умерших предков позволяет поддерживать гармонию в обществе и баланс с силами природы. Для каждого случая у них есть особые половозрастные общества, которые выполняют ту или иную функцию в сфере общения с духами. Для этого используются маски и статуи. Белый цвет масок и статуй, как и в других частях Африки, используется для символического обозначения принадлежности объекта к миру духов. Так, у идома есть общество алекву, которое следит за тем, чтобы души предков получали своевременные подношения, и чтобы потомки замаливали перед предками грехи.  А общество оглинье является мужским половозрастным союзом, объединяющим воинов, которые в честном поединке убили человека, льва или слона. У них есть свои маски, которые применяются во время ритуальной пляски очищения икпа - ранее требовалось предоставить голову убитого врага, из-за которого, собственно, член общества и становился нечистым (такие представления о потере ритуальной чистоты воином, убившим врага, существовали у большинства народов по всему свету). Но со временем их заменили вырезанные из дерева маски. Статуи андженю изображают женских духов, населяющих кустарники по берегам рек. Они отвечают за плодородие, способствуют переходу душ умерших с земли людей в землю духов. Особая разновидность такой статуи, выкрашенная в черный цвет, символизирует преемственность рода и ставится рядом с умершим во время похорон. Собственно, вопрос - что страшного в этих ритуалах? Почему они являются какими-то вредоносными или разрушительными? Кстати, вот маска, которую продавец назвал маской народа идома - я затрудняюсь определить ее принадлежность к обществу. Как кажется, она сильно реалистичная и, скорее всего, относится к маскам-заместителям, используемым в ритуале икпа: Нет скарификации по щекам и на висках, а также полуоткрытого рта, демонстрирующего зубы. Это свидетельствует либо о нетипичности иконографии, или же о неправильности атрибуции. В любом случае, имея некоторое представление о том, какие ритуалы являются основными "потребителями" масок у идома, зададимся вопросом - и что? Чем эта маска плоха/вредна в интерьере?
    • Афростенд
      Ну и отлично - на неделе будем разбирать тайное общество оглинье А то много сложностей с масками общества оглинье и масками икпа (тж. икпоби, икпхи и т.п.) у народа идома.
    • Афростенд
      у меня изначальна эта версия была но приберег для эффектного финала