Скит боголепный

  • записей
    206
  • комментариев
    0
  • просмотров
    1 295

Авторы блога:

Об этом блоге

Записи в этом блоге

Saygo

Русское море

и мои любимейшие его обитатели.
      В юрском периоде распад древнего суперконтинента Пангея окончательно стал реальностью - он раскололся на два континента поменьше - северную Лавразию и южную Гондвану, уровень мирового Океана повысился, и вода затопила значительные куски прибрежных районов суши. Среди них оказалась и немалая часть нынешней Русской равнины. С севера на нее двинулись воды Бореального океана, а с юга - океана Тетис.

      Было (170 млн лет назад):
170

      Стало (150 млн лет назад):
150

      И вот в результате слияния вод двух этих океанов на территории нынешнего Поволжья и прилегающих к нему регионов раскинулось относительно мелководное (до 100 м.) Русское море, теплое, с отличными песчаными пляжами (правда, загорать на них не рекомендовалось - опасно для жизни) и одновременно транспортный коридор для неисчислимых морских обитателей всех мастей и размеров (имя им легион!). И среди этих жителей Русского моря два лично мне нравятся больше остальных.
      Первый из них - это Luskhan itilensis:
 
luskhan_1_2000

Его скелет (белым цветом помечены найденные кости, серым - недостающие) и для сравнения - аквалангист:
luskhan_8_703

      А интересен лусхан (названный так в честь лууса - духа-обитателя вод из монгольской мифологии) тем, что, во-первых, он заполнил эволюционный пробел между юрскими и раннемеловыми плиозаврами, а во-вторых, и это самое главное - он отказался от роли суперхищника и приспособился к поеданию мелкой рыбы и головоногих, которыми кишело тогдашнее Русское (или, как его еще называют, Среднерусское море). Отсюда и его забавный вид, чем-то смахивающий на дельфина или ихтиозавра. А подробнее о находке и самом хищнике можно прочитать здесь и здесь.
      А другой примечательный обитатель тамошних морей (и по совместительству один из последних представителей этого вида) - это ихтиозавр Leninia stellans (назван в честь уроженца Ульяновска В.И. Ленина, между прочим).
 
leninia

      Любопытна эта "блистательная лениния" не своим размером (всего лишь около 6 м) и не образом жизни (обычный ихтиозавр, охотник за мелкой и средней рыбешкой и головоногими), и даже не именем, а глазами. Они у него необычно крупные даже для других его сородичей по роду Ophthalmosauridae.
 
42317

      Немножко подробнее о находке можно прочитать здесь

      P.S. Лениния, как это и полагается, практически немедленно стала предметом скандала - а почему и кто был против такого названия, думаю, что догадаетесь сами!

Via

Saygo

Настоящая Жанна д'Арк!

      Вы таки думаете, что Орлеанская Дева выглядела вот так?
 
Joan of Arc

      Эге, как бы не так - такая вот Дева не протянула в тогдашних условиях и дня. А вот это - настоящая Жанна as is!
 
brienne-de-torth-game-of-thrones

      Уж она-то точно с этими обормотами быстро нашла бы общий язык и застроила бы их!
 
1447962260_1761182731

Via

Saygo

Классика...

      Размышляя над тактикой русского войска "классической" эпохи (т.е. времен последних Калитичей на московском престоле), вспомнил про характеристику, которую дал К. фон Клаузевиц кавалерии и той армии, которая составлена по преимуществу из конницы:
      "Кавалерия увеличивает начало подвижности в армии. Если она слишком малочисленна, то это ослабляет быстроту развития хода военных событий, так как все должно делаться гораздо медленнее (пешком) и все должно организовываться с большей осторожностью; богатая жатва победы уже не косится косой, а жнется серпом...
      При весьма многочисленной кавалерии мы будем искать широкого простора равнин и любить размах крупных движений. Находясь на значительном расстоянии от неприятеля, мы будем пользоваться большим покоем и удобствами, но не будем давать ему возможность пользоваться ими. Мы будем предпринимать отважные обходы и вообще смелые движения, ибо мы хозяева пространства. Поскольку диверсии и набеги могут быть действительными вспомогательными средствами войны, мы будем иметь возможность легко их применять...
      Кавалерия есть оружие движения и крупных решительных действий; поэтому увеличение ее состава сверх обычной нормы важно при весьма обширных пространствах, широкой маневренности и при наличии намерения нанести решительные удары...".
      И его же мысли об артиллерии:
      "Избыток артиллерии приводит к преимущественно оборонительному, пассивному характеру действий; при этом будут искать спасения главным образом в укрепленных позициях, в значительных естественных рубежах, даже в горных позициях, дабы местные преграды принимали на себя оборону и защиту многочисленной артиллерии, а неприятельские силы сами шли бы под ее губительный огонь. Вся война будет вестись серьезным, формально размеренным темпом менуэта.
      Напротив, недостаток артиллерии побудит нас отдавать предпочтение активному принципу подвижности. Переходы, труды и усилия станут нашим своеобразным оружием; война получит разнообразный, оживленный, замысловатый характер; крупные события будут разменены на мелкую монету...".
 
606927_original.jpg

Via

Saygo
      Все помнят известную гравюру из опуса С. Герберштейна про трех московитов
10
      Сочинение имперского дипломата, появившееся как нельзя более вовремя (дорого яичко ко Христову дню), моментально стало бестселлером, а гравюры из него - своего рода каноном. И кто только не извращался на тему конного московита, рисуя их то так, то этак, но основные детали образа варвара, облаченного в длиннополый стеганый халат м обрезанными рукавами и колпак, оставались все теми же. Вот и Lucas D'Heere, уроженец славного города Гента, не удержался и пошел по стопам иллюстратора герберштейнова писания, изобразив классического московита
21751384_1648021748570013_1774005666706970832_n
      А и то сказать - все при нем, при московите - и посадка на коротких стременах, и халат без рукавов, и колпак, и лук, и кривой "меч" в странных ножнах (по моде того времени). В темном переулке увидишь такого - и сразу узнаешь его из тысячи! Сила искусства и экспертного мнения, так-скать!

Via

Saygo
      Читаю тут анамнясь в одной весьма расхваливаемой книжке одного доктора исторических наук фразу, смысл которой заключается в том, что главная предпосылка существования суверенного субъекта политики - человек, имеющий независимый от государства источник дохода. Сразу всхрустнулось и повеяло духом святых 90-х! Одно мне, правда, не совсем понятно осталось - это такой юмор белых, который нам, черным, понять не под силу? Это он так стебется или же полном серьезе утверждает? О каком суверенном субъекте политики можно вести речь даже сейчас, не говоря уже о более ранних временах, если любой, кто в чем-то зависим от кого бы то ни было, уже не является суверенным субъектом политики (я не беру в расчет современные изощренные технологии манипулирования общественным мнением). И я не имею в виду даже наемных "синих воротничков" - а чем лучше их "белые воротнички", которые, по сути, тоже пролетарии, только продающие в обмен на некое денежное вспомоществование свой ум, а не руки. Расскажите мне про народоправство и демократию как власть народа, если этот народ повязан экономической (работает на хозяина, по его заказу, на его сырье и на его дворе) и личной зависимостью (в форме хотя бы тех же патрон-клиентских связей) с "лутчими людми" (и это без учета "общественного мнения" в лице мнения соседей, жителей квартала, улицы, братства и пр.). И в чем, в таком случае, урок "демократии и народоправства"?
      А на картинке все так благостно выглядит - и на земле мир, и в человецех благоволение, трогательное единение всех со всеми ...
 
795014_html_m22bde987

Via

Saygo

Палеохимики

       Несколько лет назад у Л.Б. Вишняцкого в его книге про неандертальцев встретил упоминание про находку неандертальского "клея" (смолы), которым они скрепляли свои орудия труда (и использовали еще для чего-то). В книге тогда было отмечено, что получена эта смола была путем низкотемпературной возгонки ("хай-тек" по неандертальски). И вот теперь археолог Лейденского университета Пауль Козовик экспериментальным путем отработал три технологии получения смолы (сгущенного березового дегтя), которыми могли пользоваться неандертальцы - Как неандертальцы клей варили.
ttar

      Совсем непросты были наши дядюшки, совсем не просты. И если бы Природа дала бы им шанс, то кто знает, не получилось ли бы на планете два человечества?

Via

Saygo
      Открываю с утра френту и оп-ля, снова на колу висит мочало - некто Феликс Разумовский, который вроде бы как историк (много их, историков, имя им легион - у нас в истории разбираются все, кто знает буквы и умеет из них складывать слова) рассказывает про то, как в "в древнем Новгороде возникло и существовало долгое время народоправство, говоря современным языком - гражданское общество" и про новгородские уроки русской демократии. (ссылку давать не буду - найти на раз-два можно, кому охота посмотреть-послушать).
      Любопытно было бы спросить - а что, допустим, в Твери или в Суздале разве не было "народоправства"? Чистейшей же воды презентизм - представления о современном государстве мы опрокидываем в прошлое и получаем, что и тогда, и сейчас оно, это государство-Левиафан, примучивает бедных подданных-граждан и не дает им жить вольно гражданским обществом. И что понимать под "народоправством" и "гражданским обществом" - если у нас существует местное, земское выборное самоуправление с "излюбленными головами", целовальниками, земскими дьяками и подьячими, если присланные из центра наместники судят и рядят вместе с местными "лутчими людми" на основании местных законов и обычаев, если местные обычаи и порядки легализуются верховной властью, которая защищает их от чрезмерных покусительств со стороны своих агентов и ищет у них, местных "лутчих людей", опоры и поддержки - это что, разве не гражданское общество? И что, разве в Твери, Суздале, Владимире, да на той же Москве - там что, отменили и запретили братчины, мирские сходы и пр. т.п. институты пресловутого "гражданского общества"? Вообще, откуда в Новгороде, тем более позднем, взялась "свобода" (свобода для кого и от чего?)? Если мы говорим о новгородской "свободе", так это "свобода" прежде всего для боярства, нескольких наиболее влиятельных и могущественных семей-кланов. И все. Подлого люда это ни в коем случае не касается - он в лучшем случае статист, и, чтобы найти окорот зарвавшимся боярам, новгородские "черные люди" могли потребовать внимания к себе и своим нуждам только через бунт и мятеж. Замечательно - это и есть истинная свобода и народоправство, когда "народу", чтобы его, наконец, услышали, нужно браться за оружие. Да, что-то как-то институты гражданского обчества не срабатывают, раз дело доходит до такого рода эксцессов. Достойный пример для подражания, что и говорить, урок и образец!
Н.С.Рубцов. Новгородское вече
      P.S.Что-то как-то кучно пошел плач за утраченные новгородские "вольности". Напрашивается мысль - это ж-ж-ж неспроста!
      P.Р.S. Если что, то книгу Лукина про новгородское вече читал внимательно, особенно избранные места, и мне она не понравилась. Автор утонул в море собранного материала и не сумел его обработать должным образом. Получилось длинно, нудно, невнятно и запутанно (хотя фактура, подчеркну, весьма богатая и полезная).

Via

Saygo

Бесподобно!

p6h4rhxHgwJlMQItUMrr_YS71rXbb5pIII8QcqS5

Большая подборка миниатюр посвященных военной технике (преимущественно второй мировой войны). В
В основном различная иностранщина, но и отечественные образцы встречаются.

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87WRUHoHgOMBB0EVu4d1g

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87UymsnDgfq8r1JlqmiVI

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87XuNsI7-WAJRHBa2rMOk

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87Trzj1EYqOxjtDBnndB_

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87fcxLWh0oB-2_z7XEqvS

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

IxUZmY_76m_WxGK_8Te87VMERIPzX9ASaDC78zgC

      P.S. Вот доживу до пенсии, дострою дом (я там себе уже отвоевал комнатенку на втором этаже особливую) куплю к тому времени компрессор с аэрографом - и займусь, наконец, сборкой тех моделей, которые у меня лежат в шкафу уже лет этак с 20 (как сын родился, так я это дело был вынужден забросить. Но мечта-то осталась!).

Via

Saygo

Афрофранцузы...

      Почему художники викторианской эпохи любили изображать зуавов - понятно. Яркий мундир, слава отличных солдат и все такое.
Христиан Зелль Старший
      Но вот немецкие баталисты того времени нет-нет, да разбавят зуавов-французов афрофранцузами (это при том, что уроженцы жаркой Африки в составе французской армии эпохи II Империи были совсем немногочисленны).
yJLmaKScC-c
 
vs0yRfv-mr4
 
CHbkS85En7U
 
JyXgAKmy0OA
      Добавить экзотики? Или здесь нечто иное? Более глубокое и серьезное?

Via

Saygo

Ремарка

      Пара слов за новгородскую республику и московский абсолютизм (по итогам прочтения комментариев к этому посту.
      Главная причина моего недовольства и одновременно печали - то, что реалии нынешнего времени (причем реалии, окрашенные густо-густо в розовый цвет) автоматически переносятся в эпоху, отстоящую от нас на несколько сотен лет, когда все было иначе - и трава зеленее, и вода мокрее, и люди другие. Для них, тех людей, то, что нам кажется диким, было вполне естественным и нормальным, и наоборот, и неважно, идет ли речь о "республике" или "монархии" с ее "абсолютизмом" ()я не случайно написал тогда, что это ярлык, родившийся в пылу политический борьбы в XVII - XVIII вв., если не раньше).
      По большому счету, разницы между новгородской "республикой" и московским "абсолютизмом" нет - и то, и другое есть некий способ легитимации прав элиты на осуществление властных полномочий, которые они приобрели тем или иным способом, с той лишь разницей, что в Москве великий князь (на то он и великий) играл существенно большую роль, чем когда бы то ни было в Новгороде (за исключением, быть может, совсем уж стародавних, допотопных времен). И так, и этак, но правящую элиту что в Москве, что в Новгороде, составляло боярство, но, на что стоит обратить внимание, в Москве так или иначе, но князь выступал в роли своего рода противовеса боярству и, как некий посредник, сглаживал противоречия между боярскими кланами с одной стороны, нивелируя их партикулярный интерес и направляя их энергию в нужном для государства русле. А с другой стороны - если обобщать, великий князь был арбитром и последней инстанцией в разрешении противоречий между "сильными мира сего" и простонародством ("царь-батюшка" - мне близка выдвинутая покойным Ю.Г. Алексеевым концепция "служилого государства").
      Безусловно, идеализировать эту схему не стоит - "хотели как лучше, а вышло как всегда", но так или иначе, но великий князь (в теории, ибо великие князья бывали разные) был препятствием на пути чрезмерного роста боярских запросов, держал их в узде, не позволял им слишком уж усилиться. Во всяком случае, олигархия - вещь малоприятная и не слишком эффективная. И в этом отношении у пресловутого московского "абсолютизма" историческая перспектива была, а вот у новгородской олигархии ее не было.
      Кроме того, стоит отметить (об этом опять же забывают критики московского "абсолютизма") - как бы это ни звучало странно и парадоксально, но демократии, сиречь народоправства, в Москве было не меньше, чем в Новгороде, но на низовом уровне, на уровне местного самоуправления. Государство ни там, ни тут не могло взять на себя функции местного управления, и потому местные "миры" самоуправлялись, основываясь на обычаях и традициях, устоявшихся веками. И верховная власть в эти вопросы не вмешивалась, не имея необходимого для этого административного ресурса. Другое дело, что и на местах власть все равно оказывалась в руках "лутчих людей", т.е. меньшинства, но так было, есть и будет - люди, увы, не равны (чтобы там не говорили прекраснодушие эльфы-философы). Одним словом, если мы определимся с понятием "народ", какой смысл в него вкладывать применительно к конкретной эпохи, то все встает на свои места. "Народ" вообще - понятие слишком неопределенное и, по большому счету, бессмысленное. Но если мы ведем речь о "политическом народе", т.е. о той его части, которая может и способна (и реально это делает) оказывать влияние и давление на власть (и участвовать в этой власти, пользоваться ею) - то это совсем другой коленкор. А что в Москве, что в Новгороде "политический народ" в принципе один и тот же, другое дело, что претензии "политического народа" на абсолютную власть в Москве сдерживались великим князем. И, поскольку "черный люд" в Новгороде в массе своей не изъявил особого желания биться за права и привилегии "политического народа" в противостоянии с Москвой, то возникает вопрос - а об чем, собственно страдания? О какой вольности и о какой свободе? Для кого? Или те, кто плачется об утраченной новгородской вольности - сплошь и рядом потомки новгородских бояр? Во всяком случае, для новгородских "черных людей" ситуация после падения пресловутой "республики" к худшему не переменилась - на низовом уровне все осталось более или менее по прежнему (да и наверху, складывается такое впечатление, спустя некоторое время все вернулось на круги своя - новая пришлая элита, сменившая старую, через одно-два поколения "обновгородилась", натурализовалась, так-скать, и пропахла сепаратистским душком - откуда и произрастают корни розыска и казней 1570 г.). Так что, по всему выходит, перед нами разговор в пользу бедных, политическая публицистика, не имеющая ничего общего с реальностью - так, набор красивых благоглупостей (а ни онни враг не сделает столько вреда, сколько исполненный благоглупостей и самонаилучших намерений дурак)...

      И картинка в тему, исполненная традиционных штампов и благоглупостей:
Н.С.Рубцов. Новгородское вече

Via

Saygo
      Казалось бы, после серии находок история четвероногих пионеров суши уже, можно сказать, почти что и написана, осталось лишь внести несколько последних штрихов (были, правда, некоторые маленькие такие облачка на горизонте, но они же маленькие, облачка эти, если прищуриться, то можно их и не замечать). Но не тут то было. Ex, rr говорится, Oriente lux, хотя, впрочем, не столько lux, сколько его противоположность. Короче - опубликованы результаты изучения найденной в Китае, в окрестностях города Нинся девонской ископаемой рыбы, получившей название (совершенно неудобоваримое) Hongyu chowi.

      Вот часть ее скелета:
2nd_hongyu-figure-1_rebalanced (1)

      А это реконструкция внешнего вида (частично):
 
2017_hongyu_v1 (1)

      Казалось бы, рыба и рыба, что в ней такого, однако все не так-то просто - Главная проблема изучения Hongyu chowi связана с мозаичностью его строения. Первоначально Мин Чжу (Min Zhu) из Пекинского института палеонтологии и палеоантропологии и Пер Альберг (Per Ahlberg) из Упсальского университета приняли его за обычного ризодонта (Rhizodontida) – представителя одной из древних и весьма далеких от освоения суши групп лопастеперых рыб. Однако дальнейшее изучение показало, что наряду с ризодонтными признаками у Hongyu имеются черты строения, характерные для ранних тетрапод и тесно связанной с ними группы Elpistostegalia. Причем речь идет о таких симптоматичных и важных в эволюционном плане структурах, как плечевой пояс и комплекс поддержки жаберных крышек....
      Т.е, выходит, что наш Hongyu chowi решил независимо от других пионеров суши обзавестись плавниками (?), ногами (?), плавногами (?) с тем, чтобы иметь возможность в случае необходимости выходить на сушу (?) - примерно вот так:
 
43EF867200000578-4854504-Climbing_out_of_the_water_our_ancient_tetrapod_ancestors_used_fo-m-50_1504694641393

      В общем, эта находка еще раз подтвердила, что эволюция никогда не складывает все яйца в одну корзинку, но объявляет тендер на освободившееся место в экологической нише.

Via

Saygo

Печали пост...

      Читаю у одного весьма почтенного и уважаемого мною ученого-биолога за его книги фразу:
      "Копия картины "Марфа посадница", изображающей трагическую гибель новгородской республики под пятой московского абсолютизма...".
      В одной короткой фразе все неверно и безнадежно устарело, более того, я бы даже так сказал - вредно. Почему - не было ни новгородской республики (откуда может взяться республика в Средневековье? Нет, для избранных она может быть и была, но это не то, о чем стоит сожалеть), ни какого-то там московского абсолютизма с пятой, коей он всех и вся давит и плющит, а какую-то там виртуальную свободу в вакууме в особенности (прямо таки образы всплывают из детства - Джек Лондон, "Железная пята", апокалипсис и прочее). Откуда в Москве конца XV в . (а хоть и веком позднее) мог взяться абсолютизм? Да и был ли он, этот так называемый абсолютизм? Термины и ярлыки, порожденные в ходе политической борьбы XVIII - XIX вв., на удивление живучи оказались - впрочем, а стоит ли этому удивляться? Если на небе зажигают звезды, значит, это кому-то нужно?
 
643132_original.jpg

      P.S. Вспомнил историю про обаятельных, няшных и кавайных тверских князей и негодяистых и бестолковых князей московских... И другой момент - Козьма Прутков сказал как-то, что специалист подобен флюсу, его полнота одностороння.

Via

Saygo
Камрад oleggg888 написал пространный пост про "хоровод" aka "карусель" aka "tantz", который сопровождаем прелюбопытными комментариями - стоит их сам пост прочитать, и с комментариями ознакомиться.
Написание данной заметки меня подтолкнула с одной стороны прочтение  относительно новой статьи Л. А. Боброва в 8 выпуске «тюрко-татарских государства», специально посвящённой степному «хороводу» а с другой постом про рейтарский хоровод комрада thor-2006
В последнем  можно прочитать коментарии. Там есть «удаленный коментарий» комрада sasa (насколько понял, автоматически скрыт из-за вставленной картинки). Но  т. к. отвечал он мне, и я его могу увидеть через почту, то  осмелюсь выложить основную часть поста здесь.
По времени в Европе применялся вполне себе долго - еще в 15 веке аналогичным способом использовали арбалетчиков. Из "Военной книги" Филиппа фон Зольденека, 1490 г.:"Далее, во время взаимного нападения /конных отрядов/, стрелки /т.е. арбалетчики/должны располагаться напротив врага и вблизи своего отряда, на расстоянии броска камня или чуть дальше, с правой стороны своего отряда и немного впереди него. Перед тем, как передние /бойцы/ /враждебных/ отрядов собираются столкнуться друг с другом, стрелки должны прицелиться в тех, кто находится позади /вражеского/ баннера и дать залп, чтобы рассеять тех, кто скачет за баннером; от этого их /т.е. вражеский/ строй не получит вовремя поддержку, и твои, кои прорвутся вперед, не понесут никакого вреда от тех, кто скакал за баннером. Сразу после залпа стрелки должны отвернуть от противника и /скакать прочь/, без остановок, покуда вновь не зарядят /свои арбалеты/; обычно это происходит слишком медленно, так, что пока они снова будут готовы /к стрельбе/, отряд либо одержит победу, либо обратится в бегство. Также было бы хорошо, если бы стрелки атаковали и обстреляли врагов, сопровождающих баннер, с левой стороны, чтобы рассеять знаменную группу, и чтобы сам баннер упал".
Вот тут это и нарисовано на заднем плане

46499_original.jpg
То есть маневр - наехать, выстрелить, развернуться - есть, похожесть на улитку тоже но вот второго выстрела сделать могли и не успеть, потому что все интересно заканчивалось. Впрочем, это касается арбалетов с кранекенами и стальными луками. Арбалет со стременм и композитной дугой можно взвести быстрее, верхом стрелять из него вполне можно, так что могли и раньше наскаивать).

Т.  е. для сравнения мы можем взять «хороводы» западноевропейских арбалетчиков, карабинеров/аркебузиров и рейтаров/пистольеров. Разницы с «хороводами» лучников разумеется не может не быть – арбалетчики, аркебузиры и пистольеры делали выстрел, находясь по фронту к противнику, а на других частях «хоровода» перезаряжали свое оружие; лучники же делали по фронту несколько выстрелов, а на других частях «хоровода» давали отдых рукам и могли пополнить запас стрел.  Тем не менее, общность налицо, и может, в частности свидетельствовать о глубоких корнях этого приёма.

Пост про статью Л. А. Боброва о крымско-татарской тактике ,  в частности про хоровод ,   вызвал бурное обсуждение. Многие моменты, высказанные оппонентами, коих не было в этой статье, с присутствуют в выше названной последней статье.
Уже давненько была статья (Горелик М.В. Степной бой (из истории военного дела татаро-монголов) // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 1990. С. 155–160.), где впервые было введено понятие «хоровод» («монгольская  карусель») и «три напуска. Это стало базой для теоретических построений о степной тактике, которых придерживаются и продвигают Бобров Л. А. и его единомышленники. Пост про «три напуска» уже был.
Теперь заострю ещё раз внимание на «хороводе» (об этом было много написано в предыдущих заметках, и в спорах в коментариях, но можно обобщить все это). Как мне представляется «школа Горелика» предполагает следующие тезисы.
-«хоровод» являлся одним из основных приёмов в полевом сражении 13-16 вв. (а для крымских татар – основным).
-хороводы были «внешние», которые окружали противника, и классические, которые крутились перед фронтом противника
-- «классический» хоровод представлял построенное в кольцо войско, крутящееся перед строем противника.
-«убийцей хороводов» стало «ойратское ноу-хау» - поголовное вооружение легкой конницы копья.
Оспорить можно каждый пункт. Начнём с того, что термины «хоровод» и «карусель» придумал сам М. В. Горелик, хотя из-за частого употребления можно подумать об его историчности. Есть только термин «пляска» у Герберштейна.
Классический хоровод. «Теория хоровода» основывается на двух сообщениях. Основной – сообщение Герберштейна, который довольно подробно описал этот приём. Второй – один момент в сочинение Марко Поло, который можно перевести, что монголы в сражении «скачут кругом и стреляют». К этому добавляют слова Бабура начала 16 в. о том, что при «одном из способов нападения» лучники не отступают, а стреляют, двигаясь вперед и назад. Нет оснований утверждать, что описано нечто несуществовавшее. И скорее всего в каждом случае речь идет о близких друг другу тактических приемах или даже одном и том же. Только из слов Герберштейна можно подумать, что этот приём является основным (только потому, что только его он и описал). У Марко Поло много описаний действия монголов в бою, в основном видна схема «опустошили колчаны и вступили в бой булавами, топорами, мечами, а так же копьями»; и только в одном месте неясно описывается подобный прием. Бабур прямо указывает, что это только один способ нападения.
Даже описание Герберштейна не говорит о том, сколько всадников скакали в «кольце» (понятно только, что он говорил об одном кольце). Л. А. Бобров сам говорит, что большое кольцо сложно для управления, но при этом в его схеме всё татарское/казахское (а это тысячи всадников) войско крутится перед противником. При этом свидетельства многочисленных сражений никогда не говорит о таком большом кольце, в котором татары или иные крутятся перед строем противника. Как уже отмечалось в предыдущих сообщениях, мне представляется, что «хоровод» представлял собой вариант «травли» (беспокоящих действий), когда каждый «эскадрон» крутился отдельно. Собственно все описания действия «степняков» говорят, что они действовали не одной массой, а группами в несколько десятков или максимум пару – тройку сотен всадников. Это и обеспечивало общему строю маневренность и позволяло уклоняться от контрударов (кольцо же в тысячи всадников перестанет функционировать при любой контратаке, ибо стреляющее кольцо – это единое целой, и даже просто отход на одном участке ломает движение всего кольца).
В последней статье Л. А. Бобров сделал добавления.  Можно предполагать, что в целях улучшения управляемости войсками степные полководцы могли раскручивать перед вражеским строем не одно большое кольцо всадников, а несколько малых «хороводов», каж- дый  из  которых,  насчитывал от  нескольких десятков,  до  нескольких сотен  конных  лучников. Собственно это и есть то, что я считаю тем, что был в реальности «хоровод», только я считаю эти действия «травлей». Так же в новой статье написано: В некоторых случаях, небольшие стрелковые «хороводы» могли применяться для авангардных дистанционных боев (рус. «травля») с целью провоцирования врага на неподготовленную атаку, проведения разведки боем, изучения общей боеготовности войск противника и т.д.
Так же было добавлено описание Курбского один из эпизодов  Казанского взятия 1552 г. «тогда они [татары] погнались за ними [московитами], и достигли обоза, и начали над нашими шанцами кругами ходить и гарцевать, стреляя из луков, подобно частому дождю». На этот пример «хоровода» обратил внимание ещё О. Курбатов.  Собственно это единственный пример описания «хоровода» в  конкретном боестолкновении. Я использовал его для обоснования того, что «хоровод» - это один из приёмов травли. Собственно об этом тут прямо написано, т. к. «гарцы» по-польски (а Курбский насытил своё произведение польскими словами – шляхта, рада  и пр.)  и есть «травля (в комментариях спрашивали « почем?», но я и здесь расписывать не буду – сравнение большого количества употреблений этих терминов в польских дневниках и русских разрядных  и летописных повестях показыавет, что речь шла об одном и том же); и здесь указана на действие «кругами», а не «кругом».
Далее добавляется описание Стрыйковского Синеводской битвы 1362 г., где говорится о татарских «танцах». Я сравнивал слова Стрыйковского и Герберштейна свидетельство того, что у них один общий источник, и он не русский (так же слово «бахматы» в герберштейновском описании татар употреблялось поляками в начале 16 в., но не употреблялось в Русском государстве). Об описании Стрыйковским сражений войск ВКЛ в 14 в. уже была заметка  - это придуманные автором «подробности» ,  которыми он дополнял записанные в начале 16 в. легенды о деятельности Гедимина и Ольгерда. Причем татарские «танцы упоминаются дважды – ещё раз в описании мифической Окменской битвы 1331 г.. между литвинами и тевтонцами  (татаре зас звычайным танцем и закривленым шиком, розно рострелялися утечку, яко есть их обычай змышляючи, a неприятелем гонячим умыслне шики мЂшаючи). Тут уже не просто  упомянуты «танцы», как в описании  Синеводской битвы, а поставлены рядом с «изогнутым строем» и ложным отступлением. Собственно это описание сражение в возрожденном античном стиле «как должно было быть». Напомню, что во времена Стрыйковского войны с татарами – это набеговые действия, преимущественно мелкие набеги; даже столкновения крупных группировок обычно ограничивались травлей (т. е. актуально было описание именно гарцев/травли татар, а не манера  действия татар в «большой драке»). И в любом случае, представлены не реальное описание сражения, а отображены некоторые представления о татарской тактике, а так же советы по противодействию ей. Тем более там не указано, что «танцы» - это только «гарцы кругами», а не действия застрельщиков вообще (хотя и «хоровод» в описании Окменской битвы угадывается – опять же нет речи об одном круге).
И возвращаясь к «европейской карусели», которой крутили арбалетчики, аркебузиры и пистольеры – всё это действия застрельщиков, действия небольшими группами (т. е. таже «травля»). Несколько особо стоят действия пистольеров, которые действовали довольно крупными эскадронами. Их караколе-хоровод был придуман против пехты, в которой преобладали пикинеры; и на фоне действий всего войска это был вспомогательный элементы – поддержка действий своей пехоты или атакующей кавалерии.
Внешний хоровод. В статье о крымско-татарской тактике примером «внешнего хоровода» (окружающего войско противника) была предполагаемая тактика  татар в Солхатской битве 1434.. Сам Л. А. Бобров ещё в прошлой статье по поводу «внешнего хоровода» писал, что сложность его в том, что всаднике на одной стороне не видели, что происходит  на другой стороне. Развивая эту мысль, можно сказать, что любая контратака ещё в большей степени дезорганизовывало движение в кольце окружения, чем в  случае «классического хоровода».  При этом совершенно непонятен смысл двигаться всаднику по окружности в несколько км (о чем сведений собственно  и нет). Да, само движение имело смысл – труднее попасть и «мельтешение» психологически давило на противника. Но опять же практичней (и в контексте общего принципа расчлененного боевого порядка степняков) было бы действие отдельными группами. И главный принцип «пляски» - у лучников отдыхали руки, когда они были на определенной части кольца – тут рушится. Здесь, как мне кажется, получается подмена понятий – «кольцо окружения», примеры которых можно найти много, и не только у степняков, обращается в новую сущность «внешний хоровод», который  представлял якобы разновидность «классического хоровода».
В последней статье Л. А. Бобров привел новые аргументы (которые ранее я читал в комментариях  к моему посту) по поводу «внешнего хоровода». В китайском описании монгольской тактики в первой половине 13 в.: «если частокол алебард выставлен из строя противника и конница, получив сопротивление, прекращает свою атаку, то монголы устанавливают кольцо всадников вокруг противника, которые на отдалении патрулируют и время от времени пускают стрелы, вынуждая противника тратить силы на передвижения, через некоторое время такого напряженного противостояния у противника обязательно кончится продовольствие». Тут говорится об обычном кольце окружение, и даже прямо идет речь о том, что обстрел вёлся периодично (а гипотетический хоровод ведь предполагал непрерывную стрельбу), и уж скорее говорится о группах-патрулях, чем о сплошном кольце. И в целом описание отлично подходит под понятие «травли», применяемой в данном случая для держания окруженного противника в постоянном  напряжении.
Далее в качестве примера приводится два описания разгрома монголами венгров в 1241 г. В первом просто говорится об окружении: окружив его, принялись выпускать по венграм бьющие как град стрелы. Другое свидетельство чуть живописнее: о втором часу дня все многочисленное татарское полчище, словно в хороводе, окружило весь лагерь венгров. Одни натянув луки, стали со всех сторон пускать стрелы, другие спешили поджечь лагерь по кругу. Тут в переводе дано тоже слово для обозначения окружения (хоровод), которое было придумано в конце 20 в. для определения обсуждаемого тактического приема. В результате это свидетельство становится очень красивой иллюстрацией  для «теории хоровода». Но где есть намёк, что в этой битве монгольские всадники в едином кольце кружились вокруг огромного войска противника, а не окружили кольцом «эскадронов», каждый из которых маневрировал на своем участке?
Далее приводится сравнение с тактикой индейцев 19 в.,  которые действительно окружали вагенбурги колонистов, скача вокруг них по кругу. Но тут окружность уже получалась далеко не несколько км, да и конной контратаки не предполагалось (не говоря о том, что во время движения по кругу непрерывной стрельбы из лука не было – оказывалось, прежде всего, психологическое воздействие). Да, это говорит, что и при схожих обстоятельствах так могли действовать степные лучники. Но не более. И в Евразии подобные обстоятельства были далеко не типичны.
Убийца хороводов. Военные успехи ойратов в 17 в. бесспорно велики – сплоченность, дисциплина и боевой дух всегда делали своё дело. В прошлом заметке я достаточно высказался по поводу сомнения того, что поголовное вооружение копьями ойрайтов в 16-18 вв. перевернуло тактику, и свело на нет «хороводы». Почему это никто раньше якобы не сделал – загадка. Может дело в том, что копьё не так уж и дает преимущество в атаке, особенно на слабобронированного противника? По факту нет указаний, что ойрайты благодаря копьям срывали «танцы» лучников. Собственно есть общая практика – действия застрельщиков можно сорвать атакой. И копья тут совсем не причём (только как бонус) – ключевую роль будут играть сила и скорость коней и умение эффективно организовать атаку.
В последней статье Л. А. Бобров  сообщение о Синеводской битве приводит пример того, что атака с саблями и копьями «смешала татарам танцы».  Он приводит это пример атаки «панцирной кавалерии» (хотя там не сказано о преимуществе атакующих перед татарами в защитном вооружении; да и сабли поставлены впереди копий). Однако, напомню, это не описание сражения, а мысли писателя конца 16 в. о том, как нужно сражаться с татарами. В реальности для противодействия русской и татарской травле в польско-литовском войске развивали собственных «гарцовников». А то, как происходила «большая драка», а не стычки – это другая история.

      P.S. От себя добавлю, что высказанный автором поста тезис о том, что в пресловутом "хороводе" участвовало небольшое число всадников (от нескольких десятков до нескольких сотен) лично мне представляется более приближенным к действительности, чем представление о "хороводе" типа вот этого:
караколе_2

      На означенной картине П. Снайерса глубокая колонна рейтар атакует строй пехоты (на что совершенно верно указывает ув. oleggg888, и это очень, очень специфический случай. Нетрудно заметить, что в случае с кавалерией против кавалерии караколирующая колонна рейтар/кирасир много, много меньше - эскадрон, не больше:
караколе _1
      Применительно к русской тактике того времени О. Курбатов писал про стремление русских воевод в больших полевых сражениях действовать от обороны, опираясь на укрепленный лагерь, из которого выезжали биться/травиться конные сотни/полки. Если же принят во внимание, что, как правило, русские полевые рати были немногочисленны, то длинная колонна всадников, закручивающая "хоровод" перед неприятелем (по типу нарисованной Снайерсом) была физически невозможна, не говоря уже о таких деталях, как невозможность ею управлять и пр. И, само собой, "хоровод" - это один из тактических приемов, быть может, важнейший, однако отнюдь не единственный.
      P.S. Кстати, при ориентации русских воевод на "малую войну" откуда у них мог взяться опыт выстраивания таких монструозных колонн, как на картине Снайерса?

Via

Saygo
Муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх... Не удержался и решил запостить этот ШэдэврЪ вместе с сопроводительным текстом.
21272549_1496915940372182_833591610063229043_n
Grandes batallas de los husares alados polacos
Batalla de Hodów, en la que 400 Polacos vencieron como minimo 40 000 Tártaros (algunas fuentes mencionan de hasta 85 000 Tártaros)
Battalla de Orsha, en la que 30 000 Polacos vencieron a 80 000 Rusos.
Batalla de Kircholm, en la que 3000 Polacos vencieron a 12 000 Suecos.
Batalla de Klúshino, en la que 5800 Polacos vencieron a 35 000 Rusos y Suecos.
Batalla de Chocim (1621), que finalizó con la derrota Turca.
Batalla de Beresteczko, en la cual derrotaron a los rebeldes Cosacos ucranianos. Bajas - 700 Polacos y 30.000-40.000 Cosacos y Tártaros.
Batalla de Połonka, en la cual 13 000 polacos vencieron a 24 000 Rusos.
Batalla de Chocim (1673), que finalizó con la derrota Turca.
Batalla de Viena, en la que colaboraron para levantar el asedio de Viena.
Batalla de Kliszów, su última gran batalla, que acabó en derrota polaca frente a los Suecos.
Текст на гишпанском, но перевод не требуется - и так все понятно. Чистейший образец, просто таки беспримесный, и к тому же самого нижайшего пошибу, антикварной истории по Ницше...
P.S. Утащено из Мордокниги.

Via

Saygo

Всхрустнулось

вчера вечером, когда увидал в Сети вот эту картину:

Richard Beavis. The King's Cavalry Moving into Position for a Charge at Naseby (перевод, думаю, что не нужен - а так все предельно ясно):
 
Richard Beavis - The King's Cavalry Moving into Position for a Charge at Naseby

      И вот что любопытно - еще со школьной скамьи невзлюбил я "круглоголовых" и ихнего атамана Карлуса Кромвеля. То ли "Пуритане" Вальтера Скотта оказали свое влияние вместе со сценой казни Карла I в "Двадцать лет спустя", то ли что-то более глубинное (ощущение какой-то подлости, двоемыслия и внутреннего негодяйства как ведущего мотива в действиях того же Кромвеля и присных его), но неприятие сугубо иррациональное, да. "Кавалеры" - это люди со всеми их достоинства и недостатками, а "круглоголовые" - какие-то схемы, запрограммированные машины.

Via

Saygo

Хоровод

      В старых записях уважаемого antoin нашел картину Питера Снайерса (того самого, который нарисовал "Битву при Кирхгольме") под простеньким таким наименованием - "Битва" (Een veldslag). Вот она:
694495_original.jpg

      Говорят, что на ней изображено сражение при Вимпфене в 1622 г., в ходе которого войско Священной Римской империи и Католической лиги под командованием Иоанна Церкласа Тилли и Гонсало Фернандеса де Кордоба одержали победу над протестантской армией Георга Фридриха маркграфа Баден-Дурлаха.

      Гравюра из "Theatrum Europaeum" на эту тему:
1280px-Merian_Theatrum_Europaeum_Schlacht_bei_Wimpfen_1622

      Картина чем интересна - мелкими деталями, позволяющими живо представить себе тактику той эпохи. Вот, к примеру, "квадраты" пикинеров, окаймленные мушкетерами и с мушкетерскими же "рукавами" на углах:
рукава

      А это караколирующая кавалерию
караколе _1

      А это пришедшая в смятение кавалерия (кирасиры? рейтары?), обстрелянная с фланга неприятельскими мушкетерами:
удар с фланга

      А вот артиллерийская батарея, палящая картечью по атакующим неприятельским кирасирам:
батарея

      Но самый интересный фрагмент картины - вот этот:
караколе_2

      По ходу дела здесь изображена караколирующая колонна рейтар, атакующая неприятельскую пехоту. И чем этот маневр сильно отличается от татарского или русского "хоровода"?

Via

Saygo

Кошка? Кошка!

Думаете, это обычная домашняя кошь? А вот и нет - это свирепая черноногая кошь, Felis nigripes, обитательница Южной Африки.

0_ae63c_47ca062a_orig.jpg

Черноногая кошка (лат. Felis nigripes) – одна из наиболее таинственных и малоизученных представителей семейства плотоядных. Места ее обитания ограничиваются несколькими странами на юге африканского континента, такими как Намибия, ЮАР, частично Ангола и Зимбабве, и, возможно, Ботсвана, где сохранились исторические сведения о черноногих кошках, не подтвержденные более поздними открытиями.

Черноногие кошки, считающиеся самыми маленькими дикими кошками Африки, ведут борьбу за такой же титул мирового уровня с тремя главными соперницами – чилийской кошкой (кодкодом) и ржавой кошкой, обитающей в Индии и Шри-Ланке. Длина тела взрослого самца черноногой кошки не превышает 50 сантиметров, самки – 40 сантиметров, длина хвоста варьируется от 8 до 20 сантиметров.

0_ae6d3_86ee3db5_L.jpg

0_ae643_8f915f13_orig.jpg

Эти миниатюрные хищники используют свою защитную окраску и ночное время, чтобы скрыться от врагов и быть незаметными для добычи. Их крупные, округлой формы уши улавливают каждый звук, а большие глаза прекрасно приспособлены для охоты в ночное время. За сетчаткой глаза расположен особый сосудистый слой (тапетум), выполняющий функцию отражателя, необходимого для ночного зрения. Он увеличивает зрительную способность и вызывает ярко-голубое свечение глаз.

0_ae644_d2c78dcb_orig.jpg

Неофициальное название черноногой кошки – «муравьиный тигр». Это связано с тем, что эти кошки предпочитают селиться в опустошенных термитниках, норах трубкозубов, долгоногов или дикобразов.

Черноногие кошки – неутомимые охотники. За одну ночь они проходят около шестнадцати километров в поисках добычи – мелких млекопитающих, особенно песчанок и землероек, а также птиц, насекомых и рептилий. Каждые полчаса черноногая кошка совершает один прыжок за добычей, и более шестидесяти процентов таких прыжков имеют положительный результат.

0_ae63e_90276e8f_orig.jpg

В охотничьем азарте они не остановятся и перед жертвой, дважды превышающей их собственный размер – черная дрофа или заяц также могут оказаться в цепких когтях черноногого хищника. Недоеденные останки кошка складывает в норе, чтобы впоследствии вернуться. Черноногие кошки охотятся всю ночь напролет, при любых погодных условиях.

Их способность к выживанию вызывает восхищение. Как любое пустынное животное, черноногие кошки могут длительное время обходиться без воды, добывая ее исключительно из поглощаемой пищи. Однако не каждый обитатель засушливых краев может похвастаться тем, что в его меню входит 54 вида различных животных. И это не считая привычки «муравьиных тигров» рыться в отходах.

0_ae63f_9308e1b4_orig.jpg

О хищном характере черноногих кошек ходят легенды. В некоторых племенах бушменов верят, что такая кошка способна убить даже жирафа. Несомненно, это преувеличение, однако даже в самом юном возрасте черноногая кошка проявляет свирепый характер охотника.

Очевидцы рассказывают, как им пришлось наблюдать за полуторакилограммовой кошкой, которая больше часа выслеживала страуса весом восемьдесят килограммов, сидевшего на гнезде. Когда кошка уже приготовилась к прыжку, страус встал на ноги (при этом его ступня оказалась длиннее туловища охотника) и скрылся в облаке пыли.

0_ae641_3698be06_orig.jpg

При обилии добычи, закапывает ее в тайниках и по мере надобности возвращается к ним. Кроме сезона размножения ведет уединенный образ жизни. У самцов большие участки — до 12-15 км2. Они частично перекрывающиеся с участками нескольких самок. Границы своей территории кошка метит. После спаривания самец и самка расстаются. Самец в выращивании молодежи участия не принимает.

Беременность черноногой кошки длится 63-68 дней. На свет появляются обычно 1-2 розоватых полуголых котенка. Котята покрываются полностью шерстью к шести неделям. В три недели котята уже выходят из логова и обследуют окрестные местности. При опасности, вместо того, чтобы бежать назад в логово, котята рассеиваются по пустыне, прячутся в ближайшем укрытии и замирают до тех пор, пока мать не позовет их.

0_ae642_65db8d2d_orig.jpg

Когда котятам исполнится около пяти недель, самка начинает приносить в логово живую добычу, позволяя котятам учиться охотиться и умерщвлять добычу. Лактация длится до 6 недель. В возрасте 7-8 недель котята начинают охотиться самостоятельно.

На вид не ведется целенаправленной охоты, но животные часто гибнут от ядов и ловушек, предназначенных для шакалов и других хищников.  Потеря мест обитания (выбивание пастбищ домашним рогатым скотом) также ведет к снижению численности популяции вида.  Может создавать гибриды с домашней кошкой, что также несет угрозу существования виду.

Признано два подвида Felis nigripesF. n. nigripes - Намибия, F. n. thomasi - Ботсвана.

Черноногая кошка внесена в Международную Красную книгу и Конвенцию CITES.

В 2011 году очаровательная парочка новорожденных котят, появившихся на свет в Центре Исследований исчезающих видов животных в Новом Орлеане, даже не подозревают, насколько они уникальны.

Черноногие котята из пробирки

Двое африканских черноногих котят, представителей исчезающего вида, который редко можно увидеть в неволе, стали первым потомством, родившимся из замороженных эмбрионов с помощью искусственного оплодотворения.

Черноногие котята из пробирки

Пара черноногих котят (самцов) появилась на свет у суррогатной матери по кличке Бижу 13 февраля 2011 года, но их история началась значительно раньше, в 2003 году, когда сперма шестилетнего самца Рамзеса из Омахи, штат Небраска, была собрана и заморожена. Затем эксперты из отделения репродукции исследовательского центра Омахи отправили ее специалистам из Нового Орлеана.

Черноногие котята из пробирки

В марте 2007 года полученный материал соединили с материнскими клетками черноногой кошки по кличке Зора, а образовавшийся эмбрион заморозили почти на шесть лет.

Черноногие котята из пробирки

7 декабря 2010 года их разморозили и пересадили будущей суррогатной матери Бижу. Шестьдесят девять дней спустя двое котят стали первыми в своем виде, родившимися в результате искусственного оплодотворения с использованием замороженного эмбриона.

Черноногие котята из пробирки

Внешне африканские черноногие кошки очень похожи на обычных домашних кошек, но их количество, в соответствии с данными CFA, чрезвычайно мало.

Черноногие котята из пробирки

Существует всего девятнадцать таких кошек в коллекциях зоопарков США, и только сорок по всему миру. Родом из Южной Африки, черноногая кошка является одним из самых маленьких диких животных семейства кошачьих

0_ae637_fe082683_orig.jpg

0_ae639_90abd5fa_orig.jpg

0_ae638_7a7cdd2f_orig.jpg

0_ae63b_ddb7bcc2_orig.jpg

0_ae63d_fa749b50_orig.jpg

0_ae640_c0fd1450_orig.jpg

0_ae634_6d48bf87_orig.jpg

0_ae636_fd700552_orig.jpg

0_ae635_ab071d13_orig.jpg

0_ae63a_9baa3d8c_orig.jpg

Via

Saygo
      Увидев эту картинку (и прочитав текст), вспомнил эти слова из старого доброго детского мультфильма времен моего детства - и в самом деле, и не птица, и не микродинозавр, понемножку взято и оттуда, и отсюда. А в итоге получилась действительно длиннохвостая псевдокурица.
 
i

      Разрешите представить - "шелковистая птица" (Serikornis sungei) из китайской провинции Ляонин.
 
serikornis

Via

Saygo

Подрайская землица?

      Нарыл любопытные сведения относительно того, как изменялась населенность Нижегородского уезда во 2-й половине XVI в. Если взять число сел и деревень в 1565 г. за 100 %, то в 1578 г. таковых осталось меньше трети, а еще спустя 10 лет - и вовсе чуть больше 20 %. Что за беда? Опричного погрома по типу новгородского (на который можно было бы списать это запустение) тут не было (или был, но я об этом не знаю?), литовцы и злыя татаровя, крымския и ногайския, сюда как будто в описываемый период не заходили... Так куда же народишко подевался?
      А ответ на вопрос выходит достаточно простым - это все последствия восстания черемисов в 1571-1574 гг. (судя по всему, самого тяжелого и опасного) и в 1581-1585 гг. Вот же незадача какая выходит - Казанское "царство" завоевали, татары покорились, а вот черемисы - нет. И ладно бы, если бы разорению подвергались бы собственно казанские и черемисские земли, но в ходе борьбы с фридомфайтерами разорению (и почище,чем при "казанщине") подверглись собственно русские уезды. И это если не говорить о цене пацификации собственно черемисских волостей! Вот и вопрос - стоила ли игра таких свеч?
693381_original.jpg
      Забавная картинка, не правда ли? Хоть и не имеет отношения к черемисским войнам, но пускай будет...

Via

Saygo

Штанишки

Увидев этот портрет, сразу вспомнил бессмертное: "А седьмой я по секрету от пана атамана выменял на эти вот штанишки..."

Дэвид Драммонд (David Drummond, 1593-1638), подполковник шведской службы, 1623 г.

21105951_1611965288844954_1922878684245332379_n


Утащено из Мордокниги со странички одного старого знакомого.

Via

 

Saygo
или почему Tyrann хотел сократить число бездельных татарских послов до минимума.
      Царев наказ приставам, встречающим татарских послов:
      «А нужи бы им не было, и в бани их пущать с приставом, толко бы в то время никого русских людей не было в бане. И того беречи, чтоб им обиды ни от кого и нужи ни в чем не было, да от них бы крестьяном обиды не было ж».
      А чтобы обиды не было, царь наказывал приставам исправно выдавать корм послам и их людям по следующей норме:
      «А корм ему (Дементию Яковлеву, приставу – Thor) крымским гонцом, Девелт-Килдею с товарыщи и Шигаю с товарыщи, давать на восм человек по туше боранье да по калачу по денежному человеку на день. А будет по калачю человеку мало – ино прибавить». Персонально Девлет-Килдею и гонцам от Мухаммед-Гирея и Адыл-Гирея – «по куряти на день трем человеком». К барану и калачам прилагались соль и крупа («по тому ж, как и м давано преж того» - как в старые добрые времена, о чем я уже писал в свое время).
      Но и это еще не все – чтоб татарам было веселее, велено было Дементею «меду давать Девлет-Килдею с товарыщи на день всем по шти ведр. А Шигаю с товарыщи, пяти человеком, на день – по ведру меда (про мед будет дальше – Thor)…».
      Любопытна концовка памяти – Дементею наказывалось, чтобы он имал корм с Углича с посада и с уезду, с сох, «оценя указною ценою, а по цене крестьяном денги платить» - т.е. не конфисковать произвольно, но покупать (правда, все же не по рыночной цене и не по запросу, но по назначенной цене – но все равно покупать, а не изымать).
      Что же было дальше? А дальше было вот что – Дементей жаловался царю, что «Девлет-Килдей, преж того поехал был из Ярославца сам шост без ведома самоводством к Москве, и Дементей его угонил на дороге да его воротал». А вот другой гонец, Исмаил, посланный от царевичева аталыка Муслима, Дементей «угонил на дороге к Боровску и учал его воорочати, и Исмаил стал битись и стреляти из лука». На вопрос – почему они так сделали, татары дружно заявили - Рафик неуиноват, что де «поехали были мы к Москве для нужи, потому что нам было голод. – не доехав Путивля, на Поле ели мы пятнадцатьден жолуди (гм, в Поле они нашли желуди? Thor). А как мы приехали в Путивль, и нам корм давали сполна (тут-то татары и отъелись, выходит, и напились – Thor). А как мы поехали ис Путивля, - продолжали ханские слы, - и нам корм давали не сполна. А как мы приехали в Ярославец в Малой, и Дементей нам корму не додал на четыре дни», и по той причине мы, слы, «к Москве были поехали, что голодни…».
      Дементей был вынужден оправдываться, что де «им (послам – Thor) корм давал на все дни сполна», да, видать, в Москве несколько переборщили с определением нормы выдачи меда – по словам Дементея, «побежали они (татары – Thor) из Ярославца, напився пьяни…». Приехавшие встречать послов сын боярский Юрий Темирев и дьяк Семен Косткин сообщили, что татары «на поезде перепились гонцы пьяни и учали на подводах скакати (ведро меда на пятерых - нету молодца сильнее винца! - Thor. Эк мед-то ударил послам в голову!)…». Как результат – послам было объявлено, что то они сделали «негораздо» (мол, русские послы в Крыму так не поступают), и ежели они учнут и впредь так делать, то велено их заковать в цепи и так держать, пока не образумятся.
      Вот такие славные обычаи были в Кастилии!
 
560964_original.jpg

Via

Saygo

Судьба человеков...

      Еще одна история про полоняников и их дальнейшую, весьма печальную судьбу.
      Из переписки Василия III с османским послом Кемаль-беем, "царем" Мухаммед-Гиреем I и его сыновьями.Пишет Василий, что де летом 1512 г. (7020 г. по нашему летоисчислению) приходил "царевич" Ахмед-Гирей со своими людьми (думается мне, что было их от силы тысяча-другая, не больше) на "наши украинные места на наших слуг, дву князей Васильев (имеются в виду удельные князья Василий Семенович Тулуп-Стародубский и Василий Иванович Шемячич-Новгород-Северский - Thor), городы", и тамошние князья, вассалы Василия, вместе с государевыми воеводами, "взем Господа Бога на помочь, да с Ахмат-Гиреем бились, да его побили, а сам царевич в малых людех утек...". При этом 70 злых татаринов служивые поимали в полон (вот незадача-то - шли по шерсть, а сами оказались стрижеными!)..
      Поиманные татарины были посажены в узилище в ожидании решения своей судьбы. И вот спустя три года, в 1515 г., пишет Мухаммед-Гирей Василию что де три года назад твои люди Ахмед-Гиреевых людей в количестве 70 голов в полон поимали, и вот, как нам, крымскому "царю" стало ведомо, 57 из них и померли, и осталось их всего 13 - Баранчей Дербышев сын Ислам-Казы, Яиль и другие 11 неназванных по имени-отчеству-прозвищу. И предлагает Мухаммед-Гирей Василию, что тех 13 татаринов и еще троих, что прибежали к Василию из Литвы, "меня для царя своего брата, ту им их вину отдай, да с болшим нашим послом с Янчурой дуваном и с тетем Аззеком к нам бы прислал еси" в знак дружбы и добрых намерений.
      Василий III спустя еще полгода, осенью 1515 г., отписывал Мухаммед-Гирею, что хотя ему и непригоже тех людей, что приходили на его украину, отпускать, тем не менее, "чинячи тебе свыше свою дружбу, а от тебя хотячи себе свыше дружбы", отпускает таки тех 13 татаринов - Орманчея старого, Хозянкула, Уммета, Акъела, Бетюна, Тягрикула, Кутлоара, Колчегаса, Кулдербыша, Елболду, Кадырбека, Дебешима и Аблеза (весь списочек налицо).
616999_original.jpg
      P.S. Похоже, что трое татаринов еще полгода московского гостеприимства таки не пережили - список имен отправленных в Крым не совпадает с именами, которые назвал Мухаммед-Гирей.

Via

Saygo
      Про котов и коробки, тазики и прочие емкости...

i_sits_29


      Остальное (его много) - здесь

      P.S. А вот моего мурзика ни за что не заставишь ни в бутылку залезть, ни в коробку, ни в корзинку. Зато он обожает сидеть под открытым зонтиком.


Via

Saygo
      Народ, как известно, любит всяких монстров - и чтоб размером поболе, и характером посвирепее. Но динозавры - это скучно (набили уже оскомину), а вот кембрийский хищный суперчервяк - это совсем другое дело. Когда все кругом миллиметровой длины или, в лучшем случае, первосантиметровой, а у тебя длина 10 см и еще прекрасный набор ротовых хваталок, которыми можно подцепить и утянуть в хайло зазевавшегося трилобита - ну чем не гигант, монстр и чудовище в одном флаконе? А ведь совсем еще недавно, в эдиакаре, море было таким тихим, таким мирным - никто никого не ел, все жили мирно, дружно и в братстве... Но это чудное время закончилось, случился кембрийский взрыв, и началось - все кого-то едят...




Via