Скит боголепный

  • записи
    703
  • комментария
    3
  • просмотра
    18 473

Авторы блога:

Об этом блоге

Записи в этом блоге

Saygo

Германцы под Курском?

       Нет, это не про 43-й год (хотя и о нем есть что сказать, но об этом чуть позднее). Это я про вот эту находку:

4983553


       Подробнее о ней можно прочесть вот здесь:

Археологи определили возраст обнаруженных в России элементов экипировки воина-германца

       Из статьи следует, что этой находке около 2 тыс. лет. и что она как будто принадлежала воину-германцу, отправившемуся в Валгаллу в этих краях в начале нашей эры. Сразу оговоримся - громкий зоголовок и большая часть текста, не говоря о выводах, суть произведение шаловливых ручонок представителя одной из древнейших профессий. На самом деле ситуация представляется немного более сложной, если не сказать больше того. Из самой находки, равно как и из характера погребения в принципе не следует, что это имено германец (гот?), поскольку вещи молчат, а само по себе погребение и погребальный обряд - всего лишь признак некоей культуры, носителем которой может быть кто угодно по крови. совсем не обязательно германец (гот?). Мне, во всяком случае,ближе концепция Райнхарда Венскуса, cnem которой выражена в общих словах в следующей цитате:
       "Германские племена (gentes) эпохи Великого переселения народов, такие как готы, бургунды, фран ки или лангобарды, представляли собой не общности, основанные на кровнородственных связях, а гетерогенные группы, собиравшиеся вокруг обладавших харизмой воинских вождей. Вера в общее происхождение, отраженная в этногенетических мифах таких групп (origo gentis), очень сближала gentes раннего Средневеко вья с современными этническими группами. Вместе с тем социальная, политическая и «этническая» (то есть основанная на вере в общее происхождение) идентичности образовывали в сознании людей той эпохи нерасторжимое единство, вследствие чего говорить о варварских идентичностях как об этнических par excellence было бы неосторожно. Такой специфический этнический дискурс, функционировавший лишь на уровне узкой группы элиты, получил в концепции Венскуса название гентилизма (Gentilismus). Его носителем в условиях крайней нестабильности социально-политического ландшафта, характеризовавшей варварский мир эпохи ми граций, была группа людей, очевидно, обладавшая развитой над локальной идентичностью и способностью поддерживать память о (более или менее) далеком прошлом. Венскус предложил именовать такую группу ядром традиции (Traditionskern)".
       Если исходить из этой концепции, то в данном случае с находкой предметов германского (?) комплекса вооружения мы имеем факт проникновения носителей определенной культурной традиции (германской? Готской?) в Посемье, но вот кем был это носитель, это загадка на данный момент неразрешимая в принципе, ибо этим воином мог быть кто угодно - собственно германец (гот?), протославянин, кельт, дак, фракиец - да мало ли кто влился в ряды германского (готского?) народа-войско в эпоху раннего Великого переселения народов!
       И на почитать про готов и их историю в славные времена "короля" Германариха:

0_140dfa2a1fe406a2b4e0713daff66835_1540660831


       Теперь у нас есть "Большая тройка" книг о готах - "Готский путь" М.Б. Щукина, "Готы" Х. Вольфрама и вот эта, последняя по времени выхода в свет. И отдельно - работа по военному делу готов:

9785699982943


       P.S. Кстати, то, что сказал Венскус и его последователи о германцах, в полной мере относится и к славянам.


Via

Saygo

Упырь!

       Живет в жаркой Африке,от Сьерра-Леоне и Кении до Анголы и Замбии, чудо-животина, прозываемая на римлянском языке Hypsignathus monstrosus, а на языке родных осин и березок молотоголовый крылан. Жеребцы этого вида летучих, гм, мышей, отличаются весьма и весьма брутальным видом:



       Клиент фас

54521827_2715048658521548_5659918768936058880_o


в профиль

55897324_2715048635188217_9210911387541307392_o


       А это евойный череп

55586310_2715048575188223_3496650630791954432_o




       Животинка, надо сказать, совсем немаленькая - не птица Рухх, конечно, но взрослый жеребец может иметь почти метр в размахе крыльев и весу в нем может быть почти полкило. И при этом он еще умеет отвратно и громко орать. Хорошо, что он плодоядный, а не хищник.
       P.S. Утащено из Мордокниги у камрада userinfo_v8.png?v=17080?v=308leib_hussar.


Via

Saygo

100500 миллионов лет назад

на просторах нашей Родниы было... А что там было, на самом деле, в те стародавние времена, когда и деревьев-то не было? Ответ (частичный, конечно, но все равно интересный) формулирует эта статья, на которую случайно наткнулся, серфингуя утром по новостной ленте:

      Всматриваясь в прошлое, легко увидеть, насколько непостоянна поверхность планеты, как изменчива ее биосфера. Еще миллион лет назад под нынешним Краснодаром можно было встретить мамонтов, наших вымерших соседей. В юрском периоде на Средней Волге плавали стремительные и хищные ихтиозавры. По дну моря в Ленинградской области неторопливо ползали глазастые трилобиты — всего лишь полмиллиарда лет назад

      Для привлечения интереса - карта русского Севера в докембрий, в вендский период.

zubastye_i_klykastye_01_703


      Красный круг с точкой - Двинская губа, Архангельск.


Via

Saygo
в лабазах пламенных, а также и "знатоков" русской истории, в особенности средневековой, в среде нашей "творческой" интеллигенции, инженеров душ человеческих.
       Вот и еще один выискался - Анатолий Андреевич Ананьев (1925—2001), русский советский прозаик,Герой Социалистического Труда (1984).
Сей прозаек пишет, что, цитирую, "Новгород, сам, по заключению многих историков, считавшийся державой и положивший в основу своей политики свободное, справедливое сожительство: никого не трогаем мы, никто не решится тронуть и нас...".
       Эвона как - "свободное и справедливое сожительство", и ника киначе. А тут, понимаешь, наехал Terrble в лисьем батыевском малахае, и всю свободу и справедливость вместе с сожительством и порушил. Только и остается эту бессмертную сцену вспомнить и матушкины слова отлить в граните:



       Кабы промолчал, то и сошел бы за умного, а так... А все от того, что буквы научился в слова складывать, а слова - в предложения, и решил, что я и историком могу стать, свои оценочные суждения делать, космичесого масштаба и космической же глупости. Образованщина.
       P.S. Впору тэг новый заводить, типа "Новгородиана", для такого рода перлов, сиречь жемчужин и алмазов.


Via

Saygo

Контрабандиста поймали

       Пытался провезти санкционные товары, но был взят с поличным, разоблачен и теперь будет наказан.

Владислав-Анатольевич Нагорнов


       И здесь не без косяков. Увы. Не любят современные художники матчасть, не любят. А в итоге получается фэнтези.


Via

Saygo

Совпадение?

       Нет, не думаю. О чем это я - а вот о чем. Вчера сопоставил сведения из архива Медичи и из Лицевого свода, вот эти:
      1. В архиве Медичи во Флоренции сохранилось сообщение о переговорах между московскими послами и представителями Сигизмунда, которое было получено в январе 1561 г.Если верить автору этого послания, то послы ивана Грозного окольничий Сукин и дьяк Шапкин от имени Ивана Грозного предложили Сигизмунду в обмен на согласие на брак с его сестрой Екатериной возвратить (ливонцам? Thor) все свои приобретения в Ливонии, но в качестве приданого Катерина должна была принести Ивану ряд замков и территорий Руси (литовской, конечно – уж не Полоцк ли? Thor). При этом в дипломатической переписке между "братьями" проскакивает информация, что послы, помимо официальных, вели еще и некие "тайные" переговоры.
      2. Другое сведение, с русской стороны. В русской летописи (официальной версии истории) отмечено, что в декабре 1560 г. брат Ивана Юрий «бил челом … о Ливонском маистре о Велиме Ферштенберхе по маистрову челобитию. Чтобы царь и великий князь его для маистра пожаловал. Опалу свою маистру отдал». Иван Грозный прислушался к братову челобитью, «маистра Ливонского пожаловал, того же месяца декабря … велел ему быти на дворе и очи свои видети ему дал и опалу свою ему отдал; и того дни у него ел».
      Отсюда напрашивается предположение, что Иван в это время (конец 1561 г.) всерьез рассматривал план создания вассального государства в Ливонии под началом Фюрстенберга и вел с ним соответствующие переговоры (которые, впрочем, закончились неудачей), рассчитывая тем самым уйти из Ливонии с тем, чтобы там остаться и при этом примириться с Вильно.

П. Л. Цепалин Смерть Ивана Грозного


>

Via

Saygo

Сова, открой,

медведь пришел! (с)

1460142529_02


      Василий Максимов. «Монголы у стен Владимира».
      Есть в старых картинах некое обаяние, которого нет в нынешних. Они какие-то "теплые", живые.


Via

Saygo

Шанс - он

не получка, не аванс... Все-таки серьезное дело надо доводить до логического завершения, а не ограничиваться полумерами. Первая част рассказа про год утраченных возможностей в Ливонии: Делёж ливонского пирога
      Смотря на всю эту истрорию с высоты четырех с гаком веков, невольно приходишь к мысли, что надо было Tyrann'у сразу идти на Ригу и Ревель и брать всю Ливонию разом, пока они были тепленькими, а потом торговаться. Однако хотели как лучше...

Датские послы в Москве. Миниатюра из Лицевого летописного свода


      Збавно смотреть на то, как миниатюрист стремился отразить на рисунке своеобразие европейской моды того времени.

      P.S. Как обычно, премного благодарен буду за доброе слово и лайк на Warspot'e после прочтения статьи! mzSr44YSy8jxiEzG8RKCbHo7GX-u5tcWdh0iaqT3


Via

Saygo

Вратарь!

      Примерно вот так наш вратарь-гандболист ловил мячи (это когда я в годы своего студенчества для того, чтобы на физкультуру не ходить, записал в гандболисты и год немножко этим командным спортом занимался - а что, парень я тогда был здоровый, 1,86 с половиной, весом под 90 кг., энергия по формуле масса на квадрат скорости пополам будь здоров!)

700598_800


      Утащено у камрада userinfo_v8.png?v=17080?v=306bigfatcat19.


Via

Saygo
а я маленький такой! Оно, конечно, тираннозавр привлекает нас своей титанической мощью и грозным величием - как встанет, да как зарычит - и готова кирпичная китайская стена у тех, кто это видит и слышит



       А не желаете ли для разнообразия про мыша прочитать, про древнего полярного мыша, жившего бок о бок с этими гигантами? Нашего далекого родственника? Про Unnuakomys hutchisoni, самого северного метатерия, этакого протолемминга? Вот он, протолемминг-ночной мыш, прячестя в кустах под ногами у гадрозавров

daef6bcc22a2bb088a4923944a8bd609



Via

Saygo
хочу выразить свою благодарность и признательность (безо всякого ехидства) всем, что поучаствовал в обсуждении темы про "городовые" полки! mikY6JIRgT97JqJYizADdE0raCBpQ1y9RTFD3eel Еще раз большое спасибо за критику, и за ценные наблюдения (и то, и другое я учту, когда, если руки дойдут, буду разворачивать этот пост в настоящую статью, со всем полагающимся научным аппаратом). А что до краткости, до очепяток и некоторой сумбурности - так то простительно. ибо писал я его одной рукой и одним глазом, поскольку вторым глазом и второй рукой укрощал и присматривал за котенком, который все это время норовил погрызть провода и кабели.
       А сейчас еще несколько впечатлений от одной дискуссии, случившейся на днях в Мордокниге - некоторым образом личный опыт работы с нарративом. Началось все с того, что некотоырм образом плач возник о том, что де при старом прижыме не пускали в архиве и потому де историю правильную написать было нельзя. Ну как сказать - да, не пускали, было такое дело, но "орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать - нам расколоть его поможет..." - нет, не киножурнал "Хочу все знать!", но знание методики работы с источниками, в т.ч. и с мемуарными.
       А началось все с того. что в лохматом 95-м году я прочитал в "Вопросах истории" статью Д. Глантца (жив, курилка, а почему то думал, что он уже волею Божиею умре) про забытые сражения Великой Отечественной. И было среди них одно такое совсем забытое сражение - пресловутая операция "Марс", наступление войск Калининского и Западного фронтов в ноябре-декабре 42-го против 9-й армии в ржевском выступе (этакий приквел к "Цитадели", только наоборот). Это потом я уже собразил, что об этой операции в советское время даже фильм сняли целый - Корпус генерала Шубникова, а пока, заинтересовавшись проблемой, я начал искать по ней материал. Доступа в архив у меня не было, да и не до архива мне было - надо было писать диссертацию по русским кирасирам XVIII в., а тут еще только что женился, жена на защиту выходила, потом дите - в общем, забот и без того хватало, чтобы еще в Подольск пробиваться. Короче, я решил пойти путем не очень наименьшего сопротивления и сосредоточиться на изучении и анализе нарратива, официальных исследований по истории Великой Отечестеенной и мемуарной литературы (кстати, та, что выходила в 60-х, оказалась полезней той, что выпускалась в 70-х).
       Итак, еще раз - доступа к архиву у меня не было, то, чем я располагал - книжные фонды нашей областной библиотеки и Ленинки (урывками. в промежутках между сбором материалов для диссера). Но вот ведь что любопытно - я таки собрал нужные мне сведения, обработал их и сумел восстановить общую картину операции - от замысла до исполнения его, определился с хронологией, с этапами, с особенностями боевых действий на западном, восточном и северном фасах Ржевской дуги, с составом сил (джо уровня дивизия-бригада) и с нашей, и с немецкой стороны, с примерными потерями с обеих сторон и даже карту (и не одну) себе нарисовал - как все развивалось. И это, повторю еще раз, только на базе официальной литературы и ругаемых всеми историками-объективистами мемуаров с нашей стороны.

       Постер к "Корпусу генерала Шубникова":

Корпус_генерала_Шубникова_(обложка_ДВД)


       В общем, к концу 96-го я, почитай, уже и статью накропал, большую, аж на два печатных листа. Но, увы, пока я ее делал, американский полковник меня опередил. Ну да ладно, мы ж работали не ради славы и приоритетов, а токмо истории для и для удовлетворения личного интереса. В общем, потом, когда тема стала более или менее раскрываться и появились новые публикации, я сравнил то, что было сделано мною и что у меня получилось, что было написано другими авторами (про полковнике я уже говорил, нельзя не сказать и о А. Исаеве aka userinfo_v8.png?v=17080?v=306dr_guillotin. А вот Герасимова мне категорически не понравилась - слишком много обличительного пафоса) и сам удивился - насколько точно мне удалось реконструировать картину. Детали, конечно, можно и нужно было дорабатывать, "но в главном-то он оказался прав" (с), для журнальной статьи собранного и обработанного оказалось вполне достаточно и без архивов и пресловутых ЖБД. Вот как-то так.


Via

Saygo
       Вот перед нами гравюра:

<Garde de l'Ambassadeur de Moscovie.


       Под нею подпись: Garde de l'Ambassadeur de Moscovie. Estampe. Henri II Bonnart (1642-1711) Editeur d'estampes. Paris. 1686.
       Перевод, думаю, не нужен - и так все ясно. Однако есть вопрос, и он не касается чуднОго сооружения на голове московита, а того, что он держит в руках - что это? Топорик? А с каких пор охрана московитского посла стала таскать с собою топорики? И что у него на ногах - сапоги не сапоги, ноговицы не ноговицы?
       P.S. Утащено из Мордокниги.


Via

Saygo
      Несколько тезисов, которые появились как некая необходимость "застолбить" тему (ага, "аргумент собаки", самое то) по итогам обсуждеиня в Мордокниге предыдущего поста о живописи.
       Кратенько так, как я себе представляю на сегодняшний момент процесс эволюции "ратного строения" в средневековой Руси от "Рюрика до Ивана" *старшего, вестимо).
       Прежде всего о хронологии. 1-й период развития - это, если очень грубо, с IX века по примерно сер. XII в., т.е. до момента начала большой войны Изяслава Мстиславича со своим долгоруким дядей из-за Киева. Следующий период - условно, до конца XIII - начала XIV вв. Затем XIV век и, наконец, 1-я половина XV в.
       При характеристике особенностей развития каждого периода необходимо учесть, во-первых, особенности политического и социально-экономического устройства, во-вторых, скажем так, "уровень жизни" и стоимость оружия и доспехов, как следствие - возможность его приобретения, и не каких-нибудь "дрючков для свиней, а честных ножей" (с), Мать клинков), а более или менее качественного оружия и доспехов, наличие которых позволило бы себя более или менее уверенно чувствовать "и в пиру, и в миру". В-третьих, качество и стоимость коней, возможности по разведению этих полезных четвероногих.
       В качестве предварительного тезиса для себя я вывел некую "закономреность" - чем дальше, тем выше профессионализация войска (кстати, на память приходит Висбю, где любители, хотя и неплохо вооруженные и оснащенные, вчистую проиграли битву профессионалам), тем выше роль конницы и тем меньше роль пехоты. Однако при этом происходит и автоматическое сокращение численности войска из-за невозможнсоти снаряжать и оснащать тьмочисленные рати - железо и кони с овсами нынче очень и очень недешевы. Опять же, каждый должен заниматься своим делом - крестьянин пахать, купец торговать, поп молиться, а боярин, вестимо, воевать. Oratores, так-скать, bellatores und laboratores. И, само собой, нужно учесть и еще и качество и характерные черты наиболее важных противников.
       В итоге, что мы имеем? А имеем мы следующее. На первых порах доминирует пешее ополчение, но это вовсе не значит, что оно "народное" (впрочем, и бояре - то же народ). На мой взгляд, оно состояло из "сильных" людей, которые выступали в поход со своими домочадцами, клиентами и холопами-челядью, причем, что немаловажно, снаряжали и вооружали свои "свиты" они за свой счет. Сражалось такое "ополчение" (пускай оно будет названо "городовым". понимая под "городом" не только собственно город - тот же Новгород, но и "тянувшие" к нему пригорода и сельскую округу) пешим, но передвигалось (обычно) либо "в судех" (буде такая возможность есть), либо "на конех" (средняя русская лошадка той поры больше напоминала пони, чем лошадь ("Беовульф и Грендель" вам помощь - там хорошие такие северные лошадки показаны).

d9b73165cebde0e112ddc8b8588ec0aa


       Княжеская дружина? Здесь сложный вопрос, однако осмелюсь предположить, что на первых порах она предпочитала также биться пешей, но с Х века, особенно со 2-й его половины, постепенно пересаживается на коней. И да, чтоб два раза не вставать - отсутствие многочисленной хорошей конницы отчасти компенсировалось привлечением на службу таджиков на аутсорсинге "своих" "поганых", коих по Степи шлялось преогромное количество.
       2-й период - падение роли пешего "городового" ополчения. Войны становятся с одной стороны, затяжными, а с другой - молниеносными. Толку от пешей рати в такой войне мало, ну там осада или есть возможность доставить ее к месту боя "в судех", тогда, в противном случай - ой. Да и боеспособность ее подкачала (Липица - пример). Конные дружины и дворы вкупе с наемными таджиками на аутсорсинге "погаными" рулят. И с этого момента доминирование конницы становится чем дальше, тем боеле абсолютным. Пехота сходит на вторые-третьи роли. Кроме того, утяжеление доспеха и удорожание и доспеха, и оружия сводят на нет многочисленность войска, и чем дальше, тем больше. Мало того, что в начале XIII в. Русская земля переживает глубокий кризис экономический и демографический (что сказывается на благосостоянии), так еще и татары подсуетились, выкачивая из Руси злато-серебро (а копей Потоси на Руси отродясь не бывало). В общем, для 3-го периода характерна бедность, бедность и еще раз бедность, отсюда малочисленность войска, определенная его "универсализация" (четкого разделения на тяжелую конницу, оптимизированную для прямого дела и легкую - для стрелкового, уже нет, свои "поганые" перевелись, так что приходится все делать самим, и в условиях бедности и необходимости "сами-сами-сами" формируется своего рода "средняя" конница, более или менее универсальная и дешевая, способная биться и в конном, и в пешем строю, и в судех плавать, и копейным ломлением супостата поражать, и мечным сечением биться, и лучным боем. Трансформируется в это время и "городовое" ополчение - бояре и прочие "сильные" люди все реже сами участвуют в походах - для этого есть другие люди, всякого рода "казаки", "захребетники" и прочие "младшие сыновья", живущие в их дворах приживалами. Они формируют слой полупрофессиональных ратников, которые кормятся преимущественно с того, что в случае мобилизации их снаряжают вскладчину соседи-товарищи-друзья-хозяева и они выступают в поход конно и оружно за себя и за того парня. А вот так, чтобы созывать Levée en masse - это в прошлом, это никуда не годится, и даже митрополит Фотий, Божий человек, достаточно далекий от военного дела, надругался высмеял Дмитрия Юрьевича и его рать в овчинех и сермязех. А что могли сделать пара-другая сотен конных дворян-профессионалов, вскормленных с конца копья - так об этом могут рассказать жители Владимира ("Андрей Рублев", часть 2-я, Набег").
       Ну и под занавес эпохи, в 1-й половине XV в., тенденции, что наметились в предыдущий период, только усиливаются. Конный воин-професинал, сын боярский или дворянин, безраздельно господствует на поле боя. Пехота пребывает в ничтожестве - попытки с ее стороны выйти в поле заканчиваются бесславно (новгородцы и всякие там угличане не дадут соврать). Посошная рать играет чисто вспомогательную роль и даже там, где сохраняется "призыв" (в том же Пскове), пехота - это всякий сброд, легковооруженный и малопригодный для "прямого дела". Brennen, morden und rauben - да сколько угодно, но биться лицом к лицу - увольте. А потом началась "огнестрельная революция" и все начало меняться. Но это уже другая история.
       Вот примерно такая картина в самых общих чертах у меня получается.
       И древнерусской дружины вам в ленту напоследок!

c1b0570c-2ac8-40f1-bb81-d897f3b2bc22_800x600

Via

Saygo
       Российский историк А.Б. Каменский два десятка лет назад отмечал, характеризуя статус православной церкви в российском обществе и государстве эпохи Нового времени, что «православие обеспечивало единство русских людей играло роль, аналогичную той, какую в течение многих веков играл иудаизм для евреев диаспоры», т.е. выступало в роли своего рода «маркера», позволявшего четко отделить «Своего» от «Чужого» (хотя стоит заметить, что преданность своему государю и своей локальной общности играло не меньшую, а порой и большую роль). И, развивая свой тезис дальше, он указывал, что «религиозное единство было важнейшим условием, идеологической базой создания новой государственности», а та роль, которую сыграла церковь в собирании русских земель под власть Москвы, придавала ей, церкви, статус государственного института.
       Но здесь что любопытно - по ту сторону границы, в "другой" Руси, Руси литовской, православие очень долго играло не менее важную роль, и вплоть до конца XVI в. католицизм никак не мог добиться безусловного преобладания. При этом осознание себя православными отнюдь не мешало литовским русинам воевать с московскими русскими и без особогосожаления пустошить и зорить их земли (впрочем, и с другой стороны особых сожалений по поводу того, что приходится воевать с православными не наблюдается), да и потом, в эпоху той же самой Смуты, православие никак не мешало тем же казакам Сагайдачного опустошать владения православного царя Михаила Федоровича, сечь и брать в полон таких же православных, как и они сами, но только с другой стороны границы.
      Выходит, что православие православию рознь, и "наше" православие - это правильное православие, а то, которое по "ту" сторону - какое-то неправильное, и ходящие не в нашу церковь - не совсем уж и "свои". И когда Н. Хеншелл пишет о том, что французские короли правили отнюдь не национальным государством, подданные которого не обладали сколько-нибудь развитым национальным самосознанием, оставаясь преданными прежде всего своей «земле», городу, религии, классу, семье, господину и уж потом королю, то это в полной мере может быть отнесено и к разделенной Русской земле, жившие на которой сперва определялись с тем, кому они верны - семье, роду, господину, городу, "земле", затем государю и лишь в последнюю очередь - религии.

8264



Via

Saygo

Я знал, я знал,

что в понедельник с утра меня непременно порадуют наши российские художники, и вот, мои ожидания оправдались. Представляю - Ф.Б. Федоров. Перед битвой с крестоносцами на Чудском озере:

431197


      Зацените! А я пока пошел на работу, сеять разумное, доброе, вечное...


Via

Saygo

Хе-хе...

      Заратустра, конечно, велик, но все же слишком узнаваем, да и морда у него не-стильная (т.е. на манеру письма Эль-Греко никак не тянет). Но все равно хорош!

53283303_396551044490491_8964715800480972800_n



Via

Saygo

Белый и пушистый

       Как Вы думаете, кто этот глазастый пушистый цыпленок?

001


       Ответ на эту загадку под катом:



Ученые воссоздали внешний вид детенышей тираннозавра рекса

       Цитирую:
       "Одиннадцатого марта в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке откроется выставка, посвященная тираннозаврам. В ней ученые объединили все последние находки, касающиеся этого рода динозавров. Многие экспонаты представили известных ящеров с незнакомой стороны — например, в образе детенышей".
       И дальше - "Взрослый тираннозавр рекс в возрасте 20 лет весил от шести до девяти тонн. Его рост от ступней до вершины бедер равнялся 3,6-3,9 метра, а длина тела доходила до 13 метров. Однако во время роста детеныши выглядели совершенно иначе. Их маленькое тело длиною около 100 сантиметров покрывал густой мех, часть его оставалась на спине и хвосте после взросления. Передние лапы намного длиннее относительно тела, чем у зрелой особи".

       Тираннозавр-пыдсвынок:

005


       Ну и на закуску одна из новейших реконструкций папы-тираннозавра:

raph-lomotan-raph04art-tyrannosaurus-rex-by-raph04art-dakmesu


trex_2


       Некоторые идут еще дальше, выделяя южный и северный подвиды:

<tyrannosaurus_variants_2015_by_tomozaurus-d8ihl66


В общем, больше тираннозавров, хороших и разных!



Via

Saygo
      И снова книжное. За "искрой" настал черед "Незивестной войны "Золотого века" С. Махова aka userinfo_v8.png?v=17080?v=305.1george_rooke.

2709280_detail


      Цитата: "Англию спасла погода и постоянная привычка испанцев организовывать экспедицию к Ла-Маншу осенью. С точки зрения наивгации переход эскадр из Средиземного моря надо было организовывать весной, а выход Армады к Ла-маншу в мае-июне. Но дело в том, что финансирование флота начиналось только в апреле, и средиземноморские эскадры начинали движение только в июле, когда у Гибралтара дули преимущественно западные ветры, откидывавшие суда к Балеарским островам и Италии. В то же самое время у Ферроля и Ла-Коруньи в июнге-июле преобладал норд-вест, прижимавший испанские корабли к берегу, а в мае - самом благоприятном месяце, подготовка флота еще не была закончена.
      В общем, с точки зрения навигации подготовку Армады надо было сдвигать на три-четыре месяца назад, но это требовало знавний ветров на маршруте Лиссабон - Ферроль - Ла-Манш и пересмотра сроков финансирования".
      Я не случайно выделил этот момент в цитате. В то, что испанцы не были в курсе о том, когда и какие ветры дуют на маршруте от Испании до туманного Альбиона, я не верю. Они, конечно, не нация прирожденных мореходов, но, тем не менее, и не совсем уж сухопутные крысы с континентальным мышлением, и, к тому же, неудачи раз за зразом должны были навести на мысль о том, что раз что-то идет не так, то, значит, надо что-то менять. Следовательно, ответ надо искать в другом. Казалось бы, что может быть проще, чем сдвинуть начало финансирования? Ан нет, выходит, что не проще, и сам Филипп II не мог этого сделать? Испанская бюрократия перемогла самого Филиппа?

a2a0a2f80a86264643496f04ab44feb5




Via

Saygo
      Ну вот, вчера закончил читать "Операцию "Искра" В. Мосунова.

2c22288380c34d8773b7f7e7d4c98c7d399d9766


      Тяжелая эмоционально книга, что и говорить, особенно 2-я ее часть, в которой рассказывается о продолжении боев после прорыва блокады Ленинграда. Вся эта история мне живо напомнила, с одной стороны, Нарочскую операцию в марте 1916 г. и бои на Стоходе летом того же года с той лишь разницей, что блокада все же была прорвана и одна из важнейших задач, стоявших перед наступлением, была все же достигнута. А так все очень плохо - эта работа еще раз подтвердила сложившееся уже давно впечатление, что северо-западное направление в Великoй Отечественной это одна сплошная трагедия от начала до конца (в Курляндии).
      Но вот что ввело меня в сумнение и некоторым образом когнитивный диссонанс. То, что при таких раскладах (наши отцы-командиры делают ставку на живую силы, немцы - на технику) наши потери должны быть существенно больше, чем у противника - не вызывает сомнения. Но вот в чем вопрос - автор, ссылаясь на немецкие документы (пресловутые ЖБД хотя бы), постоянное подчеркивает, что немцы практические все время не вылазят из кризиса, несут большие потери (в и в технике тоже - в тех же пулеметах), батальоны, полки и целые дивизии стачиваются до костей (та же полицейская дивизия СС или 96-я пехотная дивизия, в штрафном батальоне на Синявинских высотах за несколько дней боев, если верить автору, осталось 70 штыков из 700 первоначальных и т.д., и т.п.) и их необходимо сменять, отводить в тыл для переформирования и приведения в чувство. И тут же в конце книги в приложениях читаю, что та же 96-я дивизия потеряла за все время боев (за два месяца) 5,3 тыс. солдат и офицеров убитыми, ранеными и пленными, а полицаи - и того меньше, 2.2 тыс. И где здесь подвох?
      P.S. Про "едоков" и "штыков" рассказывать не надо, это я и так знаю.


Via

Saygo
на берегу синего моря. " Серая, как дождь, завеса этого мира отдёрнется, и откроется серебристое окно, и ты увидишь белые берега. И за ними — далёкие зелёные холмы под восходящим солнцем".

Аполлинарий Васнецов_ Варяжские корабли в Великом Новгороде_ 1902


Аполлинарий Васнецов_Прошлое Великого Новгорода_ 1901


      И все это великолепие погубили злобные московиты в 1478 г. под предводительством дедушки Tyrann'a, да. Сами себе придумали сказку, сами же ее и оплакали.


Via

Saygo
      Говорят, что в забугорье увидела свет вот эта книжка:

empires-of-the-weak


      На сайте издательства подробнее о ней (там же можно скачать и введение к ней): Empires of the Weak. The Real Story of European Expansion and the Creation of the New World Order.

      В русском сегменте Сети уже есть и первые отклики на нее: Империи слабых.
      Не вдаваясь в подробности обсуждения (его можно прочесть по ссылке) и не касаясь самого содержания книги (поскольку она мне недоступна), все позволю себе усомниться в основополагающем тезисе автора "Империи слабых". Да, безусловно, военное превосходство европейцев над всякими черными, желтыми и красными обитателями Ойкумены может и не выглядит порой столь уж абсолютным (если вести речь о раннем Новом времени), однако, как замечает сам историк, главные причины неудач европейцев вполне объяснимы и без привлечения тезиса о некоей их военной слабости. Первая и самая важная причина неудач кроется в той самой логистике, без которой все остальное уже в принципе вторично и может быть отброшено за ненадобностью. Доставить в отстоящие за полмира от старушки Европы гребеня сколько-нибудь адекватные силы (не батальон-другой и даже не пол-другой, а целую армию, состоящую из пехоты, кавалерии и артиллерии со всем необходимым снаряжением и поддерживать их боеспособность в течение сколько-угодно необходимого времени) не мог позволить себе ни в раннее Новое время, ни в просто Новое время (вплоть до того момента, когда пароход превратился из диковинки и шайтан-каноэ в обыденность) ни одни монарх Европы - даже британский.
      Все прочие причины связаны с такими аспектами, которые, в общем-то, так или иначе, но все равно рано или поздно упираются в логистику или природно-климатические условия.В конце концов, но малярийный комар - абсолютное оружие, и при тогдашнем развитии медицины бороться с ним было невозможно, равно как нерешаема в принципе была и проблема антисанитарии. И при чем тут некое военное могущество всяких негров и азиатов, позволю задать вопрос? Там, где азиаты сталкивались с адекватными силами, их военное преимущество очень скоро развеивалось в прах и пепел. История русской конкисты XVII - XVIII вв. вам в помошь.
      И последнее - кадры, как известно, решают все. Вопрос - кто из метрополии ехал за моря и зачем? Ответив на этот вопрос, станет ясно, почему еврпейцы далеко не всегда могли справиться с туземцами, имея под рукой всякую сволочь местную и понаехавшую за ловлей счастья и чинов из Европы.
      В общем, я так вижу, что книжка сия написана под влиянием модного ныне тренда самобичевания и покаяния за бремя белого человека (хотя сама идея заслуживает более тщательного и непредвзятого изучения).

616px-Robert_Clive_and_Mir_Jafar_after_the_Battle_of_Plassey,_1757_by_Francis_Hayman

Via

Saygo
      Или история про Сахарский океан. Статья старая, еще 14-го года, но мне она показалась любопытной и достойной того, чтобы дать на нее ссылку:

Океан Сахара. Представлена альтернативная история распада Гондваны

breakgondwana


      А вот тут встает вопрос - а появился ли бы в таком случае человек? Во всяком случае, в то время и в том месте, как это случилось в нашей реальности.


Via

Saygo

Кра-а-а-асота!

      Р-40 с его характерными очертаниями носовой части прямо таки провоцировал пилотов и механиков на злодейство:

tumblr_pnfy7hdeKH1sj8m8g_540


P40-Alieutian-Tiger-3-1400x840


      Один из моих любимейших самолетов еще с детства.
      P.S. Утащено из Мордокниги.


Via



  • Записи в блогах

  • Комментарии блогов

    • Была ли на Руси пехота?
      Или отказаться от восприятия вопроса в духе Нового времени. Собственно дружинник\рыцарь - это и пехотинец и всадник по ситуации. Развитие специализации, увеличение численности воинских контингентов, в рамках стремления к эффективности, приводит к появлению родов войск, с более узкими задачами. Для Руси, на пороге Нового времени, характерно развитие пехоты в виде пищальников, стрелков не требующих такого длительного обучения и тренировок, как лучники, и в то же время, все более эффективных на поле боя.
    • Османская миниатюра
      Хорошие фото. Только наверное, правильнее Сигетвар? Интересно, из каких манускриптов миниатюры... Не из этого ли? https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Szigetvar_1566.jpg
    • "У кого ни тех, ни тех..."
      Вредитель хуже врага.
    • Северянин, на самолет!
      Я где-то читал (возм., Википедия), что польские лечики проявили себя очень хорошо - эскадрон 303 был одним из (а может, и самым) результативных в Битве за Британию. И песня отличная о нем есть - гуглите Elektryczne Gitary - Dywizjon 303 . Так что я буду смотреть.
    • Маски и интерьер
      Вообще, наверное, полезно иметь очень общее представление о большинстве африканских племенных религий (ну, пусть будет такое определение, коли лучшего нет под рукой): 1) есть некий Бог-Творец, который сотворил все - землю, людей, животных, растения, рыб, птиц, воды, горы, пустыни, духов опять же ... 2) Бог-Творец слишком сильно удален от своих творений и они оставлены им на земле самостоятельно решать свои проблемы - люди с людьми и другими объектами материального и нематериального мира. Сделал я вас - теперь плодитесь и уживайтесь! 3) в связи с этим обращаться к Богу-Творцу можно, но эффект, если и будет, то не скоро, да и неизвестно какой. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром, который делится на 2 части - подконтрольную человеку и неподконтрольную человеку. Во вторую входят дикие животные, лес, морские глубины, земные недра, и духи опять же.  4) чтобы улаживать дела с духами лучше всего иметь в мире духов "своих" - а это духи предков. Чем сильнее дух предка, тем он более качественно обеспечивает защиту интересов своих потомков. Поэтому надо, в первую очередь, чтить предков. А то они и обидеться могут и наслать в отместку какого-нибудь другого духа (например, болезни), чтобы потомки вели себя лучше. Морально-этические взгляды на жизнь воспитываются в специальных инициационных лагерях, где молодежь проходит подготовку, узнавая, какие духи за что отвечают и как с ними себя вести. Потом эта система поддерживается тайными обществами, а для пропаганды тех или иных норм существуют ритуальные танцы-маскарады, где маска является способом перевоплощения танцора. 5) иной раз находятся такие, кто при помощи духов пытается превысить свою власть в отведенном ему участке мира. Такой человек начинает или сам колдовать, или обращается к колдуну-профессионалу. И тут надо вовремя распознать беду, призвать на помощь духов предков, чтобы они повлияли на враждебных духов "там" и сообщили, кто является нарушителем тут. Для этого есть специальные ритуалы, в которых используются маски - с одной стороны, в них, при помощи особо структурированного звукового и колебательного поля (музыка, пение, движения в танце, постукивания) призываются защитные духи, которые живут в маске до окончания церемонии, с другой стороны - эти же маски помогают отпугнуть духов, помогающих колдуну. Когда колдуна обезвредят на астральном уровне духи предков и схватят телесно в этом мире, следует расправа, которая обычно производится при помощи особого растительного яда - от него колдуны дохнут окончательно и бесповоротно. А участники инквизиции не страдают от мщения других духов, т.к. были защищены масками. В общем и целом, с разными вариантами и дополнениями, это свойственно для большинства бантуязычных народов, а также некоторых других языковых групп Черной Африки. Но, поскольку культура масок очень широко распространена именно у бантуязычных народов, то, наверное, для осознания сущности участия маски в ритуале надо обратить внимание именно на их практики.