Скит боголепный

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    796
  • comments
    5
  • views
    36,277

Contributors to this blog

About this blog

Entries in this blog

Saygo
не получка, не аванс... Все-таки серьезное дело надо доводить до логического завершения, а не ограничиваться полумерами. Первая част рассказа про год утраченных возможностей в Ливонии: Делёж ливонского пирога
      Смотря на всю эту истрорию с высоты четырех с гаком веков, невольно приходишь к мысли, что надо было Tyrann'у сразу идти на Ригу и Ревель и брать всю Ливонию разом, пока они были тепленькими, а потом торговаться. Однако хотели как лучше...

Датские послы в Москве. Миниатюра из Лицевого летописного свода


      Збавно смотреть на то, как миниатюрист стремился отразить на рисунке своеобразие европейской моды того времени.

      P.S. Как обычно, премного благодарен буду за доброе слово и лайк на Warspot'e после прочтения статьи! mzSr44YSy8jxiEzG8RKCbHo7GX-u5tcWdh0iaqT3


Via

Saygo
      Примерно вот так наш вратарь-гандболист ловил мячи (это когда я в годы своего студенчества для того, чтобы на физкультуру не ходить, записал в гандболисты и год немножко этим командным спортом занимался - а что, парень я тогда был здоровый, 1,86 с половиной, весом под 90 кг., энергия по формуле масса на квадрат скорости пополам будь здоров!)

700598_800


      Утащено у камрада userinfo_v8.png?v=17080?v=306bigfatcat19.


Via

Saygo
а я маленький такой! Оно, конечно, тираннозавр привлекает нас своей титанической мощью и грозным величием - как встанет, да как зарычит - и готова кирпичная китайская стена у тех, кто это видит и слышит



       А не желаете ли для разнообразия про мыша прочитать, про древнего полярного мыша, жившего бок о бок с этими гигантами? Нашего далекого родственника? Про Unnuakomys hutchisoni, самого северного метатерия, этакого протолемминга? Вот он, протолемминг-ночной мыш, прячестя в кустах под ногами у гадрозавров

daef6bcc22a2bb088a4923944a8bd609



Via

Saygo
хочу выразить свою благодарность и признательность (безо всякого ехидства) всем, что поучаствовал в обсуждении темы про "городовые" полки! mikY6JIRgT97JqJYizADdE0raCBpQ1y9RTFD3eel Еще раз большое спасибо за критику, и за ценные наблюдения (и то, и другое я учту, когда, если руки дойдут, буду разворачивать этот пост в настоящую статью, со всем полагающимся научным аппаратом). А что до краткости, до очепяток и некоторой сумбурности - так то простительно. ибо писал я его одной рукой и одним глазом, поскольку вторым глазом и второй рукой укрощал и присматривал за котенком, который все это время норовил погрызть провода и кабели.
       А сейчас еще несколько впечатлений от одной дискуссии, случившейся на днях в Мордокниге - некоторым образом личный опыт работы с нарративом. Началось все с того, что некотоырм образом плач возник о том, что де при старом прижыме не пускали в архиве и потому де историю правильную написать было нельзя. Ну как сказать - да, не пускали, было такое дело, но "орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать - нам расколоть его поможет..." - нет, не киножурнал "Хочу все знать!", но знание методики работы с источниками, в т.ч. и с мемуарными.
       А началось все с того. что в лохматом 95-м году я прочитал в "Вопросах истории" статью Д. Глантца (жив, курилка, а почему то думал, что он уже волею Божиею умре) про забытые сражения Великой Отечественной. И было среди них одно такое совсем забытое сражение - пресловутая операция "Марс", наступление войск Калининского и Западного фронтов в ноябре-декабре 42-го против 9-й армии в ржевском выступе (этакий приквел к "Цитадели", только наоборот). Это потом я уже собразил, что об этой операции в советское время даже фильм сняли целый - Корпус генерала Шубникова, а пока, заинтересовавшись проблемой, я начал искать по ней материал. Доступа в архив у меня не было, да и не до архива мне было - надо было писать диссертацию по русским кирасирам XVIII в., а тут еще только что женился, жена на защиту выходила, потом дите - в общем, забот и без того хватало, чтобы еще в Подольск пробиваться. Короче, я решил пойти путем не очень наименьшего сопротивления и сосредоточиться на изучении и анализе нарратива, официальных исследований по истории Великой Отечестеенной и мемуарной литературы (кстати, та, что выходила в 60-х, оказалась полезней той, что выпускалась в 70-х).
       Итак, еще раз - доступа к архиву у меня не было, то, чем я располагал - книжные фонды нашей областной библиотеки и Ленинки (урывками. в промежутках между сбором материалов для диссера). Но вот ведь что любопытно - я таки собрал нужные мне сведения, обработал их и сумел восстановить общую картину операции - от замысла до исполнения его, определился с хронологией, с этапами, с особенностями боевых действий на западном, восточном и северном фасах Ржевской дуги, с составом сил (джо уровня дивизия-бригада) и с нашей, и с немецкой стороны, с примерными потерями с обеих сторон и даже карту (и не одну) себе нарисовал - как все развивалось. И это, повторю еще раз, только на базе официальной литературы и ругаемых всеми историками-объективистами мемуаров с нашей стороны.

       Постер к "Корпусу генерала Шубникова":

Корпус_генерала_Шубникова_(обложка_ДВД)


       В общем, к концу 96-го я, почитай, уже и статью накропал, большую, аж на два печатных листа. Но, увы, пока я ее делал, американский полковник меня опередил. Ну да ладно, мы ж работали не ради славы и приоритетов, а токмо истории для и для удовлетворения личного интереса. В общем, потом, когда тема стала более или менее раскрываться и появились новые публикации, я сравнил то, что было сделано мною и что у меня получилось, что было написано другими авторами (про полковнике я уже говорил, нельзя не сказать и о А. Исаеве aka userinfo_v8.png?v=17080?v=306dr_guillotin. А вот Герасимова мне категорически не понравилась - слишком много обличительного пафоса) и сам удивился - насколько точно мне удалось реконструировать картину. Детали, конечно, можно и нужно было дорабатывать, "но в главном-то он оказался прав" (с), для журнальной статьи собранного и обработанного оказалось вполне достаточно и без архивов и пресловутых ЖБД. Вот как-то так.


Via

Saygo
       Вот перед нами гравюра:

<Garde de l'Ambassadeur de Moscovie.


       Под нею подпись: Garde de l'Ambassadeur de Moscovie. Estampe. Henri II Bonnart (1642-1711) Editeur d'estampes. Paris. 1686.
       Перевод, думаю, не нужен - и так все ясно. Однако есть вопрос, и он не касается чуднОго сооружения на голове московита, а того, что он держит в руках - что это? Топорик? А с каких пор охрана московитского посла стала таскать с собою топорики? И что у него на ногах - сапоги не сапоги, ноговицы не ноговицы?
       P.S. Утащено из Мордокниги.


Via

Saygo
      Несколько тезисов, которые появились как некая необходимость "застолбить" тему (ага, "аргумент собаки", самое то) по итогам обсуждеиня в Мордокниге предыдущего поста о живописи.
       Кратенько так, как я себе представляю на сегодняшний момент процесс эволюции "ратного строения" в средневековой Руси от "Рюрика до Ивана" *старшего, вестимо).
       Прежде всего о хронологии. 1-й период развития - это, если очень грубо, с IX века по примерно сер. XII в., т.е. до момента начала большой войны Изяслава Мстиславича со своим долгоруким дядей из-за Киева. Следующий период - условно, до конца XIII - начала XIV вв. Затем XIV век и, наконец, 1-я половина XV в.
       При характеристике особенностей развития каждого периода необходимо учесть, во-первых, особенности политического и социально-экономического устройства, во-вторых, скажем так, "уровень жизни" и стоимость оружия и доспехов, как следствие - возможность его приобретения, и не каких-нибудь "дрючков для свиней, а честных ножей" (с), Мать клинков), а более или менее качественного оружия и доспехов, наличие которых позволило бы себя более или менее уверенно чувствовать "и в пиру, и в миру". В-третьих, качество и стоимость коней, возможности по разведению этих полезных четвероногих.
       В качестве предварительного тезиса для себя я вывел некую "закономреность" - чем дальше, тем выше профессионализация войска (кстати, на память приходит Висбю, где любители, хотя и неплохо вооруженные и оснащенные, вчистую проиграли битву профессионалам), тем выше роль конницы и тем меньше роль пехоты. Однако при этом происходит и автоматическое сокращение численности войска из-за невозможнсоти снаряжать и оснащать тьмочисленные рати - железо и кони с овсами нынче очень и очень недешевы. Опять же, каждый должен заниматься своим делом - крестьянин пахать, купец торговать, поп молиться, а боярин, вестимо, воевать. Oratores, так-скать, bellatores und laboratores. И, само собой, нужно учесть и еще и качество и характерные черты наиболее важных противников.
       В итоге, что мы имеем? А имеем мы следующее. На первых порах доминирует пешее ополчение, но это вовсе не значит, что оно "народное" (впрочем, и бояре - то же народ). На мой взгляд, оно состояло из "сильных" людей, которые выступали в поход со своими домочадцами, клиентами и холопами-челядью, причем, что немаловажно, снаряжали и вооружали свои "свиты" они за свой счет. Сражалось такое "ополчение" (пускай оно будет названо "городовым". понимая под "городом" не только собственно город - тот же Новгород, но и "тянувшие" к нему пригорода и сельскую округу) пешим, но передвигалось (обычно) либо "в судех" (буде такая возможность есть), либо "на конех" (средняя русская лошадка той поры больше напоминала пони, чем лошадь ("Беовульф и Грендель" вам помощь - там хорошие такие северные лошадки показаны).

d9b73165cebde0e112ddc8b8588ec0aa


       Княжеская дружина? Здесь сложный вопрос, однако осмелюсь предположить, что на первых порах она предпочитала также биться пешей, но с Х века, особенно со 2-й его половины, постепенно пересаживается на коней. И да, чтоб два раза не вставать - отсутствие многочисленной хорошей конницы отчасти компенсировалось привлечением на службу таджиков на аутсорсинге "своих" "поганых", коих по Степи шлялось преогромное количество.
       2-й период - падение роли пешего "городового" ополчения. Войны становятся с одной стороны, затяжными, а с другой - молниеносными. Толку от пешей рати в такой войне мало, ну там осада или есть возможность доставить ее к месту боя "в судех", тогда, в противном случай - ой. Да и боеспособность ее подкачала (Липица - пример). Конные дружины и дворы вкупе с наемными таджиками на аутсорсинге "погаными" рулят. И с этого момента доминирование конницы становится чем дальше, тем боеле абсолютным. Пехота сходит на вторые-третьи роли. Кроме того, утяжеление доспеха и удорожание и доспеха, и оружия сводят на нет многочисленность войска, и чем дальше, тем больше. Мало того, что в начале XIII в. Русская земля переживает глубокий кризис экономический и демографический (что сказывается на благосостоянии), так еще и татары подсуетились, выкачивая из Руси злато-серебро (а копей Потоси на Руси отродясь не бывало). В общем, для 3-го периода характерна бедность, бедность и еще раз бедность, отсюда малочисленность войска, определенная его "универсализация" (четкого разделения на тяжелую конницу, оптимизированную для прямого дела и легкую - для стрелкового, уже нет, свои "поганые" перевелись, так что приходится все делать самим, и в условиях бедности и необходимости "сами-сами-сами" формируется своего рода "средняя" конница, более или менее универсальная и дешевая, способная биться и в конном, и в пешем строю, и в судех плавать, и копейным ломлением супостата поражать, и мечным сечением биться, и лучным боем. Трансформируется в это время и "городовое" ополчение - бояре и прочие "сильные" люди все реже сами участвуют в походах - для этого есть другие люди, всякого рода "казаки", "захребетники" и прочие "младшие сыновья", живущие в их дворах приживалами. Они формируют слой полупрофессиональных ратников, которые кормятся преимущественно с того, что в случае мобилизации их снаряжают вскладчину соседи-товарищи-друзья-хозяева и они выступают в поход конно и оружно за себя и за того парня. А вот так, чтобы созывать Levée en masse - это в прошлом, это никуда не годится, и даже митрополит Фотий, Божий человек, достаточно далекий от военного дела, надругался высмеял Дмитрия Юрьевича и его рать в овчинех и сермязех. А что могли сделать пара-другая сотен конных дворян-профессионалов, вскормленных с конца копья - так об этом могут рассказать жители Владимира ("Андрей Рублев", часть 2-я, Набег").
       Ну и под занавес эпохи, в 1-й половине XV в., тенденции, что наметились в предыдущий период, только усиливаются. Конный воин-професинал, сын боярский или дворянин, безраздельно господствует на поле боя. Пехота пребывает в ничтожестве - попытки с ее стороны выйти в поле заканчиваются бесславно (новгородцы и всякие там угличане не дадут соврать). Посошная рать играет чисто вспомогательную роль и даже там, где сохраняется "призыв" (в том же Пскове), пехота - это всякий сброд, легковооруженный и малопригодный для "прямого дела". Brennen, morden und rauben - да сколько угодно, но биться лицом к лицу - увольте. А потом началась "огнестрельная революция" и все начало меняться. Но это уже другая история.
       Вот примерно такая картина в самых общих чертах у меня получается.
       И древнерусской дружины вам в ленту напоследок!

c1b0570c-2ac8-40f1-bb81-d897f3b2bc22_800x600

Via

Saygo
       Российский историк А.Б. Каменский два десятка лет назад отмечал, характеризуя статус православной церкви в российском обществе и государстве эпохи Нового времени, что «православие обеспечивало единство русских людей играло роль, аналогичную той, какую в течение многих веков играл иудаизм для евреев диаспоры», т.е. выступало в роли своего рода «маркера», позволявшего четко отделить «Своего» от «Чужого» (хотя стоит заметить, что преданность своему государю и своей локальной общности играло не меньшую, а порой и большую роль). И, развивая свой тезис дальше, он указывал, что «религиозное единство было важнейшим условием, идеологической базой создания новой государственности», а та роль, которую сыграла церковь в собирании русских земель под власть Москвы, придавала ей, церкви, статус государственного института.
       Но здесь что любопытно - по ту сторону границы, в "другой" Руси, Руси литовской, православие очень долго играло не менее важную роль, и вплоть до конца XVI в. католицизм никак не мог добиться безусловного преобладания. При этом осознание себя православными отнюдь не мешало литовским русинам воевать с московскими русскими и без особогосожаления пустошить и зорить их земли (впрочем, и с другой стороны особых сожалений по поводу того, что приходится воевать с православными не наблюдается), да и потом, в эпоху той же самой Смуты, православие никак не мешало тем же казакам Сагайдачного опустошать владения православного царя Михаила Федоровича, сечь и брать в полон таких же православных, как и они сами, но только с другой стороны границы.
      Выходит, что православие православию рознь, и "наше" православие - это правильное православие, а то, которое по "ту" сторону - какое-то неправильное, и ходящие не в нашу церковь - не совсем уж и "свои". И когда Н. Хеншелл пишет о том, что французские короли правили отнюдь не национальным государством, подданные которого не обладали сколько-нибудь развитым национальным самосознанием, оставаясь преданными прежде всего своей «земле», городу, религии, классу, семье, господину и уж потом королю, то это в полной мере может быть отнесено и к разделенной Русской земле, жившие на которой сперва определялись с тем, кому они верны - семье, роду, господину, городу, "земле", затем государю и лишь в последнюю очередь - религии.

8264



Via

Saygo
что в понедельник с утра меня непременно порадуют наши российские художники, и вот, мои ожидания оправдались. Представляю - Ф.Б. Федоров. Перед битвой с крестоносцами на Чудском озере:

431197


      Зацените! А я пока пошел на работу, сеять разумное, доброе, вечное...


Via

Saygo

Хе-хе...

      Заратустра, конечно, велик, но все же слишком узнаваем, да и морда у него не-стильная (т.е. на манеру письма Эль-Греко никак не тянет). Но все равно хорош!

53283303_396551044490491_8964715800480972800_n



Via

Saygo
       Как Вы думаете, кто этот глазастый пушистый цыпленок?

001


       Ответ на эту загадку под катом:



Ученые воссоздали внешний вид детенышей тираннозавра рекса

       Цитирую:
       "Одиннадцатого марта в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке откроется выставка, посвященная тираннозаврам. В ней ученые объединили все последние находки, касающиеся этого рода динозавров. Многие экспонаты представили известных ящеров с незнакомой стороны — например, в образе детенышей".
       И дальше - "Взрослый тираннозавр рекс в возрасте 20 лет весил от шести до девяти тонн. Его рост от ступней до вершины бедер равнялся 3,6-3,9 метра, а длина тела доходила до 13 метров. Однако во время роста детеныши выглядели совершенно иначе. Их маленькое тело длиною около 100 сантиметров покрывал густой мех, часть его оставалась на спине и хвосте после взросления. Передние лапы намного длиннее относительно тела, чем у зрелой особи".

       Тираннозавр-пыдсвынок:

005


       Ну и на закуску одна из новейших реконструкций папы-тираннозавра:

raph-lomotan-raph04art-tyrannosaurus-rex-by-raph04art-dakmesu


trex_2


       Некоторые идут еще дальше, выделяя южный и северный подвиды:

<tyrannosaurus_variants_2015_by_tomozaurus-d8ihl66


В общем, больше тираннозавров, хороших и разных!



Via

Saygo
      И снова книжное. За "искрой" настал черед "Незивестной войны "Золотого века" С. Махова aka userinfo_v8.png?v=17080?v=305.1george_rooke.

2709280_detail


      Цитата: "Англию спасла погода и постоянная привычка испанцев организовывать экспедицию к Ла-Маншу осенью. С точки зрения наивгации переход эскадр из Средиземного моря надо было организовывать весной, а выход Армады к Ла-маншу в мае-июне. Но дело в том, что финансирование флота начиналось только в апреле, и средиземноморские эскадры начинали движение только в июле, когда у Гибралтара дули преимущественно западные ветры, откидывавшие суда к Балеарским островам и Италии. В то же самое время у Ферроля и Ла-Коруньи в июнге-июле преобладал норд-вест, прижимавший испанские корабли к берегу, а в мае - самом благоприятном месяце, подготовка флота еще не была закончена.
      В общем, с точки зрения навигации подготовку Армады надо было сдвигать на три-четыре месяца назад, но это требовало знавний ветров на маршруте Лиссабон - Ферроль - Ла-Манш и пересмотра сроков финансирования".
      Я не случайно выделил этот момент в цитате. В то, что испанцы не были в курсе о том, когда и какие ветры дуют на маршруте от Испании до туманного Альбиона, я не верю. Они, конечно, не нация прирожденных мореходов, но, тем не менее, и не совсем уж сухопутные крысы с континентальным мышлением, и, к тому же, неудачи раз за зразом должны были навести на мысль о том, что раз что-то идет не так, то, значит, надо что-то менять. Следовательно, ответ надо искать в другом. Казалось бы, что может быть проще, чем сдвинуть начало финансирования? Ан нет, выходит, что не проще, и сам Филипп II не мог этого сделать? Испанская бюрократия перемогла самого Филиппа?

a2a0a2f80a86264643496f04ab44feb5




Via

Saygo
      Ну вот, вчера закончил читать "Операцию "Искра" В. Мосунова.

2c22288380c34d8773b7f7e7d4c98c7d399d9766


      Тяжелая эмоционально книга, что и говорить, особенно 2-я ее часть, в которой рассказывается о продолжении боев после прорыва блокады Ленинграда. Вся эта история мне живо напомнила, с одной стороны, Нарочскую операцию в марте 1916 г. и бои на Стоходе летом того же года с той лишь разницей, что блокада все же была прорвана и одна из важнейших задач, стоявших перед наступлением, была все же достигнута. А так все очень плохо - эта работа еще раз подтвердила сложившееся уже давно впечатление, что северо-западное направление в Великoй Отечественной это одна сплошная трагедия от начала до конца (в Курляндии).
      Но вот что ввело меня в сумнение и некоторым образом когнитивный диссонанс. То, что при таких раскладах (наши отцы-командиры делают ставку на живую силы, немцы - на технику) наши потери должны быть существенно больше, чем у противника - не вызывает сомнения. Но вот в чем вопрос - автор, ссылаясь на немецкие документы (пресловутые ЖБД хотя бы), постоянное подчеркивает, что немцы практические все время не вылазят из кризиса, несут большие потери (в и в технике тоже - в тех же пулеметах), батальоны, полки и целые дивизии стачиваются до костей (та же полицейская дивизия СС или 96-я пехотная дивизия, в штрафном батальоне на Синявинских высотах за несколько дней боев, если верить автору, осталось 70 штыков из 700 первоначальных и т.д., и т.п.) и их необходимо сменять, отводить в тыл для переформирования и приведения в чувство. И тут же в конце книги в приложениях читаю, что та же 96-я дивизия потеряла за все время боев (за два месяца) 5,3 тыс. солдат и офицеров убитыми, ранеными и пленными, а полицаи - и того меньше, 2.2 тыс. И где здесь подвох?
      P.S. Про "едоков" и "штыков" рассказывать не надо, это я и так знаю.


Via

Saygo
на берегу синего моря. " Серая, как дождь, завеса этого мира отдёрнется, и откроется серебристое окно, и ты увидишь белые берега. И за ними — далёкие зелёные холмы под восходящим солнцем".

Аполлинарий Васнецов_ Варяжские корабли в Великом Новгороде_ 1902


Аполлинарий Васнецов_Прошлое Великого Новгорода_ 1901


      И все это великолепие погубили злобные московиты в 1478 г. под предводительством дедушки Tyrann'a, да. Сами себе придумали сказку, сами же ее и оплакали.


Via

Saygo
      Говорят, что в забугорье увидела свет вот эта книжка:

empires-of-the-weak


      На сайте издательства подробнее о ней (там же можно скачать и введение к ней): Empires of the Weak. The Real Story of European Expansion and the Creation of the New World Order.

      В русском сегменте Сети уже есть и первые отклики на нее: Империи слабых.
      Не вдаваясь в подробности обсуждения (его можно прочесть по ссылке) и не касаясь самого содержания книги (поскольку она мне недоступна), все позволю себе усомниться в основополагающем тезисе автора "Империи слабых". Да, безусловно, военное превосходство европейцев над всякими черными, желтыми и красными обитателями Ойкумены может и не выглядит порой столь уж абсолютным (если вести речь о раннем Новом времени), однако, как замечает сам историк, главные причины неудач европейцев вполне объяснимы и без привлечения тезиса о некоей их военной слабости. Первая и самая важная причина неудач кроется в той самой логистике, без которой все остальное уже в принципе вторично и может быть отброшено за ненадобностью. Доставить в отстоящие за полмира от старушки Европы гребеня сколько-нибудь адекватные силы (не батальон-другой и даже не пол-другой, а целую армию, состоящую из пехоты, кавалерии и артиллерии со всем необходимым снаряжением и поддерживать их боеспособность в течение сколько-угодно необходимого времени) не мог позволить себе ни в раннее Новое время, ни в просто Новое время (вплоть до того момента, когда пароход превратился из диковинки и шайтан-каноэ в обыденность) ни одни монарх Европы - даже британский.
      Все прочие причины связаны с такими аспектами, которые, в общем-то, так или иначе, но все равно рано или поздно упираются в логистику или природно-климатические условия.В конце концов, но малярийный комар - абсолютное оружие, и при тогдашнем развитии медицины бороться с ним было невозможно, равно как нерешаема в принципе была и проблема антисанитарии. И при чем тут некое военное могущество всяких негров и азиатов, позволю задать вопрос? Там, где азиаты сталкивались с адекватными силами, их военное преимущество очень скоро развеивалось в прах и пепел. История русской конкисты XVII - XVIII вв. вам в помошь.
      И последнее - кадры, как известно, решают все. Вопрос - кто из метрополии ехал за моря и зачем? Ответив на этот вопрос, станет ясно, почему еврпейцы далеко не всегда могли справиться с туземцами, имея под рукой всякую сволочь местную и понаехавшую за ловлей счастья и чинов из Европы.
      В общем, я так вижу, что книжка сия написана под влиянием модного ныне тренда самобичевания и покаяния за бремя белого человека (хотя сама идея заслуживает более тщательного и непредвзятого изучения).

616px-Robert_Clive_and_Mir_Jafar_after_the_Battle_of_Plassey,_1757_by_Francis_Hayman

Via

Saygo
      Или история про Сахарский океан. Статья старая, еще 14-го года, но мне она показалась любопытной и достойной того, чтобы дать на нее ссылку:

Океан Сахара. Представлена альтернативная история распада Гондваны

breakgondwana


      А вот тут встает вопрос - а появился ли бы в таком случае человек? Во всяком случае, в то время и в том месте, как это случилось в нашей реальности.


Via

Saygo
      Р-40 с его характерными очертаниями носовой части прямо таки провоцировал пилотов и механиков на злодейство:

tumblr_pnfy7hdeKH1sj8m8g_540


P40-Alieutian-Tiger-3-1400x840


      Один из моих любимейших самолетов еще с детства.
      P.S. Утащено из Мордокниги.


Via

Saygo
      История про то, как Иван Грозный отомстил неразумным германам за взятие Рингена

      Царская месть.

<Русские полки опустошают окрестности Риги_Миниатюра из Лицевого свода/center>

      Упорство и труд, конечно, все перетрут, но все же, гляды с высоты веков, очевидно - надо было бы царю Ивану ударить по Ливонии всей силой разом еще зимой 1558 г., не размениваясь на мелочи. Но, увы, хотели как лучше...
      P.S. Как обычно, премного благодарен буду за доброе слово и лайк на Warspot'e после прочтения статьи! VG4oIDw3ER3uOGwMrmA5jtb9YDqKVaVOl_Ty0PHL


Via

Saygo
      Есть в Сети такой вот фрагмент картины Петера нашего Снайерса с рондашьерами:

26010546


      Гугление показывает, что это фрагмент его же картины о сражении при Диденгофене (он же Тиовилль) в 1639 г., однако попытки сыскать, с какой именно картины (а в хорошем разрешении в Сети их немного), успеха н едали.

      Варианты:

La_bataille_de_Thionville_1639


Peter_Snayers_-_The_battle_for_the_relief_of_Thionville._1st_Phase,_1639


Peter_Snayers_-_The_battle_for_the_relief_of_Thionville._2nd_Phase,_1639


      Кк будто искомый фрагмент принадлежит картине, что вывешена в Венском военно-историческом музее, но мне сыскат ее не удалось. Может, у кго есть ссылка или сама картинка в полном варианте?


Via

Saygo
      С.М. Буденный вспоминает о трагедии февраля 1920 г.:
      "16 февраля кавалерийская группа генерала Павлова опрокинула в районе хутора Веселый корпус Думенко и, отбросив его за Маныч, начала форсированный марш в район Великокняжеской. Продвигаясь по глубокому снегу, в стужу и метель, по бездорожному и безлюдному левобережью Маныча, генерал Павлов измотал силы своей конной группы и, не достигнув Великокняжеской, заблудился. Наконец ночью 18 февраля полузамерзшая, измученная блужданием по непролазным снегам конница Павлова подошла к селу Воронцово-Николаевке и столкнулась со сторожевыми заставами 4-й и 6-й кавалерийских дивизий. Следует сказать, что в связи с морозом не все наши части хорошо несли сторожевую службу, поэтому некоторые из них были застигнуты противником врасплох.
      В это время мы с Климентом Ефремовичем в полевом штабе Конармии допрашивали двух полузамерзших белых казаков из передовых частей группы Павлова, которых только что притащили к нам разведчики 6-й дивизии. Пленные говорили, что уже трое суток генерал Павлов, заменивший Мамонтова, умершего от тифа, гонит свою группу по бездорожью и глубоким снегам. Кони выдохлись, люди два дня без горячей пищи и не держатся в седлах, многие обморозили руки и ноги.
      Не успели мы еще закончить допрос, как прибежавшие в штаб ординарцы сообщили, что на 6-ю дивизию навалилась огромная масса конницы противника. Мы с Климентом Ефремовичем быстро вышли во двор и сели на коней. На северо-западных окраинах села слышался дробный стук пулеметов, временами заглушаемый ударами орудий. Жидкое нестройное «ура» гасло в залповой стрельбе.
      На станции Торговой, где мы оказались через десять минут, противник уже был отбит частями 4-й дивизии. Лишь небольшие группы белоказаков маячили в серой [415] мглистой ночи, стараясь оттянуть застрявшие в снегу орудия и подобрать раненых.
      Городовиков доложил нам, что белые отбиты, но ушли недалеко, остановились в колоннах и чего-то ждут. Он сказал, что казаки так замерзли, что ни стрелять, ни рубить как следует не могут.
      Вдруг послышался слабый, затем все более нарастающий крик «ура». Белые шли в атаку. 1-я бригада 4-й дивизии во главе с Городовиковым бросилась в контратаку, прорвала жидкие цепи атакующих и рассеяла их. Однако, несмотря на то, что противник отходил, крики «ура» не смолкали.
      Оказалось, что «ура» кричали обмороженные казаки, стоявшие в колонне. Так как в атаку они не могли идти, Павлов решил использовать их для психического воздействия. 1-я бригада на скаку врезалась в эту кричащую колонну. Началась давка, дикие вопли, беспорядочная стрельба. Белоказаки в ужасе разбегались или сдавались в плен.
      В это время на участке 6-й дивизии завязался ожесточенный бой. Белоказаки, добравшись до окраины села, отчаянно цеплялись за каждый дом. Однако спешенные полки 6-й дивизии выбили противника из села, а затем, сев на коней, пытались перейти в преследование, но были остановлены огнем многочисленных пулеметов, под защиту которых ушли белоказаки. Подгоняемый лютым морозом, противник вновь и вновь атаковал позиции 6-й дивизии и каждый раз отходил в степь, оставляя на окраине села много убитых и раненых. Делали белогвардейцы попытки прорваться в село и на участках наших стрелковых частей, однако везде несли крупные потери и отходили.
      К двум часам все стихло. В ночной дали полыхали одинокие костры, у которых обогревались казаки, сжигая свои обозы.
      К утру генерал Павлов увел свою группу в сторону Крученой Балки и села Средний Егорлык. По данным разведотдела Конармии, в бою под Торговой в ночь с 18 на 19 февраля участвовали двадцать четыре кавалерийских полка противника общей численностью около десяти тысяч сабель.
      Жуткую картину представляла степь, усеянная сотнями убитых и замерзших белоказаков. Среди брошенной артиллерии и пулеметов, зарядных ящиков и разбитых повозок лежали замерзшие люди и лошади. Одни замерзли, свернувшись в клубок, другие на коленях, а иные, стоя по пояс в снегу рядом со своими застывшими лошадьми.
Впоследствии нами была организована специальная комиссия под председательством комиссара 4-й кавдивизии А. И. Детистова по обследованию поля боя. За время боевых действий в районе Торговая, Средний Егорлык согласно учету комиссии Детистова белые потеряли убитыми и замерзшими до пяти тысяч человек и две тысячи триста лошадей...".
      Митрофан Греков в 1927 г. написал картину об этой ночи:

Grekov-M.-B.-Zamerzshie-kazaki-generala-Pavlova-1927-g.




Via

Saygo
      Олег Двуреченский у себя на страничке в Мордокниге разместил кратенький (даже слишком кратенький, лаконичный до безобразия) отчет о прошедшем намедни очередном заседании круглого стола "К вопросу о существовании пехоты в Средневековой Руси XIV-XV". Краткое резюме по итогам работы стола, в котором приняли участие известные в узких кругах любителей истории русского военного дела люди (А. Малов, О. Курбатов, И Пахомов и др.) звучит следующим образом:
      "В сухом остатке пехоты не было, было не каноничное использование "воев", (под ними разумеется подразумевается конная дворянская корпорация) в необычных условиях в пешем строю, но всегда оговаривались и условия и необычность".
      Вывод несколько необычный, нетрадиционный (о чем свидетельствует картинка внизу) и, на первый взгляд, шокирующий. Конечно, из краткого сообщения делать широкомасштабные выводы было бы преждевременно, равно как утверждать что пехота были или пехота не была. Из обмена мнениями на страничке (какой-то нервный обмен вышел, с переходом на личности - к чему бы это?) следует, что материалы круглого стола вроде бы как должны увидеть свет(правда, боюсь, что случится это не скоро, а сам сборник "Военной Археологии" будет совершенно неподъемным по цене - как предыдущий). Однако вставим и свои пять копеек в этот вопрос. Соглашусь с тем, что профессиональной пехоты, которая воевала бы (и на поле боя, и маршировала) исключительно в пешем строю - такой пехоты (типа ландскнехтов или швейцарцев) в рассматриваемый период у нас не было. Олег Курбатов пишет в ответ на реплику А. Быкова ("Смотря кого считать "профессионалом". Если ТОЛЬКО княжий двор - тогда все верно. А вот "ушкуйники" - профессионалы? А профессиональной инфантерии не было на Руси также, как и профессиональной кавалерии в 14-15 вв."), что "пехоты, чтоб человек принципиально шёл на войну пешим, и без него никак - не было".
      Стоит ли принимать именно такую постановку вопроса? И да, и нет. Профессионалы, которые занимались только войной, на Руси к тому времени уже были - в этом сомневатья не приходится, и на мой взгляд (я, конечно, не такой глубокий профессионал, как О. Двуреченский или О. Курбатов, так, погулять вышел), Олег Курбатов в определенном смысле прав - в XIV - XV вв. русские рати в полевых сражениях неплохо обходились и без профессиональной пехоты (подчеркну - наподобие ландскнехтов или швейцарцев). Однако насчет того, что не было людей, которые принципиально ходили на войну пешими - все же я не соглашусь. Были такие люди - достаточно копнуть псковские летописи. Другое дело, что эта пехота (состоявшая, кстати говоря, судя по всему, из "профессионалов" или, скажкм так, полупрофессионалов - "младших сыновей") играла вспомогательную роль (участие в набегах, действия в сложных условиях на пересеченной, лесистой местности, оборона крепостей, осадные работы и пр.), а вот насчет участия в правильных полевых сражениях - скорее нет, чем да. Не тот у нее был комплекс вооружения ("стандартный" набор, упоминаемый в летописях - щит и сулица).
      Еще остается вопрос - как быть с ездящей пехотой? В том, что она была - сомневаться также в принципе не приходится, но какую роль она играла?
      Но если подвести общий итог, то, думаю, стоит согласиться с выводом А. Малова (в целом, ибо детали можно и нужно дорабатывать):
Пехота на Руси, как комбатанты, участвующие в полноценных боестолкновениях, появляется вместе с потребностью на поле боя с людях, вооруженных огнестрельным оружием.
      Полноценная пехота как род войск- это, как я полагаю, времена Василия III, Смоленская война 1512-1522 гг., а завершение процесса относилось уже ко временам Ивана Грозного, когда появляется стрелецкая пехота.

85348_42




Via

Saygo
       Вот он, наш малыш, мелкий, но свирепый:



       А после этого небольшого ролика - и статья, в которой поподробнее рассказно о находке:

Палеонтологи под руководством Линдси Занно (Lindsay Zanno) из Музея естественной истории Филда описали новый род и вид тираннозаврид, который позволил прояснить картину. Окаменелости трех особей Moros intrepidus нашли в штате Юта на юго-западе США, в отложениях, образовавшихся 94–96,4 миллиона лет назад. От двух особей сохранились отдельные зубы, от третьей, молодой, окончательно не выросшей рептилии, остались кости правой задней конечности и зубы. Эти динозавры оказались одними из самых маленьких тираннозаврид. Вероятно, они достигали в длину 1,2 метров и весили около 78 килограммов. M.intrepidus, как и другие представители клады, были хищниками, но, из-за их миниатюрных размеров находилось немало желающих поохотиться на них самих


Via

Saygo


       В давние-давние времена в одной очень далекой галактике стране, в вице-королевстве Перу, в городе Куско, возникла т.н. Escuela Cuzqueña, "Школа Куско", несшая свет истинной веры в наглядных образах темным индейцам. Много чего интересного и презабавного рисовали художники сей школы для вразумления наивных добрых дикарей, и среди всего прочего наибольшего изумления заслуживают замечательные в своей простоте и великолепии ангелы с огнестрелом в руках:



1


2


8


4


5


6


9


10


11




      В Сети этого добра много - я выбрал лишь самые, на мой взгляд, примечательные образы в хорошем разрешении. Согласитесь - идея просто блеск, влепить врагу рода человеческого и его приспешникам добрую свинцовую пулю в лоб. Военная революция на марше!
      P.S. Стоит обратить внимание на ружья в руках ангелов!


Via

Sign in to follow this  
Followers 0


  • Blog Entries

  • Blog Comments

    • Все побежали, и я побежал...
      Если в первых пяти сезонах Игра Престолов была не фэнтези сериалом, а кровавым и жестким историческим сериалом в альтернативной реальности и с небольшими вкраплениями магии, то в последних трех (за исключением двух последних серий) сезонах это обычный фэнтези сериал. Но мне финал более или менее понравился. В пятой серии постановка боев неплохая — достаточно кровавая, но в целом разве выборная монархия это такая уж хорошая форма правления? В странах с выборной монархии не было гражданских войн? Я наоборот пологаю, что при жестких или даже жестоких правителях феодалы меньше склонным к грызне, ибо они мыслят по принципу might to right. Ну впрочем, понятно что это американская идеологизация и пропаганда.
    • Новости из нашего Бедлама
      Ой-вей! Сразу вспенился анекдот "На вопрос анкеты, колебались ли вы в проведении линии партии, Рабинович ответил: колебался вместе с линией.
    • Была ли на Руси пехота?
      Или отказаться от восприятия вопроса в духе Нового времени. Собственно дружинник\рыцарь - это и пехотинец и всадник по ситуации. Развитие специализации, увеличение численности воинских контингентов, в рамках стремления к эффективности, приводит к появлению родов войск, с более узкими задачами. Для Руси, на пороге Нового времени, характерно развитие пехоты в виде пищальников, стрелков не требующих такого длительного обучения и тренировок, как лучники, и в то же время, все более эффективных на поле боя.
    • Османская миниатюра
      Хорошие фото. Только наверное, правильнее Сигетвар? Интересно, из каких манускриптов миниатюры... Не из этого ли? https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Szigetvar_1566.jpg
    • "У кого ни тех, ни тех..."
      Вредитель хуже врага.