Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    2
  • comments
    12
  • views
    830

About this blog

Африканские арт-объекты, африканская культура, дизайн при помощи аутентичных предметов африканского искусства

Entries in this blog

Чжан Гэда

Для начала хотелось бы обозначить проблему - есть такая деталь интерьера, как африканская маска. 

Сразу оговорюсь, что это - не чисто африканский интерьер, а интерьер колониальных властей, чиновников, священников и офицеров, которые уделяли некоторое внимание искусству народов, среди которых волею судеб оказались.

И вот теперь, спустя более чем 50 лет после крушения колониальной системы в Африке маски стали доступны для украшения интерьера повсеместно. Но дело очень сильно стопорится малой изученностью вопроса в целом - так, если маски некоторых народов (скажем, пуну) были широко известны и популярны в Европе в 1920-1930-е годы (особенно во Франции, где было много колониальных арт-объектов из Западной Африки - средоточия культуры резного дерева), то в СССР своих колоний не было, публикации были немногочисленны, изучение многих арт-объектов велось по мутным черно-белым фотографиям размером со спичечный коробок...

Вот и слышно, что "ай! это колдовство! ниЗЗя!". Типичный пример - стоит моя супруга-учительница на перемене и разговаривает с коллегами - мол, поедем к знакомому, который привез несколько старых африканских масок, пару штук хотим купить. Одна с сожалением сказала: "Ой, у меня с деньгами плохо, не смогу себе такое позволить!" (у нее 2 детей на платном отделении в институте - каждая копейка на счету), а вторая понесла: "Это страшное колдовство! Как ты можешь? Не по православному это! Карму испортишь!" и т.д. и т.п.

Главный аргумент "икспердов-электросексов" - это то, что маски использовались в неких страшных ритуалах, которые обязательно нашлют на владельца проклятия и страшную смерть в муках (то ли Лавкрафта начитались, то ли еще что). А вот в каких ритуалах - они точно не знают, но от верных сплетников источников слышали, что ... И далее следует отсебятина, круто замешанная на голливудских сценариях (а в Голливуде, как известно, неправильного не покажутЪ) и личных домыслах, причем не совсем ясно, где трава, а где - собственное творчество.

В общем, предлагаю ближайшее время посвятить разбору различных вариантов, для чего используются маски и, в результате, выяснить - можно или все же "ниЗЗя!" применить их для украшения создаваемого интерьера.

 

Чжан Гэда

Хочу поделиться некоторыми своими мыслями относительно дизайна - стал все чаще замечать, что реализм несколько утомил. Нет, фотография историческая - это очень здорово, но все же "и всему-то есть граница".

В поисках того, чего просит исстрадавшаяся душа, "забрел" в Африку. Может, конечно, 100 лет с того момента, как Европа более или менее широко познакомилась с африканским искусством, сказались, но, вроде, никто и нигде это столетие не отмечал, т.ч. отношу свой интерес на счет личной испорченности.

Недавно сваял с хорошим товарищем вот такой стенд:

DSC06841.thumb.JPG.75c6c5b8315a2ceb2e9b4

Смотрите на него, каким он был первые три дня своего существования. Потом случилось неожиданное - хозяин помещения увидел маски, сначала молчал, потом к нему пришла какая-то дамочка, "тонко чувствующая ауру", и заявила, что "маски использовались в темных ритуалах и от них ухудшится карма", после чего маски пришлось снять.

Ежу понятно, что дамочка ни синь пороху в африканских масках, но ... Это ведь так модно - если постоянно крутят передачи типа "Битвы электросексов экстрасенсов", то впору многим не сильно твердым в уме и крышей тронуться, почувствовав себя "астрально одаренной".

Но нас на голое постановление не возьмешь - вывесили два кольца бус из резного крашеного сланца (догоны, Мали) и непрозрачного цветного стекла (какая-то из береговых стран Гвинейского залива):

P80130-183659.thumb.jpg.34a9b481d69517f4

У меня было озорное желание поддеть дамочку, сказав хозяину, что того, кто почем зря ругает маски окуи, посещает зловредный Попобава, но не удалось - хозяин сам уверовал и большого труда стоило не ухудшить положение в целом. Я хотел вместо одной маски вообще прицепить эфиопский христианский крест, чтобы они "уравновешивали" друг друга, но мой товарищ отсоветовал - мол, будем куражится - заставят вообще все снять.

Конечно, тут все условно на тему оформления. Сюда бы побольше резного дерева, шкуры, ткань боголанфини (mud cloth) - было бы совсем интересно. Но пока есть то, что есть. Уже как интерьерная композиция имеет право на существование.

Все предметы аутентичные, кроме меча в самом низу, висящего горизонтально, и самого верхнего дротика сверху - это уже середина и даже вторая половина ХХ в. 

Сверху вниз слева направо:

1) маска окуи мукудж народности пуну, Габон, вторая половина ХХ в.

2) дротик, Южный Судан, вторая половина ХХ в.

3) наконечник дротика, Южный Судан, первая половина ХХ в.

4) маска оглинье народности идома, Нигерия, вторая половина ХХ в.

5) меч такуба народности хауса, Чад, ок. 1830 г.

6) щит валата народности амхара, Эфиопия, ок. 1930 г.

7) щит валата народности данакиль, Эфиопия, начало ХХ в.

8) меч сайф (тж. известен коллекционерам как каскара), Судан, начало ХХ в.

9) клинковое оружие мамбеле (тж. известно коллекционерам как азандийская сабля), народность азанде, Конго, начало ХХ в.

10) кинжал ханджар, Судан, начало ХХ в.

11) украшение из клыков бородавочника, Германская Восточная Африка, 1905-1906 гг. (предмет имеет музейный провенанс)

12) кинжал телек, туареги, первая половина ХХ в. 

13) кинжал народности басунгу, Конго, начало ХХ в.

14) меч народности бапото, Конго, первая половина ХХ в.

15) меч такуба, туареги, вторая половина ХХ в. (клинок не заточен) 

В общем, главная мысль - афродизайн можно и нужно строить на основе аутентичных предметов из Африки. Но понимать при этом - старые вещи, особенно XIX века, стоят теперь немало и сильно отличаются от того, что делают на продажу для туристов. 

(кто не верит - сравните современные сувенирные маски с предметами из собрания Eddy Novarro (1925-2003) - искусство африканских народов прошло очень большой путь развития всего за те несколько десятков лет, в течение которых с ним познакомилось достаточно большое количество европейцев и американцев)

Sign in to follow this  
Followers 0


  • Blog Entries

  • Blog Comments

    • Все побежали, и я побежал...
      Если в первых пяти сезонах Игра Престолов была не фэнтези сериалом, а кровавым и жестким историческим сериалом в альтернативной реальности и с небольшими вкраплениями магии, то в последних трех (за исключением двух последних серий) сезонах это обычный фэнтези сериал. Но мне финал более или менее понравился. В пятой серии постановка боев неплохая — достаточно кровавая, но в целом разве выборная монархия это такая уж хорошая форма правления? В странах с выборной монархии не было гражданских войн? Я наоборот пологаю, что при жестких или даже жестоких правителях феодалы меньше склонным к грызне, ибо они мыслят по принципу might to right. Ну впрочем, понятно что это американская идеологизация и пропаганда.
    • Новости из нашего Бедлама
      Ой-вей! Сразу вспенился анекдот "На вопрос анкеты, колебались ли вы в проведении линии партии, Рабинович ответил: колебался вместе с линией.
    • Была ли на Руси пехота?
      Или отказаться от восприятия вопроса в духе Нового времени. Собственно дружинник\рыцарь - это и пехотинец и всадник по ситуации. Развитие специализации, увеличение численности воинских контингентов, в рамках стремления к эффективности, приводит к появлению родов войск, с более узкими задачами. Для Руси, на пороге Нового времени, характерно развитие пехоты в виде пищальников, стрелков не требующих такого длительного обучения и тренировок, как лучники, и в то же время, все более эффективных на поле боя.
    • Османская миниатюра
      Хорошие фото. Только наверное, правильнее Сигетвар? Интересно, из каких манускриптов миниатюры... Не из этого ли? https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Szigetvar_1566.jpg
    • "У кого ни тех, ни тех..."
      Вредитель хуже врага.