Art of Africa

  • записи
    2
  • комментариев
    12
  • просмотр
    251

Об этом блоге

Африканские арт-объекты, африканская культура, дизайн при помощи аутентичных предметов африканского искусства

Записи в этом блоге

Чжан Гэда

Для начала хотелось бы обозначить проблему - есть такая деталь интерьера, как африканская маска. 

Сразу оговорюсь, что это - не чисто африканский интерьер, а интерьер колониальных властей, чиновников, священников и офицеров, которые уделяли некоторое внимание искусству народов, среди которых волею судеб оказались.

И вот теперь, спустя более чем 50 лет после крушения колониальной системы в Африке маски стали доступны для украшения интерьера повсеместно. Но дело очень сильно стопорится малой изученностью вопроса в целом - так, если маски некоторых народов (скажем, пуну) были широко известны и популярны в Европе в 1920-1930-е годы (особенно во Франции, где было много колониальных арт-объектов из Западной Африки - средоточия культуры резного дерева), то в СССР своих колоний не было, публикации были немногочисленны, изучение многих арт-объектов велось по мутным черно-белым фотографиям размером со спичечный коробок...

Вот и слышно, что "ай! это колдовство! ниЗЗя!". Типичный пример - стоит моя супруга-учительница на перемене и разговаривает с коллегами - мол, поедем к знакомому, который привез несколько старых африканских масок, пару штук хотим купить. Одна с сожалением сказала: "Ой, у меня с деньгами плохо, не смогу себе такое позволить!" (у нее 2 детей на платном отделении в институте - каждая копейка на счету), а вторая понесла: "Это страшное колдовство! Как ты можешь? Не по православному это! Карму испортишь!" и т.д. и т.п.

Главный аргумент "икспердов-электросексов" - это то, что маски использовались в неких страшных ритуалах, которые обязательно нашлют на владельца проклятия и страшную смерть в муках (то ли Лавкрафта начитались, то ли еще что). А вот в каких ритуалах - они точно не знают, но от верных сплетников источников слышали, что ... И далее следует отсебятина, круто замешанная на голливудских сценариях (а в Голливуде, как известно, неправильного не покажутЪ) и личных домыслах, причем не совсем ясно, где трава, а где - собственное творчество.

В общем, предлагаю ближайшее время посвятить разбору различных вариантов, для чего используются маски и, в результате, выяснить - можно или все же "ниЗЗя!" применить их для украшения создаваемого интерьера.

 

Чжан Гэда

Афростенд

Хочу поделиться некоторыми своими мыслями относительно дизайна - стал все чаще замечать, что реализм несколько утомил. Нет, фотография историческая - это очень здорово, но все же "и всему-то есть граница".

В поисках того, чего просит исстрадавшаяся душа, "забрел" в Африку. Может, конечно, 100 лет с того момента, как Европа более или менее широко познакомилась с африканским искусством, сказались, но, вроде, никто и нигде это столетие не отмечал, т.ч. отношу свой интерес на счет личной испорченности.

Недавно сваял с хорошим товарищем вот такой стенд:

DSC06841.thumb.JPG.75c6c5b8315a2ceb2e9b4

Смотрите на него, каким он был первые три дня своего существования. Потом случилось неожиданное - хозяин помещения увидел маски, сначала молчал, потом к нему пришла какая-то дамочка, "тонко чувствующая ауру", и заявила, что "маски использовались в темных ритуалах и от них ухудшится карма", после чего маски пришлось снять.

Ежу понятно, что дамочка ни синь пороху в африканских масках, но ... Это ведь так модно - если постоянно крутят передачи типа "Битвы электросексов экстрасенсов", то впору многим не сильно твердым в уме и крышей тронуться, почувствовав себя "астрально одаренной".

Но нас на голое постановление не возьмешь - вывесили два кольца бус из резного крашеного сланца (догоны, Мали) и непрозрачного цветного стекла (какая-то из береговых стран Гвинейского залива):

P80130-183659.thumb.jpg.34a9b481d69517f4

У меня было озорное желание поддеть дамочку, сказав хозяину, что того, кто почем зря ругает маски окуи, посещает зловредный Попобава, но не удалось - хозяин сам уверовал и большого труда стоило не ухудшить положение в целом. Я хотел вместо одной маски вообще прицепить эфиопский христианский крест, чтобы они "уравновешивали" друг друга, но мой товарищ отсоветовал - мол, будем куражится - заставят вообще все снять.

Конечно, тут все условно на тему оформления. Сюда бы побольше резного дерева, шкуры, ткань боголанфини (mud cloth) - было бы совсем интересно. Но пока есть то, что есть. Уже как интерьерная композиция имеет право на существование.

Все предметы аутентичные, кроме меча в самом низу, висящего горизонтально, и самого верхнего дротика сверху - это уже середина и даже вторая половина ХХ в. 

Сверху вниз слева направо:

1) маска окуи мукудж народности пуну, Габон, вторая половина ХХ в.

2) дротик, Южный Судан, вторая половина ХХ в.

3) наконечник дротика, Южный Судан, первая половина ХХ в.

4) маска оглинье народности идома, Нигерия, вторая половина ХХ в.

5) меч такуба народности хауса, Чад, ок. 1830 г.

6) щит валата народности амхара, Эфиопия, ок. 1930 г.

7) щит валата народности данакиль, Эфиопия, начало ХХ в.

8) меч сайф (тж. известен коллекционерам как каскара), Судан, начало ХХ в.

9) клинковое оружие мамбеле (тж. известно коллекционерам как азандийская сабля), народность азанде, Конго, начало ХХ в.

10) кинжал ханджар, Судан, начало ХХ в.

11) украшение из клыков бородавочника, Германская Восточная Африка, 1905-1906 гг. (предмет имеет музейный провенанс)

12) кинжал телек, туареги, первая половина ХХ в. 

13) кинжал народности басунгу, Конго, начало ХХ в.

14) меч народности бапото, Конго, первая половина ХХ в.

15) меч такуба, туареги, вторая половина ХХ в. (клинок не заточен) 

В общем, главная мысль - афродизайн можно и нужно строить на основе аутентичных предметов из Африки. Но понимать при этом - старые вещи, особенно XIX века, стоят теперь немало и сильно отличаются от того, что делают на продажу для туристов. 

(кто не верит - сравните современные сувенирные маски с предметами из собрания Eddy Novarro (1925-2003) - искусство африканских народов прошло очень большой путь развития всего за те несколько десятков лет, в течение которых с ним познакомилось достаточно большое количество европейцев и американцев)



  • Записи в блогах

  • Комментарии блогов

    • Северянин, на самолет!
      Я где-то читал (возм., Википедия), что польские лечики проявили себя очень хорошо - эскадрон 303 был одним из (а может, и самым) результативных в Битве за Британию. И песня отличная о нем есть - гуглите Elektryczne Gitary - Dywizjon 303 . Так что я буду смотреть.
    • Маски и интерьер
      Вообще, наверное, полезно иметь очень общее представление о большинстве африканских племенных религий (ну, пусть будет такое определение, коли лучшего нет под рукой): 1) есть некий Бог-Творец, который сотворил все - землю, людей, животных, растения, рыб, птиц, воды, горы, пустыни, духов опять же ... 2) Бог-Творец слишком сильно удален от своих творений и они оставлены им на земле самостоятельно решать свои проблемы - люди с людьми и другими объектами материального и нематериального мира. Сделал я вас - теперь плодитесь и уживайтесь! 3) в связи с этим обращаться к Богу-Творцу можно, но эффект, если и будет, то не скоро, да и неизвестно какой. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром, который делится на 2 части - подконтрольную человеку и неподконтрольную человеку. Во вторую входят дикие животные, лес, морские глубины, земные недра, и духи опять же.  4) чтобы улаживать дела с духами лучше всего иметь в мире духов "своих" - а это духи предков. Чем сильнее дух предка, тем он более качественно обеспечивает защиту интересов своих потомков. Поэтому надо, в первую очередь, чтить предков. А то они и обидеться могут и наслать в отместку какого-нибудь другого духа (например, болезни), чтобы потомки вели себя лучше. Морально-этические взгляды на жизнь воспитываются в специальных инициационных лагерях, где молодежь проходит подготовку, узнавая, какие духи за что отвечают и как с ними себя вести. Потом эта система поддерживается тайными обществами, а для пропаганды тех или иных норм существуют ритуальные танцы-маскарады, где маска является способом перевоплощения танцора. 5) иной раз находятся такие, кто при помощи духов пытается превысить свою власть в отведенном ему участке мира. Такой человек начинает или сам колдовать, или обращается к колдуну-профессионалу. И тут надо вовремя распознать беду, призвать на помощь духов предков, чтобы они повлияли на враждебных духов "там" и сообщили, кто является нарушителем тут. Для этого есть специальные ритуалы, в которых используются маски - с одной стороны, в них, при помощи особо структурированного звукового и колебательного поля (музыка, пение, движения в танце, постукивания) призываются защитные духи, которые живут в маске до окончания церемонии, с другой стороны - эти же маски помогают отпугнуть духов, помогающих колдуну. Когда колдуна обезвредят на астральном уровне духи предков и схватят телесно в этом мире, следует расправа, которая обычно производится при помощи особого растительного яда - от него колдуны дохнут окончательно и бесповоротно. А участники инквизиции не страдают от мщения других духов, т.к. были защищены масками. В общем и целом, с разными вариантами и дополнениями, это свойственно для большинства бантуязычных народов, а также некоторых других языковых групп Черной Африки. Но, поскольку культура масок очень широко распространена именно у бантуязычных народов, то, наверное, для осознания сущности участия маски в ритуале надо обратить внимание именно на их практики. 
    • Маски и интерьер
      Продолжим с обществами, масками и ритуалами. Еще вариант - маски "белой ведьмы", как они известны в народе. Это маска народа пуну из Габона. Традиционно общество пуну делится на разные кланы и роды, проживающие в разных деревнях. Помогать осознанию единства пуну как народа помогает общество мукудж. Помимо регулирования отношений внутри поселения, члены общества мукудж ведут судебные дела и выявляют злых колдунов, обеспечивая процветание общины. Маски для ритуалов окуи бывают мужскими и женскими, черными и белыми. У народов Африки белый цвет ассоциируется с миром духов, а также с чистотой и светом. Черный цвет ассоциируется с землей, силой, ночью. Таким образом, цвет маски не имеет значения в разделении масок на мужские и женские. Внешний вид масок мукудж соответствует идеалам женской красоты, принятым в Габоне. Прическа масок копировала прическу женщин пуну. Белые маски мукудж носили во время церемоний, проводившихся днем. Эти маски использовалась, в частности, в похоронных церемониях, когда мужчина-танцор на ходулях, с плетью, копьем или пучком ветвей в руках (помогавших удерживать баланс и служивших для выражения ритуальных действий) и в маске исполнял ритуальный танец. Они изображали дух женщины (доброй «белой ведьмы», представляющей женского первопредка пуну), который вернулся из мира мертвых для того, чтобы встретить и проводить в мир мертвых душу вновь усопшего члена общины. Однако этот тип маски не является погребальной, поскольку ее не надевали на усопшего, а лишь использовали в защитных траурных церемониях. Кроме того, маски использовались в разнообразных обрядах инициации, а также торжественными церемониями – например, достижении ребенком возраста в 1 месяц, свадьбе и т.п. Считалось, что при данных событиях желательно присутствие женского первопредка, благословляющего потомков. Так, добрая «белая ведьма» в ходе ритуала джайе благословляет детей, взяв их из рук матери, и, как отмечают исследователи, даже грудные дети при этом практически никогда не плачут. В ходе танца хор и танцоры окуи окружают мать с ребенком на руках и, указывая на них ветвями и копьями, благословляют ребенка, а потом кропят его заранее приготовленной водой. Страшно, аж жуть!?
    • Маски и интерьер
      Например, возьмем народность идома, живущую у слияния рек Бенуе и Нигер. Они земледельцы, верят в Бога-Творца, но считают, что общение с духами умерших предков позволяет поддерживать гармонию в обществе и баланс с силами природы. Для каждого случая у них есть особые половозрастные общества, которые выполняют ту или иную функцию в сфере общения с духами. Для этого используются маски и статуи. Белый цвет масок и статуй, как и в других частях Африки, используется для символического обозначения принадлежности объекта к миру духов. Так, у идома есть общество алекву, которое следит за тем, чтобы души предков получали своевременные подношения, и чтобы потомки замаливали перед предками грехи.  А общество оглинье является мужским половозрастным союзом, объединяющим воинов, которые в честном поединке убили человека, льва или слона. У них есть свои маски, которые применяются во время ритуальной пляски очищения икпа - ранее требовалось предоставить голову убитого врага, из-за которого, собственно, член общества и становился нечистым (такие представления о потере ритуальной чистоты воином, убившим врага, существовали у большинства народов по всему свету). Но со временем их заменили вырезанные из дерева маски. Статуи андженю изображают женских духов, населяющих кустарники по берегам рек. Они отвечают за плодородие, способствуют переходу душ умерших с земли людей в землю духов. Особая разновидность такой статуи, выкрашенная в черный цвет, символизирует преемственность рода и ставится рядом с умершим во время похорон. Собственно, вопрос - что страшного в этих ритуалах? Почему они являются какими-то вредоносными или разрушительными? Кстати, вот маска, которую продавец назвал маской народа идома - я затрудняюсь определить ее принадлежность к обществу. Как кажется, она сильно реалистичная и, скорее всего, относится к маскам-заместителям, используемым в ритуале икпа: Нет скарификации по щекам и на висках, а также полуоткрытого рта, демонстрирующего зубы. Это свидетельствует либо о нетипичности иконографии, или же о неправильности атрибуции. В любом случае, имея некоторое представление о том, какие ритуалы являются основными "потребителями" масок у идома, зададимся вопросом - и что? Чем эта маска плоха/вредна в интерьере?