Сергей Махов

  • записей
    457
  • комментариев
    9
  • просмотра
    1 782

Авторы блога:

  • Saygo 458

Немного об английском кораблестроении XV века

Saygo

13 просмотров

Начался новый этап кораблестроения с конфискации в 1411 году двух генуэзских двухмачтовых судов - «Sancta Maria» и «Brigida Sancta», которые просто восхитили англичан своими ходовыми качествами и обводами, что неудивительно, ведь генуэзцы уже крепили обшивные доски вгладь, то есть в стык друг к другу, что первым делом отразилось на ходовых качествах.
Чуть позже, в 1416 году, король Генрих V, только что разгромивший французов при Азенкуре, в морских боях захватил 8 генуэзских каррак на французской службе водоизмещением в 400-600 тонн. Результатом этого была постройка «супер-карраки» «Грейс Дьё», гигантского мастодонта в 1400 тонн. Подробностей строительства и модели мы не знаем, поскольку документов не сохранилось. Часть останков судна идентифицировали в 1933 году в Саутгемптоне, стало понятно, что англичане пытались с помощью своих технологий воспроизвести генуэзские галеоны. Судя по всему, получилось не очень, обшивку по старинке делали трехслойной, клинкерной, на «замках» разместили три орудия, при этом форкастл (носовой замок) был очень высоким, что давало преимущество английским лучникам в бою. На постройку затратили 2735 дубовых деревьев, 1145 стволов бука и 14 стволов ясеня.
Корабль совершил всего один выход в море в 1420 году, при этом на судне поднялся мятеж, и он, только выйдя, спешно вернулся обратно в порт. Далее корабль тихо гнил в устье реки Хэмбл, пока в него в 1439 году не попала молния, после чего корабль сгорел.
Пример «Грейс Дьё» показал, что на тот момент англичане создать суда, подобные генуэзцам, не могли – банально не хватало грамотных мастеров и знаний. Недаром часть исследователей пишет, что «Грейс Дье» был по сути дроммоном (дракаром), а не карракой. Традиции северного кораблестроения были сильны, и как не пытались построить средиземноморскую карраку – все равно получалось что-то на мотив викингов.
Помог делу случай. В 1419 году английские войска захватили Руан, где тогда находилась главная французская верфь по постройке галер и малоразмерных судов. Там же были захвачены генуэзские и французские мастера, в 1423 и 1424 годах они построили для Англии несколько кораблей по собственным проектам, и только в 1436 году англичане смогли воспроизвести подобный корабль, позже этот тип назвали «генуэзской карракой».
Первая спущенная на воду английская «генуэзская каррака» имела водоизмещение 600 тонн (у англичан до этого не было кораблей свыше 300 тонн), и называлась «Libelle Englyshe Polycye». Шесть «генуэзских каррак» имели две мачты, что для англичан тогда было в диковинку, но проблема, как оказалось, даже не в постройке, а в текущих ремонтах. Уже в 1424 году главный плотник пишет королю: «нам нужно нанять плотников и конопатчиков за рубежом, в нашей стране мы вряд ли найдем людей, способных ремонтировать и строить подобные корабли». То есть проблема была в том, что англичане просто не умели крепить обшивку вгладь.
В результате были наняты венецианцы и генуэзцы, которые провели текущий ремонт кораблей, при этом восхитив английских мастеров новым для них методом кренгования, то есть для очистки и ремонта днища итальянцы просто накренивали корабли то на один, то на другой борт. Но постоянно к ним обращаться было невозможно. Тем более, что затраты на ремонт превзошли обычные вчетверо.

7sH882U3jQhhqgrOGhm9R_cCcytisXgZmPBuJ8zH

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас