Сергей Махов

  • записей
    488
  • комментариев
    9
  • просмотров
    1 956

Авторы блога:

  • Saygo 489

Для фанатов русско-шведской войны 1788-1790 годов

Saygo

17 просмотров

Через месяц напряженного противостояния, 22 июня 1790 года, шведы, получив свежий восточный ветер, пошли на прорыв всем флотом Северным фарватером, прорываясь сквозь огонь кораблей отряда контр — адмирала И.А. Повалишина, блокирующего фарватер южнее мыса Крестовый на линии бухта Дальняя — банка Репия и отряд кораблей контр — адмирала П.И. Ханыкова, расположенного на лини материк — банка Пааслуото.
В соответствии с задачей, поставленной Густавом III, 66-пушечный линейный корабль «Enigheten», взял на буксир брандер (начиненный взрывчатыми и огнеопасными веществами фрегат «Postilion»), с тем, чтобы навести его на корабли отряда Повали-шина, дал ход, но ошибочно зажженный своей командой брандер «Postilion» сцепился с линейным кораблем «Enigheten» и поджег его. Пытаясь уклониться от своего горящего брандера, «Enigheten» столкнулся с обеспечивающим данную операцию 44 — пушечным линейным фрегатом «Zemira» и так же поджег его.
Все три корабля, объятые пламенем, около 9 часов утра, когда огонь подошел к крюйт—камерам с корабельным запасом пороха, взлетели на воздух. В пламени взрыва погибло более 900 человек. «Ужас пожара на море,— читаем у А.С. Шишкова,— превосходит всякое бедствие...многие смоленные на корабле снасти и другие вещи, мгновенно возгораясь, распространяют всюду пламень, который, проникнув до порохового погреба, страшным образом разрушает корабль, бросая верхние части на воздух, а нижнюю опуская на дно моря. Мы смотрели на сие пагубное зрелище в трубы.»1.
Место гибели этих кораблей было абсолютно неизвестно и для целей экспедиции по поиску погибших шведских кораблей важной оказалась запись в вахтенном журнале флагманского корабля контр — адмирала И.А. Повалишина 74 — пушечного линейного корабля «Св. Петр»: «...которыя и обнялись пламенем, и несло оных на нас., почему мы для избежания такой опасности отрубили от якоря канатъ... так же пошли на Z и в скором времени отошед от брандера в безопасность встали на глубине 16 саженъ»2.
К 9 часам, когда стало ясно, что шведы не будут прорываться через центральную позицию русского флота, адмирал Чичагов с главными силами вступил под паруса и начал погоню за хаотично удирающим шведским флотом. Погоня длилась до 23 июня, пока остатки шведского флота не укрылись под пушками крепости Свеаборг. В итоге сражения шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 90 гребно-парусных судов; погибло 2000 человек, в плен попало 5000 человек. Российский флот в корабельном составе потерь не имел, погибло 117 человек.
К 2006г. подводно — археологической экспедицией «Память Балтики» в ходе работ с 1992 года на месте Выборгского морского сражения были найдены, исследованы и паспортизированы, пошедшие ко дну, крупные именные шведские корабли, погибшие в этом сражении: 62-пушечный линейный корабль «Hedvig Elisabeth Charlotta», 74-пушечный линейный корабль «Lovisa Ulrika», 66- пушечный линейный корабль «Enigheten», боевая галера «Ertrus», 44-пушечный линейный фрегат «Uppland», фрегат — брандер «Postilion», галеру «Ertrus» и 22-пушечный бриг-коттер «Dragon». Но мы еще не нашли давно интересующий нас погибший 44-пушечный линейный фрегат «Zemira» и у нас так же не было ясности, где погибла королевская яхта «Aurora».
В 2006 г. в интересах подводно — археологической экспедиции «Память Балтики» поисковым отрядом ЗАО «ГТ Морстрой» была произведена гидролокационная съемка четырех квадратов водной акватории на месте Выборгского морского сражения. Выявлено два новых подводных объекта. Экспедиция произвела их полное водолазное обследование и на основе анализа мест ранее найденных шведских кораблей пришла к выводу, что на юго-западном склоне банки Репия на глубине 25 м найден разорванный на 5 частей шведский 44 — пушечный линейный фрегат «Zemira» и от него в 120 метрах на юг на глубине 25 м — шведская 8 — пушечная королевская яхта «Aurora». Приняли решение первой исследовать королевскую яхту «Aurora».
В ходе сражения экипаж королевской яхты «Aurora», которой командовал английский офицер След, решал очень важную и ответственную задачу — буксировал шлюпку с шведским королем Густавом III. Если говорить серьезно, то экипаж яхты поставленную задачу не выполнил. Проявив штурманскую и навигационную безграмотность, След повел яхту над восточной оконечностью банки Репия (банка Репия — это вытянувшийся подводный гранитный хребет, глубина расщелины которой у ее основания — 37 метров, а круто поднявшаяся вершина этого хребта не достигает до водной поверхности Выборгского залива всего на 3 метра), а уж как проседает та же яхта «Aurora» при солидном волнении — это уж обязан был знать представлявший здесь английских моряков подполковник След...
Мы помним, что земли «отич и дедич» — выборгская земля и Выборгский залив — 437 лет, с 1273 года до 1710 года были оккупированы шведами, а Выборг был их Главной ВМБ при решении захватнических целей на востоке России, пока именно в июне 1710 года Петр I в жестокой напряженной борьбе силами Армии и Флота не взял у шведов Выборг в ходе Северной войны России со Швецией и не вернул эти исконно — русские земли России. Шведы морская, не сухопутная держава, и шведские моряки, прежде всего военные шведские моряки, просто обязаны были за 400 лет познать, изучить этот шхерный район Выборгского залива и не буксировать позорно шлюпку с королем Швеции на навигационную опасность — банку Репия.
Чтобы не сделать мой вывод и оценку голословными, докладываю: в ходе Выборгского морского сражения 22 июня 1790 года все отмели и банки (т.е. навигационные опасности) были ограждены вехами (в том числе и банка Репия) — это сосновая жердь метров на 30, с якорным канатом с якорем — грузом и флагом на вершине и их не трогали ни шведы ни наши военные моряки. Единственно, контр — адмирал Ханыков, что стоял южнее отряда контр — адмирала Повалишина с тремя фрегатами, перекрывая линию фарватера от материка до банки Пааслуото, послал штурмана снять веху у северной оконечности банки Пааслуото и в результате на нее сели шведские 66-пушечный линейный корабль «Omheiten» — взят в плен; 74-пушечный линейный корабль «Lovisa Ulrika» — разбился и пошёл ко дну; 44-пушечный линейный фрегат «Uppland» — разбился и пошёл ко дну; 32-пушечный фрегат «Jaroslavets» — взят в плен; разбились и пошли ко дну: 22-пушечный бриг — коттер «Dragon» и боевая галера «Ertrus». Кстати, утопленную сосновую добротную веху у банки Пааслуото мы подняли и подарили ее Выборгскому району Гидрографической службы.
То, что шведская королевская яхта «Лигога» пошла ко дну, разбив себе носовую часть, я свидетельствую не только исходя из докладов аквалангистов экспедиции, а лично погрузился на глубину 25 метров, осмотрел разбитую носовую часть яхты и заявляю, что так разбить носовую часть прекрасного судна, работы замечательных шведских мастеров из очень добротного дуба можно только налетев на полном ходу при хорошем ветре на каменную гранитную гряду, каковой и является банка Репия, у подножия которой и лежит с разбитым носом погибшая яхта «Aurora». Кроме того, в 1994 году, я и семь моих товарищей по экспедиции «Память Балтики», участвовали в Российско — шведской экспедиции «Аврора», главная цель которой и был поиск шведской королевской яхты «Aurora», и встали шведы на своем водолазном судне «Xantur» именно на пути движения яхты, когда она буксировала шлюпку с шведским королем, но, по незнанию, так как штаб Густава III оперативную обстановку в ходе сражения не вел и даже не знал, где утонула королевская яхта, встали на северной стороне банки Репия, а яхта утонула, проскочив и разбив нос о камни банки Репия, на ее южном склоне, где она и была найдена экспедицией «Память Балтики» в 2006 году.
После того, как «Aurora» утонула, шлюпку шведского короля Густава III взяло на буксир другое гребно-парусное судно, а в руки русских моряков достался ценнейший трофей — штандарт шведского короля Густава III.

Вот некоторые, писавшие про "безблагодатность" отечественного флота, могут оценить, насколько "безблагодатнее" были шведы в XVIII веке. Это реально дикий ужас. Что, описывая трудности и проблемы нашего флота, постоянно нужно держать в уме.

DDl7OF_XsAISDAO.jpg

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас