Art of Africa

  • записи
    2
  • комментариев
    12
  • просмотр
    251

Афростенд

Хочу поделиться некоторыми своими мыслями относительно дизайна - стал все чаще замечать, что реализм несколько утомил. Нет, фотография историческая - это очень здорово, но все же "и всему-то есть граница".

В поисках того, чего просит исстрадавшаяся душа, "забрел" в Африку. Может, конечно, 100 лет с того момента, как Европа более или менее широко познакомилась с африканским искусством, сказались, но, вроде, никто и нигде это столетие не отмечал, т.ч. отношу свой интерес на счет личной испорченности.

Недавно сваял с хорошим товарищем вот такой стенд:

DSC06841.thumb.JPG.75c6c5b8315a2ceb2e9b4

Смотрите на него, каким он был первые три дня своего существования. Потом случилось неожиданное - хозяин помещения увидел маски, сначала молчал, потом к нему пришла какая-то дамочка, "тонко чувствующая ауру", и заявила, что "маски использовались в темных ритуалах и от них ухудшится карма", после чего маски пришлось снять.

Ежу понятно, что дамочка ни синь пороху в африканских масках, но ... Это ведь так модно - если постоянно крутят передачи типа "Битвы электросексов экстрасенсов", то впору многим не сильно твердым в уме и крышей тронуться, почувствовав себя "астрально одаренной".

Но нас на голое постановление не возьмешь - вывесили два кольца бус из резного крашеного сланца (догоны, Мали) и непрозрачного цветного стекла (какая-то из береговых стран Гвинейского залива):

P80130-183659.thumb.jpg.34a9b481d69517f4

У меня было озорное желание поддеть дамочку, сказав хозяину, что того, кто почем зря ругает маски окуи, посещает зловредный Попобава, но не удалось - хозяин сам уверовал и большого труда стоило не ухудшить положение в целом. Я хотел вместо одной маски вообще прицепить эфиопский христианский крест, чтобы они "уравновешивали" друг друга, но мой товарищ отсоветовал - мол, будем куражится - заставят вообще все снять.

Конечно, тут все условно на тему оформления. Сюда бы побольше резного дерева, шкуры, ткань боголанфини (mud cloth) - было бы совсем интересно. Но пока есть то, что есть. Уже как интерьерная композиция имеет право на существование.

Все предметы аутентичные, кроме меча в самом низу, висящего горизонтально, и самого верхнего дротика сверху - это уже середина и даже вторая половина ХХ в. 

Сверху вниз слева направо:

1) маска окуи мукудж народности пуну, Габон, вторая половина ХХ в.

2) дротик, Южный Судан, вторая половина ХХ в.

3) наконечник дротика, Южный Судан, первая половина ХХ в.

4) маска оглинье народности идома, Нигерия, вторая половина ХХ в.

5) меч такуба народности хауса, Чад, ок. 1830 г.

6) щит валата народности амхара, Эфиопия, ок. 1930 г.

7) щит валата народности данакиль, Эфиопия, начало ХХ в.

8) меч сайф (тж. известен коллекционерам как каскара), Судан, начало ХХ в.

9) клинковое оружие мамбеле (тж. известно коллекционерам как азандийская сабля), народность азанде, Конго, начало ХХ в.

10) кинжал ханджар, Судан, начало ХХ в.

11) украшение из клыков бородавочника, Германская Восточная Африка, 1905-1906 гг. (предмет имеет музейный провенанс)

12) кинжал телек, туареги, первая половина ХХ в. 

13) кинжал народности басунгу, Конго, начало ХХ в.

14) меч народности бапото, Конго, первая половина ХХ в.

15) меч такуба, туареги, вторая половина ХХ в. (клинок не заточен) 

В общем, главная мысль - афродизайн можно и нужно строить на основе аутентичных предметов из Африки. Но понимать при этом - старые вещи, особенно XIX века, стоят теперь немало и сильно отличаются от того, что делают на продажу для туристов. 

(кто не верит - сравните современные сувенирные маски с предметами из собрания Eddy Novarro (1925-2003) - искусство африканских народов прошло очень большой путь развития всего за те несколько десятков лет, в течение которых с ним познакомилось достаточно большое количество европейцев и американцев)


2 пользователям понравилось это


9 комментариев


Кстати, украшения из клыков бородавочника носят вот так:

5a73729e5e0d3_A_nomadic_cattle_herder_et

Так носят их представители племени мурси, живущие вдоль юго-западной границы Эфиопии. Думаю, другие племена носят их примерно таким же образом - размер и вес заставляют делать аналогичную конструкцию на голове из ткани и кожи, т.к. никакая мочка уха этот вес не выдержит.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и конечно, боголанфини, знаменитая ткань, раскрашенная минеральными красителями!

8983250.jpg.8afc153f3b050b52685a6a107229

https://naturalhistory.si.edu/africanvoices/mudcloth/index_flash.html

Делается она во многих странах по побережью Гвинейского залива, но наиболее известна ткань боголанфини из страны Мали.

Само слово боголанфини - из языка народности бамбара (у которых чивара и ритуальные танцы в виде антилопы, разрыхляющей землю). Слово "бого" означает глину, из которой приготавливают красители, "-лан" - показатель свершенного при помощи оформленного им слова действия, "фини" - материя. Т.е. "материя, "сделанная" глиной". 

Ткут ее из хлопка на традиционных станках - поэтому полотно получается шириной чуть более 40 см. и надо сшивать несколько полотнищ, чтобы получить ткань для одежды или драпировок в интерьере.

BogolanMali32.thumb.JPG.9d55fbc325bf1cee

Готовят из особым образом обработанной глины разных сортов минеральные красители:

Rosalie-sda-bogo-prepareren.jpg.e5acd8ba

Потом готовую ткань, очень плотную (как правило, хотя сейчас делают и тонкие ткани, но это уже не то), замачивают в растворе красителей, чтобы прокрасить фон:

maxresdefault.thumb.jpg.44c25a420ffb9876

А когда ткань возьмет задуманный оттенок, то начинается самое главное - красильщик вкладывает все свое мастерство и вкус в создание подчас уникального узора:

afs-52552-007-segou-mudcloth-PKUDVG2P811

(кстати, хорошо видна ширина цельного куска)

bogolan-or-mud-cloth-painting-ende-dogon

mali-segou-ndomo-natural-dye-workshop-cr

Вуаля! (в Мали - они все франкофоны) Боголанфини можно сушить!

afs-51358-029-mudcloth-hanging-1Z1KTX7R5

1.jpg.6f5f545603cd8173a501f12dfbd544e3.j

Mali_Trip_336.jpg.37fe725437df2236265681Mali_Trip_337.jpg.f29bc6df364dc69b898c6e

Особенно мне нравится такое вот сочетание:

8d9a30cc629ee4651bb19fc0f0f7fdd1.jpg.3dc

Мечеть, выстроенная из глины в технике бутабу (кстати, один из символов Мали) - и ткань, окрашенная глиной. Отличное сочетание!

Теперь на продажу:

IMG_4367.thumb.jpg.da88e2bdfebb5d2b1154f

(умоляю, в таких магазинчиках можно нарваться на "африканские маски", сделанные где угодно, кроме самой Африки! но тут не все так печально - на фото есть несколько вполне аутентичных предметов, кстати, очень даже неплохих, но это - отдельная тема)

Высохшую ткань можно пустить на разные одежды - как традиционные, так и до неприличия моднявые:

Mud-cloth-Bogolan-tribal-wear-trend-ciaa

Думаю, каждый сам определит, кто есть кто на этой фотографии, а заодно определится для себя, нравится ли ему такой стиль в одежде (традиционные вещи смотрятся всегда выигрышно, но они очень этничны и вряд ли найдут широкое распространение вне Африки). Правда, подушки и покрывала никогда не получаются плохо:

-388-group.jpg.e5e70a379b6c18eab0778c988

mali-41b-ap.thumb.jpg.3c830c0c0357a35702

А в интерьере получается вот так:

218a1526e5d980679a1979dbef0fbbcd.thumb.j

IMG_0359.thumb.jpg.69d68b2413a27e9da0ad3

c6514c2cec0ebcb342286577537e2130.thumb.j

mudclothcollage.thumb.jpg.0d8374af386ed8

c0c43072b07536748d35f4bc95d5cf90cb73468c

(ИМХО, на последнем фото небольшой перебор, но тут уже законы шоу-рум - надо показать клиенту все возможные варианты)

Можно и так - стилизовано под интерьер в традициях племени бакуба из Конго (то самое, которое бывший Заир):

Kuba-Shoowa-Cloth-1024x933.thumb.jpg.7c1

(ИМХО, вполне стильненько, со вкусом, но ... смотрите ниже)

tolles-wohnzimmer-design-afrika-wohnzimm

В последнем фото есть маленький подвох. Скажем так, косяк дизайнера.

Кто заметит - обсудим и посмеемся. Собственно, для того и начал, чтобы мы смотрели, узнавали и учились.

1 пользователю понравилось это

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ваза китайская? остальное вроде тоже что и на других фотках

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, керамика африканская.

Есть другая деталь, очень заметная. Прямо посередине кадра.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пока суть да дело (надеюсь, найдется дотошный читатель, который обратит внимание на ошибку дизайнера), вернемся к вопросу создания интерьера.

Есть дизайн аутентичный и есть адаптированный. 

Второй случай - не наш. Потому что сюда годна любая сувенирка и т.п. У нас принцип - вещь может быть сделана вчера (или позавчера), но она должна быть традиционной. А лучше - это должна быть реально старая вещь, ставящая акцент во всем интерьере.

Поэтому о резном дереве - если мы говорим об аутентичных интерьерах, то использование масок несколько не традиционно. Они более характерны для интерьеров белых представителей колониальной администрации. Они очень быстро оценили красоту и смысл африканских масок и часто размещали их в интерьерах своих домов в колониях. И местное население быстро откликнулось на запросы - стали вырезать вполне традиционные маски, которые изначально не использовались в ритуалах, а шли на продажу белым чиновникам, офицерам и туристам.

Например, вот выбирает маски известный художник Робер Верли (1901-1963) - обратите внимание на инструмент резчика - маленький поперечный топорик - им и до сих пор работают, изготавливая маски:

Robert-Verly-Kaluesha-Tshikapa-workshop-

Кстати, ему принадлежит такое исследование по африканскому изобразительному искусству, как  

Robert Verly, Les mintadi: la statuaire de pierre du Bas-Congo (Bamboma-Mussurungo), revue Zaïre, 1955, 82 p.

И по этим же статуэткам нтади:

Robert Arnold Rohde, The Mintadi and Kongo Ancestor Figures: A Study in Art and Nineteenth Century Social History, université du Wisconsin, 1969, 59 p.

А вот африканские маски и другие арт-объекты в мастерской Пабло Пикассо:

dogon-mask-kanaga-picasso.jpg.0ae3a26f67

Ну и фотофакт - начало ХХ в. Негр продает маски туристам:

congo-drc--lega--masks--photo-by-biebuyc

Судя по размерам, это могут быть маски ма го (своего рода "паспорта", которые носили с собой в качестве амулета представители племени дан (гиро), живущие на стыке границ Либерии, Берега Слоновой Кости и Гвинеи).

Т.е. резное дерево в Западной Африке было, есть и будет, но в традиционном интерьере оно может быть представлено только для представителей белых колонизаторов, ценивших местное искусство (а также в их домах в Европе или Америке):

Grebo_mask_in_the_apartment_Kahnweiler_-

Ну а в Восточной Африке с резным деревом намного скучнее - нет такой исконной традиции. Последние лет 30-40 стала появляться (прошли пара поколений - уже можно считать, что традиция родилась), но ее эстетические достоинства формируются чисто на потребу туристической публике и не могут быть признаны высокими. Поживем - увидим, что из этого получится, но очень хороших результатов я все же не ожидаю (при отмирании древних верований и нивелирующей роли ислама и христианства создать новые органично вписанные в стройную систему взглядов маски очень сложно).

Ну и немного про боголанфини под занавес - современная реконструкция воинов племени ашанти (проживают в центральных районах современной Ганы) - определил по мечу акрафена, который держит персонаж в синей полосатой драпировке:

african_warriors_2_by_byzantinum.thumb.j

Что ни говори, а эта ткань имеет несомненные художественные достоинства! И в Москве ее не купишь, что очень жаль. Многие говорят, что у них есть африканские ткани, но на поверку - ткань китайская, индонезийская, таиландская - какая угодно, со стилизованным узором, а это не есть гут!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ляпну и второй раз. эти штуки на стене висят верх ногами 

1 пользователю понравилось это

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, вот они - танцоры племени бва (Буркина Фасо) в своих "масках из досок":

914c9ca491b11b70eb4ad82efee8b55c.thumb.j

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

у меня изначальна эта версия была но приберег для эффектного финала :D:D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и отлично - на неделе будем разбирать тайное общество оглинье :)

А то много сложностей с масками общества оглинье и масками икпа (тж. икпоби, икпхи и т.п.) у народа идома.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас
  • Похожие публикации

    • Slatin, Rudolf Carl von. Fire and sword in the Sudan: a personal narrative of fighting and serving the Dervishes, 1879-1895
      Автор: hoplit
      Просмотреть файл Slatin, Rudolf Carl von. Fire and sword in the Sudan: a personal narrative of fighting and serving the Dervishes, 1879-1895
      Slatin, Rudolf Carl von. Fire and sword in the Sudan: a personal narrative of fighting and serving the Dervishes, 1879-1895 // London. 1896. 
      Книга "того самого" Слатин-паши.
      Автор hoplit Добавлен 25.03.2016 Категория Африка
    • Slatin, Rudolf Carl von. Fire and sword in the Sudan: a personal narrative of fighting and serving the Dervishes, 1879-1895
      Автор: hoplit
      Slatin, Rudolf Carl von. Fire and sword in the Sudan: a personal narrative of fighting and serving the Dervishes, 1879-1895 // London. 1896. 
      Книга "того самого" Слатин-паши.
    • Lefebvre Charlemagne Théophile. Voyage en Abyssinie: exécuté pendant les années 1839, 1840, 1841, 1842, 1843
      Автор: hoplit
      Lefebvre, Charlemagne Théophile. Voyage en Abyssinie: exécuté pendant les années 1839, 1840, 1841, 1842, 1843. - Paris. - 1845.
    • Lefebvre Charlemagne Théophile. Voyage en Abyssinie: exécuté pendant les années 1839, 1840, 1841, 1842, 1843
      Автор: hoplit
      Просмотреть файл Lefebvre Charlemagne Théophile. Voyage en Abyssinie: exécuté pendant les années 1839, 1840, 1841, 1842, 1843
      Lefebvre, Charlemagne Théophile. Voyage en Abyssinie: exécuté pendant les années 1839, 1840, 1841, 1842, 1843. - Paris. - 1845.
      Автор hoplit Добавлен 20.11.2015 Категория Африка
    • Итальянская армия XIX - первой половины XX вв.
      Автор: Чжан Гэда
      Выражение "Вид у тебя как у пленного румына" широко известно. О румынских войсках слава была в годы Отечественной войны как о хреновых вояках, но вороватых, жуликоватых и патологически жестоких бандитах. Выражение времен Первой Мировой, когда решался вопрос о вступлении Румынии в войну на стороне Антанты или Германии:"Чтобы разгромить Румынию, нам надо 15 дивизий. Чтобы спасти ее от поражения - тоже 15 дивизий. В любом случае, мы теряем только 15 дивизий", менее известно, но вроде как существует.
      Про итальянцев достаточно вспомнить многочисленные наступления в долине Изонцо, закончившиеся крахом, быстро изученное испанскими республиканцами под Гвадалахарой слово "фрателли" (которое кричали сдававшиеся толпами в плен итальянцы), и знаменитый фильм "Приключения канонира Доласа" (aka "Как я развязал мировую войну")...
      Насколько вообще армии этих стран представляли собой боевую ценность в промежуток между началом итало-турецкой войны 1911 г. и окончанием Второй Мировой?