Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотров
    121 346

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Французский флот времен Кольбера

Saygo

262 просмотра

Итак, поговорив с вами о Ришелье, перейдем к Кольберу.
Кольбер, так же как и Ришелье, считал, что с земли большего прибытка чем есть, уже не предвидится, соответственно для обогащения подданных и увеличения казны нужна морская торговля.
Но вот проблема - лидирующие места в торговле занимали голландцы, и как их потеснить?
Опять-таки, идет комплекс мер, где флот - это просто инструмент, и очень хорошо продумано, как он будет использоваться.
Резкое увеличение военного флота происходит с одновременным введением заградительных пошлин против английских и голландских купцов. То есть по крайней мере у французского побережья Кольбер ставит на своего, посконного французского коммерсанта. В дальних водах амбиции французской торговли поддерживает военный флот. Более того - флот просто завоевывает рынки для Франции, например выдавливая тех же голландцев из Средиземноморья.
В один только 1670 год Франция спускает на воду 75 кораблей и фрегатов - это больше, чем было построено за 32 предыдущих года.В этом же году Франция имеет второй флот в мире, уступая по численности лишь голландцам. В 1676 году Франция имеет самый большой военный флот.
Естественно, что такое лавинообразное увеличение кораблей вызвало проблему подготовленных экипажей. Кольбер отказывается от придуманного Ришелье Берегового Братства, и вводит inscription maritime - Морской Список, приписывая всех прибрежных жителей от 18 до 60 лет ко флоту. Как это работает?
Ну во-первых, Морской Список установил законодательно параметры вербовки, оплаты и льгот тем, кто в него внесен. Согласно Морскому Списку регулировалась и карьера моряка, отражался его опыт и востребованность. Там же были внесены и офицеры.
На 1671 год в Морской Список вошло 36000 человек, что было в два раза больше, чем в Братстве Ришелье, но недостаточно для такого огромного флота. И далее Кольбер придумал... да обычную срочную службу! Каждый внесенный в Список, обязан отслужить на военном корабле год, и от 3 до 5 лет находится в Морском Резерве.
Чтобы люди охотнее шли во флот была введена система военных пенсий, льготы (в том числе и семьям моряков), бесплатное образование (в том числе и для детей), система страхования, права на рыболовство после службы (за патент платить не надо), и т.д.
В результате народ в Морской Список не пошел - побежал. В 1673 году в Морской Список записались 152 830 человек! То есть потребность в моряках была перекрыта полностью! Ай-яй-яй, дядя Мэхэн, как тебя обхитрил господин Кольбер))) Он воспользовался не "склонностью нации к морю", он просто стимулировал создание этой склонности))) Всего-то))) Точно так же сейчас у нас некий Стив Джобс создавал потребность в айфонах) Ибо психология иногда гораздо значимее потребности.
А далее Кольбер (как экономист) сделал еще одну эпохальную вещь - он привязал рост бюджета флота к росту доходов от морской торговли. То есть растет морская торговля - растет и бюджет флота. Поступления от морской торговли уменьшаются - бюджет флота тоже уменьшается. На мой взгляд - очень справедливо. Бюджеты пересматривались каждый год, в марте, причем в присутствии как купцов, так и адмиралов. Ну чтобы они понимали, в чем государственный интерес.
Большой флот стал лакомым куском и для промышленности - ударными темпами под его нужды развивались литейные заводы, парусные и канатные мастерские, лесообрабатывающие предприятия, сельское хозяйство, и т.д. При этом все предприятия были и двойного назначения, ибо для какой-нибудь лесопилки госзаказ - это непотопляемая цифра, а все что сверху поступает от коммерческих заказов - жирок, который можно и поделить, а можно пустить на расширение производства.
Под неугасающим оком тайной полиции Кольбера флот перешел на тендерную систему в поставках, что позволило резко сократить неэффективные траты, и освободившиеся деньги пустить на инфраструктурные проекты типа расширения гаваней в Тулоне и Бресте, или на постройку Лангедокского канала.
В 1685 году король Англии Яков II, который, на секундочку, во флотских делах разбирался очень хорошо (все-таки при Карле II был командующим флотом), говорил своим советникам, что "французский флот - самый лучший в Европе и имеет самые современные типы кораблей". И далее добавлял, что он хочет перенести на английскую почву французский опыт строительства кораблей и подготовку офицерского состава. Британский же флот Яков характеризовал как "находящийся в несчастном состоянии и застое, в полном разврате дисциплины и коррупции на верфях".
То есть грубо говоря французский флот времен Кольбера был жестко привязан к финансовой и коммерческой политике государства. Сделав во флот крупные вложения государство требовало от флота выполнения задач и экономической эффективности, которая мерилась очень просто - ростом доходов от морской торговли. В течение 16 лет Франция потратила на флот 216 миллионов ливров, при этом количество кораблей увеличилось с 23 до 250, а сам флот стал первым в мире. Чтобы было с чем сравнить - бюджет Франции в 1670-х - примерно 100 миллионов ливров в год. То есть траты на флот - это 13.5% годового бюджета.

Claude_Lorrain_007.jpg

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас