Умблоо

  • записей
    768
  • комментарий
    1
  • просмотров
    95 255

Авторы блога:

Сайто: Киёси, его снега, храмы и кошки (2)

Snow

1 016 просмотров

(Продолжение. Начало: 1)
0_1066ab_e722d5fc_orig.jpg

Как мы и обещали, покажем, каким видел Сайто: Киёси свой край не только зимою, но и в другие времена года.

Например, в мае:
0_1066ae_d5ef39ed_XL.jpg

Или летом:
0_1066ac_6999866e_XL.jpg

0_1066aa_2cf64984_XL.jpg

Или осенью.
0_1066a8_dd5706a2_XL.jpg

Как же без местного храма с садиком…
0_1066a9_cef70f6e_XL.jpg

Но главная примета осени (и ранней зимы) у Сайто: — это персимоны, или, проще говоря, хурма:
0_106699_9403faf0_XL.jpg

0_10669a_43e280c6_XL.jpg


0_10669b_fed08dde_XL.jpg

Впрочем, если перец уродился — это тоже прекрасно!
0_10669c_1a35465a_XL.jpg

0_106703_8eaff245_XL.jpg

Это всё гравюры 1950-х годов и позже. А в годы молодости Сайто: Киёси край Айдзу был полной глушью, и это наложило некоторый отпечаток на его судьбу и технику.
Про большинство японских художников в прежних очерках мы писали: «Поступил учиться к такому-то мастеру….» или «Был учеником такого-то и превзошёл учителя», или «Учился у такого-то и с ним поссорился….» Сайто: Киёси в своей округе не нашёл наставника, как ни искал, а в Токио отправляться ему очень не хотелось — был уверен, что тамошние важные мастера его в ученики не возьмут. (Впрочем, он и позже столицу не любил и почти не изображал.) Так и вырос усердным самоучкой — и в итоге после войны никто не мог заявить, что он обучался у какого-нибудь милитариста, пропагандиста или ещё кого-нибудь компрометирующего.

0_1066a6_ec42a691_XL.jpg
Самая ранняя его работа из тех что нам попались — Киёси двадцать пять лет.

А в 1940-х Сайто: пробовал такой стиль:
0_106698_8e35e6ef_XL.jpg

Это он выбрался на Хоккайдо.

И ещё одна особенность, уходящая корнями провинциальную молодость. Обычно японская гравюра на дереве — создание не одного мастера, а многих. Художник делает набросок и подбирает цвета, резчики готовят печатные доски — по одной для каждого из этих цветов, печатник делает оттиски, на которых всё должно правильно совместиться, издатель выпускает готовые листы в продажу… В общем, кроме художника требуется куча народу. В самом начале ХХ века появились мастера, которые (отчасти из подражания Западу) стали делать всё сами — и рисовать, и резать, и печатать; эта школа получила своё название, и ценители стали говорить, что в таких гравюрах даже виднее индивидуальность художника. Сайто: Киёси поступал так же — хотя сперва не по убеждениям, а потому, что ему негде было взять резчиков и печатников. И тем более издателей и продавцов — на это он даже не надеялся, и почти все свои довоенные гравюры оттискивал в единственном экземпляре. (Тем дороже они стоят сегодня!) Краски и доски тоже приходилось подбирать не «какие положено», а «какие удастся найти» — иногда выбор оказывался очень удачным, и Сайто: оставался ему верен, уже став знаменитым.

0_106696_3212456d_XL.jpg

0_106694_1756c238_XL.jpg

А в конце сороковых на Сайто: Киёси впервые обратили внимание — и не столичные художники и ценители, а американские военные чиновники, неравнодушные к местному искусству. Сайто: оказался очень удобен, чтобы представить «современную гравюру»: провинциальный самородок, в порочащих связах не замечен, никакого официоза в войну и до того не рисовал — ни батальных картинок, ни портретов генералов, ни старинных самураев с их неприятными идеалами; даже храмов на его гравюрах несравнимо больше, чем синтоистских святилищ. Зато — природа разная и простой трудовой люд, да и тот изображён так, что выражения лица не разглядишь особо.

0_10669e_e0c96633_XL.jpg

0_10669f_a6f485ed_XL.jpg

Работы Сайто: стали покупать — и иностранцы, и японцы, сперва для выставок в универмагах, а в 1951 году он уже получил первую премию на биеннале в Сан-Паулу.

0_1066a5_f07d9f59_XL.jpg

Теперь были и средства, и возможности объездить Японию и мир. Заграничные работы мы покажем в другой раз, а Япония попала на гравюры Сайто: едва ли не вся (даже немножко Токио).

0_1066a0_18229884_XL.jpg

0_106697_2e6dc3af_XL.jpg

0_1066a1_4eb805f5_XL.jpg

Старинные Киото, Нару, Камакуру его работы мы тоже покажем отдельно — тем более что там архитектуры больше, чем просто пейзажей. А вот виды Хоккайдо пусть будут затравкой к другой любимой теме Сайто: — про всякую домашнюю живность:

0_1066a4_27c23db4_XL.jpg

0_1066a3_bdef91de_XL.jpg

Эти гравюры уже на двадцать лет позже, чем прибрежный вид, который выложен выше. И манера уже сильно иная, но знакомая и нам по некоторой советской книжной графике тех же лет.
0_1066a2_197ca32a_XL.jpg

Впрочем, пробовал он и другие модные тогда стили:
0_106695_5a64f7c0_XL.jpg

(Продолжение будет)

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас