Сергей Махов

  • записи
    1 884
  • комментариев
    12
  • просмотров
    122 020

Авторы блога:

  • Saygo 1896

Немного о развитии тактик

Saygo

328 просмотров

Читаю сейчас монографию Триттена (Tritten) о развитии тактик флотов у Англии, Франции, Испании и Италии - это великолепно.
Пока многое надо осмыслить, многое -проверить, но - впечатляет.
Если англичане шли от практики к теории, то французы - от теории к практике, как всегда.
Триттен делит французскую тактику (если говорить о парусном флоте) на две эпохи, или на два подхода.
1) Тактика пера (plume) - то есть строгое выполнение того, что предписано. Вот сказано тебе делать это - делай, и никуда более не лезь.
И ведет она свое начало естественно с герцога Ришелье, ибо до него было 4 флота - как 4 феодальные вотчины, где правили князья-адмиралы, для который их эскадры были в том числе и источником содержания. То есть без нужны воевать не хотел никто в принципе, и лишь директивными предписаниями можно было выгнать адмиралов в бой.
2) Тактика шпаги (epee) - это доктрина борьбы за море. Маневр, контрманевр, бой - когда выгодно, в общем - фехтование кораблями, изматывание противника, и - победа, пусть даже по очкам.
Сначала ее всемерно пропагандировал Кольбер, главным ее зачинателем и фанатом был Турвилль, но по настоящему она была сформулирована после проигрыша в Семилетней войне Шуазелем. Именно он сформулировал, что для победы на море нужны две вещи - мастерство и порыв (elan). Собственно сражение у Уэссана было проведено согласно новым положениям, и оказалось, что англичан можно если не побеждать, то вполне им противостоять. Тактика, и это видно по сигналам Павильона, в кои-то веки приветствовала инициативу капитанов и адмиралов в бою, и на отдаленных театрах. И ведь сработало же! Более того - в кои-то веки начали отправлять под трибунал за трусость (Destouches после Чезапика к примеру). Именно из этой доктрины вышел Сюффрен.
После Французской революции и по сути развала флота возникла Доктрина Коллапса - нападать только при соотношении 2 к 1 и более, в любом другом случае в бой с англичанами не вступать. Ну а после более менее выравненной ситуации естественно перешли к Доктрине Пера.
Кстати, Триттен крейсерскую войну французов тоже относит к Доктрине Пера, причем начиная с Людовика XIV - с разгоняя Поншартрена Бару и Форбену - мол, не фиг тут нападать на военные корабли англичан и голландцев, захватывайте торговцев. Этим вы лишаете противника денег, и нам деньги приносите. А ваши военные победы - просто ради славы, они государству прибыли не дают. Проходит больше века - и такие же разгоняи получает и Вильнев от Наполеона - мол, у Фнинистерре вступили в бесполезный бой у Кальдером, лучше бы какой-нибудь британский конвой с ништяками атаковали.
Самое интересное начинается после 1815 года и до Крымской. На щит была поднята Доктрина Шпаги, которую небезызвестный Пексан переименовал в доктрину Больших Пушек.
Адмирал Гривель (Grivel) в 1832 году пишет, что в случае войны с Британией французский флот обязан реализовать теорию генерального сражения, и победить в таком бою. За счет чего может произойти такая победа?
1) За счет превосходства в технологии и вооружении.
2) за счет порыва (elan).
Отдельно отмечается, что артиллерия французских кораблей на данный момент лучшая в мире (учебник Шопара, 1839 год), и противостоять ей не может никто. В общем, бей бриттов их же оружием.
И да, первая тактика использования паровых пароходов - это 1857 год, то есть после Крымской. До Крымской в паровые корабли и суда французы явно не верят - они коптят, не видно сигналов, в бою их качества бесполезны. Вывод один - использовать только одиночно, в рейдах и крейсерствах.

the-bombardment-of-sveaborg-9-august-185

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас