Сергей Махов

  • записи
    1 884
  • комментариев
    12
  • просмотров
    121 937

Авторы блога:

  • Saygo 1896

Ну и про "зрителей в серых шинелях"

Saygo

259 просмотров

Записки Богуславского. // Русская Старина. 1879. сентябрь.
с. 121-123

Государь Николай Павлович тоже, большею частию, сам занимался дипломатией, и часто вице-канцлер не знал о его распоряжениях. Вот один пример из многих:
В Париже кто-то сочинил пиесу под заглавием: «Екатерина II и ее фавориты», где эта великая государыня была представлена в самом черном виде. Эту пиесу давали на театрах. Только-что Государь узнал об этом, как в ту же минуту написал собственноручно следующее повеление нашему послу при французском дворе, графу Палену: 
— «С получением, в какое-бы то время ни было, нисколько не медля, явитесь к королю французов и объявите ему мою волю, чтобы все печатные экземпляры пиесы «Екатерина II» были тотчас же конфискованы и представления запрещены на всех парижских театрах; если же король на это не согласится, то потребуйте выдачи ваших кредитивных грамот и в 24 часа выезжайте из Парижа в Россию. За последствия я отвечаю».
Курьер, лично отправленный Государем с этим повелением, застав в Париже посланника за королевским обедом, тотчас же вызвал его и вручил депешу. Прочитав ее, граф Пален смутился; однако ж надобно было исполнить это повеление. Он возвратился в столовую, подошел к королю и объявил, что, по повелению императора, просит сию же минуту дать ему аудиенцию. Эта поспешность удивила короля.
— Нельзя-ли,– сказал онъ,– по крайней мере, отсрочить до после-обеда.
— Нет, ваше величество,– отвечал посол,— повеления моего Государя так строги, что я должен сию же минуту объяснить вам – в чем дело.
Король встал и пошел с посланником в другую комнату, где тот и вручил ему депешу.
Резкий тон ее и скорость, с которою требовалось дать удовлетворение, поразили короля Людовика-Филиппа.
— Помилуйте, граф,– сказал он Палену,– воля вашего императора может быть закономъ для вас, но не для меня, короля французов; притом-же вы сами очень хорошо знаете, что во Франции конституция и свобода книгопечатания, а потому, и при самом желании, я в совершенной невозможности исполнить требование вашего государя.
— Если это окончательный ответ вашего величества,– сказал Пален,– то, в таком случае, прикажите выдать мне мои кредитивные грамоты.
— Но ведь это будет знаком объявления войны?
— Может быть; но вы сами знаете, что император отвечает за последствия.
— По крайней мере, дайте мне время посоветоваться с министрами.
— Двадцать четыре часа я буду ждать, но потом должен непременно выехать.
Кончилось тем, что, чрез несколько часов после этого разговора, французское правительство запретило давать эту пиесу на театрах и конфисковало все печатные экземпляры. Разумеется, что граф Пален остался после этого по-прежнему в Париже.
В 1844 г., вышла в Париже вновь пиеса «Император Павел», которую хотели дать на сцене. Узнав об этом, Государь написал королю французов, что «если не конфискуют этой пиесы и не запретят ее представление на сцене» – то он «пришлет миллион зрителей, которые ее освищут».

Пьеса, на которую обижался Николай - Эжен Скриб  "Potemkin, ou Un Caprice impérial. Anecdote de la' cour de Russie" вышла, насколько понимаю, в 1831 г. Пьесу эту после долгого перерыва решили сыграть в 1838 году.

Скорее всего история про зрителей из России - утка. Смотрите дату "Записок". Ну и по мелочи слишком много несостыковок, начиная с того, что Богуславский это мог слышать только года через два после события, ибо работать в Питере стал в 1840-м. То есть об истории знал через третьи руки.

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас