Ватанабэ Сэйтэй: цветы, птицы, мыши и всё остальное (1)
Сегодня – ещё один полузабытый мэйдзийский художник, без бурной биографии, но приятный — и оказавшийся посредником для более известных предшественников и последователей. Родился он в Эдо в 1851 году, звали его тогда Ёсикава Ёсимата. Отец Ёсиматы умер рано, но мальчика усыновил его друг и дал свою громкую фамилию, а заодно и новое имя. Так что с тех пор нашего героя звали Ватанабэ Сэйтэй 渡辺省亭 (или Сё:тэй, читалось и так, и сяк).
В шестнадцать лет Сэйтэй попал в ученики не к кому-нибудь, а к самому Кикути Ё:саю — тому самому, по чьим рисункам мы представляем большую часть «знаменитых японцев» древности и средневековья. А от него (Кикути Ё:сай не очень охотно наставничал) перебрался к не менее знаменитому художнику по лаку — Сибате Дзэсину. О них обоих мы много писали. Сибата Дзэсин, судя по всему, и пристроил двадцатичетырёхлетнего Сэйтэя в фирму, которая производила и закупала художественную керамику, эмали и лаковые изделия на экспорт, прежде всего в Америку. Сам Сэйтэй там в основном рисовал эскизы, и занимался этим потом ещё долгие годы, хотя и не постоянно. А главное, ему удалось через некоторое время убедить начальство отправить его по торговым делам за границу — чего было очень непросто добиться молодому и почти безденежному мастеру. Так что в 1878 году Ватанабэ Сэйтэй оказался в Соединённых Штатах, а оттуда, как он решил, и до Парижа рукой подать. А в Париж хотелось, там как раз предстояла очередная (третья) Всемирная выставка (прославившаяся больше всего, кажется, статуей Свободы). Сэйтэй умудрился добраться до Европы и застрял там на три года — учился и работал. Поэтому в европейских и американских музеях его ранних работ довольно много: со службы Сэйтэя, конечно, выгнали за такие непредсказуемые действия, и кормиться пришлось трудами рук своих.
Вернувшись с Запада, он сразу стал уважаем: слишком мало японских художников успело к тому времени побывать за границей, а так долго там не жил вообще, кажется, ещё никто. И хотя Сэйтэй прославился в основном в жанре «цветы и птицы», но не пренебрегал никаой работой. Он продолжал работать с мастерами керамики и эмалей, писал картины на свитках, иллюстрировал книги, рисовал «поздравительные открытки», выпускал гравюры на отдельных листах и сборниками.
Вот для примера пара картин:
«Листья в ручье»:
Снежный пейзаж:
Водный пейзаж:
Лодки у берега — в двух вариантах печати:
Книжные иллюстрации и фронтисписы:
Эту манеру тогда издатели любили, у Томиоки Эйсэна и Мидзуно Тосикаты фронтисписы очень похожи.
А вот лихая боевая сцена — «флейта против клинка»:
Уличная сценка с красавицами:
Благопожелательная мышка с редькой:
И менее привычная — где вместо редьки внезапно заморский виноград:
С 1890 года начал выходить журнал-альбом «Мир искусства» (美術世界, «Бидзюцу сэкай»), и Ватанабэ Сэйтэй становится его постоянным художником и сотрудником — опять же в самых разных жанрах:
(Последний товарищ даже в кои-то веки напоминает о героях Кикути Ё:сая.)
Но с наибольшим удовольствием Ватанабэ Сэйтэй работал в жанре «цветы и птицы» и знаменит стал в основном этими картинами и гравюрами. Их мы покажем в следующий раз.
0 Comments
There are no comments to display.
Please sign in to comment
You will be able to leave a comment after signing in
Sign In Now