Умблоо

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    736
  • comment
    1
  • views
    63,200

Contributors to this blog

Касамацу Сиро:, своенравный долгожитель (1)

Sign in to follow this  
Followers 0
Snow

381 views

1.jpg.0f47c5966227fd267db0ec524ddda697.j

Если в прошлый раз мы говорили об Ито: Синсуе, то теперь покажем работы его сверстника и однокашника, другого ученика Кабураги Киёкаты. Звали этого токийского художника Касамацу Сиро: (笠松紫浪; подписывался он, как нам уже привычно, иногда и другими своими псевдонимами), и он прожил долгую жизнь — почти сто лет, с 1898 по 1991 год. За это время он несколько раз менял манеру, хотя не отказывался и от «старого стиля». В этом выпуске мы кратко пройдём по его жизни и творчеству, а в следующих выложим побольше картинок.

1. По порядку
Как и Ито: Синсуй, Сиро: поступил на обучение к Кабураги Киёкате в тринадцать лет, и уже через два-три года его работы стали повяляться на вполне почтенных выставках, а вскоре наставник пристроил его к самому крупному издателю гравюр тех лет — к Ватанабэ Сё:дзабуро: (он печатал одно время три четверти всех японских гравюр). И хотя сам Кабурага Киёката славился в жанре бидзинга, «картинок с красавицами», Сиро: с самого начал не меньшее внимание уделял пейзажу — и вскоре убедился, что пейзажи у него получаются куда лучше.
Вот пара работ Касамацу Сиро: 1910-х годов, из самых ранних (вообще их осталось очень мало — доски и большинство отпечатков погибли во время Великого Землетрясения):
2.jpg.ddae0e31cb59125eeed6cd1eefc9ad53.j 3.jpg.0b2d9ba2b70a77393cf49531cf5bba75.j

В 1920-е годы Сиро: пытался выбрать жанр: портреты красавиц, маски Но:, интерьеры — и прежде всего пейзажи. В том числе чёрно-белые, в «западной» манере (как её представляли в Японии — в основном по книжным иллюстрациям):
4.jpg.b2f9bf7b4d0c6bd48cb1493a9d8b28b0.j

В тридцатые годы пейзажи уже преобладают, и в основном цветные, хотя и не очень яркие.
5.jpg.3239bf016ff98d039b5cadb1252de319.j

6.jpg.7549fce7da546c0697abaa916b071234.j
Многие гравюры печатались им в нескольких вариантах — позеленее, поголубее, пожелтее, поярче или потусклее…

Работа у Ватанабэ Сё:дзабуро: давала верный кусок хлеба, но предполагала жёсткие условия заказа, тематику на выбор издателя и огромную производительность, почти конвейерную. Касамацу Сиро: был человеком не самого простого характера, очень державшимся за свою самостоятельность и право на творческие опыты, что не способствовало добрым отношениям с Ватанабэ. В 1939 году он вообще пошёл на немыслимый для большинства тогдашних художников шаг: бросил на середине заказанную ему издателем серию видов Токио и так к ней и не вернулся. Ватанабэ Сё:дзабуро: оказался в сложном положении: терять хорошего мастера не хотелось, но и допускать такие эскапады означало потерю лица. Кое-как помирились, но заказы теперь поступали от издательства всё реже, а после войны сотрудничество вообще прекратилось.
Работ времён войны у Сиро: очень мало, и все они невесёлые:
7.jpg.710d6f35a464d6a99448c450f8ae8ae5.j

8.jpg.8a1ad0b42d78bdcaebe93496792e40cf.j

В 1950-е годы Сиро: нашёл себе нового издателя, и какого! Старинная киотоская фирма «Унсо:до:» (芸艸堂 版) к тому времени уже выпустила большие собрания избранных гравюр Камисака Сэкка и Такэути Сэйхо: — для Касамацу Сиро: это было почётно, к тому же и свободы в работе стало больше. Он по-прежнему занимался пейзажами:
9.jpg.85a2a2829c5487b6fc22508b27ea00d2.j

Но теперь к ним прибавились и жанровые картинки с крестьянками и рыбачками
10.jpg.43013db786e070c7ba4dbf9184028047.

И животные
11.jpg.e156ad8810b741c48a9c37f73e026502.

Да и сам пейзажи стали разнообразнее — Сиро: опробовал новые манеры. К 1960-м годам он был уже достаточно известен, чтобы позволить себе не гнаться за тиражами — теперь гравюры он делал полностью сам (и начальный рисунок, и доски, и печать — всё своими руками), отпечатков изготовлял мало, зато опробовал все манеры и темы, которые ему казались интересными.
12.jpg.4262612ab7cc9af9ec694871001c5a24.

13.jpg.1f4fd797d2135f39b714603fc8567d83.

14.jpg.b91a67a43fbbf79e70d908262cd73f26.

А внимание европейского зрителя эти работы как раз привлекают меньше, чем «традиционные» — такого в это время и на Западе делали много. Но для Сиро: этот современный западный стиль был в новинку и любопытен.
15.jpg.fcf5c7f73b0a73adcfd8eb8b2a835cf7.

16.jpg.3ce225abf62fe72c37bd1c6f6dddf260.

Так же всё продолжалось и в 1970-е, и в 1980-е годы — Сиро: продолжал опыты.
17.jpg.35cbb09a264db135d3ee63e0c183587a.

18.jpg.456875b14a642f80b25149015829d35a.

19.jpg.bfb2a480401f5ecb8c8a039f7d57e908.

20.jpg.1180a088513aa8990a07ce393ae69cec.

21.jpg.aada99f5ad41780cc1edbfa198aa8a68.

22.jpg.b8a011ff351cdda0c1d875aebf3cc7d2.

Он работал почти до самой смерти, пока мог держать кисть и резец. В следующие разы мы покажем его гравюры разных лет и на разные темы.
23.jpg.49ce93412e55a5ffb453668e3c777017.

Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now