Скит боголепный

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    849
  • comments
    5
  • views
    58,201

Contributors to this blog

Мещовское дело

Sign in to follow this  
Followers 0
Snow

145 views

      У Зимина натыкаюсь на любопытную цитату:
      "Около 1520 г. произошло столкновение («брань») детей боярских Козельска и воротынцев с жителями Мезецка: последний принадлежал князю Дмитрию Ивановичу, а Козельск — Василию III (ранее же — князю Семену). Козличи и воротынцы пограбили мезчан с санкции державного правителя («по великого князя веленью»). Чем кончилось разбирательство спора, остается неизвестным. Но распря, очевидно, вызвала явное неудовольствие со стороны углицкого князя. Об этом свидетельствует отрывок «речей», которые должен был говорить князю Дмитрию Шигона Поджогин от имени Василия III. В нем содержались упреки по адресу князя «в козельских дёлех». Речь, очевидно, идет о столкновении козличей с мезчанами. Но кроме того, «речи» содержали недвусмысленное требование подчиниться воле монарха, чтобы «который наш недруг (т. е. Сигизмунд или Мухаммед-Гирей. — А. 3.) тому [раздору] не радовался»...".

      Это ж-ж-ж неспроста, думаю, где-то что-то я уже встречал. И, порывшись в закладках, нашел таки - вот же оно, дело-то это, есть в актах:
      "Лета 7028 марта князь велики Василей Иванович всеа Руси, обыскав, указал. Которые дети боарские козличи и воротынцы имали в Месческом по великого князя велению и как им писцы Иван Семенов сын Брюхова да Митрофан Карачаров приказали, и тем детем боарским и с тою рухлядью стати в Серенску на Юрьев день на вешней лета 7028 у писцов у Ивана у Семенова да у Митрофана у Карачарова, а княж Дмитреев сын боарской туто ж в Серенску будет, кого князь Дмитрей пришлет. Да та им рухлядь отдати мезчаном, по тому что сказали по крестному целованию Ивану Семенову да Митрофану. А отдати им та рухлядь перед Иваном и перед Митрофаном и передо княж Дмитриевым сын боарским. А велети тех детей боарских беречи, которых велено имати за свое. А чего на них мезчане искали, опричь того, что они сказали, сами, и тем детем боарским отцеловатися, что они болшы того не взяли. А целоватись им перед Иваном же и перед Митрофаном и передо княж Дмитревым Ивановича сыном боарским на тот жо срок на Юрьев день на вешней лета 7028-го...".
      Суть дела, выходит, в том, что по велению государеву дети боярские козляне и воротынцы устроили некоторым образом погром в граде Мещовск (он же Мезецк, ранее удел Мезецких князей, потом Иван III выменял их удел себе и передал по завещанию своему сыну князю Дмитрию Жилке). Это, судя по всему, вызвало неудовольствие Дмитрия Жилки, владетеля Мещовска, да и самих мещан (еще бы!), бивших челом Василию III на предмет справедливости и пр., и Василий отыграл назад, повелев вернуть натасканное и прихватизированное имущество пострадальцам. Почему так случилось? Честно - не знаю, могу лишь предположить, что, с одной стороны, тут терки между братьями - Василием и Дмитрием, а с другой - старая вражда между козличами, воротынцами и мещовцами (которые, быть может, еще и завороваться решили, перейти на светлую сторону Силы).
      Примечательно, что, судя по грамоте, козличи и воротынцы не клали себе охулки на руку и " имали в Мезческом без писцова веленьа и не за свое" (кстати, вот еще одни довод в пользу старинной вражды и вендетты по верхнеокски), почему великий князь и указал сыграть в орлянку, сиречь метать жребий - кто вытянет счастливый, того и правда.

 
Verh_kn-va_Rus
      P.S. А двое детей боярских конкретно попали: "А что искал поп Николской из Бышкова на Чюносе на Потрясове да на Мишине сыне Обухова на Федке и на иных детех боарских, что его мучили и церковь грабили, да и Савин про ту церковь опытывал да и ныне церкви грабили, и того попа Никольского въспросити владыце Крутитскому по священьству, что у него из церкви взято и кто имал, да то приказати боаром, а Ивану Семенову да Митрофану дати тому запись, чтоб о тех церквах опытали князя Ивана Хилка и приказщыка городового, что им про то ведомо и кто им про то сказывал. И кто будет про то князю Ивану сказывал, и Ивану и Митрофану и тех детей боарских опытати по крестному целованию. Да скажут дети боарские, что то видели, коли Чюнос и Мишин сын Обухова церковь грабили и замки ломали, и Ивану и Митрофану на Мишине сыне и на иных детех боарских ту церковную гибель велети взяти, кого будет видели, ту церковь грабячи...". Согласно Судебнику 1497 г. "А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью".

Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now