Скит боголепный

  • записей
    1 977
  • комментариев
    8
  • просмотра
    376 423

Авторы блога:

Организационная немочь

Saygo

225 просмотров

      Или как Сигизмунд II, который Август, собирался воевать с московитами.
      "Теплые" отношения, которые связывали с конца XV в . Москву и Вольно, хорошо известны для того, чтобы о них еще раз рассказывать. Но вот одно время, после окончания Стародубской войны 1534-1537 гг., ситуация как будто несколько переменилась к лучшему. В Москве решили заняться вплотную татарским вопросом и, ввязавшись в войну за наследство Золотой Орды, литовскую проблему (сиречь претензии на наследство Ярослава Мудрого) отложили в долгий ящик (и случилось это в 1549 г.). В 1559 г. и вовсе Москва сделала литовцам щедрое положение - зафиксировать на веки вечные status quo с отказом от взаимных претензий и вместе, яко и надлежит христианским государям, вдарить по бусурманам.
      Увы, это предложение в Вильно не было услышано - там продолжали бубнить старое - без возвращения Смоленска, Северщины и пр. миру не быть и т.д., и т.п. Москва плюнула да и заявила - нет так нет, додержим перемирие (а оно истекало в конце марта 1562 г.), а там как Бог даст и рассудит.
      Логично было бы предположить, что, учитывая старую "дружбу" двух дворов (и, судя по всему, еще и личную неприязнь Сигизмунда к своему более удачливому сопернику, который отвечал своему "брату" тем же), раз перемирие не продлевается, то, значит, вот она, война, встречайте. Ан нет, в Вильно почему-т решили, что все обойдется как нибудь и так, и продолжали дергать московского медведя за усы, настаивая на том, чтобы он убрался подобру поздорову из Ливонии. В Москве на весь этот балаган смотрели с некоторым удивлением, если не сказать больше того а сколько у римского папы дивизий. И на то были основания - литовское посполитое рушение толком не собиралось уже давно, наемники стоили дорого, а в королевской казне, как обычно, было пусто. Несколько тысяч конных и пеших воинов, наемных и иных, круль собрать мог, но этого хватило бы для войны с Орденом, переживавшим не самые лучшие времена, но с Москвой? Нет, конечно, 150-тыс. московское войско под Казанью - это фантазия, однако 40-50 тыс. комбатантов Иван Грозный в случае необходимости, напрягшись, собрать на одном стратегическом направлении смог бы. А вот смог бы выставить нечто сопоставимое с этим Сигизмунд? Но то ли шляхетский гонор помешал это увидеть, то ли надежды на помощь лепшего кореша и брата, крымского "царя", то ли расчет на то, что "Европа с нами", то ли все это вместе с расчетом на "пятую колонну" в Москве - в общем, Сигизмунд упорно вел дело к большой войне.
      И ведь довел таки, паршивец, дело до войны! Но когда дело дошло до нее, то оказалось, что Литва к ней и не готова. Наемников было мало, нанять больше - нет денег, и собрать их проблематично. В итоге и оставшиеся наемники с большим удовольствием разбегались в разные сторон, не желая служить за обещания. На местах тоже как то наплевательски отнеслись к тому, что война вот вот начнется. К примерук, в сентябре 1561 г. рассылает Сигизмунд письма с наказом быть бдительными, запасы готовить, если что- сразу садиться в осаду, ну и, само собой, через шпегков-шпиков проведывати, что там, по сторону границы, московиты замышляют. Ну да, вот так сразу и начали.. А тут бац - перемирие закончилось, царево слово твердое, додержав его, перемирие, до конца, на следующий день Иван двинул свои полки в Литву. И те пришли на литвинов незнаемы, взяли их тепленькими, устроили им локальный армагеддец.
      В Вильно спохватились спустя месяц после начала боевых действий - в конце апреля Сигизмунд рfссылает военные листы с объявлением мобилизации. Ага, вот прмя сейчас, соберемся и поедем на войну - сказала шляхта, и помчалась стройными рядами на места сбора. Военные листы пиршлось рассылать еще раз, и еще раз - да все с тем же результатом, Хорошо, если собралась половина посполитого рушения, а с этим воинством каши не сварищь, т.е. учинить нечто подобнео походу 1535 г. было нельзя. Пришлось ограничиться мелкими набегами, а для утешения расписать их в красках как великое одоление и побиение московитов, после чего распустить собравшихся по домам на зиму. И сложно сказать, как повернулись бы события, если бы не помощь крымского "брата", явившегося в начале июля 1562 г. под Мценск и вынудившего Ивана отложить свой поход на Литву. Но только отложить, но не отказаться...
 
37123_original.jpg

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас