Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотра
    121 294

Авторы блога:

  • Saygo 1877

О королях

Saygo

217 просмотров

В Кальмарской войне 1611-1613 годов произошло два почти зеркальных случая, в результате которых мир мог лишиться одних из главных фигурантов Тридцатилетней войны. Черт знает, как бы пошла потом история, может быть католики и победили бы в результате.
Итак, после взятия Кальмара вся война выглядела как сеть набеговых операций (исключая датский десант на Эланд и взятие Эльфсборга). Датчане разорили Смоланд и Вестерготланд, в ответ на это Густав Адольф вторгся в Сконе, где 11 февраля 1612 года был внезапно атакован войсками, Густав был вынужден бежать через реку по льду (мост был занят датчанами), но тут лед разломился, и король попал в воду. Спасли его Томас Ларссон и Пер Баннер.
В мае датчане перешли в наступление, 24 мая был взят Эльфсборг, в начале июня сожжен Варберг, ну а у Кёллерида повторилась история битвы при Бреннчурке почти столетней давности – датская тяжелая конница атаковала шведский отряд, который засел в торфянике. Лошади у датчан завязли в болоте, а шведы просто вырезали всех под чистую. Здесь уже Кристиан IV еле спасся, его лошадь утонула, и ему отдал свою шлезвигский дворянин Кристиан Барнеков, который потом был убит шведами.
Война эта была слишком тяжелым бременем для обоих королевств, поэтому к декабрю 1612 года обе стороны выступили с предложением о мирных переговорах. Смоланд, Вестерготланд, Дальсланд и Сконе обезлюдели, и шведы, и датчане испытывали большие проблемы с комплектованием армий, поэтому обе стороны прислали свои делегации в Кноред. Посредником на переговорах выступили голландцы и король Англии Яков I.
Кристиан IV поставил тяжелые условия – он отказывается от претензий на Зонненбург, и территории лопарей между Титис-фьордом и Варангер-фьордом, но за это Швеция выплатит Дании 1 миллион талеров за шесть лет. В качестве залога датчане до выплаты всей суммы удерживали за собой Эльфсборг.
Именно Кноредский мир заложил как уважение, так и большую неприязнь между Кристианом IV и Густавом Адольфом. Известны слова шведского короля о своем датском коллеге: «Мой дорогой брат Кристиан – самый великий из европейских правителей. Я хочу только, чтобы мы никогда не были соседями».

Stormningen_av_K%C3%B6penhamn_11_feb._16

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас