Сергей Махов

  • записей
    1 887
  • комментариев
    12
  • просмотров
    122 040

Авторы блога:

  • Saygo 1899

Ну и про продолжение Датского кризиса

Saygo

205 просмотров

Своего рода, последствия принятия Петербургом решения не вести флот в Зунды и ограничиться обороной собственного побережья.
Эти последствия делятся как на положительные, так и на отрицательные. Начнем с последних.
1) Дело в том, что в 1852-1854 годах во Дании шла настоящая грызня за власть. В 1848 году внезапно умер король Дании Кристиан VIII. На престол взошел Фредерик VII. Фредерик, чтобы укрепить свою власть (в том числе в Шлезвиге и Гольштейне) издал свою конституцию, где по сути попытался возродить абсолютизм. Там право избирать было зафиксировано для людей, имевших годовой доход свыше 2400 крон, или выплачивающих налоги свыше 400 крон. Таких на всю Данию было примерно тысяч 6, не больше. Однако такой вариант, как все понимают, очень сильно не понравился либеральному крылу, особенно организации "Друзья крестьян". Естественно, свое слово сказали и Гольштейн со Шлезвигом, их в конституции не устраивало подчиненное положение относительно Дании. И к 1854 году страна стояла на пороге политического кризиса. Этот кризис мог быть сдвинут в одну или другую сторону, но с учетом самоустранения России и работы англичан и французов с либералами внутри самой Дании, а так же слухов о том, что Британия планирует провести масштабное вторжение в Данию из-за ее внешнеполитической позиции, Фредерик VII предпочел пойти на переговоры с союзниками.
2) Со Швецией интереснее. Король Оскар был настроен пророссийски, но у него тоже было две проблемы. Первая - это норвежский Стортинг, который боролся за фактически исключительную власть над Норвегией, и естественно, в этой своей борьбе против короля опирался на англичан и французов. В Норвегии Стортинг имел большое влияние, а в нем были сильны антишведские настроения. Король Карл-Юхан, а позже Оскар, постоянно конфликтовали с норвежскими парламентариями, в том числе и по вопросам границы с Россией.
В Норвегии сформировалась политическая партия, которая настаивала на отторжении у России части территорий Карелии и Кольского полуострова. Возглавлял эту партию Роальд Берг. К середине XIX века людей, поддерживающих Россию или настроенных на дружественные с ней отношения, в Норвегии практически не осталось. Каждый человек, который считал себя либералом, социалистом или революционером, был настроен резко антироссийски. Сторонники союза с Россией остались только в консервативных кругах Норвегии, которые говорили, что у русских надо поучиться неизменности их внутренних ценностей, защите христианства и четкой вертикали власти.
В результате получилось, что Швеция была большей частью прорусской, тогда как Норвегия - антирусской. Естественно, что британский консул в Норвегии Джон Райс Кроу уже в ноябре-декабре 1853 года года начал вести переговоры как с представителями Стортинга, так и со шведским правительством, пугая Содружество королевств русской экспансией на севере.
Как результат всего этого бардака - в декабре 1853 года Дания и Швеция-Норвегия заключили официальный договор о нейтралитете. То есть Россия и союзники пусть разбираются между собой, скандинавы в эти разборки вмешиваться не будут.
Надо сказать, что и те, и другие оказались верны своему слову. Дания например не продала Англии паровые канонерки в 1854-м, в которых британцы очень нуждались. Ну а Оскар, несмотря на жесточайшее давление, отказался брать под руку Швеции Аланды. Мотив был простой - вы, англичане, пришли и ушли, а мне с русскими бок о бок еще жить. Отношения не собираюсь портить ни с вами, ни с ними. Ну и Оскар еще прокатил французов с выделением войск для атаки русских. Причем в самом трудном 1855-м году.

А теперь о хороших последствиях.
Надо сказать, что если бы Датская экспедиция произошла, это сильно настроило бы против России Пруссию. Дело в том, что датчане и шведы на тот момент были прямыми конкурентами пруссаков, в том числе в Цольферрайне. И в этом случае Пруссия вполне могла бы поддержать Англию и Францию в войне против России, и тогда союзники получили бы реальную возможность атаковать Россию с суши, причем под ударом оказывались бы как Прибалтика, так и Польша. Понятно, что в такой ситуации Австрия присоединилась бы к дележу русского пирога.
Так что не было счастья, так несчастье помогло - в долгосрочной перспективе решение русских отказаться от агрессивной стратегии на Балтике имело для России положительные последствия.

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас