Про зону комфорта
В одном хорошем корейском блоге нашёл подробный ответ на любопытный мне вопрос: почему в корейских исторических фильмах и сериалах до XV века охотно спят на кроватях, а дальше – уже только на матрасике на полу?
Старинные кровати сплошь и рядом довольно высокие (а у королей и придворных ещё и с роскошными занавесями и балдахинами — но последнее, скорее всего, для киношной красоты).
А вот в чосонские времена стелют на полу уже всем — от королей до школяров и прислуги…
И граница проходит очень чётко — вот в «Шести летящих драконах» ещё кровати (и стулья!)…
А в «Дереве с глубокими корнями» тех же авторов, где действие происходит через неполных полвека, — уже только постели на полу:
Объяснение оказалось двойным, взаимодополняющим и противоречивым.
С одной стороны, в конце XIV века пошла усиленная пропаганда простого конфуцианского образа жизни, борьба с роскошью и т.п. А кровати и стулья подавались именно как примеры роскоши — по-диогеновски, «как много на свете вещей, без которых можно обойтись». (Забавно, но Чон Доджон и его товарищи эту роскошь обзывали «буддийским обычаем» — хотя «не спать на ложе» вполне себе требование буддийского устава. Но где устав, а где тогдашняя практика…»). И хотя сам Чон Доджон кончил плохо, идею «мы — конфуцианская страна!» расправившиеся с ним чосонские короли приняли очень рьяно. А спать на полу получалось вроде бы более по-конфуциански…
Возможно, это начинание столкнулось бы с основательным сопротивлением — но тут вступило в силу «с другой стороны». Как раз в это время, как предполагается, стала достаточно дёшева и, соответственно, достаточно распространена корейская система обогрева помещения — «тёплый пол», ондоль. Это когда горячий воздух из кухни идёт по дымоходу под полом под всем жилым помещением и выходит из труб с противоположной стороны.
Соответственно, самое тёплое место — поближе к источнику жара (где на картинке устроились старые и малые), а самое прохладное — на веранде ( где парень разлёгся):
Вообще ондоль был изобретён едва ли не во времена Силла и Пэкче, но совершенствовался — и как раз в началу XV века научились строить воздуховоды так, чтобы топлива требовалось меньше, а тепло держалось дольше. А на таком «тёплом полу» кровать уже не обязательна. Объявить же сам «тёплый пол» чуждой конфуцианству роскошью так и не собрались.
Эта система имела множество достоинств и некоторые недостатки. Зимой всё было прекрасно. А вот в летнюю жару из отапливаемого помещения (стряпать-то всё равно приходится!) приходилось выбираться — кому в неотапливаемые пристройки без «тёплого пола», а кому — на топчаны во дворе. Во дворцах, конечно, было удобнее — там всё равно кухня и жилые покои были разделены, и последние отапливались только в холодную погоду, независимо от стряпни. Зато дымоходы при большой площади жилья приходилось делать разветвлённее и обширнее — поэтому во всех дворцах во дворах торчит столько не сразу узнаваемых дымовых труб. Правда, очень редко показывают, что из них идёт дым — зато за ними прекрасно могут прятаться соглядатаи и убийцы…
Эта труба даже не из фильма, а из настоящего дворца.
А как же те бедняки, у которых не было средств построить или купить дом с «тёплым полом»? А у них и прежде на кровати не хватало…
Надо сказать, что в некоторых картинах про совсем поздний, прогнивший Чосон «китайские кровати» вновь появляются в последнее столетие существования династии — но тут уже вполне как признак упадка и разложения. Да и то — только во дворцах.
0 комментариев
Нет комментариев для отображения
Пожалуйста, войдите для комментирования
Вы сможете оставить комментарий после входа
Войти сейчас