Китао Масаёси: удачник и неудачник (1)
Если последнее время мы с основном рассказывали про мастеров «новой гравюры», син-ханга, то теперь надолго вернёмся к временам «классических укиё-э». И посмотрим работы художника одновременно удачливого и неудачливого, но в любом случае очень любопытного. Как и положено японскому художнику, он сменил множество имён и псевдонимов: урождённый Акабанэ Садзиро:, наибольшую известность он получил под псевдонимами Китао Масаёси (北尾政美) и Кувагата Кэйсай (鍬 形 蕙 斎 , под этим псевдонимом выходили много лет его «учебники рисования», о которых мы ещё расскажем), но и ещё полдюжины имелось, конечно. Родился он в 1764 году, умер в 1824 — не самая долгая жизнь по меркам японских художников, но и ранней смертью это не назовёшь. Жизнь у него сложилась довольно успешно, работоспособности он был поразительной, не голодал, современниками уважался — а в глазах потомков оказался полностью заслонён своим великим современником Хокусаем.Масаёси работал во всех жанрах (кроме портрета — и как выглядел он сам, мы так и не знаем) и почти во всех манерах; поэтому ему нередко отказывают — несправедливо — в собственном стиле. А он у него вполне был, и прямо или опосредовано Масаёси оказал влияние на многих художников — включая даже некоторых наших соотечественников.
Учителем его был Китао Сигэмаса ( 北尾 重政, 1739–1820), художник-самоучка, поклонник и подражатель Харунобу, постепенно преуспевший и основавший собственную школу — школу Китао. Работал он в основном в жанрах «портретов красавиц» и «цветов и птиц», примерно вот так:
Большой успех Сигэмаса имел и как иллюстратор (две с половиной сотни книг!), и как наставник. Вот к нему и поступил в ученики наш герой, и вскоре тоже принял прозвание Китао. Кстати, другим учеником Сигэмасы был Санто: Кё:дэн (山東 京伝, 1761-1816), прославившийся больше как писатель, чем как художник — хотя свои развлекательные и очень ходовые романы он сам же и иллюстрировал.
Масаёси в основном только рисовал — но он твёрдо поставил себе задачу стать художником на все руки. Поэтому и по жанрам, и по манере он гораздо разнообразнее своего учителя. Вот взгляните.
Битва старинного героя Минамото-но Ёримасы с чудовищем Нуэ и укращение бесогоном Сё:ки (Чжун Куем) мелкого демона:
«Новый год — весна на все четыре стороны!»
Куропатка
Натюрморты с «дарами моря»:
Герои времён войн Тайра и Минамото:
Битва при Ити-но-тани:
«Дети на празднике» и один из «100 поэтов»:
Драконы в облаках и обезьянки, выуживающие луну из реки:
Чудища-ё:каи
(Обратите внимание на последнего персонажа: если к вам вдруг подойдёт умильный монашек и предложит соевого сыра, приглядитесь к его ногам, прежде чем пробовать! А то ещё неизвестно, кто окажется едоком, а кто – едой…)
Бессмертные, демоны и герои «картинок из Ооцу»:
Изящная молодёжь в духе Харунобу:
«Ты сейчас мне своей трубкой платье подпалишь!»
Не менее изящные пейзанки и садовницы из цикла «Женские заботы»:
Лейка хороша!
«Новейшие танцевальные представления»:
И «Танец в маске» — совсем другой:
Были у Масаёси и театральные гравюры. Вот Райко: со товарищи:
Вот ещё один бой при Ити-но-тани:
И, конечно, «Сокровищница вассальной верности», ей даже два цикла посвящено. Один — собственно про 47 верных ронинов:
А другой — про их родичей и возлюбленных:
«Фокусник» — просто уличная сценка:
И это ещё не самые любимые Китао Масаёси жанры! О самых же любимых — в следующий раз.
0 комментариев
Нет комментариев для отображения
Пожалуйста, войдите для комментирования
Вы сможете оставить комментарий после входа
Войти сейчас