Скит боголепный

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    1,218
  • comments
    6
  • views
    153,272

Contributors to this blog

У Йорка была белая роза, у Ланкастера - алая, у Чемберлена - хаки 2.

Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

197 views

      Продолжение истории про "пыль" и "грязь". Но сначала еще одна цитата, на этот раз не из романа:
      "Когда к отходящему на юг поезду я явился в белом кителе и в белой фуражке, с шашкой на серебряной портупее, с револьвером и биноклем через плечо, мне казалось, что у меня вполне боевой вид. Но некий уже побывавший на фронте полковник сразу расхолодил меня и остальных офицеров, которые тоже были в белом.
      — Не забывайте снимать фуражки, когда придется высовывать голову из окопа,— советовал полковник.— Лучшей мишени, чем белая фуражка, не сыскать. А японцы — отменные стрелки!
      Он объяснил нам далее, что белое обмундирование и, особенно, белые фуражки служат одной из немаловажных причин наших потерь в людском составе.
      На первом же ночлеге Павлюк категорически потребовал у меня фуражку и китель и сдал их в покраску какому-то китайцу.
      — Никто в белом не воюет!— авторитетно заявил он.
      Впрочем, все перекрасились. Но как! Проснувшись утром, я увидел вместо русской пехоты толпу в каких-то желто-зеленых, голубоватых и зеленоватых тряпках. Не лучший вид имело и большинство офицеров. В результате кустарной, спешной и неумелой покраски обмундирования все наше воинство сразу приобрело жалкий вид...".

      Оригинал взят у userinfo.gif?v=17080?v=146.2major_colville в Пятьдесят оттенков хаки-2.
В последующие годы «хаки» начинает постепенно распространяться. Слово окончательно прижилось. Им называли, как мы увидим, зачастую очень разные цвета. В этом смысле оно является эквивалентом нашего термина «защитный», а не указанием на конкретный оттенок. Также, у меня сложилось впечатление, что зачастую так называли не только цвет, но и саму боевую форму (которая бывала разной по покрою). Как мы говорим «камуфляж», подразумевая в зависимости от ситуации и камуфляжный рисунок, и одежду пятнистой раскраски. То есть хаки это не просто перекраска прежних мундиров - это фактически рождение современной полевой формы. Но настаивать не буду.
44185_original.jpg
Майванд: спасение орудий. Р.К.Вудвиль, 1883.
Применение.
По опыту Сипайского восстания в мае 1858 года официально было объявлено, что: "С согласия правительства, Главнокомандующий рад указать, что белая одежда отменяется в полках армии Достопочтенной Компании, и что на будущее лето одежда европейских солдат должна состоять из двух костюмов "Khakee". Правда, не совсем ясно, сохранилось ли это после упразднения Ост-Индской компании. Проскальзывала информация, что в 1861-64гг в Индии хаки был объявлен цветом для жаркой погоды, но потом заменен снова белым (сохранив свое значение как боевого)- дублирование предыдущего приказа, или речь идет о разных армиях? В Индии, как известно их было несколько.
В 1860е годы идея «защитной» одежды из Индийской армии приходит и в английские войска в Африке, но там цвет был более серый, чем желтовато-коричневатый. А для экспедиции в Ашанти в 1873г. впервые специально и заблаговременно была пошита особая форма.
44771_original.jpg
Она изготавливалась из некрашеного твида Элчо (как у Лондонских шотландских волонтеров). Цвет называется серым, но фактически это некрашенная шерсть, вотола, серо-красно-коричневого оттенка. Да и сам командующий войсками, будущий фельдмаршал, Г. Уолсли, называет это «коричневым хаки».
44505_original.jpg
Гарнетт Уолсли привык к хаки еще в Индии. Слева- Индия, 1858-59гг. В центре и справа- Ашанти, 1873-74гг.
На кителе была новинка (!) в виде 3 карманов - двух набедренных и одного нагрудного. Карманы «широкие, глубокие и крепкие», солдаты, «как установлено, крайне одобряют их» (ну еще бы), пояс сделан из того же материала и не натирает, форма «очень комфортабельная и удобная для службы». Правда, по итогам кампании был сделан вывод, что цвет формы слишком светлый для джунглей Африки.

Здесь пора отметить, что процесс замены одежды, во многом, был связан не с маскировкой. С 1870х в колониях и войнах все чаще начинают носить упрощенную нестроевую одежду взамен дорогой и не всегда удобной официальной. Обычно белого (жара, как ни как) или традиционных цветов, но упрощенного покроя и качества - 5 пуговиц, иногда без, иногда с полковыми «отличками, выпушками, петличками». Красные, часто более грубых оттенков - кирпичный, например, для пехоты и тяжелой кавалерии, синие для остальных, зеленые для стрелков. Именно белые летние кителя часто и окрашивались потом в хаки.
45219_original.jpg
57й полк в Новой Зеландии. Блуза не хаки, а синяя, но тенденция налицо.
Главная проблема традиционных мундиров была не в цвете (красный, к слову, менее заметен на местности, чем белый), а в шерсти. В Индии и Африке жарковато было, почему и появлялись облегченные штаны и куртки из льна и хб. Но белый цвет маркий и легко загрязняется, плюс демаскирует - в результате на стыке этого и началось триумфальное шествие одежды «защитных» цветов. Менялась и тактика ведения боя, и представления об удобстве одежды.
44851_original.jpg
Горцы Аргайльского и Сатерлэндского полка на утреннем построении в Коломбо, Цейлон. Форма одежды-...рубашки.
2я Англо-афганская война 1878-80.
2я англо-афганская стала первой войной, где массово носили хаки, хотя «традиционная» форма тоже еще широко использовалась - для парадов, торжественных мероприятий, в лагере. Иногда хаки носился не самостоятельно, а поверх мундира только для маскировки или просто для тепла холодной афганской зимой.

Части должны были краситься своими силами, за основу обычно брался белый летний китель. Окраска производилась на полковом уровне, результаты были разными. Судя по описаниям (да и фотографиям) некоторые полки имели более однообразный и нарядный вид. Например, Гиды, всегда элегантный 10й гусарский, 9й уланский или 72й полк хайлендеров.
45457_original.jpg
Фрагмент фотографии лагеря в Кандагаре. Хорошо видна разница оттенков формы даже в одном полку.
В большинстве же случаев оттенки и качество отличались не только по полкам, но по ротам и даже индивидуально, а при носке разница еще и усиливалась. По рецептам изготовления пробежимся позднее.
45615_original.jpg
На последующих этапах войны судя по фотографиям и описаниям форма выглядит получше - возможно набрались опыта в окраске, возможно было налажено какое-то централизованное снабжение.

Хаки ударил по традициям стрелков (все помнят знаменитых «Зеленых курток» стрелка Шарпа?): "Стоит отметить, что использовался цвет хаки, и это была первая кампания в Полку, с тех пор как он стал Стрелковым, в которой он воевал в форме не зеленого цвета ". Известно, что некоторые части перешли на хаки чуть ранее, еще в экспедиции Джоваки, в том числе и Стрелки. Но в данном случае ошибка понятна - это историкам легко отмечать начало и этапы войны. Для солдат на границе это была непрекращающаяся опасная служба, а уж что потом будет признано войной, а что останется в истории просто как очередная экспедиция… Кстати говоря, это мы сейчас называем события 1878-1880г второй афганской войной. Современники часто делили их на две -после убийства посольства Каваньяри была 3я война (сейчас 3я - это 1919г.). Но это так, к слову.
45879_original.jpg
Хаки широко «разбавлялось» и традиционными на тот момент элементами снаряжения – ремни и подсумки не обязательно красились и оставались, например, белыми или черными, при хаки носились килты, синие армейские и клетчатые штаны лоулендеров, кожаные гетры, иногда добавлялись разные цветные элементы (выпушки, лампасы, обшлага). Впервые, по примеру индийских войск, вводятся обмотки (puttees). Они бывали разных цветов, в зависимости от возможностей и полковых традиций, например из тартана у шотландцев, или черные у гуркхов и стрелков.
46294_original.jpg
46454_original.jpg
Майванд: Последние одиннадцать.
Но большинство выглядели не особо вычурно. Печально знаменитый 66й полк при Майванде был полностью в хаки с ног до головы: чехол на шлем, закрывающий тюрбан и выглядящий «гладким», китель и штаны цвета хаки, солдаты с коричневыми обмотками, офицеры с серо-голубыми. Такой облик в целом следует признать типичным для многих полков и частей в той войне.
Снимок0820.jpg

46721_original.jpg

48076_original.jpg
Гордонские горцы в 1879г. художник Уильям Скок Камминг.
47300_original.jpg
59й полк в битве при Ахмад-Хеле.
47476_original.jpg
47827_original.jpg
45й бенгальский туземный полк с пленными афганцами.
Рецепты изготовления.
Все описания сходятся в том, что в большинстве своем использовались разные и народные методы, но конкретных рецептов известно не много. Мемуаристы редко упоминают о подробностях, которые и сами не особо знают. Не всегда надежны и полковые истории, писавшиеся спустя десятилетия: «чего там писать все и так ясно» через 10 лет уже сменяется на «а что это вообще такое». Но, в общем, просматривается следующая картина.

Форму могли варить в чае, листьях пальмы Мазари , шелковицы (тутовое дерево), кофе, карри.
В 17м пехотном полку в 1878г. накануне афганской кампании белая одежда была "снесена на берег реки и там смочена и натерта грязью (выстирана в грязи?)». Сэр Ян Гамильтон, который тогда был субалтерном в 92-м горском полку вспоминал: мы "окрашивали наши белые летние кителя в своего рода защитный цвет, прокипятив их с листьями чая. Мы носили их в зимний период поверх наших красных мундиров".

Ветеран 9-го полка, который принимал участие в экспедиции Джоваки 1877-78гг. накануне Афганской кампании (а там были еще 51-й и 4-й батальон Стрелковой бригады) много лет спустя рассказывал: "Стандартной формой (в Индии, конечно) была тропическая белая, и войскам участвующим в экспедиции, было приказано окрасить белую одежду и белое кожаное снаряжение в растворе верблюжьего навоза". В 1884 году, Чеширский полк, который, как отмечалось, "имел особый оттенок» своей защитной одежды, был проинспектирован в Дели генералом Диллоном, их командиром дивизии. Он обратился к командиру: "Как отлично ваши люди выглядят, полковник! Чем красились?" - "Коровьим навозом, сэр",- громко ответил полковник Паттон».
Возможно, это легенда, родившаяся из отголосков первоначального недовольства (об этом в следующей части). «Что за форма цвета говна детской неожиданности на вас, парни?»- «Да вот, говном навозом и красимся». А спустя годы попало в мемуары и полковые истории вполне серьезно. Впрочем, не исключено, что это и правда один из реально применявшихся способов…

Надо учитывать, что офицеры не особо разбирались в деталях окраски, не знали особенностей технологического процесса. И честно, но упрощенно, они описывали то, что наблюдали, не понимая, возможно, что видят (причем мельком) лишь часть подготовки или окрашивания ткани. Проблемы могли быть вызваны и спешкой при подготовке к экспедиции или войне, поэтому становится понятным почему, например, мундиры гидов и некоторых полков были более качественны, чем тех, кто красился в последний момент.

Также кажется довольно странным, что не всегда упоминаются индийские способы окрашивания тканей, а между тем обратиться к местным специалистам было бы гораздо логичнее, чем варить самому в чае или навозе. И судя по всему, как минимум, гиды так и поступали: известно, что из их жалования удерживалось четверть анны на оплату этих нужд. Так же упоминается, что форма часто красилась в местах, называемых Bazaar. Что бы это могло быть?)))

А рецептов и ингредиентов для окраски индийцы знать должны были много. Одна из древнейших тысячелетних цивилизаций, как ни как. Например, Кашу- Кашу (Cachou, Catechu) — кашу или катеху (по фабричному — каша), также гамбир, представляет собой выпаренный досуха сок некоторых акаций, пальм и других растений вроде Acacia catechu, Areca catechu (откуда и название), Uncaria gambir, Butea frondosa и и т.п., растущих преимущественно в Ост-Индии и на Ост-Индских островах. Используется в пищевой и текстильной промышленности.
Способность эта служит основанием для главнейшего применения Кашу, то есть для окрашивания хлопчатобумажных, шелковых и частью шерстяных изделий в различные цвета: коричневые, оливковые, серые и черный. В честь этого порошка (и ремесла с ним связанного) названа, например, область Кач в Гуджарате (Индия).
48252_original.jpg
Вот, пожалуйста, и пальма, и листья, часто упоминаемые в мемуарах, и при этом не примитивное замачивание, а порошок, и вполне крепкая окраска на выходе…
Продолжение следует.

Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now