Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотра
    121 303

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Ну и добавочка

Saygo

202 просмотра

Давайте сыграем в альтернативу) Допустим, что Александр I согласился на раздел Польши между Пруссией и Австрией, допустим - по тем границам, которые были при третьем разделе.
Понимаете ли, в чем проблема... Еще Фридрих Великий писал Вольтеру: «Что касается до польских областей, их нельзя сравнивать ни с одним европейским государством. Это настоящая Канада с индейцами. Много потребно времени и работы, чтобы восстановить в ней порядок». Чего только стоят его усилия по административной, налоговой, управленческой реформам. Отдельным пунктом шло благоустройство польских земель, например - строительство каналов.
Цитата из статьи М.В. Голованова «Политика Фридриха II по интеграции Восточной и Западной Пруссии в 1772-1786 г.г.»: «Фридрих II придавал исключительно важное значение развитию судоходства по рекам новоприобретенных земель, считая необходимым создание единой транспортной сети путём строительства системы каналов. Центральное место в этих планах занимал канал, который должен был стать мостом между центром и востоком монархии. Его строительство началось в 1772 г. и продолжалось 16 месяцев. В прокладке канала принимало участие 6 тыс. рабочих. В июне 1773 г., когда король вновь посетил район Нетце, он с восторгом увидел на действующем канале первый груженный товарами корабль. В результате масштабных усилий план Фридриха осуществился, и была создана следующая судоходная речная сеть: из Силезии по Одеру в центр страны, где на границе Курмарка и Ноймарка Одер впадал в реку Нетце, оттуда в Западную Пруссию, где в районе города Бромберга искусственный речной канал и соединил реку Нетце с Вислой, которая, в свою очередь, доходила до Мариенвердера, а, следовательно, соединяла Западную Пруссию с Восточной».
Как вы понимаете, все это
а) деньги
б) время
.
Вот вообще мнение совершенно независимого человека.
Пьер-Самуэль Дюпон де Немюр (1774): "Я отправляюсь в Польшу, дабы плавать в пустоте как сатана в описании Мильтона, изнемогая в этом пространстве в усилиях столь же обширных, сколь и бесплодных. Я отправляюсь в край интриг, зависти, тайных сговоров, рабов, гордости, непостоянства, слабости и сумасшествия".
Дюпон по возвращению из Польши: "Жители Польши все еще крепостные рабы и дикари. Что за усилия потребуются, чтобы вывести их из крепостного состояния. Я составил несколько записок по этой проблеме...которые приведут в исполнение через сотню лет..."
А вот Эдмунд Берк в 1773 году: "Что касается Англии, то Польшу на самом деле можно считать страною, расположенной на Луне".
Вспоминаем описание Польши из прошлой части. Я специально дал русское описание, ибо мы, русские, не так критично воспринимаем бездорожье, грязь, бедность, и т.д. Вот со всем этим в альтернативе пришлось бы разбираться пруссакам и австрийцам.
А теперь вернемся в реальную историю. Как раз в это время: "Прежде всего, старый институт рейхстага в Священной Империи заменил собой всегерманский Сейм во Франкфурте. Правопреемником Империи стал Германский Союз, в который входили Австрия, Пруссия, Дания, Голландия, 38 немецких государств и 4 вольных города. Цель его – вести скоординированную политику в Европе, выступая (по крайней мере, по германским делам) единой силой. Но вот в экономике Австрия и Пруссия блокировали инициативы друг друга, и в результате вопросы торговли и общего транспорта так и оставались нерешенными. Первые шаги в этом направлении предпринял Баден. Великий немецкий экономист Фридрих Лист говорил, что «38 таможенных границ и платные дороги Германии просто парализуют движение товаров внутри и производят примерно такой же эффект, как если человеческое тело перетянуть в 38-ми местах». Если вовремя не предпринять меры, говорил Лист, начнется гангрена от застоя крови. Ведь по пути из Гамбурга в Австрию или из Берлина в Швейцарию торговец пересекает границы десяти государств, то есть 10 раз делает таможенные платежи и 10 раз производит оплату различных сборов и акцизов. В результате германская промышленность проигрывает конкурентную борьбу не только Англии, но и вообще любым европейским державам.
Был создан Центральногерманский таможенный союз, однако без поддержки Австрии и Пруссии к 1829 году он развалился. Пруссия не вступала в него потому, что через Ганновер этим конгломератом рулила Англия, которая пыталась наладить в Германии сбыт своих товаров. Пруссия же хотела войти в Таможенный союз на своих условиях. И в 1830 году, после Июльской революции во Франции, Пруссии это удалось, она сделала полный разворот в своей экономической политике, организовав 1 января 1834 года новый немецкий Таможенный союз – «Цолльферайн» (Zollverein). К «Цолльферайну» тут же присоединилась ассоциация Тюрингских государств, Баден, Бавария, Нассау, Брауншвейг, чуть позже Люннебург. Остались за бортом Австрия, оба Мекленбурга, Лихтенштейн и Гольдштейн, Ольденбург, Ганновер и три вольных города (Гамбург, Бремен и Любек).
Таким образом, к 1834-1835 годах в Германии появилась единая Северогерманская экономическая зона, созданная под прусским руководством и по прусским стандартам. Внутри Союза таможенные сборы не собирались, кроме того, союз вел единую политику по импорту, основанную на протекционизме германской промышленности в пику иностранной (прежде всего английской). Так же была создана всегерманская казна, которая хранилась во Франкфурте, как столице Немецкого Союза."

Надо сказать, что пруссаки с кровью вырвали первенство в Цольферрайне, ибо на него претендовали как минимум Ганновер (понятно, думаю, с чьей подачи), Бавария, Австрия, держава-купец Гамбург и даже... Дания. В альтернативной ситуации прусское правительство становилось бы перед выбором - развитие собственных приобретенных территорий (вещь затратная по определению, вспомним, сколько русские вбухали в Польшу), либо первенство в германском мире. Так вот, смысл самый простой. Передача Польши Австрии и Пруссии СИЛЬНО ЗАМЕДЛИЛА БЫ образование единой Германии.
Как-то так.
zollverein.gif

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас