Скит боголепный

  • записей
    1 996
  • комментариев
    8
  • просмотров
    378 700

Авторы блога:

О трещинах...

Saygo

251 просмотр

      "Удар по нашему танку, металлический скрежет, пронзительный крик товарища — и все! Большой кусок брони вклинился рядом с местом радиста. Нам не требовалось чьего-либо приказа, чтобы вылезти наружу. И только когда я выскочил, схватившись рукой за лицо, в придорожном кювете обнаружил, что меня тоже задело. Наш радист потерял левую руку. Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд...".
      "Этот эпизод из записок Отто Кариуса вспомнил, когда читал про проблемы с качеством броневых листов для Т-34 в годы войны. Н. Мельников пишет:
"Трещины на броне танка Т-34 стали основной проблемой бронекорпусного производства советского танкостроения" и "решить полностью этот вопрос не удалось вплоть до конца войны".
2644062

      "В своей книге автор отмечал, что еще в предвоенные годы было налажено производство гомогенной танковой брони (высокой твердости для Т-34, средней - для тяжелых танков). Такая броня, продолжал он, "хорошо сопротивляется только тупоголовым снарядам, но очень плохо - снарядам с остроконечной головной частью" и что особенно важно, была склонна к образованию трещин. Об этом знали, но поскольку такая броня казалась более технологичной в изготовлении и лучше подходила для массового производства в случае войны, то и выбор был сделан в ее пользу, ибо "БВТ (при условии строгого соблюдения технологии производства, и только при этом условии!) обладала высокими останавливающими свойсвтами против снарядов калибром до 50 мм при относительно небольшой толщине". А трещины - трещины было решено забороть, строго соблюдая технологический процесс.
      "Что получилось в итоге? Картина вышла несколько отличной от предвоенных расчетов. Н. Мельников приводит любопытный пример - в ходе войсковых испытаний на Карельском перешейке два только что выпущенных КВ получили по одному попаданию остроголового 37-мм снаряда при угле встречи, близкому к нормали. Оказалось, что снаряды углубились в броню на 68 (прописью - шестьдесят восемь) мм. (37-мм снаряд, Карл, 37-мм!). Сразу возникла идея перейти к цементированной броне, но начало войны не позволило завершить цикл опытных работ, цементированная броня поначалу выходила качеством даже хуже, чем прежняя, и гомогенная броня так и осталась в производстве. А во время войны для отработки цементированной брони не было ни времени, ни средств.
      "Теперь о Т-34 и трещинах. "Впервые проблема проявила себя на первых серийных танках Т-34 в действующих частях в 1940 г., когда трещины стали появляться и расти в размерах буквально в течение нескольких часов эксплуатации танков". В Мариуполе технологию производства БВТ удалось более или менее наладить, но с началом эвакуации все пошло прахом, и все пришлось начинать с начала. 42-й год стал наиболее проблемным - из-за массового нарушения технологии производства броневых плит и последующей сборки бронекорпусов трещины стали подлинным бичом производства. "Заводы производили бронекорпуса, которые не соответствовали предъявляемым требованиям, даже сильно заниженным в условиях войны", и это касалось всех заводов на востоке страны - УЗТМ, №№ 112, 174, 183, 264. Отколы, расслоения и трещины, возникающие в результате попадания неприятельских снарядов, были обычным явлением. Выводы сделанные осенью 1942 г., относительно повышения живучести средних танков, весьма любопытные - главными факторами повышения живучести Т-34 должны стать не увеличение толщины брони, а тщательная тактическая подготовка танкистов и повышения качества самой техники.
      "И вывод: "На любом из этапов риск возникновения трещины легко было свести к нулю простым соблюдением технологии", однако "как раз технология и не соблюдалась, поскольку строгое следование техническим условиям делало невозможным выполнение планового задания". А план - это святое, ибо из-за низкого уровня подготовки танкистов и тактически неграмотного использования боевых машин потери оставались крайне высокими и фронт требовал танков больше и больше. Замкнутый круг - "вплоть до конца войны значительная часть Т-34 и САУ на его основе выпускалась с заведомо бракованным броневым корпусом". А все почему - потому, что "такой танк, как Т-34, был разработан, исходя из производственных и технологических возможностей промышленности Восточной Украины (Мариупольский завод им. Ильича и ХПЗ № 183). Только там была возможность выпускать знаменитые средние танки без риска массовых технологических нарушений. Полностью воссоздать технологию производства корпуса из БВТ на востоке страны так и не удалось" по причине отсутствия технических, производственных и политических факторов.
      "Вот такая вышла печальная история...

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас