Сергей Махов

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    1,448
  • comments
    12
  • views
    48,086

Contributors to this blog

  • Saygo 1459

Немного по испанцам периода Трафальгара

Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

89 views

Чем испанские корабли отличались от кораблей других ведущих морских держав? Прежде всего, они были примерно на 10-20% больше по водоизмещению, нежели корабли тех же типов в Англии. Причина этого крылась как в том, что испанским кораблям приходилось постоянно совершать далекие вояжи в колонии, так и в том, что более крупный корабль – это более устойчивая артиллерийская платформа.
При этом испанские корабли по сравнению с англичанами и французами были недовооружены – например испанский 74-пушечник «Багама» нес на гон-деке всего лишь 24-фунтовые пушки, тогда как его английские визави – 32-фунтовые, а французские – 36-фунтовые. Сравним: испанский 74-пушечный линкор «Азия» (1791 год) имел вес бортового залпа, равный 712 фунтам, тогда как английский 74-пушечный «Каллоден» (1776) – 781 фунт, а французский «Темерер» (1782 год) – вообще 910 фунтов.
80- и 100-пушечники испанцев, хотя и несли стандартное вооружение на закрытых деках, были недовооружены для ближнего боя – например английский «Роял Соверин» (1786 год) нес на верхней палубе и надстройках сорок четыре 12-фунтовых пушки, тогда как 112-пушечный «Санта Анна» - лишь тридцать два 12-фунтовых орудия, плюс еще десять пушек калибром в 8 фунтов.
Испанские историки объясняют такое положение вещей заботой об обитаемости кораблей, а так же проблемой размещения припасов на дальних рейсах. Однако, скорее всего, подобная проблема вылезала из-за кадровых проблем испанского флота – испанские корабли были помимо всего прочего и самыми «малонаселенными»: 74-пушечники по штату комплектовались всего 640 моряками, по факту их всегда было меньше, не хватало людей, тогда как у французов подобные корабли требовали 700 человек, у англичан по штату – 750 человек (хотя реально на английских кораблях людей из-за некомплекта было чаще всего меньше семисот).
В общем, если во главу строительства французского флота была поставлена идея боя на дальней дистанции (отсюда самые мощные орудия на закрытых палубах, скорость, маневренность), у англичан господствовала концепция ближнего боя (отсюда примерно равное распределение бортового залпа по декам, наличие большого числа крупных пушек на верхней палубе, и т.д.), то во главу строительства испанского флота была поставлена возможность дальних плаваний. Отсюда и были основные проблемы у испанских кораблей в период 1796-1806 годов – ведь линкоры строятся прежде всего для боя, а не для вояжей в Америку и обратно.
Стоит отметить и вот еще какой факт – к концу XVIII века испанцы были зависимы от поставок мачтового дерева, льна и пеньки из России и Америки. С началом испано-французского союза и войны с Англией эти торговые маршруты стали закрыты для испанских купцов, и пришлось использовать вместо балтийской сосны пиринейскую, гораздо менее прочную и не такую высокую, и отечественные и колониальные лен и пеньку, которые оказались гораздо хуже российских товаров. Импортозамещение не сработало.
SanTelmoAlejoBerlingueromuseonavalmadrid

Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now