Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотров
    121 307

Авторы блога:

  • Saygo 1877

"Палочка над Т"

Saygo

248 просмотров

Классическим же применением палочки над Т является сражение при Бичи-Хэде (1690 год), когда французы просто взяли в полукруг голландский авангард и заставили его биться на два борта. На парусных кораблях артиллерийские команды укомплектованы в расчете на бой одним бортом, и при постановке парусника в два огня у них резко снижается темп и производительность стрельбы. Как следствие – практически всегда полное поражение атакованного таким образом корабля.
Далее распространение линейной тактики стало повсеместным. Проблема была в другом: линейная тактика – по сути тактика оборонительная, атаковать из нее было затруднительно. Поясним. Допустим, в море встретились два флота, идущие в линиях. Тот флот, который на ветре, должен был бы атаковать, но… как это сделать? Чтобы сохранить строй, головной корабль должен был первым повернуть на врага. Рулевой второго корабля должен был дождаться, пока первый корабль не ляжет на боевой курс, рулевому третьего корабля приходилось ждать ещё дольше, и так далее. В результате вместо боя на параллельных курсах флоты противников образовывали нечто вроде буквы «V», с углом в голове колонны.
В результате головные корабли атакующих оказывались ограниченно боеспособны, ведь основная артиллерия у парусников по бокам, и задействовать для огня по противнику они могли только носовые или близкие в батареях к носовым пушки. В свою очередь обороняющиеся лупили по врагу полным бортом. Недаром адмирал Роял Неви Джон Джервис говорил: «Два флота, равных по силам, никогда не проведут решительного сражения, если только оба не будут преисполнены решимости сражаться, или один из командующих не будет настолько глуп, что сломает свой строй».
В результате, попытка из линии, то есть чисто оборонительного построения, произвести нападение, привела англичан к двум громким неудачам – это сражение при Тулоне (1744 год) и сражение у Менорки (1756 год).
К тому же французы – главные противники англичан – не дремали, и в 1771 году разработали новую тактику, которая полностью купировала английское нападение из кильватерной колонны. Идея французов была проста: отдать англичанам инициативу при сближении и начинать обстрел в дальней дистанции, держа сомкнутую линию (часто бушприт одного корабля практически лежал на корме другого). Поскольку враг сближался под углом – он не мог использовать всю свою артиллерию, что ещё более благоприятствовало французам. Как только англичане сближались на дистанцию ближе средней, следовал сигнал «Поворот оверштаг» и или «Поворот фордевинд» (самое главное — от противника), и корабли французов разворачивались к противнику незадействованным в бою бортом, а также опять отходили во время поворота на дальнюю дистанцию и снова начинали обстрел сближающихся с ними английских кораблей.
Это своего рода и есть тактика палочки над «Т» в парусном флоте. Заметим, корабли держатся тут очень сомкнуто, и все время отступают, отдавая инициативу на сближение противнику. Да, эта тактика тоже оборонительная, но французов, выступавших почти всегда вторым номером, это вполне устраивало.
Так как же победить кильватерную колонну? Ответ был известен с самого начала – надо прорезать линию. Дело в том, что парусные корабли в отличие от паровых или современных, не имеют обратного хода. Таким образом, если происходит прорезание линии, часть флота идет прежним курсом, отдаляясь от места атаки, и становится практически бесполезной, а другая часть начинает расползаться вправо-влево, в стороны, и тем самым теряет и строй и управление. То есть атакующий получает прекрасную возможность повторить пример Лоустофта – бить кильватерной колонной сгрудившуюся кучу-малу противника. Но проблема была в том, а как линию-то прорезать?
проблема была в том, а как линию-то прорезать?

https://warhead.su/2019/12/15/palochka-nad-t-i-prorezanie-linii-kak-pobezhdali-v-morskih-srazheniyah

Position_des_flottes_francaises_et_angla</span>

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас