По следам раскаявшегося грабителя
Пьеса Мокуами про раскаявшихся бандитов имела большой успех. Её немедленно взял на вооружение знаменитый эстрадный сказитель того времени, автор и исполнитель рассказов ракуго Рю:тэй Энси (柳亭燕枝, 1838-1900) — перекроив и переделав. А ещё через год, в 1883-1884 годах, его извод вышел на бумаге, в виде двухтомного романа под названием «Островные ржанки, или Белые волны в открытом море» (島鵆沖白浪, «Сима тидори окицу сиранами») .
От кабукинской пьесы в романе остались рожки да ножки. Прежде всего, действие, которое у Мокуами подчёркнуто отнесено было к «нашим дням», оказалось перенесено в токугавские времена, так что герои стали современниками «Пятерых молодцов белых волн». К тому же на полноценный приключенческий двухтомник явно не хватало ни действия, ни персонажей — так что пришлось щедрой рукою добавить и того, и другого (и сделать героиню удалой разбойницей). От пьесы сохранилось несколько сцен и мотивов, но и только. Зато иллюстрировал роман не кто-нибудь, а сам Цукиока Ёситоси!
Эти картинки к дешёвому изданию (разумеется, чёрно-белые) исполнены в манере, не вполне обычной для этого художника: они резче, чуть небрежнее и порою карикатурнее, чем его обычные цветные гравюры. Но динамичные, выразительные и интересные; относительно некоторых мы не удивились бы, если бы встретили их на пятьдесят лет позже и, скажем, за подписью Дмитрия Митрохина, замечательного советского иллюстратора.
Роман подряд прочесть мы не осилили, так что выложим просто картинки с очень немногими пояснениями.
Вот титульный разворот с главными героями:
Ограбление закладной лавки, с которого всё началось:
Сэнта (сохраним уж имена из пьесы, хотя некоторых персонажей Рю:тэй Энси переименовал) подслушивает спор Отэру с матерью:
В горах — вместо новомодного рикши видна крыша носилок:
Героине приходится непросто:
А её матери, злой старухе, похоже, вообще едва не пришёл конец:
И так далее, уже без особой связи с сюжетом пьесы…
Это, кажется, Симадзо: удирает от стражи:
Вставных разбоев, ограблений и схваток вообще много:
И даже пожар:
Для разнообразия — мирные картинки, как тут с почтительной дочерью:
Или тут, с любовным свиданием:
И так далее...
Конечно, появляются и коварные монахи:
Вон они чьё-то тело в соломенном узле выносят — то ли живое, то ли уже мёртвое:
Нет, похоже, живое — бросили в море, а герой высвободился, выплыл и добрался до берега:
Статуэтка в руке — видимо, часть воровской добычи. Что не мешает ей быть чудотворной:
И вставная история из хэйанских времён:
В следующий раз — картинки ко второму тому, их меньше. У Ёситоси, кажется, не очень сложились отношения с издателем, Акиямой Сэйкити…
Sign in to follow this
Followers
0
0 Comments
There are no comments to display.
Please sign in to comment
You will be able to leave a comment after signing in
Sign In Now