Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотра
    121 343

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Строительство французского флота после Наполеоновских войн.

Saygo

170 просмотров

Строить флот – это вам не хухры-мухры! И даже в стране, где кораблестроение велось исстари. Иногда даже ввод нового типа корабля заставляет пересмотреть всю кораблестроительную политику, и начать реформы там, где казалось бы, и проблемы не существует. Не верите? А давайте посмотрим на примере французского флота.

До революции.

По итогам войны за Независимость США в 1786 году на французском флоте была введена так называемая «система Борда-Санэ». Смысл ее был в следующем: французских флот должен был строиться со стандартизированным вооружением, и определенными типами кораблей. Основу флота составляли двухдечные 74-пушечные корабли, несшие на гондеке 36-фунтовые орудия, на опердеке – 18-фунтовые, на верхней палубе и надстройках – 8-фунтовые пушки. С 1783 по 1815 годы было спущено на воду 107  кораблей такого плана. Флагманскими кораблями эскадр стали двухдечные 80-пушечники, которые на главной палубе были вооружены 36-фунтовками, на опердеке располагались 24-фунтовки, на верхней палубе и надстройках – 12-фунтовки. Таких линкоров с 1781 по 1815 год было построено 28 единиц. Самыми мощными кораблями были  трехдечные 118-пушечники имевшие на гондеке 36-фунтовки, на мидельдеке – 24-фунтовки, на опердеке – 12-фунтовки, на верхней палубе и надстройках – 8-фунтовые пушки. Их было спущено на воду 9 штук.
Отдельно стоит сказать и о фрегатах. Стандартным стал фрегат, несший на опердеке 18-фунтовые пушки, обычно 32- или 36-пушечный. Такое вооружение теоретически (в непогоду) позволяло новым фрегатам отбиться от 74-пушечников старого типа, поскольку если 74-пушечник не мог использовать порты нижнего дека, то вооружение у него было сравнимо с фрегатским (те же 18-фунтовки).
Система Бода-Санэ (или просто система Санэ) примечательная там, что для строительства всех классов кораблей использовались стандартизированные запчасти, то есть получался своего рода конструктор, пригодный для строительства как 74-, так и 80- или 118-пушечников.
Территориально флот делился на Атлантический (с базой в Бресте, 34 корабля, 35 фрегатов) и Средиземноморский (Тулон, 15 линкоров, 18 фрегатов). Кроме того, была создана эскадра в Рошфоре (14 кораблей, 14 фрегатов).

Прогресс наступает на пятки.

В принципе, это была стройная система, и она была передовой на 1780-е годы. На 1792 год во французском флоте числилось 80 кораблей и 79 фрегатов. В 1799 году Франция обладала всего 49 кораблями и 54 фрегатами, несмотря на корабли, введенные в строй во время революционного периода. При Наполеоне с 1799 по 1814 год было построено 87 кораблей и 59 фрегатов. С 1800 по 1815 год Франция потеряла 43 линейных корабля, 82 фрегата, если же учесть потери за период с 1792 по 1800 годы – ситуация была катастрофической. Тем не менее, на январь 1815 года Франция в общей сложности имела 103 корабля и 55 фрегатов, из которых, правда, большая часть находилась за пределами страны, либо была в ремонте, либо в постройке.
После отречения Наполеона и победы над Францией более всего Великобританию интересовало, чтобы французский флот более не возрождался. По соглашению от 30 мая 1814 года французы уничтожали 9 линейных кораблей, находящихся в строю, и 17 кораблей на стапелях. Кроме того, были уничтожены все корабли, строящиеся в Венеции, Генуе, и Антверпене. Французский флот был ограничен 15 линкорами и 20 фрегатами, британцы более не хотели испытывать судьбу в морском поединке с Францией.
Понятно, что при таких ограничениях французский морской штаб задумался о новом качественном составе флота, и было понятно, что система Санэ к концу наполеоновских войн она устарела, причем именно в системе вооружения кораблей. Причин этому две: первая – это массовый переход английского флота на карронады. В ближнем бою эти пушки в разы превосходили по весу залпа французские 8- и 12-фунтовки, что делало ближний бой для французов изначально проигрышным; вторая – появление 24-фунтовых фрегатов. Получалось, что по весу залпа в ненастную погоду (когда линейные корабли не могли использовать тяжелые орудия нижнего дека) эти фрегаты были мощнее 74-пушечников и сравнимы с 80-пушечниками. Первыми 24-фунтовые фрегаты внедрил, как ни странно, французский флот еще в далеком 1775 году (фрегаты «Пюрвеоз» и «Консолан»), несколько таких фрегатов было построено в 1780-90-х годах. Тогда французы предложили новую концепцию 40-пушечного фрегата, вооруженного 24-фунтовыми орудиями. Но возникли определенные проблемы -  задача размещения большой батареи на одной закрытой палубе привела к увеличению длины фрегата, что, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на корпусе корабля. Дело в том, что на таком корабле киль ставится длиннее, и соответственно на нос и корму килевой балки приходится увеличенная масса. Если же вспомнить, что предлагалось ставить орудия линкорного 24-фунтового калибра – эта масса должна была быть еще более значительной. Со временем в районе носа и кормы киль прогибается, и принимает форму банана, в свою очередь поперечные связи корпуса ослабляются и надстройки испытывают растягивающую нагрузку.
Изначально эти корабли планировались рейдерами, действующими на коммуникациях англичан. Однако почти все они были легко захвачены обычными английскими 32- и 36-пушечными фрегатами с 12- и 18-фунтовыми орудиями. Оказалось, что качество экипажей у британцев несоизмеримо выше и подготовка английских матросов (как в пушечном бою, так и в управлении парусами) вполне нивелирует отставание островитян в технике.

https://warhead.su/2020/02/16/neizbezhnyy-progress-kak-stroili-frantsuzskiy-flot-posle-napoleonovskih-voyn

353bd42c5775762a3de857374e91adefeea3c05e

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас