Скит боголепный

  • записей
    1 996
  • комментариев
    8
  • просмотра
    378 704

Авторы блога:

Немножко татарщины

Saygo

205 просмотров

       Или крымский вызов и московский ответ (тезисно).
      1. С распадом Большой Орды и смертью Ивана III необходимость для Бахчисарая в союзе с Москвой отпала. Но теперь встал вопрос о ордынском наследстве - кто будет за главного на постордынском пространстве им доминировать среди татарских юртов? В Крыму примерили шапку Мономаха и решили, что она ему не тяжела царский венец и решили, что он Гиреям впору (по Хуану, так-скать, сомбреро). Меннгли-Гирей начал, а его сын Мухаммед-Гирей продолжил по нарастающей "собирание земель" и власти. Тогда же отрабатываются и модели поведения - от бывших ордынских улусников требуют дани-поминков (они же тыш), которые рассматриваются в Крыму как знаки подчинения и признания своего вассального статуса. А чтобы бывшие улусники чувствовали почтение - для этого ест набеги. И набеги, выходит, не самоцель, а инструмент оказания военно-политического давления на соседей (взятый полон - приятный бонус, но не более того). Как писал Сахиб-Гирей Ивану IV в годы его малолетства, "А более ста тысяч рати у меня есть и возму, шед, из твоей земли по одной голове, сколько твоей земле убытка будет и сколько моей казне прибытка будет, и сколько мне поминков посылаешь, смети того, убыток свои которой более будет, то ли что своею волею пошлеш казну и что сколько войною такою возмут, гораздо собе о том помысли. И только твою землю и твое государство возму, ино все мои люди сыти будут".
      2. Крымский смерч 1521 г. характерный пример такого подход - когда в Бахчисарае поняли, что Василий III явно не стремится помогать "царю" в овладении Астраханью и не очень рад тому, что в Казани сидит крымский царевич, то Мухаммед-Гирей всел в седло со всею своею Ордою и наказал неверного московского улусника. Примечательно, что повторять свой успех Мухаммед-Гирей не стал и уклонился от "прямого дела" с Василием на следующий год, обратившись к разрешению астраханского вопроса.
      3. Москва поначалу попыталась сохранить status quo в своей внешней политике, рассматривая Литву главным противником и не стала ввязываться в прямое противостояние с Крымом. Дипломатия, пересылки между двумя государями, обещания и параллельно отработка системы раннего оповещения обнаружения и обороны по Берегу - вот те меры, которые в Москве считали достаточными для противодействия Бахчисараю. Казус 21-го года посчитали случайностью, тем более что после убийства Мухаммед-Гирея в Астрахани ногаями Крым впал в "большую замятню" и ему стало не до реализации имперских планов. Так что ориентация Москвы за решение проблем на западном направлении осталась, равно как и пристальное внимание к Казани и ногаям (по причине, о которой я писал прежде).
      4. К концу 30-х гг. "замятня" в Крыму закончилась - с приходом к власти Сахиб-Гирея и безвременной кончины крымского enfant terrible Ислам-Гирея внутриполитическая ситуация там более или менее стабилизировалась и сахиб-Гирей вернулся к идее реализации планов своего брата и отца. Он подмял под себя Казань, посадив там племянника, совершил успешный поход на Астрахань и несколько - на кавказских горцев, под занавес своей жизни начал договариваться с ногайские бием Юсуфом. А Москва - что Москва, Москва для него была на периферии его замыслов и он рассматривал ее не более чем досадную помеху. Целенаправленной политики по курощению и низведению Москвы он не проводил - не до этого было в погоне за миражом имперского величия. А Москва только этого и ждала...

2UuxH


      To be continued...


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас