Скит боголепный

  • записей
    1 977
  • комментариев
    8
  • просмотров
    376 320

Авторы блога:

Немножко татарщины 2...

Saygo

209 просмотров

       Продолжим тезисно излагать наш взгляд на русско-татарские отношения в XVI в.
      5. Пока Сахиб-Гирей, увлекшись своими имперскими замыслами, ходил на Астрахань и на кавказских горцев и восстанавливал отношения с ногаями, Москва тем временем вернулась к решению казанского вопроса. Начиная с 1545 г. русские полки раз за разом (а с 1547 г. - во главе с самим царем) ходят на Казань. Сахиб-Гирей почему-то забыл о своих громогласных заявлениях конца 30-х - нач. 40-х гг. и не оказывает Казани реальной поддержки. Сафа-Гирей и "крымская" "партия" в Казани вынуждены полагаться только на свои силы - даже на ногаев они не могли рассчитывать в полную силу. Итог был закономерен - в октябре 1552 г. Казань пала, отказавшись перед этим от предложения личной унии с Москвой (ну и кто теперь после этого сам себе злобный антропоморфный дендромутант?).
      6. А что в это время делал Сахиб-Гирей? А ничего. Создается впечатление, чт он прикрылся Казанью - пускай, мол, Москва пока тешится, казанцев за их измены наказывает, я же пока будут решать свои проблемы. Ну и прикрылся - дождался, пока в Стамбуле лопнет терпение и султан прикажет ему отправляться в новый поход на горцев, а пока хан будет в походе за пределами Крыма, опустевший трон займет очередной "царевич" из обоймы кантующихся на султановых хлебах и щербетах чингизидов. Такое впечатление, что поход этот был специально организован султаном и присными его, чтобы облегчить Девлет-Гирею I его восхождение к вершинам власти. И ведь взошел, и получил четкие инструкции из Стамбула обратить пристальное внимание на развитие событий в Восточййо Европе и споспешествовать успухе мусульманского дела и поражению неверных, посягнувших на его, султана, подопечных (халиф ведь, как-никак).
      7. А с чего это вдруг султан так забеспокоился делами в этой anus Mundi дыре, если у него неслабо так припекало на Средиземноморье, на Балканах и в Передней Азии? Надо полагать, что в Стамбул дошли слухи о том, что Вена (и, ясно дело, Рим за компанию) рассматривает предложение Москвы об антиосманском союзе, что этот союз имеет неплохие перспективы. И султан решил, используя стратегию непрямых действий, создать Москве проблемы, которые не позволили бы ей стать участником антитурецкой лиги (а с другого боку султану помогали Сигизмунд Ii Август, король польский и великий князь литовский, и ливонские ландсгерры). В общем, союз не состоялся, однако спасти Казань это уже не могло.
      8. Девлет-Гирей, будучи хитрым и осторожным политиком, не сторонником резких движений и особенно не полюбившим войну (но предпочитавшим дипломатию - для него война была лишь инструментом, средством, но никак не целью), тем не менее, под давлением Стамбула и "партии" "войны" при своем дворе 9чье рвение изрядно подогревалось литовским серебром и сукнами) был вынужден ввязаться в большую войну с Москвой, тем более что и сама Москва ему в этом подыграла, начав в 1555 г. наступление на Крым.
      9. Эта война, "война двух царей", продлится по факту до самой смерти Девлет-Гирея, достигнув своего апогея на рубеже 60-х - 70-х гг. XVI в. Три события обозначили эту вершину - астраханский поход османов и татар, поход Девлет-Гирея на Москву в 1571 г. и молодинское "сидение" в следующем году. Оглушающий успех (Ягеллоны могли только мечтать о таком одолении!) мая 71-го г., однако, не привел к победе хана в войне - напротив, молодинское фиаско полностью перекрыло все прежние достижения. И что с того, что сражение при Молодях имело нерешительный характер и отнюдь не стало для Крыма военной катастрофой (чтобы там ни писали московские книжники и рапортовали воеводы Ивана IV). Важны последствия ее - с этого момента начинается поначалу медленный, а затем все более и более ускоряющийся упадок "Великого улуса". И пускай он растянется на два столетия с лишком - время Крыма прошло.
      10. Оставшееся время до конца столетия - кризис Крымского ханства, его ослабление, связанное не в последнюю очередь с постоянной внутриполитической нестабильностью, подрывавшей силу и авторитет Крыма. Ханство утрачивает немалую долю своей политической субъектности, его зависимость от Стамбула нарастает, а военные возможности - падают. Поход Гази-Гирея II на Москву в 1591 г. это наглядно продемонстрировал - это была действительно катастрофа, хотя дело и не дошло до многодневного "сидения", подобного тому, что случилось при Молодях. Москва же, оправившись от последствий политического и социально-экономического кризиса конца 70-х - нач. 80-х гг., во 2-й половине 80-х гг. перешла в наступление в Поле, выдвигая постепенно вперед, к югу, линию сторожей и застав, подкрепляя это продвижение строительством все новых и новых "польских" городов. Это строительство недвусмысленно показывало намерения Москвы застолбить за собой новые территории на юге, не допустив сюда "черкасскую" колонизацию и не позволив татарам и дальше использовать эти территории как плацдарм для нападений на государеву "украину". Более того, на исходе века активизируются контакты Москвы с Римом и Веной на предмет заключения антиосманского союза (эту карту блестяще разыграл еще Иван Грозный во 2-й половине 70-х - нач. 80-х гг. XVI в.). Дело шло к тому, что Москва в не так чтобы очень уж и далеком будущем вошла бы в христианскую Лигу и ввязалась бы в войну со Стамбулом, а в качестве мальчика для битья ей под руку попал бы Крым... Увы, события начала XVII вв. перечеркнули эти планы и к ним Россия вернулась лишь в конце XVII в. Однако это уже иная история...

s1200



Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас