Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотров
    120 978

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Алкоголь и флот. Голландцы.

Saygo

307 просмотров

В полном соответствии с английским флотом у голландцев на заре эпохи Великих Географических открытий главным напитком на кораблях было пиво. Тут доподлинно неизвестно, откуда пришла мода на пиво, из Англии в Голландию, или наоборот, ибо голландцы обвиняли англичан, тогда как англичане – голландцев. Так, преподобный Сидней Смит (1771-1845 г.г.) пишет: «Пиво — это грубое голландское пойло, вещь, неизвестная в Англии до последних дней, чуждое нашей нации, вплоть до времени, когда перевороты и ереси пришли против нас, это наглый незваный гость в этой земле». Естественно, преподобный лукавит, но скажем одно – голландцы на флоте (и не только на флоте) действительно пили по-черному. Так, в 1300-х один житель Брабанта в месяц в среднем выпивал 255 литров пива (8,5 литров в день), а житель Утрехта – «всего» выпивал в месяц 211 литров пива (7 литров в день).
Если в английском флоте суточный рацион моряка составлял 1 галлон пива в день, то у голландцев – 2 галлона пива в день. Поэтому совершенно обыденным и симптоматичным в сражениях голландцев были такие случаи: «В трехдневном сражении у Портленда (28 февраля -2 марта 1653 года) 50-пушечный английский «Лайон» атаковал и сильно повредил корабль голландской Ост-Индской компании 44-пушечный «Фогельструйс» (1200 тонн). Позже его захватил и взял на буксир 40-пушечный британец «Пеликан» из эскадры Блейка.
В свою очередь к вечеру «Пеликан» атаковали голландские корабли и он вынужден был обрубить буксирные канаты, связывавшие его с «Фогельструйс». Сильно избитый корабль ОИК нашел голландский контр-адмирал Гедеон де Вильд, тоже взял его на буксир, но вскоре обрезал буксирный трос, так как обнаружил, что экипаж ост-индийца мертвецки пьян и не может совладать с парусами. В конце концов «Фогельструйс» захватил 12-пушечный английский «Мерлин», который нашел корабль с порванными парусами сдрейфовавшим к Эксмуту. Голландцы при захвате не оказывали никакого сопротивления. «Мерлин» и привел к эскадре Блейка 1200-тонный корабль ОИК в качестве приза».
Однако с разрастанием голландской империи проблема пива на кораблях приобрела такую же остроту, как и у англичан. Мы с вами помним расчеты из предыдущей части, при расчете даже 1 галлона пива в день на человека месячный запас пива будет равен 30 галлонам или 135 литрам. Если учесть, что стандартная команда даже 60-пушечника – это не менее 400 человек, то 135 литров на человека на месяц превращаются в 54 тысячи литров, которые где-то надо хранить, и которые занимают не только место, но и отбирают полезный вес.
Поэтому примерно в 1640-х годах для дальних плаваний пиво стали заменять старым добрым женевьером, или по привычному для нас – джином. Джин был известен давно, и пришел в Северную Европу из Италии – монахи Салерно начали варить его еще в 1055 году. Однако тогда это было просто вино со вкусом можжевельника. Голландцы же «творчески переработали» рецепт, и увеличили его крепость примерно до 38-42 градусов. Изначально этот напиток так же называли женевьером, однако вскоре сократили до «жин» или «джин». Англичане зло шутят: «Голландцы просто были слишком пьяны, чтобы выговорить полностью слово «женевьер».
Уже во времена второй и третьей англо-голландских войн очень часто на голландском флоте заменяли 2 галлона пива на две бельгийские пинты джина (бельгийская пинта – это 0.257 литра). Таким образом,  суточная норма голландского моряка Эпохи Паруса составляла стандартные 0.5 литра джина крепостью 38-42 градуса.
В результате над «полями сражений» на море царил такой пьяный кумар, который, по словам адмирала Монтегю, «пьянил не хуже, чем сам джин». По результатам англо-голландских войн в английском языке закрепилась идиома «dutch courage» - «голландская храбрость» или «голландская ярость», то есть это храбрость пьяного в дымину, в лоскуты человека.

Дальше тут:
https://zen.yandex.ru/media/rightplace/alkogol-na-parusnom-flote-i-ne-tolko-gollandiia-5ec765a16fe9405a2b39d0ed?fbclid=IwAR23i9XvesUuhT8QHHOvtOKckrIaovlN1KuSAMDw9tv_hfi4VuUsuJ7WUeY

Hampel-70099002-a.jpg

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас