Сергей Махов

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    1,444
  • comments
    12
  • views
    47,896

Contributors to this blog

  • Saygo 1455

Кому война а кому мать родна

Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

34 views

Как же повлияло поражение при Трафальгаре на испанский флот? Если посмотреть на списочный состав испанского флота на 19 апреля 1808 года, предоставленный Морским министерством королю, то мы увидим следующую картину:
Линейные корабли от 64 до 114 орудий – 42 единицы;
Фрегаты от 32 до 44 орудий – 30 единиц;
Корветы от 16 до 32 орудий – 20 единиц.
Шебеки – 4 шт.
Вспомогательные крейсера (уркас) – 15 шт.
Бригантины -50 шт.
Пакетботы – 4 шт.
Полакры – 10шт.
Голеты (шхуны) – 38 шт.
Люгеры – 1 шт.
Балагу (разновидность шхун, используемых в Америке) – 3 шт.
Мистики (каталонские двумачтовые суда) – 2 шт.
Скифы (Esquifes, скоростные гребные лодки) – 2 шт.
Лорчи – 4 шт.
Галеоты  - 1 шт.
Итого – 222 корабля.
Кроме того, в этом же отчете отдельной строкой выделена численность торгового флота Испании – 11 793 судна.
Прямо скажем – далеко не маленький флот! А что же произошло дальше? В 1808 году после Мадридского восстания началась война с Наполеоном, а союзниками испанцев стали их недавние враги – англичане. Надо сказать, войска герцога Веллингтона мало заботились об испанских городах и селах, чаще всего разоряя и сжигая города при отступлениях, и грабя и растаскивая при наступлениях .По сути англичане и французы совместно превратили Испанию в бесплодную пустыню.
То немногое, что осталось от судостроительной промышленности, было разрушено, заброшено, да просто разорилось из-за превратностей войны. Сами моряки (а на 1808 год их насчитывалось 60 тысяч человек плюс 15 тысяч человек морской пехоты) присоединились к сухопутной армии и сражались на суше. Примером можно привести известного нам Морильо, который начинал свою военную карьеру в качестве офицера морской пехоты, и был взят в плен англичанами при Трафальгаре на корабле «Сан-Ильдефонсо».
Более того, испанские и английские генералы организовали прессинг по набору людей в армию, и забирали и мастеровых, и корабельных дел мастеров, и плотников, и конопатчиков, и такелажников…. Эти ценные производственные кадры так же сгорели в огне войны с французами.
Именно поэтому за период 1808-1814 годов флот получил в качестве пополнения только два фрегата («Корнелия» и «Кармен»), один корвет («Абаскаль») и три 14-пушечные бригантины («Алерт, «Авангер» и «Волонтер»). Причем все эти корабли были построены на колониальных верфях, ни одного корабля, построенного в метрополии, за этот период не было. В это же самое время корабли гибли в переходах через Атлантику и Тихий океан, горели в портах, просто гнили в гаванях, а заменять их было нечем. Торговые суда массово захватывались сначала англичанами, потом французами, американцами, пиратами, южноамериканскими революционерами…
Поэтому к 1814-му году оказалось, что флота у Испании-то и нет. Причем и торгового флота же, поскольку для отправки экспедиции Морильо Испании пришлось фрахтовать транспорта по всему миру, платя немыслимые деньги и обходя запреты Великобритании, которая не только отказалась помочь «своим испанским друзьям», но и прямо не рекомендовала другим державам сдавать внаем Испании торговые суда.
При этом англичане прекрасно наживались и на южноамериканских повстанцах, ну а что такого? Да, «Браун Бесс» стоит на любом рынке в розницу примерно 25 песо, но почему бы не продать этим одержимым революциями идеалистам оптовые партии мушкетов по цене в 28-32 песо за штуку? «Nothing personal, just business».

1280px-Primera_Escuadra_Nacional_Chilena
Первая национальная эскадра Чили. Все корабли, как мы понимаем, полностью испанские.

Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now